САНКОВА Лариса Викторовна
Заведующая кафедрой экономической теории и экономики труда,
доктор экономических наук, профессор
Саратовский государственный технический университет
510054, РФ, г. Саратов, ул. Политехническая, 77 Контактный телефон: (845) 299-85-35 е-таИ: [email protected]
Современные проблемы
рынка труда и занятости
в Саратовской области:
взгляд с позиций достойного труда
Аннотация. Основой инновационной занятости выступает достойный труд, адекватный потребностям современной экономики и современного работника, позволяющий наиболее полно реализовать его инновационный потенциал. Докладчик рассматривает современную ситуацию, складывающуюся на рынке труда и в сфере занятости Саратовской области, с позиций обеспечения условий достойного труда и продвижения к инновационному типу занятости.
Современный мировой экономический кризис не снимает общего тренда развития социально-трудовых отношений в целом и занятости в направлении инновационного типа, хотя и замедляет темпы движения к нему, порождает новые вызовы для достойного труда. Инновационной экономике с высокой информационной и интеллектуальной «емкостью» имманентна инновационная занятость. Она связана с реализацией интеллектуального и творческого потенциала населения в сфере труда.
Основой инновационной занятости выступает достойный труд, адекватный потребностям современной экономики и современного работника, позволяющий наиболее полно реализовать его инновационный потенциал. В основу концепции достойного труда заложен ряд основных стратегических целей.
Среди них:
• претворение в жизнь основополагающих прав в сфере труда;
• расширение возможностей занятости и получения дохода;
• совершенствование систем социальной защиты и укрепление социального диалога.
Эффективная адаптация работников к меняющейся производственной среде, необходимость инновационной активности, рост производительности труда невозможны без обеспечения:
• во-первых, защиты работника от социальных и профессиональных рисков;
• во-вторых, достойного вознаграждения за сложный, высокопроизводительный и творческий труд;
• в-третьих, создания возможностей для эффективной занятости и повышения профессионализма;
• в-четвертых, гендерного равенства на рынке труда;
• в-пятых, равноправного участия в социальном диалоге.
К сожалению, современный экономический кризис сопровождается сокращением возможностей достойного труда, кризисом занятости. Сегодня для всех стран наиболее актуально преодоление кризиса занятости, который привел к росту числа безработных в мире более чем на 210 млн чел. Подавляющая часть (80%) из них не имеют доступа к социальной защите. И еще примерно 40% мировой рабочей силы все еще не зарабатывают столько, чтобы они и их семьи преодолели черту бедности. По данным МОТ, доля работников с нестабильной занятостью в мире может составлять 50% общей численности мировой рабочей силы. Все более актуальной становится проблема роста безработицы среди молодежи.
Upravlenets № 11-12 (15-16) 2010
DESERVING LABOUR - A STABLE COMMUNITY BASIS
В качестве важной меры, ориентированной на преодоление кризиса занятости и продвижение концепции достойного труда в России, можно отметить принятую Программу сотрудничества между РФ и МОТ на период 2010-2012 гг. В данной программе приоритетами взаимодействия сторон обозначены занятость, трудовая миграция, охрана труда и социальный диалог.
Современный экономический кризис 2008-2009 гг. в России отличается от кризиса 1998 г. более высоким уровнем социальных рисков. В этих условиях обостряется проблема функционирования рынка труда. Сегодня подстройка рынка труда происходит как за счет гибкости заработной платы, так и за счет сокращения занятости.
До 2009 г. рынок труда Саратовской области находился под влиянием позитивной динамики основных социальноэкономических показателей. В 2009 г. ситуацию на рынке труда области удалось стабилизировать и не допустить роста безработицы благодаря реализации областных целевых программ, антикризисных мер Правительства области. В результате по итогам 2009 г. число уволенных в области оказалось ниже ожидаемого. Так, общая численность работников, уволенных с предприятий области в 2009 г. по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата, составила 19,5 тыс. чел. (69,5% от запланированных к высвобождению). В этом огромная заслуга не только профсоюзов, но и проводимой политики содействия занятости. Так, в целях снижения напряженности на рынке труда в области реализуются две областные целевые программы: «Содействие занятости населения и развитие ка-
дрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 гг. и «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 г.».
