Научная статья на тему 'Структура взаимосвязей самооценки с чертами характера сельских и городских подростков'

Структура взаимосвязей самооценки с чертами характера сельских и городских подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
887
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТОК / ГОРОДСКАЯ ШКОЛА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / SELF-ESTEEM / PERSONALITY TRAITS OF THE PERSON / TEENAGER / URBAN SCHOOLS / RURAL SCHOOLS / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова О. В.

Рассматривается взаимосвязь самооценки с особенностями личности подростков в условиях города и села. Целью работы является изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах самооценки и ее взаимосвязи с особенностями личности подростка в условиях сельской и городской сред. При проведении исследования использованы методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда, пятифакторный опросник личности и личностная матрица для изучения самооценки черт характера. Согласно данным факторного анализа, у подростков городской школы положительная и отрицательная самооценка связана с определенными личностными чертами. Положительная самооценка отрицательно коррелирует с «импульсивностью» и «обособленностью» (с обратной связью); отрицательное самооценивание проявляется в связи с «эмотивностью» со знаком минус. У сельских же подростков самооценка не зависит от каких-либо личностных черт. Общие для двух исследуемых групп компоненты объединены «экстравертированностью» и «эмоциональной составляющей личности». Отличительной особенностью сельских подростков является то, что дополнительно к «эмоциональности личности» выделился фактор «сензитивность личности». Различия в результате факторизации позволили характеризовать городского подростка как чувствительно-педантичную, а сельского подростка как эмоционально-педантичную личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ASSESSMENT AND PERSONALITY TRAITS OF RURAL AND URBAN ADOLESCENTS

The relation with the characteristics of self-identity of adolescents in urban and rural areas. The aim is to study the theoretical and experimental aspects of the self and its relationship to personality characteristics of adolescents in rural and urban environments. The study used method for determination of character accentuations K. Leonhard, five-factor personality questionnaire and a personal self-assessment matrix for the study of character traits. According to the factor analysis in the urban school adolescents positive and negative self-esteem is associated with certain personality traits. Positive self-esteem is negatively correlated with the “impulsive” and “isolation” (feedback); negative self-evaluation is shown in connection with the “emotive” with a minus sign. In the rural adolescent self-esteem does not depend on any personality traits. Common to the two study groups of components are combined “extroversion” and “emotional component of personality”. A distinctive feature of rural teenagers is that in addition to “emotional personality” the factors “senzitivnost personality”. Differences resulting factorization allowed to characterize the urban teenager as a sensitive, meticulous and rural teenagers both emotional and meticulous person.

Текст научной работы на тему «Структура взаимосвязей самооценки с чертами характера сельских и городских подростков»

Карпова О. В. Структура взаимосвязей самооценки с чертами характера сельских и городских подростков // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 1 (73). C. 54-59.

Karpova O. V. The structure of relationship between self-assessment and personality traits of rural and urban adolescents. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 1 (73). Pp. 54-59. (In Russ.)

УДК 159.923.2

О. В. Карпова

Детский сад «Колосок» МАОУ «Мулянская средняя школа», пос. Мулянка, Пермский край, Россия

СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ САМООЦЕНКИ С ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ

Карпова Ольга Владимировна - педагог-психолог.

E-mail: [email protected]

Рассматривается взаимосвязь самооценки с особенностями личности подростков в условиях города и села. Целью работы является изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах самооценки и ее взаимосвязи с особенностями личности подростка в условиях сельской и городской сред. При проведении исследования использованы методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда, пятифакторный опросник личности и личностная матрица для изучения самооценки черт характера. Согласно данным факторного анализа, у подростков городской школы положительная и отрицательная самооценка связана с определенными личностными чертами. Положительная самооценка отрицательно коррелирует с «импульсивностью» и «обособленностью» (с обратной связью); отрицательное самооценивание проявляется в связи с «эмотивностью» со знаком минус. У сельских же подростков самооценка не зависит от каких-либо личностных черт. Общие для двух исследуемых групп компоненты объединены «экстравертированностью» и «эмоциональной составляющей личности». Отличительной особенностью сельских подростков является то, что дополнительно к «эмоциональности личности» выделился фактор «сензитивность личности». Различия в результате факторизации позволили характеризовать городского подростка как чувствительно-педантичную, а сельского подростка - как эмоционально-педантичную личность.

Ключевые слова: самооценка, характерологические особенности личности, подросток, городская школа, сельская школа, факторный анализ.

O. V. Karpova

The Kolosok Kindergarten, Mulyanka Secondary School, Mulyanka Settlement, Perm Krai, Russia

THE STRUCTURE OF RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ASSESSMENT AND PERSONALITY TRAITS OF RURAL AND URBAN ADOLESCENTS

Karpova Olga V. - educational psychologist.

