Научная статья на тему 'Некоторые аспекты методики формирования нравственно-личностных качеств курсанта в процессе физкультурно-спортивной деятельности'

Некоторые аспекты методики формирования нравственно-личностных качеств курсанта в процессе физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / PHYSICAL FITNESS / MORAL CULTURE / MORAL AND PERSONAL QUALITIES OF THE STUDENT / TEACHING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славко А. Л.

Современные условия, в котoрых сотрудники ОВД выполняют оперативно-служебные и служебно-боевые задачи, требуют от них соблюдения морального облика и культуры поведения (профессионального этикета). Формирование нравственной культуры личности средствами физической подготовки способствует всестороннему целостному развитию личности сотрудника ОВД. В статье автор предлагает рассмотреть некоторые аспекты методики формирования нравственно-личностных качеств курсанта в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славко А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the method of forming the moral and personal qualities of the individual student in the sports activity

Modern conditions in which police officers carry out operational-service and service-combat tasks require them to comply with moralnogog appearance and behavior culture (professional etiquette). Formation of moral culture of a person by means of physical training of the all-round holistic development of an individual employee of the Interior. The author proposes to consider some aspects of the method of forming the moral and personal qualities of the student in the process of fizkulturno and sports activities.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты методики формирования нравственно-личностных качеств курсанта в процессе физкультурно-спортивной деятельности»

Проблемы непрерывной профессиональной

подготовки сотрудников ОВД

(listeners) of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in Russia: Dissertation of the Doctor of pedagogical sciences. SPb., 2000.

3. Ilyin E.P. Motivation and motives. - SPb.: Peter, 2000.

4. Ilyin E.P. Psychology of physical training. - M, Education, 1987.

5. Rean AA, Bordovskaya, N.V. Psychology and pedagogics. - SPb.: Peter, 2000. - 432 p.

6. Rubinshten S.L. Basis of general psychology. M, 2010

7. Lotonenko A.V. Pedagogical system of forming of requirements for physical training at students’ youth: Dissertation of the Doctor of pedagogical sciences. - Voronezh, 1998. - 360 p.

8. Toropov V.A, Apalkov A.V., Gorbatenko A.V. Influence of physical training on a physical condition of officers // The Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013 № 2. - P. 33-36.

некоторые аспекты методики формирования нравственно-личностных качеств курсанта в процессе физкультурно-спортивной

деятельности

SOME ASPECTS OF THE METHOD OF FORMING THE MORAL AND PERSONAL QUALITIES OF THE INDIvIDUAL STUDENT IN THE SPORTS ACTIvITY

УДК 372.879.6

Аннотация: современные условия, в которых сотрудники ОВД выполняют оперативнослужебные и служебно-боевые задачи, требуют от них соблюдения морального облика и культуры поведения (профессионального этикета). Формирование нравственной культуры личности средствами физической подготовки способствует всестороннему целостному развитию личности сотрудника ОВД. В статье автор предлагает рассмотреть некоторые аспекты методики формирования нравственно-личностных качеств курсанта в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: физическая подготовка, нравственная культура, нравственно-личностные качества курсанта, методика обучения.

Abstract: Modern conditions in which police officers carry out operational-service and service-combat tasks require them to comply with moralnogog appearance and behavior culture (professional etiquette). Formation of moral culture of a person by means of physical training of the all-round holistic development of an individual employee of the Interior. The author proposes to consider some aspects of the method of forming the moral and personal qualities of the student in the process of fizkulturno and sports activities.

Keywords: physical fitness, moral culture, moral and personal qualities of the student, teaching methodology.

А.Л. СЛАВКО,

Есть в обществе такие виды деятельности, для выполнения которых заведомо недостаточно просто овладеть определенной суммой специальных знаний, умений и навыков. Необходима и нравственная культура, чтобы заниматься такими видами деятельности, как врачебная, педагогическая, правоохранительная и т.д. Поэтому сотруднику ОВД недостаточно овладеть профессиональными качествами, умениями и навыками. Вот почему при подготовке представителей данной профессии особое внимание уделяется нравственному воспитанию, формированию морального облика и культуры поведения (этикета).

