Научная статья на тему 'Структурно-содержательная модель репродуктивного метода в художественных и дизайнерских практиках'

Структурно-содержательная модель репродуктивного метода в художественных и дизайнерских практиках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / EXTRAPOLATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / REPRODUCTION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ARTISTIC CREATIVITY / АТРИБУТИВНЫЙ КОНТЕНТ / МОДАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / MODAL CONTENT / РЕПРОДУКТИВНАЯ ПРАКТИКА / REPRODUCTIVE PRACTICE / REPRODUCING / ATTRIBUTIVE CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брюханов Сергей Анатольевич, Степанов Александр Владимирович, Степанова Татьяна Михайловна

В статье рассмотрено формирование нового взгляда на сущность репродуктивно-продуктивных процессов в художественно-образном и проектном направлениях. Определенна ступень к постижению репродуктивной культуры как феномена творческой деятельности человека. Установлены, методы воспроизведения образца и натурного материала, и их модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брюханов Сергей Анатольевич, Степанов Александр Владимирович, Степанова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-CONTENT MODEL OF THE REPRODUCTIVE METHOD IN ARTISTIC AND DESIGN PRACTICES

The article considers the formation of a new view on the essence of reproductive and productive processes in the artistic and imaginative and project directions. A certain step towards understanding the reproductive culture as a phenomenon of man''s creative activity. The methods of reproducing a sample and full-scale material and their modalities are established.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная модель репродуктивного метода в художественных и дизайнерских практиках»

9. Михайликов В.Л. Тактико-технические особенности силового задержания правонарушителей при обеспечении безопасности на объектах транспорта / В.Л. Михайликов, П.Н. Войнов, М.Ю. Полушкин, А.А. Пойдунов // Проблемы правоохранительной деятельности: международный научно-теоретический журнал -Белгород, Бел ЮИ МВД России, 2015. - № 1. - С. 71-74.

10. Тарасенко А.А., Особенности подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в процессе служебной деятельности / А.А. Тарасенко, П.Н. Войнов, А.А. Невмовенко // Вестник Белгородского юридического института МВД России - Белгород, Бел ЮИ МВД России, 2016. - № 1. -С. 56-58.

11. Тарасенко А.А., Некоторые аспекты повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России к действиям по силовому пресечению правонарушений/ А.А. Тарасенко, Е.Н. Чирков // Вестник Белгородского юридического института МВД России - Белгород, Бел ЮИ МВД России, 2017. - № 2. - С. 86-89.

12. Тарасенко А.А., Анализ физической подготовленности лиц, прибывших для первоначального обучения в Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина / А.А. Тарасенко, Ю.В. Муханов // Проблемы правоохранительной деятельности: международный научно-теоретический журнал - Белгород, Бел ЮИ МВД России, 2017. - № 2. - С. 89-94.

Педагогика

УДК 37.013.43

преподаватель Брюханов Сергей Анатольевич

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил);

кандидат педагогических наук, доцент Степанов Александр Владимирович

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург);

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Татьяна Михайловна

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург)

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕПРОДУКТИВНОГО МЕТОДА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ДИЗАЙНЕРСКИХ ПРАКТИКАХ

Аннотация. В статье рассмотрено формирование нового взгляда на сущность репродуктивно-продуктивных процессов в художественно-образном и проектном направлениях. Определенна ступень к постижению репродуктивной культуры как феномена творческой деятельности человека. Установлены, методы воспроизведения образца и натурного материала, и их модальности.

Ключевые слова: Interpretation, extrapolation, pedagogical technologies, reproduction, reproducing, creativity, artistic creativity, attributive content, modal content, reproductive practice.

Annotation. The article considers the formation of a new view on the essence of reproductive and productive processes in the artistic and imaginative and project directions. A certain step towards understanding the reproductive culture as a phenomenon of man's creative activity. The methods of reproducing a sample and full-scale material and their modalities are established.

Keywords: interpretation, extrapolation, pedagogical technologies, reproduction, reproducing, creativity, artistic creativity, attributive content, modal content, reproductive practice.

Введение. Репродуктивность как метод освоения иконических текстов - художественных, проектных, -является процессом, включающим в свою деятельностную структуру комплексный ряд этапов, которые в целом несут не только воспроизводящую (репродуктивную) нагрузку, но и приобретают вектор и свойства нового, прибавляющего к воспроизводимому объекту те или иные компоненты формы и содержания.