The relation with the characteristics of self-identity of adolescents in urban and rural areas. The aim is to study the theoretical and experimental aspects of the self and its relationship to personality characteristics of adolescents in rural and urban environments. The study used method for determination of character accentuations K. Leonhard, five-factor personality questionnaire and a personal self-assessment matrix for the study of character traits. According to the factor analysis in the urban school adolescents positive and negative self-esteem is associated with certain personality traits. Positive self-esteem is negatively

© Карпова О. В., 2016

correlated with the "impulsive" and "isolation" (feedback); negative self-evaluation is shown in connection with the "emotive" with a minus sign. In the rural adolescent self-esteem does not depend on any personality traits. Common to the two study groups of components are combined "extroversion" and "emotional component of personality". A distinctive feature of rural teenagers is that in addition to "emotional personality" the factors "senzitivnost personality". Differences resulting factorization allowed to characterize the urban teenager as a sensitive, meticulous and rural teenagers - both emotional and meticulous person.

Key words: self-esteem, personality traits of the person, teenager, urban schools, rural schools, factor analysis.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков ведутся в области изучения ее завышенного или заниженного уровня, и исходя из этого делается заключение об адаптации личности к социуму или склонности к девиантному поведению. В наше время специалисты в области социологии, педагогики и психологии основное внимание уделяют исследованиям особых категорий детей: детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих определенные заболевания, детей из семей, находящихся в социально опасном положении, и группы риска, одаренных детей. При этом обходят стороной школьников, которые не входят ни в одну из перечисленных категорий. В то же время, как показывает практика, эта возрастная группа нуждается во внимании со стороны специалистов. Нередки случаи, когда в классе есть молодой человек, ни в чем не замеченный, не привлекающий внимание, который никогда не обращался за помощью - и вдруг в его личности происходит негативная перемена, и это начинают обсуждать, анализировать, искать происшедшему причины.

В нашем исследовании были изучены подростки городской и сельской школы. Различия между этими группами детей очевидны, они проявляются в социальном положении, культурном и образовательном подходе [5; 6; 7; 14]. Мы рассматривали положительную и отрицательную самооценку у подростков города и села во взаимосвязи с чертами характера. Подростковый возраст - период ярких проявлений акцентуаций, поэтому одна из методик исследования направлена на выявление подобных особенностей личности.

При изучении теоретических аспектов данной темы мы подчеркиваем: отечественные и зарубежные ученые сходятся во мнении, что личность - это социальный субъект познания. Рассматривая проблему личности, ее характеристики и особенности развития, зарубежные ученые выявили черты, которые могут привести к неврозам или патологиям. В отечественной психологии распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности [1; 2]. Различные подходы к исследованию порождают многообразие понятий о самооценке, которая носит социальный характер и входит в структуру личности, являясь ядром самосознания. Самооценка - сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Фундаментом для самооценивания личностных качеств служит эмоциональный компонент, впоследствии он переходит в когнитивный компонент. Личностная характеристика содержит оценочный компонент, который опирается на общепринятые нормы, моральные принципы, правила поведения и т. п. Самооценка является полностью сформировавшейся к старшему подростковому возрасту особенностью личности [8; 9; 10; 11].

Подростковый возраст признается учеными как период активного формирования самосознания с переориентацией оценивания с внешней стороны на сторону внутреннюю. Происходит становление осознанного или неосознанного поведения, основанного на самооценке. Именно в этом возрастном периоде формируется самооценка как основной регулятор поведения и деятельности. Личность подростка пребывает в широкой гамме психоло-

гических состояний. И за видимым благополучием подростка возможна тень нависших проблем [3].

При проведении исследования мы использовали следующие методики:

1. Методика определения акцентуаций характера (К. Леонгард) в адаптации Г. Шми-шека, вариант обработки по Л. Ф. Бурлачуку, В. Н. Духневичу [4; 12, с. 173-174].

2. Пятифакторный опросник личности (Хийджиро Теуйн) в адаптации А. Б. Хромова [13, с. 23].

3. Личностная матрица для изучения самооценки черт характера [15] (см. табл. 1).

Таблица 1

Матрица самооценки черт личности

Добрый Эмоциональный Слабовольный Неразговорчивый Безжалостный Легкомысленный Энергичный Бессердечный Неинициативный Надежный Инертный Решительный Отзывчивый Увлеченный

Я

Инструкция. Оцените, пожалуйста, с помощью шкалы от 1 до 10 выраженность перечислен-

ных ниже качеств личности для указанных людей:

10 - максимальное проявление;

1 - минимальное проявление качества у данного человека.

