ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, Т.Ф. Направления научно-исследовательской работы лаборатории спортивной антропологии, морфологии и генетики ВНИИФКа / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 10. - С. 39-41.
2. Бунак, В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - М. : Учпедгиз, 1941. - 386 с.
3. Галант, И.Б. Новая система конституциональных типов женщин / И.Б. Галант // Казанский медицинский журнал. - 1927. - № 5. - С. 547-555.
4. Валькович, Э.И. Особенности пальцевой дерматоглифики и соматический статус у спортсменок, занимающихся фехтованием / Э.И. Валькович, Е. А. Олейник // Морфология. - 2013. -Т. 144. - № 4. - С. 72-75.
5. Негашева, М.А. Морфологическая конституция человека в юношеском периоде онтогенеза (интегральные аспекты) : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Негашева М.А. - Москва, 2008. - 48 с.
6. Олейник, Е.А. Сравнительный анализ антропометрических показателей студенток-спортсменок циклических видов спорта / Е.А. Олейник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 154-159.
7. Соха, Т. Женский спорт (новое знание - новые методы тренировки / Т. Соха. - М. : Теория и практика физической культуры, 2002. - 203 с.
8. Matiegka, J. The testing of physical efficiency / J. Matiegka // American Journal of Physical Anthropology. - 1921. - V. 4. - No. 3. - P. 223-230.
REFERENCES
1. Abramova, T.F., Nikitina, T.M., Kochetkova, N.I. (2003), "Areas of research laboratories sports anthropology, morphology and genetics VNIIFK", Theory and practice ofphysical culture, No 10, pp. 39-41.
2. Bunak, V.V. (1941), Anthropometry, publishing house "Gos. uch.-ped.izd ", Moscow.
3. Galant, I.B. (1927), "The new system of constitutional types of women", Kazan Medical Journal, No 5, pp. 547-555.
4. Valkovich, E.I., Oleynik, E.A. (2013), "Peculiarities of dermatoglyphic and somatic status in female athletes who are engaged in fencing",Morphology, V. 144, No 4, pp. 72-75.
5. Negasheva, M.A. (2008), Morphological constitution of the person in the youthful period of ontogenesis (integrated aspects), dissertation, Moscow.
6. Oleynik, E.A. (2013), "Comparative analysis of anthropometric indices of female students in cyclic sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 154-159.
7. Sokha, T. (2002), Female sports (new knowledge - new methods of training), publishing house Theory and practice of physical culture, Moscow, Russian Federations.
8. Matiegka J. (1921), "The testing of physical efficiency", American Journal of Physical Anthropology, V. 4, No. 3, pp. 223-230.
Контактная информация: asmcode@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.02.2015.
УДК 796.07
ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ РОССИИ СООТВЕТСТВЕННО СО СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИЕЙ
Алексей Юрьевич Плешивцев, преподаватель, Владимир Александрович Овчинников, доктор педагогических наук, доцент,
начальник кафедры, Волгоградская академия МВД России
Аннотация
Учебные программы по дисциплине «Физическая подготовка» для учебных учреждений МВД России, содержат разделы обучения разнообразным боевым приемам борьбы, которые должен освоить сотрудник полиции, но все они направлены на противодействие активно сопротивляющемуся правонарушителю и нападающему преступнику. Большинство граждан болезненно реа-
гируют на силовое воздействие со стороны правоохранительных органов и желают более гуманного к себе отношения, так как они в момент задержания не оказывали сопротивления. В нашей статье мы описываем разработанную нами экспериментальную методику обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, тактики применения боевых приемов борьбы соответственно со сложившейся ситуации в их профессионально-служебной деятельности.
Ключевые слова: сотрудники полиции, тактика, способы применения, боевые приемы борьбы, уровень сопротивления.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p101-106
TACTICS OF THE MILITARY FIGHTING METHODS APPLIED BY THE LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION ACCORDING TO
THE CIRCUMSTANCES
Aleksey Yuryevich Pleshivtsev, the lecturer, Vladimir Aleksandrovich Ovchinnikov, the doctor of pedagogical science, senior lecturer,
Chief of chair, Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia
Annotation
The training programs on the discipline «Physical Training» for the educational institution of the Internal Affairs Ministry of Russia contain paragraphs on different military fighting methods obligatory for the law enforcement officers. All the fighting methods are focused on the suppression of the perpetrator or the abuser. Most of the citizens respond vehemently to such police force pressure and wish to be treated more gently because they don't stand against. In the article we describe our elaborated experimental procedure for the cadets drilling at the educational establishments of the Internal Affairs Ministry of the Russian Federation. The experimental procedure allows the law enforcement officers apply the different military fighting methods according to the circumstances of the official duties.
