ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Н.А. Бирюкова
Кафедра педагогики Марийский государственный университет пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, Россия, 424000
В статье представлены характеристики личностных особенностей и стилей деятельности преподавателя сферы образования взрослых, выявленные американскими и отечественными исследователями; рассматривается сущность андрагогической компетентности преподавателя.
Ключевые слова: андрагогическая компетентность, стиль преподавания, эффективность обучения взрослых.
В 1997 г. на V конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых было заявлено, что «образование взрослых — ключ в XXI век». В итоговом документе конференции — Декларации об обучении взрослых в XXI веке — отмечается, что непрерывное образование стало настоятельной необходимостью человека как в рамках общины, так и в профессиональной жизни. Новые требования, предъявляемые обществом и сферой труда, обусловливают необходимость того, чтобы каждый человек продолжал обновлять свои знания и навыки на протяжении всей жизни. Сегодня образование взрослых становится одним из ведущих механизмов становления личности.
Как известно, особое место в обучении взрослых занимает преподаватель. Успешность функционирования образовательного процесса во многом зависит от личности педагога, уровня его профессионально-педагогической компетентности, осознания собственной философии преподавания, его умений эффективно использовать методы и приемы при построении учебного процесса со взрослыми.
Важно отметить, что проблема изучения личности педагога, работающего со взрослой аудиторией, стала предметом исследований многих зарубежных авторов, в частности американских, в числе которых можно назвать А. Нокса, С.О. Хо-ула, Р. Хемстра, С.М. Грабовски, Дж. Эппса, Ш. Мерриам, С. Брукфилда и др.
Так, П. Грабовски считает, что настоящий профессионал сферы образования взрослых должен обладать следующими качествами: понимать и брать во внимание мотивацию и вид деятельности взрослых обучаемых; понять, что является их целью и обеспечить достижение этой цели; уметь использовать различные методы и способы обучения взрослых; обладать навыком общения и уметь слушать; знать все о современном обществе и о его запросах; быть открытым в общении и позволять обучаемым следовать своим интересам; постоянно продолжать свое собственное образование [4].
М. Моккер и Р. Ноубл дают подробную характеристику умений и навыков преподавателей в сфере образования взрослых [5]. По их мнению, преподаватель, работающий с взрослыми, должен: успешно общаться с обучаемыми; создавать доброжелательную обстановку; найти тот стиль преподавания, который помог бы обучаемым добиться хороших результатов; провести границу между понятиями «образование взрослых» и «образование детей»; планировать обучение так, чтобы обучаемые не потеряли уверенности в себе; задействовать интересы взрослых в учебной деятельности; сделать программу обучения гибкой; изучить потенциал каждого обучаемого; применять принцип посильности; подводить итог каждого урока; постоянно себя оценивать с точки зрения преподавания; постоянно стимулировать обучаемых к достижению более высоких результатов; акцентировать внимание на существенных для обучаемых темах; применять те принципы обучения, которые подходят взрослым; не бояться экспериментировать; поощрять самостоятельную работу обучаемых; применять знания, перенятые у коллег; связывать учебную деятельность с практикой.
По мнению А. Нокса [6], основным качеством личности преподавателя в сфере образования взрослых должно стать стремление самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.
Наличие всех перечисленных выше качеств у педагога, работающего со взрослой аудиторией, следует считать, по мнению данной группы исследователей, важнейшим признаком профессионализма.
Актуальная проблема, с которой сталкиваются преподаватели, — это поиск собственного эффективного стиля преподавания в работе со взрослыми. По мнению Дж. Эппса [3], преподаватели, обучающие взрослых, принадлежат к одному из десяти типов:
1) просветители (lamplighters);
2) фасилитаторы (gardeners);
3) тренеры (muscle builders);
4) источники информации (bucket fillers);
5) проблематизаторы (challengers);
6) посредники (travel guiders);
7) контролеры (factory supervisors);
8) артисты (artists);
9) практики (applied scientists);
10) ремесленники (craftspeople).
