«параноидного коллапса». Он нашел отражение в «заговоре иллюминатов», деле «X-Y-Z», законах о чужестранцах и подстрекательстве, принятых перед началом необъявленной морской войны с Францией в 1799 г., а также проявился в «военной лихорадке» накануне и в ходе войны 1812 г. с Англией. Значимое место в этих процессах занимала масонская проблема. Вопрос о заговоре масонов (иллюминатов) стал актуальным в политической борьбе в стране и превратился в один из факторов внутренней политики.
The article describes the emergence of ideas about the Freemason conspiracy and its distribution in the United States in the late XVIII - early XIX centuries. Federalists tried to use the issue of Masons in the struggle against the political opposition. Keywords: the idea of a Masonic conspiracy, the protest movement, political struggle in the USA in the late 18-th - early 19-th centuries.
Списоклитературы
1. Морган П. Секреты масонов. М.: РИПОЛ классик, 2008. 192 с.
2. Abbé Augustin Barruel. Memoirs Illustrating the History of Jacobinism. In 4 parts. L., 1797-1799 (Barruel A. Mémoires pour servir à l'histoire du jacobinisme).
3. Bernard D. Light on masonry: a collection of all the most important documents on the subject of Speculative Free Masonry. Utica: W. Williams, 1829 (reprint: 1993). 588 p.
4. Free masonry. N.Y., 1828. 399 р.
5. Grand Lodge of British Columbia & Yukon Website Index. URL: http://freemasonry.bcy.ca/sitemap.html (дата обращения 27.01.2015).
6. Jacques-François Lefranc. Le voile levé pour les curieux, ou Le secret de la Révolution de France révéle, à l'aide de la Franc-Maçonnerie. Paris: Crapart, 1792. 104 p.
7. Masonry Dissected... By S. Prichard, late member of a Constituted Lodge. L.: T. Cooper, at the Globe in PaterNoster-Row., 1737 (reprint: Bloomington, 1977). 32 р.
8. Proofs of a Conspiracy Against all the Governments of Europe, carried on in the secret meetings of Free Masons, Illuminati, and Reading Societies. Collected by J.M. Robison. Edinburgh-L.: Printed for T. Cadell, 1798. 547 p.
9. Stauffer V.L. New England and the Bavarian Illuminati. N.Y., 1918. 375 р.
10. The Great Seal ofthe United States. Washington (D.C.).: U.S. Dept. of State, Bureau of Public Affairs, 1996. 21 р.
Об авторе
Прилуцкий В.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, vitaliypr@ya.ru
УДК 956.91
СТРУКТУРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ИДЕОЛОГИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА ИРАКА И ЛЕВАНТА
В.П. Ранчинский
В статье рассматривается процегс формирования вооруженных сил ИГИЛ, а такжеконцепции джихада Абу Мусаба аз-Зар-кави, ставшей официальной доктриной ИГИЛ.
Ключевые слова: Ирак, Сирия, ислам, джихад, ИГИЛ, «Аль-Каида», Ближний Восток.
В 2006 г. в среде вооруженной исламской оппозиции, сражавшейся с оккупационными американскими войсками в Ираке и созданным ими в Багдаде режимом, было объявлено о создании «Ад-Дауля аль-Ирак аль-исламийя (Исламского государства Ирак). Внешний мир отреагировал на это индифферентно, так как в то время казалось, что события в Ираке имеют локальный характер и не затрагивают интересы других держав, кроме сопредельных с ним. Однако в июле 2014 г. неожиданно никем не признанным актором мировой политики стало «Ад-Дауля аль-исламийя аль-Ирак ва-аш-Шам» (ДАИШ) или Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)*. Притом это новоявленное государство позиционирует себя перед внешним миром как «исламский халифат», рассмотрению структуры вооружённых сил и процесса формирования идеологии которого и посвящена данная статья.
Объявление о создании «исламского халифата» вызвало, с одной стороны, восторг фундаменталистски настроенной части мусульман мира, а с другой, недоумение остальной части мира, посчитавшей это заявление мифом.Как всякий миф, являющийся способом находчиво и понятно рассказать о невыразимом имеющемся в расположении языковыми средствами, так и заявление о создании «исламского халифата» под названием ИГИЛ рассматривалось европейцами как попытка выдать желаемое за действительное. Однако средства массовой информации печатные и электронные, в том числе и российские вскоре начали приносить известия о появлении некоего террористического монстра, перед образом которого блекли привычные уже «Аль-Каида» и «Талибан».
* Решением Верховного Суда Российской Федерации оно признано террористической организацией.
Этот монстр, возникший сначала где-то на границе земледельческой зоны Месопотамии с ирако-сирийской пустыней, стал стремительно подчинять себе обширный регион Аль-Джазира -междуречье Тигра и Евфрата, равнину северо-западного Ирака и северо-восточной Сирии, переходящую в холмисто-горную местность по своей северной кромке. Это центральные районы так называемого арабской историей «Благодатного полумесяца», населенные арабами, курдами, туркменами, ассирийцами иармянами. Общая численность населения, оказавшегося под контролем этого «государства», по некоторым оценкам может составлять от 7 до 9 млн. человек [1, с.32]. Однако мобилизационный ресурс «Исламского халифата», на наш взгляд, гораздо скромнее, оно может рассчитывать только на арабско-суннитскую часть населения, в силу изложенных ниже идеологических постулатов, которые являются составляющими компонентами его официальной идеологии.
Появление «исламского халифата» не могло не вызвать волны публикаций и заявлений, в которых делались попытки дать оценку этому феномену. Мы не станем рассматривать заявления, в которых информация о создании ИГИЛ называлась пропагандистской уткой, фейком. Фактически это ещё не признанный субъект международных отношений, против которого Воздушно-Космические силы (ВКС) России ведут войну. Вопрос о появлении этого субъекта во многом еще покрыт завесой тайны. Одни считают, что ИГИЛ является проектом американских спец-слуб и израильской «Моссад», а организационной базой стала «Аль-Каида»[1, с. 21-22]. Другие приводят факты, заставляющие предположить, что ИГИЛ является совместным американо-турецким проектом, и в Анкаре расположена штаб-квартира по управлению им. К финансированию этого проекта США привлекли Саудовскую Аравию, Катар, Великобританию, ряд других государств [2, с. 21-22]. Третьи склонны считать, что ИГИЛ выпестова-наспецслужбами Сирии по инициативе Башара аль-Асада, и прежде всего тайной политической полиции «Муха-барат» [5, с. 133-150].В этой связи среди исследователей феномена ИГИЛ возникли явные разногласия: одни считают это образование государством, имеющим все присущие ему структуры[2, с. 31-37], другие же настаивают на том, что на самом деле «это бандитская группировка, которая выполняет чужие заказы» [10].