Keywords: law enforcement officers, tactics, ways of appliance, military fighting methods, rate of criminal resistance.
ВВЕДЕНИЕ
Учебные программы по дисциплине «Физическая подготовка» для учебных учреждений МВД России, содержат разделы обучения разнообразным боевым приемам борьбы, которые должен освоить сотрудник полиции, но все они направлены на противодействие активно сопротивляющемуся правонарушителю и нападающему преступнику (В.Н. Лавров, 1999, 2002; Н.В. Астафьев, 2004; С.Н. Баркалов и соавт, 2006; В.А. Глубокий, 2008) [4].
Анкетный опрос 60 сотрудников полиции различных подразделений имеющих стаж работы не менее 10 лет в органах МВД России, на предмет наиболее часто встречавшихся в их практике случаев противодействия со стороны граждан показал, что лидирующую позицию занимает ситуация, когда правонарушитель оказывал пассивное сопротивление. Так считают 48 человек, или 80,0% респондентов.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Большинство граждан болезненно реагируют на силовое воздействие со стороны правоохранительных органов и желают более гуманного к себе отношения, так как они в момент задержания не оказывали сопротивления, а попытались, например, уйти от сотрудников полиции, испытывая смешанные чувства к ним (недоверие, страх, подозрение). В таких случаях сотрудники правоохранительных органов используют различные броски, удары, болевые и удушающие приемы (А.А. Бородич, 1982; В.Г. Колюхов, 1998, 2000; В.И. Кливоденко, 2001; В.А. Овчинников, 2001; О.В. Дякин, 2007). После таких моментов появляется масса судебных разбирательств. Так как к правонарушителям, не оказывающим активное сопротивление, такие меры неприемлемы и противозаконны (И.И. Бондаревский, Т.С. Скориков, 1996; И.И. Бондаревский, 1999; А.С. Галанов,
Г.А. Ястремский, 2002; В.Н. Лавров, 2008) [2].
Подтверждение приведенного факта мы получили и во время проводимых наших исследований. После анкетирования было установлено, что в ситуации пассивного неповиновения правонарушитель чаще всего не выполняет устные распоряжения и требования сотрудника, вступает в словесную перепалку, угрожает, что будет жаловаться в вышестоящие инстанции. Так считают 56 полицейских, или 93,3% респондентов. При активном неповиновении чаще всего правонарушители пытаются убежать. Это происходит больше всего, по мнению 53 полицейских (88,3% от всех респондентов). Реже противодействуют полицейскому, срывая его захваты, вырываясь от сковывания наручниками. Не так часто правонарушителя садятся или ложатся на землю.
К этому надо добавить, что на практических занятиях не разбирается юридическая правомерность применения тех или иных приемов в зависимости от вида противодействий правонарушителей сотрудникам полиции, а также от складывающейся ситуации и обстоятельств. Задержание правонарушителя с меньшим причинением ему вреда - это главная цель, которую должен преследовать сотрудник полиции в момент своей профессионально-служебной деятельности [3].
Данное противоречие отрицательно влияет на качество и результативность педагогического процесса по обучению полицейских боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России, снижает профессиональную подготовленность полицейских и уменьшает их авторитет среди гражданского населения. Именно эти факты и обусловили актуальность исследования. Прежде всего, причиной подобного построения учебных занятий заключается в том, что методика обучения рукопашному бою в армейских подразделениях и ОВД в нашей стране формировались на одних и тех же методологических основах. Применяется, практически одна и та же классификация приемов и техника их выполнения, основанная на боевом самбо. Используются одинаковые этапы обучения: ознакомление, разучивание, совершенствование или тренировка. Внедрены абсолютно одинаковые формы организации занятий: на начальном этапе - групповая форма, далее парная и индивидуальная [5].
Следующей причиной является то, что большинство педагогических работников кафедр физической подготовки образовательных учреждений МВД России экс-спортсмены высокого класса, надо сказать, что их уровень в большинстве соответствует разрядам мастеров спорта России. Основными профилирующими видами, являются бокс, дзюдо, самбо, кикбоксинг рукопашный бой. Их практический опыт конечно бесценен и необходим при обучении сотрудников полиции, но те техники которыми они владеют, имеют свои характерные особенности и определенные условности, некоторые из которых вступают в противоречие с поединком, в котором преступник или правонарушитель будет вполне реален и агрессивен [1].
