Научная статья на тему 'Структурная политика в отраслях производственной специализации региона'

Структурная политика в отраслях производственной специализации региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРНЫЙ СДВИГ / НОРМА ОТРАСЛЕВОГО СТРУКТУРНОГО СДВИГА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНА / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонюк Валентина Сергеевна, Вансович Эльмира Рифатовна

В статье раскрывается понятие «региональный отраслевой структурный сдвиг», вводится понятие «норма отраслевого структурного сдвига», обосновывается приоритет в проведении структурной политики в отраслях производственной специализации региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурная политика в отраслях производственной специализации региона»

Примечания

1 Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. : пер. с англ. / под ред. С. К. Мордована. СПб. : Питер. 2007. С. 64.

2 Там же.

3 Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб. : ИВЭСЭП ; Знание, 2000. 168 с.

4 Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий / под ред. Н. М. Фон-штейн. М. : АНХ, 1999. 312 с.

5 Рубинштейн Моше Ф., Фирстенберг Айрис Р. Интеллектуальная организация. Привнеси будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения : пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2003. 192 с.

6 Супрун В. А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. Изд. 2-е. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 192 с.

7 Большая советская энциклопедия. М. : Изд. «Советская энциклопедия», 1972.

8 Донован X. Как работать с интеллектуалами //Америка. 1991. Август. С. 27.

9 Белкин В. Н, Белкина Н. А. Экономическая теория труда ; РАН, УрО, Ин-т экономики. - М. : ЗАО «Издательств экономика», 2007. С. 44-47.

10 Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М. : «Academia» ; «Наука», 1998. С. 340.

11 Большая экономическая энциклопедия. М. : Экемо, 2007. С. 251.

12 Брукинг Э. Интеллектуальный капитал : пер. с англ. / под. ред. Ковалик. СПб. : Питер, 2001. С. 31-35.

В. С. Антонюк, Э. Р. Вансович

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ОТРАСЛЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНА

В статье раскрывается понятие «региональный отраслевой структурный сдвиг», вводится понятие «норма отраслевого структурного сдвига», обосновывается приоритет в проведении структурной политики в отраслях производственной специализации региона.

Ключевые слова: отраслевая структура, отраслевой структурный сдвиг, норма отраслевого структурного сдвига, производственная специализация региона, структурная политика.

На современном этапе развития происходят интенсивные изменения в отраслевой структуре российской экономики, приводящие к диспропорциям в развитии экономики страны в целом. Экономический кризис перерастает в структурный, при котором существующая структура производства не соответствует общественным потребностям, структуре мирового хозяйственного комплекса, удельный вес добычи полезных ископаемых превалирует над остальными видами экономической деятельности. В связи с этим возникает необходимость в проведении структурной перестройки экономики как для российской экономики в целом, так и для ее отдельных регионов.

Национальная экономика представляет собой структурированную в отраслевом и региональном пространствах экономическую деятельность, регулируемую совокупностью

институтов, отвечающих складывающимся экономическому, государственному и общественному порядкам страны.

Отраслевая структура национальной экономики - совокупность отношений между участниками хозяйственной деятельности страны по поводу производства, распределения и потребления совокупного общественного продукта и национального дохода, материальных и трудовых затрат и т. д. Отраслевую структуру национальной экономики определяет совокупность пропорций между видами экономической деятельности.

Национальную экономику рассматривают как совокупность региональных экономических систем. Таким образом, региональная экономика - это подсистема национальной экономики, которая представляет собой экономику отдельного региона, включающую в себя экономические связи региона с другими регионами и странами, региональные экономические системы, размещение производительных сил по территории.

Отраслевая структура хозяйства на уровне региона характеризуется соотношением отраслевых пропорций в рамках отдельного региона (субъекта).

Каждый регион в экономическом пространстве страны имеет собственную производственную специализацию, представляющую собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только внутренние потребности, но также и потребности других регионов страны и в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны.

