Э.Я. Рассуждай
СТРУКТУРНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Эволюционные процессы, происходящие в современном экономическом пространстве в последние годы во многих странах, способствуют трансформации существующих экономических систем, приводящей к институциональным изменениям. Трансформационные процессы развития и качественного изменения институтов меняют свойства и, в некоторой степени, функции, реализуемые данными институтами. Эволюция экономических систем выражается долгосрочными качественными трансформациями всех элементов системы. Трансформационное состояние может подвергаться положительным сдвигам в производственно-экономических факторах, что, в свою очередь, приводит к улучшению функционирования экономики в целом и переходу ее на новую, более эффективную ступень развития.
Исторические события в Украине за последние 20 лет привели к трансформации всей экономической системы страны. Вместе с тем, трансформация украинской экономики в сторону либерализации породила множество теоретических и практических проблем, требующих переосмысления и оценки.
Важным этапом современного развития является разработка стратегии модернизации страны в двух направлениях - технологическом и институциональном. Технологическая модернизация предполагает разработку долгосрочных планов развития с последующим обновлением и совершенствованием производства. Институциональная модернизация направлена на институциональные реформы, нацеленные на улучшение качества институтов.
Второстепенное отношение к роли институтов и институциональных основ в условиях формирования национальной модели экономики и уменьшения участия государства в этом процессе во многом стало причиной снижения темпов экономического роста страны. Институты являются важным ключом к пониманию взаимоотношений между всеми субъектами экономической системы, а институциональные основы определяют направления ее развития. Эффективная институциональная структура общества создает условия для экономического роста, поэтому важное значение имеет раскрытие сущности, принципов и методологии институциональных преобразований, а также выявление тенденций, противоречий и факторов, влияющих на формирование институциональной среды.
Под институциональной средой понимается регулирующая хозяйственную деятельность совокупность формальных (законы, подзаконные акты и другие нормативные документы) и неформальных (традиции, обычаи, условности, привычки) правил и норм, реализуемых посредством сформированных социальных практик, а также механизмы, структуры контроля, обеспечивающие их соблюдение.
Институциональная среда является одним из главных факторов, определяющих динамику и характер развития отдельных секторов экономики. Современная стратегия рационального недропользования не базируется только на возможностях рынка. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение задач стратегического развития недропользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности, поэтому необходимо государственное регулирование.
Целью статьи является выявление закономерностей трансформации угледобывающих предприятий в процессе развития институтов современной экономики, обоснование методологических основ, теоретических положений и практических рекомендаций по эффективной институционализации трансформатизационных процессов. Достижение поставленной цели обусловило постановку следующих задач: раскрытие теоретико-методологических основ исследования трансформационных процессов в условиях украинской экономики, анализ трансформационных изменений в экономике угледобывающих предприятий.
Институциональные изменения в угледобывающих компаниях связаны со становлением
© Э.Я. Рассуждай, 2012
и развитием специфических активов. Это понятие было введено в научный оборот О. Уильямсоном [1], который выделил четыре типа этих активов: специфичность месторождения; специфичность физических активов; специфичность человеческих активов; целевые активы (результат инвестиций для обеспечения конкретных трансакций). Специфичность месторождения определяется территориальным расположением активов компаний и невозможностью их перемещения, что формирует их конкурентные преимущества. Специфичность физических (материальных) активов определяется их технологическим назначением, связанным с применением особого вида сырья, производством продукции.
При соблюдении принципа максимизации стоимости горных предприятий, специфичность измеряется утратой стоимости, которая имеет место при переходе к использованию актива по другому назначению. Специфические инвестиции - это инвестиции, которые создают специфические активы. Специфические активы (активы, созданные в горных компаниях) обладают следующими признаками:
являются результатом специализированных (специфических) инвестиций; не могут быть перепрофилированы для альтернативного использования без потерь в их потенциале;
не являются свободно доступными для других пользователей, т.е. права собственности на такие активы ограничены;
предназначены для длительного использования;
обладают высокой капиталоемкостью и высокой степенью специфичности; долгосрочность контрактов по использованию минерально-сырьевых активов, определяемая лицензионным порядком недропользования.
