TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТКРИЗИСНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА
ЗМИЯК С.С.,
кандидат экономических наук, доцент, докторант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Южно-Российский институт-филиал (г. Ростов-на-Дону),
e-mail: [email protected]
В статье исследуются ключевые аспекты, характеризующие развитие российского рынка труда в кризисный период 2008-2009 гг., а также особенности посткризисного восстановления 2010-2011 гг. Особое внимание уделено анализу осуществления мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Также даются некоторые методологические пояснения по поводу категориальной определенности понятия «рынок труда».
Ключевые слова: рынок труда; государственная политика по снижению напряженности на рынке труда; общественные работы; профессиональное обучение; самозанятость; пособие по безработице; скрытая безработица.
The article examines key aspects that characterize the development of the Russian labor market during the crisis period 2008-2009. As well as post-crisis 2010-2011. Particular attention is paid to the analysis of activities to reduce tensions on the labor market. Also provides some methodo-logical notes on the categorical definition of «labor market».
Keywords: the labor market; government policies to reduce tensions on the labor market; public works; vocational training; self-employment; unemployment; hidden unemployment.
Коды классификатора JEL: J08, J21.
Кризис - это глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности [14, c. 346].
Экономический кризис 2008 г., по оценкам некоторых специалистов, был достаточно неожиданным для многих руководителей среднего и малого бизнеса, так как первая половина 2008 г. была вполне благополучной (хотя экспертов начала тревожить ситуация с ростом инфляции в нашей стране еще во второй половине 2007 г.). В России наблюдался экономический рост, цены на нефть и газ стабилизировались на высоком уровне, импорт товаров закрывал «дыры» внутреннего производства и потребления, рынок труда относительно стабилизировался, уровень безработицы был даже ниже, чем в некоторых странах Евросоюза [2, с. 55].
Здесь нам представляется необходимым сделать некоторые методологические пояснения по поводу категориальной определенности понятия «рынок труда». Наиболее часто рынок труда определяют через систему отношений. В работах С.А. Карташова [8, с. 7] рынок труда — это система социально-экономических отношений между государством, работодателями и трудящимися по поводу всего комплекса трудовых отношений, купли-продажи трудовых услуг, включая подготовку, переподготовку, повышение квалификации и вовлечение людей в процесс производства. М.А. Боровская [13, с. 107], в свою очередь, считает, что рынок труда - это система социально-экономических отношений, возникающих в процессе обмена способности к труду на средства воспроизводства рабочей силы в соответствии с личными и профессионально-квалификационными качествами, присущими каждому человеку.
В своей работе мы склонны согласиться с О.С. Белокрыловой [4, с. 12] в том, что все попытки объяснить экономические отношения «работник - работодатель» через понятия «купля - продажа», «отчуждение и присвоение» в их нормативно-правовом понимании малопродуктивны. Как в западном, так и в отечественном законодательстве прописано, что объектом права собственности является реально существующая вещь - имущество, имеющее индивидуальные признаки [3, с. 49]. Невозможно пользоваться тем, чего индивид непосредственно в распоряжении не имеет, т. е. чужими способностями к труду, так же как ими невозможно и распоряжаться - отчуждать, передавать и т. п. В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» подчеркивается: «Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду» [1]. При этом логически обоснованным представляется, на наш взгляд, определение, сформулированное МОТ: рынок труда - это сфера, где
© С.С. Змияк, 2011
предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы, условий труда [15].
Такой подход выводит на первый план уже не сам обмен (куплю-продажу), а отношения, складывающиеся между работником и работодателем в процессе обмена, отношения найма. Объектом этих отношений выступает трудовая деятельность, которая благодаря реализации условий найма становится законной, возможной и определенной. Основанием трудового договора является, на наш взгляд, не намерение работника передать свою рабочую силу нанимателю и намерение нанимателя заплатить за свою рабочую силу ее цену (заработную плату), а намерение рабочего оказать нанимателю трудовую услугу.
Таким образом, в своей работе мы склонны поддерживать трактовку рынка труда в «широком» смысле. Особенно важно руководствоваться данной трактовкой при разработке государственной политики в сфере занятости (концепции регулирования рынка труда) на федеральном и региональном уровнях. Широкое определение рынка труда предусматривает политику поддержания и расширения всей системы рабочих мест (занятых и вакантных), расширение занятости и таким путем решение проблемы безработицы. Такая политика требует значительно больших затрат, большей ответственности органов государственной власти.