Экспериментальное исследование проводилось на базе восьмых классов двух школ: средней общеобразовательной школы № 108 Индустриального района г. Перми (городская школа) и Савинской средней общеобразовательной школы Пермского района (сельская школа). Выборка в каждой школе представлена 40 учащимися в возрасте 14-15 лет, из них 13 юношей и 27 девушек.

Целью нашей работы является изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах самооценки и ее взаимосвязи с особенностями личности подростка в условиях сельской и городской сред.

Объектом исследования стали самооценка и особенности личности.

Предмет - взаимосвязь самооценки с особенностями личности подростков в условиях города и села.

Гипотеза исследования: существует значимая взаимосвязь оценки себя подростком с характерологическими особенностями его личности, изучаемыми объективированными методиками.

Для достижения поставленной выше цели мы определили следующую группу задач:

- изучить теоретические аспекты самооценки и характерологические особенности подростков;

- разработать матрицу личностных черт;

- показать влияние сельской и городской социальной среды на формирование личностных качеств подростков;

- выявить взаимосвязь самооценки с характерологическими особенностями личности подростков.

Результаты исследования

Факторный анализ (метод главных компонент, уапшах-вращение) позволил выявить у подростков пять латентных факторов (количество было определено с помощью критерия

Кайзера). Переменные, вошедшие в фактор у подростков села и города, представлены в таблице 2. Каждый фактор назван определенным компонентом личности.

Таблица 2

Компоненты личности подростков села и города, полученные при факторном анализе

Подростки села Подростки города

1. «Эмоциональность» личности Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость (0,83). Чувствительность (0,74). Застревание (0,68) «Застревание» Застревание (0,82). Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость (0,81). Циклоидность (0,80)

2. «Экстравертированность» Экспрессивность - практичность (0,80). Экстраверсия - интроверсия (0,79). Привязанность - обособленность (0,62) «Педантичность» Педантичность (0,79). Чувствительность (0,76)

3. Волевая регуляция личности Самоконтроль - импульсивность (0,82). Педантичность (0,72). Гипертимность (0,66) Связь отрицательной самооценки личности с «обособленностью» Самоконтроль - импульсивность (-0,68). Привязанность - обособленность (- 0,79). Положительная самооценка (-0,81)

4. «Сензитивность» личности Эмотивность (0,85) «Экстравертированность» Экстраверсия - интроверсия (0,78). Гипертимность (0,72)

5. Самооценочный компонент личности Положительная самооценка (0,82). Отрицательная самооценка (-0,62) Связь отрицательной самооценки с низкой чувствительностью Отрицательная самооценка (0,82). Эмотивность (-0,76)

У городских и сельских подростков обнаружен общий фактор, связанный с эмоциональной сферой личности. Так, в один фактор у сельских подростков объединились черты личности «эмоциональная неустойчивость», «чувствительность» и «застревание», у городских - «застревание», «эмоциональная неустойчивость», «циклоидность». Подростковый период характеризуется личностными переживаниями, повышенной эмоциональностью, критичностью. В связи с этим подросток сельской школы, чувствительный к обидам, несправедливости, склонный к аффектам, будет иметь личностную особенность в характере с акцентуацией застревающего типа. А городской подросток, ожидающий с тревогой неприятностей, не способный контролировать свои эмоции, действующий импульсивно, будет склонен к циклоидной акцентуированной черте характера. На характер эмоционального реагирования у подростков влияют не только гормональные изменения, но и условия воспитания, индивидуальные особенности, социальное окружение.

Отметим следующую общую взаимосвязь в факторах. Она связана с экстравертиро-ванностью подростков городской и сельской школы. В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что, в свою очередь, определяет направленность психического развития подростка. Он вступает в новые отношения с миром взрослых, и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на подростка возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремится к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Наблюдаемые переменные, входящие в фактор «экстравертирован-ность», говорят об отличительных особенностях в поведении подростков села и города. В городской среде это «гипертимный экстраверт». Для него будут характерны следующие

58

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

черты: высокий жизненный тонус, потребность в развлечениях, вспыльчивость и агрессивность, стремление к лидерству, скорость в выполнении заданий. Подросток, проживающий в селе, имея в данном факторе значимые нагрузки «экстраверсия», «экспрессивность» и «привязанность», обладает такими личностными чертами, как: желание быть рядом с людьми, легкое отношение к жизни, неконфликтность, сотрудничество, хорошо развитый эстетический и художественный вкус. Мы можем заметить, что сельская местность сплачивает людей трудом. Сезонность в хозяйственных работах и постоянно требующаяся помощь не дают расслабляться в семье и детям. Поэтому положительной стороной детей является трудолюбие, а также физическая выносливость у юношей, девушки, в свою очередь, проявляют интерес к цветоводству, рукоделию.

