Библиографический список
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Москва: Советское радио, 1979: 122-123.
2. Зацман И.М. Концептуальный поиск и качество информации. Москва: Наука, 2003.
3. Newman J. Some Observations on the Semantics of "Information". Information Systems Frontiers. 2001; Vol. 3, No. 2: 155 - 167.
4. Шрейдер Ю.А. Информация и знание. Системная концепция информационных процессов. Москва: ВНИИСИ, 1988: 47-52.
5. Мардахаев Л.В. Социальня педагогика. Москва: Гардарики, 2005.
6. Годлевская Е.В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе профессионального обучения. Челябинск: ЧГАА, 2014.
7. Валькман Ю.Р, Книга Ю.Н. Анализ понятия «графический образ». Труды Международного семинара Диалог'2002 «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии». Протвино, 2002: 41-52.
8. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. Availfble at: http://www.altshuller.ru/
9. Мицич Предраг П. Как проводить деловые беседы. Сокращенный перевод с сербо-хорвадского. Москва: Экономика, 1983.
References
1. Al'tshuller G.S. Tvorchestvo kak tochnaya nauka. Moskva: Sovetskoe radio, 1979: 122-123.
2. Zacman I.M. Konceptual'nyjpoiskikachestvo informacii. Moskva: Nauka, 2003.
3. Newman J. Some Observations on the Semantics of "Information". Information Systems Frontiers. 2001; Vol. 3, No. 2: 155 - 167.
4. Shrejder Yu.A. Informaciya i znanie. Sistemnaya koncepciya informacionnyh processov. Moskva: VNIISI, 1988: 47-52.
5. Mardahaev L.V. Social'nya pedagogika. Moskva: Gardariki, 2005.
6. Godlevskaya E.V. Didakticheskij potencial sistemy graficheskih form predstavleniya informacii v processe professional'nogo obucheniya. Chelyabinsk: ChGAA, 2014.
7. Val'kman Yu.R., Kniga Yu.N. Analiz ponyatiya «graficheskij obraz». Trudy Mezhdunarodnogo seminara Dialog'2002 «Komp'yuternaya lingvistika iintellektual'nye tehnologii». Protvino, 2002: 41-52.
8. Novikov A.M. Postindustrial'noe obrazovanie. Moskva: 'Egves, 2008. Availfble at: http://www.altshuller.ru/
9. Micich Predrag P. Kak provodit' delovye besedy. Sokraschennyj perevod s serbo-horvadskogo. Moskva: 'Ekonomika, 1983.
Статья поступила в редакцию 22.01.15
УДК 378
Dovydova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin
(Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Kuznetsov R.M., senior teacher, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia),
E-mail: [email protected]
STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES IN THE TRAINING OF TEACHER PROFESSIONAL LEARNING. In the article the problem of the development of the structural-functional model of individual educational route, based on the structure of pedagogical activity, to ensure a learner-centered approach to learning, the variability of the process, to improve the efficiency of the studied material, and adapt to the conditions of the mandatory standard, is presented. The developed model is implemented in a specific educational process on special subjects. Participants move to the intermediate state characterized by many parameters, levels of assimilation of knowledge and skills that allow you to adjust the contents of the modules of the route. In this respect, the participants' routes are not strictly fixed by possible recombination. Thus, on the basis of systematic parameter diagnostic status of the participants and continuous adjustment of the subject of the trajectories of the intermediate state students were approaching outcomes of education. The article articulated criteria that reflect the specifics of modeling techniques individual educational route as a factor in the training of future teachers of vocational training for professional work. Criteria revealed through a series of signs that refect all structural components. The criteria refect the dynamics of the measured quality in time. The material presented in the paper leads to the conclusion that the training of students on individual educational routes is a means to increase flexibility, dynamism and variability of the educational process.
Key words: model, modeling, module, individual educational route.
М.В. Довыдова, канд. пед. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина,
г. Бийск, E-mail: [email protected]
Р.М. Кузнецов, ст. преп. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина,
г. Бийск, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрывается проблема разработки структурно-функциональной модели индивидуального образовательного маршрута, основанной на структуре педагогической деятельности, позволяющей обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, вариативность процесса, повысить эффективность изучаемого материала, адаптировать участников к условиям прохождения обязательного стандарта. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе по специальным дисциплинам. Участники переходят в промежуточное состояние, характеризующееся множеством параметров уровней усвоения ЗУНов, которые позволяют корректировать содержание модулей маршрута. В этом аспекте участники маршрутов жестко не закреплены возможна их рекомбинация. Таким образом, на основе систематической диагностики параметров состояния участников и непрерывной корректировки предметных траекторий из промежуточного состояния студенты приближаются к планируемым результатам образования. В статье сформулированы критерии, отражающие специфику технологии моделирования индивидуально-образовательного маршрута как фактора подготовки будущего педагога
профессионального обучения к профессиональной деятельности. Критерии раскрыты через ряд признаков, отражающих все структурные компоненты. Критерии отражают динамику измеряемого качества во времени. Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение студентов по индивидуально-образовательным маршрутам позволяет повысить гибкость, динамичность и вариативность образовательного процесса.
