Naimov Umeddzhon Toshmadovich FORMATION OF INFORMATION .
pedagogical sciences
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0044
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП
© 2019
Наимов Умедджон Тошмадович, соискатель кафедры гуманитарных наук Институт технологий и иновационного менеджмента (735360, Республика Таджикистан, Куляб, ул. Борбад, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые дидактические принципы и условия формирования информационно-коммуникационной компетентности руководителей академических групп с учетом современных достижений педагогической науки в области применения ИКТ. При этом важным является умение правильно оценить ситуацию и принять эффективное решение в профессионально-педагогической деятельности, с использованием ИКТ. Подготовка будущих специалистов предполагает определенные педагогические условия, нацеленные на получение желаемого результата с применением ИКТ в педагогической деятельности. Автор рассмотрел единство теоретической и практической подготовки руководителей академических групп в условиях применения различных методов их подготовки, нацеленных в свою очередь на формирование и развитие информационной культуры личности.
Ключевые слова: информационная культура, информационно-коммуникационная компетентность, информационно-коммуникационные технологии, дидактические принципы, педагогические условия, профессиональная деятельность, руководители академических групп.
FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF HEADS OF THE ACADEMIC GROUPS
© 2019
Naimov Umeddzhon Toshmadovich, applicant of department of the humanities Institute of technologies and innovative management (735360, Republic of Tajikistan, Kulob, Borbad St., 1 of e-mail: [email protected])
Abstract. In article some didactic principles and conditions of formation of information and communication competence of heads of the academic groups taking into account modern achievements of pedagogical science in ICT range of application are considered. At the same time the ability to correctly assess a situation and to make an effective decision in professional and pedagogical activity, with use of ICT is important. Training of future experts assumes the certain pedagogical conditions aimed at obtaining desirable result with use of ICT in pedagogical activity. The author considered unity of theoretical and practical training of heads of the academic groups in the conditions of application of various methods of their preparation aimed in turn at formation and development of information culture of the personality.
Keywords: information culture, information and communication competence, information and communication technologies, didactic principles, pedagogical conditions, professional activity, heads of the academic groups.
Сегодня можно смело утверждать, что информационное общество определяет социально-культурную жизнь человека, а также формирует и развивает информационную культуру личности - «умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), современные технические средства и методы»[1, с. 102-104].
В связи с этим особое значение приобретает формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) руководителей академических групп.
В процессе формирования ИКК руководителей академических групп мы руководствовались основными дидактическими принципами, к важнейшим из которых относятся:
1. Принцип научности предполагал использование научно достоверных фактов и отражение современных достижений науки в области ИКТ.
2. Согласно принципа связи с жизнью, будущая профессиональная деятельность должна объективно отражаться в процессе подготовки, в то же время, процесс подготовки должен четко ориентироваться на конкретные задачи, стоящие перед куратором в сфере технологического управления группой; на умение использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
3. Принцип единства воспитания предусматривал комплексный подход к формированию соответствующих знаний, умений в отношении ИКТ, интереса к овладению ИКТ, осознание личностного смысла на значимости ИКК.
4. Принцип единства теоретической и практической подготовки предусматривал сочетание различных методов учебно-воспитательной работы, теоретической подготовки с педагогической практикой; практическое применение приобретенных теоретических знаний применительно к ИКТ, ИКК и осмысления воспринятых во время педагогической практики фактов.
5. Систематичность и непрерывность подготовки
способствовала последовательному, глубокому, сознательному и системному усвоению теоретических знаний об ИКТ и практических умений и навыков владения ИКТ, набором операционных умений, владение навыками обработки информации, умение работать с педагогическими программными средствами и тому подобное.
6. Принцип концентричности предусматривал постепенное расширение и усложнение материала с целью углубления соответствующих знаний и совершенствования умений у руководителей академической группы представлен в отношении ИКТ, по применению ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
При этом в процессе формирования ИКК необходимо учитывать педагогические условия её формирования.
Первое педагогическое условие предполагает приобретение желаемого характера установок на использование ИКТ в педагогической деятельности. Указанное составит аксиологическое основание по развитию у руководителей академической группы ИКК.
Второе педагогическое условие обеспечивает овладение знаниями содержания компетентности, ведь именно на основе индивидуального подхода и субъект-субъектного взаимодействия между кураторами и студентами можно наиболее полно и глубоко усвоить знания об ИКТ и особенности использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
Благодаря реализации третьего педагогического условия формируется способность инициировать педагогическую деятельность с использованием ИКТ, творчески и ответственно ее осуществлять, контролировать, достигать запланированного, проектировать дальнейшую деятельность на более высоком уровне, работать с педагогическими программными средствами, творчески подходить к проведению занятий с применением ИКТ.
Основными методами, которые помогут достичь желаемого результата - сформировать ИКК у руководителей академических групп, определены следующие инновационные методы обучения [2-11]:
педагогические науки
Наймов Умедджон Тошмадович ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО ...
- игровое моделирование, ролевые и деловые игры, дискуссии, конференции, мозговой штурм;
- кейс-метод, метод проектов;
- учебное и имитационное моделирование проблем, которые изучаются;
- веб-конференции, вебинары, телекоммуникационные проекты, компьютерная визуализация объекта или процесса;
- программируемое обучение и др.