За время реализации антикризисных мероприятий уровень общей безработицы в области снизился в 2 раза (3-е место в Приволжском федеральном округе, 14-е место в РФ),
уровень регистрируемой безработицы - в 1,2 раза. Каждый третий работник, предполагаемый к высвобождению, сохранил свое рабочее место, объемы неполной занятости снизились в
1,6 раза. Это, несомненно, позитивные тенденции в преодолении кризиса занятости. Средняя продолжительность безработицы составила 5,1 мес. (на 1 января 2010 г.). Однако в связи с увеличением притока молодежи на регистрируемый рынок труда ее доля среди безработных возросла с 22,7 до 25,1% в 2009 г.
С целью снижения давления на региональный рынок труда и защиты местных работников в регионе был снижен размер утвержденной квоты на иностранных работников на 2009 г. с 12077 до 4214 чел. При этом снижение объемов привлечения иностранных работников произошло в следующих сферах: строительство - на 62,7%; сельское хозяйство - на 17,2%; обрабатывающие производства
- на 10,1%; торговля и ремонтные услуги - на 7,2%.
В сентябре 2010 г. численность экономически активного населения области составила 55,9% общей численности населения (в РФ - 54%). Из них 5,6% - безработные (в России
- 6,6%). Саратовская область в 2010 г. (3-й квартал) занимает 3-е место по показателю уровня безработицы в Приволжском федеральном округе (5,6%), уступая Самарской области (4,4%) и Мордовии (5,1%). Показатель безработицы в Саратовской области - один из лучших в Приволжском федеральном округе (см. рисунок).
На 18 ноября 2010 г. уровень зарегистрированной безработицы в Саратовской области составил 1,4% (в РФ - 2,0%). Каждый третий безработный гражданин проживает в Саратове. С начала 2010 г. признаны безработными
41748 чел., из них высвобождены в связи с ликвидацией организации, по сокращению численности или штата работников 15%, уволены по собственному желанию - 40%. Из числа безработных, уволенных с предприятий, 16,5% составляют ранее работавшие в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, 16,2% - в торговле и бытовом обслуживании, 15,7% - в обрабатывающих производствах.
Обратимся к некоторым результатам реализации областных целевых программ и антикризисных мер Правительства области на рынке труда в 2010 г. Основными направлениями реализации программ являются следующие.
1 Организация профессионального обучения безработных. За 10 месяцев текущего года на профессиональное обучение направлено 8917 безработных. 62% безработных граждан прошли обучение по ра-
бочим специальностям, которые востребованы на рынке труда. Каждый пятый прошел обучение по профессиям сферы предпринимательства. На опережающее профессиональное обучение направлены 3130 чел.
2 Развитие предпринимательства и самозанятости среди безработных. За 2 года реализации программ самозанятости планируется создать более 10 тыс. рабочих мест. На сегодняшний день в рамках программы создано 5635 рабочих мест. Финансовую помощь в рамках данной программы получили 72 инвалида и 37 выпускников учебных заведений.
3 Создание сельскохозяйственных кооперативов из числа безработных. На сегодняшний день Саратовская область находится на 2-м месте по ПФО по числу созданных кооперативов из числа безработных граждан. В текущем году созда-
но 86 кооперативов с участием
70
!?0-
50
40
30
20
10
0
63,8 66,6 66,4
(а
«ь.
р
6,8
И
5,1
1_1_
65,9 63,6 64,3 63,7 63,6 64,3-61,3
66 66,1
5,8
У
8,6
11
*6
7,6
11
7,7
11
7,7
И
5,5
и
4,4
и.