Ключевые слова: модель, моделирование, модуль, индивидуальный образовательный маршрут.
Формирование единого европейского образовательного пространства требует изменений в высшем образовании, что предъявляет определенные требования к подготовке выпускников высших учебных заведений. Она должна подчиняться логике единых требований, содействовать профессиональному развитию мастерства будущих специалистов в течение всей жизни. Для достижения поставленных целей в вузах создаются условия выбора путей достижения образовательных результатов и построения на их основе жизненного и профессионального пути.
Студенты вузов могут выстраивать индивидуальные маршруты личностного и профессионального развития. Наличие курсов по выбору в учебном плане позволяет им вырабатывать активную позицию относительно своего будущего, что в дальнейшем будет способствовать развитию их профессионального мастерства.
В педагогической науке широко используется метод моделирования, обоснование которого дано в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф. Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С.И. Архангельского, А.Ф. Зотова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой. Моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основным понятием метода моделирования является модель - материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект исследования. В нашем исследовании под моделью мы будем понимать аналитическое или графическое описание индивидуально-ориентированного образовательного процесса. Состав модели зависит от цели исследования и должен давать возможность проследить какие-либо стороны, характеристики объекта исследования. Содержание модели индивидуально-образовательного маршрута обусловлено социальным заказом общества на фундаментальную подготовку творческой личности будущего специалиста.
Моделирование образовательных маршрутов в технологии «Продуктивного обучения» весьма актуально, но мало изучено [1].
Процесс обучения в технологии имеет как минимум 2 подсистемы: деятельность педагога (прямая причинная связь) и деятельность учащегося (обратная рефлексивная связь). Структурно-функциональная модель индивидуального образовательного маршрута, основанная на структуре педагогической деятельности должна включать в себя следующие компоненты:
мотивационный, основанный на изучении потребностей и мотивации студентов на начальном этапе моделирования при соблюдении субъектной позиции участника и тьюторской роли преподавателя;
когнитивный, включающий уровень креативности участника при разработке индивидуального образовательного маршрута;
деятельностный, учитывающий уровни сформированности компонентов учебной деятельности, главным образом целепола-гания и познавательного интереса;
рефлексивный, предполагающий анализ, оценку деятельности участников маршрута;
контрольно-оценочный компонент (педагогическая диагностика), позволяющий адекватно оценивать учебную деятельность участников маршрута;
технологический, реализующийся при создании образовательной среды при прохождении маршрута.
В качестве комплексной дидактической единицы конструирования нами использовались модули инвариантный, обуславливающий реализацию стандарта, специальный расширенный модуль, обеспечивающий вариативность обучения и адаптационный модуль, выводящий участников с нулевого уровня усвоения ЗУНов по предметам на маршрут базовый, инвариантный.
Сегодня моделирование стало важнейшим методом научного познания, исследования. Метод моделирования используется в любой науке, на всех этапах научного познания; он обладает огромной эвристической силой. Эвристическая сила этого метода определяется тем, что с его помощью удаётся свести изучение сложного к простому; незнакомого к знакомому, то есть сделать любой, какой угодно сложный объект доступный для тщательного и всестороннего изучения [2].
Для разработки конкретной модели формирования маршрута (построения системы методов, форм, средств и приемов), необходимо получить информацию о тех параметрах исходного состояния выпускника общеобразовательных школ, которые нужны для адекватных средств воздействия (уровни сформиро-ванности ЗУНов и компонентов учебной деятельности, особенности внимания, мнемоники, уровни интеллекта) [3].
Модель индивидуальных образовательных маршрутов представлена на рисунке 1.Данная модель позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, вариативность процесса, повысить эффективность изучаемого материала, адаптировать участников к условиям прохождения обязательного стандарта (инвариантной части).
Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе. Это приводит к тому, что участники переходят в промежуточное состояние, характеризующееся множеством параметров уровней усвоения ЗУНов, которые позволяют корректировать содержание модулей маршрута. В этом аспекте участники маршрутов жестко не закреплены возможна их рекомбинация. Таким образом, на основе систематической диагностики параметров состояния участников и непрерывной корректировки предметных траекторий из промежуточного состояния студенты приближаются к планируемым результатам образования. Разработанная модель обеспечивает вариативность учебного материала, подбор рациональных форм и методов его изучения. В связи с этим определим критерии и показатели готовности студентов к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам.