Практически неисследованной является структура вооруженных формирований, вошедших в вооруженные силы ИГИЛ. Все исследователи единодушны в том, что их ядро составляют офицеры и солдаты армии и спецслужб саддамовского Ирака, разгромленного американцами после второго* вторжения в эту страну в 2003 г. Однако кроме ядра есть и оболочка, представленная пёстрым спектром вооруженных формирований, прежде всего, Ирака и Сирии, а также так называемых «газзи» (воинов - В.Р.),как сами они себя именуют, прибывающих из отдалённых от Сирии и Ирака стран. Некоторые из них сформировали вооруженные «джамааты» (общины -В.Р.) соплеменников или земляков, другие влились в местные формирования, которые пополняются и обычными наемниками, прибывающими с целью заработать деньги на чужой крови. Третьи объединили в своих рядах дезертиров сирийской правительственной армии. Можно найти также и неофитов от ислама, пытающихся найти себя, типа известной в России Варвары Карауловой. Все эти формирования, особенно в их сирийской части, СМИ Западной Европы, Северной Америки и их политический истеблишмент делят на «умеренных», вероятно тех, кто не присягнул, не совершил «байят» (принес клятву верности - В.Р.). ИГИЛ и его руководителю Абу Бакру аль-Багдади, объявившему 28 июня 2014 г. с минбара мечети Ан-Нури г.Мосула о преобразовании ИГИЛ в халифат, а самого себя провозгласившего «халифом Ибрагимом». Все остальные,присягнувшие на верность «халифату» и его «халифу», вероятно, подпадают под категорию «не умеренных». Мы вынуждены использовать вводное слово «вероятно», потому что до сих пор никто не выдвинул внятных критериев деления оппозиционных вооруженных формирований Сирии и Ирака на «умеренных» и «не умеренных». Это обстоятельство многократно отмечал Лавров С.В., министр иностранных дел России.
Действия амиров-командиров антиправительственных вооруженных формирований Сирии и Ирака, «халифа Ибрагима», названия отдельных формирований, поступки их рядовых членов полны символизма. Они часто связывают свои поступки и отождествляют себя с великим деятелями истории ислама, арабских халифатов, султанов и других правителей периода после распада арабского халифата в X в. Так, например, Абу Бакр аль-Багдади избрал местом объявления о создании «халифата» мечеть Ан-Нури г. Мосула, потому, что в 1164 г. правитель всей Сирии Нур ад-Дин, получивший от халифа Аль-Муктафи почетный титул «Аль-Малик аль-мансур» (победоносный царь - В.Р.) за разгром королевства крестоносцев Эдесса, с минбра этой мечети призвал мусульман выступить против крестоносцев, которые под руководством Альмарика I - иерусалимского короля - отправились завоевывать Египет. Поход возглавил атабег - правитель Мосула Ширкух, которого сопровождал его племянник, знаменитый впоследствии сокрушитель крестоносцев Салах ад-Дин (в европейской транскрипции Са-ладин). Во времена доосманские все удельные князья приносили байят халифу, дабы обрести легитимность своей власти. Печатный орган «халифата», журнал «Дабик», издаваемый на английском языке, назван потопо-ниму - названию маленького городка у истоков реки Кувайк, расположенному к северу от Халеба. Согласно одному из хадисов сборника «Сахихе» именно здесь, в преддверии конца света, состоится финальная битва между мусульманами и ромеями - христианским Западом. Не менее символичным является чёрный цвет одежд и знамён игиловцев. Именно в одежды этого цвета облачились противники халифата Омейядов, поднявшие в июне 747 г. восстание под чёрными знамёнами и разбившие в 750 г. войско последнего халифа рода Омейя Марвана II у слияния реки Большой Заб с Тигром. Тем самым было положено начало созданию халифата Аб-басидов.Спустя 1264 г. в этих же местах опять было поднято чёрное знамя как символ начала нового этапа
* Первым вторжением явилась операция «Буря в пустыне», проведенная США в январе-феврале 1991 г.
борьбы мусульман -суннитов за создание халифата. Дешифровка символики позволяет понять смысл и внутреннюю логику поступков участников вооруженных формирований.
Анализ структуры вооруженных формирований ИГИЛ позволяет говорить оеё внутренней неоднородности. В ней обнаруживается, на наш взгляд, четыре составляющих, в том числе иракская, сирийская, межарабская и пришлая, представленная разного рода, газзи и откровенными наемниками. Они сформировались в разное время, в разных обстоятельствах, на разной основе.
Первой, возникшей по времени, безусловно, является межарабская, часть которой прошла подготовку и получила практические навыки боевых действий в Афганистане в рядах исламской оппозиции советским войскам, и правящему режиму Кабула, а затем в рядах «Аль-Каиды».
Второй является иракская, созданная «делегатами» - доверенными лицами «Аль-Каиды», местными ами-рами, представителями межарабских формирований. Именно эта часть стала ядром ИГИЛ.
Третья, сирийская оппозиция, является относительно иракской «молодой». Её первые организации стали появляться после первых выступлений против режима Башара аль-Асада, начавшихся 15 марта 2011 г. на юге Сирии в г. Дераа, где «кто-то» собрал и вывел на площадь группу подростков с плакатами, требующими демократии и свободы, «кто-то» вложил в их руки плакаты, оскорбляющие лично президента Б. аль-Асада, «кто-то» расписал стены домов антиправительственными призывами.