Актуальность, значимость проблемы обусловливается следующим: тенденцией снижения уровня морально-психологической устойчивости сотрудников, необходимостью искоренения явлений коррупции, увеличением количества случаев нарушения законности при применении физической силы и специальных средств, изменением психологии сотрудника в плане гуманизации отношений с гражданами, развитием и совершенствованием диалогичного нравственного сознания, которое проявляется в изменении отношения сотрудника к окружающим его людям, обществу, в развитой способности поставить себя на место другого, способности в любой сложной ситуации действовать с позиции принятых нравственно-правовых норм. Нравственное сознание рассматривается сегодня как важный резерв повышения эффективности оперативно-служебной деятельности ОВД. Актуальность данной проблемы подчеркивают и основные документы, координирующие нравственное воспитание личного состава: Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ, утвержден Приказом МВД России от 24.12.2008 г. № 1138, и Приказ МВД России от 30.04.2009 г. № 341 «О безотлагательных мерах по совершенствованию работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации».

Несомненно, первоочередные задачи физической подготовки - это подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы и т.д. Но нравственное формирование личности средствами физической подготовки способствует всестороннему целостному развитию личности сотрудника ОВД. Физическая подготовка организуется и проводится в рабочее время из расчета 100 часов в год и на протяжении всего срока службы ОВД, то есть каждый

сотрудник участвует в физкультурно-спортивной деятельности как участник, судья и с опытом как наставник, тренер. Нравственный потенциал физкультурно-спортивной деятельности не реализуется автоматически. Для успешного нравственного развития необходима совокупность целеустремленных, планомерных и активных воздействий со стороны преподавателя (инструктора), коллектива, общественных спортивных организаций, начальствующего состава.

На основе изучения научной литературы становится возможным определить и охарактеризовать основные этапы работы по нравственному формированию личности сотрудника ОВД.

Первоначальным шагом здесь должно стать объединение группы на основе общих интересов. Для этого целесообразно составить характеристику физического, психического и нравственного развития личности каждого сотрудника.

Для максимально полной характеристики личности необходимо использовать методы личной беседы, анализа результатов деятельности, психодиагностического тестирования.

Это в дальнейшем требует составления плана индивидуальной социально-психологической работы с каждым сотрудником, причем методы и средства работы должны определяться таким образом, чтобы выявить те или иные внутренние стороны личности, проявляя их позитивные свойства.

На практике это предполагает создание таких спортивно-игровых ситуаций, в которых личность раскрывает свою нравственную природу. Это могут быть ролевые и формирующие спортивные игры, требующие в своих ситуациях незамедлительного решения. С помощью этого преподаватель, тренер получает возможность гораздо ближе узнать сотрудника, выявить слабые и сильные стороны его личностного развития, физического и интеллектуально-духовного состояния.

На основе этого следует начать процесс нравственной адаптации сотрудника за счет принятия им неформальных, но общепринятых правил. Свод правил можно оформить в виде представлений сотрудников об уровне нравственного развития, общей культуры и культуры личности.

Наряду с внутриколлективным нравственным развитием личности сотрудника через непосредственную физкультурно-спортивную деятельность, следует работать и на внешнем по отношению к этому уровню:

проводить беседы на этические темы, разбирающие ситуации, складывающиеся в процессе занятия физической культурой и спортом, приглашать с лекциями специалистов по спортивной этике, психологов и известных спортсменов, добившихся успехов в службе.

Очевидно, что основной формой деятельности на занятиях по физической подготовке и при занятиях спортом является физическое развитие. При этом не каждый сотрудник сможет в процессе занятий сразу добиться высоких спортивных результатов. А именно формирование нравственной культуры личности в процессе физической подготовки, которая позволяет получить эстетическое наслаждение от физических упражнений и дающей основания почувствовать радость от владения собственным телом, и вызывает стремление к успехам в спорте.

