Научная статья на тему '"ДАИШ": идеология, структура, политическая практика, каналы финансирования'

"ДАИШ": идеология, структура, политическая практика, каналы финансирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1295
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДАИШ" / ИДЕОЛОГИЯ / ИСЛАМИЗМ / СТРУКТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАДИКАЛЬНЫХ ИСЛАМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Добаев И.

«ДАИШ», или «ИГИЛ» («Исламское государство Ирака и Леванта»), выступает наследницей традиций «Аль-Каиды», его предшественницей была «Аль-Каида в Ираке». Поскольку уже в 2014 г. «ДАИШ» сумело создать квазигосударство на обширных территориях Ирака и Сирии, исследователей, безусловно, интересует вопрос, является ли данная исламистская группировка следствием эволюционного процесса в рамках радикального исламистского движения, или же она стала чем-то новым, неизвестным прежде явлением, которое следует изучать с использованием каких-то новых ракурсов рассмотрения. В рамках изложенной статьи проводится анализ «ДАИШ» с точки зрения ее идеологической доктрины, организационной структуры, рассмотрения специфической политической практики насилия и осмысления финансово-экономических основ ее подпитки. Проведенный анализ позволяет утверждать, что «ДАИШ», несмотря на имеющиеся некоторые новации, является всё же только эволюционным элементом в цепи развития современного радикального исламистского движения. Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ДАИШ": идеология, структура, политическая практика, каналы финансирования»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

И. Добаев,

доктор философских наук, профессор, эксперт Российской академии наук, Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону) «ДАИШ»: ИДЕОЛОГИЯ, СТРУКТУРА, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА, КАНАЛЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация. «ДАИШ», или «ИГИЛ» («Исламское государство Ирака и Леванта»), выступает наследницей традиций «Аль-Каиды», его предшественницей была «Аль-Каида в Ираке». Поскольку уже в 2014 г. «ДАИШ» сумело создать квазигосударство на обширных территориях Ирака и Сирии, исследователей, безусловно, интересует вопрос, является ли данная исламистская группировка следствием эволюционного процесса в рамках радикального исламистского движения, или же она стала чем-то новым, неизвестным прежде явлением, которое следует изучать с использованием каких-то новых ракурсов рассмотрения. В рамках изложенной статьи проводится анализ «ДАИШ» с точки зрения ее идеологической доктрины, организационной структуры, рассмотрения специфической политической практики насилия и осмысления финансово-экономических основ ее подпитки. Проведенный анализ позволяет утверждать, что «ДАИШ», несмотря на имеющиеся некоторые новации, является всё же только эволюционным элементом в цепи развития современного радикального исламистского движения.

Ключевые слова: «ДАИШ», идеология, исламизм, структура, политическая практика, экономика и финансирование радикальных исламистских организаций, терроризм.

Уже несколько десятилетий внимание ученых фокусируются на изучении неправительственных религиозно-политических орга-

низаций (НРПО) исламистской направленности, продуцирующих религиозно-политический экстремизм и терроризм, прикрывающийся исламом. Исследователей современного терроризма и связанных с ним проблем, прежде всего, интересует динамика изменений, обусловленных формированием идеологических доктрин радикальных исламистов, их организационных структур, форм и методов осуществления ими специфической политической практики, а также вопросы финансовой подпитки терроризма1. В этой связи проведем анализ указанных четырех сфер, поддерживающих современный терроризм в мире, применительно к «ДАИШ» («ИГИЛ»), что в переводе с арабского на русский язык звучит как «Исламское государство Ирака и Леванта». Сегодня эта группировка известна как «Исламское государство» (ИГ).