Кроме этого, методики подготовки полицейских к применению боевых приемов борьбы и рукопашного боя не дифференцируются в зависимости от характера действий правонарушителей или преступников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения всех выше изложенных противоречий мы предлагаем строить методики обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России согласно Федеральному Закону № 3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года, в котором сказано, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы против правонарушителей и преступников. Подробно об этом изложено в Статье 20 Главы 5. При этом система практической подготовки должна состоять из следующих разделов:
1) обучение приемам для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) обучение приемам для доставления лиц совершивших преступления и административные правонарушения, и их задержания;
3) обучение приемам для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции;
4) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
5) обучение приемам пресечения преступления или административного правонарушения;
6) обучение приемам для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
7) обучение приемам для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
8) обучение приемам для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление. А так же обучение приемам противодействия преступникам, оказавшим сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть;
9) обучение приемам для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц;
10) обучение приемам пресечения попытки побега;
11) обучение приемам для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения.
Все действия сотрудника полиции должны соответствовать статьей 19 Федерального Закона № З-ФЗ «О полиции».
При этом необходимо следующее распределение учебных часов:
1) основное внимание уделять боевым приемам борьбы, применяемых полицейскими при пассивном и активном неповиновении правонарушителей, а также при активном их сопротивлении - 50% всего учебного времени, выделяемого на раздел «Боевые приемы борьбы» - 174 часа;
2) начинать обучение курсантов образовательных учреждений МВД России боевым приемам борьбы следует с освоение техники различных стоек и передвижений, кувырков, способов страховки и самостраховки. Далее перейти к освоению техники захватов: захват за кисть, предплечье, локоть, плечо, туловище, одежду спереди, сбоку и сзади. Одновременно изучается техника уходов из опасных положений: освобождение от обхвата туловища спереди (с захватом и без захвата рук), сзади (с захватом и без захвата рук); от захвата за предплечье (я) спереди, сзади, сбоку; от захвата за одежду спереди; от удушающего захвата спереди, сзади);
3) следующим этапом обучения является освоение техники задержания и сопровождения: при подходе спереди: загиб руки за спину: сзади, рывком, замком, нырком; дожим кисти с переходом на загиб руки за спину; рычаг руки внутрь, рычаг руки наружу, рычаг локтя через предплечье (через плечи). Здесь же изучаются удушающие приемы: плечом и предплечьем при подходе сзади, с помощью отворота одежды спереди, с помощью отворота одежды сзади, а также в положении противника лёжа на животе и двойного удушения в положении лежа;
4) изучение техники ударов и защиты от них: прямые и снизу удары руками в различные уровни; прямые удары ногами в различные уровни и защита от ударов; боковые удары руками и ногами в различные уровни) и защит от ударов; комбинаций ударов руками и ногами по боксерскому мешку, с партнером и защита от ударов; на фоне повышенной физической нагрузки; комбинации ударов руками и ногами в учебно-тренировочной схватке;
5) обучение броскам: «задняя подножка», «передняя подножка», «с захватом ног спереди», «через бедро», «через плечо», «с захватом ног сзади», «обхватов с захватом ноги»; броски на скорость, а так же в комбинациях от попытки выполнить один бросок с переходом на другой (комбинации: «передняя подножка» - «задняя подножка»; «задняя подножка» - «передняя подножка»; «через бедро» - «с захватом ног спереди»; «с захватом ног спереди» - «через бедро»; «с захватом ног спереди» - «отхватом с захватом ноги»; «задняя подножка» - «бросок через плечо») с переходом на задержание; на фоне повышенной физической нагрузки; сложные комбинации (защита от бокового удара рукой, бросок «передняя подножка» или «бросок через плечо»; обхват с руками спереди, бросок «через бедро»; бросок «с захватом ног спереди», болевой приём «ущемление ахиллова сухожилия»; освобождение от захвата за одежду спереди, бросок «отхватом с захватом ноги» или «с захватом ног спереди», болевой приём «ущемление ахиллова сухожилия») с переходом на задержание; учебно-тренировочные схватки). Одновременно изучаются приемы борьбы лежа (удержание сбоку, болевые приемы: «узел руки ногой», «рычаг локтя через бедро», «ущемление ахиллесова сухожилия»; совершенствование болевых приемов; учебно-тренировочные схватки в партере);
6) обучение техники и тактики личного досмотра, связывание, сковывание (приемы наружного осмотра под угрозой оружия и болевым воздействием (стоя, стоя на коленях, сидя, лежа) связывания (веревкой, ремнем), сковывания (наручниками). Параллельно изучаются приемы обезоруживание правонарушителя (при угрозах холодного (снизу, сбоку, прямо, сверху, наотмашь) и огнестрельного (спереди, сзади) оружия; при различных угрозах (при попытке: достать пистолет из нагрудного кармана, достать пистолет из кармана брюк, поднять оружие с земли, взять оружие со стола; совершенствование навыков обезоруживания на фоне повышенной физической нагрузки; контрольные задания по обезоруживанию правонарушителя вооруженным холодным, огнестрельным оружием);
7) обучениям действиям с использованием резиновой палки (стойки и передвижения, удары и защита от ударов, удушение) и приемы рукопашного боя с автоматом (комбинации атакующих и защитных действий с автоматом).