Ценность минерально-сырьевых активов зависит от влияния значительного количества горно-геологических, географических и экономических факторов. Горно-геологические факторы отражают условия добычи (мощность пласта, глубина залегания, качество и технологические свойства минеральных ископаемых). Географические факторы определяются расположением месторождения по отношению к транспортным магистралям, центрам переработки и использования сырья, развитостью инфраструктуры в районах работ и т.п. Экономические факторы зависят от подвижности и сложности конкурентной среды, объема и структуры спроса, внутренних и мировых цен на минеральное сырье, периода строительства горного предприятия и его мощности, срока отработки месторождения, наличия и квалификации трудовых ресурсов и др.
Институциональный анализ требует анализа не только специфических, но и стратегических активов. К стратегическим активам интегрированных горных предприятий относятся минерально-сырьевые активы и организационный капитал. Организационные ресурсы - это организационные возможности компании обеспечить адекватную реакцию на изменения условий внешней среды. К организационным ресурсам относятся следующие: технологии, система управления, техническое и программное обеспечение, корпоративная культура, корпоративная социальная ответственность и др. Также сюда следует отнести новые организационные ресурсы внешнего определения, непосредственно взаимодействующие с компанией, которые проявляются в условиях глобализации и развития новых информационных технологий [2].
Специфические активы существуют объективно, а стратегические формируются целенаправленно с учетом возможностей компаний, конкурентной среды и институциональных ограничений. Управление стратегическими конкурентными преимуществами компании включает несколько этапов:
определение ресурсных возможностей (потенциалов) компании на текущий момент;
установление целевых значений стратегических покупателей;
определение ресурсных возможностей компании на перспективу;
мониторинг изменений в конкурентной среде (стратегический конкурентный анализ);
мониторинг институциональных изменений;
разработка стратегии компании;
разработка тактических направлений реализации стратегии управления конкурентных преимуществ.
Институциональная система недропользования должна обеспечить соблюдение баланса интересов государства, регионов и горных компаний. Эти интересы далеко не совпадают, иногда даже противоположны: так, у компании в центре внимания прибыль, у государства -жизнедеятельность населения.
Из всего множества элементов институциональной среды в качестве наиболее значимых можно выделить условия режима недропользования, систему налогообложения и организационную культуру. Эти элементы институциональной среды тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и взамодополняют друг друга. Состояние и динамика их изменения в значительной степени зависит от политики государства в отношении минерально-сырьевого комплекса, а сами они фактически являются составной частью государственного регулирования.
Институциональные изменения в горнодобывающей промышленности предполагают пересмотр и периодическое обновление кодексов и стандартов добычи полезных ископаемых. Они должны затрагивать все аспекты добычи от геологоразведки до закрытия предприятия и урегулирования вопросов на последующем этапе. В лицензиях на добычу следует четко оговаривать требования в отношении представления данных и отчетности хозяйствующими субъектами. В лицензиях предлагается учитывать следующие требования [3]:
в разрешительном документе должны найти отражение все проводимые консультации со всеми заинтересованными сторонами на всех этапах процедуры оценки и планирования будущей деятельности;
должны представляться комплексные социально-экономические и экологические оценки. Помимо базового описания существующих условий должно содержаться описание возможных рисков и последствий разработки месторождения вместе с предлагаемыми мерами по экологическому менеджменту;
в документах, представляемых на получение лицензии, должны раскрываться возможности предстоящих разработок (добычи) с их количественной оценкой и предлагаться программы, позволяющие создавать выгоды на протяжении всего срока реализации проекта;
заявка на получение разрешения должна признаваться полной лишь в том случае, если в нее включены планы на случай закрытия предприятия и предусматриваются финансовые гарантии для покрытия издержек в связи с закрытием предприятия.