Отрасли производственной специализации определяют место региона в территориальном разделении труда. Производственная специализация регионального комплекса обусловлена, прежде всего, возможностями эффективно производить такую продукцию, которая, будучи дешевой относительно аналогичной продукции других регионов, имела бы значительную долю в общегосударственном объеме производства. Удешевление продукции происходит за счет использования благоприятного сочетания природных и экономических условий. Особо важную районообразующую роль выполняют главные (профилирующие) отрасли, определяющие производственную специализацию региона, дающие наибольший экономический эффект.

Для характеристики роли отрасли региона в национальной экономике применяются коэффициенты локализации или специализации производства, среднедушевого производства и другие показатели [1. С. 208-211], которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели производственной специализации региона

Показатель Формула Обозначения Содержание

Коэффициент локализации данного производства на территории региона Ё 1^1, *100 ' 1,11, *100 где Ор - объем производства данной отрасли в регионе в валовом исчислении; О - ’ с объем производства этой же отрасли в стране в целом в валовом исчислении; П - ’ р весь объем производства в данном регионе в валовом исчислении; П - весь объем с производства в стране в валовом исчислении Показывает, во сколько раз концентрация данной отрасли в данном регионе больше (или меньше, если значение меньше единицы), чем в целом по стране

Коэффициент душевого производства Ё *100 “ 1,11, *100 где Ор - объем производства данной отрасли в регионе в валовом исчислении; О - с объем производства этой же отрасли в стране в целом в валовом исчислении; Н - р численность населения данного региона; Нс - численность населения страны «Сравнительная производительность» отрасли, представленной в регионе

Индекс (коэффициент) хозяйственной рыночной специализации определенного региона на данной отрасли Ё- = 0- 0 ^6 где Уо - удельный вес региона в стране по производству продукции данного ВЭД; Ур -удельный вес региона в стране по всей продукции Аналогичен коэффициенту локализации

Выделяя отрасли, характеризующие производственную специализацию региона, необходимо также различать комплексирующие [2. С. 115], дополняющие отрасли, т. е. вспомогательный комплекс видов экономической деятельности, обслуживающий отрасли производственной специализации, удовлетворяющий только внутренние потребности региона в определенном объеме экономических благ.

Обратной стороной процесса производственной специализации региона является процесс диверсификации производства, который означает рассредоточение различных производств среди самостоятельных отраслей.

Изменение удельного веса отрасли в отраслевой структуре национальной экономики представляет собой отраслевой структурный сдвиг.

Региональный отраслевой структурный сдвиг представляет собой с содержательной стороны изменение отраслевых пропорций региона, характера взаимосвязей между ними, приводящих к усилению или ослаблению специализации региона, а с количественной стороны - изменение удельного веса отрасли специализации в отраслевой структуре региональной экономики.

С целью анализа рассчитанных показателей нами введено понятие «норма отраслевого структурного сдвига». Под нормой отраслевого структурного сдвига понимается интервал значений отраслевого структурного сдвига, при котором экономика функционирует в рамках тенденций, присущих развитию регионов со среднестатистическими показателями, например, характерных для благополучных регионов. Если отраслевой структурный сдвиг превышает норму отраслевого структурного сдвига, это означает либо прогрессивный скачок в отраслевом развитии, либо структурные деформации регрессивного характера, которые могут оказывать негативное влияние на экономику страны, региона, смежных видов экономической деятельности. Такие структурные сдвиги обозначены как критические.

Критический отраслевой структурный сдвиг - структурный сдвиг, величина которого превышает пределы установленной нормы отраслевого структурного сдвига. Можно выделить положительные и отрицательные критические отраслевые структурные сдвиги.

Норма отраслевого структурного сдвига была определена для трех показателей: темпа прироста удельного веса отрасли, линейного коэффициента «абсолютных» струк-

турных сдвигов и квадратического коэффициента относительных структурных сдвигов. Методика определения пороговых значений коэффициентов региональных отраслевых структурных сдвигов основана на ранжировании регионов по уровню экономического развития и определении средних значений показателей структурных сдвигов среди благополучных регионов (48 регионов), активно участвующих в хозяйственной деятельности страны. Норма отраслевого структурного сдвига позволит определить характер происходящего сдвига.

