Научная статья на тему 'Структурная трансформация инвестиционной политики в контексте технологической модернизации экономики'

Структурная трансформация инвестиционной политики в контексте технологической модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / INVESTMENTS / GROSS INTERNAL PRODUCT / SOURCES OF INVESTMENTS / INNOVATIVE POTENTIAL / TECHNOLOGICAL POTENTIAL / MODERNIZATION / ECONOMY / іНВЕСТИЦії / ВАЛОВИЙ ВНУТРіШНіЙ ПРОДУКТ / ДЖЕРЕЛА іНВЕСТИЦіЙ / іННОВАЦіЙНИЙ ПОТЕНЦіАЛ / ТЕХНОЛОГіЧНИЙ ПОТЕНЦіАЛ / МОДЕРНіЗАЦіЯ / ЕКОНОМіКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетеринец Т. А., Чиж Д. А.

Статья посвящена анализу макроэкономических показателей, в целях определения инвестиционных возможностей технологической модернизации экономики Республики Беларусь. Цель: Анализ структурных преобразований инвестиционной политики Республики Беларусь с позиции проведения технологической модернизации экономики. Методы аналитический, сравнения, табличный, графический. Результаты работы: Проведен анализ трансформации инвестиционной политики в контексте технологической модернизации экономики, выявлены существенные диспропорции в области накопления и использования воспроизводственных инвестиций, их технологической структуре. Изучены состав и структура источников инвестиций в основной капитал с позиции формирования технологического задела. Дана оценка эффективности использования инновационного потенциала как основного фактора технологического развития экономики. Выводы: Выявлены основные направления совершенствования инвестиционной политики государства с целью повышения технологического потенциала Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурная трансформация инвестиционной политики в контексте технологической модернизации экономики»

ABOUT THE AUTHOR Studinska Galina Y. - PhD, Doctoral

Scientific and Economic Research Institute Ministry of Economic Development and Tourism of Ukraine Pr. Druzhby narodiv, 28, Kyiv, Ukraine e-mail: [email protected]

УДК 336.531.2

СТРУКТУРНА ТРАНСФОРМАЦ1Я 1НВЕСТИЦ1ЙНО1' ПОЛ1ТИКИ В КОНТЕКСТ! ТЕХНОЛОПЧНОТ МОДЕРН1ЗАЦП ЕКОНОМ1КИ

Тетеринець Т.А., Чиж Д.А.

Ключов'1 слова: iHeecmuu,iï, валовий внутр'шнш продукт, джерела iнвестицiй, ¡'нновацйний потенцал, технологчний потенцал, модернизация, економка.

СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В КОНТЕКСТЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Тетеринец Т.А., Чиж Д.А.

Статья посвящена анализу макроэкономических показателей, в целях определения инвестиционных возможностей технологической модернизации экономики Республики Беларусь.

Цель: Анализ структурных преобразований инвестиционной политики Республики Беларусь с позиции проведения технологической модернизации экономики.

Методы - аналитический, сравнения, табличный, графический.

Результаты работы: Проведен анализ трансформации инвестиционной политики в контексте технологической модернизации экономики, выявлены существенные диспропорции в области накопления и использования воспроизводственных инвестиций, их технологической структуре. Изучены состав и структура источников инвестиций в основной капитал с позиции формирования технологического задела. Дана оценка эффективности использования инновационного потенциала как основного фактора технологического развития экономики.

Выводы: Выявлены основные направления совершенствования инвестиционной политики государства с целью повышения технологического потенциала Республики Беларусь.

Ключевые слова: инвестиции, валовой внутренний продукт, источники инвестиций, инновационный потенциал, технологический потенциал, модернизация, экономика.

STRUCTURAL TRANSFORMATION OF INVESTMENT POLICY IN THE CONTEXT OF TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF ECONOMY

Tsetsiarynets T.A., Chyzh D.A.

Article is devoted to the analysis of macroeconomic indicators, for definition of investment opportunities of technological modernization of economy of the Republic of Belarus.

Purpose: The analysis of structural transformations of investment policy of the Republic of Belarus from a position of carrying out technological modernization of economy.

