УДК 796.82
© А.В. Гаськов, А.М. Мишин, А.А. Сахиуллин
СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ МАКРОЦИКЛА
Наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства в многолетней подготовке спортсменов главную роль играет факторная структура средств общей физической и специальной подготовки. Результаты факторного анализа свидетельствует о том, что факторная структура общей физической подготовки квалифицированных боксеров не изменяется в зависимости от этапов подготовки. Поэтому при распределении тренировочных средств и величин их нагрузки необходимо равномерно распределять и дозировать соотношение самих средств на все выделенные факторы, характеризующие различные стороны подготовленности.
Ключевые слова: общая и специальная тренировка. Вовлекающая стадия, общеподготовительная стадия, специальноподготовительная стадия, восстановительная стадия.
A.V. Gaskov, A.M. Michin, A.A. Sakhiyllin THE STRUCTURE OF GENERAL AND SPECIALIZED MEANS OF QUALIFIED BOXERS’ TRAINING AT VARIOUS STAGES ОF MACROCYCLE
Alongside with the perfection of technical and tactical skills in long- term training of sportsmen the main role plays a factor structure of means of general physical and special training. The results offactor analysis testify that the factor structure of general physical training of the qualified boxers is not changed depending on stages of training. Therefore at distribution of training means and load value it is necessary to dose in regular intervals their ratio to all allocated factors characteristic to various aspects of training.
Keywords: general and special training, involving stage, general training stage, special training stage, recovery stage.
Проблематика оптимального соединения так называемой общей и специальной подготовки спортсмена разрабатывается и дискутируется достаточно давно, но в последнее время она вновь привлекла к себе повышенное внимание. Это объясняется отчасти ее неординарной сложностью, но не только. Состояние общей и специальной подготовки спортсмена изменяется в зависимости от уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей развития, специфики спортивной специализации, стадий многолетнего процесса спортивного совершенствования, периодов тренировки. Никаких универсальных количественных норм соотношения общей и специальной подготовки современная теория спортивной тренировки не устанавливает, она дает лишь принципиальные ориентиры, допуская достаточно широкий диапазон вариаций конкретных соотношений, складывающихся в зависимости от вышеперечисленных обстоятельств [1-3].
Современный уровень спортивных достижений в боксе, интенсивность действий боксеров на ринге предъявляют повышенные требования к уровню их общей физической (ОФП) и специальной подготовленности (СП). Рациональное построение учебно-тренировочного процесса в годичных циклах на основе оптимального соотношения средств ОФП и СП позволяет спортсменам добиваться высоких показателей.
В результате изучения научно-методической литературы по вопросам оптимального соотношения средств ОФП и СП квалифицированных боксеров установлено, что наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства в многолетней подготовке спортсменов главенствующую роль играет уровень ОФП и СП [1-3]. С учетом вышесказанного нами было проведено исследование показателей ОФП и СП на различных этапах подготовки квалифицированных боксеров. К тестированию привлекались квалифицированные спортсмены: всего 28 боксеров. Подготовительный период включал три этапа: I этап, втягивающий, - 18 дней, II, общеподготовительный, - 20 дней, III, специальноподготовительный, - 21 день, IV, восстановительный, - 18 дней.
Для выявления наиболее информативных показателей ОФП и СП у 28 боксеров были зафиксированы нижеследующие характеристики:
Общей физической подготовленности:
100 м - Бег 100 метров
3000 м - Бег 3000 метров
ПД - Прыжок в длину с места
ОТЖ - отжимание (сгибание) рук в упоре лежа
ПОДТ - Подтягивание на перекладине
ТЯ 1 - Толчок ядра 4 кг сильной рукой
ТЯ 2 - Толчок ядра 4 кг слабой рукой
КД1 - Кистевая динамометрия сильной руки
КД2 - Кистевая динамометрия слабой руки.
Специальной подготовленности:
Ууд. - средняя скорость ударного движения
СМР, - специфическая сенсомоторная реакция с установкой на удар сильной рукой СМР2 - специфическая сенсомоторная реакция с установкой на удар слабой рукой и - время достижения максимума силы удара сильной рукой t2 - время достижения максимума силы удара слабой рукой tз - время достижения силы удара сильной рукой t4 - время достижения силы удара слабой рукой F1 - сила удара сильной рукой F2 - сила удара слабой рукой
51 - импульс силы удара сильной рукой
52 - импульс силы удара слабой рукой N5 - количество ударов за 5 секунд
+ F5 - суммарная сила ударов за 5 секунд
+ S5 - сумма импульсов силы ударов за 5 секунд
FX5 - средняя сила ударов за 5 секунд
Sx5 - средний импульс- ударов 180 секунд
N180 - количество ударов за 180 секунд
+F180 - суммарная сила ударов за 180 секунд
+S180 - сумма импульсов силы ударов за 180 секунд
Fx180 - средняя сила ударов за 180 секунд
Sx180 - сумма импульсов силы ударов за 180 секунд
УМ - уровень мастерства.
