УДК 330.341
СТРУКТУРНАЯ ДЕКОМПОЗИЦИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИННОВАТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ STRUCTURAL DECOMPOSITION OF ENTERPRISES INNOVATIVENESS COMPONENTS
Бояринова Е.А., канд., экон., наук, доц., Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт" Boyarinova E.A., PhD., Econ., Sciences, Assoc., National Technical University of Ukraine "Kyiv Polytechnic Institute"
Рассмотрено содержания понятия инновативность предприятия, предложена его структурная декомпозиция с обоснованием составляющих.
Ключевые слова: инновативность предприятия, инновационная восприимчивость, инновационное поведение, динамические способности, научно-исследовательский и инновационный потенциал
Annotation: Considered the content of the concept of enterprises innovative-ness, offered its structural decomposition with a rationale of its components
Keywords: innovativeness of the enterprise, innovative receptivity, innovative behavior, dynamic capabilities, scientific research and innovation potential
Новаторство, исходя их високорисковых и конкурентных условий деятельности предприятий, все больше становится основой его функционирования, рассмотрение которого требует изучения содержания инновативности предприятия и ее компонент.
Таким образом, целью исследования является определения сущности понятия инновативности предприятия и структурная декомпозиция ее составляющих.
В исследовании ученых привлекает внимание использование двух дефиниций - инновационность и инновативность. Д.Е. Пальцев определяет ин-новационность как основное конкурентное преимущество стратегии предприятия [1]. Инновационность предприятия следует воспринимать как его переход на интенсивный путь расширенного воспроизводства с развертыванием инновационной деятельности на основе освоения новейших достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих ощутимые конкурентные преимущества в мировом масштабе [1]. Инновативность предприятия - это способность экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия, четко отслеживать и реагировать на все возможные, даже незначительные изменения конъюнктуры рынка (спроса, цены), конкурентоспособности предприятия и т.п. путем выпуска новой или усовершенствованной старой продукции спрос на которую снизился; внедрение прогрессивных, ресурсосберегающих технологий и сбыта
14 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1, 2013 продукции; усовершенствование систем, методов управления, применения новейших маркетинговых стратегий [2, С. 148]. Т. С. Мажуга инноватив-ность предприятия определяет как функцию управления инновационной деятельности в составе механизма управления инновационной деятельностью, которая обеспечивает [2, С. 149]:
- способность реагировать на изменения на рынке путем перестройки производства на выпуск конкурентной продукции, технологий и управления производством;
- систематический мониторинг изменений конъюнктуры рынка (конкурентоспособности продукции, цен спроса и т. д.) для оценки их влияния и соответствия ресурсному потенциалу предприятия (кадровому, научно-техническому, экономическому, лабораторно-экспериментальному) и приведение конъюнктуры рынка в соответствие с инновационным потенциалом предприятия.
Акцентируя внимание на указанных различиях, на наш взгляд, для определения функциональности предприятия, имеет смысл рассматривать именно его инновативность, как качественную характеристику управленческой экономической системы.
Характерными составляющими инновационности предприятия, в связи с ее управленческой функцией, следует считать:
- уровень инновационной восприимчивости.
Инновативность предприятия часто отожествляют с инновационной восприимчивостью, но на наш взгляд, инновационная восприимчивость является ее составляющей. Е.А. Монастырный определяет инновационную восприимчивость в контексте одного из элементов интегральной оценки инновационного потенциала и формулирует её как характеристику системы и её элементов [3, С. 30]. О.К. У1а&ш1гоуа - как наличие и способность экономических систем осуществлять и реализовывать инновационные процессы, исходя из имеющихся условий и ресурсов, в рамках проводимой территориальной инновационной политики [4]. Ф. Г. Милых, Д. Е. Ковалевская - как наличие экономических, технологических, потребительских и ресурсных условий к потреблению, разработке и производству (рассматриваемых независимо либо совместно, в зависимости от задач решаемых экономической подсистемой) инновационных продуктов и услуг [5]. Т.В. Данильченко - как способность рационально использовать ресурсы и инновационные технологии в контексте представленных на рынке потребностей с целью получения прибыли [6, С. 30].
Таким образом, инновационная восприимчивость характеризует возможность предприятия как системы принимать, аккумулировать, изменять, адаптировать и трансформировать в экономический результат внешние акцепторы, стимулирующие, мотивирующие и побуждающие к инновационным действиям;
- цикличность воспроизводства инновационного потенциала.
Наличие инновационного потенциала в быстро меняющихся высоко конкурентных условиях и динамизма научно-технического прогресса, не дает возможности поддерживать уровень инновативности. Вследствие этого на первый план выходит не просто его наличие, а именно воспроизводство в циклическом отображении;
Согласно концепции спирали инновационная деятельность представляет собой циклический свободно структурированный процесс, позволяющий перемещаться из одной точки цикла в другую в любое время и в любом порядке, что в конечном итоге приводит к инновационному прорыву [7]. Ведущим компаниям-новаторам этот подход позволяет [7]:
1) грамотно использовать меняющиеся внешние условия;
2) непрерывно перестраивать бизнес-модель с целью получения конкурентного преимущества;
3) решать посредством инноваций конкретные бизнес-задачи, например связанные с повышением маневренности или производительности.
