42 I.',';:,1 IPEMEDUUM
Г.Г. ДАНАГУЛЯН, С.Г. СБОЕВА, д.фарм.н., профессор,
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Структурированная модель телефармации
КАК ПРИКЛАДНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение теоретических основ и практического опыта использования телекоммуникационных технологий в сфере обращения лекарств позволило разработать структурированную модель телефармации. Предложено определение телефармации как комплексной прикладной дисциплины, сформулированы ее цель и задачи, связанные с решением проблемы рационального использования лекарственных средств, определены средства их реализации. Систематизированы виды предоставляемых телефармацией услуг, их реализаторы и потребители, каналы передачи данных, представлены возможности практического использования телекоммуникационных каналов для повышения качества фармацевтической помощи.
Задачами государственной политики в сфере обращения лекарств являются: формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств; повышение информированности медицинских специалистов и населения в вопросах лекарственного обеспечения; оптимизация процесса обращения лекарственных препаратов [1, 2]. Важным условием эффективной реализации государственной политики в этой сфере является доступность фармацевтической информации. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, наблюдаемое в последние 10—15 лет, привело к изменению источников получения фармацевтической информации и создало новые инструменты ее дистанционной доставки потребителям и специалистам. С конца прошлого века стал широко использоваться термин «телефармация» — осуществление фармацевтической опеки посредством дистанционных коммуникационных технологий. Однако телефармацию целесообразно рассматривать не только в фокусе удаленной фармацевтической опеки. Расширение теоретического и практического базиса телефармации, а также многообразие дистанционных информационных каналов и их распространение выявили
Ключевые слова:
телефармация, рациональное использование лекарств, управление фармацевтической информацией, фармацевтическая опека, телекоммуникационные каналы
Keywords: telepharmacy, rational use of medicines, pharmaceutical information management, pharmaceutical care, telecommunication channels
A study of theoretical foundations and practical experience in the use of telecommunication technologies in the field of circulation of medicines allowed to develop a structured telepharmacy model. The authors suggest to define telepharmacy as a comprehensive applied discipline; its purpose and tasks associated with the challenge of rational use of medicines are outlined, and ways of implementation are identified. Types of services provided by telepharmacy, persons involved and consumers are presented in a systemic way; options for practical use of telecommunication channels to improve the quality of pharmaceutical care are offered. G.G. DANAGULYAN, S.G. SBOEVA, MD, Prof., First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov. THE STRUCTURED TELEPHARMACY MODEL AS AN APPLIED DISCIPLINE.
необходимость в принципиально новых концепциях и методах эффективного управления данными. Однако организационные и методические аспекты дистанционного управления фармацевтической информацией малоизуче-ны. В научной литературе отсутствуют работы, направленные на структурирование методического и практического инструментария телефармации как комплексной прикладной дисциплины. Между тем такая систематизация необходима для повышения эффективности использования и назначения лекарственных препаратов (ЛП). Цель представленного исследования — разработка структурированной модели телефармации как прикладной дисциплины, ориентированной на решение проблемы рационального использования лекарственных средств (РИЛС). Распространение практики использования информационных и телекоммуникационных технологий в медицине и фармации способствовало развитию дистанционных способов передачи данных. В оборот были введены относительно новые понятия: «телемедицина» и «телефармация» [3]. Изначально понятие «телефармация» использовалось для описания процесса дистанционного заказа и получения ЛП [4]. Однако в последующем спектр ее задач начал расширяться.
Актуальным примером практического использования телефармации являются пропагандируемые Всемирной организацией здравоохранения и Международной федерацией фармацевтов (МФФ) Лекарственные информационные центры (Drug Informaion Centres) для предоставления консультаций по использованию ЛП. МФФ были утверждены требования для формирования таких центров на государственном уровне, для распространения фармацевтической информации предполагается использование различных телекоммуникационных каналов: Интернета, телефонной связи и т. д. [5].
Примером телефармацевтической службы могут служить телефонные центры дистанционной передачи фармацевтической информации, при помощи которых возможно предоставление медицинским и фармацевтическим специа-
СТРУКТУРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ТЕЛЕФАРМАЦИИ КАК ПРИКЛАДНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ршшиим
МАРТ 2 0 16
43
листам, потребителям ЛП информации о правилах рационального использования ЛП и возможностях ценовой минимизации лекарственной терапии [6]. Дефицит кадров рассматривается экспертами как одна из весомых причин нерационального использования ЛП в труднодоступных и отдаленных регионах [7]. Практический опыт Австралии (Куинсленд), США (Аляска, Айова) показывает, что обеспечение специалистам и потребителям постоянного дистанционного доступа к фармацевтической информации способствует решению данной проблемы.
Имеются исследования, подтверждающие возможность снижения стоимости фармацевтических услуг при использовании телекоммуникационных технологий за счет аутсорсинга и использования «фармацевтических хабов» — фармацевтических отделов большой клиники, откуда посредством информационных технологий ведется круглосуточное дистанционное консультирование врачей, работающих в удаленных медицинских учреждениях [8]. Создание механизмов для перманентного сбора и анализа информации об употреблении различных ЛП может способ-
ствовать оптимизации государственной политики в фармацевтической сфере. Эффективное управление информацией, поступающей по дистанционным каналам связи от специалистов, потребителей и участников фармацевтического рынка, также необходимо для мониторинга и контроля на рынке ЛП. Официальные интернет-страницы и электронные учетные записи органов исполнительной власти и регуляторов в социальных сетях, горячие телефонные линии министерств, а также принадлежащие им средства видеосвязи с населением, преследующие цель повышения качества
рисуно^А Структурированная модель телефармации
ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
44 Г;;:6|РЕМЕ0ииМ
фармацевтической помощи, могут рассматриваться как каналы передачи информации в рамках телефармации.
• СТРУКТУРИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ТЕЛЕФАРМАЦИИ
На основании изучения международного опыта (более 200 источников) нами впервые сформулированы цели и задачи телефармации, средства их реализации, а также представлены возможности практического использования телекоммуникационных каналов для повышения качества фармацевтической помощи. Авторы пришли к выводу, что используемое определение телефармации, сводящее ее к осуществлению фармацевтической опеки посредством дистанционных телекоммуникационных каналов [9], является слишком узким для современных реалий, поскольку не отражает управленческие, социальные и экономические аспекты оказания дистанционной фармацевтической помощи. Большинство задач, решаемых сегодня в рамках телефармации, в частности снижение стоимости и увеличение скорости предоставления фармацевтической помощи, обеспечение ее доступности в труднодосягаемых регионах и т. д., не находят свое отражение в используемом определении. С учетом этого мы предлагаем более современное и актуальное определение. Телефармация — комплексная прикладная дисциплина, изучающая социальные, управленческие, экономические аспекты использования телекоммуникационных технологий в процессе обращения ЛП и распространения фармацевтической информации. Нами сформулированы задачи телефармации, связанные с решением проблемы РИЛС:
4 Снижение стоимости фармацевтических услуг и обеспечение доступности данных о ценах на ЛП в результате дистанционного сбора и распространения информации; оптимизация расходов на фармацевтические услуги за счет создания удаленных «фармацевтических хабов»; повышение рентабельности коммерческих организаций благодаря использованию современных информационных систем.
4 Обеспечение доступа к релевантной информации и обеспечение дистанционного доступа специалистов и пациентов к информации о ЛП; сбор, анализ и использование ретроспективных данных о переносимости ЛС конкретным пациентом; аккумуляция и утилизация данных об индикаторах назначения и использования различных ЛП.
4 Содействие мультидисциплинарно-му сотрудничеству для обеспечения дистанционной связи между провизорами и врачами различных профилей; совместное использование интегрированных электронных баз данных медицинских и фармацевтических учреждений; синхронизация фармацевтической информации коммерческих, государственных и экспертных организаций.
4 Предоставление помощи находящимся в труднодоступных регионах, удаленное консультирование; дистанционное обучение.
4 Повышение эффективности регулирования профессиональной сферы для обеспечения перманентной связи между участниками рынка, сбора и распространения информации о качестве ЛП; использование информационных и телекоммуникационных технологий, а также обратной связи с потребителями; синхронизация и интеграция информационных баз регулирующих органов.
4 Увеличение скорости предоставления фармацевтических услуг в результате применения диспенсерных машин при распределении ЛП; использование информационных систем для быстрого предоставления информации о ЛП; уменьшение времени на мониторинг и утверждение назначений ЛП. Нами предложена структурированная модель телефармации. (рис.), в которой представлены задачи и средства их реализации, виды предоставляемых услуг, реализаторы и потребители услуг, каналы передачи данных, а также приведены возможности практического использования телекоммуникационных каналов для повышения качества фармацевтической помощи.
• ВЫВОД
Предложенная структурированная модель создает возможности для более детального изучения телефармации с целью реализации ее потенциала. Наряду с этим она учитывает функционально-целевой аспект практического использования данной дисциплины, состоящий в решении проблемы РИЛС, и способствует определению эффективных методов управления. Систематизация информации, представленной в модели, позволила сформулировать более актуальное определение телефармации как прикладной дисциплины.
ИСТОЧНИКИ
1. Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года. Собрание законодательства РФ. 2012, 1. ст. 2335.
2. Лобутева Л.А., Лопатин П.В., Чекова Л.П. Организация фармацевтической помощи: системный маркетинговый подход (цикл лекций). М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2006. 174 с.
3. Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Телемедицина. Донецк: Типография ООО «Норд», 2002. 100 с.
4. Margolis SA, Ypinazar VA. Tele-pharmacy in remote medical practice: the Royal Flying Doctor Service Medical Chest Program. Rural and Remote Health, 2008, 8: 937.
5. FIP Pharmacy Information Section. Requirements for Drug Information Centres. 2005. [Electronic resource]. URL: http://www.fip.org/files/fip/PI/RequirementsforDrugInformationCentres.pdf.
6. Данагулян Г.Г. Оценка возможностей фармацевтической службы дистанционного предоставления информации о рациональном использовании лекарств медицинским и фармацевтическим специалистам. Врач-аспирант, 2013, 4(59): 59-67.
7. Rose JL. Improved and expanded pharmacy care in rural Alaska through telepharmacy and alternative methods demonstration project. International Journal of Circumpolar Health, 2007, 66, 1: 14-22.
8. Douglas DS, Wakefield DS. Implementation of a telepharmacy service to provide round-the-clock medication order review by pharmacists. American Journal of Health-System Pharmacy, 2010, 67.
9. Angaran DM. Telemedicine and telepharmacy: current status and future implications. American Journal of Health-System Pharmacy, 1999, 56: 1405-1426.