Научная статья на тему 'Структурирование программы обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД в центрах профессиональной подготовки'

Структурирование программы обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД в центрах профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный план / технология / линейная структура / концентрированная структура / спиральная структура / смешанная структура / Curriculum / technology / Linear structure / concentrating structure / Spiral structure / Mixed structure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троян Евгений Иванович

Статья посвящена новым подходам к структурированию тематического учебного плана. Автор предлагает новые методы организации учебного процесса с использованием технологии смешанной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to new approaches in the structuring of a theme-based curriculum. The author suggests new organizing methods of a teaching process using a mixed structure technology

Текст научной работы на тему «Структурирование программы обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД в центрах профессиональной подготовки»

Преподавателю вуза: теория, практика

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ СОТРУДНИКОВ ОВД В ЦЕНТРАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Е. И. Троян

Статья посвящена новым подходам к структурированию тематического учебного плана. Автор предлагает новые методы организации учебного процесса с использованием технологии смешанной структуры.

Ключевые слова: учебный план, технология, линейная структура, концентрированная структура, спиральная структура, смешанная структура.

В настоящее время особое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства сотрудников ОВД. Физическая подготовка занимает в нем важное место в системе непрерывного профессионального обучения. Успех в данном виде подготовки во многом зависит от напряженных, целеустремленных занятий в период первоначального специального профессионального обучения сотрудника.

В современной педагогической науке решены многие вопросы, касающиеся формирования навыков боевых приемов [1-3]. Однако, как показывает практика, после прохождения первоначального обучения сотрудники ОВД не владеют в достаточной степени навыками боевых приемов борьбы, следовательно, они не в полной мере готовы к выполнению своего профессионального долга.

В этой связи достаточно актуальным является поиск эффективных средств, методов, форм организации учебно-тренировочного процесса в ходе физической подготовки сотрудников ОВД. Служебно-прикладная физическая подготовка в центрах профессионального обучения проводится в строгом соответствии с Наставлением по физической подготовке (НФП-96) [4; 5]. Одним из разделов данной подготовки является предмет «Боевые приемы борьбы». Цель данного раздела заключается в формировании готовности сотрудника, прошедшего курс обучения в таком центре, к задержанию правонарушителя с помощью боевых приемов борьбы и специальных средств.

Специфика первоначальной физической подготовки сотрудников милиции заключается в несоответствии между большим объемом информации, содержания учебной программы и коротким периодом обучения. Одним из выходов из сложившейся ситуации представ-

ляется применение эффективных способов изложения учебного материала. Известно, что содержание учебного материала как система может иметь различную структуру. Изложение осуществляется такими распространенными формами, как линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения материала [6, с. 147-148]. Каждый из вариантов можно использовать в учебно-тренировочном процессе физической подготовки сотрудников ОВД.

При использовании линейной структуры темы учебный материал прорабатывается за время обучения последовательно и, как правило, только один раз. Данная структура традиционно применяется при первоначальном обучении сотрудников ОВД. Недостаток выбора линейной структуры состоит в том, что в процессе специального профессионального обучения в рамках учебной программы центров профессиональной подготовки на одну тему выделяется от 2 до 4 занятий. Сотрудники успевают только разучить приемы, но не успевают отработать их до уровня навыка, характерными признаками которого являются помехоустойчивость и автома-тизированность выполнения.

Концентрическая структура предполагает возвращение к уже пройденному материалу. Одна и та же задача повторяется несколько раз, причем ее условия и варианты выполнения постоянно меняются и усложняются. При выборе такой структуры наличие постоянно меняющихся сбивающих факторов, вариативности выполнения приема, а также большой объем повторений технических действий способствуют формированию помехоустойчивости и автоматизированности выполнения приема, т. е. создаются условия для формирования навыков.

Использование спиральной структуры изложения учебного материала раздела «боевые приемы борьбы» позволяет слушателям, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширять и углублять круг связанных с ней знаний. Очевидно, что совершенствование приемов до уровня навыка возможно при условии, что они будут использоваться и в других темах учебной программы при изучении боевых приемов борьбы.

