2,28 у 2-й группы). Положение о том, что система здравоохранения должна быть исключительно государственной, получило более высокую поддержку у пациентов, опрошенных в государственных лПу (4,7 балла против 2,65 у 1-й группы пациентов из негосударственных медучреждений). Самый высокий балл у респондентов получил тезис о том, что «государство обязано обеспечивать население медицинской помощью соответствующего качества» (4,1 и 5,6 балла соответственно для 1-й и 2-й групп пациентов). Большая часть пациентов 1-й и 2-й групп согласна с суждением о том, что государство должно гарантировать минимум предоставленных ёмедицинских услуг (3,6 и 4,12 балла). В этом отношении полученные результаты согласуются с данными социологических исследований Е. П. Кокориной (2000) и В. В. Филимонова (2008) [4-5]. С тем, что частное медицинское обслуживание повышает качество медицинской помощи, в большей степени согласны пациенты именно негосударственных клиник (4,2 балла против 3,0). Пациенты обеих групп были единодушны в том, что увеличение объема медицинских услуг не должно отражаться на оплате (2,9 и 2,8 балла).
Заключение. Таким образом, проведенный опрос пациентов, получающих медицинскую помощь в медицинских организациях различных форм собственности, показал, что при сравнительно равном числе пациентов, имевших опыт нелигитимных платежей за оказание медицинской помощи, уровень неудовлетворенности государственными медицинскими услугами в 1-й группе респондентов значительно выше (47,6±2,1% против 29,7±2,1%). Учитывая тот факт, что оплата медицинских услуг в негосударственном секторе здравоохранения не составляет проблему у 5,1±2,4% опрошенных во 2-й группе, правомерно говорить о закономерности формирования группы пациентов негосударственной медицины как имеющей большую экономическую возможность к получению данного вида услуг.
Наличие в целом позитивного опыта получения услуг в частных медицинских учреждениях располагает к более оптимистической оценке данной модели медицинской помощи и формированию отрицательного отношения к государственному здравоохранению. В то же время постоянный контакт с реалиями государственной системы здравоохранения 2-й группы респондентов усугубляет ее негативную оценку и дает опрошенным лицам повод утверждать об ухудшении уровня медицинского обслуживания населения.
Исследование показало, что традиционная классическая модель государственного здравоохранения в последние годы стала дополняться экономически оправданным развитием платной медицины. Следовательно, институционализация негосударственного сектора здравоохранения — это необходимое, но не достаточное условие воспитания культуры потребления медицинской помощи как совокупности услуг Кроме того, необходимо учитывать, что потребление и предоставление услуг — это две стороны одного процесса, оторвать их друг от друга и рассматривать изолированно нельзя, поэтому необходимо изучать и отношение к рынку медицинских услуг тех, кто их предоставляет, т.е. медицинских работников.
Конфликт интересов. Работа выполняется по плану НИР Волгоградского государственного медицинского университета. Коммерческой заинтересованности отдельных физических или юридических лиц в результатах работы нет. Описания объектов патентного или любого другого вида прав (кроме авторского) нет.
Библиографический список
1. Воронин В. А. Социальная динамика профессиональных ролей в стоматологии: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2007. 25 с.
2. Прошин П. А Отношение пациентов к платным медицинским услугам: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2008. 25 с.
3. Решетников А. В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Социология медицины. 2000. № 12. С. 3-8.
4. Кокорина Е. П. Удовлетворенность пациентов качеством медицинских услуг // Проблема социологии, гигиены и истории медицины. 2000. № 2. С. 27-29.
5. Филимонов В. В. Социальная роль частной стоматологии в современных условиях: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2008. 25 с.
Translit
1. Voronin V.A. Social'naja dinamika professional'nyh rolej v stomatologii: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Volgograd, 2007. 25 s.
2. Proshin P. A Otnoshenie pacientov k platnym medicinskim uslugam: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Volgograd, 2008. 25 s.
