Научная статья на тему 'Структурно-уровневая организация ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании'

Структурно-уровневая организация ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / MOTIVATION / M ENTAL REPRESENTATIONS / PSYCHOLOGICAL COGNITION / ORDINARY CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Втюрина Т. А., Левченко Е. В.

Введение. В статье обозначена проблема сложности научного познания мотивации и актуальность её изучения с позиции внутреннего наблюдателя. Цель статьи – раскрыть содержание и структуру ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме изучения ментальных репрезентаций; диагностические методики, включающие рефлексивное описание человеком своих значений: метод рисунка, ассоциативный эксперимент, метод определения понятия; методы статистической обработки данных. Респондентами выступили 360 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся на гуманитарных, естественнонаучных, прикладных специальностях. Результаты. Реконструирована структурно-уровневая модель ментальных репрезентаций мотивации у студентов; представлена характеристика основных компонентов модели на образном, ассоциативном и понятийном уровнях репрезентирования мотивации. Обсуждение. Подчеркивается, что модель ментальных репрезентаций мотивации включает в себя сущностные, функциональные и структурные классы категорий. Объясняется специфика организации и функционирования «знания о мотивации» в зависимости от способов обработки информации (невербальной и вербальной). Заключение. Делается вывод о том, что изучение феномена мотивации с позиции внутреннего наблюдателя дает возможность успешнее ориентироваться в данном психическом явлении и использовать знания для «управления мотивацией».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-LEVEL ORGANIZATION OF MENTAL REPRESENTATIONS OF MOTIVATION IN ORDINARY CONSCIOUSNESS

Introduction. The article outlines the complexity of scientific cognition of motivation and the relevance of studying it from the position of an internal observer. The aim is to reveal the content and structure of mental representations of motivation in ordinary consciousness. Materials and Methods. The main research methods are: analysis of scientific literature studying mental representations; diagnostic methods, including a reflexive description of the person’s values: the method of drawing, the associative experiment, the method of determining the concept; methods of statistical data processing. The research involved 360 respondents aged 18 to 22 years, studying in the humanities, science and applied specialties. Results. Structure-level model of mental representations of students’ motivation is reconstructed; characteristic of the model main components at the figurative, associative and conceptual levels representation of motivation is presented. Discussion. The study shows that the model of mental representations of motivation includes the essential, functional and structural classes of categories. The specificity of the organization and functioning of the “knowledge of motivation” is explained depending on the methods of information processing (non-verbal and verbal). Conclusion. It is concluded that studying the phenomenon of motivation from the position of the internal observer makes it possible to navigate this psychic phenomenon more successfully and use knowledge to “manage motivation”.

Текст научной работы на тему «Структурно-уровневая организация ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.20

УДК 151.8 ББК 88.492

Т.А. Втюрина1, Е.В. Левченко2

1 ORCID № 0000-0002-5006-362Х, ассистент кафедры практической психологии, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация.

E-maU■. [email protected] 2 ORCID № 0000-0003-3507-2795, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. E-maU■. [email protected]

о

X

Ф т

са ф

m ш

X ^

2 ¿5

структурно-уровневая организадия

ментальных репрезентаций мотивации

в обыденном сознании

Аннотация

Введение. В статье обозначена проблема сложности научного познания мотивации и актуальность её изучения с позиции внутреннего наблюдателя. Цель статьи - раскрыть содержание и структуру ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме изучения ментальных репрезентаций; диагностические методики, включающие рефлексивное описание человеком своих значений: метод рисунка, ассоциативный эксперимент, метод определения понятия; методы статистической обработки данных. Респондентами выступили 360 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся на гуманитарных, естественнонаучных, прикладных специальностях.

Ре.зультаты. Реконструирована структурно-уровневая модель ментальных репрезентаций мотивации у студентов; представлена характеристика основных компонентов модели на образном, ассоциативном и понятийном уровнях репрезентирования мотивации.

Обсуждение. Подчеркивается, что модель ментальных репрезентаций мотивации включает в себя сущностные, функциональные и структурные классы категорий. Объясняется специфика организации и функционирования «знания о мотивации» в зависимости от способов обработки информации (невербальной и вербальной).

Заключение. Делается вывод о том, что изучение феномена мотивации с позиции внутреннего наблюдателя дает возможность успешнее ориентироваться в данном психическом явлении и использовать знания для «управления мотивацией».

Ключевые слова: мотивация, ментальные репрезентации, психологическое познание, обыденное сознание.

Основные положения:

• определен базовый набор категорий, репрезентирующих мотивацию в обыденном сознании;

• реконструирована структурно-уровневая модель ментальных репрезентаций мотивации у студентов;

• представлены особенности функционирования ментальных репрезентаций мотивации на образном, ассоциативном и понятийном уровнях.

1. Введение (Introduction) ных и вместе с тем все еще недостаточно

Проблема мотивации в психологиче- проясненных. Исследование различных ской науке является одной из централь- аспектов данной проблемы позволяет

раскрыть глубину личности, объяснить причины ее активности, прогнозировать ее поступки.