Представители первого типа, просветители, обучая взрослых, несут своего рода свет в их разум. Фасилитаторы ставят перед собой цель обеспечить благоприятную атмосферу в процессе обучения и дать учащимся лишь самую необходимую информацию. Автор справедливо критикует данную категорию преподавателей, подчеркивая, что для взрослых обучаемых важно не только получать информацию, но и дискутировать на заданную тему. Тренеры ориентированы лишь на тот материал, который понадобиться их подопечным в их практической деятельности. Достаточно распространенным типом считается преподаватель — источник информации. Его представители считают, что именно большой объем информации обеспечивает компетентность и образованность слушателей. Дж. Эппс опровергает данную позицию, считая, что слишком большой поток информации создает массу проблем для обучаемых, мешает им ориентироваться на главное. Для преподавателей типа артисты обучение — это импровизация, и они не ставят перед собой определенных целей обучения. Исследователи считают, что успешность учебного процесса зависит от их собственных научных открытий, их больше интересует исследовательская работа, чем обучаемые. Ремесленники хорошо владеют методикой преподавания, способны проанализировать любую учебную ситуацию, в случае необходимости применить научные знания и внести разнообразие в учебный процесс, создавая тем самым благоприятную атмосферу на своих занятиях.
Как известно, стиль преподавания может наложить свой отпечаток на весь учебный процесс, и не всегда это влияние может оказаться положительным. Возможно, преподаватель должен сочетать в себе несколько выше указанных типов, что, несомненно, поможет ему активизировать учебный процесс, сделать его более эффективным.
Американские исследователи подчеркивают, что преподаватель тогда считается состоявшейся профессиональной личностью, когда перечисленные качества позволяют добиться определенных результатов: завоевать доверие взрослой аудитории, сформировать высокую степень внутренней включенности слушателей в работу, устойчивость их познавательной активности, выработать у обучающихся навыки: обращения за помощью друг к другу и преподавателю, предъявления своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий, свободного выражения собственной позиции.
Анализ отечественной психолого-педагогической литературы показал, что к теме, связанной с особенностями личности и деятельности преподавателя сферы образования взрослых, в последнее время проявляется повышенный интерес. Это в первую очередь работы С.Г. Вершловского, М.Т. Громковой, С.И. Змеева, И.А. Колесниковой, Л.Н. Лесохиной, М.Д. Матюшкиной, Е.А. Соколовской, Г.С. Сухобской, Т.В. Шадриной и др.
Так, И.А. Колесникова классифицирует преподавателей в соответствии с их ролью в образовательном процессе обучения взрослых [2]. Она выделяет следующие категории: эксперт (тренер, инструктор), консультант, тьютор, аниматор, проблематизатор, интерпретатор, популяризатор.
Эксперт, тренер, инструктор являются носителями нормативного эталонного комплекса знаний, умений, навыков в локальной образовательной области. Их задача сводится к четкой передаче необходимого объема содержания материала, установлению обратной связи, оценке и коррекции промежуточных и конечного результатов.
Консультант, советник, наставник. Консультирование — форма диалогического взаимодействия, важный элемент педагогической поддержки взрослых обучаемых. Наставник осуществляет сопровождение взрослого на том или ином этапе его образовательного пути, отступая на второй план, как только будет накоплен необходимый опыт и уровень компетентности.
Цель тьютора — оказание конкретной помощи взрослому учащемуся в учебном процессе, например, в составлении рабочего плана, подборе литературы, выборе темы реферата, курсовой работы. Тьютор — это «гид», интерпретатор знаний, а не их хозяин. Тьюторы не только координируют учебный процесс, осуществляют промежуточный контроль, но и помогают слушателям построить индивидуальные образовательные траектории.
Аниматор выступает в качестве стимула, внося воодушевление, становясь своеобразным «пусковым механизмом» воплощения просветительских или образовательных идей и замыслов, становится посредником между взрослым и образовательным содержанием.
Проблематизатор в процессе обучающего взаимодействия обеспечивает рождение собственных информационных запросов учащихся, формирует «ученое незнание», помогает в формулировке проблем и вопросов.
Интерпретатор — это специалист, признанный в своей области, достигший методологического уровня осмысления проблематики и способный в силу этого стимулировать выход на поиски смысла, оказывать помощь в истолковании имеющихся у взрослого информации или опыта, готовый ответить на возникающие у него вопросы
Задача популяризатора (транслятора) — перевести образовательную информацию на более доступный язык, сделать ее понятной широким слоям населения, сохранив при этом первоначальный смысл.