Репродуктивные приращения обусловлены и связаны с закономерностями объективного характера, которые вполне объяснимы с точки зрения естественнонаучного знания. Например, в биологии доказан факт невозможности (несуществования) абсолютно идентичной репродукции любого объекта живой природы. Все репродукционные процессы несут в себе направленность не к конгруэнтности, а к конгруэнтности - с -изменениями. Аналогичный вектор репродуктивной деятельности находит место в художественных и проектных практиках [5].

Репродукционность - неотъемлемая часть художественного образования. Художественное произведение оценивается в том числе и в рамках школы, в которой оно было создано. Каждый художник использует наработки великих мастеров: будь то техника рисования, специфика использования цветового ряда или символизм изображения. Задача образовательного учреждения - не только научить студента креативно подходить к выполнению задания, но и развить способность к подражанию.

Если рассматривать репродукционность как теорию подражания, то можно отметить, что это древнейшая из теорий об искусстве, о которой говорили ещё Платон и Аристотель.

Г.-Г. Гадамер, рассматривая в своей работе "Искусство и подражание" вопрос об эффективности традиционных стратегий трактовки искусства применительно к современному искусству, признавал, что репродукционность зачастую оказывается в этом случае несостоятельной. Однако, он же подчёркивает, что существует некий первородный порядок, гармония, являющиеся источником для подражания [1].

Репродукционность выполняет важную стратегию современной культуры - практику сохранения культурного наследия в качестве исторического воплощения подражания. Необходимо отметить, что поначалу копии служили исключительно для репродуцирования (повторения) наиболее известных произведений искусства и только в совсем близкую нам эпоху стали использоваться для их воспроизведения с целью сохранения оригинала [3].

Значимость сохранения культурного наследия бесспорна. Однако, следует подчеркнуть, что копирование произведений искусства следует производить не бездумно, а с осмыслением идеологического смысла копируемого произведения [4].

Изложение основного материала статьи. Обсуждая различные аспекты технического репродуцирования, отмечается проблема невозможности сохранения при копировании подлинности

оригинала и ввел в рассмотрение понятие "ауры" как совокупности подлинности и исторической ценности произведения искусства. Анализ этой проблемы позволяет сделать вывод о том, что "в эпоху технической воспроизводимости произведение искусства лишается своей ауры". Кроме того, "репродукционная техника <...> выводит репродуцируемый предмет из сферы традиции. Тиражируя репродукцию, она заменяет его уникальное проявление массовым. А позволяя репродукции приближаться к воспринимающему ее человеку, где бы он ни находился, она актуализирует репродуцируемый предмет" [Цит. по 3].

Формирование способности к репродукционной деятельности важно ещё и потому, что творческие умения студентов возможно формировать лишь на навыках репродуктивной деятельности.

Экстраполяция естественнонаучного знания в художественные и дизайнерские процессы даёт возможность по-новому увидеть структурно-содержательные аспекты репродуктивной деятельности не только в практических художественно-проектных процессах, но и в образовательных.

Для образовательных художественных и дизайнерских практик это имеет существенное значение, так как позволяет видеть репродуктивные процессы в объективных параметрах, осуществлять рефлексию данных процессных явлений, анализировать их и рассматривать в аксиологических аспектах.

То, что иконические репродуктивные процессы заключают в себе возможности приращения образного и проектного материала, формирует новый образ репродуктивной деятельности вообще, привносит в неё продуктивный компонент.

Присутствие в репродуктивных процессах продуктивного материала и смысла требует рассмотрения репродуктивной деятельности с других позиций, а именно с позиций формо-содержательного синтеза собственно репродуктивной деятельности и сопутствующей деятельности продуктивной.

Синтез в объекте, результирующем репродуктивное и вытекающее из него продуктивное, даёт основания для установления связей между воспроизведением и развитием художественной или проектной формы, что можно представить в следующей схеме-ориентировке:

Объект репродукции ^ погружение (иммерсия) ^ анализ и воспроизведение ^ результирующая форма с приращением новых качеств (синтез).