ИГ возникло в 2006 г. в период оккупации Ирака войсками США и их союзников. В то время эта суннитская исламистская группировка называлась «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и ставило своей целью борьбу с оккупационными силами (Левант является латинским переводом арабского географического названия аш-Шам, обозначающего современные Сирию, Ливан, Палестину и часть Иордании). После начала гражданского конфликта в Сирии в 2011 г. часть формирований ИГИЛ вошла на сирийскую территорию и присоединилась к действиям вооруженной сирийской оппозиции против правительственной армии. Боевики ИГИЛ захватили на территории Сирии часть отдаленной провинции Ракка, где объявили о введении законов шариата. Характерно, что действия ИГИЛ, как и других оппозиционных сил, в то время поддерживались странами НАТО и монархиями Персидского Залива, выступавшими за свержение президента Сирии -Б. Асада2.

В августе 2014 г. боевики ИГИЛ, используя недовольство части суннитских племен на севере Ирака преобладанием шиитов в руководстве страны и ущемлением прав суннитов, вмешались в конфликт между суннитской общиной и правительством Нури аль-Малики, предприняли успешное наступление в глубь Ирака и захватили ряд городов, в том числе второй по величине иракский город Мосул. В захваченных районах ИГИЛ начало практиковать

1 Добаев И.П. Радикализация ислама в современной России. - Москва -Ростов-на-Дону: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2014. - С. 133.

2 Добаев И.П. Черноморско-Каспийский регион в фокусе стратегических интересов мировых держав // Ориентир. - 2015. - № 12. - С. 10-14.

репрессии и террор по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам (курдам, мусульманам-шиитам, езидам, христианам). Боевики ИГИЛ даже пытались распространить свое наступление на Ливан, угрожали Иордании. Через некоторое время эта террористическая группировка провозгласила на захваченных территориях Ирака и Сирии «Исламское государство» (ИГ), руководителем которого был объявлен лидер ИГИЛ - Абу Бакр аль-Багдади1.

Стремясь к развитию военного успеха, боевики ИГ предприняли наступление в направлении Киркука в районе нефтяных месторождений Иракского Курдистана, но были остановлены курдскими вооруженными формированиями «пешмерга». Ведущие страны НАТО во главе с США заявили о своей поддержке курдов в их противостоянии с ИГ и приступили к поставкам военного снаряжения в Иракский Курдистан, который после краха режима Саддама Хусейна получил широкую автономию и де-факто (но не де-юре) является самостоятельным государственным образованием. В тот период времени США, Евросоюз и Израиль фактически подталкивали курдов к независимости, планируя превратить будущее независимое курдское государство во влиятельную прозападную силу в регионе. Военно-политическая поддержка Западом курдов в их противостоянии с ИГ была обусловлена также тем, что наступление ИГ угрожало нефтеносному району Киркука и городу Эрбиль, столице Курдистана, где находятся представительства многих западных компаний.

Как следствие, Вашингтон и Лондон заявили о начале бомбардировок территорий, контролируемых ИГ, а также о создании коалиции из 40 государств (участие в коалиции Ирана и Сирии инициаторами ее образования исключалась) для борьбы с этой группировкой. Одновременно США до сих пор подвергают бомбардировке позиции ИГ не только на территории Ирака, но и Сирии, причем без ведома официальных властей этих стран. Таким образом, совершенно очевидно, что все действия США в плоскости борьбы с «Исламским государством» подтверждают неизменность целей американской политики в регионе: свержение режима Башара Асада в Сирии, приведение к власти в Ираке сил, враждебных Тегерану и Дамаску, максимальное ослабление Ирана

1 Добаев И.П., Добаев А.И., Немчина В.И. Геополитика и терроризм эпохи постмодерна. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015. - С. 86.

и шиитского движения «Хизбаллах» в Ливане, а в перспективе -продвижение «джихада» к границам России.