Подводя итог, можно сказать, что физическое развитие будет способствовать развитию нравственному, если этому будут способствовать внешние условия. Комфортная обстановка во время тренировок, разностороннее общение внутри коллектива, активное совместное проведение досуга обеспечивают не только хорошую рабочую атмосферу, но и создают ощущение внутреннего комфорта, раскрепощенности, создают приподнятое эмоциональное состояние, хорошее настроение, предпосылки для активного творчества, учебы, духовно-нравственного развития.

Сама спортивная атмосфера на занятиях физической подготовкой - атмосфера состязательности, борьбы, единоборства - способствует проявлению таких нравственных качеств личности, как порядочность, великодушие, доброжелательность, доверие. Наблюдение за сотрудниками в ходе спортивных занятий дает реальное представление о нравственных качествах личности.

Многоуровневое общение сотрудников в процессе занятий физической культурой и спортом проявляет все грани личности человека, поскольку создаются условия, когда становится невозможен компромисс с самим собой, невозможно отступление от этических норм и правил. В противном случае происходит ломка внутренних моральных принципов, перестройка сознания, нравственная деградация, отчужденность личности от коллектива.

Нравственное формирование личности не может происходить позитивно без реализации внутренних нравственных качеств

в поступке человека. Поэтому весьма важно наблюдать за сотрудниками во время спортивных занятий, что дает вполне определенные результаты и помогает преподавателю скорректировать педагогический процесс по нравственному формированию личности.

Для более полного выявления уровня сформированности нравственной культуры личности целесообразно проводить письменный опрос сотрудников, сопоставив который с внешними наблюдениями, возможно проследить динамику и характер нравственного развития личности.

Кроме того, необходимо проведение разбора тех или иных ситуаций в объединении с этических позиций с обязательным включением элементов нравственного анализа, этического осмысления тех или иных поступков.

Различное сочетание спортивных занятий, соревнований, бесед на этические темы, ролевых спортивных игр, полноценное общение в коллективе, использование эффективных методов социально-культурной деятельности, специальной методики в работе со студентами на занятиях по физической культуре дает положительные результаты в деятельности по нравственному формированию личности сотрудника ОВД.

Для этого необходимо опираться на совокупность тех качеств и параметров личности, наличие которых, по мнению сотрудников, соответствуют личности, обладающей нравственной культурой.

Основываясь на полученных результатах, следует определить те нравственные качества, которые необходимо либо развить, либо сформировать полностью заново. Таким образом, спортивная, физкультурная деятельность должна быть направлена на изменение уровня восприятия жизненных ценностей, критериев значимости нравственных качеств, присущих как другим людям, так и себе, характера их самооценки.

В схеме параметров личности в соответствии с целями и задачами исследования можно выделить следующие индивидуальные типы нравственной культуры личности. Мы акцентируем внимание на индивидуальных типах, так как именно с индивидуальностью сотрудника приходится иметь дело преподавателю в конкретных образовательных ситуациях. Это к тому же отвечает требованиям индивидуализации отношений преподаватель - обучаемый.

Первый тип - нравственно-активный. Ему соответствуют следующие параметры личности:

- активное содействие добру;

- способность совершить поступок;

- общительность;

- эмоциональность;

- оригинальность мышления.

Второй тип - нравственно-волевой, ему соответствуют такие параметры, как:

- профессиональный долг;

- чувство собственного достоинства;

- ощущение себя сильной личностью;

- интеллектуальность.

Третьему типу - нравственно-свободному - присущи:

- независимость от других;

- полная свобода действий;

- самоуважение;

- своеобразие характера.

Каждый из этих типов личности имеет четко выраженную направленность.

Нравственно-активный тип личности обладает повышенной ответственностью, и его активность направлена вовне, на окружающих его людей, по отношению к окружающим он выступает как активатор общественно значимой, общественно ценной деятельности. Он всегда готов к активным поступкам, действиям, способен быстро реагировать в различных ситуациях, касающихся нравственного поведения, нравственной позиции.

Личность, обладающая этими качествами, заражает своей энергией окружающих. Прежде всего, его действия направлены на создание доброжелательной атмосферы, на активное содействие добру, поощрение нравственных поступков и действий окружающих. Это наиболее высокий уровень нравственной культуры личности.

