УДК 378.1 (4ФРА) Ш.В. ТАГИРОВА
директор по международным связям, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
E-mail: [email protected]
UDC 378.1(4FRA) SH.V. TAGIROVA
Head ofinternational affairs, National Research University
"Higher School of Economics" E-mail: [email protected]
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ: ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ
THE LATEST TRENDS IN FRENCH HIGHER EDUCATION
В статье проводится анализ текущего процесса реформирования системы высшего образования Франции. Описываются особенности новой модели управления высшим образованием Франции. Анализируется влияние новой модели на усиление конкурентных преимуществ французской системы высшего образования в мире, в том числе на привлечение иностранных студентов во французские вузы.
Ключевые слова: высшее образование, стипендии на обучение, академическая мобильность, иностранные студенты, управление, рейтинг.
The article covers the current reforms of the French system of Higher Education. The author identifies emerging trends of the new management model of sector; analyzes the impact of the new management model on enhancing the competitive advantages of the French Higher Education system in the world; and defines a level of its international demand among prospective students.
Keywords: higher education, scholarship, academic mobility, international students, management, ranking.
В рейтинге глобальной конкуренции 20142015 гг. Франция вошла в категорию 37 государств с инновационно-развивающейся экономикой и заняла 28 место (из 140) по уровню развития системы высшего образования1. Показатель образованности населения Франции в возрастной категории 30-34 года - свыше 40% от общего числа населения страны, в то время как средний показатель в Европе варьируется на уровне 33-34%2.
Главным источником финансирования системы образования Франции является государство. В 2015 году в государственном бюджете на развитие образования предусмотрено 65,02 млрд. евро3, из которых 23,05 млрд. евро отводятся на высшее образование, что на 45 млн. евро выше предыдущего года4, но меньше бюджета 2012 года (28,7 млрд. евро)5.
В среднем государственные расходы на одного студента во Франции составляют 11740 евро. Сумма варьируется в зависимости от типа высшего учебного
1 The Global Competitiveness Report 2014-2015. Klaus Schwab, World Economic Report.
2 Stratégie nationale de l'enseignement supérieur. Rapport d'étape du Comité StraNES http://www.sup-recherche.org/images/pdf_ divers/Rapport_etape_StraNES_8_juillet_-_17h04_339053.pdf
3 Projet de la loi de finance 2015.
http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid82661/plf-2015-budget-en-hausse-pour-l-enseignement-superieur-et-la-recherche.html
4 Там же.
5 Министерство национального образования, высшего об-
разования и науки. Официальный сайт: http://www.enseignementsup-
recherche.gouv.fr/
заведения: от 10940 евро в год в государственных университетах до 15020 евро в рамках двухлетних специализированных подготовительных отделений высших школ (франц. les classes préparatoires aux grandes écoles - далее CPGE). Основная причина разницы расходов -соотношение количества преподавателей и студентов в образовательном учреждении.
Правительство Франции оказывает студентам финансовую поддержку по разным направлениям: выделение бюджетных мест, предоставление стипендий, образовательных кредитов по льготной ставке и др. В 2015 году выделено 75000 бюджетных мест для обучения во французских вузах с ежемесячным денежным пособием в размере 1000 евро6. Ранее в 2013 году было выделено 56000 бюджетных мест. Для малоимущих студентов предусмотрено 1000 стипендий в размере от 4000 до 5000 евро7. Кроме того, с 2008 года сроком от одного месяца до одного года присуждается социальная стипендия студентам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации8.
Для иностранных граждан, желающих получить высшее образование во Франции, также предусматри-
6 PLF 2015: budget en hausse pour l'Enseignement supérieur et la Recherche. http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid82661/ plf-2015-budget-en-hausse-pour-l-enseignement-superieur-et-la-recher-che.html
7 Там же.