В процессе формирования компонентов (мотиваци-онно-ценностного, информационно-познавательного и технологически-результативного) поэтапно формируются уровни ИКК у руководителей академической группы от элементарно-репродуктивного через концептуально-продуктивный к методологически-творческому. Сформированность концептуально-продуктивного и методологически-творческого уровней обеспечивает достижение высоких уровней ИКК у руководителей академической группы. При этом каждый этап экспериментальной методики имел четко определенную цель, задачи, предусматривал использование соответствующих форм, методов, что способствовало формированию ИКК у руководителей академической группы.
Рассмотрим подробнее содержание каждого из этапов разработанной нами методики, направленной на формирование ИКК у руководителей академической группы.
Организационно-побудительный этап составляет период становления соответствующего характера установок на использование ИКТ в будущей педагогической деятельности. Он направлен, в основном, на формирование мотивационно-ценностного, а также информационно-познавательного компонентов ИКК.
Задачи организационно-побудительного этапа: обеспечить осмысление и переосмысление значения для будущей профессиональной деятельности владение ИКТ и осознание личностного смысла и значимости ИКК, направить на совершенное овладение ИКТ, актуализировать потребность в овладении ИКТ, развивать стремления к профессиональному самосовершенствованию в отношении овладения ИКТ, формировать необходимый комплекс знаний об ИКТ через организацию деятельности. С целью достижения поставленных задач эффективными являются такие традиционные формы и методы обучения: лекции, семинарские и практические занятия. Среди инновационных методов обучения, которые использовались нами во время эксперимента для формирования ИКК у руководителей академической группы, были следующие:
- мозговой штурм, круг идей, микрофон;
- дискуссия, работа в малых группах;
- ассоциативный куст;
- метод проектов;
- беседа по Сократу (студенты задавали проблемные вопросы и искали пути их решения);
- деловые игры (воспроизводилась поведение и деятельность кураторов в тех или иных ситуациях);
- кейс-метод и другие [12-14].
Реализация поставленных задач по формированию ИКК обеспечивалась при условии максимального использования потенциальных возможностей всех учебных предметов, предусмотренных учебным планом подготовки будущего руководителя академической группы в вузе. При этом постоянно происходило обогащение содержания учебных предметов учебно-методическим материалом, способствующим формированию определенных составляющих ИКК будущих руководителей академической группы. Кроме того, постоянно происходил отбор эффективных форм, методов и средств формирования исследуемого качества, а также обеспечение последовательности и согласованности в достижении поставленных задач по формированию ИКК будущих руководителей академической группы.
Для выполнения задач организационно-побудитель-
ного этапа формирования ИКК в содержании традиционных дисциплин учебного процесса совместно с кураторами, были определены темы и дополнены вопросами, что способствует формированию интереса к овладению ИКТ. В частности, во время изучения курса «Теория и методика профессионального обучения», целью которого является теоретические основы педагогической организации и проведения аудиторной и внеаудиторной учебно-воспитательной работы, особое внимание обращалось на углубление содержания дисциплины, в частности, в отношении деятельности руководителей академической группы, практической и методической готовности студентов.
Положительно оцениваем то, что на организационном этапе формирования ИКК у руководителей академической группы осуществлялось как в аудиторных условиях, так и во внеаудиторной работе. На этом этапе нами широко использовались беседы, дискуссии, анализ ситуаций, визуализация учебного материала, имитационное моделирование проблем, программируемое обучение, метод проектов и т.д.
Следующий, когнитивно-процессуальный этап составляет период овладения знаниями содержания и ИКК. Он направлен на дальнейшее развитие мотивационно-ценностного компонента, и, главным образом, информационно-познавательного компонента ИКК. Задача когнитивно-процессуального этапа: обеспечить полноту, глубину, системность знаний у руководителей академической группы ИКТ, направить на получение знаний об особенностях использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленных задач эффективными являются такие формы и методы обучения: лекции, семинарские и практические занятия, тренинги, деловые и ролевые игры, педагогические задачи, работа в проектах; учебное моделирование; дидактические игры; проблемно-поисковые, интерактивные, ролевые игры, конкурсы, «мозговые штурмы», анализ видео ситуаций; компьютерная визуализация объекта или процесса; педагогическая программная разработка и другие.
В свою очередь И.А. Зимняя [15] дает характеристику таким компонентам компетенций, как: готовность к актуализации компетентности (мотивационный аспект); овладение знаниями содержания компетентности (когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в различных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата применения компетентности.
В структуре ИКК А.А. Толкачева определяет: познавательную и социальную мотивацию; систему знаний; совокупность умений и навыков; способы деятельности и субъективный опыт; индивидуально-личностные характеристики руководителя, выделяя, соответственно, компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, практический и личностный) [16].