3. Reshetnikov A. V. Social'nyj portret potrebitelja medicin-skih uslug // Sociologija mediciny. 2000. № 12. S. 3-8.
4. Kokorina E. P. Udovletvorennost' pacientov kachestvom medicinskih uslug // Problema sociologii, gigieny i istorii medici-ny. 2000. № 2. S. 27-29.
5. Filimonov V. V. Social'naja rol' chastnoj stomatologii v sovremennyh uslovijah: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Volgograd, 2008. 25 s.
УДК 616.1-005-052:006.033]:001.8 (045) Оригинальная статья
структурные диспропорции при выполнении требований стандартов оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями
органов кровообращения
Г. Ю. Сазанова — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права, кандидат медицинских наук.
structural disproportion in regional medical stantards in treatment
of blood circulatory disorders
G. Yu. Sazanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Public Health Care Organization and Medical Law, Assistant Professor, Candidate of Medical Science.
Дата поступления — 03.02.2012 г. Дата принятия в печать — 28.02.2012 г
Сазанова Г.Ю. Структурные диспропорции при выполнении требований стандартов оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов кровообращения // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8, № 1. С. 31-34.
Цель работы — изучение мнения врачей о финансовом обеспечении стандартов медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов кровообращения. Материал и методы. Проведено анкетирование 530 врачей различных специальностей. Использовались социологические и статистические методы исследования. Результаты. Большая часть респондентов (83%) считают необходимым приведение финансового обеспечения лечебно-диагностических объемов в стандартах в соответствие с Территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи пациентам с заболеваниями системы кровообращения. Заключение. Выполнение требований стандартов в равной мере зависит от решения кадрового вопроса и медикаментозного обеспечения ЛПУ
Ключевые слова: стандарты, заболевания органов кровообращения, Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.
Sazanova G. Yu. Structural disproportions in regional medical standards in treatment of blood circulatory disorders // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2012. Vol. 8, № 1. P. 31-34.
The research goal is to consider the opinion of physicians about the financial medical assistance standards to patients with blood circulatory disorders. Materials and methods: 530 doctors of different specialties were interviewed. Some sociological and statistical methods were used in the study. Results: The majority of respondents (83%) considered that it was necessary to coordinate financial support of diagnostic and treatment expenditures with the standards of the regional program of rendering free medical aid to patients with blood circulatory disorders. Conclusion: The issue of medical standards fully depends on the staff organization and medicamentous provision.
Key words: standards, blood circulatory disorders, Territorial Program of State Guarantees of Medical Aid.
Введение. Федеральный закон от 19 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» утвердил принципы осуществления обязательного медицинского страхования, основными из которых являются:
— обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;
— создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования [1].
Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению страны, ежегодно утверждаемая Правительством Российской Федерации с целью реализации Закона о медицинском страховании, гарантирует гражданам предоставление определенного объема медицинской помощи, который теперь обеспечивается средствами системы обязательного медицинского страхования. Система обязательного медицинского страхования в России является механизмом защиты граждан и медицинских организаций и направлена на непрерывное повышение качества медицинских услуг [2]. Несмотря на сложности в реализации, система обязательного медицинского страхования имеет серьезное значение в обеспечении доступности и качества медицинской помощи для широких масс населения [3, 4].
На проблему обеспеченности сбалансированности объемов медицинской помощи и необходимых для этого финансовых ресурсов указывают многие ученые, обращая внимание на необходимость приведения в соответствие объемов оказания медицинской помощи и их финансового обеспечения [5, 6], но
Ответственный автор — Сазанова Галина Юрьевна. Адрес: 410010, г. Саратов, ул. Зенитная, 18, кв. 65. Тел.: +7 927 223 94 06.
E-mail: [email protected]
масштабных исследований в данном направлении не проводилось.
Цель: изучение мнения врачей о финансовом обеспечении стандартов медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов кровообращения.