Methods - analytical, comparisons, tabular, graphic.

Results of work: The analysis of transformation of investment policy in the context of technological modernization of economy is carried out, essential disproportions to storage sites and uses of reproduction investments, their technological structure are revealed. The structure and structure of sources of investments into fixed capital from a position of formation of a technological reserve are studied. The assessment of efficiency of use of innovative potential as major factor of technological development of economy is given.

Conclusions: The main directions of improvement of investment policy of the state for the purpose of increase of technological capacity of the Republic of Belarus are revealed.

Keywords: investments, gross internal product, sources of investments, innovative potential, technological potential, modernization, economy.

«Принцип акселератора: рост реального ВВП влечет за собой рост реальных инвестиций, в свою очередь подъем реальных инвестиций вызывает ответный рост ВВП» Лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон

Технологическая модернизация экономики является одним из основополагающих и первостепенных факторов устойчивого социально-экономического развития страны в целом и ее структурных звеньев в

176

Економiчний вюник ушверситету | Випуск № 29/1

© Тетеринець Т.А., Чиж Д.А., 2016

частности. Совершенствование и обновление техники и технологий позволяет создавать прорывные наукоемкие производства, формирующие задел новой неоэкономики, основанной на инновациях. Внедрение последних достижений НТП создает основы структурной трансформации экономики, формируют новую идеологию развития производственного сектора, обеспечивает целевую ориентацию экономической политики на инновационное развитие и на этой основе обеспечивает укрепление человеческого потенциала и способствует росту благосостояния нации. Таким образом, задача технологической модернизации обеспечивает решение комплекса промышленно-производственных, инвестиционно-инновационных и социально-экономических задач государства.

Термин «технологическая модернизация экономики» достаточно многогранен и неразрывно связан с понятием технологических укладов. Впервые термин «технологический уклад» был предложен в 1986 году советскими экономистами Д.С. Львовым и С.Ю. Глазьевым. По их мнению, жизненный цикл технологического уклада охватывает около 100 лет, при этом период его доминирования в развитии экономики составляет от 40 до 60 лет. Это обусловлено тем, что по мере ускорения научно-технического прогресса этот период постепенно сокращается. Комплекс базисных совокупностей технологически сопряжённых производств образует ядро технологического уклада [1]. Отрасли, интенсивно использующие ключевой фактор и играющие ведущую роль в распространении нового технологического уклада, являются несущими отраслями экономики. В национальном аспекте макроэкономического развития страны процесс смены технологических укладов и является технологической модернизацией экономики. Трактовка этого понятия имеет различные значения, однако суть их сводится к усовершенствованию применяемых технологий и техники с целью повышения конкурентоспособности отечественного производства.

По мнению Ж.А. Ермаковой технологическая модернизация экономики - это процесс перевода общественного производства, и прежде всего промышленного комплекса, на высокотехнологичный уровень с целью достижения наибольшего технологического соответствия различных производственных звеньев максимально высокому уровню, т.е. определенной технологической однородности или нормальной технологической многоукладности [2]. Однако следует отметить, что в реальной практике технологической модернизации не всегда может быть достигнут высокотехнологичный уровень производства, что во многом обусловлено возможностями привлечения ресурсов в экономику и сложившимся инвестиционным потенциалом страны.

Семагин С.А. определяет технологическую модернизацию как форму реализации конкурентоспособности различных хозяйственных систем, создаваемых путем обновления производственного аппарата, замены устаревшего оборудования и технологий сферы материального производства на современные, более эффективные виды [3]. Данное определение, является более реалистичным и практикориентированным в условиях переходной экономики, т.к. учитывает процесс реноваций, а не только внедрение технологических инноваций.

Под реновацией понимается процесс обновления выбывающих в результате физического и морального износа элементов основных производственных фондов. Тогда как, технологическая инновация рассматривается как разработка и внедрение технологически новых товаров и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в товарах и процессах. Несмотря на то, что последний фактор является определяющим в процессе технологической модернизации экономики, на практике скорость внедрения технологический инноваций в странах с переходной экономикой существенно замедляется, что во многом обусловлено ограниченностью инвестиционных ресурсов [4].