Со времен первых научных теорий мотивации, возникших в 17-18 веках, вобравших в себя идеи рационализма и иррационализма, взгляды на природу и сущность мотивации человека неоднократно менялись. Крупнейшие исследователи (Б.Г. Ананьев, В.К. Вилю-нас, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) описывают мотивацию как проявление потребностей человека, его побуждений, эмоций, функциональных состояний, представлений, сознательных и бессознательных намерений и т.д. Изучая мотивацию в разных аспектах (содержательном, динамическом, деятельностном) учеными каждый раз предпринималась попытка убрать «примеси» разных других понятий.

Трудности научного познания мотивации можно объяснить «разноголосицей» относительно трактовки природы и сущности понятия мотивации [1], а также спецификой самого психологического познания. М.А. Холодная пишет, что «любая форма психической реальности изначально дана исследователю в качестве нерасчленённого «тотального» целого. Кроме того, в феноменологическом плане психическое явление представлено в своих процессуальных и результативных характеристиках, тогда как в качестве психической структуры оно недоступно для обыденной и профессиональной рефлексии» [2, с. 51].

Попытка определить мотивацию через описание ее проявлений уводит психологическое исследование от вопроса о природе тех психических знаний, которые «изнутри» определяют констатируемые в определениях свойства мотивации. Как за множеством разнообразных, подчас противоречащих друг другу описаний психической реальности разглядеть саму эту реальность? Как препарировать ее от вариантов ее отображения?

Возможным вариантом решения данной проблемы может являться рассмотрение вопросов мотивации в парадигме ментальной репрезентации [3, с. 67].

Парадигма ментальной репрезентации дает возможность исследовать субъективную форму видения, понимания и интерпретации человеком информации не только о внешнем, но и о внутреннем мире, в том числе и о различных явлениях психики. Ментальные репрезентации, являясь внутренними структурами, в которых представлена сложившаяся у человека картина мира, социума и самого себя [4], выступают в качестве психологических механизмов социального познания и социализации в целом, опосредуют компетентность, успешность личности и др. В настоящее время «ментальным репрезентациям» и его методологическим альтернативам («ментальный опыт», «модель психического» и др.) посвящено большое количество современных междисциплинарных исследований [5-9]. Так А.Ю. Уланова и Е.А. Сер-гиенко показали, что коммуникативная эффективность зависит от внутренних когнитивных основ становления способности к восприятию ментальности партнера и передаче ориентированных на него коммуникативных сообщений [10]. А.П. Лобанов и Н.П. Радчикова связывают интеллектуально-когнитивное развитие личности с характером его ментальных репрезентаций [11].

Интерес к исследованию ментальных репрезентаций мотивации связан с анализом источников поведения человека, со способом восприятия объективной реальности, а также вызван запросом общественной практики на «управление мотивацией»1. Знание ментальных репрезентаций мотивации создает возможность понимать себя и других, быть понятным для себя и других людей, организовать коммуникативный процесс по поводу различных событий. По отношению к себе ментальные репрезентации мотивации значимы в вопросах саморегуляции [12], могут выступать как

^

га I-

х

ф

со ф

^

с

ф

-О X -О

с; го IX ф

ГО X

СО Го

^ X

X со

ГО О ^

О 2

о

X

1 Ричи Ш. Управление мотивацией [Текст]: учеб. пособие / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ. Е.Э. Ла-лаян; под ред. Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 399 с.

к го ей

и Й-

х ЕЗ ш _о

ою

0-О

=Тсй и

Р го ей

1- О

О 2

о

X

Ф т

са ф

od uJ

ГО X

s ^

2 ¿5

средство достижения успеха [13; 14]. По отношению к другим - выступать факторами внешней мотивации и управления мотивацией другого за счет понимания субъективной картины мотивации другого [15; 16].

Таким образом, проблематикой настоящего исследования является не мотивация сама по себе, а субъективная картина мотивации, проблема осознания мотивации, то, как субъект думает о мотивации, как ее систематизирует.

Целью настоящего исследования явилось изучение содержания и структуры ментальных репрезентаций мотивации; выявление специфики организации и функционирования «знания о мотивации» на разных уровнях репрезентирования. Проверялась гипотеза о существовании динамики ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании, зависящей от уровня репрезентирования.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Рассмотрение рефлексивного аспекта проблемы мотивации выполнено в рамках направления - «психология познания в области психологии», обращенного к изучению феноменологии и закономерностей познания психических явлений и их отображений [17].

Теоретико-методологическим основанием исследования являются: субъектный подход, положение об активной роли субъекта в картине психологического познания (С.Л. Рубинштейн, А.В. Бруш-линский, Б.Г. Ананьев, Е.В. Левченко); когнитивный подход, в частности положение о ментальных внутренних репрезентирующих структурах (Дж. Брунер, У. Найсер, В.Н. Дружинин, А.В. Брушлин-ский, Е.А. Сергиенко и др.), структурно-интегративная методология, позволяющая изучать психические феномены в качестве психических структур, имеющих специфические закономерности своего устройства и функционирования (М.А. Холодная).