Неспособностью власти к диалогу с народом на начальном этапе начавшегося кризиса воспользовались внешние силы, продвигавшие сценарий так называемой «арабской весны» - создания управляемого хаоса. Формировавшаяся сирийская оппозиция изначально оказалась сильно фрагментированной в силу внутренней рас-колотости населения страны на отдельные конфессии и этносы, незавершенность процесса формирования единой общности. В Сирии даже суннитские «верхи» уммы* начали мыслить в национальных категориях только во второй половине 30-х гг. XX в., из-за опасения утратить доминирующее положение [9, с. 37]. Однако этот процесс был прерван в начале 70-х гг., когда к власти пришел Хафиз аль-Асад, отец нынешнего президента, представитель общины религиозных маргиналов-алавитов. «Верхи» суннитов, осознавшие, что власть алавитов над «Биляд аш-Шам»** - это надолго, стали создавать оппозиционные движения, которые, как правило, действовали в эмиграции. Внутри страны только «братья-мусульмане», представленные «низами» уммы пытались оспаривать право алавитов на власть. «Арабская весна» в Сирии, стране, которую иногда образно называют «Ноевым ковчегом», привела к тому, что часть суннитов вернулась к культивированию своей инаковости, отказалась от надкорпоративного мышления, от идеи всеобщего блага и единства сирийского народа. Каждое вооруженное формирование Сирии относительно чётко локализовано, имеет вполне определяемые признаки рода или племени, часто весьма комерциализовано, несет черты своеобразного бизнес-проекта, направленного на получение спонсорской помощи, желательно из максимально большего числа источников[7, с.175]. Она в большей степени, чем иракская, связана с эмигрантскими кругами, а лидеры части этих организаций, например «Аль-Джейш ас-сурий аль-хурий» (Сирийская свободная армия - В.Р.) пытаются выглядеть светскими, в какой-то мере респектабельными руководителями. Среди этих организаций не сходят со страниц печати названия: «Джабхат ан-Нусра» (Фронт победы - В.Р.), «Аджнад аш-Шам» (Воины Леванта - В.Р.), «Ахрар аш-Шам» (Свободные люди Леванта - В.Р.), «Джабаль ад-Туркман» (Туркменские горы- В.Р.)***, «Лива Ярмук» (Бригада Ярмук - В.Р.), «Лива ад-Таухит» (Лива единобожия - В.Р.), «Файлак аш-Шам» (Армия Сирии - В.Р.). Этот список можно продолжить названием более мелких организаций. По оценкам экспертов, в Сирии против Б. аль-Асада воюют 29 более-менее крупных вооруженных группировок, каждая из которых контролирует свой участок территории, имеет своих спонсоров, а самые крупные - свои тыловые базы материального обеспечения и лечения раненых в сопредельных странах. Эти организации входят в разного рода коалиции, среди которых выделяется три крупных, в том числе: «Свободная сирийская армия», «Джейш аль-ислам» (Армия ислама - В.Р.) и «Джунуд аль-малахим» (Сражающиеся воины - В.Р.). Одна и та же организация может входить в несколько коалиций, перемещаться из одной в другую. Исключение составляют те организации, которые принесли клятву верности «исламскому халифату», они составляют соответствующие коалиции, типа «Фронта победы».
Формирования газзи и наемников если и возникали вначале как самостоятельная сила, то быстро распадались, а их члены растекались по другим организациям. По отрывочным сведениям, к началу 2016 г. сохранились лишь два джамаата газзи - северокавказский «Аджнад аль-Кавказ» (Воины Кавказа - В.Р.), большинство которого составляют чеченцы числом до 100 человек, и небольшой по численности джамаат этнических узбеков.
Формально общим объединяющим фактором сирийской оппозиции, выставляемым на обозрение внешнего мира являетсяборьба против тирании Б. аль-Асада,за свободу и демократию.Об этом заявляютпредстави-тели всех формирований вооруженной оппозиции, воюющей в Сирии, в том числеи присягнувшей на верность «исламскому халифату». В то время как желание свергнуть власть алавитов в Сирии можно признать действительно всеобщим, стремлениек демократии и правам человека, связанным с ней, навряд ли является всеобщей целью даже для той части оппозиции, которая позиционирует себя не связанной с ИГИЛ. Что же касается сторонников «исламского халифата», то их идеология начисто отвергает все постулатыдемократии, так как создание
* Умма - община мусульман.
** Древнее арабское название Сирии, тождественное понятию Левант.
*** Эта организация входит в «Десятую бригаду побережья» и она больше известна под этим названием.
халифата возможно только через джихад в его неканоническом толковании, в варианте «священной войны» с неверными и прежде всего среди мусульман. Таким образом, доктрина джихада выходит на первое место, она несет в себе как ресурс мобильности мусульман суннитского толка, так и заряд конфликтности.
На наш взгляд, безусловной точкой отсчета времени формирования ИГИЛ и его доктрины джихада является второе вторжение американских войск в Ирак в марте 2003 г. и его последующая оккупация. Американская оккупация Ирака стала подлинным потрясением исламского мира и недаром мусульмане назвали её «вторым возвращениемкрестоносцев» на Ближний Восток. Это потрясение усиливалось тем обстоятельством, что политические элиты большинства мусульманских государств Ближнего Востока поддержали американскую агрессию, а богатые монархии зоны Персидского залива предоставили свои территории для размещения американских военных баз. В тех условиях не мог не появиться «Ансараль-ислам» (Заступник ислама-В. Р.), который стал бы знаменем, вокруг которого могли бы объединиться все, готовые выступить против сложившегося положения.
Казалось бы таким мобилизационным ресурсом должны были обладать «Аль-Каида» во главе с Усамой бен-Ладеном и салафитские* организации, концентрирующиеся вокруг «братьев мусульман» и их лидеров Му-хаммада Бадиа и Саада аль-Катани. Обе эти организации уже имели длительный опыт борьбы, глубоко и хорошо законспирированные ячейки, в том числе в Сирии и Ираке, их руководители,такие как Абу Мусаб ас - Сури, Абу Батыр ат-Тартуси, Абу Катаба аль - Фаластыни находились в странах благоприятствования их деятельности, чаще в Англии, в монархиях Персидского залива, держали в своих руках банковские счета, контролировали каналы финансирования. Однако ни та, ни другая организация не смогла адекватно отреагировать на западный вызов исламскому миру, равно как не смогли ответить на этот вызов более мелкие салафитские организа-ции.Кристаллизация нового лидера и новой организации заняла более десяти лет и происходила на идейной основе, существенно отличавшейся от той, на которую опиралась «Аль - Каида», «братья мусульмане» и другие группировки фундаменталистского толка.