В теории и практике педагогического образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся к тому, что критерии должны отражать, как указано в исследованиях В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой, основные закономерности формирования личности с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы [4].
Принимая это во внимание, мы считаем необходимым сформулировать критерии, отражающие специфику технологии моделирования индивидуально-образовательного маршрута как фактора подготовки будущего педагога профессионального обучения к профессиональной деятельности. Критерии должны быть раскрыты через ряд признаков, отражающих все структурные компоненты. Критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени.
Учитывая также то, что критерии должны отражать закономерности формирования личности и раскрываться через признаки мы выделяем 4 критерия готовности: мотивационный, когнитивный, технологический, рефлексивный. Рассмотрим их более подробно.
Мотивационной критерий. Показателем этого критерия можно считать интерес к принятию, освоению новшеств; стремление студента к изменению своей позиции в образовательном процессе; осознание цели и необходимости моделирования деятельности; развитие личностно-ориентированной задачи.
Когнитивный критерий. Научные психолого-педагогические и технологические знания составляют фундамент, на котором происходит формирование профессиональных умений. Знания - это воспринятая, переработанная в сознании, сохраненная в памяти и воспроизводимая в нужный момент, для решения тех или иных теоретических и практических задач, информация.
Технологический критерий связан с реализацией деятельности, с формированием функциональных систем действий по моделированию индивидуально-образовательного маршрута студента.
Рефлексивный критерий готовности связан с осмыслением, осознанием мотивов, целей деятельности, с обращением к своему внутреннему миру, опыту жизнедеятельности. Рефлексия, наряду с формированием мотивов, является важной в подготовке будущего учителя, так как адекватная целям проектировочной деятельности мотивация и рефлексия обеспечат успешное осуществление этой деятельности и создадут условия для самореализации личности студента. Рефлексивный крите-
Уровни остаточных ЗУНов, когнитивный компонент уч. деятельности
Постановка цели
Уровни притязаний, потребности
Инвариантная часть
Содержание модулей маршрута
Технологический инструментарий вариативности
Коррекция исходной модели
Диагностика сопровождения прохождения маршрута
Критерии тестологиимо-ниторинга
Создание образовательной среды и этапов прохождения маршрутов
Средства, формы и методы обучения
Результаты мониторинга и корректировка маршрута (система реагирования)
Начальное состояние(этап
неявной пропедевтики)
Модульная бифуркация маршрутов для участников
(промежуточное состояние)
Планируемые результаты образования (стандарта и вариативной специализации)
Рис. 1. Структурно-функциональная модель индивидуальных образовательных маршрутов
рий требует признания изначальной субъектности студента, то есть учета принципа приоритета субъект-субъектных отношений в общем объеме отношений профессионально-педагогической подготовки. Он требует рефлексивного типа управления, то есть направленности на развитие в совместной деятельности способности будущего учителя к самоуправлению.
Все критерии (мотивационный, когнитивный, технологический, рефлексивный) в структуре технологии подготовки будущего педагога профессионального обучения к обучению по индивидуально-образовательным маршрутам тесно связаны и взаимообусловлены. Их единство выражается в личностных и профессиональных качествах будущего педагога, которые проявляются в умении разрабатывать проект как творческое решение педагогической проблемы [5].
Переход высшего образования на обучение студентов по индивидуально-образовательным маршрутам определяет необходимость подготовки студентов к этому типу деятельности.
В связи с этим рассмотрим организационно-педагогические условия, которые способствуют достижению студентами с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования, что осуществляется при реализации подготовки студента к прохождению индивидуально-образовательного маршрута.
1. Самоуправление студента и преподавателя в процессе реализации образовательных программ (способствует диалоговой культуре отношений преподавателя и студента, основанные на сотрудничестве, взаимодействии и сотворчестве; самоуправление предусматривает изменение индивидуально-образовательного маршрута студента по его желанию или совету преподавателя).
2. Соответствие содержания программы установленному стандарту и процессу самореализации личности студента (соблюдение единства личностных и предметных целей при учете прав студента на получение качественного образования).
3. Соответствие ресурсного обеспечения цели образовательной программы. Под ресурсным обеспечением, по мнению С.В. Воробьевой, понимается комплексное учебно-программное обеспечение (учебные программы, программы внеаудиторной подготовки и т.п.), информационное обеспечение (учебники, учебные пособия, дополнительная литература), научно-методическое обеспечение (педагогический опыт, методики), организационно-педагогические условия реализации индивидуально-образовательного маршрута (виды аттестации, продолжительность занятий и консультаций).