- характер инновационного поведения.
Инновационное поведение отображает действия предприятия касательно его активности, инерционности, агрессивности, пассивности, интенсивности реализации и направленности инновационной деятельности. От характера инновативности зависит поведение экономических агентов как при взаимодействии с другими агентами, так и внутри механизмов функционирования.
Предприятия различают по четырем типам инновационного поведения: виолентному, патиентному, эксплерентному, комутантному. Развитие данных исследований нашло отображение в работе О.Г. Голиченко, Ю.Е. Бальчевой, которые применили разграничение соответственно модели инновационного поведения при учете благосостояния предприятия (табл. 1).
Переориентация промышленных предприятий на инновационную модель поведения хозяйственно-экономической деятельности требует новых подходов не только по созданию, внедрению и использованию инноваций в производстве, организационно-экономических аспектах ведения хозяйственной деятельности, но и в бизнесе. Поэтому формирования бизнес-потенциала промышленного предприятия, в конкурентных условиях и быстрых процессах научно-технического развития становится возможным в случае активного использования инноваций:
- тезаврация и оперирование динамическими способностями, включительно со способностями к изменениям.
Д. Коллиз предлагает разделять способности соответственно таким уровням как [9]:
- способности нулевого уровня (способности, необходимые для выживания компании и поддержания ключевых бизнес-процессов);
- второй уровень - динамические способности (способности к динамического улучшению организационных бизнес-процессов);
16 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1, 2013 Таблица 1. Сравнительна характеристика моделей
инновационного поведения при учете благосостояния
Признаки Модель инновационного поведения, характерна для сравнительно не высокого уровня благосостояния Модель инновационного поведения, характерна для средне-высокого и высокого уровня благосостояния
Исследовательский потенциал Исследовательский потенциал низкий. Инновационный цикл начинается с имитации продуктов на основе нелегального заимствования или ре-инжиниринга Присутствует значительное увеличение исследовательского потенциала, что приводит к возможности самостоятельного создания. Увеличение уровня научно-исследовательского потенциала позволяет создавать инновации в кооперации
Продолжительность диффузии Цикл ре-инжиниринг-диффузия имеет значительную продолжительность и не сопровождается значительным повышением технологического уровня Продолжительность процесса диффузии значительная, стадия диффузии сменяется стадией создания новых продуктов или их значительным усовершенствованием
Использование закрытых и открытых инноваций Достижения быстрого успеха за счет продуктовой экспансии в ущерб повышению технического уровня производственной базы. Максимально открытый характер инноваций с высокой активностью процессных инноваций Смещение в сторону закрытых инноваций. Присутствует циклическая смена процессов создания новых для рынка и усовершенствованных инноваций и процессов, их распространение при активном использовании открытых инноваций
Затраты на исследования и разработки Не значительные Значительные
Увеличение благосостояния Производство новой продукции для локального рынка. Инновации носят преимущественно продуктовый характер, диффузия достигает значительной величины. Этапы активной имитации продукта, закупкой технологий сменяются этапами модернизации технологии и выпуском продуктов, активной борьбы за рынок Реализуется тип поведения, основанный на создании опорных инноваций, распространяемые за пределы локального рынка. Инновационный цикл делится на две стадии: 1) продукт имитируется, создается или модернизируется, 2) разворачиваются мощные процессы диффузии новых продуктов
Составлено на основе [8, с. 7-17]
Прием, аккум у лир о в ан ие: и зменен и с; алап тання, транс форм ац ия бн ешне го воздействия
I
I 1
к
Инновативность предприятия
Уров ен ь инн СБа цыоннсй в осп ринмчивости
I
Цикличность воспроизводства ини оваци онного потенци ала
Характер инновационного п оведен ия
Воспроизводство, в том числе при использовании концепции спи рали инн оваци онн ой деятельности
ii
Актиен остъ, агр ее си ви ость, ин ерц и онн ость, интенсивность реализации инн ованионной д еягельн ости в зависимости отвы бранной бизнес-модели и модели акцепторного восприятия и трансформации ресурсов, воздействий, экономических отношений
Тезаврация и оиериров ани е дин амическими сп ос обнос тям и
А
А.
Р евальв аци я ди намических снос обностей = опериров ание и исп ользование яеныа: р езера ны х и латентн ых сп ос [> бностей управленческим аппаратом
-JT-xr
Уровень научно и сследов ательско-го п отен циала
Реализаци я начальных стадий инновационного проц есс а и полн ого инновационного ц икла
j j
Рис. 1. С оставляющие инновативн ости предприятия с учетом их функционального единства
о со
ш РЧ
о
РЧ
m
с—1 ¡=3 m
i-З X со
ЕЕ
>
оо со
bQ
t—1 О СО
m
с.1 1-3 со о
со
>
ba
CZ3
- креативный или предпринимательский (способности, связанные с умением фирмы разрабатывать новые стратегии быстрее, чем конкуренты, путем распознания ценности различных ресурсов.