Отцом - основателем движения, вокруг которого сложилось ИГИЛ, - являлся Абу Мусаб из Иордании, родившийся и выросший в промышленном городке Аз - Зарка, расположенном в 40 км северо - восточнее Аммана. Как это принято у арабов, Абу - Мусаба добавил к своему имени кунью - почетное прозвище по месту рождения - аз -Заркави. Его биография до его превращения в идеолога нового джихада довольно подробно изложена в упомянутой работе Вайса и Хасана [5, с. 23-42] .Отпетый уголовник и насильник в юности, полуграмотный торговец алкоголем и наркотиками, не раз сидевший в тюрьмах, он, вдруг, как Апостол Павел, переродился в неистового мусульманина после прослушивания религиозного курса в мечети Аль - Хусейна в Аммане. Далее последовал его переезд в 1989 г. в пакистанский г. Пешавар, в котором в то время обосновалась «Мактаб аль - хадамат» (Школа подготовки - В. Р.) -джихаддистский центр поддержки афганского сопротивления, руководимый тогдашним авторитетом джихада, палестинцем Абдуллой Аззамом. Финансирование центра шло через Усаму бен - Ладена, тесно связанного с ЦРУ Через этот центр проходили многие миллионы долларов, которые распределял Усама бен - Ладен [5, с. 26]. Здесь же в Пешаваре обретался известный египетскийамир - руководитель муджахедов Айман аз - Завахири, сумевший чудесным образом избежать казни за организацию убийства президента Анвара Садата. Так что аз - Заркави, по прибытии в Пешавар, оказался в эпицентре исламского джихада конца 80-х гг. Он прошел через несколько тренировочных лагерей на пакистано-афганской границе, в которых освоил полные курсы военной и психологической подготовки. В 1992 г. он вернулся в Иорданию, где был арестован и приговорен к 15 летнему заключению, но в 1999 г., после смерти короля Хусейна был амнистирован в связи с восшествием на престол сына Хусейна Абдаллы. Таким образом, биография аз-Заркави была теперь «украшена» репутацией мученика за веру. Кроме того, именно в тюрьме он объединил вокруг себя группу заключенных-исламистов, которые впоследствии станут его преданными соратниками. После амнистии он переехал в Афганистан, где на деньги «Аль-Каиды» создал в Герате тренировочный лагерь для выходцев из арабских стран, которые войдут в организацию «Джунуд аш-Шам» (Воины Леванта - В. Р.), свершат громкие террористические акты. После вторжения американских войск в Ирак, а затем и в Афганистан эта организация стала ядром для создания более широкой группировки [13, р. 115].
Вторжение американских войск в Ирак и разгром армии Саддама Хусейна сопровождалось тотальным разрушением иракской государственности и режима, который покоился на монополии на власть Партии арабского социалистического возрождения или сокращенно Партии Баас* и доминирующем положении мусульман -суннитов, имеющих арабские этнические корни. Мусульмане - шииты Ирака, составляющие большинство населения страны, были дискриминированы с точки зрения доступа к власти и таким институтам государства как армия и спецслужбы. Их этнические корни восходят к персам, переселенцам из Индии и занджам - потомкам рабов африканского происхождения, которые в 869 г. восстали против каторжных условий труда и были разгромлены только в 883 г.[11, с.126-131]. Оставшиеся после разгрома ушли в низменную болотистую дельту реки Шатт - аль - Араби составили группу населения Ирака, называемую «болотными арабами», шиитами по веро-исповедованию. Оккупационные власти США в Ираке сделали ставку на шиитов и уже сунниты подверглись тотальной дискриминации, что, априори, делало их готовыми к протесту в любой, в том числе и вооруженной форме. В отличие от шиитов, среди суннитов оказались сотни тысяч профессиональных военных, в том числе
* Салафизм это течение в исламе, идеологи которого призывают мусульман придерживаться предписаний Корана и Сунны, вернуться к фундаментальным ценностям раннего ислама периода первых четырёх халифов.
* Возрождение в арабском языке передаётся глаголом «бааса».
вышколенные бывшие боевые офицеры, прошедшие ирако-иранскую войну, командный состав саддамовских спецслужб. Все они вместе со своими семьями бедствовали, оказавшись без средств к существованию, будучи выброшенными на улицу. Многие из них потеряли своих близких, так как в ходе разгрома государства Саддама Хусейна погибло 601027 иракцев, среди которых 46% были женщины и 39% дети [2, с. 15]. Естественно, что потерявшие близких, горелижеланием отмщения. Этим обстоятельством и воспользовался аз-Заркави, увидевший в суннитах Ирака идеальную среду для организации широкомасштабного джихада, который он готовил.
Концепция джихада аз-Заркави изначально отличалась от концепции Усамы-бен-Ладена, Абдаллы Аззама, Аймана аз-Завахири и других идеологов джихада рангом пониже. Джихад первых предполагал борьбу с «богопротивным Западом», что же касается поиска врагов среди мусульман, то хотя такие рецидивы и были, они являли собой исключение из правил. Фактически их концепция согласовывалась с джихадом Османской империи раннего нового времени, который не распространялся на мусульман несуннитского толка. Близка к такому варианту джихада и концепция шейха Ахмада Ясина, создателя палестинского филиала партии «Хамас» (Партия воодушевленных - В. Р.), ведущей борьбу против Израиля. Джихад аз-Заркави восходит своими корнями ко времени первой и второй фитны*- периодам борьбы за власть между четвертым халифом Али и его наместником в Сирии Муавией, Тогда Али согласился на судебное разрешение спора, которое он проиграл в 658 г.. Наиболее фанатичные его сторонники, призывавшие к более высоким жизненным идеалам, расценили согласие Али на судебное разбирательство как малодушие, они отошли от него и составили партию «хариджитов» (вышедших, отступников - В.Р.). Оставшихся назвали «шиа» - партией Али, позже названной шиитами. С хариджитами ушли самые известные знатоки и чтецы Корана. Именно они подхватили самые бескомпромиссные требования равенства и справедливости, именно они считали себя единственнымиистинными поборниками божественной справедливости. Они полагали, что путь истинного мусульманина предполагает войну не только с «неверными», но и со всеми мнимыми мусульманами, не признавшими их строгих стандартов [4, с. 159-160]. Спустя тринадцать веков мусульманин-суннит аз-Заркави стал призывать своих сторонников к этим же стандартам, выхолащивая тем самым суннитское толкование ислама, более терпимое к инакомыслию, нежели шиизм, располагающее космополитическим ресурсом. Ведь суннизм стал ведущим течением ислама к началу XIII в. в силу его терпимости к разнообразию уммы. Терпимость стала всеобщей фундаментальной ценностью ислама. Границы допустимого разнообразия устанавливались шариатскими улемами (учёными правоведами) и их решения признавались общепринятой нормой. Именно они разработали правовой статус совместного проживания не мусульман с мусульманами, получивший название «милла» (религиозная община - В.Р.).Первыми его получили иудеи и христиане как конфессии, имеющие Священное писание. Их называли «Ахль-аль-Китаб» (Люди Писания) и считали «зимми» (находящимися под защитой мусульман - В.Р.), или «муахед» (союзниками - В.Р.). Согласно одному из хадисов, сам Пророк Мухаммад говорил о разделении своихпоследователей на 72 толка, что, помнению известного иранского исследователя истории ислама Абдолы Хосейна Зарринкуба, «... прямо указывает на наличие принципа толерантности в исламе» [1, с. 22].