8 Les aides sociales pour les étudiants non boursiers. http://www.france.fr/etudier-en-france/les-aides-sociales-pour-les-
etudiants-non-boursiers.html
© Ш.В. Тагирова © Sh.V. Tagirova
ваются различные виды грантов/стипендиальных программ, которые можно классифицировать следующим образом:
- стипендии на обучение (франц. Bourse d'études), выделяемые иностранным студентам последних курсов национальных вузов для продолжения обучения в высших учебных заведениях Франции в рамках второго цикла высшего образования, с целью получения диплома Высшей школы или диплома университета уровня «Магистр»;
- стипендии на стажировку (франц. Bourse de stage), которые предоставляются сроком от трех до двенадцати месяцев для прохождения практики в рамках образовательной программы студента. Кроме того, по решению Министерства образования Франции такой вид стипендии может предоставляться для краткосрочной языковой или педагогической стажировки;
- научные стипендии высокого уровня (франц. Bourse de séjour scientifique de haut niveau) сроком от одного до трех месяцев. Предоставляются в рамках исследовательской работы, обменных программ в области науки, культуры и технологий;
- стипендии для покрытия социальной страховки (франц. Bourse de couverture sociale), финансирующие большую часть расходов, связанных с обучением во Франции по программам бакалавриата и магистратуры;
- стипендии для написания диссертаций при совместном франко-российском научном руководстве (франц. Bourse de thèse en co-tutelle). Предоставляются аспирантам для написания диссертации с двойным научным руководством и возможностью получения двойного диплома.
Отдельного внимания заслуживает стипендиальная программа имени Гюстава Эйфеля (франц. Bourses d'Eiffel), которая является одной из самых востребованных и престижных среди иностранных абитуриентов. Стипендия позволяет оплатить обучение во французском вузе полностью или частично. Ходатайствовать о присуждении стипендии может только французский вуз, в котором кандидат желает обучаться. Существует два вида стипендий имени Г. Эйфеля - учебная стипендия Bourses d'excellence Eiffel, позволяющая оплатить один или два года обучения во Франции, в зависимости от срока, требующегося кандидату для получения диплома по таким направлениям, как экономика, менеджмент, инженерные науки, право, политические науки, управление. Вторая разновидность - аспирантская стипендия Эйфеля (франц. Eiffel Doctorat), в рамках которой студент-аспирант получает возможность провести один учебный год во Франции, обучаясь по модели совместной аспирантуры. Кандидаты отбираются французским учебным заведением, которое обязуется принять исследователя на один год обучения в аспирантуру. Предпочтительными являются 2-ой или 3-й год обучения, за исключением особых случаев. Максимальный срок программы 10 месяцев, без права продления. Направлениями обучения могут быть инженерные науки, математика, физика, химия, бионауки и
биотехнологии, экология, науки и технологии информации и коммуникации, экономика, управление, право, политические науки и международные отношения9.
Курирующим органом по присуждению учебных грантов/стипендий иностранным гражданам является Министерство иностранных дел Франции. Существуют также стипендии Министерства культуры, Министерства финансов, различных организаций и многие другие10.
Ежегодно расходы Франции на обучение иностранных студентов составляют около 3 млрд. евро. Однако ежегодные поступления в национальную казну от иностранных студентов достигают 4,65 млрд. евро11, из которых:
- 3250 млн. евро приходится на ежедневные потребительские расходы иностранных студентов;
- 563 млн. евро - на оплату за обучение;
- 364 млн. евро - на доходы национальных авиакомпаний;
- 466 млн. евро - на посещения Франции родственниками иностранных студентов12.
Кроме того, ненатуральный доход Франции от иностранных студентов также весьма существенен. По окончании вуза 65-85% выпускников отдают предпочтение французской продукции, образованию, развитию партнерства с французскими компаниями, туристическим поездкам во Францию. По данным КампюсФранс, большинство иностранных студентов, не являющихся изначально франкофонами, по окончании обучения свободно говорят по-французски и стремятся к дальнейшему развитию контактов с Францией13.
22 июля 2013 года во Франции был принят Закон о высшем образовании и научных исследованиях. С этого момента начались официальные реформы системы высшего образования Франции, которые привели к существенным структурным изменениям, включая механизм управления на разных уровнях системы образования. Закон предусматривает введение квот на дипломы техников высшей квалификации (франц. Le brevet de technicien supérieur (BTS) и университетские дипломы технологов (франц. Le diplome universitaire de technologie (DUT), подписание соглашений между подготовительными отделениями и университетами, открытие новых отделений бакалавриата, изменение управленческой структуры университетов, интегра-
9 Etudiants étrangers: les bourse et les dispositifs d'aides en France. http://www.france.fr/etudier-en-france/etudiants-etrangers-les-bourses-et-les-dispositifs-daides-en-france.html
10 Более подробно см. Comment financer son projet d'études en France.
http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/venir-en-france-22365/ etudier-en-france-12794/financer-le-projet-bourses/
11 Au-delà de l'influence: l'apport économique des étudiants étrangers en France. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Apport_ Economique_des_Etudiants_etrangers_-_Campus_France_Version_ Finale_cle0fd785.pdf
12 Там же.