Нравственно-волевой тип личности характеризуется тем, что имеет ярко выраженную внутреннюю личностную направленность. Это говорит о том, что его внутренне осмысленные действия отражают прежде всего внешнюю оценку той или иной деятельности, то есть его действия сопряжены не только с истинными внутренними мотивами и склонностями, но их как бы активизирует мнение, оценка окружающих.

Для того чтобы поступить с моральных позиций, человеку с таким типом личности необходимо сконцентрировать не только свои знания, опыт, но и волевые качества личности.

Можно быть уверенным, что данный индивид поступит всегда нравственно, несмотря на то, что это будет стоить ему определенных усилий. Личность, обладающая параметра-

ми, присущими нравственно-волевому типу личности, вполне уверена в себе, в своих силах и возможностях, обладает достаточными интеллектуальными качествами, повышенным чувством долга, что позволяет ей совершать высоконравственные поступки.

Нравственно-свободный тип личности обладает чувством свободы. Ему в наибольшей степени присущи глубокая раскрепощенность и внутренняя свобода. Это целостная натура, целеустремленная личность.

Помешать выполнению намеченных им планов вряд ли смогут какие-либо внешние препятствия. Личность, обладающая этими качествами, в ряде случаев “идет напролом”, мало считаясь с мнением окружающих, но может быть и очень чувствительна, ранима. Здесь главное, чтобы чувство внутренней свободы личности сочеталось с внешними условиями, в противном случае индивид может чувствовать себя неспокойно, дискомфортно.

Поступки, действия индивида носят, как правило, нравственно-управляемый характер, хотя в ряде случаев их можно оценить неадекватно. Это связано с тем, что в основном все его нравственные действия направлены вовнутрь, то есть на самого себя, на собственный внутренний мир, на чувство внутреннего удовлетворения, возможно, на самоуспокоение в плане, например, истинной нравственности своей личности.

Однако человек, относящийся к этому типу личности, обладает достаточной нравственной культурой, чтобы поступать в соответствии с моральными законами социума, в котором он живет.

Так, например, замкнутый сотрудник, мало общающийся с коллегами, но достаточно вежливый, в ходе занятий физической подготовкой способен приобрести черты уверенности в себе и чувство раскрепощенности.

Можно сказать, что, по мере того как происходит физическое совершенствование, происходит и духовное обогащение, раскрепощение личности, что дает основание к формированию нравственного развития личности сотрудника. Именно на этой стадии физическая развитость выступает деятельностной основой нравственно-личностного формирования сотрудника.

В процессе занятий физической культурой и спортом у сотрудников развивается общественная активность, стремление быть полезным коллективу, стремление защищать его спортивную честь. Отношения между сотрудниками, если они правильно

организованы и направлены, способствуют ликвидации многих таких отрицательных качеств, как неуважение друг к другу, грубость, унижение младших или физически менее сильных и т.д.

Наблюдения за сотрудниками во время занятий физической подготовкой показывают, что благодаря этому очень сильно развивается чувство готовности поддержать другого, духовная близость, стремление к общей победе, радость за победу товарищей. Одновременно присутствует и чувство неудовлетворенности, если не удается одержать победы, не хватает уверенности в себе, ответственности.

Там, где преподаватель ставит задачу воспитания и привития сотрудникам не только спортивных, но и нравственных качеств как наиболее важных в личностном формировании, там создается более плодотворная спортивная и нравственная атмосфера.

Развитию или формированию нравственной культуры сотрудника во многом способствует наличие чувства защищенности, утверждение своего «Я» в положительном смысле, без эгоистических по отношению к другим тенденций. Поэтому занятия физической подготовкой и спортом способствуют утверждению и презентации своего «Я».

Формирование положительного образа собственного «Я» достигается за счет активного участия сотрудника в деятельности коллектива во время спортивных игр. Развитие позитивной Я-концепции является важнейшим условием для полной реализации потенциальных возможностей сотрудников в процессе занятия физической культурой и спортом.

