что определяет максимальные экономические потери [4]. Группа лиц с высшим и незаконченным высшим образованием определяет высокий ущерб в силу того, что инвестиции на их образование не дали никакой экономической отдачи в виде производственного продукта из-за ранней смерти [4].
Среди умерших от ДТП больше одиноких, причем в равной степени мужчин и женщин. Руководителей и прочих специалистов по разным возрастным группам - 4,1% от всех умерших насильственной смертью. Около 20% исследуемой категории лиц являлись квалифицированными рабочими.
В структуре дорожно-транспортного травматизма среди взрослого трудоспособного населения поверхностная травма составляет 30-32%: переломы черепа и внутричерепные травмы - 8-18%, переломы верхних и нижних конечностей - 15-18,7%, травмы внутренних органов грудной и брюшной полости - 0,7-1,2%.
В 2012 году количество погибших на месте ДТП до оказания скорой медицинской помощи увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2011 годом (2011 г. - 52, 2012 г. - 112 чел.). В 72-73% случаев летальный исход наступает сразу в результате ДТП, чем ограничивает возможности медицины.
Госпитальная летальность среди пострадавших в ДТП на территории Курганской области в 2012 году (7,6%) выросла на 2,1% по сравнению с 2011 годом и превысила в 1,5 раза показатели госпитальной летальности по РФ и УРФО (4,5%). Крайне тяжелая степень травмы приводит к летальному исходу в первые 7 суток в 50% случаев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Значительное число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них остается одной из серьезных социально-экономических проблем в Зауралье. Показатель смертности от транспорт-
ных несчастных случаев в трудоспособном возрасте в Курганской области имеет тенденцию к росту. Высокими являются потери мужского трудоспособного населения. Жители городов области чаще погибают от дорожных травм. Доля погибших в результате ДТП в состоянии опьянения составляет 40%. Треть всей механической травмы составляет транспортная, чаще других среди транспортной травмы встречается автомобильная.
Принимаемые в Зауралье меры по обеспечению безопасности дорожного движения, направленные на снижение дорожно-транспортного травматизма и уровня смертности от него, требуют дальнейшей сплоченной работы органов власти всех уровней, повышение эффективности медицинской помощи, водительской культуры, технического состояния дорог, законопослушного поведения граждан, участников дорожного движения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Рано умирать. Проблемы высокого уровня заболеваемости и преждевременной смертности от инфекционных заболеваний и травм в Российской Федерации и пути их решения. - Всемирный банк. - М.: Алекс, 2006. - 147 с.
2. Тищук, Е. А. Смертность трудоспособного населения / Е. А. Тищук // Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения. - 2012. - № 1. - С. 14-23.
3. Мыльникова, Л. А. Травматизм: масштабы проблемы / Л. А. Мыльникова // Здравоохранение. - 2009. - № 2. - С. 85-88.
4. Тищук, Е. А. Кризис и здоровье населения Российской Федерации / Л. А. Тищук // Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения. - 2010. - № 7. - С. 11-24.
УДК 614.255.4
Э. А. БАХТИЯРОВА1, С. Г. АХМЕРОВА1, Д. Т. ГАШИМОВА2, Р. Я. НАГАЕВ1, С. Ф. ШАМГУЛОВА1
к вопросу о реализации прав пациентов на выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи
башкирский государственный медицинский университет 2Министерство здравоохранения РБ
E. A. BAKHTIYAROVA1, S. G. AKHMEROVA1, D. T. ОА8Ы1МОУА2, R. Y. NAGAEV1, S. F. SHAMGULOVA1
TO QUESTION ON THE RIGHTS OF PATIENTS CHOICE MEDICAL ORGANIZATIONS THAT PROVIDE SPECIALIZED MEDICAL CARE
1Bashkir State Medical University
2Ministry of health of the Republic of Bashkortostan
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРАВА ПАЦИЕНТОВ, РЕЗЮМЕ.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ Проведен анализ реализации прав пациентов
ПОМОЩЬ. на выбор медицинской организации при оказании
специализированной медицинской помощи. Указаны объективные причины, препятствующие полноценной реализации данного права. Показано, что в большинстве случаев выбор пациентом медицинской организации носит субъективный характер, зачастую не обеспечивающий рационального обеспечения предоставленной возможности. Консультантом и основным «диспетчером», предоставляющим пациенту наиболее исчерпывающую и объективную информацию об особенностях оказания данного вида медицинской помощи в различных медицинских организациях, должен стать врач амбулаторно-по-ликлинической службы.
KEY WORDS: PATIENTS' RIGHTS, SPECIALIZED MEDICAL CARE.
SUMMARY.