13 Au-delà de l'influence: l'apport économique des étudiants étrangers en France. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Apport_ Economique_des_Etudiants_etrangers_-_Campus_France_Version_ Finale_cle0fd785.pdf
цию стажировок в учебные программы, предписание учебным заведениям, предлагающим дипломы о высшем образовании (технические дипломы, подготовительные отделения CPGE), публикацию статистики об успеваемости своих студентов на выбранных ими специальностях, а также об их дальнейшем образовании и трудоустройстве после окончания вуза. Особый акцент делается на развитии цифровых технологий в образовании. В соответствии со статьей 16 Закона о высшем образовании и научных исследованиях вузы должны «выкладывать в свободный доступ электронные версии учебных программ в случае, если данные дисциплины позволяют это сделать».
Закон преобразовал внутреннюю систему управления университета, прекратив существование двух центральных университетских советов - Ученого Совета (франц. Conseil Scientifique) и Совета по образованию и студенческой жизни (франц. Conseil des études et de la vie étudiante), преобразовав их в «Комиссию по науке»14 (франц. Commission de la recherche) и «Комиссию по учебной работе и студенческой жизни»15 (франц. Commission de formation et de la vie universitaire) соответственно. Обе Комиссии образуют Академический совет университета (франц. Le Conseil Académique) и имеют консультативные функции. В случае если решения, принимаемые Комиссией по науке и Комиссией по учебной работе и студенческой жизни, затрагивают финансовые аспекты, то в обязательном порядке необходимо получить одобрение Административного совета университета (франц. Conseil d'administration) (таблица 1).
Административный совет университета (далее -АСУ) состоит из 24-36 членов, восемь из которых являются внешними экспертами (кандидатуры могут быть номинированы партнерами университета или же рекомендованы Административным советом), но принимают участие в избрании президента университета.
Основными функциями АСУ являются:
- подписание четырехлетнего контракта (франц. le contrat d'établissement de l'université) с Министерством национального образования, высшего образования и науки Франции. Процедура подготовки контракта за-
Реформирование Администрат
нимает около года. Инициатива принадлежит президенту вуза, но фаза обсуждения контракта различными Комиссиями вуза является необходимым условием легитимности документа. До проведения переговоров по контракту вуз должен выполнить ряд требований. Ему необходимо подвести итог результатов предыдущего четырехлетнего контракта и составить план развития вуза, который определяет, в общих словах, свои цели развития (стратегические оси) с учетом регионального и национального направления развития, что предусматривает определенную связь с национальным планом государственно-регионального развития. По мнению многих президентов вузов, составление плана развития вуза является самым важным во всей процедуре заключения контракта, так как на данном этапе мобилизует все вузовское сообщество, придавая вузовской жизни чувство динамичности и единения. После этого государство и вуз приступают к проведению процедуры переговоров по контракту, учитывая одновременно план развития, составленный вузом, и приоритеты проводимого политического курса. Переговоры состоят из трех фаз: общего обмена, специальных обменов и заключительной фазы (иногда с перерывами между второй и третьей фазами). В итоге контракт будет содержать конвергентные цели и важные приложения. В частности, список дипломов, который вуз правомочен выдавать; список учебных программ и научно-исследовательских коллективов, признанных государством и официальными органами, ответственными за научно-исследовательский сектор, а также финансовое приложение, содержащее в себе список дотаций, которое государство обязуется предоставить вузу в рамках реализации четырехлетнего контракта. Подобная контрактная политика стала одновременно существенным элементом стимулирующей стратегии государства по отношению к вузам и стратегией развития каждого вуза отдельно, основываясь сначала на внутреннем планировании, затем на составлении положений контракта, подписываемого государством и органами власти, отвечающими за развитие высшего образования Франции16. В случае наличия непреодолимых разногласий и невозможности подписа-
Таблица 1.
ого совета университета (АСУ)
Классификационные В соответствии с В соответствии с за- В соответствии с Законом
группы членов АСУ Законом Савари (%) коном LRU (чел.) от 23 июля 2013 г (чел.)
