педагогические науки
Чекин Илья Анатольевич СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ...
УДК 37.013.46 ББК 74.4. Ч - 371 ИА
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АНДРАГОГА
© 2017
Чекин Илья Анатольевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общеакадемических дисциплин Санкт-Петербургская Академия Следственного комитета РФ (191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 8 лит. Д, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье, на основании анализа современных тенденций поиска и решений в вопросах изучения теории образования взрослых, рассматривается трактование такого понятия как «образование взрослых» с точки зрения андрагогической педагогики, что обусловлено повышением роли подобного образования, длящегося на протяжении всей жизни. Особое внимание в работе отдано выявлению специфических особенностей образования взрослых. Выдвигая андрагогическую модель образования в качестве важнейшего ресурса, определяющего степень успешности исследуемого в работе образования, автор более подробно останавливается на рассмотрении информационно-образовательной среды, что позволяет сформулировать такие понятия, как информационная потребность субъектов образовательного процесса и их информационная компетентность. Анализ, осуществленный автором, позволяет выделить основные структурные элементы модели информационной компетентности андра-гога и обозначить схематичную последовательность формирования информационной компетентности андрагога, обозначив её сущность и значимость формирования. Автор проанализировал ряд научных источников по данной проблеме. Осуществленная работа дала возможность автору исследования наметить стратегические направления и основные приоритетные задачи профессиональной подготовки будущего андрагога. В работе обозначены главные критерии андрагогической компетентности и выделены три основных показателя информационной компетентности андрагога, что в конечном итоге позволило выстроить модель его информационной компетентности.
Ключевые слова: компетентность, базовая компетентность, информационная компетентность, образование взрослых, взрослые обучаемые, мотивация обучения, андрагог, андрагогичекая модель, интеграция знаний, методика обучений, модель информационной компетентности.
THE STRUCTURAL ELEMENTS OF THE MODEL OF INFORMATION COMPETENCE OF ANDRAGOGA
© 2017
Chekin Ilya Anatol'evich, candidate of pedagogical sciences, head of the chair of general academic disciplines Russian Saint-Petersburg Investigative Committee of the Russian Federation (191119, Saint-Petersburg, Pravda Street, building 8, lit D, e-mail: [email protected]) Abstract. In this article, based on analysis of current search trends and solutions in the study of the theory of adult education, discusses the interpretation of such concepts as «adult education» from the point of view adragogical pedagogy that due to the increasing role of such education, which lasts throughout life. Special attention is given to revealing specific features of adult education. Telescoping adragogical model of education as the most important resource that determines the degree of success investigated in the work of education, the author elaborates in more detail the consideration of the information educational environment that allows us to formulate concepts such as the information needs of subjects of the educational process and their information competence. Analysis carried out by the author, allows to allocate the basic structural elements of the model of information competence of adult educators and to define a schematic sequence of formation of information competence of adult educators, denoting its nature and significance formation. The author analyzed a number of scientific sources on this issue. Work has been carried out gave the opportunity to the author of the study to outline the strategic directions and priority tasks of professional preparation of future adult educators. The work identifies the main criteria adragogical competence and highlighted three main indices of information competency of adult educators, which ultimately allowed us to build a model of information competence.
Keywords: competence, basic competence, information competence, adult education, adult learners, motivation of learning, an andragogist, andragogical model, integration of knowledge, methods of training, the model of information competence.
Актуальность исследования. Для современной России образование взрослых выступает в качестве инструментария для решения, как важных экономических, так и острых социальных проблем, что особенно важно на этапе активных трансформационных процессов в обществе. В теории образования взрослых в последнее время отмечается определенный прорыв [1, 2, 3, 4], который характеризуется повышенным интересом к проблеме нахождения наиболее оптимальных организационных основ и содержательного наполнения образовательного процесса взрослого населения страны, и в большей степени поиска путей его непрерывного обеспечения. Андрагогическая педагогика, напрямую занятая вопросом изучения образования взрослого человека непосредственно в контексте его жизненного пути, выступает в качестве непрерывного образовательного процесса, осуществляемого в разнообразных институтах формального, неформального и информального образования [5]. Повышение роли образования взрослых связанно с растущими требованиями к профессиональной компетенции специалистов, что делает образование, длящиеся на протяжении всей жизни значимым условием степени их
конкурентоспособности. [6, с.165].
