УДК 378.14 О.Б. САМОЙЛЕНКО
кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО России
E-mail: [email protected]
UDC 378.14
O.B. SAMOJLENKO
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Federal Guard Service Academy of Russia E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА THE STRUCTURAL MODEL OF DIDACTIC INFORMATION COMPLEX
В статье рассматриваются характеристика и структурная модель дидактического информационного комплекса учебной дисциплины, позволяющего повысить эффективность процесса самостоятельной работы обучающихся. Представлено описание имеющихся системообразующих связей, а также краткое содержание основных компонентов структурной модели.
Ключевые слова: информационно-технологическое обеспечение, дидактический информационный комплекс, модель, самостоятельная работа.
The article deals with the characteristics and the structural model of the academic subject didactic information complex allowing the increase of learners' independent work efficiency. The description of the possessed system forming connections as well as the summary of the structural model basic components is represented.
Keywords: Information and technological support, didactic information complex, model, independent work.
В настоящее время важную роль в учебном процессе вузов стало занимать информационно-технологическое обеспечение, отвечая при этом современным тенденциям в развитии системы высшего профессионального образования, связанным в том числе с процессом модернизации, разработкой и реализацией профессионально-ориентированных технологий обучения.
Следует заметить, что информационно -технологическое обеспечение учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях в части, касающейся одного из его компонентов (информационного), может быть реализовано с применением дидактических информационных комплексов различных учебных дисциплин (далее по тексту ДИК) [4]. Данная позиция обоснована для учебного процесса в целом и процесса самостоятельной работы обучающихся в частности.
Возможность и целесообразность использования ДИК в качестве одного из основных средств, позволяющих повысить эффективность процесса самостоятельной работы обучающихся, подтверждены рядом проведенных исследований [2-4 и др.]. При этом самостоятельная работа, организованная с использованием ДИК, характеризуется максимальной доступностью для обучающихся всем необходимым для самостоятельного изучения материалом, возможностями осуществлять учебно-познавательную деятельность в удобном индивидуальном темпе, проводить автоматизированный самоконтроль и тестирование, а также другими показателями, которые определяют очевидные преимущества перед самостоятельной работой, организованной с использованием традиционных ресурсов.
С учетом того, что ДИК в основном ориентиро-
ваны на использование обучающимися в процессе своей самостоятельной работы, их применение может быть одним из ключевых педагогических условий информационно-методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы в вузе.
Структура и наполнение ДИК в зависимости от целей и содержания обучения, а также решаемых дидактических задач могут отличаться друг от друга. Поэтому структурная модель ДИК, представленная на рисунке 1, отражает лишь один из возможных типовых вариантов, предлагаемых для конструирования дидактических комплексов и, следовательно, не претендует на полную универсальность. В процессе разработки указанной модели учитывались позиции системного, технологического, компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Рис. 1. Структурная модель ДИК.
© О.Б. Самойленко © O.B. Samojlenko
Функционально связанные между собой компоненты (модули) ДИК находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и составляют определенную целостную систему. К ним относятся: тематический проводник (рубрикатор), ресурсы информационной поддержки, комплект методических материалов, система контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности обучающихся, а также пакет дополнительных программ.
В свою очередь ресурсы информационной поддержки включают в свой состав комплект дидактических материалов, средства динамической визуализации и мультимедиа, электронную библиотеку, а также информационную справочную систему. Эти ресурсы рассматриваются как ключевые элементы модели, соответствующие целям профессиональной подготовки обучающихся, и являются неотъемлемой частью дидактической системы. Следует отметить, что на ресурсы информационной поддержки возлагаются важные дидактические функции, в том числе координирующая, систематизирующая, самообразовательная, информационная, а также управления познавательной деятельностью обучающихся.
Далее представлена краткая характеристика основных компонентов структурной модели ДИК.
Надстройкой дидактического комплекса является тематический проводник, который имеет многоуровневую структуру (количество уровней зависит от структуры учебной дисциплины) и выполняет навигационную функцию внутреннего меню.
Одним из наиболее востребованных обучающимися компонентов, в том числе благодаря быстрому доступу к нему, является комплект дидактических материалов, включающий структурированные по темам материалы лекций и других видов занятий. Эти материалы, как правило, разрабатывают с использованием стандартных программ пакета Microsoft Office в виде презентаций, текстовых документов или другом виде.