Если обратиться к анализу этих новых приращенных качеств формы, то в первую очередь необходимо подчеркнуть, что связаны они с личностными качествами субъекта воспроизводящего, отображающимися в той или иной характеристике новизны. Как правило, эта новизна имеет свои градации и параметры. Она может быть незначительной, слабо выраженной, а может приобрести существенные различия и развитые характеристики. Следует учесть и существование между этими крайними точками параметров возможные промежуточные модусы/ модальности.

Рассмотрение процесса репродуцирования любого иконического текста (образного, проектного) в философско-методологическом аспекте по структурной схеме атрибут-модус даёт следующее представление о структурно-содержательной модели данного (репродуктивного) процесса. В процессе репродукции как (объекте/предмете) можно отметить:

1. Постоянные характеристики, качества - т.е. атрибуты.

2. Проявляющиеся, измененные характеристики, качества - т.е. модусы.

Данная структура: атрибутивное содержание - модальное содержание репродуктивного процесса, связанная с иконической деятельностью, должна быть принята во внимание при осуществлении образовательных процессов подготовки специалистов визуального творчества (художников, дизайнеров, архитекторов и др.), в связи с её объективной, сущностной направленностью.

Подтверждением объективности такого подхода могут служить:

1. Опыт репродуктивной практики художников, субъектов художественного образования, работающих в рамках репродуктивных заданий, и др. субъектов репродуктивной деятельности, т.к. данный опыт, как правило, свидетельствует о невозможности идентичного воспроизведения репродуктивного объекта.

2. Естественнонаучное знание (биология), свидетельствующее о неосуществимости репродукции без изменений, т.е. абсолютной репродукции.

У философа Э.В. Ильенкова есть хорошо иллюстрирующий данные положения пример, в котором он образно характеризует невозможность «абсолютной репродукции» работой скульптора, лепящего свой портрет. «Проделав такую работу, художник убеждается, что затея удалась ему лишь отчасти и что «внешнее изображение» в чем-то на него самого похоже, а в чем-то нет» [2, 51].

Вообще, следует «разводить» понятие репродуктивный подход в том или ином виде деятельности в силу его (репродуктивного подхода) специфики. Например, в операционально-доминирующей деятельности, объединенной соответствующим ей алгоритмом (приготовление еды, исполнительская работа на станке, компьютере и т.д.), уровень репродуктивности преимущественно атрибутивен. А в работе художника, проектировщика (копирование изображение с натуры) репродуктивный подход приобретает, наряду с атрибутивными характеристиками, модальные смыслы. Для педагогики в области профессиональной подготовки художников, дизайнеров это имеет решающее значение, так как у репродуцирующего субъекта возникает точное представление о том, что происходит в процессе репродуктивной работы. В данном случае акцентируется такая особенность репродукции в области художественного творчества и дизайна, как непреложное проявление творческого (продуктивного) компонента. Это происходит и в копировании, и в натурном моделировании.

Сам метод такой работы, например, художника, копирующего работу мастера, уже не является в чистом виде репродуктивным, а может быть обозначен как репродуктивно-продуктивный. Продуктивность может быть связана с задачами раскрытия метода мастера, его приёмов, стиля и т.д. Осуществляется решение таких задач именно в «репродуктивном режиме».

Что касается натурного изображения, то данный процесс, в случае установки на конгруэнтное моделирование образа, также может носить характер репродуктивно-продуктивный, а не чисто продуктивный (как-то отмечено в многочисленных методиках по рисунку, живописи). Здесь следует оговориться, что копирование культуротворческого образца и изображение с натуры могут быть (в случае установки на творческую цель - интерпретацию, преобразование и т.д.) чисто продуктивным методом.

Эти особенности репродукции в области визуального творчества следует, безусловно, соотносить с целями и задачами репродуктивной работы, как в творческих, так и в образовательных (частично творческих) процессах. Сам же метод такой репродуктивной работы в изобразительном искусстве и дизайне необходимо закрепить как понятие репродуктивно-продуктивный метод.

В педагогике, как правило, позиционируется репродуктивный метод, понимаемый как способ организации деятельности субъекта обучения по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий (в т.ч. и по алгоритму). Особенности художественной и проектной практик свидетельствуют, что данный метод не исчерпывает характера деятельности в процессах изображения с натуры или копирования образцов, а преобразуется в метод, содержащий продуктивные компоненты. Это необходимо учитывать в педагогической практике данного направления на теоретическом и практическом уровнях.