Далее необходимо особо отметить, что мировой финансово-экономический кризис, последствия которого стали ощущаться в России уже в конце 2008 г., заставил более пристально взглянуть на необходимость скорейшей трансформации мер государственной политики на рынке труда. На повестку дня встала новая совместная задача государства, бизнеса, гражданского общества и его институтов - минимизировать негативное влияние мирового кризиса на социальное положение населения.
Ситуация в экономике, начиная с октября 2008 г., заметно ухудшилась. Снизился объем валового внутреннего продукта, уменьшились объемы промышленного производства, строительной деятельности, грузооборота транспорта, розничного товарооборота. Все это существенно повлияло на ситуацию на рынке труда, что выразилось в следующих тенденциях:
❖ уровень общей и регистрируемой безработицы заметно увеличился. Темпы роста регистрируемой безработицы ускорились с декабря 2008 г. и в годовом выражении приблизились к темпам роста общей безработицы. По сравнению с апрелем 2008 г. численность зарегистрированных безработных за 1 квартал 2009 г. выросла на 642 тыс. человек (до 2,18 млн чел.), общая безработица за тот же период выросла на 3,2 млн чел. (до 7,7 млн чел.) [16];
❖ использование режимов сокращенного рабочего времени сохранялось на высоком уровне вплоть до конца 2010 г. после резкого скачка в конце 2008 - начале 2009 гг. Значительное число работников были вынуждены отправиться в отпуск без сохранения заработной платы. Наиболее острая ситуация сложилась в обрабатывающих производствах, где различные формы неполной занятости затрагивают до четверти всех работников.
Вследствие кризиса в большей степени пострадали экономически развитые регионы, поскольку его основной удар пришелся на промышленность, строительство, финансы и торговлю. Менее развитые регионы с высокой долей занятых в сельском хозяйстве и бюджетном секторе оказались затронуты в меньшей степени.
Как первая реакция на ухудшение социально-экономической обстановки, Министерством здравоохранения и социального развития России с октября 2008 г. был организован еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени. Применение данного инструментария было названо первым этапом превентивных мер по активизации государственной политики на рынке труда в условиях обострения влияния последствий кризиса.
В качестве второго этапа реализации превентивных мер Правительством Российской Федерации в начале 2009 г. была принята Программа антикризисных мер [12], в соответствии с которой задача органов власти совместно с бизнесом в этот критический период заключалась в том, чтобы обеспечить полноценное соблюдение трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, а также прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени, с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.
С 1 января 2009 г. все центры занятости населения в нашей стране начали работу с гражданами в рамках программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, по четырем основным направлениям (в дополнение к реализации мероприятий, запланированных ранее в соответствии с Концепцией действий на рынке труда на 2008-2010 гг.):
❖ общественные работы, на которые теперь привлекались не только безработные, но граждане, находящиеся в неоплачиваемых отпусках;
❖ профессиональное обучение или повышение квалификации, которое тоже касалось не только безработных (при этом произошло увеличение финансирования переподготовки кадров - раньше программы ограничивались сроком до трех месяцев и стоимостью до 5000 руб. на человека, теперь программы могли длиться до полугода и стоить 10 000 руб.);
❖ содействие самозанятости, с выделением средств на первоначальный капитал в размере годового пособия по безработице;
❖ помощь в переезде в другую местность.
В целях повышения уровня возмещения утраченного заработка при потере работы и поддержания уровня жизни безработных граждан, позволяющего сосредоточиться на активном поиске работы, была увеличена в 1,5 раза максимальная величина пособия по безработице, что практически соответствовало среднегодовой величине прожи-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
точного минимума для трудоспособного населения Российской Федерации в 2008 г. - максимальный размер пособия увеличен с 1 января 2009 г. до 4900 руб. (в 2008 г. - 3124 руб.).
Конечно, в условиях кризиса значение пассивной политики государства на рынке труда приобретает особое значение. Это связано с тем, что без работы остается большое количество трудоспособного населения, устроится сразу на работу не представляется возможным, именно в этот момент поддержка службы занятости становится важным элементом социальной защиты. В то же время отметим, что повышение максимального размера пособий по безработице и уравнивание в правах безработных, уволенных по собственному желанию и по сокращению штатов, привело к заметному увеличению коэффициента возмещения (соотношения между пособием по безработице и заработной платой безработных на последнем месте работы), резко усилив привлекательность регистрации в службе занятости многих низко- и даже среднеоплачиваемых работников.