Интервалы значений норм показателей темпов прироста удельных весов каждой отрасли указывают на тенденции в отдельных видах экономической деятельности экономики региона. Если значения данного показателя (темпа прироста удельного веса отрасли) выходят за пределы интервала нормы, то возникает необходимость в управлении отраслевыми структурными сдвигами, так как при положительных критических отраслевых структурных сдвигах происходит усиление специализации региона в ущерб развития других отраслей, повышается риск зависимости экономического развития региона от конъюнктуры рынков продукции данных отраслей. При отрицательных критических отраслевых структурных сдвигах возможно ослабление роли отраслей специализации региона, длительный период восстановления и адаптации экономики региона к новому положению видов экономической деятельности.

Отраслевые структурные сдвиги на национальном уровне отражают лишь общие тенденции в характере изменений отраслевой структуры экономики, региональные - позволяют выявлять частные тенденции, характерные для отдельной территории, а также особенности отраслевой трансформации групп регионов, схожих по экономическому развитию и рыночной специализации производства, что позволяет проводить наряду с общей федеральной политикой общую региональную, а также вариативную политику применительно к отдельным регионам.

Отрасли производственной специализации региона были определены с помощью коэффициентов локализации и душевого производства для каждого из 80 субъектов. Была создана типология регионов по отраслевой специализации и выделены группы регионов: 1) регионы, специализирующиеся на сельскохозяйственных видах экономической деятельности (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство) (аграрные); 2) регионы, специализирующиеся на промышленных видах экономической деятельности (рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды) (промышленные); 3) регионы, специализирующиеся на обслуживающих отраслях (строительство; оптовая и розничная торговля; транспорт и связь; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение; образование; здравоохранение), а также дана характеристика отраслевых структурных сдвигов с точки зрения показателей нормы (таблица 2).

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о превалировании нормы в отраслевых структурных сдвигах видах экономической деятельности производственной специализации регионов над критическими значениями. Отраслями производственной специализации основной части регионов являются обрабатывающие производства, транспорт и связь. Ряд регионов имеют производственную специализацию по двум, трем отраслям.

Корреляционный анализ позволил определить тенденцию влияния отраслевых структурных сдвигов («абсолютный» прирост, темп прироста удельного веса отрасли) в отраслях производственной специализации регионов на темпы прироста ВРП. Коэффициент корреляции составил 0,46, что свидетельствует об умеренной связи между переменными. При этом влияние положительных отраслевых структурных сдвигов характеризуется коэффициентом корреляции 0,40. Таким образом, отраслевые структурные сдвиги в отраслях производственной специализации влияют на важнейшую характеристику эконо-

мического развития региона - показатель ВРП (темпы прироста). Наибольший вклад в создание ВРП осуществляют отрасли производственной специализации с положительными отраслевыми структурными сдвигами.

Таблица 2

Производственная специализация регионов

Отрасли производ- ственной специа- лизации Регионы

Отраслевые структурные сдвиги

Отрицательные критические Норма Положительные критические

Аграр- ные Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Костромская область, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, КабардиноБалкарская Республика, Ставропольский край, Кировская область, Пензенская область, Республика Тыва, Алтайский край (9) Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Орловская область, Рязанская область, Тамбовская область, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Саратовская область, Курганская область, Республика Алтай, Еврейская автономная область (18) Республика Калмыкия (1)

Про- мыш- ленные Рыболовство, рыбоводство Камчатский край (1)

Добыча полезных ископае- мых Курская область, Магаданская область (2) Белгородская область, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Мурманская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Пермский край, Оренбургская область, Самарская область, Тюменская область, Кемеровская область, Томская область, Республика Саха (Якутия) (15) Сахалинская область, Чукотский автономный округ (2)

Обрабатываю-щие производства Ярославская область, Калининград-ская область, Самарская область, Красноярский край, Кемеровская область, Омская область (6) Белгородская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Тверская область, Тульская область, Вологодская область, Ленинградская область, Новгородская область, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Нижегородская область, Саратовская область, Ульяновская область, Свердловская область, Челябинская область (24) Брянская область, Костромская область, Смоленская область, г. Москва, Псковская область, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Курганская область (12)

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Курская область (1) Республика Хакасия, Чукотский автономный округ (2)

