Научная статья на тему 'Структурно-инвестиционные преобразования экологоориентированного развития региона'

Структурно-инвестиционные преобразования экологоориентированного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕС-СТРУКТУР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротина Н. Ю.

Экологоориентированный подход в системе социально-экономического развития региона рассматривается как стратегический ресурс инновационных изменений региональной политики. Проблема структурно-инвестиционных преобразований находится в плоскости формирования эффективных форм управления, ее решение ориентировано на оптимальное соотношение участия в инвестиционном процессе государственных и частных институтов в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития и реализации инвестиционной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-инвестиционные преобразования экологоориентированного развития региона»

УДК 332.1

структурно-инвестиционные

преобразования экологоориентиро-

ванного развития региона

Н. Ю. КОРОТИНА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и финансов E-mail: korotina@urags-chel. ru Челябинский институт Уральской академии государственной службы

Экологоориентированный подход в системе социально-экономического развития региона рассматривается как стратегический ресурс инновационных изменений региональной политики. Проблема структурно-инвес-тиционныхпреобразований находится в плоскости формирования эффективных форм управления, ее решение ориентировано на оптимальное соотношение участия в инвестиционном процессе государственных и частных институтов в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития и реализации инвестиционной политики в регионе.

Ключевые слова: экологоориентированное развитие региона, структурно-инвестиционная политика, инновационная деятельность, взаимодействие государства и бизнес-структур.

Реализация социально-экономического эко-логоориентированного развития региона должна определяться в качестве основы организационно-экономических региональных изменений. Переход к экологоориентированному подходу в системе социально-экономического развития рассматривается как стратегический ресурс инновационных изменений формирования и реализации региональной политики.

Данные положения требуют рассмотрения научно-методических вопросов обоснования методологии инновационных экологоориентированных изменений механизма формирования региональной стратегии обновленного содержания.

Практическая значимость указанных положений актуальна и определена в Послании Президен-

та России Федеральному Собранию Российской Федерации [4], в котором в аргументированном порядке обоснованы проблемы формирования современной системы управления в экологоори-ентированной деятельности.

Это касается вопросов методик и механизма, оценки реального состояния загрязнения территорий, формирования обязательств хозяйствующих субъектов по экологическому оздоровлению производства, формирования нормативной базы оценки качества окружающей среды. Перечень указанных вопросов обусловливает объективную необходимость и актуальность научно-методического, научно-практического формирования механизма взаимодействия институтов государства и бизнеса на новой инновационной основе.

Предлагаемая инновационная модель должна включать определение принципов выбора приоритетных направлений экологоориентированной деятельности, разработку методики оценки эффективности реализации экологоориентированного подхода развития региона с позиции изменения экологической напряженности.

Особенностью решения экологических проблем в рамках инновационного подхода является комплексность, т. е. целенаправленное качественное обновление не только технико-технологической основы производства, но и его организационно-экономических принципов. Именно сочетание технико-технологических и организационно-экономических инноваций позволяет получить существенный долговременный эффект.

Переход к инновационной модели достигается за счет построения действенной структурно-инвестиционной политики в качестве наиболее приоритетного направления государственной экономической политики.

Поскольку проблема структурно-инвестиционных преобразований находится в плоскости формирования эффективных форм управления, ее решение должно быть ориентировано на оптимальное соотношение участия в инвестиционном процессе государственных и частных институтов в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития и реализации инвестиционной политики в народно-хозяйственном комплексе в целом и отдельных регионах.

В рамках данного исследования это означает: во-первых, необходимо объединение институциональных преобразований с политикой экологической безопасности, учитывающее специфику экономики страны, и, во-вторых, новое содержание государственного регулирования в области использования инновационных технологий природопользования. Указанное, безусловно, потребует обоснования выбора ключевых направлений формирования и реализации потенциальных возможностей структурируемой экономики, соединение целевых установок государства и бизнеса по ключевым направлениям структурных преобразований.

Структурно-инвестиционная политика в области экологоориентированного развития представляет систему мер государственного воздействия на основе механизма перераспределения инвестиций в соответствии с приоритетами эколого-экономи-ческого развития, обеспечивающими достижение прогрессивных структурных сдвигов в экономике и экологии страны в целом и ее регионов.