Технологическое перевооружение производства, являясь одним из основополагающих элементов модернизации национальной системы, одновременно выступает в двух ипостасях: как источник формирования технологического задела и как фактор устойчивого экономического роста. В этой связи важное значение приобретает анализ инвестиционных ресурсов экономики в контексте технологической модернизации. Государственной статистикой представлен достаточно широкий набор показателей, позволяющих анализировать количественную и качественную сторону эффективности инвестиционной деятельности. Одним из основных индикаторов в данной сфере является соотношение темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) и инвестиций в основной капитал (рис. 1).

График наглядно иллюстрирует, что в последние годы для Беларуси характерно существенное снижение темпов роста как ВВП, так и инвестиций в основной капитал. Причем в последние годы четко прослеживается ярко выраженная рецессия. Однако важным является факт кардинального изменения соотношения этих показателей. На протяжении 2006 - 2011 гг. динамика инвестиций в основной капитала носила опережающий характер по сравнению с темпами роста ВВП. Инвестиционная политика в этот период характеризовалась активным привлечением ресурсов в экономику с целью поддержания устойчивого социально-экономического развития. В 2011-2015 гг. представленная картина резко изменилась. Наряду с общим снижением исследуемых показателей, интенсивность изменения ВВП значительно опережала аналогичную динамику в инвестиционной сфере. Выявленные тенденции отражают степень влияние инвестиционных ресурсов на темпы экономического роста и одновременно эффективность их использования. Увеличение валового накопления основного капитала в экономике на протяжении динамичных темпов роста инвестиций в 2006-2011 гг. не обеспечило создание инвестиционного задела, способного нивелировать влияние негативных внешнеэкономических факторов и обеспечить макроэкономическую стабильность в последующие годы.

140 120 1 100 80 60 40 20 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016_январь

1ВВП □ Инвестиции в основной капитал

Рисунок 1. Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал в республике Беларусь, в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

Интенсивность инвестиционных процессов в экономике во многом предопределяется сложившейся структурой источников валовых капиталовложений. Скорость и направления ее изменения обуславливают возможности технологической модернизации экономики за счет формирования инвестиционных ресурсов, обеспечивающих внедрение прогрессивных технологий (таблица 1).

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (в процентах к итогу) в

Республике Беларусь

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Инвестиции в основной капитал всего, в том числе 100 100 100 100 100 100

республиканского бюджета 9,3 6,0 7,0 10,0 6,5 5,0

местных бюджетов 9,4 6,4 9,1 10,7 9,3 8,1

собственных средств организаций 32,9 37,8 40,0 37,8 38,5 38,9

заемных средств других организаций 1,0 0,6 1,1 1,2 1,5 1,3

средств населения 7,6 5,9 6,9 8,3 10,0 12,3

иностранных инвестиций 2,1 3,0 2,9 3,2 3,7 3,9

кредитов банков 32,3 35,8 26,1 24,2 26,6 26,8

прочих источников 5,2 4,5 5,7 4,6 3,9 2,8

Источник: [5,6].

Несмотря на достаточно большое количество источников инвестиционных ресурсов, основными из них, обеспечивающих технологическую модернизацию, являются средства государственного бюджетА и кредитные ресурсы банков. Государственные структуры выступают крупнейшим заказчиком технологических проектов, т.к. обладают мощным потенциалом, финансовыми ресурсами, инструментами регулирования и контроля. Кроме того, внедрение прогрессивных технологий неразрывно связано с долгосрочными инновационными проектами, характеризующимися высокой степенью риска. Поэтому государство является не только заказчиком, но и гарантом реализации инвестиционных проектов, нацеленных на модернизацию приоритетных отраслей и сфер национальной экономики.