608 безработных граждан в 31 районе области.
4 Общественные работы. За 9 месяцев 2010 г. на общественные работы трудоустроено 35074 чел., из них 82,1% - работники, находящиеся под угрозой увольнения. Наибольшее число участников общественных работ за 9 месяцев 2010 г. работали в обрабатывающей промышленности, жилищнокоммунальном хозяйстве, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте, что в целом отражает общероссийские тенденции в данной сфере.
5 Мобильный центр занятости. В целях обеспечения доступности предоставления государственных услуг в первом полугодии 2010 г. активно использовался мобильный центр занятости населения. Всего в первом полугодии 2010 г. проведено 27 выездных мероприятий, в которых приняли участие более 1,7 тыс. чел.
6 Организация стажировок. Организована стажировка 1055 выпускников учебных заведений. При этом на должности специалистов и служащих трудоустроено 209 чел. (67,2%); по рабочим профессиям - 102 выпускника
(32,8%)2 и др.
Несмотря на ряд позитивных показателей функционирования ,7 рынка труда, в регионе суще-
I ствует и ряд сложных проблем.
ГС ГС
та ^ * ^ го
и
^ ш ^ о
Ю ^
с о
та I ^ та
I 15
ю ^
и .го <и I—
гс та та ^ * ^
Ью пт с
>• и гг
> ^
^ та * о С
гс .а 52 & и та т ^ о ю О. о
гс £
* £ и та
О. о о |_
<и
к ¡0
£ и та
I
<и
О
ГС .а
52 £ и та
I ^
<и ю съ о
I
<и
с
ГС £
* I
и та о. ^ та ю 2 о та
и
гс £
8 £ и та
т ^
о ю
н о
та
та
и
гс £
и та т ^
О.
I
гс .а
>
II
■ ■Уровень занятости I I Уровень безработицы
Уровень занятости и безработицы в РФ и ПФО (2010 г., сентябрь), %
Высокая дифференциация показателей занятости и *§ безработицы внутри региона. Так, в 17 районах области уровень безработицы превышает среднеобластной показатель. В 120 сельских населенных пунктах практически нет ни одного работодателя. Имеют риск быть
1 Построено по данным ФСГС (информационный ресурс: http://www.gks.ru/).
2 По данным «Мониторинг областного рынка труда на 21 октября 2010 г.» (http://www.saratov.gov.ru/news/).
Upravlenets № 11-12 (15-16) 2010
DESERVING LABOUR - A STABLE COMMUNITY BASIS
нетрудоустроенными 2,7 тыс. выпускников учебных заведений. Проблемой остается дефицит постоянных рабочих мест.
2 Помимо открытой безработицы в условиях кризиса широкое распространение получила «псевдозанятость» в виде неполной занятости (административные отпуска и неполная рабочая неделя), а также в форме занятости на общественных и временных работах. При этом более 42% всех занятых на общественных и временных работах сконцентрированы в Приволжском федеральном округе.
В режиме неполной занятости в Саратовской области работает 12,4 тыс. чел. В простое по инициативе администрации находится 0,7 тыс. чел., в режиме неполного рабочего дня работает
6,7 тыс. чел. Неполную рабочую неделю работает 4,9 тыс. чел. По-прежнему значимой является проблема высвобождения работников. В ноябре 2010 г. -феврале 2011 г. с 251 предприятия планируется высвобождение 4,6 тыс. чел., из которых 3,1 тыс. чел. обратится в службу занятости1.
3 Дисбаланс спроса и предложения на региональном рынке труда в профессиональноквалификационном разрезе, что тормозит прогрессивное устойчивое развитие рынка труда.
4 Низкая среднемесячная
заработная плата занятых работников. Так, в июле 2010 г. она составила - 14577,9 р. (по России - 20318 р.). Ее покупательная способность - 2,73 прожиточного минимума трудоспособного населения. В ряде отраслей социальной сферы, сельском хозяйстве среднемесячная заработная плата была
ниже указанного показателя. Несмотря на рост индекса реальной заработной платы в первой половине 2010 г., проблема размера оплаты труда работников в регионе остается актуальной.