Комплект дидактических материалов находится в тесной взаимосвязи с комплектом средств динамической визуализации и мультимедиа, которые позволяют дополнить и в определенной мере расширить содержание предметной области дисциплины. Представление информации с использованием мультимедийных средств, а также программных продуктов, обеспечивающих динамическую визуализацию различных процессов и явлений, позволяет сделать самостоятельную работу обучающихся более интересной и увлекательной, повысить мотивацию учебно-познавательной деятельности и создавать условия для восприятия учебной информации на более высоком качественном уровне.
Учитывая тенденции развития современных информационных технологий в контексте их применения в ДИК, следует также обратить внимание на то, что в обозримом будущем средства динамической визуализации и мультимедиа могут быть представлены в формате 3D, обеспечивающем объемное трехмерное отображение информации, при обязательном условии соответствующей программной и аппаратной поддержки. С широким
внедрением подобных информационных технологий в процесс профессиональной подготовки в вузе следует ожидать скачка в повышении эффективности образовательного процесса. Основание таких ожиданий связано с потенциальными возможностями, заложенными в новейшие информационные технологии. Например, представление информации о том или ином объекте или явлении с новых, ранее недоступных по ряду причин сторон, позволит обучающимся заглянуть внутрь изучаемого объекта на уровне макро- и микромира, увидеть изнутри скрытые элементы системы, созерцать сложные для визуального восприятия процессы при их динамической визуализации.
В состав электронной библиотеки входят электронные книги (электронные издания), отражающие основное содержание учебной дисциплины. В библиотеке предпочтительно иметь электронный учебник, представляющий собой основной носитель научного содержания учебной дисциплины, электронные аналоги печатных изданий, а также различные электронные учебные и справочные пособия, соответствующие предметной области дисциплины. Традиционное назначение электронных книг (изданий) в условиях самостоятельной работы обучающихся, безусловно, сохраняется. Наиболее распространенными в настоящее время форматами электронных книг являются: PDF, DjVu и FictionBook.
Интегрированная в состав ДИК информационная справочная система представляет собой гипертекстовую структуру, функционирование которой осуществляется посредством системы управления базами данных. В зависимости от назначения справочная система имеет дело с предметной областью, нашедшей отражение в содержании дисциплины. Объекты системы обладают определенным набором свойств (атрибутов), значимость которых зависит от их назначения. Заменой указанному компоненту может служить систематизированный словарь терминов и определений, соответствующий данной предметной области (актуально для учебных дисциплин социально-гуманитарной направленности).
Методический аспект функционирования модели ДИК обеспечивает комплект методических материалов, который позволяет реализовать координирующую функцию, а также, в большей мере, чем другие компоненты, функцию управления познавательной деятельностью обучающихся. В его состав входят методические рекомендации преподавателя для подготовки к различным видам занятий, учебно-познавательные задания обучающимся, инструкции и практические рекомендации, в т. ч. и по использованию ДИК.
Функционирование системы контроля и оценки уровня профессиональной подготовленности обучающихся - компонента, который реализует обучающую и контрольно-оценочную функцию ДИК, обеспечивает интегрированная в дидактический комплекс контрольно-обучающая программа, имеющая в основе банк программно-дидактических тестовых заданий (ПДТЗ) по учебной дисциплине. Работа с этим компо-
нентом ДИК предоставляет возможность пользователю на определенном этапе самостоятельной работы осуществлять самоконтроль и самооценку уровня своей профессиональной подготовленности в рамках содержания разделов (тем) курса учебной дисциплины.
Банк ПДТЗ позволяет осуществлять адекватную целям изучения учебной дисциплины проверку степени усвоения ее содержания и обеспечивает возможность формирования тестов различного объема и назначения. Тест, представленный системой ПДТЗ, позволяет с требуемой объективностью оценить уровень обученности субъекта тестирования в данной предметной области [1]. Для создания банка ПДТЗ следует опираться на содержательную структуру учебной дисциплины, выраженную в дидактических единицах с учетом имеющихся связей между ними. Проектирование и конструирование тестовых заданий с позиций технологического подхода следует осуществлять с учетом нескольких уровней сложности. Легкие задания (первый уровень сложности) могут быть использованы для выявления степени усвоения дидактических единиц, образующих основу учебной дисциплины, ее теоретический базис. Задания средней трудности (второй уровень сложности) - для выявления степени усвоения дидактических единиц разделов и тем, развивающих и дополняющих базис учебной дисциплины и ее содержательное ядро. Задания повышенной трудности (третий уровень сложности) - для выявления степени усвоения системы знаний, включающей теоретическую и практическую составляющие учебной дисциплины. Формы представления тестовых заданий, как правило, стандартизированы (например, открытая, закрытая, на установление правильной последовательности, на установление соответствия).