В исследовании приняли участие 360 студентов в возрасте от 18 до 22 лет (M = 20,3, SD = 1,3) гуманитарных, естественнонаучных, прикладных специаль-

ностей. Исследование проходило в групповой форме.

В качестве методов сбора эмпирических данных выступили: метод рисунка, ассоциативный эксперимент, метод определения понятий. В соответствии с замыслом исследования методики предлагались последовательно, в порядке, указанном выше. Испытуемым-студентам предъявлялось слово-стимул «мотивация», для которого было предложено 1) сначала нарисовать (изобразить) «мотивацию» так, как они себе ее представляют, 2) затем написать не менее пяти ассоциаций к этому слову, 3) и в завершение дать определение понятия «мотивация». В инструкции к определению понятия «мотивация» уточнялось, что можно не заботиться о строгости и научности определения, важно передать в определении свое понимание. Репрезентации формулировались (изображались) самим респондентом с позиции «внутреннего наблюдателя», поэтому использование данной последовательности методов позволило проследить репрезентирование мотивации сначала неосознанно, а затем на осознанном уровне; описать ментальную репрезентацию как образную или вербальную.

В ходе обработки результатов для всех видов ответов (как слов, так и элементов рисунков) подсчитывалась частота встречаемости в абсолютных величинах и процентах от количества испытуемых. С помощью методики прототипического анализа П. Вержеса выделялась ядерно-периферическая структура ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании. Проводилась процедура контент-анализа: вербальные реакции и элементы рисунков распределялись по категориям с последующим определением частоты их встречаемости среди всей совокупности полученных в каждом задании ответов. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием методов дескриптивной статистики, непараметрического критерия хи-квадрат. Расчеты осуществлялись в программах Excel и SPSS 10.0. for Windows.

3. Результаты (Results)

Эмпирические результаты исследования ментальных репрезента-

ций мотивации на образном уровне.

Образные репрезентации мотивации получены путем описания 360 изображений (рисунков), в которых были выделены 1025 формальных и 914 содержательных элементов. Среди формальных характеристик выявлено, что наиболее предпочитаемым приемом рисования является использование композиции (76,1%). Высока частота отображения в рисунке динамики (73,3%) отображаемого феномена. Мотивация представлена через обобщенные визуальные элементы в виде стрелок/векторов, точек, геометрических и абстрактных форм, алгебраических символов (16,7%). Содержательные характеристики представлены через использование в рисунках

образа человека (73,9%), а также через образы других объектов, сопряженных с мотивацией в контексте определенных ситуативных связей - действий (69,7%), коммуникации (15,3%), и ситуативного окружения - предметы быта (38,1%), атрибуты учебной деятельности (14,7%), живая и неживая природа (7,9%). Также содержание понятия «мотивация» репрезентируется в рисунках студентов в виде эмоциональных/чувственных образов: радость - грусть, улыбка - слезы (26,4%).

Контент-анализ элементов рисунка, преодолевших пятипроцентный барьер упоминания (67,7% от общего количества единиц анализа), позволил выделить семь категорий, посредством которых мотивация репрезентируется (табл. 1).

Табл. 1. Частота встречаемости категорий, выявленных методом контент-анализа рисунков (в %)

Tab. 1. Frequency of occurrence of categories identified by the method of content analysis of pictures (in %)

Категории (%) Словарь категорий

Динамика (24,3) Целостность (20,8) Объект детерминации (22) Носитель мотивации (13,8) Влияние (11,3) Энергия (6) Неопределенность описываемого явления (1,8) Динамика, коммуникация Композиция Действия, доллары/евро/рубли Фигура человека, голова Стрелка, вектор, филактер Радость, улыбка Знак вопроса

Первые две ранговые позиции занимают категории Динамика и Целостность, отражающие сущность феномена мотивации. Динамика раскрывает характеристики мотивации, указывающие на про-цессуальность, изменение. Целостность указывает на внутреннюю связность явления. Третью и четвертую ранговую позицию занимают структурные категории, отражающие объект и субъект мотивации: Объект детерминации и Носитель мотивации. Объект детерминации представлен через объект или процесс, к которым приложима мотивация. Носитель мотивации представляет того, кто продуцирует мотивацию, без кого она не рассматривается. Пятую и шестую ранговую позицию занимают функциональные категории

Влияние и Энергия. Влияние раскрывает векторные характеристики мотивации, указывает на аспекты умственного «поведения». Энергия указывает на инициирующую силу мотивации, которая формирует будущие обстоятельства, приводит ситуацию в движение. Последний ранг принадлежит квазисущностной категории Неопределенность описываемого явления, отражающей затруднения, возникшие при описании мотивации. Сущность мотивации как психологического явления остается загадочней.