Методы. Для достижения поставленной цели разработана оригинальная анкета анонимного анкетирования специалистов (терапевтов, кардиологов, врачей общей практики), оказывающих на различных уровнях медицинскую помощь пациентам с заболеваниями органов кровообращения.
Анкета состоит из паспортной части, содержащей данные о возрастно-половой принадлежности респондентов, сведения о месте работе, врачебном стаже и стаже по специальности. Специальная часть содержит данные, отражающие мнения респондентов о медицинских стандартах и их выполнении, вопросы страхового обеспечения медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов кровообращения на различных уровнях ее оказания (амбулаторно-поликлиническая помощь, квалифицированная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь).
Проведено анкетирование 530 врачей различных специальностей, из них терапевты составили 80,1% всей выборки, кардиологи 10,4% и врачи общей практики 9,5%. Стаж по специальности более 20 лет имеют 37,7% врачей; стаж 16-20 лет — 16,5% респондентов; 11-15 лет — 13,9%; 6-10 лет — 17,1%; 14,8% специалистов имеют стаж по специальности до 5 лет. Среди респондентов было 86,8% женщин и 13,2% мужчин. В городских поликлиниках работают 40,7% специалистов, 31,4% — в ЦРБ, по 10% — в городских и клинических больницах, и 7,9% опрошенных работают в ведомственных учреждениях. Таким образом, выборочная совокупность отражает состав генеральной совокупности по месту работы, специальности, полу и возрасту, что обеспечивает ее репрезентативность.
В работе применялись социологические и статистические методы исследования: определение средней арифметической, ее типичности, а также статистическая оценка достоверности полученных данных путем оценки достоверности средней арифметической.
Обработка анкет проводилась с использованием программных средств SPSS и включала в себя построение и анализ частотных распределений показателей (каждого вопроса анкеты по числу выборов
того или иного ответа) и совместных распределений выбранных пар показателей с проверкой гипотезы об их независимости с помощью критерия согласия Пирсона (Хи-квадрат) на уровне значимости 0,05 [7].
Результаты. В муниципальных ЛПУ 42% респондентов применяют в своей работе федеральные стандарты оказания медицинской помощи при заболеваниях органов кровообращения; 28% респондентов применяют временные территориальные объемы оказания медицинской помощи; 30% — при ответе на вопрос, какие применяются стандарты в их работе, указали все виды стандартов, чего практически не должно быть и что свидетельствует о несовершенной организации работы врачей лечебных учреждений.
В результате контент-анализа медицинских стандартов различного уровня установлено, что перечень диагностических методик с частотой представления 1,0 в региональных стандартах в 10 раз меньше, чем объем обследований, представленный в федеральных стандартах, а объем лечения составляет 26,7% от федерального [3].
При сравнении выполнения объема лечебнодиагностических мероприятий, предусмотренных региональными и федеральными стандартами, установлено, что в полном объеме выполняют их только 40 респондентов из 100. В объеме 80-90% от необходимого региональные стандарты выполняют 42 из 100 опрошенных, федеральные — 29 из 100; в объеме 70-80% — соответственно 10 и 20 врачей из 100 опрошенных; менее 70% объема региональных стандартов выполняют 8, а федеральных — 10 специалистов из 100 опрошенных.
Среди причин неполного выполнения стандартов на первом месте респонденты выделили отсутствие необходимой аппаратуры (39% опрошенных); второе место в ответах (22%) заняли проблемы отсутствия в ЛПУ специалистов; третье — отсутствие реактивов при выполнении диагностических мероприятий (17%); четвертое — проблема обеспечения учреждений необходимыми лекарственными средствами (16%). 6% респондентов не считают обязательным выполнение стандартов.