Поскольку скорость прохождения инновационных преобразований по стадиям жизненного цикла зависит не только от состояния инновационной инфраструктуры, но и форм финансирования, то структурно-инвестиционная политика в области экологоориентированного развития предполагает развитие венчурных форм инновационного экологического предпринимательства,

Рассматривая комплексное понятие «структурно-инвестиционная политика», следует исходить из необходимости рассмотрения экономической и организационной составляющих. С этих позиций, по мнению автора, структурный подход предусматривает определение звеньев инвестиционного процесса, их взаимодействие в целях реализации системы мер сочетания государственного воздейс-

62 -

твия и хозяйственной самостоятельности субъектов частного бизнеса.

Формирование стратегического ресурса инновационных изменений в региональной политике социально-экономического развития объективно обусловливает необходимость уточнения классификации инноваций.

Инновации устойчивого развития могут быть классифицированы в соответствии с общими подходами на постепенные и радикальные [2].

Постепенные инновации обеспечивают совершенствование сложившихся технологических и организационных принципов производства без изменения качественным образом его парадигмы. Внимание акцентируется на изменениях внутри существующих производственных цепей создания готового продукта. К постепенным инновациям относятся технологии (и соответствующие организационно-управленческие инструменты) экологической эффективности, интегральные технологии (одновременно обеспечивающие технологический и экологический эффект), технологии «чистое производство» и др.

Радикальные инновации основываются на радикальном обновлении технологической и управленческой парадигмы, предполагают качественно новую реструктуризацию существующих продуктовых цепей в целях обеспечения экологической безопасности и высокого уровня ресурсосбережения в рамках экологического жизненного цикла продукции, формирование научно-природно-тех-нологических кластеров конкурентоспособности, добровольных индустриально-технологических программ и партнерств (в частности государства и бизнес-структур) [3].

При данной классификации предлагается дифференцировать совокупность инноваций исходя из результативности их реализации на организационные, технологические и экономические. Такая дифференциация, по мнению автора, предполагает разграничение источников развития структурно-инновационного процесса в области экологоори-ентированного развития на внутренние и внешние.

Конкретизацию источников развития структурно-инновационного процесса необходимо провести следующим образом.

В качестве внутреннего источника развития выступают социально-экономические интересы государства и частных институтов, участвующих в улучшении экологической ситуации и повышении экологической безопасности на общерегиональном (общенациональном) социально-экономическом развитии. Интерес государства заключается в по-

вышении качества жизни населения в результате улучшения экологической ситуации в стране и ее регионах. Интерес частных бизнес-структур выражается в повышении конкурентоспособности бизнеса не только в результате увеличения занимаемой доли рынка, расширении видов деятельности, но и в получении дополнительной прибыли и увеличении рентабельности деятельности в результате повышения социального имиджа организации.

Что касается внешних источников развития, то они объективны в условиях рыночной экономики, поскольку развитые рыночные отношения предполагают формирование механизма конкурентной среды и реализации ее конкурентных преимуществ.

Основным внешним источником развития выступает инновационная среда, которая должна формироваться и развиваться на федеральном и региональном уровнях, в производстве новых экологически и экономически эффективных форм организации производств и развития новых рынков. Реализация внешнего источника бизнес-структурами позволяет улучшить и рыночную привлекательность.

Независимо от источников их реализация предполагает формирование инновационной среды новых качественных характеристик. Для государства формирование инновационной среды означает увеличение производимого валового продукта, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на международном рынке, повышение занятости населения, качественный экономический рост, что позволит сменить сырьевую модель отечественной экономики в пользу инновационной модели развития.

Объединяя систему взаимоувязанных приоритетов, определяя структурные сдвиги инвестиционного процесса, формирование и реализация организационно-экономического механизма структурно-инвестиционных преобразований на первый план выдвигает проблемы экологической безопасности и воспроизводства продукции экологического назначения на новой технологической основе исходя из региональных тенденций и специфики развития.