Эмпирические результаты исследования ментальных репрезентаций мотивации на ассоциативном уровне, Были проанализированы 1815 ассоциаций студентов к слову «мотивация». Сло-

варь различных понятий составил 481 слово. В число ассоциаций, имеющих наибольшую частоту встречаемости, попали такие слова, как цель (36,4%), мотив (24,7%), побуждение (24,7%), желание (18,1%), стремление (16,4%), деятельность (15%), причина (15%), действие (14,4%).

Контент-анализ ассоциаций, преодолевших пятипроцентный барьер упоминания (50,1% от общего количества единиц анализа), позволил выделить четыре категории, актуализирующиеся в условиях работы со словом-стимулом мотивация (табл. 2).

Табл. 2. Частота встречаемости категорий контент-анализа, полученных в ассоциативном эксперименте (в %)

Tab. 2. Frequency of occurrence of categories content analysis received

in the associative experiment (in %)

Категории (%) Словарь категорий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Энергия (45,9) Влияние (27,5) Объект детерминации (23,5) Динамика (3,1) Мотив, побуждение, желание, стремление, потребность, заинтересованность, интерес, необходимость Цель, причина, направленность, стимул Действие, деятельность, работа, результат, успех, учеба Достижение

о

X

Ф T

ca ф

ad ш

(0 X

s ^

2 ¿5

Первые две ранговые позиции занимают функциональные категории Энергия и Влияние. Энергия представлена феноменами/терминами субъективного восприятия мотивации. Влияние раскрывает векторные характеристики мотивации, указывает на то, что предшествует событию или составляет его контекст. Третий ранг занимает структурная категория Объект детерминации. Последний ранг занимает сущностная категория Динамика, указывающая на процесс и протяженность в течение некоторого времени.

Эмпирические результаты исследования ментальных репрезентаций мотивации на понятийном уровне. Был выполнен анализ 360 студенческих опре-

делений мотивации. Определения мотивации, сформулированные студентами, характеризуются различной длиной (средняя длина определения составила 6,8 слов; минимальная - 1 слово; максимальная - 20 слов), разнообразием лексического состава (выделено 1387 лексических единиц (слова и синтаксически неделимые словосочетания)). Словарь различных понятий составил 246 слов. Контент-анализ определений мотивации, предложенных студентами, показал, что лексические единицы, преодолевшие 5% барьер упоминания (57,2% от общего количества единиц анализа), являются включёнными в одну из семи категорий (табл. 3).

Табл. 3. Частота встречаемости категорий, выявленных методом контент анализа

определений понятия «мотивация» (в %)

Tab. 3. Frequency of occurrence of categories identified by the method of content analysis of definitions of the term «motivation» (in %)

Категории (%) Словарь категорий

Объект детерминации (23,5) Энергия (23,1) Динамика (16,4) Носитель мотивации (14,4) Влияние (14,2) Неопределенность описываемого явления (5,7) Целостность (2,7) Действие,деятельность Побуждение, мотив, стремление, желание Достичь/достигать, выполнение, делать, совершать Человек Цель, причина, направление, заставляет То, что Совокупность

Наиболее часто используемыми в определении понятия «мотивация» являются структурная категория Объект детерминации и функциональная категория Энергия. Объект детерминации указывает на процесс, на который направлена мотивация. Категория, получившая название Энергия включает используемые в определениях термины субъективного восприятия мотивации, представляющие идею мотивации как психологического феномена, запускающего (побуждающего), поддерживающего и сопровождающего деятельность. Приведем примеры такого рода определений: «побуждение к деятельности, обусловленное какими-то личностными потребностями (желаниями) или внешними обстоятельствами»; «стремление человека направить себя на выполнение какой-либо деятельности». По сути, подобные определения представляют собой интегральные описания функций мотивации.

Наименее часто используется квазисущностная категория Неопределенность описываемого явления и сущностная категория Целостность. Неопределенность описываемого явления свидетельствует о трудностях в отображении скрытых характеристик описываемого явления. Определяя понятие «мотивация» через указательное местоимение то с дополнением, студент чаще всего раскрывает набор функций, которые объект выполняет. Приведем примеры такого рода определений: «то, что побуждает человека к выполнению той или иной деятельности»; «то, что подталкивает человека к достижению цели» и др. Сущностное по своей структуре определение выполняет роль функционального. В категории Целостность прослеживается идея мотивации как совокупности тех или иных психических образований. Приведем примеры такого рода определений: «совокупность мотивов человека, которые помогают ему в выполнении деятельности»; «совокупность убеждений, заставляющих человека действовать» и др.

С целью изучения того, как совокупность репрезентаций мотивации превращается в систему взаимосвязанных суждений, был проведен расчет показателей возможных совместных появлений кате-горий1. Данный анализ позволил выделить типичные связи категорий. Неслучайным является совместное появление в определениях мотивации категорий:

• Неопределенность описываемого явления, Динамика, Энергия, Носитель мотивации;

• Целостность, Энергия, Носитель мотивации;

• Динамика, Влияние, Интерпретация поведения;

• Энергия, Объект детерминации;

• Влияние, Носитель мотивации.