В свое время автор настоящей статьи предложил классификацию исламистских НРПО по этапам их эволюции, которые, как представляется, четко маркируют организации разных поколений по степени радикализации их идеологических доктрин и эскалации политической практики насилия, нацеленных на достижение исламистами власти в масштабах анклава, отдельной страны, а также на региональном или даже глобальном уровне. На основании предлагаемого эволюционного подхода нами были выделены четыре поколения (волны, этапа) в развитии неправительственных религиозно-политических организаций, в результате чего была предложена следующая их типология1:

НРПО первого поколения: египетская «Братья-мусульмане» (БМ), образованная на их базе филиальная сеть в других мусульманских странах, а также организации, отпочковавшиеся от «Братьев», но придерживающиеся их идейных установок;

- организации второго поколения, возникшие в ходе борьбы арабов с сионистской экспансией на Ближнем Востоке под влиянием идей «исламской революции» в Иране (например, палестинская «Джихад ислами», ливанская «Хизбаллах»);

- НРПО третьего поколения, развившиеся в ходе событий в Афганистане, начиная с апреля 1978 г. по настоящее время (наиболее ярким примером выступает религиозно-политическое движение «Талибан»);

- структуры последнего, четвертого поколения, представляющие собой международные радикальные исламские группировки, стремящиеся консолидировать, контролировать и управлять практически всеми экстремистскими НРПО «мусульманского мира» (к таким организациям можно отнести «Аль-Каиду» и «Мировой фронт джихада», основанные Усамой бен Ладеном).

Безусловно, все современные исламистские НРПО «вышли из шинели» египетских «Братьев-мусульман». Не стала исключением из этого правила и «ДАИШ». Ее идеологическая доктрина заимствована у такфиритов-джихадистов «Аль-Каиды», поскольку основообразующими категориями этой НРПО выступают два особым образом интерпретируемые понятия - такфир (обвинение

1 Добаев И.П. Политические институты исламского мира: Идеология и практика. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. - С. 17-18.

в «куфре», т.е. неверии) и джихад (священная война за веру)1. В этой связи радикальных исламистов нередко называют такфири-тами-джихадистами.

Понятие «такфир» базируется на выделении так называемых «врагов ислама», куда по мысли современных теоретиков-исламистов, входят, во-первых, все немусульмане («кафиры» -неверные), а, во-вторых, мусульмане, не разделяющие идеологических взглядов исламистов («муртаддун» - отступники от ислама, а также «мунафикун» - лицемеры - то есть те, кто верит неправильно или неискренне). Что касается концепции джихада, то она, в противовес мусульманской ортодоксии, стала квалифицироваться исключительно как война с «врагами ислама», причем радикальные исламисты допускают наступательный, инициативный характер этой борьбы.

Так, Айман аз-Завахири, в июне 2011 г., после уничтожения Усамы бен Ладена ставший лидером «Аль-Каиды», в своей книге «Аль-Валайя валь-бараа» в связи с агрессией США и их союзников в отношении талибского Афганистана обнародовал своеобразную фетву, в которой говорится о том, что мусульманину запрещено сближаться с кафирами, следует хранить в тайне любые секреты мусульман. Запрещено вести какие-либо дела с кафирами. Запрещено воспринимать какие-либо теории и идеи безбожников. Запрещено помогать кафирам в их войне с мусульманами и как-то оправдывать «крестоносцев». Мусульманам предписано вести джихад с безбожными агрессорами, отступниками и лицемерами (под двумя последними подразумеваются арабские режимы, предоставившие свою территорию для антитеррористической кампании, а также улемы, издающие лживые фетвы, купленные властя-\2

ми) .

В свою очередь, уничтоженный в июне 2006 г. в Ираке лидер местной ячейки «Аль-Каиды» (впоследствии на основе этой организации и возникла «ДАИШ». - И. Д.), иорданский террорист Абу Мусаба аз-Заркави в своей лекции, размещенной на многих сайтах3 под заголовком «Вы больше знаете или Аллах?», заявил, что «джихад есть обязательная война против неверных». Термин

1 См. подробнее об этом: Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 2 (8).

2 Добаев И.П. Радикализация ислама в современной России. - Москва -Ростов-на-Дону, 2014. - С. 149-150.