5 Недостаточно высокие темпы реструктуризации занятости в инновационном направлении, наличие инерционных тенденций (в частности, доля занятых в сельском хозяйстве в регионе выше среднероссийских показателей, а доля занятых в отраслях обрабатывающей промышленности
- ниже) и др.
Подводя итог, можно констатировать, что в регионе проводится большая работа по снижению напряженности на рынке труда, по сокращению социальных рисков. Однако по-прежнему актуальными остаются следующие вопросы:
• во-первых, достижение эффективной занятости;
• во-вторых, генерирование эффективных рабочих мест (которых, по данным экспертов, не более 30% в России);
• в-третьих, создание безопасных условий труда;
• в-четвертых, обеспечение достойной оплаты труда;
• в-пятых, развитие гибких форм и видов занятости, ориентированных на прогрессивные тенденции развития экономики, и др.
Хотелось бы обратить внимание на соотношение мер, направленных на преодоление кризисной ситуации на рынке труда, и мер, ориентированных на стимулирование нового типа занятости. В России и в регионах доминирует первая группа мер, что, несомненно, правомерно в современных условиях. Что же остается в тени, и что ждет нас после преодоления кризиса? Процессы, происходящие сегодня в сфере занятости в России в целом и в отдельных регионах, таят в себе угрозы для дальней-
1 По данным «Мониторинг областного рынка труда на 8 ноября 2010 г.» (Информационныйресурс http://community.rosrabota. ш/роБ/6273/)
шего посткризисного развития инновационной экономики. Среди них:
• глубокая технологическая отсталость многих отечественных отраслей производства;
• доминирование устаревших индустриальных технологий;
• износ основных фондов;
• высокие профессиональные риски, асимметричная про-фессионально-квалификацион-ная структура занятости;
• массовые сокращения белых воротничков в сфере интеллектуальных услуг и на крупных предприятиях - кадрового ядра инновационной экономики; сокращение синих воротничков;
• сложности с трудоустройством молодежи, окончившей вузы;
• рост задержек заработной платы;
• высокий уровень износа основных фондов;
• недоинвестирование компаний в персонал и др.
По мере выхода из кризиса, генерирования новых рабочих мест актуальным становится обеспечение условий достойного труда. Однако необходимо в посткризисных условиях постепенно переносить акцент на стимулирование инновационной занятости, без которой невозможно движение российской экономики в инновационном направлении, создание условий для развития человеческого потенциала.
Следует признать, что основными ограничителями формирования нового типа занятости в России в целом и в ее регионах выступают техникотехнологические и экономические факторы:
• устаревшая производственная база, соответственно низкое «качество» большого количества рабочих мест в экономике;
• низкий уровень оплаты труда и высокая его необоснованная дифференциация;
• низкое качество занятости;
• наличие определенных количественных и качественных ограничений на развитие инновационного типа занятости со стороны предложения труда;
• низкая инновационная активность;
• диспропорции между спросом и предложением труда в отраслевом, профессиональном и региональных разрезах;
• недостаточность инвестиций в новые экономические рабочие места;
• высокие риски на рынке труда (в том числе профессиональные);
• высокая гендерная асимметрия и др.
Вместе с тем наиболее неоднозначны в России социокультурные ограничения занятости нового типа (готовность и способность населения к возможным изменениям сферы профессиональной деятельности, сферы и формы занятости, накоплению человеческого капитала, к высокоинтенсивному, креативному труду и др.).
Учитывая важность достойного труда не только с позиций развития инновационной занятости, но и с позиций прежде всего человеческого развития, на наш взгляд, целесообразно ввести показатель «достойная занятость» в перечень показателей достижения целей развития тысячелетия ООН (ЦРТ ООН).