Кроме этого, с 1 января 2009 г. величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), которая в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, была увеличена почти в 2 раза, с 2300 руб. до 4330 руб. (с 1 июня 2011 г. величина МРОТ еще незначительно повышена, до 4611 руб.).
Согласимся с мнением Р. Капелюшникова, который считает, что действия государства на рынке труда в 2009 г. свидетельствовали, что оно было готово вступать с предприятиями в торг (конечно, в первую очередь с самыми крупными), «платя» им за сохранение рабочих мест путем, в частности, организации на их базе общественных работ, финансируемых из федерального бюджета, краткосрочного повышения квалификации. Отсюда следует, что кризис лишь в очень слабой степени способствовал реструктуризации занятости, если понимать под ней переток рабочей силы из неэффективных секторов экономики в эффективные. Как следствие, искаженная структура занятости, сложившаяся в предшествующий период, может быть надолго законсервирована и исправление сложившихся диспропорций отложено на неопределенное время [7].
По официальным данным, к концу 2009 г. удалось сохранить относительно стабильной ситуацию в социальной сфере - в результате проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряженности, под контролем находился уровень безработицы - на конец ноября 2009 г. уровень общей безработицы составил 8,1% экономически активного населения, против 9,1% по итогам первого квартала (численность общей безработицы в феврале 2009 г. достигла своего максимума - 7,1 млн чел.; к концу же 2009 г. ее удалось уменьшить почти на 1 млн чел.) [16].
По всей видимости, самый существенный результат, которого удалось добиться властям, - это избежать широкомасштабных социальных конфликтов. В этом смысле решение о приоритетности вопросов развития человеческого потенциала, о выполнении в полном объеме социальных обязательств государства перед населением (несмотря на сокращение финансовых возможностей государства) оказалось ключевым в антикризисной программе 2009 г.
Комплекс экономических и социальных мероприятий по поддержке отечественного производства позволил сократить численность работающих неполное рабочее время почти в 3 раза - с 1 млн человек в феврале 2009 г. до 350 тыс. человек в декабре 2009 г. Задолженность по заработной плате снизилась в 2 раза - с 8 млрд руб. (в среднем за февраль-июнь 2009 г.) до 4 млрд руб. в январе 2010 г. [16]. Социальное значение этих показателей чрезвычайно высокое. Прежде всего, из-за того, что для подавляющего числа российских семей заработная плата является основным источником денежных доходов. В 2009 г. доходы от оплаты труда составили 69,4% денежных доходов населения.
В самом конце 2009 г. Правительством были разработаны так называемые «Основные направления антикризисных действий на 2010 год» [11]. Субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставлялись на софинансирование региональных программ по мероприятиям, по которым в 2009 году накоплен положительный опыт реализации.
В первой половине 2010 г. был зарегистрирован пик численности безработных, когда в качестве таковых зарегистрировались 2 млн 290 тыс. чел. С тех пор эта цифра снижается. К октябрю 2010 г. показатели зарегистрированной и общей безработицы соответственно «плавали» ориентировочно в пределах 2,0 - 2,1% и 6,6 - 7,0% [16]. Кстати, эти две группы показателей абсолютно самостоятельны и изолированы, то есть изменения одних не свидетельствуют об адекватной динамике других. Например, сокращение официально регистрируемой безработицы совершенно не означает автоматического устойчивого снижения общего (полного) ее уровня, и наоборот.
На фоне относительной стабильности вышеотмеченных показателей общей и регистрируемой безработицы, изменения так называемой скрытой безработицы иначе как лавинообразными и стремительно растущими не назовешь
- по оценкам некоторых экспертов, объем скрытой безработицы превышал параметры ее регистрируемой составляющей и находился на уровне не ниже общего (полного) уровня (6 - 7 млн чел.) [5, 4]. Речь идет о сокращении рабочего дня и рабочей недели, об отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, использовании высококвалифицированных работников на вспомогательных (в т. ч. общественных) работах и т.д.
Анализ осуществления мероприятий по снижению напряженности на рынке труда за 2009 - 2010 гг. позволил выделить наиболее важные принципы их формирования и исполнения.