Что касается объема исследования, предусмотренного в стандартах, 75% опрошенных считают перечень обследований соответствующим современным представлениям о методах обследования больных с заболеваниями системы кровообращения; 22% респондентов утверждают, что перечень обследований в стандартах завышен; 3% специалистов полагают, что он занижен и не соответствует современным представлениям медицинской науки. Среди респондентов, руководствующихся в работе региональными стандартами, 73,7% считают объемы обследования соответствующими современным требованиям; 20,8% — завышенными и 5,5% — заниженными. Среди тех, кто применяет федеральные стандарты, 57,1% считают, что объемы обследования соответствуют современным представлениям, 37,9% — что объемы завышены и 5% — занижены.
Мнения респондентов об объеме лечения также разделились: более половины опрошенных (76%) убеждены, что объемы медикаментозной терапии и перечень методов лечения соответствуют современным требованиям лечения указанной категории больных; 21% респондентов считают перечень методов лечения в стандартах завышенным, 3% врачей полагают, что объем медикаментозной терапии в стандартах занижен.
Более половины специалистов, использующих федеральные (62,6%) и региональные стандарты (71,8%), отмечают, что объем медикаментозной терапии соответствует современным представлениям о методах лечения больных заболеваниями системы кровообращения. На завышение перечня методов лечения и объема медикаментозной терапии указали 9,6% респондентов, использующих в своей работе федеральные стандарты и 3,9% — региональные.
При изучении мнения респондентов о необходимости изменений стандартов установлено, что 75% специалистов, работающих по территориальным стандартам и 60,2% — по федеральным, убеждены в том, что стандарты в изменении не нуждаются; 16,7% врачей, применяющих в своей работе территориальные стандарты и 34,6% — федеральные, думают, что объем лечебных и диагностических компонентов в стандартах необходимо уменьшить; 5% опрошенных, применяющих в своей работе территориальные стандарты и 2,6% — федеральные, считают, что стандарты следует расширить. Не имеют определенного мнения по поводу изменения стандартов соответственно 3,3 и 2,6% врачей.
Большинство респондентов (83%) считают необходимым решение вопроса о финансовом обеспечении объемов обследования в стандартах в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания медицинской помощи больным с заболеваниями системы кровообращения. Из них 52% специалистов утверждают, что финансовое обеспечение объемов обследования зависит от решения кадрового вопроса в лечебных учреждениях; 48% врачей называют первостепенной задачей решение вопроса материально-технического обеспечения ЛПУ; 16% врачей ответили, что от приведения в соответствие финансового обеспечения стандартов и Территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению медицинская эффективность не увеличится; не имеют определенного мнения на этот счет 1% специалистов. Мнение об изменении финансового обеспечения объемов медикаментозной терапии в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий высказали 80% врачей. Пятая часть опрошенных (19%) не считают данные изменения эффективными; 1% не имеет определенного мнения по поводу этого вопроса.
Обсуждение. Одним из важных направлений совершенствования охраны здоровья населения является обеспечение качества и безопасности медицинской помощи. Решение этой сложной задачи в условиях снижения финансирования и децентрализации управления здравоохранением возможно путем планомерного внедрения комплексной системы нормативного обеспечения оказания медицинской помощи, позволяющей обеспечивать защиту прав граждан в области охраны здоровья, регулировать и осуществлять контроль над деятельностью медицинских учреждений. При этом должен быть усилен контроль за соблюдением требований, предъявляемых к работе медперсонала, и ужесточены меры ответственности за невыполнение и нарушение установленных стандартов [8]. Использование стандартов медицинской помощи считается существенной основой для оценки уровня качества оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов кровообращения и выявления дефектов при ее оказании, установления вида и степени ответственности как ЛПУ, так и непосредственных исполнителей ме-
дицинских услуг. Полученные результаты свидетельствуют о несовершенной организации работы врачей лечебных учреждений, так как в муниципальных ЛПУ только 42% респондентов применяют в своей работе федеральные стандарты оказания медицинской помощи при заболеваниях органов кровообращения; остальные либо соблюдают временные территориальные объемы оказания медицинской помощи, либо — все виды стандартов.