Личностная акцентуация «педантичность» объединилась с разными чертами характера у подростков. Педантичная чувствительная личность городского подростка характеризуется острыми и долгими переживаниями травмирующих событий, чувствительностью к раздражающим внешним обстоятельствам, проявлением высоких требований к чистоте и порядку во всем. Огромное значение (практически первостепенное) для подростка имеет общение со сверстниками, большое количество переживаний связано именно с ним. Непринятие коллектива может стать трагедией, отсутствие друзей - основным переживанием. У подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям: чуткость, отзывчивость, умение хранить тайну, понимать и сопереживать. Это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба становится одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток учится сотрудничать, рисковать ради другого, оказывать помощь другу и т. п. Городских подростков будет глубоко ранить измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор.

У сельских учащихся «педантичность» объединилась с «самоконтролем» и «гипер-тимностью». Контроль своих и чужих действий, эмоциональное реагирование на нарушение общепринятых норм и моральных принципов сочетаются со стремлением занять лидерскую позицию, воодушевлять на рискованные действия, не придерживаться жесткой дисциплины и быть требовательным к другим. Желание стать взрослым и самоутвердиться среди сверстников или занять определенное место в социуме является ведущим мотивом поведения подростков. Общаясь в социальной среде, они активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

Сравнительный анализ результатов факторного анализа городских и сельских школьников позволил установить следующие различия во взаимосвязях самооценки с чертами характера подростков. У подростков, проживающих в городе и обучающихся в городской школе, отрицательная самооценка на фоне обособленного поведения, неприятия общепринятых норм в обществе становится собственным проявлением заторможенной эмоциональной реакции и низкой чувствительности ко всему происходящему в их жизни. У подростков же сельской местности самооценка, как положительная, так и отрицательная, не зависит от определенных состояний, личностных качеств.

Выводы

1. Факторный анализ позволил выявить, что у подростков городской школы положительная и отрицательная самооценка связана с определенными личностными чертами. Положительная самооценка отрицательно коррелирует с такими переменными «большой пятерки», с обратной связью, как «импульсивность» и «обособленность». Отрицательное са-

мооценивание проявляется в связи с «эмотивностью» со знаком минус. У сельских же подростков самооценка не зависит от каких-либо личностных черт.

2. В результате факторного анализа мы получили общие компоненты, объединенные «экстравертированностью» и «эмоциональной составляющей личности».

3. Отличительной особенностью является то, что у сельских подростков дополнительно к «эмоциональности личности» выделился фактор «сензитивность личности».

4. Различия в результате факторизации позволили характеризовать городского подростка как чувствительно-педантичную личность, а сельского подростка - как эмоционально-педантичную личность.

Библиографический список

1. Аверин В. А. Психология личности [Электронный ресурс]. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. URL: http://www.koob.ru/averin_v_a/averin_psihologia_lichnosti (дата обращения: 10.10.2014).

2. Багадирова С. К., Юрина А. А. Материалы к курсу «Психология личности». Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 2011.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2001.

4. Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Акцентуации личности: что диагностируем? // Вопросы психологии.1998.№ 2. С. 136-142.

5. Козлова А. Б., Фризен М. А. Особенности представлений о времени людей, проживающих в городе и селе // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 37-62.

6. Колмакова Н. В. Сравнительный анализ состояний высших психических функций детей, проживающих в городе и селе // Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы. Томск, 2013. С. 133-135.

7. Кондрашкин А. В., Кириллова Т. О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электр. журнал. 2012. № 4. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_4_3150.pdf (дата обращения: 29.09.2014).

8. Лабинская С. Н. Воздействие на самооценку и мотивацию подростков как факторы формирования их уровня притязаний // Проблемы современной науки. 2014. № 11-1. С. 31-37.

9. Ларина А. Б. Самооценка человека: сущность, структура, механизмы // Проблемы педагогики средней и высшей школы: сб. науч. трудов молодых ученых / под. ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2007. № 4. С. 51-57.

10. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М., 2010. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp? sku=ebooks319045#TOC_notes_IDAY53K1 (дата обращения: 23.08.2014).

11. Погудина И. Е. Становление самооценки в подростковом возрасте как объект психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: регион. сб. науч. трудов. Вып. 3. Елабуга, 2006. URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253451446875000/Default.aspx (дата обращения: 13.09.2014).

12. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

13. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган: Изд. Курган. гос. ун-та, 2000.

14. Чупина В. Б. Особенности влияния социокультурной среды на самооценку и самореализационный потенциал человека // Вестник Красноярского государственно педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2009. № 1. С. 108-111.

15. Шмелёв А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.