Научная статья на тему 'Структурные элементы развития нравственного начала личности курсанта средствами физической культуры и спорта'

Структурные элементы развития нравственного начала личности курсанта средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPORTS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / STUDENT SERVICES / PHYSICAL TRAINING / PERSONALITY / MORAL CULTURE / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славко А. Л., Пойдунов А. А.

В научной статье рассматриваются вопросы развития нравственного начала личности при помощи физической культуры и спорта. Раскрыт процесс формирования нравственной культуры личности, который определяется наличием конкретной структуры ее развития. Нравственная культура личности курсанта представлена в виде циклической системы, которая определяется диалектическим характером взаимосвязи элементов в их системном единстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славко А. Л., Пойдунов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural elements of the development of the moral personality cadet means of physical culture and sports

In a scientific paper addresses the development of the moral personality with the help of physical culture and sports. Discloses a process for the formation of moral culture of the person who is determined by the presence of a particular structure of its development. The moral culture of the person of the cadet is presented in the form of a ring system, which is determined by the dialectical nature of the relationship of elements involving their systemic unity

Текст научной работы на тему «Структурные элементы развития нравственного начала личности курсанта средствами физической культуры и спорта»

20161

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО НАЧАЛА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

STRUCTURAL ELEMENTS OF THE DEVELOPMENT OF THE MORAL PERSONALITY CADET MEANS OF PHYSICAL CULTURE

AND SPORTS

УДК 37:796

А.Л. СЛАВКО,

кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина)

тел. (4722) 52-55-35

А.А. ПОЙДУНОВ

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) тел. (4722) 52-55-35

А.L. SLAVKO,

candidate sociological Science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

A^. POYDUNOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: в научной статье рассматриваются вопросы развития нравственного начала личности при помощи физической культуры и спорта. Раскрыт процесс формирования нравственной культуры личности, который определяется наличием конкретной структуры ее развития. Нравственная культура личности курсанта представлена в виде циклической системы, которая определяется диалектическим характером взаимосвязи элементов в их системном единстве.

Ключевые слова: спорт, воспитательная работа, курсант, физическая культура, личность, нравственная культура, моральные ценности.

Abstract: in a scientific paper addresses the development of the moral personality with the help of physical culture and sports. Discloses a process for the formation of moral culture of the person who is determined by the presence of a particular structure of its development. The moral culture of the person of the cadet is presented in the form of a ring system, which is determined by the dialectical nature of the relationship of elements involving their systemic unity.

Keywords: sports, educational activities, student services, physical training, personality, moral culture, moral values.

Большое значение в последнее время придается организации воспитательной работы в вузах МВД России. Поэтому в курс учебной дисциплины «физическая подготовка» вместе с развитием профессионально важных физических качеств и обучением боевым приемам борьбы уделяется внимание формированию нравственного облика сотрудника правопорядка. Мы видим, что проблемное поле физической культуры и спорта входит в соприкосновение с социальным миром нравственного уровня современной культуры. Поэтому центральной задачей нравственного воспитания курсанта является формирование активной жизненной позиции, несущей положительный нравственный заряд, который может проявляться и реализовываться в различных сферах деятельности средствами физической культуры и спорта [1, с. 125].

С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция во многом формируется в процессе физкультурно-спортивной де-

ятельности в вузе МВД России, и что существует связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности курсанта и проявлением активной жизненной позиции. Курсант, регулярно занимающийся физической подготовкой и спортом, более дисциплинирован, активнее других включен в жизнь коллектива. В среде наиболее видных политиков современного мирового истеблишмента преобладают люди, имеющие спортивный характер и достаточно высокую физическую подготовленность. Многие из них прошли школу спорта.

Активная жизненная позиция предполагает сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела как повседневную норму поведения, требует проявления мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла. Известно, что чем тверже убеждения, тем вероятнее их соответствие поступкам.

Но для совершения поступков иногда недостаточно даже твердых убеждений - нужны еще настойчивость, решительность, воля, целеустрем-

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА

20161

ленность, самообладание. Выработке этих качеств как раз активно способствует целенаправленная физкультурно-спортивная деятельность.

Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и таким образом заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без значительных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, значит, воспитывают волю, целеустремленность, самообладание. «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявлять мужество», - писал А.С. Макаренко. Занятия физической подготовкой и спортом, в числе немногих других видов деятельности, постоянно создают именно такие условия.

Практика убедительно свидетельствует о противоречивости и длительности процесса нравственного формирования личности, о сложном механизме включения личности в систему нравственных отношений. Нравственное развитие личности не происходит стихийно, естественным путем, как, например, физическое развитие, а требует хорошо продуманной и организованной воспитательной работы. Как известно, самой по себе «нравственной деятельности» не существует, однако нравственный аспект входит в любой вид человеческой деятельности, в частности физкультурной.

В этом плане, по нашему мнению, в спорте и на учебных занятиях по физической подготовке использование моделирования спортивных ситуаций может реально способствовать формированию нравственного аспекта личности. Моделирование спортивных ситуаций также позволяет выявить уровень нравственной культуры личности курсанта и оказать на нее корректирующее воздействие.