Т. Е. Андреева, В. А. Чайка иерархию динамических способностей определяют таким образом [10]:
1) функциональные (операционные) способности;
2) «ключевые» способности, формирующие ключевые компетенции, и, следовательно, лежащие в основе конкурентного преимущества;
3) динамические способности, позволяющие обновлять «ключевые» способности в соответствии с изменениями во внешней среде.
Соответственно Д. Дж. Тису. динамические способности позволяют деловым фирмам создавать, использовать и защищать нематериальные активы, которые поддерживают более высокую результативность компаний. Микрооснования динамических способностей — конкретные умения, процессы, процедуры, организационные структуры, правила принятия решений и порядки, которые лежат в основе способностей фирмы распознавать (sensing), использовать (seizing) и реконфигурировать возможности [11]. Согласно Р. Амиту и П. Шумейкеру - это повторяющийся процесс продуктовых инноваций, производственной гибкости, способности реагирования на рыночные изменения [12].
Исходя из вышеуказанного, инновационность функционирования зависит от наличия и ревальвации динамических способностей, а также возможностей управленческого аппарата к оперированию ими, используя при этом как явные, резервные, так и латентные способности.
- уровень научно-исследовательского потенциала.
Научно-исследовательский потенциал предприятия - отражает наличие
результатов научно-исследовательских работ, способность проведения исследований с получением пробной продукции или опытного образца с целью их внедрения в производство новой продукции [13, С. 350]. Уровень научно-исследовательского потенциала, в отличии от инновационного показывает возможность предприятия реализовывать начальные стадии инновационного процесса, а не передавать их выполнение партнером или специализированным организациям.
Таким образом, проведенное исследование дало возможность определить, что инновативность следует рассматривать как качественную характеристику управленческо-экономической системы предприятия. Её составляющими следует считать уровень инновационной восприимчивости, цикличность воспроизводства инновационного потенциала, характер инновационного поведения, тезаврация и оперирование динамическими способностями, включительно со способностями к изменениям, уровень научно-исследовательского потенциала. Дальнейшее исследование в этой области может быть связано с типизацией предприятий по степени их инноватив-ности.
Библиографический список
1. Пальцев Д. Е. Развитие промышленного предприятии в условиях инновационной экономики - концептуальный подход [Электронный ресурс] / Д. Е. Пальцев // Инициативы XXI века Всероссийский научный и общественно-просветительский журнал. -2010. - № 3. - Режим доступа: http://www.ini21.ru/?id=1075
2. Мажуга Т.С. Инновативность предприятия - важнейшее конкурентное преимущество в реализации потенциала сельскохозяйственного предприятия [Текст] / Т.С. Мажуга //Вестник ИрГСХА. - 2013. - Выпуск 54 - С. 14б-153
3. Монастырный Е.А. Термины и определения в инновационной сфере [Текст] / Е.А. Монастырный // Инновации. — 200S. — № 2 (112). — С. 2S-31.
4. Vladimirova O.N. Organizatsionno-ekonomicheskie i institu-tsionalnyie osnovyi formi-rovaniya i funktsionirovaniya regionalnyih in-novatsionnyih sistem [Tekst]: monografiya. -M.: Dobroe slovo, 2011.
5. Милых Ф. Г. Индикаторы уровня инновационной восприимчивости экономических систем [Электронный ресурс] / Ф. Г. Милых, Д. Е. Ковалевская // Управление экономическими системами. - 2012. - № 4S. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-4S-122012/item/1SS0-2012-12-25-10-21-11
6. Данильченко Т. В. Проблемы инновационной восприимчивости в экономическом развитии республики Беларусь [Текст]/ Т.В. Данильченко //Вестник Самарского государственного экономического университета. -2011. - № 9 (S3). - С. 2S-31
7. Инновации для роста Инновации 2.0 — концепция спирали в инновационном развитии бизнес-моделей [Электронный ресурс] // Ernst & Young. - Режим доступа: www.ey.com/growingbeyond
S. Голиченко О.Г. Типичные модели инновационного поведения предприятий [Текст] / О.Г. Голиченко, Ю.Е. Балычева // Инновации. - 2012. - № 2 (1б0). - С. 3-12
9. Collis D.J. Research note: how valuable are organizational capabilities? [Tekst] / D.J. Collis Strategic Management Journal. - 1994. -Vol. 15, No.S. - pp.143-152.
10. Андреева Т. Е. Динамические способности фирмы: что необходимо, чтобы они были динамическими? [Текст] / Т. Е. Андреева, В. А. Чайка //Научные доклады № 2R-200б. СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 200б. - 32 с.
11. Тис Д. Дж. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании [Текст] / Д. Дж. Тис // Российский журнал менеджмента. - 2009. - Т.7., №2 - С. 59-10S
12. Amit R. Strategic assets and organizational rent [Tekst] / Amit, R., Schoemaker, P.J.H. // Strategic Management Journal . - 1993. - Vol.14, No.l. - pp.33-46.
13. Чирков С.О. 1нвестицп в шновацшний потенщал тдприемств / С.О. Чирков // Вь сник Нацюнального ушверситету "Львiвська пол^ехшка"Проблеми економши та управлшня 200S. -№ 62S. - С. 34S-351