Во-первых, оперативность в реакции на изменение ситуации на рынке труда. Она выразилась в разработке и реализации системы антикризисных мер, включающих как мероприятия, «финансируемые из федерального бюджета, так и реализуемые за счет других источников. Правда, нужно особо отметить, что федеральный центр с 2009 г. брал на себя основные финансовые затраты, вклад регионов составлял сумму в пределах 5%.
Во-вторых, адаптивность к изменчивой внешней среде. Реализация мероприятий программ снижения напряженности в 2009 г. показала, что принятых в начале года мер недостаточно для борьбы с усиливающимися негатив-
ными тенденциями кризиса. Тут же были изысканы дополнительные средства, которые оперативно были направлены в регионы, которые, в свою очередь, увеличили численность участников различных мероприятий.
В-третьих, комплексность дополнительных мер. Она выражается, с одной стороны, в поддержке граждан, увольняемых или находящихся под риском увольнения, с другой - в повышении качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, а также - в стимулировании активного поиска работы гражданами и поддержке развития самозанятости безработных граждан.
В-четвертых, преемственность основных направлений снижения напряженности в условиях кризиса. В программах 2009 и 2010 гг. основные акценты были сделаны на трех определяющих направлениях, а именно: 1) проведение опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения; 2) привлечение к общественным работам и 3) содействие самозанятости безработных граждан. Это позволило не распылять средства и усилия работников службы занятости, целенаправленно воздействовать на точки «снижения напряженности» на рынке труда.
В целом по итогам 2010 г. уровень регистрируемой безработицы снизился до 2,1% - 1,62 млн чел. (в январе 2010 г. он составлял 2,9%- 2,2 млн чел.). Уровень общей безработицы также существенно снизился - с 9,2% (6,8 млн чел.) до 7,2% (5,4 млн чел.) [16].
При обсуждении концепции бюджета на 2011-й и последующие годы, несмотря на то, что большинство временных антикризисных мер было решено свернуть, Правительство РФ приняло решение сохранить региональные программы поддержки занятости. Решено было сохранить их, может быть, в меньшем объеме, но именно с упором на поддержку малого и среднего бизнеса, а также на повышение квалификации работников и создание условий для получения востребованной на рынке труда профессии. Улучшение экономической обстановки повлекло за собой и изменения с объемом финансирования антикризисной программы в 2011 г. (эта цифра сократится до 27,8 млрд руб.). Всего же в 2011 г. из консолидированного бюджета страны на социальную поддержку безработных и программы занятости будет направлено 105 млрд руб. При этом под действие региональных программ подпадет около 900 тыс. чел. [16]. Здесь отметим ежегодное снижение объемов программ (в 2009 г. было задействовано 2,8 млн чел., а в 2010 г. - 1,5 млн чел.).
Большинство из реализованных в рамках антикризисных мер направлений активной политики занятости потребовали значительного увеличения финансирования в основном из средств федерального бюджета. Это говорит, в первую очередь, о низкой социальной ответственности бизнеса, представители которого зачастую стремятся переложить все обязательства по материальной поддержке своих работников на государство. Поэтому решение задачи по постепенному ослаблению нагрузки на бюджетную систему в данной сфере видится, на наш взгляд, в скорейшем налаживании конструктивного диалога власти и бизнеса на всех уровнях, в том числе на местном, с целью выработки взаимовыгодной стратегии по снижению напряженности на российском рынке труда. Здесь мы склонны согласиться с сотрудником Института макроэкономических исследований С. Кузнецовым [9, с. 58], который считает, что большинство предпринятых за эти кризисные годы мер было направлено не на лечение болезни, а на устранение ее симптомов. Так, в частности, адаптация отечественного рынка труда к кризису происходила в традиционной для России форме
- расширения теневого сектора занятости, то есть по сути антирыночным способом. Фактически болезнь загонялась внутрь. Учитывая, что результатом выхода из кризиса должно быть оздоровление ситуации, а не ее сохранение в прежнем виде, с точки зрения перспективы, предпринятые меры имеют своим следствием больше минусов, чем плюсов.
В этой связи больше всего волнует тенденция неуменьшения масштабов теневой занятости и формирование значительного сегмента рынка труда, трудовые отношения в котором выходят за рамки правового поля. Они более всего настораживают потому, что блокируют формирование цивилизованного рынка труда, не отвечают фундаментальным принципам социально-ориентированной рыночной экономики и не создают необходимой мотивации работника к высокопроизводительному труду, ограничивают возможности бюджета (налоговые поступления) и, следовательно, тормозят модернизационные процессы в России.