Преподаватели-исследователи 40-45% от общего числа 8-14 8-16
Внешние эксперты 20-30 % от общего числа 7-8 8
Студенты основных и допол- 20-25 % от общего числа 3-5 4-6
нительных образовательных
программ
Иные сотрудники (админи- 10-15% 2-3 4-6
стративный, технический
персонал и т.п.)
Всего: 30-60 20-30 24-36
16 Тагирова Ш.В. Политика стратегического управления си--стемой высшего образования: сравнительный анализ западного и рос-
14 Code de l'éducation. Article L 712-5. сийского опыта (на примере Франции, Великобритании и Российской
15 Code de l'éducation. Article L 712-6. Федерации): дис...канд. пол. наук. М. 2009. 211 с.
ния контракта ежегодно вузу предоставляются только финансовые отчисления, обеспечивающие его функционирование как органа государственной службы в области высшего образования и исследований17;
- принятие бюджета;
- одобрение соглашения/конвенции/договора, подписанного президентом университета;
- принятие окончательных решений по ряду финансовых вопросов (пожертвования в адрес университета, продажа собственности университета и др.);
- разработка и принятие внутреннего регламента/ устава университета;
- утверждение ежегодного отчета о деятельности университета и др.18
Таким образом, АСУ определяет политику развития университета.
Еще одним важным нововведением является разрешение французским вузам вести преподавание не только на французском языке, но и на иностранном, в случае, если курс читается приглашенным зарубежным профессором. Данная мера направлена на увеличение предложения образовательных программ на английском языке. С момента принятия Закона о высшем образовании и научных исследованиях от 2013 года во французских вузах было запущено более 1000 англоязычным программ.
Наряду с принятием нового Закона, были разработаны две национальные стратегии развития высшего образования Франции: Стратегическая программа научных исследований (франц. un agenda stratégique de la recherche) и Национальная стратегия развития высшего образования (франц. une stratégie nationale de l'enseignement supérieur), обязательность которых закреплена новым Законом.
Разработка и реализация Стратегической программы научных исследований Франции (далее - СПНИ) находится в ведении Стратегического совета по научным исследованиям, в состав которого входят ведущие эксперты и исследователи, выдающиеся политические и экономические деятели. Основными направлениями СПНИ являются:
- поиск решения социальных проблем Франции;
- реформирование механизма координации научных исследований;
- продвижение технологических исследований;
- развитие информационного образования и информационной структуры;
- усиление развития инноваций и трансфера технологий;
- развитие научной культуры;
- разработка средств программирования приоритетных научных и инновационных областей;
- создание сайтов с когерентной системой памяти;
- усиление конкурентных преимуществ французских исследований на европейском и международном
17 Циркуляр № 98-118 от 22 мая 1998 г. (Circulaire № 98-118 du 22 mai 1998).
18 Code de l'éducation. Article L 712-3.
рынке.19
Таким образом, новая национальная стратегия развития научных исследований, закрепленная в Законе о высшем образовании и научных исследованиях, позволит, с одной стороны, создать инновационную модель развития научных исследований Франции (в Германии «Стратегия по высоким технологиям 2020»), а с другой - решить основные экономические и социальные проблемы.
В свою очередь, Национальная стратегия развития высшего образования Франции (далее - НСРВО) регулирует развитие французской системы высшего образования. Так же как и Стратегическая программа научных исследований Франции, НСРВО введена новым Законом о высшем образовании и науке и реализуется специальным Комитетом НСРВО. Основными задачами Комитета НСРВО являются: осуществление среднесрочного и долгосрочного планирования развития высшего образования Франции с определением его главных национальных приоритетов на ближайшие 10 лет; разработка государственных программ по достижению заявленных целей, мониторинг реализации НСРВО20.
В результате проводимых реформ было создано Национальное исследовательское агентство (франц. Agence nationale de la recherche), деятельность которого направлена на повышение количества исследовательских проектов; учреждены конкурентоспособные полюса образования и научных исследований (франц. Pôles de recherche et d'enseignement supérieur - далее PRES), позволяющие вузам объединять свои ресурсы и более эффективно вести совместную деятельность; увеличен бюджет Министерства высшего образования и науки Франции; усилена автономия университетов согласно закону о свободе и ответственности, который позволяет университетам создавать свои собственные фонды для привлечения внебюджетных средств21.