Как уже было сказано, преподавателями физической культуры в центрах профессиональной подготовки традиционно используется линейная структура, хотя в современной педагогике все чаще отдается предпочтение смешанной структуре, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Смешанная структура обучения позволяет наиболее гибко учитывать цели обучения, временной период,

познавательные возможности обучаемых, их уровень подготовленности.

Для использования смешанной структуры изложения учебного материала необходимо структурировать тематический план, используя принцип «от простого -к сложному». Для этого темы должны соответствовать возрастанию сложности выполнения боевых приемов борьбы, что будет способствовать постепенному нарастанию сбивающих факторов, осложняющих выполнение приема, и, следовательно, способствовать становлению их навыков.

Для реализации возможности использования смешанной структуры изложения учебного материала нами были внесены изменения в тематический план служебно-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД, находящихся на специальном профессиональном обучении в центре профессиональной подготовки ГУВД по Тюменской области (г. Тобольск).

Для увеличения объема повторений боевых приемов борьбы, вариативности их исполнения в тематическом плане были выделены «базовые» и «специальные» темы. Таким образом, разучивание основных приемов, технических действий происходит в «базовых» темах. Совершенствование ранее разученных приемов происходит в «специальных» темах.

С целью структурирования тематического плана с учетом возрастания сложности выполнения приемов были выявлены условия, осложняющие их выполнение. Данные условия были классифицированы по 5 уровням по принципу соответствия следующим сбивающим факторам: разная амплитуда движения атакующей части тела; скорость движения атакующей части тела; использование противником огнестрельного оружия, ножа, тяжелого предмета; явное или скрытное перемещение

противника; возможность противника выполнять комбинированную атаку; количество противников (табл.).

Первый уровень сложности характеризуется следующими факторами, влияющими на выполнение элементов приемов базовых тем в приемах специальных тем:

1) один атакующий противник;

2) отсутствие комбинированной атаки;

3) атакующий противник выполняет захваты без применения ударов, холодного и огнестрельного оружия.

Данному уровню соответствует тема «Способы освобождения от захватов и обхватов». В приемах данной темы используется и совершенствуется техника болевых приемов на руки и некоторые броски.

Второй уровень сложности характеризуется следующими факторами:

1) преобладание высокой амплитуды движения атакующей части тела;

2) один атакующий противник;

3) отсутствие комбинированной атаки;

4) сотрудник выполняет защиту от ударов невооруженного и вооруженного холодным оружием или тяжелым предметом противника.

Данному уровню соответствует тема «Защита от ударов вооруженного и невооруженного противника». Если в приемах данной темы используются ранее разученные броски, болевые приемы, удары и защиты от ударов, то условия выполнения технических действий постепенно усложняются. Например, в приеме защиты от удара ножом сверху, используя бросок захватом руки на плечо, сотруднику приходится учитывать амплитуду и скорость движения атакующей руки. Чем длиннее траектория удара, тем заметнее атака, следовательно, сотруднику легче реагировать на угрозу и выполнить защиту. И наоборот, использова-

Таблица

Использование уровней сложности формирования и развития навыков боевых приемов борьбы

№ Тематический план Основные приемы базовых тем

Удары и защиты Броски Болевые приемы

1 Входной контроль по ОФП

2 Базовые темы Общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения

3 Удары и защита от ударов Разучивание

4 Броски Разучивание

5 Болевые и удушающие приемы Разучивание

6 Специальные темы Способы освобождения от захватов и обхватов Первый уровень сложности

7 Защита от ударов вооруженного и невооруженного противника Второй уровень сложности

8 Действия при угрозе оружием, попытке обезоружить Третий уровень сложности

9 Действия при захвате и угрозе оружием Четвертый уровень сложности

10 Способы наружного осмотра, надевания наручников, связывания Основные приемы предыдущих тем

11 Способы задержания и сопровождения Основные приемы предыдущих тем

12 Помощь и взаимодействие сотрудников милиции при задержании преступника (способы взаимопомощи) Основные приемы предыдущих тем

13 Тактика и техника защиты от группового нападения Пятый уровень сложности

14 Приемы рукопашного боя с АК, способы применения специальных и подручных средств Основные приемы базовых и специальных тем

15 Комплексное учебно-тренировочное занятие Знания, умения и навыки физической, огневой, тактической, криминалистической и медицинской подготовки

ние короткой траектории удара усложняет условия выполнения броска, создавая предпосылки для его дальнейшего совершенствования.