3 См., например: http://www.short-link.de/2054

«гражданское население», утверждал аз-Заркави, является «ложным», поскольку ислам не делит людей на гражданских и военных, он знает лишь разделение людей на мусульман и неверных. И если «кровь мусульманина запретна, чтобы он ни делал и где бы ни находился», то «кровь неверного дозволена, чтобы он ни делал и где бы ни находился, если с ним не заключен договор или он не был пощажен».

Аз-Заркави делил людей на три разряда:

1) мусульмане;

2) неверные, мирно относящиеся к исламу, т.е. вошедшие под покровительство (зимма) мусульман, заключившие с ними перемирие (худна) или пользующиеся предоставленной им пощадой (аман);

3) все прочие люди. Их аз-Заркави объявил «воюющей стороной»: шариат, напоминал он, лишает их защиты и дает мусульманам право убивать их, делая исключение лишь для отдельных категорий (в первую очередь, детей и женщин). На этом основании, считал аз-Заркави, «неверие в Аллаха - достаточное основание для убийства неверного, чтобы он ни делал и где бы ни находился».

Таким образом, усилиями зарубежных, прежде всего египетских исламистских теоретиков, в ХХ - начале XXI в. сложилась стройная идеологическая доктрина такфиритов-джихадистов, являющаяся идеологическим обоснованием современного терроризма, прикрывающегося исламским вероучением, а также оправданием жестокой политической практики радикальных исламистов и террористов. Практически все современные радикальные исламистские группировки, включая «ДАИШ», напрямую используют положения именно этой доктрины, а потому говорить об идеологической самостоятельности этой структуры не приходится.

Что касается организационного строения современных НРПО, то история последнего столетия со всей очевидностью свидетельствует, что деятельность организаций религиозно-экстремистского толка нередко зависит от отношения к ним правящих режимов. В условиях разнопланового прессинга и силового давления они, как правило, уходят в подполье, организуясь в децентрализованные сетевые структуры1. При благожелательном отноше-

1 См., например: Анисимова Н.А., Добаев И.П. Сетевые структуры террористов на Северном Кавказе / Под ред. Добаева И.П. - Москва - Ростов-на-Дону: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2016. - 143 с.

нии к ним властей, привлечении их к парламентской и экономической деятельности, они, наоборот, нередко достаточно уверенно интегрируются в политические системы своих стран. Это можно полностью отнести, например, к первой организации такой направленности - египетским «Братьям-мусульманам», основанной шейхом Хасаном аль-Банной в декабре 1928 г., которая временами действовала легально, а порой, например в настоящее время, находясь в подполье.

Следует подчеркнуть, что большинство образовавшихся на идеологической и организационной основе египетских «Братьев-мусульман» многочисленных религиозно-политических экстремистских группировок далеки от интеграции в политические системы своих стран, и ведут неустанную борьбу с режимами «тагутов» (узурпаторов), используя в этих целях все средства, в том числе и террористического характера. Естественно, по таким группировкам власти наносят жестокие удары, вследствие чего они нередко переходят в подполье.

Вместе с тем, в 90-х годах прошлого века мир стал свидетельством объединительных процессов в радикальном исламистском движении. Экстремисты в тот период времени контролировали Афганистан, Судан и отчасти Чечню, рассчитывали расширить плацдарм своего могущества, все чаще говорили о воссоздании халифата, исламизации мирового пространства и т.д. В 1998 г. им даже удалось создать так называемый «Мировой фронт джихада», под сенью которого произошло объединение наиболее одиозных экстремистских группировок «исламского мира». Уверенно создавалась иерархическая сетевая структура глобального масштаба, с претензиями на мировое господство, во главе с лидером «Аль-Каиды» того времени - Усамой бен Ладеном.

Однако после событий 11 сентября 2001 г. и в результате начавшейся антитеррористической кампании под эгидой США повсюду стала фиксироваться децентрализация структур радикальных исламистов. Их отличительной особенностью стала высокая степень адаптации к реалиям современного мира. Хотя и остались действующие строго иерархически группировки, большинство всё же получили «размытые» управленческие механизмы, появились структуры, организованные по типу «паучьей сети», а также и полностью независимые.