Рефлексивно-продуктивный этап формирования ИКК у руководителей академической группы составляет период приобретения опыта проявления ИКК в профессиональных условиях. Он направлен на дальнейшее развитие информационно-познавательного компонента и, главным образом, на формирование технологически-результативного компонента ИКК. Задачи рефлексивно-продуктивного этапа: обеспечить совершенное овладение руководителями ИКТ, направить на овладение набором операционных умений и навыков обработки информации, умениями работать с педагогическими программными средствами; побудить кураторов к осуществлению самоконтроля, самоанализа и самооценки применения ИКТ. Для достижения поставленных задач эффективными являются такие формы и методы обучения: практические задания; разработка веб-страниц для
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28)
177
Naimov Umeddzhon Toshmadovich pedagogical
FORMATION OF INFORMATION ... sciences
сайтов; интерактивные методы: кейс-метод, метод проектов; учебное моделирование и тому подобное.
В структуре ИКК Ю.Г. Плаксина [17] выделила следующие компоненты: когнитивный (готовность и способность к овладению новой информацией, ее взаимодействие с имеющимися знаниями); мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде); коммуникационный (знание, понимание, применение технических средств коммуникаций в процессе передачи новой информации); рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности); технологический (понимание принципов работы и возможностей ИКТ).
Во время эксперимента на всех этапах активно использовалась работа с педагогическими программными средствами (ППС) - современными электронными мультимедийными учебниками, которые представляют собой целостную дидактическую систему, которая основана на использовании компьютерных технологий и средств Интернет, ставящая целью обеспечить обучение по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процесса обучения. Важным моментом в реализации поставленной цели является высокий уровень создания информационно-технического обеспечения с использованием современных 1Т-технологий и соответствие международным стандартам.
Педагогические программные средства имеют реальные преимущества по сравнению с бумажными носителями информации или, даже, с электронными книгами. Самое большое преимущество этого образовательного продукта заключается в том, что это не обычный электронный учебник на электронном носителе, а целостная программа, сочетающая теоретические и практические вопросы, виртуальные лабораторные работы и практикумы, имеет электронный журнал успеваемости, конструктор уроков, компьютерные анимации физико-химических процессов, интерактивные и тестовые задания и много других возможностей. ППС являются не только экономически выгодными, но и более понятными для современной молодежи, работа с ППС активизирует мотивацию и самостоятельное мышление учащихся. С развитием науки и техники учебная информация может изменяться быстрыми темпами, поэтому использование именно Интернет-ориентированных электронных учебников дает еще одно преимущество - их легко обновлять, не неся при этом существенных затрат. ППС предусматривают значительное количество и высокое качество иллюстративных материалов (рисунков, графиков, карт, схем, фотографий, видеофрагментов, звуковых рядов, интерактивных моделей, тренажеров, 2D-, 3D-анимации и др.), что способствует высокому уровню эффективности обучения.
ППС позволяют объективно и достоверно определять уровни достижений с помощью разнообразных многоуровневых тестов, задач, тренажеров. При этом эффективность работы куратора повышается, увеличивается составляющая творческой работы. Преподаватель может дополнять, модифицировать, корректировать учебник с учетом возрастных, психологических, социальных и региональных условий. ППС предоставляет возможность организовать виртуальную работу, которую по тем или иным причинам невозможно провести в реальной обстановке.
Завершающим этапом формирования ИКК у руководителей академической группы в процессе профессиональной подготовки является конкретизация ожидаемых результатов данного процесса. Результативный компонент процесса формирования ИКК у руководителей академической группы в процессе профессиональной подготовки представляет единство трех взаимосвязанных аспектов ИКК: мотивационно-ценностного, информационно-познавательного и технологически-результативно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гендина, Н.И. Информационная культура и информационное образование /Н.И. Гендина //Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар. научн. конф. — Краснодар-Новороссийск, 17—19 сент. 2016 г.: Тезисы докл. — Краснодар, 2016. - С. 102-104.
2. Сысоева Е.Ю. Инновационные методы обучения в системе профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 299-301.
3. Ефремкина И.Н. Инновационные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов (на примере психологии) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 74-80.
4. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 200-209.
5. СундееваЛ.А., ОсадчиковаЕ.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.
6. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 109-111.
7. Шарыпова Н.В., Павлова Н.В. Квест и кейс как элементы интерактивных технологий в современном биологическом образовании // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 297-301.
8. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143145.
9. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.
10. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоори-ентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 65-68.
11. Гоева В.В., Миронов К.Е. Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин в вузах // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 11-15.
12. Иванова О.Э., Хабибуллин Ф.Х. Трансформация сократической беседы как образовательной практики // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 246-249.
13. Таренко Л.Б. Формирование аналитических умений в процессе личностно ориентированного обучения на основе метода проектов // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 46-50.
14. Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция мо-дульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «История математики» //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
15. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М, 2004. - 180 с.
16. Толкачева, А.А. Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей / Автореф. дисс. ... 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / А.А. Толкачева. - Тула, 2012. - 20 с.
17. Плаксина, Ю.Г. Формирование информационно-коммуникационной компетенции студентов вуза при изучении общих математических и естественнонаучных дисциплин / дис.....канд. пед. наук.
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / Ю.Г. Плаксина. — Челябинск, 2007. — 254 с.
Статья поступила в редакцию 29.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019