Теоретическое обоснование проблематики исследования. Возрастающая роль непрерывного образования, которое содействует успешной социализации взрослых, проявляется в двух функциях: профессиональной и личностной [7, с.730]. Так, Н.В. Федорова в своей работе «Как помочь взрослым учиться и менять себя» называет три основных значения рассматриваемого нами термина «образование взрослых», а именно:
- область знаний;
- академическая дисциплина;
- сфера практической деятельности;
- деятельность взрослого, как часть его повседневной жизни.
Также, автор, наряду с термином «образование взрослых» употребляет термин «андрагогика» [8, с. 102]. Феномен образованного человека, по мнению Г.С. Сухобской, составляют новые знания и умения, получаемые взрослым человеком из различных источников информации, в целях активного их освоения в определенных формах образовательной деятельности. [9, с.18].
На наш взгляд, процесс обучения взрослых имеет не-
Chekin Ilya Anatol'evich
THE STRUCTURAL ELEMENTS ..
pedagogical sciences
которые специфические особенности, среди которых мы выделили:
- самостоятельное добывание знаний и информации из областей, необходимых для самореализации;
- постоянное повышение роли мотивации учения, т.к. образование становится условием жизнедеятельности;
- становление индивидуализации, как одного из важных аспектов образования.
М.Ш. Ноулз в своём научной работе «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» сформировал основное положения обучения взрослых:
- взрослому обучаемому принадлежит ведущая роль в образовательном процессе;
- взрослый обучаемый сам ставит перед собой конкретные цели обучения;
- взрослый обучаемый обладает определённым жизненным и профессиональным опытом;
- взрослый обучаемый ищет скорейшего применения своим знаниям и умениям;
- взрослый обучаемый включён в совместную образовательную деятельность с андрагогом [10, с. 97].
Опираясь на сказанное, мы, в качестве важнейшего ресурса, определяющим сегодня успешность образования взрослых, выделили андрагогическую модель образования. В этой модели сам взрослый обучаемый играет главную роль в формировании мотивационной направленности и установлении целей обучения, что в свою очередь обуславливает основу организации процесса обучения, индивидуализируя его посредством личностных программ. Обычно такое обучение строится по междисциплинарным модулям, блокам, опираясь на развитие конкретных аспектов компетенции учащихся и ориентируясь на решение их определенных задач. В андраго-гической модели весь процесс строится на совместной деятельности обучаемых и андрагога. Это не противоречит высказыванию Л.Ю. Монахова, который взрослого человека рассматривает как «<...> ответственного участника образовательного процесса, инициатора личностного обучения». [11, с.93].
Теоретическое обоснование решения исследуемой проблемы. Сегодня одним из главных направлений в новой парадигме образования взрослых является формирование и развитие высококачественной и высокотехнологической информационно-образовательной среды [12, с.76]. Когда общество начало приобретать информативность, она стала пронизывать все структуры общества, не только науку и экономику, но и деятельность, общение, поведение человека. Информационная потребность начала представлять собой потребность всех субъектов процесса образования в информации, обладающей определенной структурой, содержанием, качеством и количеством, способствующих обеспечению непрерывности и эффективности функционирования системы образования [13, с.220-221]. Информационные потребности образовательной системы в достаточно степени динамичны, что обуславливает требование принятия качественных образовательных решений, заключающее в себе непрерывное привлечение необходимой информации. Стоит отметить, что совокупность информационных потребностей можно классифицировать в соответствии с рядом признаков. Так, например, по охвату их можно подразделить на нормативные, фактические и дополнительные, а в зависимости от временных параметров - на текущие и перспективные [14, с.47].