Аз-Заркави не только радикализировал понятие джихада, но и наделил своих единомышленников правом такфиризма - обвинения в неверии не суннита и личного суда над обвиняемым вплоть до вынесения смертного приговора и приведения его в исполнение в обход шариатских судов. Тем самым, с точки зрения личного и общественного поведения мусульманина, он возвращал его к дошариатскому периоду истории ислама (625-750 гг.), к ключево-мув исламе тезису о прямом и универсальном долге человека перед Богом, в исполнении которого ему не требуются никакие посредники. Аз-Заркави, по существу, игнорировал шариат, должно быть потому, что он требует доказательства вины человека и разработал вполне определённые нормы отношения суннитов к сектантам, изложенные в четырёх мазхабах-правовых школах. Представители всех четырёх утвердившихся правовых школ суннизма признали, что есть шесть дюжин ложных мусульманских сект, распределившихся между различными движениями или школами. Те, кто принял шиизм, становились рафидитами, представителями гулатских - заблуждающихся течений. Если же человек, называющий себя мусульманином, признавал главенство внутреннего тайного смысла над выраженным словами Откровением, он подпадал под категорию батинитов, ищущих скрытый смысл в Священном писании. В том случае, если человек притворяется правоверным мусульманином, а на самом деле он является атеистом, то его относили к категории зиндиков - безбожников. Еретиком же считали того, кто,будучи суннитом, отрицал то или иное суждение суннитской иджмы - согласованного решения богословов [4, с. 666].
Конечно же, наиболее сложным для понимания, требующим глубоких познаний фальсафа - философии ислама и калама - учения о рационалистических методах доказательства религиозных установлений, требует шиизм, в связи с разнообразием его течений. Некоторым сектам шиизма свойственно учение о хулул - воплощении божественного духа или света в имама, и танасух - последовательном переходе, переселении душ. Другие секты разделяют своих адептов на разные уровни посвящения в божественную истину, отрицают внешнюю обрядность ислама, не соблюдают его ритуалы, запреты, вплоть до отказа посещать мечети. Есть секты, которые приняли принцип такийя -сокрытие веры [8, с. 297-299].Всё это вместе взятое вполне можно отнести к гулату, но не всё к зиндикизму.
Некоторые исследователи, пытаясь выяснить истоки вражды аз-Заркави к шиитам, отсылают читателя к первому в истории ислама идеологу салафизма дамасскому правоведу- ханбалиту Амаду ибн-Таймии, борцу за чистоту и ортодоксальность веры [13, р. 93-94]. Однако ибн-Таймийя был лишь одним из ряда других критиков шиизма. В
* Фитна - соблазн, испытание, смута.
письме аз-Заркави к Усаме бен-Ладену от января 2004 г., которое, на наш взгляд, является манифестом его концепции джихада, он выстраивает линию обвинения шиитов, христиан, иудеев, курдов, американцев, других народов. Шиитов он называет «бандой батинитов, стоящей поперёк истории ислама, скрывающей своё лицо до определённого времени, ничем не отличающейся от иудеев и христиан» [14]. Он обвинял их в том, что они всегда были тайными союзниками иудеев и христиан. С его точки зрения, Османская империя, дошедшая в своих завоеваниях христианского мира до Вены, не одержала окончательной победы над ним только лишь по тому, что в то время как сунниты наносили по нему последний удар, им в спину ударило шиитское государство Сефевидов, захватившее и разграбившее Багдад, убившее всех его мужчин и угнавшее в рабство женщин. Союзниками шиитов в их борьбе с суннитами всегда были татары, евреи и франки (сиречь христиане) [14]. Аз-Заркави, обвиняя шиитов в предательстве суннитов, отсылает Усаму бен-Ладена к работам аль Бухари, трудам основателей двух правовых школ суннитов имамам аль-Ахма-дии аль-Малику, к трактатам «Макиавелли ислама» аль-Фараби* и ибн-Хазма. Он писал, что аль-Бухари, например, ставил шиитов в один ряд с иудеями и христианами и отмечал, что как тех, так и других «... не приглашают оплакивать усопших, не поздравляют с праздниками, не берут в свидетели, не берут в мужья и жёны».
Аль-Фараби писал, что он не считает шиитов верующими, с его точки зрения, они атеисты. А ибн-Хазм называл их сектой, застрявшей между иудаизмом и христианством. Наконец, завершает аз-Заркави свой обвинительный ряд, характеристикой шиитов, данной ибн-Таймией, который писал: «Они враги, остерегайтесь их, боритесь с ними во имя Аллаха!" [14]. Отсюда аз-Заркави делал вывод о необходимости и законности распространения джихада на шиитов.
У ибн-Таймии, вероятно, аз-Заркави заимствовал также идею таухида (единобожия). Именно ибн-Таймия сформулировал его критерии, в том числе: почитать Бога, почитать только Бога, следовать Его учению. Любое отступление от одного из этих критериев влечёт за собой неверие.
Это же письмо проливает свет на причины неистовой вражды аз-Заркави к курдам. Он писал Усаме бен-Ладену как о совершенно очевидном факте, что оба семейные курдские клана - Барзани и Талабани, стоящие во главе курдов Ближнего Востока, полностью повязаны с американцами. «Они открыли Курдистан перед евреями, которые посвящены во все их планы и взяли под финансовый контроль его экономику, установили свою гегемонию. В результате от ислама в Курдистане ничего не осталось, а те, кто привержен ему, притесняются и изгоняются» [14].
Аз-Заркази не желал признавать, что суннитский вариант ислама допускает не только совместное проживание в «Дар аль-ислам» (Доме ислама - В.Р.) не мусульман, но и вживление ислама в инородное тело без его политического доминирования. Именно это обстоятельство обеспечило успешную экспансию суннитской версии ислама за пределы его исходных территорий. Аз-Заркави абсолютизировал призыв к войне с неверными, противопоставив суннитов не только иудейско-христианскому миру, но и другой половиненасельников Дома мусульман -шиитам. С его точки зрения, они, как и иудеи с христианами подлежат тотальному истреблению.