Также с уверенностью можно утверждать, что в кризисной ситуации стали особенно ощутимы барьеры, которые препятствовали перераспределению рабочей силы между трудоизбыточными и трудодефицитными сегментами российского рынка труда: территориальные, институциональные, информационные [10, с. 145]. Эти барьеры остались, а власти начали ломать их беспрецедентными мерами: увеличивать расходы на информирование населения о возможностях трудоустройства, оказывать адресную помощь на переезд и аренду жилья тем, кто ради постоянной или временной работы готов сменить место жительства и т.д. Результативность данных мер, на наш взгляд, низка.
Во многом развитие рынка труда в среднесрочной перспективе определяется тем, какими темпами будут осуществляться модернизационные процессы в экономике. Из всего спектра факторов, от динамики которых будет зависеть состояние рынка труда, нам бы хотелось особо выделить следующие: динамика рынка труда будет определяться тем, как будет развиваться демографическая ситуация в стране, как будут решаться вопросы регионального развития, внутренней и внешней миграции и ряд других - это все факторы долгосрочного влияния на рынок труда. Один из важнейших параметров рынка труда - спрос на рабочую силу - определяется состоянием системы рабочих мест, их качеством. На протяжении длительного времени коэффициент обновления основных фондов, а значит, и ввод новых качественных рабочих мест, остается крайне низким. Таким образом, мы приходим к проблеме дефицита эффективных рабочих мест, решение которой предполагает более длительный период времени, чем 2-3 года. Мягко говоря, не в полной мере обеспечена координация качества и профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда.
В завершение данного раздела хотелось бы привести высказывание Президента Российской Федерации, сделанное им на одном из совещаний, посвященных проблемам занятости населения, в первой половине 2011 г. [6, 9]: «Никакие наши
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
успехи по выходу из кризиса не будут впечатляющими для наших граждан при отсутствии двух моментов: при отсутствии стабильности, заключающейся в том, чтобы люди имели работу, нормальную заработную плату и перспективы сохранить эту работу, создать для себя собственное дело или найти новую работу. Именно по этим показателям и будут судить об успехе нынешнего экономического курса. Не по каким-то абстрактным моделям, не даже по разговорам о модернизации, инновациях, а именно по этим двум составляющим».
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (последняя редакция) // Система «Консультант-Плюс».
2. Аганбегян А.Г. Кризис: беда или шанс для России. М.: АСТ: Астрель, 2009. С. 55.
3. АндреевВ.К., СтепанюкЛ.Н., Остроухова В.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Юрист, 2000. С. 49.
4. Белокрылова О.С., Залозная И.Н., Янжинова Н.А. Модернизация государственной политики на рынке труда депрессивных регионов в посткризисной экономике. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005. С. 12.
5. Волгин Н.А. Безработица: нужен полный учет ее «оттенков» // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 5. С. 4.
6. Занятость россиян — государственный приоритет // Служба занятости. 2011. № 4. С. 9.
7. Капелюшников Р.И. Кризис проверяет российскую модель труда на прочность // Электронная версия бюллетеня Население и общество № 397-398. 9- 22 ноября 2009. http://demoscope.ru/weekly/.
8. Карташов С.А., ОдеговЮ.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления. М.: Финстатинформ, 1998. С. 7.
9. Квалифицированные кадры — развитая страна // Служба занятости. 2011. № 1. С. 58.
10. Локтюхина Н.В. Политика на рынке труда в условиях экономического кризиса: проблемы и перспективы // В сборнике материалов «Социальные последствия мирового финансового кризиса». М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 145.
11. «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год». Одобрено на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 30 декабря 2009 г. № 42) // Официальный сайт Председателя Правительства РФ http://premier.gov.rU/anticrisis/3.html.
12. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Российская газета № 4872 от 20 марта 2009.
13. Социально-экономический механизм интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда: региональный аспект / Под ред. М.А. Боровской. Таганрог: ТРТУ, 2005. С. 107.
14. Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкин. М.: Экономика, 1999. С. 346.
15. http://www.ilo.org // Официальный сайт Международной организации труда.
16. http://www.minzdravsoc.ru/ // Официальный сайт Минздравсоцразвития России.