Вместе тем следует отметить сложившуюся тенденцию существенного сокращения государственного финансирования инвестиционной деятельности. Доля средств государственного бюджета уменьшилась практически вдвое по сравнению с 2010 и 2013 гг. и составила лишь 5% от общего объема финансирования в 2015 г. Учитывая значительное снижение инвестиций в основной капитал в абсолютном выражении, выявленная динамика носит рецессионный характер. Это свидетельствует о том, что возможности прогрессивного роста национальной экономики за счет технологической модернизации существенно ограничены.

Реализация долгосрочных инвестиционных проектов невозможна без привлечения кредитных ресурсов банковских структур. Сложившаяся в экономике ситуация свидетельствует об устойчивом росте потребностей в инвестициях. Низкая рентабельность большей части субъектов хозяйствования не позволяет им изыскивать источники самостоятельного финансирования, технического перевооружения и реконструкции действующих производств, а также для модернизации и ввода новых мощностей. Несмотря на то, что доля кредитов банков занимает чуть больше четверти от общего объема инвестиционных ресурсов, их удельный вес постоянно сокращается. Наиболее высокий показатель зафиксирован в 2011 г -35,8%, наименьший в 2013 - 24,2%, что свидетельствует о значительных колебаниях в структуре

инвестиций. Отсутствие стабильности в свою очередь способствует негативной трансформации инвестиционной политики и снижении ее эффективности.

В целом сокращение банковского кредитования инвестиционной сферы в период предыдущей пятилетки составило 11 п.п., что в условиях стабилизации макроэкономической ситуации свидетельствовало бы о снижении закредитованности экономики и формировании у предприятий собственных инвестиционных ресурсов. Однако в сложившихся условиях данная тенденция обусловлена постоянным увеличением ставок по банковским кредитам (рисунок 2). За указанный период среднегодовые ставки по кредитам на срок более 1 года для юридических лиц увеличились более, чем в 4 раза [7].

Рисунок 2. Динамика среднегодовых ставок по кредитам на срок более 1 года для юридических лиц в Республике Беларусь, %

В такой ситуации доступность кредитных ресурсов существенного снижается, что негативным образом сказывается на формировании технологического задела в экономике посредством реализации воспроизводственных инвестиций. Частично данная проблема может быть решена посредством использования внутренних инвестиционных ресурсов - прибыли и амортизационных отчислений.

Динамика собственных инвестиционных ресурсов имеет позитивную направленность: за исследуемый период их удельный вес увеличился на 6 п.п. и составил 38,9% от общего объема инвестиций в основной капитал. Данная ситуация обусловлена несколькими факторами: увеличением доли амортизационных ресурсов в составе внутреннего финансирования и переструктурированием источников за счет существенного снижения кредитных ресурсов и бюджетного финансирования. Высокие процентные ставки по кредитам, обусловленные девальвацией национальной валюты и дестабилизацией на внешних рынках, оказали негативное воздействие на возможность предприятий привлекать заемные ресурсы. В этих условиях эффективность использования кредитных ресурсов существенно снизилась, что в свою очередь привело к активизации использования внутренних инвестиционных ресурсов (рисунок 3).

10 8 6 4 2 0

7 08 8,47

5,07 5,25

4,55 3,67 4,04 4 ,55 * 4, 23

039 2,62 0 52 0,59 1,59 л01 0 49

0,82

2010 2011 2012 2013 2014 2015

□ Чистая прибыль □ амортизация основных средств и нематериальных активов ■ иностранные инвестиции

Рисунок 3. Динамика отдельных видов инвестиционных ресурсов в Республике Беларусь, млрд. долл. США

Увеличение собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал свидетельствует об укрепление внутреннего воспроизводственного потенциала. В тоже время влияние амортизационных отчислений на технологическую модернизацию не столь существенно. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, сложившийся в республике механизм амортизации основных средств и нематериальных активов обладает рядом недостатков, главным из которых является отсутствие системы накопления и сохранения амортизационных сбережений. По этой причине данный вид ресурсов используется, в основном, на реновацию и текущее обновление основного капитала, а не технологическую модернизацию предприятий.