Радикализацияджихада аз-Заркави вплоть до убийства мусульман-шиитов, обвиняемых в лицемерии и отступничестве, вызывала опасения определённой части салафитов, в том числе функционеров «Аль-Каиды» в том, что «.. .чистые руки муджахедов не должны быть запятнаны кровью защищаемых людей» [5, с. 57]. Однако для аз-Зар-кави слова тех, кто пытался остепенить его, предотвратить превращение его в «шейха палачей», воспринимались как сентименты малодушных. Он писал Усаме бен-Ладену, что современные муджахеддины (борцы за веру) с их идеологией салафизма« разрознены как щепки, отколовшиеся от уммы, это путники, бредущие позади ушедшего вперёд каравана» [14]. В его восприятии, мусульманином мог считаться только правоверный суннит, а все другие, именующие себя мусульманами, являются рафидитами, ренегатами, отвергнувшими Пророка и его Книгу. По отношению к ним суннит вправе предпринимать все меры наказания, не останавливаясь ни перед признаком рода, племени, ни перед угрозой кровной мести. Как в своё время А. Гитлер, перед агрессией нацистской Германии против СССР освобождал своих солдат и офицеров от юридического преследования за противоправные действия, совершенные ими по отношению к населению оккупированных территорий [3, с.271-272], так и аз-Заркави насаждал среди своих сторонников таклид - признание его как непререкаемого знатока и хранителя сокровенного предания, его исключительного авторитета в вопросах шариата, в том числе в части применения чрезмерной жестокости.
Становление идеологии джихада аз-Заркави шло параллельно с его практической деятельностью по сплочению вокруг него сподвижников, готовых не только принять его версию джихада, но и приступить к реальному воплощению её в практику борьбы. Пусковым механизмом стало вторжение войск США в Ирак20 марта 2003 г., разгром армии, разрушение иракской государственности и оккупация страны. Перед всеми исламскими радикалами Ближнего и Среднего Востока появился общий сильный враг - США, а для муджахедов крайнего толка, таких как аз-Заркави -прекрасная возможность актуализации призыва к джихаду.
Для аз-Заркави борьба с американцами была не столько сопротивлением «новоявленным крестоносцам», как об этом писали многие исследователи. Нет, он смотрел на эту борьбу через призму войны ислама с иудаизмом и сионизмом, между которыми он ставил знактождества. В упомянутом письме к Усамебен - Ладену он писал: « Я утверждаю и Вам это тоже хорошо известно, что американцы вторглись в Ирак с целью создания Великого Израиля от Нила до Евфрата. Их просионистская администрация уверена, что создание такого государства ускорит пришествие Месии» [14]. В этой связи борьба с американцами должна, по его мнению, носить характер «священной войны», быть джихадом.
* Подробнее о трактатах аль-Фараби см.: Доминик Сурдель, Жанин Сурдель. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, 2006. С. 236-237.
Американская оккупация Ирака актуализировала также джихад против шиитов, так как сразу после разгрома государства Саддама Хусейна американцы сделали на них ставку и шииты пошли на военно-политический и административный коллаборационизм. Особенно отчётливо это проявилось в июле 2003 г. в ходе формирования американцами переходного иракского правительства, в которое вошли 13 шиитов и всего несколько суннитов, которым были предложены второстепенные посты. К этому времени у аз-Заркави, как уже упоминалось выше, была подготовлена группа «Джунуд аш-Шам», которая дислоцировалась в Герате, где с 2000 г. он был начальником тренировочного лагеря боевиков [5, с.36]. Аз-Заркави перебросил её на север Ирака в район г. Мосула, в окрестностях которого в горной местности его последователь Абу Абдель Рахман аш-Шами к этому времени создал крупную организацию «Джунуд аль-ислам», ставшую своеобразным ядром, притягивавшим к себе мелкие группы. Ко времени американской оккупации Ирака эта организация сменила название и стала именовать себя «Ансар аль-ис-лам». С ней и начала группа аз-Заркави сотрудничать. Однако вскоре выяснилось, что далеко не все «сподвижники ислама» готовы встать на путь джихада против шиитов. За предшествующие столетия борьбы с христианским Западом, а затем с колониализмом и его вариацией - мандатной системой различия между суннитами и шиитами поблекли. В поздней Османской империи мусульманами признавали даже таких религиозных маргиналов как друзы, нусайриты или алавиты, анатолийские алевиты. Последний великий султан Османской империи Абдул Ха-мидП поддерживал тесные отношения с шейхами суфийского тариката Бекташи, в который входили алевиты Турции, и прислушивался к их советам. В ХХ в. Даже в состоятельных семьях Арабского Востока имели место межконфессиональные браки, а уж в рамках ислама мало кто обращал внимание к какому его течению принадлежит избранница или избранник. Достаточно сказать, что мать лидера «Аль-Каиды» Усамы бен-Ладена была сирийской алавиткой, одна из жён короля Саудовской Аравии Сальмана ибн Абд аль-Азиза, взошедшего на престол в январе 2015 г. тоже является алавиткой. Кроме того, в арабском мире никто не отменял Футувва - племенной кодекс чести, предписывающий мстить кровью за кровь, и этому требованию срока давности нет. Каждому арабу известна поговорка по этому поводу: «Бедуин отомстил врагу через сорок лет и сказал: я поспешил!». В качестве подтверждения приведённого довода приведём следующий факт. Сирийское племя шейтат, обретающееся вокруг города Абу-Камаль провинции Дейр-эз-Зор, сформировало батальон «Зульфикар»*, воевавший на стороне ИГИЛ. Однако местные муджахеды заподозрили часть членов племени в зиндикизме, и когда батальон находился на фронте, устроили резню заподозренных. Батальон оставил боевые позиции, вернулся в город, окружил местный штаб ИГИЛ и уничтожил весь его состав числом в 22 человека. Командира штаба, пытавшегося бежать, взорвали в его автомобиле [12]. Может быть, этим объясняется то обстоятельство, что наиболее известными палачами ИГИЛ, показываемыми на видеоклипах, являютсяиностранцы, принявшие новые имена или клички, не имеющие на Арабском Востоке ни родовых, ни племенных корней. Поэтому аз-Заркави пришлось создавать новую организацию: «Джамаат ат-таухид ва-ль-джихад» (Общество единобожия и джихада - В.Р.). Авторы аналитического доклада «Исламское государство»: сущность и противостояние» склонны считать, что она ничем не выделялась на общем фоне и после принесения аз-Заркави клятвы верности Усаме бен-Ладену в 2004 г., стала филиалом «Аль-Каиды» в Ираке [2, с. 19-20]. Она действительно стала филиалом «Аль-Каиды», однакоотличалась от неё инаковым пониманием джихада. В организацию аз-Заркави вошли те салафиты, которые готовы были выступать в роли палачей и шахидов - смертников. «Аль-Каида», по видимости, нужна была аз-Заркави как источник финансирования.