Полученный экспериментальный материал подвергнут факторному анализу (метод главных компонент с последующим вращением референтных осей по Варимакс-критерию), в результате чего выделились факторы, определяющие ОФП и СП боксеров на различных этапах макроцикла.
В предварительной стадии математической обработки данные, полученные в результате тестирования квалифицированных боксеров на указанных выше этапах подготовки (получены 34 показателя ОФП и СП на каждого боксера), подвергались корреляционному анализу. В итоге были определены наиболее информативные показатели ОФП и СП на различных этапах макроцикла.
Исходя из этого, нами отобраны 31 наиболее значимый показатель, которые и подверглись факторному анализу.
Вовлекающая стадия. В результате анализа материалов, полученных на I этапе подготовки, установлено, что структура общих и специальных физических качеств квалифицированных боксеров может быть описана 9-ю факторами, объясняющими 84,3% общей дисперсии выборки.
В I факторе (36,8% дисперсии выборки) наибольшие факторные веса имеют следующие эквивалентные показатели: N180; F180; S180; Fx180; Sx180 и 3000 м, характеризующие специальную силовую выносливость и общую выносливость.
Во II факторе (9,8% общей дисперсии выборки) самые высокие факторные веса у таких эквивалентных показателей, как СМР1 и СМР2, ТЯ2, отражающих специфическую сенсомоторную реакцию при выполнении ударов сильнейшей и слабейшей руками, а также уровень развития мышц рук, участвующих в ударном движении.
В III факторе (8,6% общей дисперсии) с высоким факторным весом оказались качественные характеристики одиночных ударов и общий уровень развития мышечных групп, участвующих в ударном движении -и, F2, S2, ПД, ТЯ, которые можно считать эквивалентными.
В IV факторе (7,1 % общей дисперсии) выявились высокие факторные нагрузки по следующим эквивалентным показателям: F5, S5, FX5, Sx5, ОТЖ, ПОДТ, что характеризует специальную скорость и общую силовую выносливость мышц - сгибателей и разгибателей руки.
V фактор (6% общей дисперсии выборки) высоко коррелирует с t2’ N5 - показателями, характеризующими временные параметры удара слабейшей рукой и специальную скоростную моторику.
VI фактор (4,9% общей дисперсии) - показатель времени бега на 100м - оценивает общую скоростную выносливость.
В VII факторе (4,1% общей дисперсии выборки) высокие факторные веса имеют эквивалентные показатели F1 и S1, характеризующие эффективность ударов слабейшей рукой.
VIII фактор (3,9 % общей дисперсии) — показатель Vуд характеризует среднюю скорость ударного движения.
IX фактор (3,1% общей дисперсии) обнаруживает взаимосвязь с эквивалентными показателями t3 и t4, характеризующими время одиночных ударов сильнейшей и слабейшей руками и оценивающими эффективность этих ударов.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в вовлекающей стадии подготовки успешность развития общих и специальных физических качеств во многом определяется следующими не зависимыми друг от друга факторами, характеризующими такие стороны подготовленности, как:
- специальная силовая и общая выносливость;
- общее время двигательной реакции и уровень развития силы мышц рук, участвующих в ударном движении;
- качество одиночных ударов и общий уровень развития мышечных групп, участвующих в ударном движении;
- специальная скоростная выносливость и общая силовая выносливость мышц - сгибателей и разгибателей руки;
- время удара слабейшей рукой и быстрота серийных ударов;
- общая скоростная выносливость;
- эффективность ударов слабейшей рукой;
- скорость ударного движения;
- эффективность одиночных ударов обеими руками.
Общеподготовительная стадия. Анализ результатов II этапа подготовки выявил, что структуру общих и специальных физических качеств можно описать 9 факторами, объясняющими 85,1% общей дисперсии выборки.
В I факторе (вклад 35,4% общей дисперсии выборки) выявлены высокие взаимосвязи у эквивалентных показателей F1, S1, F2, S2, F5, S5, F180, S180, 3000 м, КД1, КД2, характеризующих эффективность одиночных ударов слабейшей и сильнейшей руками, специальную скоростную и силовую выносливость, общую выносливость и силу мышц - сгибателей кисти.
II фактор (12,0% общей дисперсии выборки) наивысшую взаимосвязь обнаруживает с показателями N5, N180, Fx180, Sx180, характеризующими специальную скоростную выносливость.
В III факторе (9,6% общей дисперсии выборки) наибольшую корреляцию имеют эквивалентные характеристики и, t3, t2, t4, оценивающие качество ударов слабейшей и сильнейшей руками.
В IV факторе (6,3% общей дисперсии выборки) наибольшие факторные веса у эквивалентных показателей СМР2 и СМРз, характеризующих специфическую сенсомоторную реакцию при ударах сильнейшей и слабейшей руками.