Для того чтобы взрослый человек стал информированным, вполне достаточно получить необходимую информацию, но для формирования человека компетентного, в большей степени необходимо умение проявлять приобретенные способности и умения, как в получении значимой информации, так и в её усвоении, анализе и непосредственном применении [15, с.4-6]. Так как развитие информационно-коммуникационных технологий идёт стремительными темпами, то современному взрос-
лому человеку необходим более широкий объём знаний, причем постоянно обновляющийся. Становится совершенно ясно, что обучение взрослых без использования в учебном процессе современных информационных технологий невозможно. Этот процесс требует от андрагога определенного уровня информационной компетентности.
«Информационную компетентность в настоящее время следует понимать не только как компьютерную грамотность <...>, но и гораздо шире». [16, с. 65]. Исследователи считают, что существует необходимость ориентированной подготовки взрослых обучаемых к успешной жизнедеятельности в информационном социуме. Андрагог же должен научить их приобретать конкретную совокупность знаний, умений и навыков, необходимую для эффективного оперирования получаемой информацией, обладать качествами, которые позволяют их совершенствовать в соответствии с инновационными информационными технологиями, обладать мировоззрением информационного социума. [17, с. 136].
Обобщение суждений разных исследователей о сути информационной компетентности, позволяет говорить о ней, как:
- о новой грамотности в принятии новых решений с использованием технологических средств;
- об интеграции теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий;
- о совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе, как обучения, так и самообучения информатике и современным информационным технологиям;
- об особенном типе организации предметно-социальных знаний, предоставляющих возможность принимать наиболее эффективные решения, используя новые информационные технологии.
Таким образом, информационная компетентность рассматривается, как комплексное умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, отбор наиболее значимой информации, выполнять анализ, организовывать, отображать и передавать её, а также моделировать и проектировать объекты, включая полную реализацию созданных проектов.
Вышесказанное, позволяет нам представить определённую схематичную последовательность формирования информационной компетентности: 1) грамотность; 2) образованность; 3) компетентность. За информационной компетентностью следует рождение информационной культуры.
Таким образом, одной из приоритетных задач профессиональной подготовки будущего андрагога становится сегодня формирование его информационной компетентности.
Считается, что это интегративное качество личности, которое выступает в качестве результата отражения разнообразных процессов отбора, усвоения, трансформации и генерирования полученной информации в характерный тип предметно-специфических знаний, которые позволяют приобретать, развивать, прогнозировать и непосредственно реализовывать наиболее оптимальные решения в разнообразных сферах жизнедеятельности, включая учебную. П.В. Беспалов считает, что «информационная компетентность - это интегральная характеристика личности, предполагающая мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приёмами компьютерного мышления» [18, с. 47]
По признанию ряда авторов [19, 20], главными критериями андрагогической компетенции являются:
- осознанное принятие целей и задач обучения;
- принципы работы со слушателями;
- уровень подготовки в области психологии обучения взрослых;
- коммуникативные аспекты;
педагогические науки
Чекин Илья Анатольевич СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ...
- уровень знаний дидактики и умение его использовать;
- сформированность профессионально значимых личностных качеств.
Исходя из этого, можно сказать, что основными педагогическими задачами при формировании информационной компетентности обучаемых являются:
- создание таких педагогических ситуаций на занятиях со взрослыми обучаемыми, которые бы формировали мотивацию овладения информационными технологиями;
- обучение взрослых с помощью интернет - ресурсов, средств мультимедиа, стимулирующих процесс.
Если обобщить множество взглядов на эту проблему, то сегодня существует три основных показателя формирования информационной компетентности андрагога:
- методическая компетентность;
- предметная компетентность;
- психолого-педагогическая компетентность.