Мы видим, что существует несколько альтернативных схем для восприятия мотивации. Из выделенных восьми категорий испытуемый максимально может взять четыре, из которых он будет проектировать решение (конструировать определение), в котором эти категории связаны.

Сравнительный анализ образного, ассоциативного и понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации. Статистический сравнительный анализ (х2) выраженности категорий в структуре ментальных репрезентаций мотивации на разных уровнях репрезентирования обнаружил значимые различия (р<0,001) по всем категориям, за исключением категории Объект детерминации. Можно утверждать, что репрезентирование мотивации осуществляется по сходной схеме, на каждом уровне имеет место одновременная актуализация всех классов категорий, определяющих содержание ментальных репрезентаций мотивации, но количество привлеченных лексических единиц для каждой категории описания мотивации различно, вес категорий неодинаков. Это определяет особенное в структурной организации ментальных репрезентаций мотивации. Так в структуре образных репрезентаций

^

га I-

х

ф

со ф

-

с

ф

.0 X .0 с; го IX ф

ГО X

СО ГО

^ X

X со

ГО О ^

О 2 О X

1 Богомолова Н.Н. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии [Текст] / Н.Н. Богомолова, Т.Г. Стефаненко. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1992. 97 с.

к го

ей ф ф

х ЕЗ

ей _о

ою

0-О

=Тсй и

Р го ей

1- О

О 2

о

X

Ф т

m

ф

QD

□J

(О X s

2 ¿5

наибольший удельный вес имеют сущностные категории Целостность и Динамика (45,1%). Содержательно это проявляется в том, что в мотивации фиксируются, с одной стороны, ее целостный образ (композиция, состоящая из некоторого множества образов), с другой стороны - динамические характеристики образа мотивации. В рисунках представлено содержательное наполнение понятия мотивации через категории Динамика, Объект детерминации, Носитель мотивации, но слабо выражено функциональное наполнение. На ассоциативном уровне «прорывается» функциональная составляющая мотивации, представленная категориями Энергия и Влияние (73,4%). Проявления мотивации раскрываются через термины субъективного восприятия мотивации (мотив, побуждение, желание, заинтересованность и др.), через исходные основания (причина), обстоятельства-мотиваторы (стимул). Акцентируется внимание на векторной характеристике мотивации (цель, направленность). В структуре понятийных репрезентаций с большим удельным весом представлены функциональные категории Энергия и Влияние (37,3%) и структурные категории Объект детерминации и Носитель мотивации (37,9%). Объект детерминации и Носитель мотивации, которые можно рассматривать как «несущественные» признаки мотивации, для студентов оказываются не менее существенными, чем нормативные существенные (Энергия и Влияние).

4. Обсуждение (Discussion)

При изучении концепта «ментальная репрезентация» в центре исследовательского внимания оказывается вопрос о способах кодирования(переработки) информации. Предполагается, что переработка информации одновременно идет посредством двух кодов - амодального и модального - рассматриваемых как механизмы переработки соответственно образной (через наглядное впечатление) и вербальной (через словесное обозначение) информации. В теории ментальных репрезентаций показано, что ментальные репрезентации имеют свои закономерности организации в зависимости от

уровня репрезентирования [18]. В рамках нашей работы мы пытались выяснить особенности ментальных репрезентаций мотивации в зависимости от способов обработки информации (невербальной и вербальной) и проследить их трансформации.

Анализ всего массива данных, полученных методом рисунка, свободных ассоциаций и методом определения, позволил выделить классы категорий, репрезентирующих понятие «мотивация» у студентов. Это сущностные категории, отображающие мотивацию в статике (Целостность) и динамике (Динамика); квазисущностная категория, отражающая затруднения в отображении сущности мотивации (Неопределенность описываемого явления); функциональные категории, описывающие ее функционирование (Энергия и Влияние); структурные категории, представленные либо субъектом мотивации (Носитель мотивации), либо ее объектом (Объект детерминации). Этот базовый набор определяет содержание ментальных репрезентаций мотивации.

На образном уровне репрезентирования мотивация представлена семью базовыми категориями, четыре из которых (Динамика, Целостность, Объект детерминации, Носитель мотивации) «работают» на ядро ментальных репрезентаций мотивации. Доминируют сущностные категории Динамика и Целостность, дающие возможность говорить о форме представления и организации мотивации. На образном уровне мотивация репрезентируется как целостность, единство. Однако целостность относительна. Согласно литературным данным, амодаль-ный код является форматом ментальной репрезентации в виде неанализируемых целостных концептов, которые предопределяют порядок и стратегию переработки модально-специфического материала. Поэтому мы можем говорить о слитной, недифференцированной целостности (синкретизме). Полученные данные согласуются с выводами Н.А. Бе-сединой, утверждающей, что «первоначально любой концепт как единица знания и элемент концептуальной системы существует в нашем сознании как геш-

тальт, в котором все характеристики представлены недифференцированно» [19, с. 53]. Также на образном уровне актуализируется динамическая характеристика мотивации. Данное представление о мотивации хорошо согласуется с процессным подходом к определению мотивации (М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Джи-дарьян, Е.П. Ильин и др.).