The analysis of the implementation of the rights of patients to choose medical organization in the provision of specialized medical care. Shown objective obstacles to the full realization of this right. It is shown that in most cases the choice of the patient medical organization is subjective, often providing management software to have this opportunity. Consultant and the main «manager» to provide patients with the most comprehensive and objective information about the features of this type of provision of medical care in a variety of medical organizations to become a physician outpatient services.
В Российском здравоохранении на протяжении XX века сформировалась система взаимоотношений врача и пациента, при которой врач в одностороннем порядке принимал решение об организации процесса лечения и объеме информации, который может быть сообщен пациенту.
Впервые статус пациента как субъекта, имеющего целый ряд специальных прав, реализация которых гарантирована государством, был закреплен в кодифицированном Федеральном законе «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.).
Бахтиярова Элина Авлияровна - асп. кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО; 89174582642; еНпауои [email protected]
Ахмерова Светлана Герценовна - д. м. н., проф. кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО; 89174179806; [email protected]
гашимова динара тимербаевна - к. м. н., нач. отд. контроля качества медицинской помощи и лицензирования; 8 (347) 251-00-96; еНпауои [email protected]
нагаев ринат Явдатович - к. м. н., зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО; 8 (347) 272-22-19; [email protected]
Шамгулова светлана Фатиховна - асс. кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО; 8 (347) 272-22-19; [email protected]
Однако с момента принятия «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» произошли значительные изменения в экономике государства, в системе исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи.
За последние годы пациенты полностью поменяли свое отношение к здравоохранению, к медицинскому обслуживанию и своей роли в медицинском процессе. Медицинская деятельность расценивается как особый вид производственной деятельности, продуктом которой является медицинская услуга. При этом качество медицинской услуги определяется совокупностью свойств и характеристик, обеспечивающих удовлетворение предполагаемой потребности потребителя [1].
Вступивший в силу в 2011 году Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ф3) направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В Федеральном законе № 323-ф3 нашли свое отражение многие авторские проекты, касающиеся обеспечения прав пациентов. В частности, проект Федерального закона «О правах пациентов», внесенный депутатом Государственной Думы А. Г. Саркисяном в 2001 году [2].
Несмотря на наличие множества нормативных и методических документов, многие аспекты взаимоотношений медицинских организаций различного уровня нуждаются в анализе и оценке как с точки зрения их эффективности, так и реализации прав пациентов при медицинском обслуживании [3].
На практике реализация некоторых прав пациентов остается недостаточной, в связи с чем многие медицинские организации принимают собственные локальные нормативные акты по упорядочению и оптимизации реализации прав пациентов [4]. В частности, произошли значительные изменения в условиях оказания стационарной помощи населению по программам обязательного медицинского страхования.
Одним из важных моментов при оказании медицинской помощи является возможность выбора пациентом медицинской организации. Вопрос о возможности выбора лечебного учреждения пациентом всегда был актуален. Даже несмотря на то, что такое право было закреплено еще в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», действовавших до 2012 года, проблемы при смене
медицинской организации возникали очень часто. В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданин имеет право выбрать медицинскую организацию, в которой будет получать необходимую медицинскую помощь. Осуществить данное право можно один раз в год или чаще в случае изменения места жительства (прописки) или места временного пребывания (временной регистрации).
Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2012 года № 406н. Распространяется он только на случаи выбора гражданином медицинских организаций в пределах субъекта РФ, в котором он проживает.
В данном случае фактически создаются условия для передачи функции заказчика медицинской услуги от врача непосредственно пациенту вместе с правом участия в распределении финансовых ресурсов системы ОМС (принцип «деньги следуют за пациентом»).
При этом право выбора медицинской организации достаточно часто реализуется при оказании первичной медицинской помощи. Первичная медицинская помощь оказывается, как правило, в амбулаторно-поликлинических условиях. Выбрав поликлинику, гражданин затем выбирает врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.
Гораздо сложнее обстоит дело с выбором медицинской организации при оказании гражданам специализированной медицинской помощи. Нами проведен опрос 586 пациентов, находящихся на стационарном лечении в многопрофильных стационарах г. Уфы. Из них 158 человек было госпитализировано в отделения терапевтического профиля (26,9%), 144 - в отделениях хирургического профиля (24,5%), 72 человека находились на лечении в неврологических отделениях и сосудистых центрах (12,3%), 86 человек - в гинекологических отделениях (13,6%), 72 человека - в травматологических отделениях (12,3%), 54 человека - в отделениях урологии, нефрологии и гемодиализа (9,2%).
Специализированная медицинская помощь оказывается по направлению специалистов амбу-латорно-поликлинической службы, либо, в случае самостоятельного обращения гражданина, в соответствующую медицинскую организацию. Теоретически выбор медицинской организации, ока-
зывающей специализированную медицинскую помощь, в плановой форме осуществляется при направлении на оказание специализированной медицинской помощи.