Методическая компетентность. Здесь можно говорить о том, что андрагог должен уметь с возрастанием объёма информации интегрировать учебный процесс, уметь скомпоновать необходимые знания, чтобы минимизировать объём представленного материала. Не менее важен для андрагога принцип интегративного согласования. Сутью этого принципа является нахождения сходства и различий между устаревшей информацией и новой информацией и, как следствие, разрешение противоречий. В результате у андрагога приобретается более широкий взгляд на исследуемую учебно-методическую проблему, происходит интерпретация этой ситуации из разных перспектив.
Предметная компетентность является особым типом организации у андрагога предметно - специфических знаний в области информационного сопровождения, позволяющих принимать эффективные решения в учебном процессе. Теоретические знания и свободное владение ими. Умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию.
Психолого-педагогическая компетентность. Это, прежде всего, ценностно-ориентированное отношение к процессу обучения взрослых. Знание педагогической ситуации, особенностей взрослых обучаемых, специфики отношений андрагога и взрослых обучаемых. Здесь также определённую роль играют психологические и личностные факторы: мотивация, интеллект, способность к рефлексии, самооценка.
Если обобщать различные ситуации исследователей сути информационной компетентности андрагога, то можно сказать, что это:
- новая грамотность в принятии новых решений с использованием технологических средств;
- интеграция теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий;
- совокупность знаний, навыков и умений, процесс формирования которых осуществляется в ходе обучения и самообучения современным информационным технологиям;
- специфический тип организации предметно-социальных знаний, предоставляющих возможность принимать наиболее эффективные решения, используя новые информационные технологии.
Определяя основные образовательные умения андра-гога, можем заметить, что это, прежде всего:
- способствование необходимой профессиональной подготовке взрослых обучаемых при достаточно высоком уровне информационной компетентности андраго-га;
- владение методикой обучения информационным знаниям при максимально высоком уровне информационной компетентности;
- обладание определённым объёмом знаний о психологических особенностях взрослых обучаемых.
В новой образовательной парадигме андрагог вы-
ступает также в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности взрослых обучаемых, компетентным консультантом и помощником. Такая информационная компетентность должна быть ориентирована не столько на осуществления контроля знаний обучаемых, сколько на их диагностику. Достижение каждым взрослым, обучаемым высокого уровня информационной компетентности, не только обеспечит им необходимую адаптацию в современной информационно-культурной среде, но и поможет организовать базу в целях реализации рационального и эффективного поведения взрослого человека во всех областях его жизнедеятельности [21].
Выводы и заключение. В связи с вышесказанным, проблема формирования и становления информационной компетентности андрагога, его обучение навыкам работы с инновационными на сегодняшний день информационными технологиями до сих пор остается весьма актуальной.
Обобщение имеющихся научных трактовок понятия «информационная компетентность» позволяет сделать некоторые выводы об основных структурных элементах этого явления:
- знаниевый (знания и умения в области информационной составляющей);
- прикладной (применение информационных технологий);
- технический (видение границ применения программного обеспечения);
- мотивационный (ориентированность на работу с информационными технологиями);
- психологический (совокупность готовности и способности);
- деятельностный (взаимосвязь информационной деятельности с профессиональной деятельностью, т.е. информационная компетентность андрагога может рассматриваться как сложное системное образование, которое отражает интеграцию приобретенных знаний об инновационных информационных технологиях и наиболее специфических особенностях их изменения в образовательном процессе).
Исходя из сказанного, мы можем определить некую модель информационной компетентности андрагога:
- знаниевые базовые компетенции и умения. Сюда входят профессионально-ориентированные компьютерные знания и умения; психолого-педагогические знания о взрослом обучаемом; знание основ андрагогики;
- знание методики применения инновационных методов и форм обучения взрослых; знание системы дистанционного информационного образования.
- организационные умения. Умение построить процесс обучения взрослых с учётом возрастных особенностей обучаемых; организация самостоятельной работы взрослых обучаемых.