На ассоциативном (дорефлексив-ном) уровне ментальные репрезентации мотивации представлены меньшим числом актуализируемых категорий - четыре из семи возможных. На ядро ментальных репрезентаций мотивации работают три категории (Энергия, Влияние, Объект детерминации). Более выражен эффект иерархии категорий. Архетипами в структуре ментальных репрезентаций мотивации являются функциональные категории Энергия и Влияние. Детерминантами активности выступают мотив, побуждение. Данные феномены субъективного восприятия мотивации осуществляют энергетическую подпитку действий. Ассоциативные репрезентации активизируют целевые характеристики мотивации. В содержательном плане ассоциативный уровень более «богатый» в сравнении с образным. Полученные данные объясняются тем, что вербализованный концепт в процессе активизации реализуется в виде множества своих характеристик, смыслов. Опираясь на словарь категорий, мы можем реконструировать модель ментальных репрезентаций мотивации [20], установив некоторые связи между элементами. Но человек может не понимать значение этих связей, почему они такие. Отсутствует рефлексия по поводу связей между категориями.

Спецификой понятийной репрезентации, как отмечает М.А. Холодная, является «дифференцированное отражение объекта или явления, предполагающее осознание некоторой совокупности признаков объекта (его свойств, качеств, закономерностей его существования, отношений и связей с другими объектами и т.д.)» [2, с. 63]. Ментальные репрезентации мотивации на понятийном уровне представлены семью базовыми катего-

риями. На ядро ментальных репрезентаций работают четыре категории (Энергия, Влияние, Объект детерминации, Носитель мотивации). Как было показано выше, данные категории наиболее активно участвуют в установлении связей. Работая над определением понятия «мотивация», каждый респондент пытается развернуть объем данного понятия. Он берет некоторые категории, из которых и проектирует решение, в котором эти категории связаны. Но оперировать всеми категориями он не может (если их связать, то получится макротеория, а эта задача не выполнима даже для науки), поэтому человек выстраивает разные теории. Часть категорий становится основами (ядерными), а часть категорий становится отношениями. Например, Энергия может быть ядерной или проявляться в функциональном расширении.

5. Заключение (Conclusion)

Рассматривая вопросы изучения мотивации, мы отмечали трудности, с которыми сталкиваются ученые. В то же время в обыденном познании, взаимодействии термин «мотивация» активно используется. Поэтому в научном плане интересно реконструировать картину феномена мотивации с позиции «внутреннего наблюдателя». Изучение содержания и структуры ментальных репрезентаций мотивации позволяет исследовать и вносить дополнения в картину феномена мотивации. Практическая значимость данного и подобного рода исследований заключается в том, что полученные данные могут быть применены в разных сферах человеческой деятельности, использованы при выборе осознанных предпочтений, при управлении мотивацией (своей и другого). Управляемая мотивация обуславливает своеобразие и эффективность поведения и деятельности человека.

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют утверждать, что существует своеобразие ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании, зависящее от уровня репрезентирования. На понятийном (рефлексивном) уровне формируется более целостное представление о феноме-

^

га I-

х

ф

со ф

^

с

ф

-О X -О

с; го IX ф

Js ГО X

СО ГО X

X со

го о ^

О S

ою

Q.O и

_ со >.s

I- О

О S

не мотивации, в сравнении с образным и ассоциативным. Чем точнее знание о ментальных репрезентациях психических явлений в обыденном сознании, в

нашем случае мотивации, тем успешнее ориентировка в нем, тем надежнее взаимодействие психолога с так называемыми непсихологами.

о

X

Ф т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

са ф

Ш

□J

ГО X

S ^

2 ¿5

Библиографический список

1. Kleinginna P. R., Kleinginna A. M. (1981) A categorized list of motivation definitions, with a suggestion for a consensual definition. Motivation and Emotion. 5(3), 263-291.

2. Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям [Текст] / М.А. Холодная. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 288 с.

3. Левченко, Е.В. Анализ понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании [Текст] / Е.В. Левченко, Т.А. Втюрина // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2013. - Т. 5. - № 2. Психология. - С. 67-81.

4. Брушлинский, А.В. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии [Текст] / А.В. Брушлинский // Ментальная репрезентация: динамика и структура; под ред. А.В. Бруш-линского, Е.А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - С. 5-22.

5. Сергиенко, Е.А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии [Электронный ресурс] / Е.А. Сергиенко / / Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. - № 54. -С. 7. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1454-sergienko54.html. - [Дата обращения: 08.05.2018].

6. Wellman H.M. (2017) The Development of Theory of Mind: Historical Reflections. Child Development Perspectives. 11 (3), 207-214. DOI: 10.1111/cdep.12236

7. Klyoster A.M., Shnyakina N.J. (2018) The event concept categorical network. Advances in Intelligent Systems and Computing. 677, 260-265. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_31

8. Прохоров, А.О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики [Текст] / А.О. Прохоров // Экспериментальная психология. -2016. - Т. 9. - № 2. - С. 23-37.