Активно стимулируется деятельность по продвижению французского высшего образования за рубежом агентством КампюсФранс ('франц. CampusFrance) - главной организации по развитию академической мобильности Франции, имеющей широкую сеть представительств по всему миру22. Вузы могут привлекать иностранных граждан на обучение самостоятельно. Многие французские университеты внедряют у себя систему «единого окна поддержки иностранных студентов» (далее - «Единое окно»), а именно оказание всяческого содействия в адаптации и интеграции иностранных граждан, прибывших на обучение, в университетскую жизнь и жизнь французского общества.
19 Conseil stratégique de la recherche. http://www. enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid75958/conseil-strategique-de-la-recherche.html
20 La Stratégie Nationale De L'enseignement Supérieur (Stranes). Официальный сайт Министерства национального образования, высшего образования и науки http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/
21 L'accueil en France des étudiants étrangrs, 2010. http://www. diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Mobilite_etudiante_fr_06092010.pdf
22 КампюсФранс. Официальный сайт: http://www. campusfrance.org
Предоставление необходимой информации по студенческой жизни в вузе, оказание помощи в приобретении медицинской страховки, продлении учебной визы, поиске жилья, во встрече в аэропорту и многое другое. Данный перечень - это всего лишь незначительная часть услуг, предоставляемых «Единым окном» университета. Каждый вуз самостоятельно устанавливает функционал для своего «Единого окна»23.
Государственная стратегия по привлечению иностранных студентов, на наш взгляд, является эффективной. По данным ЮНЕСКО, Франция занимает третье место в мире по количеству принимаемых иностранных студентов (7% от общего количества). На протяжении последних пяти лет количество иностранных студентов во Франции растет ежегодно (рис. 1).
ЗООООО j95000 390000 285000 2ЭОООО £75000 270000 265000
2 005-2010
29SOS1
2ВВ60Б
¡ill
.d-2011 2011-2012 2012-2013 2Û13-2014
Рис. 1. Количество иностранных студентов во Франции в период с 2009-2010 по 2013-2014 гг.
В 2013-2014 гг. во Франции обучалось 295 084 иностранных граждан по программам третичного образо-вания24, что на 2% больше предыдущего года. Из них 217 926 человек (73,8 %) являются учащимися университетов25. Необходимо отметить, что общее количество студентов в национальных вузах за последние 50 лет возросло более чем в 8 раз. Если в 1960 году число студентов в национальных вузах составляло 310000 человек, то в сентябре 2013 года насчитывало 242290026. Из них доля иностранных студентов составляет 12,1%, а аспирантов - 41,4%27. 2014 год также ознаменовался ростом общего количества студентов (по сравнению с 2013 годом) на 1,5 % (2466500 чел.)28.
Традиционными странами, из которых во Францию прибывает наибольшее количество иностранных студентов, являются Марокко, Китай, Алжир, Тунис и Сенегал (таблица 2). Количество студентов из этих стран составляет более 50% иностранных студентов Франции в целом.
На протяжении многих лет наиболее крупным контингентом иностранных студентов являются представи-
23 Accueil des étudiants étrangers en France. http://www.france.fr/etudier-en-france/accueil-des-etudiants-etran-
gers-en-france.html
24 L'essentiel des chiffres clés № 9, Septembre 2014. CampusFrance.
http://ressources.campusfrance.org/publi_institu/etude_prospect/ chiffres_cles/fr/chiffres_cles_n9_essentiel.pdf
25 Там же.
26 La Stratégie Nationale De L'enseignement Supérieur (Stranes). Rapport d'étape du Comité StraNES http://www.sup-recherche.org/ima-ges/pdf_divers/Rapport_etape_StraNES_8_juillet_-_17h04_339053.pdf
27 Там же.
28 Официальный сайт Министерства национального обра-
зования, высшего образования и науки. http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/
тели Королевства Марокко. Однако существует высокая вероятность того, что в ближайшие годы студенты из Китая смогут потеснить студентов из Марокко, так как Франция занимает шестое место в мире по приему китайских граждан на обучение и интерес к французскому высшему образованию среди китайских студентов растет. В целом, географический разброс иностранных студентов Франции выглядит следующим образом: 43%
- представители Африки, 26%- Европы,19% - Азии, 8%
- Америки и 4% - Ближнего Востока29.