Обслу- живаю- щие Строи- тельство Чувашская Республика, Республика Алтай, Сахалинская область (3) Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Краснодарский край, Астраханская область, Ростовская область, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Амурская область, Еврейская автономная область (10) Калужская область, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Республика Дагестан, Республика Саха (Якутия) (6)

Оптовая и розничная торговля г. Санкт-Петербург, Ростовская область (2) Тамбовская область, г. Москва, Республика Дагестан, Свердловская область, Алтайский край (5) Московская область, Республика Адыгея, Тюменская область (3)

Транспорт и связь Рязанская область, Тамбовская область, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Ставропольский край, Республика Хакасия (6) Брянская область, Костромская область, Орловская область, Смоленская область, Тверская область, Архангельская область, Мурманская область, Псковская область, Краснодарский край, Астраханская область, Ростовская область, Кировская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Курганская область, Республика Бурятия,Красноярский край, Новосибирская область, Томская область, Читинская область, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область (26) Воронежская область, Ярославская область, Республика Карелия, Новгородская область, Республика Ингушетия, Иркутская область (6)

Происходящие критические отраслевые структурные сдвиги могут приводить к различным деформациям в развитии хозяйства страны, поэтому возникает необходимость четкого регулирования и управления отраслевыми структурными сдвигами со стороны государства и проведения структурной политики.

Структурная политика - это подсистема социально-экономической политики государства, призванная выполнять функции соуправления развитием отраслей совместно с частным бизнесом, распределения финансовых ресурсов между секторами, контроля за использованием предоставленных денежных средств в целях, актуальных для определенного исторического этапа, путем использования административных, нормативных и финансовых инструментов регулирования.

Структурная политика должна быть направлена на инициацию прогрессивных структурных сдвигов, к которым относят такие сдвиги в отраслевой структуре национальной экономики, которые обеспечивают ее формирование в соответствии с современными перспективными мировыми тенденциями и создают условия для долговременного устойчивого динамичного развития данной экономической системы [3. С. 65], способствуют усилению диверсификации производства и инновационной восприимчивости региональной экономики.

Политика, проводимая в отраслях производственной специализации региона, является составным элементом структурной политики. Характеристика политики с точки зрения уровней, принципов, методов и инструментов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Структурная политика в отраслях производственной специализации региона

Парамет- ры Содержание

Уровни проведения - федеральный - региональный

Принципы - легитимности - гласности и открытости - результативности и эффективности использования бюджетных средств - эффективности и оптимизации государственного вмешательства - конкурентных отраслевых рынков - баланса интересов отраслевого бизнеса и государства - усиления интеграции национальной экономики в мировое экономическое пространство, региональной экономики в хозяйственную деятельность страны - сопряженности в проведении структурной политики на федеральном, региональном и местном уровнях - самостоятельности региональных и местных органов власти в определении методов и средств проведения структурной политики - концентрации финансовых ресурсов в отраслях производственной специализации регионов - инициации прогрессивных структурных сдвигов в отраслях производственной специализации регионов - диверсификации региональных отраслевых структур - повышение инновационной восприимчивости региональной экономики

Методы - экономические - административные (организационно-распорядительные) - нормативно-правовые - программно-целевые - социально-психологические

Инстру-менты федеральные

госзаказ, налоги (кредиты, субсидии, упрощенная система налогообложения), государственные кредиты, квоты, дотации, субсидии, субвенции, государственные инвестиции, государственные гарантии, таможенные тарифы, техническое регулирование, государственное страхование инновационных рисков, создание инновационно-внедренческих информационных центров, венчурное инвестирование

региональные

налоговые кредиты, налоговые субсидии, софинансирование инвестиционных проектов, государственные кредиты, госзаказ, прогрессивная амортизация, создание специализированных институтов и фондов развития, патентное регулирование и стандартизация, региональные целевые программы, программа повышения инвестиционной привлекательности региона, программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка кластеров, формирование особых экономических зон, санация, реструктуризация, ликвидация неэффективных предприятий, создание венчурных фондов

Структурная политика в отраслях производственной специализации может быть дифференцирована с точки зрения характера критических отраслевых структурных сдвигов (положительных или отрицательных) и нормальных. Структурная политика в отраслях производственной специализации представлена в таблице 4.