Достаточные условия и стимулы для масштабного внедрения современных технологий, повышения экологической безопасности для производства высокотехнологичной продукции и реализации инновационных проектов определяются бюджетной политикой как составной части экономической политики, которая ориентирована на проведение всесторонней модернизации экономики, созда-

ние условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

Реализация организационно-экономического механизма структурно-инвестиционных преобразований изменяет финансовый механизм реализации мероприятий экологической направленности.

Следует исходить из того, что экологоориенти-рованный подход должен обеспечивать активный переход от модели финансирования природоохранных мероприятий к модели финансирования экологоориентированной деятельности бизнес-структур.

В условиях экономического кризиса, сопровождающегося свертыванием устаревших производств, преодолением структурных деформаций и приведением структуры производства в соответствие с оптимальными технико-технологическими возможностями на базе существующего научно-технического потенциала, данные положения очевидны.

Селективная поддержка государством приоритетных направлений социо-эколого-экономичес-кого развития содействует освоению новых форм управления экономическим развитием. В стране имеется разработанная концепция социально-экономического развития, в которой определены генеральная цель и стратегия развития основных отраслей народно-хозяйственного комплекса, отражено четкое видение векторов активной модели развития, ее направленность структурно-инновационной политики государства. В этих условиях построение действенной экологической политики становится возможным на основе сочетания интересов государства и бизнеса, что реально может снизить негативные последствия экологической угрозы.

Промышленное развитие должно быть переориентировано с осуществления природоохранных мероприятий после загрязнения окружающей среды в процессе производственной деятельности на выпуск экологически чистого продукта, освоение техники и технологии, снижающих антропогенную нагрузку на окружающую среду по сравнению с существующими.

Большинство развитых стран мира уже достигло значительного прогресса в направлении устойчивого развития путем целенаправленного и систематизированного внедрения экологических инноваций. К экологическим инновациям относят концепцию экологической эффективности, модель «чистое производство», международные стандарты эко-ме-

- 63

неджмента и аудита, новый системный экологический дизайн и специальная маркировка продукции, обеспечивающие высокий уровень экологической безопасности производства и готовой продукции.

Применение подобных современных инструментов в России носит все еще относительно ограниченный характер, часто локализовано в границах отдельных регионов — участников международных проектов, либо сконцентрировано на экспортно ориентированных предприятиях и не оказывает должного влияния на применяемые повсеместно технико-технологические и организационно-управленческие подходы.

Концепция экологической эффективности подразумевает эффективное использование природных ресурсов, сопровождающееся минимизацией нагрузки на окружающую среду, и в настоящее время рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений экологически устойчивого развития. Лежащие в его основе технологические и организационные принципы могут быть отнесены к постепенным экологическим инновациям. Они позволяют переключить внимание с бывших ранее преобладающими очистных технологий «конца трубы» на новое технологическое поколение «начала трубы», ориентированное на возможно более полное и комплексное использование природно-сырьевых ресурсов и минимизацию вследствие этого потенциальных производственных отходов.

Значение такой технологической перестройки, направленной на недопущение загрязнения среды и/или нерациональное расходование первичных ресурсов (которые далее неминуемо превращаются в отходы), подтверждают, в частности, следующие данные: сегодня 80 % товаров выбрасывается после однократного употребления; 99 % исходных материалов превращаются в отходы через 6 недель использования. Исследования показывают, что повышение эффективности использования природных ресурсов позволяет, сократив их расход на «входе» производства в 2 раза, увеличить уровень удовлетво- 300 рения потребностей населения также в 2 раза [1].

Методологические и концептуальные основы социально-экономического эколого-ориентированного развития территории на базе структурных преобразований, соответствующих механизмов их инвестиционного обеспечения, формируют научно-методическую

64 -

платформу государственного регулирования всей совокупности социально-экономических процессов, что и предопределяет актуальность темы исследования, необходимость переосмысления методологии, теории и практики регионального развития.

Реализация концепции социально-экономического экологоориентированного развития территории подразумевает новый подход к организации менеджмента, что позволяет предприятиям региона осуществлять производственные процессы и выпускать продукцию с наименьшим воздействием на окружающую среду и получением дополнительного экономического эффекта.