Во-вторых, отсутствие целевого использования амортизационных ресурсов и действенного контроля за этим процессом приводит к тому, что начисленная амортизация расходуется в большинстве своем на пополнение собственных оборотных средств, а не капитальное финансирование. Кризисная ситуация в экономике и нехватка оборотных активов у хозяйствующих субъектов значительно усугубляют этот процесс.

В-третьих, достаточно «халатное» отношение к амортизационной политике в целом и амортизационным отчислениям как источнику инвестиций, в частности. В кризисные периоды развития национальной экономики в республике неоднократно принимались решения на уровне высших органов государственного управления о возможности неначисления амортизации. В частности, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №110 от 10.02.2016 разрешается организациям и индивидуальным предпринимателям с 1 января по 31 декабря 2016 г. принимать решение о неначислении амортизации по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности. При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования таких объектов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации.

В результате имеющиеся в наличии машины, станки, технологическое оборудование и прочие виды основных средств, используясь в производственном цикле, будут физически изнашиваться. Необоснованное увеличение срока их полезного использования будет способствовать моральному старению. При этом процесс формирования финансовых ресурсов на ликвидацию последствий этого процесса будет приостановлен. В таких условиях говорить о действенности амортизационных отчислений как источника воспроизводства технологических платформ не приходится. Все вышесказанное подтверждается тем, что за период 2010 - 2014 гг. размер амортизационных отчислений в составе воспроизводственных инвестиций увеличился лишь на 0,7 млрд. в долларовом эквиваленте.

В мировой практике чистая прибыль также является весомым ресурсом, обеспечивающим технологическое обновление производства. Однако вышеперечисленные проблемы, обусловленные снижением эффективности работы субъектов хозяйствования, катастрофической нехваткой собственных оборотных средств, отсутствием действенных инструментов и механизмов сохранения и сбережения финансовых ресурсов не позволяют в полной мере использовать этот источник. Кроме того, сложившаяся внешняя и внутренняя макроэкономическая ситуация, обусловившая почти трехкратное снижение прибыли предприятий в долларовом эквиваленте, существенно усугубляет этот процесс. В результате чего можно констатировать, что на сегодняшний день прибыль не является существенным источником технологической модернизации экономики.

Важную роль в процессе технологического воспроизводства играют иностранные инвестиции, представляющие собой реальный капитал, и нацеленные на решение конкретных инвестиционных задач. Основной проблемой для Республики Беларусь является их недостаточное количество и незначительный удельный вес в общем объеме инвестиционных ресурсов. Наметившаяся тенденция их существенного сокращения еще более усугубляет этот процесс. В 2015 г. объем иностранных инвестиций сократился в 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом. Нежелание иностранных инвесторов вкладывать капитал в национальную экономику существенно тормозит процессы технологической модернизации, комплексного обновления и внедрения передовых достижений НТП в производственный процесс.

Важным индикатором воспроизводственных процессов в экономике выступает сложившаяся технологическая структура инвестиций в основной капитал. Она характеризует существующий уровень применяемой техники и технологий, а также показывает наличие финансовых возможностей для формирования технологического задела (таблица 2).

Таблица 2. Технологическая структура инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь, процентов к итогу_

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 (январь)

Инвестиции в основной капитал всего, в том числе: 100 100 100 100 100 100 100

строительно-монтажные работы (включая работы по монтажу оборудования) 50,2 45,0 49,4 52,1 55,0 53,7 57,1

затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств 38,4 45,3 41,2 36,8 33,9 34,0 26,1

прочие работы и затраты 1,4 9,7 9,4 11,1 11,1 11,9 16,8

Источник: [6, 7].

Совершенствование технологической структуры заключается в повышении удельного веса машин и оборудования (активной части основных средств) в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. К сожалению на практике ситуация обратная. Доля строительно-монтажных работ в общем объеме технологических инвестиций, занимая более 50%, остается достаточно высокой и продолжает расти. Это свидетельствует о переливе капитала в сферу пассивного инвестирования, создающую необходимые условия для технологического развития, но в тоже время не являющейся локомотивом воспроизводственных процессов.