- коммуникативные умения. Умение выстраивать образовательный процесс с учётом психофизиологических особенностей взрослых обучаемых и создание комфортной и толерантной аудиторной обстановки.
Конечным итогом многообразной деятельности ан-драгога являются новые информационные продукты: концептуальные модели, аналитические отчеты, авторские программы, проекты, учебно-методические пособия. Их эффективность невозможна, если андрагог не обладает информационной компетентностью. Таким образом, информационная компетентность андрагога выступает в качестве важной составляющий его информационной культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Подобед В.И. и др. Развитие андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики / В.И. Подобед, А.Е. Марон // Человек и образование. 2009. С.4-6.
2. Пилюгина С.А. Деятельность андрагога в системе постдипломного педагогического образования / С.А.
Chekin Ilya Anatol'evich
THE STRUCTURAL ELEMENTS ..
pedagogical sciences
Пилюгина // Казанский педагогический журнал. 2010. Статья поступила в редакцию 12.10.2017 №2. С.95-101. Статья принята к публикации 25.12.2017
3. Вершловский С.Г. Преподаватель системы постдипломного образования как андрагог / С.Г. Вершловский // Человек и образование. 2014. С.4-7.
4. Змеёв С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов / С.И. Змеёв // Человек и образование. 2014. С.8-14.
5. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: Per se, 2007. С.34-35.
6. Практичная андрагогика. Опережающие образование взрослых: монография / Под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. СПб: ГНУ ИОВ РАО, 2009. 403с.
7. Возгова З.В. Андрагогические особенности профессиональной подготовки в процессе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников / З.В. Возгова // Фундаментальные исследования. 2013. №6-3. С.730.
8. Федорова Н.В. Как помочь взрослым учиться и менять себя: учебное пособие / Н.В. Федорова. // Российский открытый университет. М: РОУ, 1992. С.102.
9. Сухобская Г.С. и др. Образование взрослых: цели и ценности / Г.С. Сухобская, Т.В. Шадрина. СПб: НОВ РАО, 2002. 188с.
10. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики / М.Ш. Ноулз. М., 1980. 248 с.
11. Монахова Л.Ю. Новое научное направление - информационная педагогика / Монахова Л.Ю.// Образование как основа государственного устройства России в XXI веке. СПб, 2000. С. 155-158.
12. Копылова А.В. Реализация андрагогического подхода в системе повышения квалификации педагогов / А.В. Копылова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. №11. С.76.
13. Уманская А.В. Андрагогический подход к развитию профессиональной компетентности преподавателей вузов / А.В. Уманская // Мир науки, культуры, образования. 2013. №3(40). С. 220-221.
14. Колесникова И.А. Основы андрагогики / И.А. Колесникова. - М.: Academia, 2003. С.47.
15. Жуковская З.Д. и др. О компетентностно-андра-гогическом подходе к организации повышения квалификации работников образования / З.Д. Жуковская, О.К. Битюцких // Вестник Воронежского технического университета. Т.6. 2010. №8. С.4-6.
16. Информационная компетентность андрагога // Проблема формирования андрагогической компетентности специалистов постдипломного образования: Материалы второй международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. СПб, издательство Ноу «Экспресс», 2002. С. 64-67.
17. Исламова С.Х. Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности / С.Х. Исламова // Актуальные вопросы современной педагогики: ООО изд. АСТАРД, 2017. С 134-136.
18. Беспалов Т.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированию обучения / Т.В. Бесалов // Педагогика №4, 2003. С. 47.
19. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. / С.Г. Вершловский // Педагогика №8, 2003. С. 32-36.
20. Вербицкий А.А. и др. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: Монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. М.: ЛЫОС, 2011. 288с.
21. Пилюгина С.А. Особенности андрагогической субъектности учителя: сущность и структура / С.А. Пилюгина // Казанский педагогический журнал. 2012. С.13.