4. При разработке индивидуально-образовательного маршрута используется модульный подход, обеспечивающий превращение образовательной программы в индивидуальный образовательный маршрут студента посредством разработки модульной конструкции образовательной программы [6].
Временная структура индивидуального образовательного маршрута:
1. Указывается отрезок времени, покрываемый индивидуальным обучением. Он должен, как правило, состоять из целых периодов обучения (семестр, год).
2. Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком обучения, но может и отличаться от него при ускоренном или замедленном темпе развития студента.
3. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек - сроков предоставления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.д.
На основе систематической диагностики параметров состояния участников и непрерывной корректировки предметных тра-
Библиографический список
екторий из промежуточного состояния студенты приближаются к планируемым результатам образования.
В технологический инструментарий вариативности в области включается мотивационный, когнитивный и рефлексивные компоненты структурно-функциональной модели, обеспечивающие субъектную позицию студента при реализации образовательных потребностей. Вариативные модули специализации входят в индивидуальный учебный план студента, который выступает как средство организации познавательной деятельности, формирования умений саморазвития и профессионального самовыражения.
Обучение студентов по индивидуально-образовательным маршрутам позволяет повысить гибкость, динамичность и вариативность образовательного процесса. При этом студент получает возможность увидеть весомость изучаемой дисциплины в контексте своей будущей профессиональной деятельности, а само представление о будущем выступает в качестве фактора, управляющего процессом обучения студента. В ходе такого творческого процесса складывается индивидуальный стиль мышления студента. Поэтому с целью создания условий для проявления индивидуальных склонностей и способностей студента с последующей дифференциацией обучающихся студентов по уровню их учебно-познавательных и учебно-профессиональных возможностей предлагается в нашем исследовании система подготовки будущих педагогов профессионального обучения на основе моделирования и обучения по индивидуально-образовательным маршрутам, что обеспечит вариативность образовательного процесса, повысит эффективность овладения изучаемым материалом и позволит создать условия для самореализации личности студента.
1. Поздняков С. Продуктивное обучение и информационные технологии. Школьные технологии. 2000; 4.
2. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. Итеграция российского и Западноевропейского опыта. Санкт-Петербург, 1997.
3. Балахонов ГГ., Довыдова М.В. Комплементарная модель формирования и управления индивидуальных образовательных маршрутов в технологии «Продуктивного обучения». Материалы региональной научно-практической конференции, 29-30 марта, Нижний Новгород, 2007.
4. Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя. Советская педагогика. 1981; 4.
5. Довыдова М.В. Роль индивидульно-образовательного маршрута в образовательном процессе. Материалы региональной научно-практической конференции 29-30 марта, Нижний Новгород, 2007.
6. Чекалева Н.В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе. Омск, 1993.
References
1. Pozdnyakov S. Produktivnoe obuchenie i informacionnye tehnologii. Shkol'nye tehnologii. 2000; 4.
2. Tryapicyna A.P. Innovacionnye processy v obrazovanii. Itegraciya rossijskogo iZapadnoevropejskogo opyta. Sankt-Peterburg, 1997.
3. Balahonov G.G., Dovydova M.V. Komplementarnaya model' formirovaniya i upravleniya individual'nyh obrazovatel'nyh marshrutov v tehnologii «Produktivnogo obu-cheniya». Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 29-30 marta, Nizhnij Novgorod, 2007.
4. Slastenin V.A. Formirovanie social'no-aktivnoj lichnosti uchitelya. Sovetskaya pedagogika. 1981; 4.
5. Dovydova M.V. Rol' individul'no-obrazovatel'nogo marshruta v obrazovatel'nom processe. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 29-30 marta, Nizhnij Novgorod, 2007.
6. Chekaleva N.V. Pedagogicheskie osnovy uchebnoj deyatel'nosti v vuze. Omsk, 1993.
Статья поступила в редакцию 23.01.15
УДК 37.013.77:322851
Zhuykova T.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Special Education, Hakass State
University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
COMMON PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL. This article deals with the problem of mathematical development of the individual in terms of the general provisions of psychology and pedagogy about the relationship of development and learning. The special attention is given to the point of view of different scholars on the issues of training and personal development by means of mathematics. The article concerns the development of logical operations, mathematical concepts and the application of mathematical knowledge to solve problems and tasks. This direction is also complemented by consideration of development issues (particularly mathematics), it is shown that different studies have attempted various aspects of mathematical training of children. In conclusion, the author sums up the study of the scientific approaches to education and mathematics education of an individual.
Key words: mathematical development, training, mathematical and logical thinking, mathematical problems.
Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и специального образования Хакасского государственного
университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]