По нашему мнению, эффективность обучения взрослых в первую очередь зависит от уровня компетентности преподавателя, а также всего обучающего персонала. Проведенные исследования позволяют говорить о наличии специального вида профессиональной компетентности — андрагогической.
Мы рассматриваем андрагогическую компетентность преподавателя как совокупность личностно значимых качеств, специальных профессиональных знаний и целостных представлений о взрослом обучающемся, наличие высокого уровня культуры общения преподавателя, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере образования взрослых и способствующих постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту преподавателя.
Нельзя не согласиться с С.Г. Вершловским в том, что повышение андрагоги-ческой компетентности «материализуется» в способности преподавателя преодолеть «педагогизм» традиционных форм организации учебного процесса и обес-
печить подлинную субъектность партнеров. Этот исследователь определяет андра-гогическую компетентность как «искусство, мастерство эффективного взаимодействия „учащих" и „обучающихся", когда „что" и „как" переплетаются самым неожиданным образом» [1. С. 9].
Говоря об андрагогической компетентности, следует уделить особое внимание профессиональной позиции преподавателя для взрослых. Мы рассматриваем позицию преподавателя как андрагога в четырех аспектах: аксиологическом, дея-тельностном, коммуникативном и отношенческом.
Аксиологический аспект профессиональной позиции педагога — это лежащие в основе деятельности ценностные установки: на личностное знание, понимание, диалогическое общение, эмпатию, толерантность, личностную рефлексию.
Деятельностный аспект — это способность, готовность и стремление преподавателя работать со взрослой аудиторией в различных «ролях»: эксперта, фа-силитатора, аниматора и т.п.
Коммуникативный аспект предполагает способность, готовность и стремление преподавателя равноправно общаться с обучающимися взрослыми, находясь в позиции принимающего, понимающего и признающего их другого взрослого.
Наконец, отношенческий аспект включает в себя способность, готовность и стремление преподавателя строить свои отношения с обучающимися взрослыми не столько на основе манипуляции, сколько на основе рефлексивного управления.
Показателями правильно выбранной профессиональной позиции и образовательной стратегии для преподавателя служат: открытость и доверие взрослой аудитории; высокая степень внутренней включенности слушателей в работу; устойчивость познавательной активности учащихся; искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и преподавателю; предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий; свободное предъявление собственной позиции; желание прислушаться к мнению слушателя.
Таким образом, в ряде отечественных и зарубежных исследований поднимается проблема поиска путей повышения эффективности процесса обучения взрослых людей. Как подчеркивается во многих работах, эффективность процесса обучения во многом зависит от личности преподавателя, его индивидуальной философии, знания особенностей взрослых, применения активных методов обучения. Формирование собственного стиля преподавания помогает педагогу лучше осознать проблемы взрослого, предоставить обучающемуся возможность развивать свои личностные и профессиональные способности, скорректировать его образовательную программу.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Вершловский С.Г. Образование взрослых: опыт и проблемы. — М.: Знание, 2002.
[2] Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др. Основы андрагогики: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Колесниковой. — М.: Академия, 2003.
[3] Apps J.W. Mastering the Teaching of Adults. — Malaber-Florida: Krieger Publishing company, 1991.
[4] Handbook of Adult and Continuing Education / Eds. L.A. Wilson, E.R. Hayes. — San Francisco: Jossey-Bass, 2000.
[5] Handbook of Adult and Continuing Education / Ed. S. Merriam. — Merriam & Phyllis, 1989.
[6] Knox A. Helping Adults Learn. — San Francisco: Jossey-Bass, 1986.
PROFESSIONAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE TEACHER IN THE SPHERE OF ADULT EDUCATION
N.A. Biryukova
The Chair of Pedagogy Mari State University Lenin Square, 1, Yoshkar-Ola, Mari El Republic, Russia, 424000
The personal characteristics and teaching styles of the adult education professional are presented in the article. The essence of the teacher's andragogical competence and its structure are considered. Key words: andragogical competence, teaching style, effectiveness of adult education.