Таким образом, предложенные направления структурной политики в отраслях производственной специализации позволят смягчить негативное влияние критических отрас-

левых структурных сдвигов на региональное экономическое развитие, стимулировать прогрессивные структурные сдвиги, направленные на усиление диверсификации производства и повышение инновационной восприимчивости региона.

Список литературы

1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России [Текст] : в 2 ч. / А. А. Винокуров, В. Г. Глушкова, С. В. Макар и др. ; под ред. В. Г. Глушковой, А. А. Винокурова. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2003. - 348 с.

2. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст] / А. Г. Гранберг. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.

3. Плеханова, Е. Ф. Цели и задачи структурной перестройки промышленности Удмуртской Республики [Текст] / Е. Ф. Плеханова // Вестник ИжГТУ. - 2007. - № 4. -

С. 60-66.

Таблица 4

Структурная политика в отраслях производственной специализации региона

Параметры политики Содержание политики в отраслях производственной специализации с нормальными и критическими отраслевыми структурными сдвигами

критическими отрицательными нормальными критическими положительными

Цель Санация (оздоровление) деятельности отрасли и инициация положительных отраслевых структурных сдвигов Стабилизация положения отрасли Снижение угрозы зависимости экономики региона от конъюнктуры рынков продукции отрасли

Задачи 1. Создание и развитие производства высокотехнологичной продукции 2. Вывод из хозяйственного оборота отрасли неэффективных предприятий 3. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли 4. Реструктуризация производства 1. Своевременное выявление кризисных ситуаций в развитии отрасли 2. Внедрение технических новшеств, рост производства высокотехнологичной продукции 3. Диверсификация производства 4. Постепенный переход отрасли на самофинансирование 1. Диверсификация производства отрасли 2. Рост производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции внутри отрасли 3. Развитие межотраслевых связей 4. Развитие межрегионального, международного сотрудничества (обмена)

Направ- ления Стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности Проведение мер по осуществлению банкротства предприятий отрасли Стимулирование спроса на продукцию отрасли Создание свободных экономических зон (СЭЗ) Повышение мобильности рабочей силы и капиталов Оптимизация соотношения крупных и малых форм в производстве и распределении продукции отрасли Постоянный мониторинг развития отрасли на основе системы индикаторов Стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности (вложение части прибыли в инновационные разработки, технологическое обновление оборудования, развитие смежных производств) Селекция высокоэффективных предприятий отрасли, создание на их основе кластеров, межотраслевых комплексов, СЭЗ Поиск и создание новых рынков сбыта продукции отрасли Развитие смежных производств внутри отрасли Инициация и поддержка инновационной деятельности Повышение инвестиционной активности Создание межотраслевых комплексов Создание СЭЗ Межрегиональный обмен товарами (например, на основе бартерных операций)

Инстру- менты федеральные

госзаказ, налоги (кредиты, субсидии, упрощенная система налогообложения), государственные кредиты, квоты, дотации, субсидии, субвенции, государственные инвестиции, государственные гарантии, техническое регулирование, государственное страхование рисков госзаказ, налоговый механизм (кредиты), государственные кредиты, инвестиции, дотации, субсидии, субвенции, таможенные тарифы, создание инновационно-внедренческих информационных центров, венчурное инвестирование, государственное страхование инновационных рисков, государственные гарантии госзаказ, налоги (кредиты, субсидии, упрощенная система налогообложения),дотации, субсидии, субвенции, таможенные тарифы, государственные инвестиции, государственные гарантии, техническое регулирование, государственное страхование рисков

региональные

налоговые кредиты, налоговые субсидии, софинан-сирование инвестиционных проектов, государственные кредиты, госзаказ, региональные целевые программы, программа повышения инвестиционной привлекательности региона, программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров госзаказ, прогрессивная амортизация, создание Институтов регионального развития, фондов промышленного развития, патентное регулирование и стандартизация, программы подготовки повышения квалификации кадров налоговые кредиты, налоговые субсидии, софинан-сирование инвестиционных проектов, государственные кредиты, госзаказ, поддержка кластеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.