Институциональные изменения в горнодобывающих отраслях мира основываются на следующих принципах [4]:
переходные процессы протекают с существенными отставаниями, несмотря на значимость отрасли;
размеры государственной собственности и масштабы государственного вмешательства все еще значительны;
концентрация производства в горнодобывающей отрасли усиливается; доступ к рынкам и торговле должен быть улучшен посредством устранения торговых барьеров;
инфраструктура нуждается в улучшении, прежде всего путем поддержки развития железнодорожной и автодорожной сети, а также коммунальных служб;
по уровню технической оснащенности горнодобывающая отрасль характеризуется довольно значительной отсталостью;
страны, зависящие от добычи полезных ископаемых, как правило, отличаются слабостью институциональной базы, систем управления и меньшей прозрачностью;
необходимо укреплять нормативно-правовую базу и приводить ее в соответствие с лучшими международными стандартами.
Институциональные изменения должны осуществляться на основе принципов ответственного горного производства. Под ответственным горным производством понимается разработка месторождений полезных ископаемых с применением самых передовых международных стандартов, касающихся заботы об окружающей среде и социальной сфере, укрепления гигиены труда и производственной безопасности, энергоэффективности, прозрачности доходов и развития связей с заинтересованными сторонами.
Институциональные трансформации экономики угольной отрасли представляют собой процесс создания и изменения взаимосвязанных базовых институтов рынка, в результате которого формируется институциональная среда.
К институциональным изменениям в угольной отрасли относят реструктуризацию и структурные преобразования. Реструктуризация представляет собой целенаправленный, комплексный процесс институциональных преобразований в соответствии с требованиями рыночной экономики с целью преодоления экономического и технологического отставания от развитых стран. Основные элементы структурных и реструктуризационных изменений угольной промышленности Украины представлены в табл. 1.
Таблица 1
Реструктуризация как комплекс институциональных _изменений в угольной промышленности_
Состав-ляющие реструктуризации Характеристика
Институциональные преобра-зования трансформация отношений собственности на основе приватизации государственных предприятий, создание крупных интегрированных структур; преобразование административно-командной системы государственного управления на основе правовых, экономических, организационных методов воздействия на отраслевую реструктуризацию и социально-экономическое развитие шахтерских регионов; переход от планово-административного регулирования к рыночному на основе принципов эффективности производства, социальной защиты и обеспечения занятости населения; преобразование системы регулирования социально-трудовых отношений на основе системы договорных отношений в рамках социального партнерства, обеспечивающего баланс интересов и защиту трудовых прав и интересов работников предприятия; развитие и поддержка малого предпринимательства как инструменты проведения реструктуризации
Структур-ные преобразования техническое перевооружение производства, замена физически и морально устаревших основных фондов; изменение структуры производства в пользу производства продукции с высокой добавленной стоимостью; свертывание перепрофилирование неэффективных производств; выделение непрофильных производств и видов деятельности; экологизация производства, переход на прогрессивные ресурсно- и энергосберегающие технологии; снижение техногенного воздействия на среду и экологическое оздоровление территории размещения предприятия
Процессы глобализации рынков товаров и услуг, существующий дисбаланс между спросом и предложением на угольные ресурсы предопределяют возрастающую роль рентной политики как стратегической составляющей национальной безопасности Украины. Научно-обоснованный расчет ренты должен являться базой для оценки стоимости запасов полезных ископаемых.
Поиск источников модернизации в добывающих (или рентообразующих) секторах экономики Украины в условиях дифференциации уровней рентабельности производств и видов экономической деятельности, фактически институционирует ренту и превращает ее в составной элемент цен на продукцию (например, в энергетике, нефтегазовом секторе), где в ценах уже закладывается одновременно прибыль, рента и капитальные затраты. В то же время в такой отрасли как угольная, государство фрагментарно финансирует капитальные затраты с одновременным ограничением уровня цен, рентабельности, правил возмещения затрат.
Проблемы институциализации рентной политики в мировой практике рассматриваются в аспекте использования ренты для социального развития, создания персонифицированных целевых фондов развития. Но вопрос рассмотрения ренты, как источника модернизации национальной экономики пока не ставится.