Часто сотрудники, имеющие заниженную самооценку, не могут реализовать свои способности и в силу этого совершают безнравственные поступки. Поэтому сотрудникам с такой самооценкой необходимо помочь самоутвердиться, почувствовать в себе силы, для чего обеспечить адекватной поддержкой.

В то же время важно направлять нравственное развитие личности в нужное русло. Для этого необходимо формирование

понимания не только своей самоценности, но и ценности личности каждого человека. Нравственную природу личности составляет соответствие нравственным категориям, гуманистическим и альтруистическим принципам.

Здесь следует отметить, что, по сути, все виды физкультурно-спортивной деятельности требуют выработки особых моральных качеств, так как включают в себя комплекс упражнений и приемов, способных причинить другому физическую боль и страдание. В связи с этим личность должна принять для себя нравственные нормы честной спортивной борьбы. Сотрудник должен научиться соотносить свои поступки и действия с моральными нормами и требованиями нравственности.

При этом следует учитывать, что на нравственное формирование личности оказывают значительное влияние такие социальные критерии, как социокультурные условия проведения физкультурно-спортивных занятий; окружающая социальная среда; личность преподавателя или тренера; общее духовнонравственное развитие сотрудника.

Кроме прочего, физкультурно-спортивная деятельность оказывает влияние на мировоззрение сотрудника. Это дает основания предположить, что занятия физической подготовкой и спортом помогают изменить взгляды на то, что он считал ранее лишь увлечением, способствуют выработке профессионально значимых качеств. Такая смена происходит потому, что расширяется кругозор сотрудника, он совершенствуется и физически, и нравственно.

Таким образом, современная реализация нового содержания образования в области физической культуры строится на основе ряда основополагающих идей: универсализации и фундаментализации образовательно-воспитательного опыта, гуманизации и личной ориентированности педагогического процесса, аксиологизации и культуросооб-разности, способствующих нравственному формированию личности сотрудника в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Литература —

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // ИПС «Консультант-Плюс». 2012.

2. Алексеев Н.А., Зайцев В.П. Социально-педагогический аспект формирования нравственно-волевой личности курсанта, занимающегося физической подготовкой // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. № 4. С. 36-41.

3. Колюхов В.Г. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. 136 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

5. Алексеев НА, Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н. Совершенствование физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Физическое воспитание студентов. 2013. №1. С. 5.

References

1. The Federal Act from February 7 2011 3-FA “About the police” // IPS: “Consultant-Plus”. 2012.

2. Alekseev N.A, Zajtsev V.P. Socio-pedagogical aspect of the formation of morally-strong-willed personality of the cadet, engaged in physical training / Physical education of the students in the creative arts. 2002. № 4. P. 36-41.

3. Kolyukhov VC. Physical training of law enforcement officers: The textbook. - M.: COKR MIA Russia, 2006. 136 p.

4. Matveev L.P. The theory and methods of the physical culture (the general bases to theory and methods of the physical education; the theoretical and methodical aspects of the sport and professional-applied forms of the physical culture): The textbook for institutes of physical culture. - M.: Physical culture and sport, 1991. 543 p.

5. Alekseev N.A., Kutergin N.B., Kulinichev A.N. Improvement of physical training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in Russia // Physical training of students. 2013. № 1. P. 5.

актуальные проблемы огневой подготовки и

СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

ACTUAL PROBLEMS OF FIRE AND SPORTS TRAINING

УДК 37:799.3

Ю.М. ГУСЕВ А.П. ПОЗДНЯКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Белгородский юридический институт МВД России) (Белгородский юридический институт МВД России)

Y.M. GUSEV A.P. POZDNYAKOV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation) of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы основ спортивной тренировки, психической надежности стрелка, их связь с огневой подготовкой в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: стрельба, стресс, психическая надежность, тренировка, огневая подготовка.

Abstract: The article deals with the questions of sports training bases, mental reliability of the marksman, their communication with fire training in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Keywords: shooting, stress, mental reliability, training, fire training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.