№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций ™
О. А. Челядинова, старший преподаватель, кафедра английского языка и методики его преподавания, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Россия, [email protected]
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Современное состояние российского общества, процессы, проходящие в политической, экономической жизни страны, побуждают по-новому посмотреть на проблемы образования, подготовки специалистов в высшей школе, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в процессе профессиональной подготовки. В связи с этим меняется и цель образования — развитие духовных сил, становление человека субъектом культуры, а содержание образования определяется как социальный и культурный опыт, являющийся основой решения жизненно важных задач педагога и учащегося. В контексте формирования личности будущего учителя деятельностная составляющая культуры рассматривается как динамическая характеристика, которая проявляется в условиях согласованности традиций и новаций образования, следовательно, в содержании образовательного процесса вуза интегрируется мобильность, самостоятельность и культуротворчество.
Понятие «культуротворческая самостоятельность» используется в исследованиях при изучении культуротворческих процессов. На сегодняшний день нет четкого определения этого понятия, хотя отдельные стороны этого вопроса решаются, когда речь идет о феномене влияния личности на культуру и ее развитие. С этих позиций автор прибегает к понятию «культуротворчество».
Сопоставив имеющиеся в научных исследованиях родовые понятия (творчество, самостоятельность, культуротворчество) под культуротворческой самостоятельно -стью автор понимает самоорганизацию активной самостоятельной деятельности, основанную на принятии ценности творчества, стремлении к творчеству во всех его проявлениях и аспектах, модифицированию, комбинированию собственной деятельности, импровизации в решении педагогических проблем, самореализации.
Автор выделяет существенные признаки культуротворческой самостоятельности:
1) это интегральная способность, которая находит отражение в педагогическом творчестве и педагогической культуре;
2) объективация творческих сил, порождение новых культурных форм, смыслов, ценностей, значимых для собственного бытия в культуре, интерпретируя их, оценивая, проживая, превращая их в органичные составляющие собственного «Я»;
3) активный поиск творческих вариантов решения задач педагогической деятельности;
4) принятие ценностей культуроосво-ения как руководства к действию, следование культурным образцам поведения;
5) принятие ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, стремление к творчеству;
с
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
6) способность вести по пути творчества других.
Культуротворческая самостоятельность студентов вуза — будущих учителей представляется автору в единстве двух взаимосвязанных и взаимозависимых аспектов: внутреннего и внешнего. Внутренняя сторона культуротворческой самостоятельности связана с рефлексивной и мотивационной сферами, нравственно-волевыми усилиями и умственными действиями, с поиском наиболее эффективных способов достижения намечаемых результатов и выражается в устойчивом проявлении: творческого (дивергентного) мышления как интеллектуального процесса создания нового, нестереотипного, как способности продуцировать идеи и нешаблонности поиска их решения; оригинальности как способности личности воспроизводить множество разнообразных, необычных и нестандартных идей на основе продуцирования отдаленных ассоциаций; любознательности как открытости ко всему новому и неизвестному; воображения как создания новых образов в соответствии с творческими замыслами; интуиции как подсознательного постижения истины или идеи на основе догадки, «внутреннего голоса» и предварительного рассуждения, как «творческого озарения», инсайта.
Выделенные сущностные характеристики культуротворческой самостоятельности субъекта результируются в творческое отношение к профессии. Отсюда, внешняя сторона исследуемого качества личности связана с предметной деятельностью и ха-растеризуется:
а) постоянным проявлением в ней изобретательности, импровизации и новаторства;
б) стремлением к активному поиску интересной информации и новых способов и методов деятельности, решения проблем, задач;
в) реализацией творческих замыслов и идей в необычных и ценных продуктах деятельности;
г) устойчиво проявляемой способностью
постановки и достижения цели деятельности без посторонней помощи.
Формирование культуротворческой самостоятельности будущего учителя осуществляется при условии его целостного и всестороннего развития, когда в процессе образовательной и профессиональной деятельности студент выбирает и выстраивает собственную личностно-значимую систему ценностей, входит в мир знаний, овладевает коммуникативным и личностным опытом, творческими способами и методами решения научных и жизненных проблем, открывает рефлексивно-смысловой мир своего образа «Я», несет эмоционально-волевую нагрузку. Отсюда, трактовка культу-ротворческой самостоятельности будущего учителя как целостной системы связана с представлением ее в виде многофункциональной структуры, объединяющей в себе несколько взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностный, деятельност-ный, эмоционально-волевой, когнитивный, рефлексивный.
При составлении этой структуры автор руководствовался, прежде всего, анализом и обобщением исследований по проблемам культуротворческой самостоятельности личности (концепцией и структурой содержания личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков); детерминантами структуры содержания образования в вузе, выделенными В. С. Ледневым, в связи с представленностью в ней элементов структуры личности и компонентов структуры будущей про-
№ 4 (22) АПРЕЛЬ 2012
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций ™
фессиональной деятельности; разработанной В. Д. Шадриковым идеальной моделью профессиональной деятельности, в которой отражены общие для любой деятельности компоненты и их связи. Подробное рассмотрение каждого из структурных компонентов культуротворческой самостоятельности позволяет раскрыть взаимосвязи между ними, определить роль каждого элемента в процессе личностного и профессионального развития обучаемого, подобрать соответствующие целям их развития элементы предметной деятельности и виды содержания.