В условиях модернизации отечественного производства из поля зрения потенциальных инвесторов выпадают объекты основных средств, требующие первоочередных вложений - рабочие и силовые машины,

технологическое оборудование - являющиеся основой инвестиционного потенциала экономики. Существенное сокращение финансирования воспроизводства активной части основного капитала обуславливает сокращение технологического потенциала экономики. Удельный вес затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в 2015 г сократился на 11,3 п.п. в предыдущей пятилетке. И по результатам января 2016 г этот разрыв продолжает увеличиваться.

Политика государства в области комплексной модернизации экономики Беларуси в последние годы была нацелена перестройку и обновление уже действующих предприятий. Различными программными документами не предусматривалось масштабного строительства новых производственных объектов. Основная идея комплексной модернизации заключалась в технологической перевооружении существующих производственных мощностей. Однако комплексные проверки контролирующих органов эффективности работы предприятий деревообрабатывающей, цементной промышленности и других ключевых отраслей показали отрицательные результаты: убытки субъектов хозяйствования растут, отдача от использования ресурсов снижается, инвестиционные проекты не реализуются в срок.

Замедление процесса технико-технологического воспроизводства способствует усилению отсталости производственно - технологической базы организаций, снижению их конкурентоспособных позиций. Учитывая необходимость модернизации и обновления, прежде всего, активной части основных средств (машин, оборудования, транспортных средств), более высокую скорость их ввода в эксплуатации по сравнению с пассивной составляющей основного капитала, снижение освоенности инвестиций характеризует догоняющий тип развития. В этой связи актуализируется проблема реструктуризации технологических инвестиций в сторону увеличения их активной составляющей.

Анализ основных показателей ииновационно-технологического развития Республики Беларусь дает ясную картину существенного снижения технологического потенциала страны. Формирование технологического задела и его дальнейшее использование неразрывно связано с инновационной активностью предприятий. Взаимосвязь именно этих факторов является предопределяющей для формирования условий устойчивого социально-экономического роста и активного технологического развития (таблица 3).

Таблица 3. Основные показатели инновационно-технологического развития Республики Беларусь

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014

Внутренние затраты на научные исследование и разработки, в процентах к ВВП 069 0,70 0,67 0,67 0,52

Выдано патентов на изобретения, шт. 1933 1871 1871 1634 757

Число организаций, осуществляющих исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов, шт. 191 249 115 113 110

Число организаций, осуществляющих приобретение новых и высоких технологий, шт. 20 11 13 16 12

Объем отгруженной инновационной продукции организаций промышленности, млн. долларов США 6,2 6,6 9,7 9,2 6,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удельный вес экспорта в общем объеме отгруженной инновационной продукции организаций промышленности, % 50,7 62,3 64,3 60,1 59,7

Станки для обработки металлов, тыс. шт. 3,9 5,3 4,5 4,5 2,8

Источник: [8].

Снижение инновационного потенциала белорусских предприятий и организаций негативным образом сказывается на возможности внедрения технических новшеств и технологической модернизации хозяйствующих субъектов. Подтверждением этому является уменьшение количества организаций, осуществляющих исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов за исследуемый период на 42,4%; числа организаций, осуществляющих приобретение новых и высоких технологий практически в 2 раза. Более чем в 2,5 раза сократилась выдача патентов на изобретения. Следует отметить наметившуюся негативную тенденцию снижения объема отгруженной инновационной продукции организаций промышленности, а также удельного веса в ней экспортной составляющей.

Выявленные негативные тенденции в инновационно-технологической сфере обусловлены не только уменьшением емкости рынка стран - основных торговых партнеров вследствие сжатия их внутреннего спроса. Немаловажным фактором является уровень конкурентоспособности отечественной продукции, определяемый качеством товара и его ценой. Высокая степень материало-, энерго- и трудоемкости белорусской продукции не позволяет использовать в полном объеме имеющиеся у предприятий конкурентные преимущества на внешних рынках.