Из числа опрошенных 58,9% пациентам специализированная медицинская помощь оказана в плановом порядке по направлению специалистов амбулаторно-поликлинической службы. 32,6% пациентов поступили в стационар в экстренном порядке по скорой помощи, 8,5% пациентов поступили в стационар в экстренном порядке, самостоятельно обратившись в приемный покой.
Не знали о возможности выбора медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, 23,2% опрошенных, знали о такой возможности, но принципиально не воспользовались своим правом 17,2% респондентов, 24,8% в данном вопросе доверяли мнению врача, остальные ответили, что их потенциальный выбор полностью совпал с реальным предложением. Среди пациентов, не знающих о возможности выбора медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, 36,5% оказались из отделений терапевтического профиля, 28,4% - из отделений хирургического профиля, 24,6% - из неврологических отделений и сосудистых центров, 12,4% - из травматологических отделений.
Отметили, что удовлетворены качеством оказания специализированной помощи в конкретном отделении, не видят необходимости в выборе другой медицинской организации 64,6% пациентов. В этой группе преобладали пациенты из гинекологических и урологических отделений.
28,5% пациентов удовлетворены качеством оказания специализированной помощи в конкретном отделении, но хотели бы выбрать иную медицинскую организацию. Причем большая часть этих пациентов (72,8%) предпочла бы лечение в специализированных столичных клиниках.
4,5% пациентов не удовлетворены качеством оказания специализированной помощи в конкретном стационаре, но не готовы к выбору иной медицинской организации. 2,4% пациентов не удовлетворены качеством оказания специализированной помощи в конкретном стационаре, при возможности они готовы выбрать другую клинику.
При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания
медицинской помощи, установленных территориальной программой. В данном случае лечащий врач амбулаторно-поликлинической службы выполняет роль «диспетчера», который направляет пациента для получения специализированной медицинской помощи [5].
По данным опроса, только 34,6% пациентов смогли осуществить выбор конкретной организации, в которой хотели бы получать медицинскую помощь. У 26,2% выбора не было, так как необходимый им вид специализированной помощи оказывался только в одной медицинской организации муниципального образования или района. 39,2% пациентов выбор не осуществляли, так как направление на стационарное лечение было оформлено в соответствии с их закреплением по территориальному признаку или в соответствии с договором добровольного медицинского страхования, заключенным по месту работы пациента.
Среди пациентов, которым оказана специализированная медицинская помощь в экстренном порядке, 94,6% опрошенных выбор медицинской организации не осуществляли. В соответствии с Порядком выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, если гражданин выбирает организацию, срок ожидания в которой превышает допустимый, то об этом делается соответствующая пометка в медицинской документации.
68,4% пациентов, которым специализированная медицинская помощь оказывается в плановом порядке, не знают, превышал ли срок ожидания госпитализации в конкретную медицинскую организацию, допустимые нормативы. 28,4% воспользовались правом выбора медицинской организации, узнав, что срок ожидания госпитализации в конкретную медицинскую организацию превышает допустимые нормативы.
Получив возможность выбора медицинской организации, пациенты не всегда оптимально могут воспользоваться этим выбором. Пациенты, как правило, не имеют специальных знаний, не располагают всей полнотой информации об особенностях оказания специализированной помощи в стационарах, не могут оперировать экономическими расчетами для рационального распределения предоставленных средств.
Выбор медицинской организации обязательно должен быть согласован с врачом первичного звена. Только доктор, располагающий всей полнотой информации, может предоставить пациенту объ-
ективные данные о возможных вариантах лечения. Если процессом выбора медицинской организации не управлять, то возрастет удельный вес дорогостоящих видов медицинских услуг, часто навязываемых пациенту, и соответственно общие затраты на оказание медицинской помощи. Снизится заинтересованность в профилактике заболеваний и использовании относительно простых, но эффективных медицинских технологий [5].
Мотивы выбора пациентами конкретной организации, оказывающей специализированную помощь, в основном носили субъективный характер: 34,4% выбирали стационар, в котором работает конкретный врач, 17,4% отдавали предпочтение госпитализации «по знакомству», 12,4% доверились мнению и выбору родственников и знакомых, 4,2% в любом случае выбрали бы «брендовую» медицинскую организацию в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Только 6,8% постарались бы провести всесторонний самостоятельный анализ. 24,8% в данном вопросе доверяли мнению врача.
Таким образом, в силу объективных причин право пациента на выбор медицинской организации при оказании специализированных видов медицинской помощи может быть ограничено.