8) обучение различным способам помощи: способы взаимодействия сотрудников и помощь в различных условиях (при физическом противодействии правонарушителям, при угрозе холодным и огнестрельным оружием спереди, сзади; контрольные задания по совершенствованию способов помощи сотруднику).
Наша научно исследовательская работа показала, что применение разработанных нами этапов реализации учебной программы по дисциплине «Физическая подготовка», позволит повысить эффективность профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаев, Р.А. Рукопашный бой в структуре учебной программы по дисциплине «Физическая подготовка» для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / Р.А. Исаев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 4 (31). - С. 156-161.
2. Камнев, Р.В. Формы и средства мотивации курсантов (слушателей) на занятиях по физической подготовке / Р. В. Камнев, А. Г. Карасев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 3 (30). - С. 113-117.
3. Камнев, Р.В. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России / Р.В. Камнев,
A.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 127-133.
4. Овчинников, В.А. Межпредметные связи дисциплин служебно-боевого профиля /
B.А. Овчинников, В.Н. Галкин, В. В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. -2014. - № 3 (30). - С. 122-126.
5. Овчинников, В.А. Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А. Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник
Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.
REFERENCES
1. Isaev, R. A. (2014), "Hand-to-hand fighting in the structure of the training program on physical training for cadets and attendees of educational institutions of the Ministry of Interior of Russia", Messenger of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Vol.31, No.4, pp. 156-161.
2. Kamnev, R.V. and Karasev, A.G. (2014), "Forms and means of cadets (students) motivation when holding classes in physical training", Messenger of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Vol.30, No.3, pp. 113-117.
3. Kamnev, R.V. and Pleshivtsev, A.Yu. (2014), "Innovative approach in the method of holding classes in physical training for cadets and students of higher education institutions of the Russian internal affairs ministry", Messenger of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Vol.29, No.2, pp. 127-133.
4. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V. N. and Kruychkov, V.V. (2014), "Intersubjective communications of the service and fighting vocation-related disciplines", Messenger of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Vol.30, No.3, pp. 122-126.
5. Ovchinnikov, V.A., Loginov, R.G. and Kruychkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of formation of physical skills of the Russian internal affairs bodies officers", Messenger of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Vol.29, No.2, pp. 133-136.
Контактная информация: goushin@inbox.ru, gimnast-69@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 15.03.2015.
УДК 797.21
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПОПЕРЕМЕННО-СИММЕТРИЧНОЙ ИДЕАЛЬНО-ТИПИЧЕСКОЙ КОМБИНАЦИИ ТЕХНИКИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Кирилл Андреевич Грачев, старший преподаватель, Военный институт физической культуры Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
На основе использования экспериментальных данных в статье обоснован переход от эмпирической к идеально-типической попеременно-симметричной комбинации элементов техники прикладного плавания. Обоснованы специфические признаки, улучшающие экономичность попеременно-симметричной комбинации элементов. Выявлены пространственные параметры проявления описываемых признаков. Представлено описание идеально-типической попеременно-симметричной комбинации элементов техники прикладного плавания. Разработанный идеальный тип предложен в качестве целевого ориентира для обучения военнослужащих морских частей внутренних войск.
Ключевые слова: идеально-типическая комбинация элементов, попеременно-симметричная комбинация элементов техники прикладного плавания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p106-110
SPECIFICATION OF ALTERNATELY SYMMETRIC IDEAL-TYPICAL COMBINATION OF APPLIED SWIMMING TECHNIQUE
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kirill Andreevich Grachev, the senior lecturer, Military Institute of Physical Culture of the Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
Based on the use of experimental data the transition from the empirical to the ideal-typical alternating symmetrical combination of elements of applied swimming technique is founded in the article. The