Впервые организация аз-Заркави заявила о себе 7 августа 2003 г., терактом против иорданского посольства в Багдаде [5, с. 52]. Так началось практическое воплощение джихадистской концепции аз-Заркави, которое позже его сторонники назвали «Ас-Сахвой» (пробуждением, приходом в себя - В.Р.). Именно эта организация в Ираке стала обрастать сторонниками, вбирать в себя малочисленные группы, принимавшие её концепцию джихада, беспощадного ко всем не суннитам, стала ядром армии ИГИЛ.
В заключение анализа концепции джихада аз-Заркави, утвердившейся по факту в качестве официальной в ИГИЛ, можно заметить, что его призыв был обращён не к национальным чувствам арабов, не к их разуму и не к гуманизму ислама. Ничего подобного в его концепции джихада мы не найдём. Она лишена так же потенциала пассионарности ислама и его ренессанса, о чём мечтали такие идеологи салафизма начала XX в. как афганец Му-хаммад Абдо и сириец Рашид Рида. Она выходила так же за рамки идеологии радикального крыла «Ассоциации братьев мусульман», которое в 1961 г. откололось от материнской организации. Его идеологи Саид Кутб, Хусейн Тауфик и Айн Мурси в своём призыве к джихаду остановились перед убийством шиитов, перед такфиризмом. Аз-Заркави подвергал их за это критике, он писал: «Их джихад сводился к борьбе суннитов за политическую власть, за контроль над средствами массовой информации. Их убеждения переменчивы, у них отсутствовали твёрдые принципы» [14]. Аз-Заркави переступил рубеж, перед которым остановились «братья», его базовые положения джихада находились в контрадикции с тем, что обеспечивает исламу устойчивость и развитие. На наш взгляд, он возомнил себя спасителем ислама, муджахеддином, человеком, которого, по версии суннитов, в начале каждого столетия Бог призывает для очищения и возрождения дарованного им людям вероучения, которое они к концу века искажают. Муджахеддин исправляет все искажения, очищает его от наслоений и выводит умму из состояния упадка на путь обновления и справедливости. Таких примеров, в понимании истории ислама аз-Заркави, было предостаточно, это великие Ахмад ибн-Ханбал, Абу Хамид аль-Газали, упоминавшийся ибн-Таймийя и другие.
* Зульфикар - название меча, который Пророк Мухаммад отнял у своих врагов из племени курайш в битве при Бадре, впоследствии перешедшего к его зятю халифу Али.
Аз-Заркави поставил самого себя в этот ряд «призванных Богом».
Масштабный характер джихад принял накануне и после парламентских выборов в Ираке января 2005 г., которые сунниты фактически проигнорировали [5, с. 68]. В результате шииты смогли стать в новом парламенте фракцией абсолютного большинства, а сунниты получили только 15 мест. Правительство Ирака стали возглавлять шииты, а президентский пост стали занимать курды. Суннитам оставляли портфели заместителей. Такой расклад властных полномочий в Ираке, с точки зрения суннитов, не придал созданному режиму ни демократизма ни легитимности.Уже весной 2006 г.премьер-министром стал Нури аль-Малики, занявший одновременно посты министра обороны, министра внутренних дел и Генерального прокурора. Сунниты обрушились на созданный США режим с яростной критикой, а муджахеды аз - Заркави начали против него и его покровителей - американцев - настоящую войну. США ответили на войну войной, а спецслужбы правительства создали «эскадроны смерти», начавшие охоту на противников режима.
Поскольку США не скрывали своего намерения вслед за Ираком подвергнуть «демократизации» и Сирию, то естественной реакцией правившего в этой стране семейного алавитского клана Аль-Асадов и партии Баас, исповедующую туже идеологию, что и иракские баасисты, стало оказание помощи и поддержки всем иракским оппозиционерам, борющимся с оружием в руках против оккупационных войск США и их марионеток. Кроме того, через территорию Сирии в Ирак перебрасывались все те, кто готов был к такой борьбе. В определённом смысле президент Сирии Б. аль-Асад, заступивший на этот пост в 2000 г. после смерти его отца Хафиза аль-Асада, способствовал усилению боевиков, которые спустя несколько лет вернуться в Сирию уже под чёрными знамёнами ИГИЛ. Однако первопричинами гражданской войны в Ираке, а затем и в Сирии являются не злонамеренные действия и планы Б. аль-Асада, как в этом его обвиняют М. Вайс и Х. Хасан [5, с. 133-149], а американская оккупация Ирака и политика США, направленная на так называемый «разогрев Большой исламской дуги» и переформатирование государств в неёвходящих.
Американским спецслужбам, назначившим за голову аз-Заркави 25 млн. долларов, удалось выследить его местонахождение, и 7 июня 2006 г. дом, в котором он прятался, был разбомблен. «Шейх палачей» как его к этому времени уже именовали, был убит, однако его гибель не повлекла за собой затухание импульса джихада, который он начал. Уже неважно было кто персонально является его шейхом. Место аз-Заркави стали занимать другие, потому что джихад в такфирийском варианте обрёл государственную крышу - он стал официальной идеологией ДАИШ или ИГИЛ, вскормленного при поддержке США, Турции и нефтедобывающих монархий Персидского залива, вероятно, в расчёте на то, что «халифат» станет инструментом разрушения государственности тех, на кого укажут его спонсоры. Действительно он стал рассылать своих «делегатов» - боевиков по разным странам, в том числе и в Россию. Прибывавшие побуждали местных исламистов совершать байят - приносить клятву верности ИГИЛ, после чего территория деятельности боевиков объявлялась вилайетом - провинцией ИГИЛ со всеми вытекающими для местного населения последствиями, вплоть до «налогов» в пользу новоявленного «халифата». Именно в этой связи Россия, по просьбе президента Б. аль-Асада, 30 сентября 2015 г. начала воздушную операцию против ИГИЛ в Сирии, более 50% территории которой к этому времени находилось под контролем боевиков ИГИЛ и аффилированных с «халифатом» организаций.
Начало операцииВКС России против ИГИЛ вызвало неоднозначную реакцию не только во внешнем мире, но и среди отечественных востоковедов. Так, например, покойный ныне известный специалист по Ближнему и Среднему Востоку Г. И. Мирский в статье, размещённой на сайте «Эхо Москвы», спустя три недели после начала операции, выразил большое сомнение в том, что даже при условии разгрома ИГИЛ, можно остановить движение воинственного исламизма, «привлекательного для сотен тысяч молодых людей», что Россия будет в итоге обвинена в войне против мусульман, создавших свой халифат», что «ни военным, ни дипломатическим путём войну ИГИЛ не остановить»,что«халифат рухнет под тяжестью собственных преступлений, как рухнул Третий Рейх», что как иракские так и сирийские сунниты «не вынесут убийств и безобразия» [6]. При всём уважении к мэтру отечественного востоковедения заметим, что Третий Рейх не рухнул, а был разгромлен СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции, что немцы не восстали против «убийств и безобразий» нацистов, а верили своему фюреру и соружием в руках до последнего дня защищали созданный им Рейх.