Консультантом и основным «диспетчером» при выборе пациентом медицинской организации для оказания качественной и наиболее рациональной в экономическом аспекте специализированной медицинской помощи должен стать врач первичного звена, предоставляющий пациенту наиболее исчерпывающую и объективную информацию об особенностях оказания данного вида медицинской помощи в различных медицинских организациях.
Причем проблема выбора пациентом организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, возникает не только в случае оказания помощи в соответствии с договорами обязательного, но и добровольного медицинского страхования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абаева, О. П. Соблюдение прав пациента как критерий правовой грамотности медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений / О. П. Абаева, Н. С. Зделев, И. П. Краев, Ю. Н. Филиппов // Медицинское право. - 2008. - № 2. - С. 39-42.
2. Проект Федерального закона «О правах пациентов» [Электронный ресурс] // Судебная медицина [Офиц. сайт]. URL: http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/ akts/bills/patient.html (дата обращения: 26.01.2014).
3. Пищита, А. Н. Совершенствование правового обеспечения медицинской деятельности в условиях
реформирования здравоохранения Российской Федерации [Текст] / А.Н. Пищита - М. : ЦКБ РАН, 2007. -64 с.
4. Вацуро, А. А. Анализ факторов, влияющих на удовлетворенность пациентов реализацией своих прав в условиях поликлиники [Текст] / А. А. Вацу-
ро // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 1 (09). - С. 116-120.
5. Бальзамова, Л. А. Проблемы реализации права пациента на выбор медицинской организации и врача [Текст] / Л. А. Бальзамова // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2013. - № 6. - С. 88-93.
УДК [614.2:616.12-005.4](470.55)
М. Г. МОСКВИЧЕВА1, С. А. БЕЛОВА2, Д. В. БЕЛОВ1
анализ заболеваемости ишемической болезнью сердца в челябинской области
Южно-Уральский государственный медицинский университет 2Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии
М. G. MOSKVICHEVA1, S. A. BELOVA2, D. V. BELOV2
ANALYSIS OF THE INCIDENCE OF CORONARY HEART DISEASE IN THE CHELYABINSK REGION
1South-Ural State Medical University 2Federal Center for Cardiovascular Surgery
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ, ИНВАЛИДНОСТЬ, ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА.
РЕЗЮМЕ.
Структура заболеваемости по обращаемости остается стабильной на протяжении последнего десятилетия, болезни кровообращения занимают второе ранговое место после болезней органов дыхания. В структуре смертности от БСК лидирующее место занимает ишемическая болезнь сердца (ИБС). В структуре первичной инвалидности взрослого населения болезни системы кровообращения занимают первое место и составляют 35% от общего числа лиц, признанных инвалидами впервые. По мнению многих авторов, показатели здоровья населения зависят от региона их проживания. Проведенный анализ свидетельствует о сохраняющейся актуальности изучения динамики заболеваемости ИБС с целью совершенствования системы организации медицинской помощи больным ИБС в Челябинской области.
KEY WORDS: MORBIDITY, MORTALITY, DISABILITY, CORONARY HEART DISEASE.
SUMMARY.
Pattern of incidence by uptake remained stable over the last decade, circulatory diseases are the second place rank-
москвичева марина Геннадьевна - д. м. н., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФДПО; 8 (351) 2314890; [email protected]
Белова Светлана Александровна - зав. организационно-методическим отд.; 83517342796; [email protected] Белов Дмитрий Владимирович - асс. кафедры госпитальной хирургии; 83517342796; [email protected]
ing, after respiratory diseases. In the structure of mortality from BSK leader takes coronary heart disease (CHD). In the structure of the primary disability of the adult population cardiovascular diseases rank first and constitute 35% of the total number of persons recognized as disabled for the first time. According to many authors health outcomes depend on the region where they live. The analysis shows the continuing relevance of studying the dynamics of the incidence of CHD in order to improve the organization of medical care for patients of CHD in the Chelyabinsk region.
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема крайне высокой заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения (БСК) в Российской Федерации, несмотря на положительные тенденции последних лет, является актуальной и для Челябинской области.
В структуре заболеваемости по обращаемости взрослого населения Челябинской области в 2012 году болезни кровообращения занимали второе ранговое место, после болезней органов дыхания [1]. В структуре смертности от БСК лидирующее место занимает ишемическая болезнь сердца (ИБС). В структуре первичной инвалидности взрослого населения болезни системы кровообращения занимают первое место и составляют 35% от общего числа лиц, признанных инвалидами впервые.
В структуре класса «БСК» среди заболеваний, приводящих к первичной инвалидности, превалируют ишемическая болезнь сердца и цереброваску-лярные болезни.
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ явилось изучение динамики заболеваемости и смертности от ишемиче-