Заключение. Основными причинами невыполнения стандартов врачи-специалисты считают отсутствие необходимой аппаратуры (39%), нехватку специалистов (22%), реактивов (17%), лекарственных средств (16%).
Большинство респондентов (83%) считают необходимым приведение финансового обеспечения лечебно-диагностических объемов в стандартах в соответствие с Территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи пациентам с заболеваниями системы кровообращения. Выполнение требований стандартов в равной мере зависит от решения кадрового вопроса и медикаментозного обеспечения ЛПУ
Конфликт интересов. Работа выполнена в рамках плана научно-исследовательской работы СГМУ по зарегистрированному во ФГНУ «ЦИТиС» научному направлению: «Фундаментальные и клинические аспекты этиопатогенеза, профилактики, создания новых технологий диагностики, лечения и организации специализированной помощи больным терапевтического профиля» (регистрационный номер 01200959764) и в рамках плана научно-исследовательской работы кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права СГМУ № 080005-1 «Современные механизмы функционирования регионального здравоохранения. Повышение структурной эффективности территориальной модели здравоохранения: методология социальной адаптации, системный анализ, стандартизация».
Библиографический список
1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 нояб. 2010 г № 326-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html/.
2. Кучеренко В. З., Соколов А. Г., Мартынчик С. А. Основные направления модернизации рынка медицинского страхования // Экономика здравоохранения. 2008. № 2. С. 5-10.
3. Исмаилов И. Ш. Деятельность системы ОМС в Южном федеральном округе в 2003 г. и 1 полугодии 2004 г. // Здравоохранение. 2004. № 3. С. 151-174.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.
URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104
5. Еругина М. В. Оценка соответствия объема медицинской помощи, оказанной в кардиологическом отделении стационара, установленным стандартам // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2008. № 6. С.27-30.
6. Кирбасова Н. П. Направления совершенствования системы планирования и финансирования медицинской помощи // Здравоохранение. 2004. № 5. С. 27-31.
7. Бююль А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации: анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей/пер. с нем. СПб.: ДиаСофтЮП, 2005. 608 с.
8. Власенкова В. В. Правовое регулирование качества медицинской помощи в Российской Федерации // Законодательство. 2007. № 2. С. 21-27.
Translit
1. Ob objazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 nojab. 2010 g. № 326-FZ. URL: http://www.rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html/.
2. Kucherenko V. Z., Sokolov A. G., Martynchik S.A. Os-novnye napravlenija modernizacii rynka medicinskogo stra-hovanija // Jekonomika zdravoohranenija. 2008. № 2. S. 5-10.
3. Ismailov I. Sh. Dejatel'nost' sistemy OMS v Juzhnom federal'nom okruge v 2003 g. i 1 polugodii 2004 g. // Zdra-voohranenie. 2004. № 3. S. 151-174.
4. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 21 nojabrja 2011 g. № 323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Ros-sijskoj Federacii»: http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104
5. Erugina M. V. Ocenka sootvetstvija ob#ema medicinskoj pomowi, okazannoj v kardiologicheskom otdelenii stacionara, ustanovlennym standartam // Problemy standartizacii v zdra-voohranenii. 2008. № 6. S.27-30.
6. Kirbasova N. P. Napravlenija sovershenstvovanija sistemy planirovanija i finansirovanija medicinskoj pomowi // Zdra-voohranenie. 2004. № 5. S. 27-31.
7. Bjujul' A., Cjofel' P. SPSS: Iskusstvo obrabotki informacii: analiz statisticheskih dannyh i vosstanovlenie skrytyh zakonomernostej/per. s nem. SPb.: DiaSoftJuP, 2005. 608 s.
8. Vlasenkova V. V. Pravovoe regulirovanie kachestva medi-cinskoj pomowi v Rossijskoj Federacii // Zakonodatel'stvo. 2007. № 2. S. 21-27.