9. Ватолина, Т.Г. Когнитивная модель дискурса как многомерный ментальный конструкт [Электронный ресурс] / Т.Г. Ватолина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ 9 (сентябрь). - С. 170-175. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/175006.htm. - [Дата обращения: 04.05.2018].

10. Уланова, А.Ю. Развитие представлений о ментальном и физическом в пересказах детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.Ю. Уланова, Е.А. Сергиенко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-17834. - [Дата обращения: 10.11.2017].

11. Лобанов А.П. Формирования ментальных репрезентаций в контексте прототипов [Текст] / А.П. Лобанов, Н.П. Радчикова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. -№ 343.- С. 180-183.

12. Thagard P., Wood J.V. (2015) Eighty phenomena about the self: Representation, evaluation, regulation, and change. Frontiers in Psychology. 6 (334). DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00334

13. Ильина, Ю.Н. СМД-тренинг по трансформации ментальных (умственных) моделей взрослых [Текст]: метод. пособие / Ю.Н. Ильина. - М.: ЦТИ, 2007. - 80 с.

14. Dweck C.S. (2017) From needs to goals and representations: Foundations for a unified theory of motivation, personality, and development. Psychological Review. 124 (6), 689-719. DOI: 10.1037/rev0000082

15. Психологические модели организационной культуры в контексте ментальных репрезентаций [Текст] / И.В. Грошев, Ю.А. Давыдова, А.А. Краснослободцев, И.А. Краснослободцева // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2016. - №1. - С. 17-29.

16. Kushnir T., Gopnik A., Chernyak N., Seiver E., Wellman H.M. (2015) Developing intuitions about free will between ages four and six. Cognition. 138, 79-101. DOI: 10.1016/j.cognition.2015.01.003

17. Левченко, Е.В. Психология познания в области психологии: постулаты и результаты [Текст] / Е.В. Левченко // Психологическое познание: актуальные проблемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (27 ноября 2008 г.). Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2008. - С. 5-13.

18. Сергиенко, Е.А. Современное состояние исследований когнитивных процессов [Текст] / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. - 2002. - № 2. - С. 19-35.

19. Беседина, Н.А. Основы теории морфологической репрезентации [Электронный ресурс] / Н.А. Беседина // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 3. - С. 50-62.

20. Левченко, Е.В. Ментальные модели мотивации у студентов [Текст] / Е.В. Левченко, Т. А. Втюрина / / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 1 (1). - С. 149-157.

T.A. Vtyurina E.V. Levchenko 2

:ORCID No 0000-0002-5006-362X, Assistant at the Department of Practical Psychology, Vyatka State University, Kirov, Russia. E-mail: [email protected] 2ORCID No 0000-0003-3507-2795, Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Psychology), Professor at the Department of General and Clinical Psychology, Perm State University, Perm, Russia. E-mail: [email protected]

structural-level organization of mental representations of motivation in ordinary

consciousness

Abstract

Introduction. The article outlines the complexity of scientific cognition of motivation and the relevance of studying it from the position of an internal observer. The aim is to reveal the content and structure of mental representations of motivation in ordinary consciousness.

Materials and Methods. The main research methods are: analysis of scientific literature studying $ mental representations; diagnostic methods, including a reflexive description of the person's values: g-the method of drawing, the associative experiment, the method of determining the concept; methods o of statistical data processing. The research involved 360 respondents aged 18 to 22 years, studying in « the humanities, science and applied specialties.

Results. Structure-level model of mental representations of students' motivation is reconstructed; characteristic of the model main components at the figurative, associative and conceptual levels representation of motivation is presented.

Discussion. The study shows that the model of mental representations of motivation includes the essential, functional and structural classes of categories. The specificity of the organization and functioning of the "knowledge of motivation" is explained depending on the methods of information processing (non-verbal and verbal).

Conclusion. It is concluded that studying the phenomenon of motivation from the position of the internal observer makes it possible to navigate this psychic phenomenon more successfully and use knowledge to "manage motivation".

Keywords: motivation; m ental representations; psychological cognition, ordinary consciousness.

Highlights:

• Basic categories representation of motivation in ordinary consciousness have been determined;

• A structure-level model of mental representations of the students' motivation has been reconstructed;

• Features of the functioning of mental representations of motivation at the figurative, associative and conceptual levels have been presented.

References

1. Kleinginna P. R., Kleinginna A.M. (1981) A categorized list of motivation definitions, with a suggestion for a consensual definition. Motivation and Emotion. 5(3), 263-291.

2. Kholodnaya M.A. (2012) Psihologiya ponyatijnogo myshleniya: Ot konceptual'nyh struktur k ponyati-jnym sposobnostyam [Psychology of conceptual thinking: From conceptual structures to conceptual abilities] Moscow, Izd-vo «Institut psihologii RAN» Publ. (In Russian).