Особенностью исследования рентных отношений в Украине является их статистическая непрозрачность, проявляющаяся в отражении следующих экономических категорий: рента, сверхприбыль, расходы на освоение природных ресурсов, финансовые вложения и др. С точки зрения формирования государственной рентной политики состояние бизнес-статистики, отраслевой и макроэкономической статистики представляет институциональный барьер.
Эффективность использования человеческих ресурсов также растет по мере увеличения технической оснащенности производства, что находит отражение в показателях капиталовооруженности труда и капиталоотдачи. Зарубежная статистика внимательно отслеживает эти тенденции. В отличие от зарубежной статистики, отечественная обобщает и анализирует информацию далеко не по всем показателям основных средств. Так, отсутствует информация по основному капиталу предприятий угольной отрасли, уровню капиталоемкости работников предприятий. На предприятиях отсутствуют инвестиционные стратегии и бюджеты, а если и разрабатываются, то в них игнорируются перспективные возможности внедрения передовых технологий и техники, учитывают бывшее в употреблении отечественное и импортное оборудование, а также позволяют продлевать ресурс уже изношенной техники.
Институциональному анализу следует подвергать систематическое недовозмещение и отсутствие расширенного воспроизводства человеческого капитала. В развитых странах затраты на рабочую силу, в том числе в увязке с затратами на основной капитал, являются объектами внимания и регулирования со стороны государства. В современных процессах накопления капитала важное место должно занимать приумножение человеческого, производственного, социального, организационного и управленческого капитала. В отраслевой официальной статистике должна быть возрождена оценка и анализ натуральных показателей производительности труда.
В настоящее время, исходя из анализа методологии ренты, можно сделать вывод, что происходит занижение расходов по используемым факторам производства, т.е. действительного капитала, и наблюдается завышение показателей нормы прибыли (на уровне корпораций), а следовательно, происходит деформация политико-экономического контура производства с последующим присвоением ренты не фиктивного, а по сути действительного капитала.
В отечественной экономике существует значительное отставание по срокам и объемам предоставления кредитов, параметрам государственных облигаций, что приводит к формированию институциональной ловушки: критически изношенный основной капитал с длинным сроком службы и «дорогих» и «коротких» денег в экономике. А также в виде ренты собственниками и пользователями факторов производства присваивается не только чистый продукт (доход), но и необходимый.
При формировании амортизационного фонда в современной украинской экономике не учитывается реновация основного капитала, моральный износ и фактически не действует институт амортизационной политики основных средств (табл. 2).
Таблица 2
Деформация стоимостных показателей в моделях поведения украинских угольных компаний_
Показатели Деформации
Рентабельность Отсутствует дифференциация внутриотраслевых уровней рентабельности; отсутствуют институциональные категории средней нормы прибыли, среднеотраслевого уровня рентабельности
Прибыль Не рассчитывается EBITDA как важнейший показатель управленческих решений; показатели нормальной прибыли, экономической прибыли, средней нормы прибыли
Экономическая добавленная стоимость Искажается трансформация добавленной стоимости
Амортизация Официально не признается в качестве источника финансирования
воспроизводства основного капитала;
политика ускоренной амортизации фактически не принимается;
моральный износ не принимается во внимание;
в составе нормы амортизации не планируются норма реновации и
капитального ремонта
К институциональным изменениям относятся также и социально-трудовые отношения в угольной отрасли. Трансформация украинской экономики приводит к сокращению в отрасли численности работников, несвоевременной выплате заработной платы, к отсутствию социальных гарантий, высокому уровню конфликтности. Это связано как с решением существующих проблем, так и с переходом на договорные отношения между работником и работодателем. Для предприятий угольной промышленности укрепление договорных основ трудовых отношений имеет особое значение, что связано с высоким уровнем конфликтности, способностью шахтеров к коллективным действиям, традициями солидарности, тяжелыми и опасными условиями труда. Решение вопросов социально-трудовых отношений и способов их регулирования необходимо строить на основе теории контрактов, теории договорных отношений, концепции гибкости труда и др. Договорные отношения, как показывают исследования, включают в себя отношения экономического обмена (контрактные отношения) и социального обмена [5].