Концепция социально-экономического эколо-гоориентированного развития региона основана на совокупности следующих принципов:

1) ориентация на потребности населения в экологической безопасности и повышение его качества жизни;

2) оценка степени воздействия производства на экосистемы;

3) ориентация на производство продукции на новой технологической основе;

4) оценка экологического жизненного цикла продукта (от извлечения необходимого для производства продукции природного сырья до безопасной утилизации отслуживших изделий);

5) учет необходимости разработки и продвижения на рынок продукции или услуг с высокими экологическими характеристиками.

Важным вопросом обеспечения социально-экономического экологоориентированного развития является проблема взаимосвязи и обусловленности уровня и динамики инвестиций в основной производственный капитал и динамики инвестиций в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Анализ темпов роста инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды

-Темпы роста инвестиций в основной капитал. %

\

-Темпы роста инвестиций в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды, %

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Диаграмма темпов роста объема инвестиций в основной капитал и инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды по Челябинской области

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2

1,5 1

0,5 0

в Челябинской области, показал, что рост инвестиций является, во-первых, неустойчивым (рис. 1), во-вторых, недостаточным (на уровне 1,5—3,3 % от общего объема инвестиций — рис. 2), в-третьих, в среднем ниже, чем в целом по России (106,8 % по области против 120,5 % по России).

В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды, большую долю составляют собственные средства организаций (84,7 %), средства федерального бюджета — 1,9 %, средства консолидированного бюджета Челябинской области — 11 %. Указанные данные свидетельствуют о недостаточности участия государства путем вложения бюджетных средств в обеспечение экологической безопасности.

Приоритетным фактором для осуществления инновационной экологоориентированной деятельности должен являться процесс создания адекватных экономических условий, т. е. таких условий, которые объективно обеспечивают возникновение и постоянное воспроизводство инновационного спроса.

В порядке обобщения изложенный концептуальный подход к социально-экономическому экологоориентированному развитию региона может быть представлен в виде алгоритма (рис. 3), последовательность этапов в котором может видоизменяться в зависимости от значимости «проблемной зоны» в действующих условиях хозяйс -твования.

Стратегическими направлениями инновационного процесса и процесса управления инвестированием структурных преобразований в эколого-ориентированной экономике являются:

• накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных инвестиций в сферу структурных преобразований экономики;

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 2. Динамика доли инвестиций в основной капитал по Челябинской области, направленных на охрану окружающей среды, % от общего объема инвестиций

гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективной реализации инвестирования, и централизацию, необходимую для применения ключевых технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих участников стратегических альянсов;

процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, расширения инвестиционной деятельности, методов управления;

Социально-экономическое экологоориентированное развитие региона

Методология экологоориентированных изменении

Инновационная модель экологической безопасности региона

Структурно-инвестиционные преобразования Инновационные преобразования

1

Источники структурно-инновационного процесса

Государственная поддержка экологоориентированной деятельности

Внутренние источники бизнеса

Государственно-частное партнерство

Рис. 3. Концепция социально-экономического экологоориентированного развития региона

• инвестиции как средство реализации стратегий развития процесса управления инвестированием структурных преобразований в экономике регионов, отвечающие потребностям прибыльных капиталовложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.

Список литературы

1. Вайцзеккер Эрнст фон. Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная. Новый доклад Римскому клубу / Вайцзеккер Эрнст фон, Ловинс Э. Б., Ловинс Л. Х.; пер. А. П. Заварницына, В. Д. Новикова под ред. Г. А. Месяца. М.: Academia, 2000.

2. Пахомова Н. В., Сергиенко О. И. Инновации экологически устойчивого развития: ситуация

в России в контексте международного опыта // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». 2004. № 1.

3. Пахомова Н. В., Рихтер К Индустриальные инновации и политика устойчивого развития: вызов для российского общества и бизнеса // Глобализация, новая экономика и окружающая среда: проблемы общества и бизнеса на пути к устойчивому развитию. Материалы международной конференции / под ред. И. П. Бойко. СПбГУ: изд. дом СПбГУ, 2005.

4. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.