го с 73

ГО

ы

го та

о

с

ф

о >

ф

-J

>

ш

го с

з

3. Levchenko E.V., Vtyurina T.A. (2013) Analiz ponyatijnogo urovnya mental'nyh reprezentacij mo-tivacii v nauchnom i obydennom soznanii [Analysis of the conceptual level of mental representations of motivation in the scientific and everyday consciousness] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeniA.S. Pushkina. Vol. 5 (2), Psychology, 67-81. (In Russian).

4. Brushlinskij A.V., Sergienko E.A. (1998) Mental'naya reprezentaciya kak sistemnaya model' v kognitivnoj psihologii [Mental representation as a system model in cognitive psychology] Mental representation: dynamics and structure. Eds. Brushlinskij A.V., Sergienko E.A. Moscow, Izd-vo «Institut psikhologii RAN» Publ. 5-22. (In Russian).

5. Sergienko E.A. (2017) Model' psihicheskogo kak integrativnoe ponyatie v sovremennoj psihologii [Theory of Mind as an integral concept in modern psychology] Psychological researches. Vol.10 (54). Available from: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1454-sergienko54.html (Accessed 8th May 2018). (In Russian).

6. Wellman H.M. (2017) The Development of Theory of Mind: Historical Reflections. Child Development Perspectives. 11 (3), 207-214. DOI: 10.1111/cdep.12236

7. Klyoster A.M., Shnyakina N.J. (2018) The event concept categorical network. Advances in Intelligent Systems and Computing 677, 260-265. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_31

8. Prohorov A.O. (2016) Mental'nye reprezentacii psihicheskih sostoyanij: Fenomenologicheskie i ehksperimental'nye harakteristiki [Mental representations of mental states: Phenomenological and experimental characteristics] Ehksperimental'nayapsihologiya. Vol. 9 (2), 23-37. (In Russian).

9. Vatolina T.G. (2017) Kognitivnaya model' diskursa kak mnogomernyj mental'nyj konstrukt [The cognitive model of discourse as a multidimensional mental construct] Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept". 9, 170-175. Available from: http://e-koncept.ru/2017/175006.htm. (Accessed 4th May 2018). (In Russian).

10. Ulanova A.Yu., Sergienko E.A. (2015) Razvitie predstavlenij o mental'nom i fizicheskom v pereskazah detej doshkol'nogo vozrasta [Development of representations about mental and physical in retellings of preschool children] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 1. Available from: http://www. science-education.ru/121-17834. (Accessed 11th October 2017). (In Russian).

11. Lobanov A.P., Radchikova N.P. (2011) Formirovaniya mental'nyh reprezentacij v kontekste proto-tipov [Formations of mental representations in the context of prototypes] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 343, 180-183. (In Russian).

12. Thagard P., Wood J.V. (2015) Eighty phenomena about the self: Representation, evaluation, regulation, and change. Frontiers in Psychology. 6 (334). DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00334

13. Il'ina Yu.N. (2012) SMD-trening po transformacii mental'nyh (umstvennyh) modelej vzroslyh [A SMD-training on transformation of mental (intellectual) models of adults] Moscow, CTI Publ. (In Russian).

14. Dweck C.S. (2017) From needs to goals and representations: Foundations for a unified theory of motivation, personality, and development. Psychological Review. 124 (6), 689-719. DOI: 10.1037/rev0000082

15. Groshev V., Davydova Yu.A., Krasnoslobodcev A.A., Krasnoslobodceva I.A. (2016) Psihologicheskie modeli organizacionnoj kul'tury v kontekste mental'nyh reprezentacij [Psychological models of organizational culture in the context of mental representations] Mezhdunarodnyj zhurnal psihologii i pedagogiki v slu-zhebnoj deyatel'nosti. 1, 17-29. (In Russian).

16. Kushnir T., Gopnik A., Chernyak N., Seiver E., Wellman H.M. (2015) Developing intuitions about free will between ages four and six. Cognition. 138, 79-101. DOI: 10.1016/j.cognition.2015.01.003

17. Levchenko E.V. (2008) Psihologiya poznaniya v oblasti psihologii: postulaty i rezul'taty [Psychology of knowledge in the field of psychology: postulates and results] Psihologicheskoe poznanie: aktual'nye problemy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (November 27, 2008). Permskij gosudarstvennyj universitet. Perm'. 5-13. (In Russian).

18. Sergienko E.A. (2002) Sovremennoe sostoyanie issledovanij kognitivnyh processov [Current state of cognitive researches] Psihologicheskij zhurnal. 2, 19-35. (In Russian).

19. Besedina N.A. (2006) Osnovy teorii morfologicheskoj reprezentacii [Fundamental of the theory of morphological representation] Voprosy kognitivnoj lingvistiki. 3, 50-62. (In Russian).

Levchenko E.V., Vtyurina T.A. (2012) Mental'nye modeli motivacii u studentov [Mental models of students' motivation] Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 1 (1), 149-157. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.