Ориентируясь на данный подход, можно сделать практико-педагогические выводы следующего характера:

Атрибутивная составляющая процесса репродукции и его результата определяет целеполагание практической репродуктивной деятельности, которое было бы связано с анализом культуротворческого объекта, репродукцией его структурных (структурно-содержательных) компонентов - конструкции, тектоники, колорита, фактуры, фрагментов, узлов и т.д. Также сообразуясь с атрибутивным содержанием репродуцирования, можно поставить цель попытки конгруэнтного воспроизведения объекта в целостном виде, что не принесет «стопроцентного» результата, но приблизит к нему в той или иной степени, даст возможность создать объект в виде «симулякра «обманки», «заместителя-копии» и т.п. форм репродуцируемого материала.

Еще один метод атрибутивного репродукционного моделирования можно связать с натурным воспроизведением. Традиционно натурный метод изображения относят к репродуктивному методу. Но если подойти к данному методу с позиции «атрибутивного моделирования», то мы увидим «идентичное сходство» данного метода с методом репродукции культуротворческого образца. При изображении с натуры могут быть поставлены те же самые задачи, что и при воспроизведении с объекта-образца. А именно: моделирование конструкта, структуры, тектоники, фрагмента, колорита и т.д. То есть имеет место идентичность целей и задач. А это сближает методы воспроизведения образца и натурного объекта, делает в определенной степени их схожими, родственными по задачам и целям, определяет их преимущественно, как репродуктивные, так как реализации в обоих случаях несут в основном именно репродуктивное содержание.

Безусловно, есть и различия между этими методами. Например, метод воспроизведения образца может содержать задачи воспроизведения технологии и стиля, а метод натурного воспроизведения таких задач не содержит. Также натурный метод устанавливает цели конгруэнтности модели объектам природы, неживой натуры. Что для предыдущего метода (воспроизведение образца) не всегда характерно. Если работа в рамках атрибутивного моделирования делает эти два метода по сути репродуктивными, то модальные компоненты переводят процесс моделирования в обоих подходах в область продуктивной деятельности. Отсюда -воспроизведение образца может быть интерпретировано в субъективном ключе, как и аналогичное воспроизведение натурного объекта.

Обобщая приведенную информацию, можно установить, что методы воспроизведения образца и натурного материала могут принимать следующие модальности:

1. Репродуктивные.

2. Продуктивные.

3. Репродуктивно-продуктивные.

Схематически это можно представить в следующих моделях:

Рисунок 1. Структура и содержание натурного моделирования

Рисунок 2. Структура и содержание моделирования объекта образца

В схемах-моделях, иллюстрирующих системный уровень понимания и применения репродуктивно-продуктивного метода, можно отметить, как признаки (характеристики) сходства процессов натурного и объектно-культуротворческого моделирования, так и их специфические особенности, отличающие не столько сами методы, сколько их отдельные компоненты. Это, безусловно, свидетельствует об особом методе репродуктивной деятельности в изобразительно/образном и проектном моделировании.

Выводы. Данный аспект темы репродукции в рамках художественных и проектных практик требует своей методической разработки не только для научно-теоретического знания и практики, но и для организации и формирования содержания образовательных процессов. Очевидно, что без понимания сущностных характеристик репродуктивного подхода в рамках художественных и проектных практик, будет невозможно не только осуществлять теоретически обоснованное ведение образовательных процессов, но и реализовать процесс рефлексии, связанный с целями, задачами и ценностными воззрениями субъекта обучения.

В целом, следует отметить, что формирование нового взгляда на сущность репродуктивных, а точнее репродуктивно-продуктивных процессов в художественно-образном и проектном направлениях является определенной ступенью к постижению репродуктивной культуры как феномена творческой деятельности человека.

Литература:

1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

2. Ильенков Э.В. проблема идеала в философии. Гегель и герменевтика. - М.: Книжный дом «Либроком», 2011. - 144 с.