Как известно, Россия не объявляла войны мусульманам, она лишь ответила на просьбу легитимного правительства Сирии, воюющего против тех, кто вынудил уйти во внешнюю и внутреннюю эмиграцию более половины населения страны. Россия пытается остановить зло на дальних подступах к своему дому. Об этом говорят независимые эксперты, такие, например, как Дана Рорабахер, председатель подкомитета Палаты представителей по иностранным делам США, опубликовавшая статью в журнале «NationalInterest», в которой она отмечает: «15 тысяч боевиков-исламистов, воюющих в Сирии, - выходцы из Чечни, которые, закончив свои дела в Сирии, вернуться в Россию и продолжат террористическую деятельность уже там» [15].Что же в этой связи делать России, ожидать, когда они вернуться и растворяться в её исламских анклавах, или же попытаться не допустить возврата в Россию последователей Абу Мусаба аз-Заркави? Здравыйсмыслподсказываетрешениевпользупоследнегодопущения.
There is a process of the creation of the ISIS' s armed forces under consideration in the article, and the Abu Musab az-Zarkawi' s concept of jihad, whichbecame the official doctrine of the ISIS' s forces, is also mentioned. Keywords: Irag, Syria, islam, jihad, ISIS, "Al - Qaeda ", Middle East, Abu Musab az-Zarkawi
Список литературы
1. Абдол Хосейн Зарринкуб. Исламская цивилизация. М., 2009.
2. «Исламское государство»: сущность и противостояние. Аналитический доклад. Владикавказ, 2015. Kavkazgeoclub. ru /sites/ default.
3. Кейтель В. Размышления перед казнью. М., 2015.
4. Маршалл Хаджсон. История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней. М., 2013.
5. Майкл Вайс, Хасан Хасан. Исламское государство. Армия террора. М., 2016.
6. Мирский Г. И. Война в Сирии: три иллюзии. Echomsk. ru 21.10.15.
7. Подкопаева М.В. Мироустроительная война. М., 2013.
8. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.
9. Ранчинский В.П. Исламские движения в подмандатной Сирии (1920-1946 гг.). -Международные отношения на Ближнем Востоке: история и современность. Нижний Новгород - Арзамас, 2010.
10. СпонсорыИГИЛвыстроилисьвочередь. news. rambler. ru /head/ 32512014/? track= footer _ popular/.
11. Фильштинский Исаак. История арабов и халифата 750-1517 гг. М., 2006.
12. Это произошло в городе Абу-Кемаль недалеко от границы с Ираком. rusnovosti. ru /posts/ 408598 12. 02. 2016.
13.Bruce Riedel. The Search for Al-Qaeda: Its Leadership, Ideology and Future. Wosh., 2010.
14.Musab al-Zarqawi, "Letter from Abu Musab al-Zarqawi to Osama bin Laden. htt: //www.globalsecurity.org /wmd/ library/news/iraq /2004/ 02/040212-al-zarqawi.htm
15. National Interest: ЗачемСШАвозобновляютхолоднуювойнусРоссией? regnum.ru /news/polit/ 2077057. html
Об авторе
Ранчинский В.П. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права, факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, VPR_1949@mail.ru
УДК 994.1793
МИССИЯ ЖОЗЕФА ФУШЕ В НАНТ ВЕСНОЙ 1793 Г.
А.Г. Роленков
В статье идет речь о миссии депутата Национального Конвента Ж.Фуше в Нант весной 1793 г. Внутриполитический кризис, неудачи в войне, восстание в Вандее - все это поставило молодую Французскую республику на грань катастрофы. Депутат Фуше, уже проявивший себя сторонником радикальных мер революции, был отправлен в департамент Нижняя Луара. Его целью была борьба с восстанием вандейцев и выполнение декрета о наборе в армию. В некоторых своих мероприятиях он предвосхитил будущие меры якобинского террора.
Ключевые слова: Конвент, комиссар, Вандея, революционный трибунал, террор, подозрительные.
В начале весны 1793 г. Французская республика оказалась в тяжелом положении. Национальный Конвент разделила борьба между жирондистами и монтаньярами, успешное наступление Дюмурье в Бельгии осени-зимы 1792 г. к весне обернулось рядом поражений, которые поставили французскую армию на грань катастрофы, а внутри самой Франции в марте началось Вандейское восстание, поводом для которого стал декрет24 февраля о наборе 300 тыс. рекрутов в армию[3,c.368-369].Главное недовольство крестьян заключалось в рекрутском наборе, отрыве от земли, все это слишком напоминало королевскую Францию с ее ненавистной службой в милиции и армии, недаром одними из лозунгов крестьян были: «Мира! Мира! Довольно стрельбы!»[8, c.361] и «Не хотим милиции!» [10, c.460]. Восстание носило не только роялистский, но и антибуржуазный характер, примечательно, ни один крупный город региона,там где преобладала крупная и средняя торговая буржуазия,не был захвачен восставшими и не поддержал их. В Нижней Луаре Нант, Порник, Пенбеф выдерживали и отбивали осаду, а Сабль-дОлон дважды отражал штурмы 23 и 29 марта.
Территория «Военной Вандеи» включала в себя четыре департамента: Вандея, Де-Севр, Мэн-и-Луара, а так же Нижняя Луара со своим главным городом Нантом. Линия фронта с марта по октябрь 1793 г. проходила по течению Луары к устью Лейона, оттудана юг к Портене и далее на запад к Сабль-дОлону [7, c.40]. Антиреспубликанское восстание охватило департаменты Нижняя Луара, Майенн, Леон, Морбиан, Иль и Вилен, Мэн и Луара.
В это время Конвент 9 марта 1793 г. отправляет часть своих депутатов, в качестве комиссаров в департаменты, для руководства рекрутским набором. Среди депутатов мы находим и имя Жозефа Фуше, который волей судьбы возвращается в свой родной город Нант [10, p.25]. Почему выбор пал именно на него? Можно сделать ряд предположений. Конвент, во-первых, в то время еще старался отправлять комиссаров вдепартаменты, откуда они были родом. Во-вторых, Фуше из Нанта, уже успел зарекомендовать себя как активный сторонник радикализации революции (голосование за казнь короля, голосование против обращения к народу по поводу судьбы Луи XVI). В-третьих, депутат от Нижней Луары часто выступал с различными докладами и предложениями от