Немаловажная роль в решении этой проблемы принадлежит технологическому фактору. Использование преимущественно III, IV и отдельных элементов V технологических укладов в сфере промышленного производства существенно сокращает возможности как отдельных предприятий, так и национальной экономики в целом для устойчивого развития. Снижение инновационного, инвестиционного и технологического потенциалов страны предопределяет догоняющий тип развития экономики. Отсутствие базисного технологического задела, а также сокращение финансовых источников для его воспроизводства

практически ликвидируют возможности комплексной модернизации экономики в целом и ее технической составляющей в частности [9, 10].

Снижение объема ВВП как основного источника пополнения воспроизводственных инвестиций актуализирует проблему эффективного использования имеющихся ресурсов. Финансирование низкотехнологичных, капиталоемких, нерентабельных проектов приводит к замораживанию инвестиционного капитала и увеличению расходной части бюджета. Необходимость финансовой поддержки неэффективных предприятий требует перераспределения ресурсов от финансово устойчивых, высокопродуктивных предприятий, что наносит ущерб экономике, снижая ее производительность. В этом случае перестаёт функционировать, так называемый, принцип акселератора, суть которого заключается в следующем: рост реального ВВП влечет за собой увеличение реальных инвестиций, что в свою очередь обуславливает ответный рост ВВП. Поэтому одним из направлений решения данной проблемы является рациональное использование инвестиционных ресурсов посредством финансирования высокотехнологичных проектов, предопределяющих развитие, так называемых, точек роста национальной экономики с высоким уровнем добавленной стоимости с одновременной ликвидацией производств, функционирующей на технологически отсталых платформах.

Важной задачей в решении проблемы технологический и инновационной отсталости предприятий и экономики в целом является сбалансированной сочетание государственных и частных источников финансирования воспроизводственной сферы, а также собственных и заемных инвестиционных ресурсов. Средства республиканского и местных бюджетов являются одним из основных источников поддержания, укрепления и развития инновационно-технологического потенциала страны. В тоже время эффективность привлечения частного капитала и в большей степени иностранного инвестирования доказана практикой и временем. Совершенствование нормативно-правовой базы, создание дополнительных преференций, благоприятного климата, обеспечение государственных гарантий - далеко неполный перечень инструментов в данной сфере.

Развитие и действенная реализация амортизационной политики посредством создания реальных механизмов и стимулов накопления и сохранения внутренних инвестиционных ресурсов не теряет своей актуальности. Как показывает мировая практика в кризисный период развития экономики амортизационные отчисления зачастую выступают чуть ли не единственным источником воспроизводства. Стимулирование активизации внутреннего финансирования инвестиционно-инновационной деятельности является одной из основных задач государства в области технологической модернизации. К сожалению в республике применяется обратная практика, результатом которой является сжатие внутреннего инвестиционного потенциала.

Центральным звеном модернизации инвестиционной политики в контексте технологической модернизации выступает сложившаяся технологическая структура инвестиций в основной капитал. Значительное снижение в ней удельного активной части основных средств существенно сужает возможности технического перевооружения и обновления имеющихся производственных мощностей. Это в свою очередь обуславливает торможение технологического цикла и потерю возможностей для его дальнейшего развития и воспроизводства.

Список использованных источников

1. Глазьев С.Ю. Стратегия 2020 - антимодернизационный документ / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. - 2012. - №2.

2. Ермакова, Ж. А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационно-экономические факторы (региональный аспект) / Ж. А. Ермакова; РАН УрО, Ин-т экономики. - Екатеринбург, 2007. - 360 с.

3. Семагин, С.А. Повышение эффективности инвестиций в технологическую модернизацию промышленности: дис. ... канд. экон. наук/С.А. Семагин. - М., 2006. - 175 с.

4. Radosevic, S. What Future for S&T in the CEECs in the 21st Century? In: From System Transformation to European Integration: science and technology in Central and Eastern Europe at the beginning of the 21st century. Werner Meske (Ed.) LIT Verlag Münster. - 2004

5. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь. Статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - 2015. - 168 с.