В определенный момент выполнения атаки, например, удара ножом сверху, противник переносит свой центр тяжести вперед, не выводя его за площадь опоры, чтобы не потерять равновесия и не упасть. В данной теме сотрудник милиции, выполняющий бросок или болевой прием, учится использовать момент переноса центра тяжести противника вперед. Для успешного выполнения приема сотруднику необходимо, вовремя захватив атакующую руку или другую часть тела, усилить перенос центра тяжести, выводя его за площадь опоры.

Третий уровень сложности характеризуется следующими факторами:

1) один атакующий противник;

2) отсутствие комбинированной атаки;

3) сотрудник выполняет защиту от угрозы огнестрельного оружия.

Данному уровню соответствует тема «Действия при угрозе оружием, попытке обезоружить». Сама угроза огнестрельным оружием значительно повышает требования к технике выполнения бросков, болевых приемов, ударов и защит. К тому же у сотрудника при выполнении приема, например, защиты от угрозы пистолетом в упор в живот, нет возможности использовать перенос центра тяжести атакующим противником. Этот факт также усложняет условия выполнения приема защиты. От сотрудника требуется умение выполнять приемы базовых тем с высокой скоростью, надежностью, совершенствовать детали выполнения того или иного приема.

Четвертый уровень сложности характеризуется следующими факторами:

1) комбинированная атака с применением холодного или огнестрельного оружия;

2) один атакующий.

Данному уровню соответствует тема «Действия при захвате и угрозе оружием». В данной теме сотрудник милиции учится использовать приемы «базовых» тем в ситуациях, когда противник, например, захватив за отворот одежды, выполняет удар ножом снизу. Наличие комбинированной атаки осложняет выполнение приема защиты. В данной теме сотрудник продолжает совершенствование приемов защиты и задержания в условиях, осложненных разными видами атак.

Пятый уровень сложности характеризуется следующими факторами:

1) несколько атакующих;

2) преобладание комбинированной атаки.

Данному уровню соответствует тема «Тактика и техника защиты от группового нападения». Защита от группового нападения требует от сотрудника умения применять сразу несколько приемов защиты с высокой скоростью, точностью выполнения, на фоне нарастающего физического утомления.

Постепенное усложнение требований к технике выполнения приемов защиты, нападения, задержания, большой объем повторений технических действий «базовых» тем, вариативность использования их в «специальных» темах способствуют совершенствованию необходимых

технических действий и формированию навыков боевых приемов борьбы.

На протяжении периода с 1998 г. по 2008 г. на базе Учебного центра при ГУВД по Тюменской области проводились мероприятия с целью оптимизации служебноприкладной физической подготовки. Одним из результатов такой деятельности была разработка программы обучения по разделу «Боевые приемы борьбы» служебноприкладной физической подготовки слушателей учебных центров (центров профессионального обучения) МВД России. В данной учебной программе, наряду с другими новациями, активно использовалась и смешанная структура изложения учебного материала. В результате проведенного педагогического эксперимента была выявлена эффективность учебной программы.

1. Малиновский А. В. Формирование физической культуры личности курсантов вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2008. 250 с.

2. Степанов Г. И. Поэтапное совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы у курсантов образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 258 с.

3. Цыганок А. О. Подготовка курсантов вузов по рукопашному бою: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 265 с.

4. Наставление по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел. М., 1996. 203 с.

5. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное Приказом МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие. М., 2003. 368 с.

РАЗВИТИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. Н. Горбачев, А. П. Шумилин

В статье рассматриваются средства и методы развития качеств, обусловливающих принятие решений в деятельности экстремального характера.

Ключевые слова: методика, качества, принятие решений, упражнения, деятельность, решительность

В проведенном нами исследовании [1] выявлены профессионально важные качества, обусловливающие принятие решений в экстремальной деятельности (на примере спортивного поединка дзюдоистов). Был показан недостаточный уровень их развития для оперативного принятия решений. Мы полагаем, что на данном этапе нашего исследования становится возможным разработать методику развития качеств, обусловливающих оперативность принятия решений. Для этого есть все теоретические основания и предпосылки.

Дзюдоисты, обладающие недостаточной решительностью, имеют невысокие показатели развития изучае-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.