Таблица 2.
Страны, из которых во Францию прибыло наибольшее количество иностранных студентов, 2012-2014 гг.
Количество Количество Изменения
студентов студентов в 2012 и
в 2012- 2013-2014 гг. 2013 гг., %
2013 гг.
Марокко 32484 33899 5,6
Китай 29696 30176 0,6
Алжир 23735 21935 -3,4
Тунис 12976 11869 -0,3
Сенегал 9555 8919 -0,8
Германия 8800 8978 2,3
Италия 7954 9322 10,4
Камерун 7483 7279 -1,6
Вьетнам 6115 6235 -1,0
Испания 5740 6363 7,7
Россия 4936 5101 2,3
Ливан 4935 4607 1,0
Румыния 4819 4572 0,9
Бразилия 4672 5148 4,2
США 4449 4909 4,4
Кот-д-Ивуар 4331 5051 12,4
Габон 4292 4 201 2,6
Португалия 3825 4134 5,7
Источник: КампюсФранс
Высшее образование Франции всегда отличало высокое качество. Проводимые в настоящее время реформы направлены не только на сохранение имеющегося потенциала сектора, но прежде всего на его дальнейшее развитие в соответствии с вызовами 21 века в условиях жесткой конкурентной борьбы на международном образовательном рынке. Несмотря на то, что мнение французских экспертов относительно эффективности реформ системы высшего образования, проводимых Правительством Франции, разделилось, бесспорным остается тот факт, что более эффективная национальная система высшего образования будет оказывать непосредственное влияние на экономическое развитие страны посредством внедрения инновационных технологий. Вот почему расходы на национальное образование являются главным приоритетом страны и самой крупной статьей расходов государственного бюджета Франции. Сегодня, как никогда ранее, Министерство
29 Au-delà de l'influence: l'apport économique des étudiants étrangers en France. http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Apport_ Economique_des_Etudiants_etrangers_-_Campus_France_Version_ Finale_cle0fd785.pdf
национального образования, высшего образования и науки Франции говорит о долгосрочных эффектах вложенных инвестиций в образование, которые позитивно отразятся на развитии экономики, общества, окружающей среды, культуры Франции.
Проводимые реформы направлены на повышение уровня привлекательности французского образования для иностранных студентов не только в части отдельных всемирно признанных французских университетов, но в целом системы высшего образования, ее эффективности, прозрачности и доступности. Закон об образовании, принятый 22 июля 2013 года, является важным шагом на этом пути: направлен на решение основных проблем студентов, дает новый стимул в поиске решения социальных проблем Франции, оптимизирует внутреннюю систему управления вузов, повышает
прозрачность внешних и внутренних административных процедур. Кроме того, новый Закон инициировал разработку Национальной стратегии развития высшего образования каждые пять лет с определением национальных приоритетов на ближайшие 10 лет, а также механизмы их достижения. Никогда ранее такого документа Правительством Франции не принималось. Национальная стратегия развития высшего образования совместно с Национальной стратегией научного развития направлены на улучшение доступа к высшему образованию граждан, на усиление интеграции между вузами и предприятиями для повышения профессиональной подготовки студентов с целью предоставления им конкурентоспособных знаний и компетенций, отвечающих современным требованиям рынка труда.
Библиографический список
1. Циркуляр № 98-118 от 22 мая 1998 г.
2. Тагирова Ш.В. Политика стратегического управления системой высшего образования: сравнительный анализ западного и российского опыта: на примере Франции, Великобритании и Российской Федерации : дисс... кандид.полит. наук: 23.00.02 / Тагирова Шивлета Викторовна. Москва, 2009. 211 с.
3. Министерство национального образования, высшего образования и науки. Официальный сайт: http://www.enseignement-sup-recherche.gouv. fr/
4. КампюсФранс. Официальный сайт: http://www.campusfrance.org
References
1. The circular №2 98-118 of May 22, 1998.
2. Tagirova Sh. V. Policy of strategic system management of the higher education: comparative analysis of the western and Russian experience: on the example of France, Great Britain and the Russian Federation: thesis... candidate of political sciences: 23.00.02 / Tagirova Shivleta Viktorovna. Moscow, 2009. 211 p.
3. Ministry of national education, higher education and science. Official site: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr
4. http://www.campusfrance.org