3. Парфенов В.А. Копирование каменной скульптуры в контексте сохранения материального культурного наследия // Вопросы музеологии. - №2 (6) - 2012. - С. 141-147

4. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. - М.: Академия, 2008

5. Степанов А.В., Степанова Т.М. Репродукционизм как педагогический метод визуально-образного освоения действительности // Наука, образование, общество. 2016. №1(7). С. 174-186.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Тюмина Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются возможности развитие профессионализма педагога дополнительного профессионального образования, которые связаны с переменами в системе всех уровней профессионального образования, а также использование и реализация инновационных процессов в содержании и технологиях обучения с целью повышения качества подготовки взрослых обучающихся. Особо подчеркивается, что личностно-профессиональное саморазвитие педагога, включающее этапы формирования внутренней мотивации и исполнительского действия, а также рефлексии и коррекции позволяют выделить и рассмотреть компоненты развития профессионализма педагога как диагностический, практический и аналитический, которые способствуют формированию структуры профессионализма.

Ключевые слова: развитие, профессионализм педагога, дополнительное профессиональное образование, компоненты развития, взрослый обучающийся, критерии профессионализма.

Annotation. The article reveals the possibilities for the development of the professionalism of the teacher of additional vocational education, which is associated with changes in the system of all levels of vocational education, as well as the use and implementation of innovative processes in the content and technologies of instruction in order to improve the quality of training for adult learners. It is emphasized that the personal-professional self-development of the teacher, including the stages of the formation of internal motivation and performance, as well as reflection and correction, make it possible to distinguish and consider the components of the development of the teacher's professionalism as diagnostic, practical and analytical that contribute to the formation of the structure of professionalism.

Keywords: development, professionalism of the teacher, additional vocational education, components of development, adult trainees, criteria of professionalism.

Введение. Благодаря требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения современное образование основывается на использовании компетентностного подхода во всех сферах образования, в том числе и в сфере дополнительного профессионального образования. Реализация модернизации в системе образования во многом зависит и определяется высокопрофессиональными педагогическими кадрами, которые способны обеспечивать высокое качество профессионального образования. Реформы, происходящие в системе образования, так или иначе, соединяются на конкретном исполнителе, педагоге, т.к. педагог является одной из главных фигур при реализации основных нововведений на практике. Для успешной реализации введения в практику различных инноваций педагог должен обладать необходимым уровнем профессионализма и профессиональной компетентности. Согласно цели модернизации профессионального образования нужно создать устойчивый механизм повышения качества подготовки специалистов, свободного, гармоничного и всестороннего развития личности педагога. Это возможно только при эффективном труде каждого педагога, постоянном совершенствовании уровня профессионализма, развитии профессионального мастерства, научном, оптимальном управлении трудом педагога и его развитием. Профессия педагог является одной из самых массовых, что свидетельствует о том, что повышение профессионализма во многом будет способствовать росту творческого потенциала страны в целом.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является рассмотрение и теоретическое обоснование развития профессионализма педагога дополнительного профессионального образования в условиях модернизации профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Актуальный вопрос о повышении профессионализма педагогов дополнительного профессионального образования зависит от: перемен в системе профессионального образования; введения новых государственных образовательных стандартов всех уровней профессионального образования; использования и реализации инновационных процессов в содержании и технологиях обучения; повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров [4].

Можно говорить о профессионализме педагога дополнительного профессионального образования с точки зрения стандарта его составляющих, которые в сущностном плане являются обязательными компонентами профессионализма и характеризуют понятие «профессионализм педагога».

Не всегда педагог, имея глубокие профессиональные знания и теоретические умения, может добиться высоких результатов в своей практической деятельности [6]. Только тогда, когда теоретические знания педагога претворяются в практику воспитания и обучения, можно говорить о педагоге как состоявшемся профессионале.

Развитие профессионализма педагога дополнительного профессионального образования является пространственно-временным процессом, который в результате выражается в качественных изменениях. Изменения начинаются с возникновением потребности в самореализации, саморазвитии, которые выступают одними из основных ценностных элементов новой парадигмы образования и является основополагающими в профессиональной деятельности педагога. Профессионализм педагога позволяет ему заниматься данной деятельностью на творческом и технологическом уровне. Под профессионализмом понимается высокий уровень мастерства, творчество, профессиональной компетентности, наличие системы потребности-способности к самореализации, глубокое овладение профессией, результатом которого являются высокие показатели качества обучения [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.