Сетевой принцип организации дает террористическим группировкам следующие важные возможности:

- совместимость транснациональных террористических групп, нелегальных торговцев оружием, транснациональных преступных синдикатов, наркомафии, фундаменталистов, этнона-циональных движений, экстремистской идеологии, информационных пиратов, контрабандистов1;

- высокая скорость поступления и передачи информации2;

- единая информационная инфраструктура3;

- скорость командования (сокращение скорости принятия решений)4;

- «самосинхронизация» (возможность действия в автономном режиме);

- «распределение силы» (ведение точечных операций; занятие обширного пространства; возможность сосредоточения большого объема силы; усиление взаимодействия);

- децентрализация;

- конспиративность, надежная система безопасности5;

- глубокая интеграция (вовлеченность) элементов системы;

- подвижность (трудно уязвимая цель);

- эффективность использования современных возможностей;

- возможность осуществления эффективной деятельности под командованием экстерриториального центра.

Кроме того, как свидетельствует мировой опыт, децентрализующиеся радикальные исламистские структуры обладают повышенными способностями к регенерации, а, кроме того, в их состав постоянно осуществляется приток свежей крови.

В результате, на сегодняшний день «Аль-Каида» представляет собой сеть из плохо связанных друг с другом региональных организаций с ослабленным центральным руководством. Руководство стимулирует отдельные организации на осуществление терактов, порой помогает им деньгами и советами, а также обучает

1 Бедрицкий А.В. Эволюция американской концепции информационной войны / Аналитические записки РИСИ. - М., 2003. - № 3. - С. 13.

2 Бедрицкий А.В. Реализация концепции сетевой войны в ведущих странах Запада. - М., 2005. - № 3. - С. 67.

3 Alberts D., Garstka J., Stein P. Network Centric Warfare. Developing and Leveraging Information Superiority // CCRP, 2000. - Р. 1.

4 Дугин А.Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXI века. - СПб.: Амфора, 2007. - С. 22.

5 Libicki M. What Information Architecture for Defense // New Challenges, New Tools for Decision making, 2003. - Р. 8.

их боевиков таким навыкам, как производство взрывных устройств или бой в городских условиях. Тем не менее о современном террористическом движении сегодня уместнее говорить как о разветвленной децентрализованной сетевой структуре, или даже такого же рода движении.

Аналогичное можно сказать и о «ДАИШ»: на контролируемых группировкой территориях наблюдается иерархическое строение ее отрядов. В других случаях, например на Северном Кавказе, где ряд банд бывшего «Имарата Кавказ» присягнули на верность «ИГ», фиксируются исламистские сети1. В случае окончательного военного поражения «ДАИШ» в Ираке и Сирии нет никакого сомнения в том, что как и «Аль-Каида», эта группировка окончательно станет сетевой, перенеся свою деятельность в глубокое подполье. Отсюда следует, что и в области организационного строительства лидеры «ДАИШ» используют уже наработанные их предшественниками схемы, не привнеся в эту область каких-либо существенных новаций.

Относительно форм и методов осуществления боевиками «ДАИШ» своей практической деятельности, то, как и у других радикальных исламистских группировок, спектр их деятельности достаточно широк: от осуществления так называемого «исламского призыва» (идеолого-пропагандистская и информационная деятельность) - до самых изощренных способов осуществления диверсионно-террористической активности, включая акции самоподрывов (так называемый «шахидизм»). Однако в любом случае можно утверждать, что и в области форм и методов осуществления своей специфической практики активисты и боевики «ДАИШ» не изобрели ничего нового, оригинального по сравнению с практикой их «коллег» в государствах арабского, а шире - мусульманского Востока, но являются потребителями изобретений «первооткрывателей», начиная от «Братьев-мусульман» и вплоть до «Аль-Каиды»,

Финансирование любой террористической группировки представляется крайне существенным вопросом по той причине, что невозможно осуществлять какую-либо деятельность без наличия денежных средств. Для «ДАИШ» сформированная финансовая система выступает важнейшим системным элементом, в значи-

1 См. об этом: Добаев И.П., Умаров Д.В. Терроризм на Северном Кавказе: Влияние внешних факторов / Под ред. Добаева И.П. - Москва - Ростов-на-Дону: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2016. - 173 с.