Так, мотивационно-ценностный компонент культуротворческой самостоятельности будущего учителя включает в себя рефлексию студентом собственной системы ценностей в связи с вхождением в учебно-профессиональную среду, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в своей деятельности, систему смыслов личности, уровень ее целей, притязаний и потребностей. Изучая предметы педагогического цикла, студент осуществляет поиск личностного смысла собственных деяний; прослеживает путь научного поиска, творчества, решений и открытий в области педагогики; осознает научную истину как ценность. Приоритетными мотивами являются: потребность в овладении педагогическими знаниями и умениями, способность к их применению в будущей практической деятельности; стремление к профессиональному саморазвитию, к высокой самоактуализации и успешной самореализации личностно-творческого потенциала. К учебному содержанию, соответствующему данному компоненту культуротворче-ской самостоятельности, относятся: представления о ценности творчества (как реальная возможность творить) и его гуманистических ориентирах (приоритет личности, утверждение нравственности, гуманитарное мышление, культура труда, присвоение общечеловеческих ценностей мировой культуры и т. д.); ценностное отношение к про-
Изучая предметы педагогического цикла, студент осуществляет поиск личностного смысла собственных деяний; прослеживает путь научного поиска, творчества решений и открытий в области педагогики; осознает научную истину как ценность.
фессии; понятие о педагогической этике и ее нормах; опыт критического оценивания достижений в области педагогической деятельности.
Деятельностный компонент культуро-творческой самостоятельности проявляется в профессиональной познавательной деятельности в сочетании с инициативностью, умением принимать решения, = самостоятельностью, творческой импровизацией, что способствует продуктивной культуротворческой деятельности и ведет к актуализации общих педагогических умений и адекватной профессиональной самооценке.
Следующим компонентом культурот-ворческой самостоятельности будущих учителей автор выделяет эмоционально-волевой компонент. Эмоционально-волевой компонент раскрывается через осознание положения собственного «Я», позитивное восприятие себя как педагога, положительное отношение к педагогической деятельности, эмоциональную устойчивость, волевую саморегуляцию.
С точки зрения автора, данный компонент имеет немаловажное значение, так как определяет действенность эмоционально-волевой саморегуляции студентов вуза — будущих учителей, под которой понимается «система приемов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости»1.
В большой современной педагогической энциклопедии эмоциональная устойчивость трактуется как «неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Эмоциональная устойчивость психики выражается в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности и поведения в сложной жизненной обстановке». Наличие эмоциональной устойчивости обеспечивает будущим учителям правильное восприятие частых изменений требований к уровню его профессиональной компетентности, а также их анализ, оценку, последовательность и
с
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
безошибочность действий для достижения соответствия новым требованиям. Таким образом, эмоциональная устойчивость для будущих учителей является фактором надежности, эффективности и успеха деятельности.
Придерживаясь классификации эмоций, предложенной Б. И. Додоновым2, автор определил пять групп, составляющих эмоциональную устойчивость студентов вуза — будущих учителей:
1. «Глорические эмоции» связаны с потребностью в самоутверждении, признании.
2. «Праксические эмоции» — это переживания, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения. Такие эмоции связаны с осознанием того, что совершаешь нечто нужное и полезное, с удовлетворением от того, что работа выполнена хорошо.
3. «Пугнические эмоции» формируют потребность в преодолении интеллектуально-творческих барьеров.
4. «Гностические эмоции» связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», заключающейся в том, чтобы в неизвестном отыскать знакомое, приведя, таким образом, всю информацию к «общему знаменателю». Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции — это проблемная ситуация.
5. «Гедонические эмоции» — к этой категории относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
Эмоционально-волевой компонент выполняет стабилизационно-регулирующую функцию, поскольку он отражает способность будущего учителя адекватно оценивать изменения условий профессиональной деятельности, проявить волю к активизации своих потенциальных культуротворческих способностей и обеспечить детерминированное развитие у специалиста именно тех качеств, которые необходимы и востребованы в современном обновляющемся обществе.
Когнитивный компонент культуро-творческой самостоятельности выражается:
— в формировании готовности студентов педвуза к постоянному повышению образовательного уровня, потребности в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способности самостоятельного познания и овладения культурными знаниями;
— в самопознании студентами себя как субъекта самостоятельной культуротворче-ской деятельности. Это знание приемов и методов генерирования новых идей, обогащающих опыт самостоятельной творческой деятельности.
Учитывая сложность и многомерность анализируемого понятия, автор выделяет пятый компонент — рефлексивный, который обеспечивает оценку и осмысление студентами собственного опыта культуротвор-ческой деятельности, оценку самодвижения в освоении творческих умений, которые включают в себя умение формулировать нестандартные гипотезы, способность к оценке и самооценке, преодолению стереотипов, умение интерпретировать творческие задания.
На основе анализа исследований в сфере организации творческой деятельности, решения проблемы формирования самостоятельной деятельности, культуротворческой деятельности автором выделены существенные признаки культуротворческой самостоятельности, которые объединяет общая идея о том, что формирование культуротворче-ской самостоятельности есть центральная линия личностного развития будущего учителя.
Подробное рассмотрение каждого из структурных компонентов культуротвор-ческой самостоятельности — мотивацион-но-ценностного, деятельностного, эмоционально-волевого, когнитивного и рефлексивного — позволило раскрыть взаимосвязи между ними, определить роль каждого элемента в процессе личностного и профессионального развития студентов вуза — будущих учителей, д1
1. Рапацевич Е. С. Педагогика: большая современная энциклопедия. — Минск: Современное слово, 2004. С. 685.
2. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. — М.: Наука, 1978. С. 176.