Содержание экономического обмена заключается в обмене правами собственности, в расширении взаимных обязательств сторон, в формировании и закреплении определенных социальных ролей и введении социальных факторов. Анализ существующих договорных отношений показывает, что, как правило, они основываются на краткосрочных отношениях между работником и работодателем и не учитывают долгосрочных обязательств. Таким образом, требуются коренные изменения в содержании коллективных договоров и разработке кодекса социального поведения угольных компаний.
В контексте социально-трудовых контрактов для угледобывающих предприятий, институциональных решений требуют вопросы безопасности деятельности на угольных шахтах. Проблема безопасности охватывает все сферы деятельности предприятия: производственную, политическую, бытовую и т.п. В условиях институциональных изменений должен быть построен механизм управления безопасности. Поскольку результирующим показателем эффективности системы управления безопасности является динамика аварийности и травматизма, то мотивации субъектов хозяйственной деятельности, их коммуникационные связи, а также институциональные условия самой деятельности рассматриваются как факторы, влияющие на эту динамику.
При возникновении «дефектных» связей в системе управления безопасности может создаваться опасная производственная ситуация, которая в условиях производственного конфликта приводит к неадекватным действиям персонала и, как следствие, к травмам и авариям. Поэтому программа развития систем управления безопасности должна строиться на выявлении и устранении производственных конфликтов, обучении персонала необходимым для этого компетенциям.
Институционально-правовой анализ по проблемам безопасности должен включать: системный теоретический и нормативно-правовой анализ ряда отраслей действующего законодательства Украины (трудового, административного, уголовного права) в контексте правового обеспечения безопасности труда на угольных шахтах;
исследование взаимосвязи организационно-управленческих, технических, правовых средств повышения уровня безопасности на угольных шахтах;
комплексное исследование причин и условий нарушений режима безопасности на предприятиях угольной промышленности, включая исследование социально-юридических основ взаимосвязанных систем - технологической безопасности, экономической, экологической, противопожарной, криминологической, психологической, безопасности жизни и здоровья персонала;
разработку системы мер, обеспечивающих безопасность производства, трудовой деятельности на предприятиях угольной промышленности.
Комплексный анализ и построение системной модели управления безопасностью на угольных шахтах необходимо рассматривать в контексте развития отрасли, компании,
предприятия. В то же время в корпоративную культуру необходимо введение технологии риск-менеджмента, адаптированного к украинским реалиям. К безопасности нужно подходить как к управленческой технологии, как к компетенции персонала, как к методу повышения капитализации компании, как к снижению социальных, экономических рисков.
В процессе реализации теории коллективно-трудовых отношений и институциональных изменений в этой области требуются дальнейшие исследования в следующих разрезах: определение места и роли коллективно-договорных отношений в системе регулирования социально-трудовых отношений; изучение и оценка развития норм регулирования социально-трудовых отношений в период трансформационных и институциональных изменений; разработка рекомендаций по развитию коллективно-договорных отношений на предприятиях угольной отрасли.
Литература
1. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства/ Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер // М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009. - 815 с.
2. Сергеев И.Б. Развитие стратегических конкурентных преимуществ горных компаний: институционально-теоретический аспект [Электронный ресурс] / И.Б. Сергеев, Т.В. Поно-маренко // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php? пА1±М=3585. - Название с экрана.
3. Межправительственный форум по горному делу, минералам, металлам и устойчивому развитию [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.globaldialogue.info/ MPF%20R.ussian.pdf. - Название с экрана.
4. Принципы деятельности в горнодобывающей отрасли // Документ Европейского банка реконструкции и развития / Утвержден Советом директоров на заседании 17 октября 2012 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ebrd.com/downloads/policies/sector/mining-operations- policy-russian.pdf. - Название с экрана.
5. Тришина Н.А. Коллективно-договорные отношения как механизм развития коммуникаций на предприятиях угольной промышленности Кузбасса / Н.А.Тришина // Управление персоналом. - 2009. - №13. - С.50-53.
Представлена в редакцию 12.06.2012 г.