Нравственная культура может быть представлена в виде сложной и динамичной системы, которая функционирует как единство трех основных факторов:

а) специфический вид общественной деятельности;

б) возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность нравственных идеалов, принципов, норм, эталонов, поведения, реализуемых в конкретной общности;

в) процесс духовно-нравственного развития общества и человека на основе активного применения оценочно-императивного способа регулирования поступков [2, с. 58].

Процесс овладения личностью нравственной культурой не может осуществляться вне освоения ценностей физической культуры и выработки собственного отношения к различным сторонам общественной спортивной жизни. Гармония должного и сущего проявляется в поступках как результат разумной воли индивида, сознательно

постигающего образцы поведения, закрепленные в нормах и нравственных ценностях.

На уровне поведения должное и сущее выступает как противоречивое соотношение моральных целей (идеалов) и результатов (поступков, действий), в сфере же сознания мораль субъекта раскрывается в динамике внутриличностных состояний моральной ответственности перед собственным «я», совестью.

Процесс формирования нравственной культуры личности предполагает наличие определенной структуры ее развития. В самых общих положениях ее можно представить в следующем виде:

- познание нравственных целей, норм и правил (данный структурный элемент связан с этическим образованием);

- интерпретация моральных норм и правил или формирование ценностных ориентаций, установок, оценок;

- овладение навыками нравственного поведения;

- формирование нравственного самосознания, выработка собственной системы нравственных ценностей.

Эти структурные элементы составляют основу характеристики личности и в процессе формирования нравственной культуры средствами физической культуры и спорта, так как являются в своем роде универсальными для морально-этических отношений, принятых в современном обществе. Стало быть, каждый из структурных элементов получает своеобразное выражение, преломляясь в конкретике физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, в целом она получает следующее специфическое наполнение:

- определение нравственных целей, которые стоят перед физической культурой и спортом и могут быть достигнуты их средствами. Это требует определения норм и правил нравственно-формирующей деятельности в процессе занятия физической культурой и спортом;

- контекстуализация выявленных нравственно-личностных идеалов в социокультурном составе современности. Иначе говоря, происходит интерпретация моральных норм и правил, формирование ценностных ориентаций, установок и оценок, присущих физкультурно-спортивной деятельности как таковой, в непосредственных условиях и взаимосвязях целостного социокультурного бытия в нач. III тыс.;

- индивидуализация навыков нравственного поведения, сформированных у личности средствами физической культуры и спорта. Она происходит как приспособление общих нравственных позиций той или иной конкретной личности в соответствии с ее сугубо самостными характеристиками;

- формирование нравственного самосознания и выработка собственной системы нравственных

20161

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА

ценностей на основе развития личностно-ориен-тированных форм спорта и физической культуры.

Исходя из этого, структура нравственной культуры личности курсанта представлена нами в виде циклической системы. Циклическая форма возникает здесь не случайно, она определяется диалектическим характером взаимосвязи элементов, предполагающим их системное единство, в котором они взаимопредполагают и взаимовключают друг друга. Поэтому переход от одного элемента к другому совершается не дискретно, а непрерывно, что и составляет природу циклической взаимосвязи. В ней моральные знания, ценности и нормы образуют духовно-теоретическое «ядро», нравственные отношения - ее функциональные связи, а поступки - ее ежедневную материализацию (рис. 1).

Мы считаем, что нравственная культура - это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности. Во-первых, «ядро» - это культура нравственного сознания, выражающаяся в знаниях моральных требований общества к личности сотрудника правопорядка, в способности сознательно обосновать цели и средства деятельности. Это есть ценностно-ориентирующий и программирующий уровень нравственной культуры, зависящий от мировоззрения личности, этических знаний и убеждений. Но еще Сократ был поражен тем парадоксальным и алогичным обстоятельством, что многие люди, знающие, что есть добро, делают зло.

Важнейшим элементом в структуре нравственного развития личности курсанта, как мы видим из вышеизложенного, является выбор. Предоставление возможности личности самостоятельно сделать выбор того или иного действия в проблемной ситуации, или можно сказать - в нравственной ситуации, позволит нам оценить уровень нравственного развития личности.

Поэтому исключительно важно внутреннее принятие моральных целей и средств, внутренняя готовность к их реализации, это уже есть культура нравственных чувств.

Возможность личности самостоятельно проявлять свою волю при выборе того или иного варианта действия в рамках объективно детерминированного спектра «альтернатив», возможность контролировать свое поведение и отвечать за его результаты есть, в сущности, область нравственной свободы личности, область овладения личностью нравственной культурой.

= Литература =

1. ВыдринВ.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект). - Л., 1988. 186 с.

2. Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. - М., 1992. 120 с.

= References

1. Vydrin V.M. Theory of Physical Culture (cultural studies aspect). - L., 1988. 186 p.

2. Lubysheva L.I. Concept of formation of physical culture of human rights. - M., 1992. 120 p.

(статья сдана в редакцию 25.09.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.