20161
НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО НАЧАЛА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
STRUCTURAL ELEMENTS OF THE DEVELOPMENT OF THE MORAL PERSONALITY CADET MEANS OF PHYSICAL CULTURE
AND SPORTS
УДК 37:796
А.Л. СЛАВКО,
кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина)
тел. (4722) 52-55-35
А.А. ПОЙДУНОВ
(Белгородский юридический институт МВД России
имени И.Д. Путилина) тел. (4722) 52-55-35
А.L. SLAVKO,
candidate sociological Science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
A^. POYDUNOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
Аннотация: в научной статье рассматриваются вопросы развития нравственного начала личности при помощи физической культуры и спорта. Раскрыт процесс формирования нравственной культуры личности, который определяется наличием конкретной структуры ее развития. Нравственная культура личности курсанта представлена в виде циклической системы, которая определяется диалектическим характером взаимосвязи элементов в их системном единстве.
Ключевые слова: спорт, воспитательная работа, курсант, физическая культура, личность, нравственная культура, моральные ценности.
Abstract: in a scientific paper addresses the development of the moral personality with the help of physical culture and sports. Discloses a process for the formation of moral culture of the person who is determined by the presence of a particular structure of its development. The moral culture of the person of the cadet is presented in the form of a ring system, which is determined by the dialectical nature of the relationship of elements involving their systemic unity.
Keywords: sports, educational activities, student services, physical training, personality, moral culture, moral values.
Большое значение в последнее время придается организации воспитательной работы в вузах МВД России. Поэтому в курс учебной дисциплины «физическая подготовка» вместе с развитием профессионально важных физических качеств и обучением боевым приемам борьбы уделяется внимание формированию нравственного облика сотрудника правопорядка. Мы видим, что проблемное поле физической культуры и спорта входит в соприкосновение с социальным миром нравственного уровня современной культуры. Поэтому центральной задачей нравственного воспитания курсанта является формирование активной жизненной позиции, несущей положительный нравственный заряд, который может проявляться и реализовываться в различных сферах деятельности средствами физической культуры и спорта [1, с. 125].
С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция во многом формируется в процессе физкультурно-спортивной де-
ятельности в вузе МВД России, и что существует связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности курсанта и проявлением активной жизненной позиции. Курсант, регулярно занимающийся физической подготовкой и спортом, более дисциплинирован, активнее других включен в жизнь коллектива. В среде наиболее видных политиков современного мирового истеблишмента преобладают люди, имеющие спортивный характер и достаточно высокую физическую подготовленность. Многие из них прошли школу спорта.
Активная жизненная позиция предполагает сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела как повседневную норму поведения, требует проявления мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла. Известно, что чем тверже убеждения, тем вероятнее их соответствие поступкам.
Но для совершения поступков иногда недостаточно даже твердых убеждений - нужны еще настойчивость, решительность, воля, целеустрем-
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА
20161
ленность, самообладание. Выработке этих качеств как раз активно способствует целенаправленная физкультурно-спортивная деятельность.
Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и таким образом заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без значительных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, значит, воспитывают волю, целеустремленность, самообладание. «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявлять мужество», - писал А.С. Макаренко. Занятия физической подготовкой и спортом, в числе немногих других видов деятельности, постоянно создают именно такие условия.
Практика убедительно свидетельствует о противоречивости и длительности процесса нравственного формирования личности, о сложном механизме включения личности в систему нравственных отношений. Нравственное развитие личности не происходит стихийно, естественным путем, как, например, физическое развитие, а требует хорошо продуманной и организованной воспитательной работы. Как известно, самой по себе «нравственной деятельности» не существует, однако нравственный аспект входит в любой вид человеческой деятельности, в частности физкультурной.
В этом плане, по нашему мнению, в спорте и на учебных занятиях по физической подготовке использование моделирования спортивных ситуаций может реально способствовать формированию нравственного аспекта личности. Моделирование спортивных ситуаций также позволяет выявить уровень нравственной культуры личности курсанта и оказать на нее корректирующее воздействие.
Нравственная культура может быть представлена в виде сложной и динамичной системы, которая функционирует как единство трех основных факторов:
а) специфический вид общественной деятельности;
б) возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность нравственных идеалов, принципов, норм, эталонов, поведения, реализуемых в конкретной общности;
в) процесс духовно-нравственного развития общества и человека на основе активного применения оценочно-императивного способа регулирования поступков [2, с. 58].