Пакет дополнительных программ может быть установлен на персональном компьютере в период инсталляции ДИК (выборочно или полностью, при необходимости и по желанию пользователя). Программы этого пакета предназначены для обеспечения работы с отдельными элементами компонентов ДИК, которые не поддерживаются стандартными программами.
Следует подчеркнуть, что применение ДИК может считаться одним из основных инновационных педагогических условий организации самостоятельной работы, способствующих повышению уровня сформи-рованности профессиональных компетенций обучающихся. Подтверждением этому является положительная динамика поуровневой сформированности профессиональных компетенций, представленная в работе [3]. Однако следует сказать о том, что применение ДИК в процессе самостоятельной работы не является панацеей. Для объяснения данной позиции представляется возможным провести аналогию реализации данного условия, например, с комплексной терапией при лечении заболеваний. Сущность аналогии заключается в следующем: как и при лечении, характеризующемся со стороны больного несистемным и беспорядочным приемом лекарственных препаратов, несоблюдением режима и рекомендаций лечащего врача, сложно добиться предпо-
лагаемого положительного эффекта, так и при использовании ДИК обучающимися, которые рассматривают его лишь в качестве увлекательной «игрушки» и хаотично «путешествуют» в содержательном наполнении его компонентов вместо полноценной работы, сложно реализовать заложенные в дидактический комплекс функции и достичь того уровня, который доступен обучающимся при осознанном, грамотном и умелом использовании ДИК в своей самостоятельной работе.
В то же время, готовность профессорско-преподавательского состава (III 1С) к разработке и модернизации ДИК по оценкам экспертов [3] находится на низком уровне. Такое положение дел обусловлено следующими причинами: во-первых, в вузах, как правило, отсутствует система специальной подготовки ППС по указанному направлению; во-вторых, компьютерные учебные программы создаются специалистами в области программирования чаще без участия ведущих специалистов в области дидактики. Кроме того, следует констатировать факт о том, что отдельные педагоги, имеющие продолжительный стаж своей педагогической деятельности, далеки от современных информационных технологий и в силу консерватизма своего мышления в полной мере не понимают значимости информационно-технологического обеспечения учебного процесса, высказывая определенные сомнения по поводу педагогических возможностей различных программных продуктов, в том числе и дидактических информационных комплексов.
Заинтересованность ППС вузов в разработке и модернизации ДИК учебных дисциплин может быть достигнута, например, путем поощрения труда новаторов, проведения регистрации разработанных учебных программных продуктов с последующим учетом результатов в вузовской системе рейтинга ППС. Определенный положительный эффект также появляется при обмене опытом среди ППС во время научно-методических сборов и семинаров, научно-практических конференций и других мероприятий, проводимых в вузе, где осуществляется обсуждение новых достижений в области современных информационных технологий.
Таким образом, структурная модель ДИК, которая была рассмотрена выше, отвечает современным требованиям, предъявляемым к учебно-методическим комплексам, и может служить своеобразным ориентиром для модернизации системы самостоятельной работы в российских вузах в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных средств и технологий, обусловливающих переход к этапу широкомасштабной информатизации образовательной среды. Данная позиция подтверждена положительными результатами, полученными в ходе педагогического исследования [3] по применению ДИК в качестве средства обеспечения самостоятельной работы обучающихся.
Библиографический список
1. Караушев В.Ф. Проектирование банка программно-дидактических тестовых заданий / В.Ф. Караушев, Л.В. Терентьева, Т.Н. Тягунова. Под ред. В.И. Васильева. М.: ИКАР, 2005. 64 с.
2. КозачокА.И. Формирование профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса в военном вузе: монография. Орел: Академия ФСО России, 2010. 136 с.
3. Самойленко О.Б. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами организации самостоятельной работы: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Орел, 2013. 222 с.
4. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография. Под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011. 338 с.
References
1. Karaushev V.F. The development of a software-based didactic tests bank / V.F. Karaushev, L.V. Terentyeva, T.N. Tyagunova. Ed. V.I. Vasilyev. М.: IKAR, 2005. 64 p.
2. KozachokA.I. Forming the professional competence of educational process subjects in the military institution of higher education: the Monograph. Orel: Academy of the Federal Guard Service of Russia, 2010. 136 p.
3. Samoilenko O.B. Forming the professional competence of military institution cadets by means of organizing their independent work: dis. ... Cand. of pedagogical science: 13.00.08. Orel, 2013. 222 p.
4. Technologies of training specialists in the professional education system: the Monograph. Ed. P.I. Obraztsov. Orel: OSU, 2011. 338 p.