тельной степени определяющим возможности реализации далеко идущих планов по воссозданию так называемого «халифата». В настоящее время финансирование ИГ, его отдельных региональных кластеров, в том числе и северокавказского, является многоканальным. При этом масштабы финансирования, структура его источников и их соотношение пребывают в постоянной динамике. Однако в каждый момент времени структура финансирования «ДАИШ» и его сторонников может существенно различаться по отдельным контролируемым этой организацией территориям, как и ее зарубежными сетевыми структурами. При этом, по мере перехода от централизованных структур, что представляется практически неизбежным в случае военных успехов сирийской армии при поддержке ВКС РФ, к полицентрической (сетевой) организации подполья, источники финансирования будут и далее дифференцироваться, дробиться, как и число возможных адресатов данного финансирования.

На сегодняшний день источники финансирования «ДАИШ» могут быть разбиты на две основные группы: внешние и внутренние. К внешним источникам можно отнести поддержку от государств-спонсоров; религиозных учреждений; коммерческих и некоммерческих организаций; индивидов, населения и диаспор; а также разнообразных террористических ячеек. К источникам внутреннего финансирования «ДАИШ» следует отнести доходы, получаемые от добычи и продажи нефти, присвоения денежных средств при захвате банков и других финансовых учреждений, легального и нелегального бизнеса (работорговля, торговля оружием, наркотиками и т.п.), а также прочие доходы, к которым можно причислить помощь богатых террористов, которые могут являться членами террористической организации, а также и рэкет.

Итак, в настоящее время реальная структура финансирования «ДАИШ» и его последователей в других странах представляет собой разветвленную сеть, непрерывно меняющую свою географию и структуру, общий объем циркулирующих средств, долевые соотношения различных источников. Однако все эти источники финансово-экономической подпитки радикалов «ИГ» вряд ли следует считать некими новациями, изобретенными активистами «ДАИШ»; они были известны и прежде в практике других современных радикальных исламистских групп.

Тем не менее «ДАИШ» существенно отличается от других структур, заявляющих те же цели и базирующихся на тех же идео-

логических принципах. Среди таких главных отличий, как представляется, следует выделить следующие:

1. Скорость развития группировки (в 2003 г. - «Аль-Каида в Ираке», в 2013 г. - «ДАИШ» («ИГИЛ»), в 2014 г. - «ИГ», захват части территории Ирака и Сирии).

2. Масштабность действий («ИГ» была близка к захвату Багдада и Дамаска, объявлению воссоздания «Халифата», распространению своего влияния на территории, некогда входившие в состав Аббасидского халифата).

3. Создание на контролируемых территориях квазигосударства (признаки: законы, территория, налоговая и денежная системы и т. д.).

4. Наличие подконтрольных сетевых группировок в Алжире, Афганистане, Египте, Ливане, Ливии, Нигерии, Пакистане, на Северном Кавказе.

5. Использование новейших технологий и механизмов идеологической и информационной работы в русле оказания влияния, прежде всего, на молодежь.

Подытоживая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в течение ХХ - начале XXI в. в мире появились сотни радикальных исламистских группировок. По нашему мнению, наиболее масштабными из них являются три: «Братья-мусульмане», располагающие своими структурами во многих странах, «Аль-Каида», создавшая в различных регионах мира сетевые кластеры, и, конечно, «ДАИШ», достигшая своеобразных «успехов» в деле строительства «Халифата». Однако, не без внешних инспираций, возбуждение «мусульманского мира» продолжает набирать обороты. Отсюда следует, что говорить об упадке и стагнации радикального исламистского движения преждевременно.

Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.