Процесс овладения личностью нравственной культурой не может осуществляться вне освоения ценностей физической культуры и выработки собственного отношения к различным сторонам общественной спортивной жизни. Гармония должного и сущего проявляется в поступках как результат разумной воли индивида, сознательно
постигающего образцы поведения, закрепленные в нормах и нравственных ценностях.
На уровне поведения должное и сущее выступает как противоречивое соотношение моральных целей (идеалов) и результатов (поступков, действий), в сфере же сознания мораль субъекта раскрывается в динамике внутриличностных состояний моральной ответственности перед собственным «я», совестью.
Процесс формирования нравственной культуры личности предполагает наличие определенной структуры ее развития. В самых общих положениях ее можно представить в следующем виде:
- познание нравственных целей, норм и правил (данный структурный элемент связан с этическим образованием);
- интерпретация моральных норм и правил или формирование ценностных ориентаций, установок, оценок;
- овладение навыками нравственного поведения;
- формирование нравственного самосознания, выработка собственной системы нравственных ценностей.
Эти структурные элементы составляют основу характеристики личности и в процессе формирования нравственной культуры средствами физической культуры и спорта, так как являются в своем роде универсальными для морально-этических отношений, принятых в современном обществе. Стало быть, каждый из структурных элементов получает своеобразное выражение, преломляясь в конкретике физкультурно-спортивной деятельности.
Таким образом, в целом она получает следующее специфическое наполнение:
- определение нравственных целей, которые стоят перед физической культурой и спортом и могут быть достигнуты их средствами. Это требует определения норм и правил нравственно-формирующей деятельности в процессе занятия физической культурой и спортом;
- контекстуализация выявленных нравственно-личностных идеалов в социокультурном составе современности. Иначе говоря, происходит интерпретация моральных норм и правил, формирование ценностных ориентаций, установок и оценок, присущих физкультурно-спортивной деятельности как таковой, в непосредственных условиях и взаимосвязях целостного социокультурного бытия в нач. III тыс.;
- индивидуализация навыков нравственного поведения, сформированных у личности средствами физической культуры и спорта. Она происходит как приспособление общих нравственных позиций той или иной конкретной личности в соответствии с ее сугубо самостными характеристиками;
- формирование нравственного самосознания и выработка собственной системы нравственных
20161
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА
ценностей на основе развития личностно-ориен-тированных форм спорта и физической культуры.
Исходя из этого, структура нравственной культуры личности курсанта представлена нами в виде циклической системы. Циклическая форма возникает здесь не случайно, она определяется диалектическим характером взаимосвязи элементов, предполагающим их системное единство, в котором они взаимопредполагают и взаимовключают друг друга. Поэтому переход от одного элемента к другому совершается не дискретно, а непрерывно, что и составляет природу циклической взаимосвязи. В ней моральные знания, ценности и нормы образуют духовно-теоретическое «ядро», нравственные отношения - ее функциональные связи, а поступки - ее ежедневную материализацию (рис. 1).
Мы считаем, что нравственная культура - это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности. Во-первых, «ядро» - это культура нравственного сознания, выражающаяся в знаниях моральных требований общества к личности сотрудника правопорядка, в способности сознательно обосновать цели и средства деятельности. Это есть ценностно-ориентирующий и программирующий уровень нравственной культуры, зависящий от мировоззрения личности, этических знаний и убеждений. Но еще Сократ был поражен тем парадоксальным и алогичным обстоятельством, что многие люди, знающие, что есть добро, делают зло.
Важнейшим элементом в структуре нравственного развития личности курсанта, как мы видим из вышеизложенного, является выбор. Предоставление возможности личности самостоятельно сделать выбор того или иного действия в проблемной ситуации, или можно сказать - в нравственной ситуации, позволит нам оценить уровень нравственного развития личности.
Поэтому исключительно важно внутреннее принятие моральных целей и средств, внутренняя готовность к их реализации, это уже есть культура нравственных чувств.
Возможность личности самостоятельно проявлять свою волю при выборе того или иного варианта действия в рамках объективно детерминированного спектра «альтернатив», возможность контролировать свое поведение и отвечать за его результаты есть, в сущности, область нравственной свободы личности, область овладения личностью нравственной культурой.
= Литература =
1. ВыдринВ.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект). - Л., 1988. 186 с.
2. Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. - М., 1992. 120 с.
= References
1. Vydrin V.M. Theory of Physical Culture (cultural studies aspect). - L., 1988. 186 p.
2. Lubysheva L.I. Concept of formation of physical culture of human rights. - M., 1992. 120 p.
(статья сдана в редакцию 25.09.2015)