6. Строительство и инвестиции // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс]. - http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/natsionalnye-scheta/godovye-dannye_11/o-vtoroi-otsenke/o-vtoroy-otsenke-valovogo-vnutrennego-produkta-za-iii-kvartal-2015-g/. Дата доступа 10.03.2016

7. Динамика ставок кредитно-депозитного рынка // Национальный банк Республики Беларусь [электронный ресурс]. - http://www.nbrb.by/statistics/CreditDepositMarketRates/. Дата доступа 11.03.2016.

8. Статистический ежегодник Республики Беларусь // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - 2015. - 524 с.

9. Шимов В.Н., Крюков Л.М.. Модернизация экономики Беларуси: состояние, проблемы, направления развития / В.Н. Шимов, Л.М. Крюков // Социология. - 2013. - №3. - С. 4-21.

10.Чемезов С. Государство и высокие технологии / С. Чемезов // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 4. - С. 39-46

References

1. Glaz'ev S.Yu. Strategiya 2020 - antimodernizatsionnyy dokument//Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. - 2012. - №2.

2. Ermakova, Zh. A. Tekhnologicheskaya modernizatsiya promyshlennosti Rossii: strategiya i organizatsionno-ekonomicheskie faktory (regional'nyy aspekt) RAN UrO, In-t ekonomiki. - Ekaterinburg, 2007. - 360 s.

3. Semagin, S.A. Povyshenie effektivnosti investitsiy v tekhnologicheskuyu modernizatsiyu promyshlennosti: dis. ... kand. ekon. nauk. - M., 2006. - 175 s.

4. Radosevic, S. What Future for S&T in the CEECs in the 21st Century? In: From System Transformation to European Integration: science and technology in Central and Eastern Europe at the beginning of the 21st century. Werner Meske (Ed.) LIT Verlag Münster. - 2004

5. Investitsii i stroitel'stvo v Respublike Belarus'. Statisticheskiy sbornik // Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. - 2015. - 168 s.

6. Stroitel'stvo i investitsii // Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/natsionalnye-scheta/godovye-dannye_11/o-vtoroi-otsenke/o-vtoroy-otsenke-valovogo-vnutrennego-produkta-za-iii-kvartal-2015-g/.

7. Dinamika stavok kreditno-depozitnogo rynka // Natsional'nyy bank Respubliki Belarus' http://www.nbrb.by/statistics/CreditDepositMarketRates/.

8. Statisticheskiy ezhegodnik Respubliki Belarus'// Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. - 2015. - 524 s.

9. Shimov V.N., Kryukov L.M.. Modernizatsiya ekonomiki Belarusi: sostoyanie, problemy, napravleniya razvitiya // Sotsiologiya. - 2013. - №3. - S. 4-21.

10.Chemezov S. Gosudarstvo i vysokie tekhnologii //Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. -2013. - № 4. - S. 39-46

ДАНI ПРО АВТОР1В

Тетеринець Тетяна Анатолпвна, доцент кафедри економки та оргаызацп пщприемств АПК, к.е.н., доцент УО «Бторуський державний аграрний техшчний ушверситет» 220070, Республка Бторусь, м.Мшськ, пров. Клумова 11-29 e-mail: [email protected]

Чиж Дмитро Анатолмович, доцент кафедри фунтознавства i земельних Ыформацмних систем, к.е.н., доцент УО «Бторуський державний ушверситет» 220030 м.Мшськ, пр.Незалежносп 4 e-mail: [email protected]

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Тетеринец Татьяна Анатольевна, доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК, к.э.н., доцент

УО «Белорусский государственный аграрный технический университет» 220070, Республика Беларусь, г. Минск, пер. Клумова 11-29 e-mail: [email protected]

Чиж Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры почвоведения и земельных информационных систем, к.э.н., доцент

УО «Белорусский государственный университет» 220030 г.Минск, пр.Независимости 4 e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tsetsiarynets Tat'iana Anatol'ievna, PhD of Economics Sciences, Associate Professor of «Economics and Organization of agriculture» of Belarus State Agrarian Technical University, side str. Klumov 11-29, Minsk, Republic of Belarus, 220070 e-mail: [email protected]

Chyzh Dmitrii Anatol'ievich, PhD of Economics Sciences, Associate Professor, Belarus State University Minsk, Republic of Belarus, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.