V фактор (5,6% от общей дисперсии) обнаруживает наибольшие факторные нагрузки с ПД, ТЯ1, ТЯ2, характеризующие уровень развития мышечных групп верхнего плечевого пояса.
В VI факторе (4,8% общей дисперсии выборки) наибольшие взаимосвязи выявлены с показателями бега на 100 м, ОТЖ, характеризующими скоростную и силовую выносливость.
В VII факторе (4,4% общей дисперсии выборки) выделился показатель силы мышц- сгибателей руки и ПОДТ.
VIII фактор (3, 8% общей дисперсии выборки) показатель ^ характеризует качество удара сильнейшей рукой.
IX фактор (3,2% общей дисперсии выборки) обнаруживает наибольший факторный вес с показателями Vуд, характеризующими среднюю скорость ударного движения.
Из изложенного можно заключить, что в общеподготовительной стадии тренировки успешность развития общих и специальных физических качеств во многом определяется следующими не зависимыми друг от друга факторами, характеризующими такие стороны подготовленности, как:
- эффективность ударов сильнейшей и слабейшей руками, специальная скоростная и силовая выносливость, общая выносливость и сила мышц-сгибателей кисти;
- специфическая сенсомоторная реакция;
- уровень развития мышц верхнего плечевого пояса;
- общая скоростная и силовая выносливость;
- скорость ударного движения.
Специальноподготовительная стадия. Из анализа результатов факторного анализа III этапа подготовки видно, что структура общих и специальных физических качеств может быть описана также 9-ю факторами, обеспечивающими 84,2% общей дисперсии выборки.
В I факторе, внесшем наибольший вклад (35,7%) в общую дисперсию выборки, определены высокие факторные веса с эквивалентными показателями F1, S1, F5, S5, Fx5, Sx5, S180, характеризующими силовые параметры удара сильнейшей рукой, специальную скоростную и силовую выносливость и общую силу мышц - сгибателей руки.
II фактор (10,4% общей дисперсии выборки) говорит о высокой связи с эквивалентными показателями СМР1, СМР2, характеризующими специфическую сенсомоторную реакцию при ударах слабейшей и сильнейшей руками.
В III факторе (9,5% общей дисперсии выборки) налицо высокая взаимосвязь с эквивалентными показателями и, t3, t2,t4, характеризующими качество удара сильнейшей и слабейшей руками.
IV фактор (6,5% общей дисперсии выборки) обнаруживает наибольшие факторные коэффициенты при результатах Ууд, 100 м, которые характеризуют среднюю скорость ударного движения и общую скоростную выносливость.
V фактор (5,9% обобщенной дисперсии выборки) высоко коррелирует с показателями N180, F180, S180, характеризующими специальную силовую выносливость.
В VI факторе (5,2% суммарной дисперсии выборки) высокий вес имеют N5, ПОДТ, характеризующие специальную скоростную моторику и силовую выносливость мышц-сгибателей руки.
В VII факторе (4,4% общей дисперсии выборки) наблюдается высокая связь с ПД, ТЯ2, ТЯ2, характеризующая взрывную силу ног и уровень развития мышц, участвующих в ударном движении.
VIII фактор (3,7% общей дисперсии выборки) выделил показатель ОТЖ, характеризующий силовую выносливость мышц - сгибателей руки.
IX фактор (2,9% общей дисперсии выборки) тесно коррелирует с эквивалентными показателями F2, S2, Fx180, Sx180 и с показателями бега на 300 м, характеризующими качественные характеристики удара слабейшей рукой, специальную силовую и общую выносливость.
В результате анализа материалов, полученных в специальноподготовительной стадии тренировки, можно заключить, что успешность развития общих и специальных физических качеств во многом определяется следующими не зависимыми друг от друга факторами, характеризующими такие стороны подготовленности, как:
- сила удара сильнейшей рукой, специальная скоростная и силовая выносливость и сила мышц -сгибателей кисти;
- специфическая сенсомоторная реакция;
- временные характеристики ударов сильнейшей и слабейшей руками;
- общая скоростная выносливость;
- специальная скоростная моторика;
- уровень развития мышц, участвующих в ударном движении; силовая выносливость мышц - сгибателей руки;
- сила удара слабейшей рукой и общая выносливость.
Восстановительная стадия. Анализ результатов исследования на восстановительном этапе подготовки показал, что структура общих и специальных физических качеств может быть описана 9-ю факторами, объясняющими 86,2% общей дисперсии.
В I факторе (вклад 36,8% общей дисперсии выборки) высокие взаимосвязи имеют показатели N180, 100м, Тя, ТЯ2, характеризующие количество ударов, нанесенных за раунд, общую скоростную выносливость, уровень развития мышц, участвующих в ударном движении.
Во II факторе (10,9% общей дисперсии выборки) налицо высокие связи с такими эквивалентными показателями, как CMP1, CMP2, характеризующими специфическую сенсомоторную реакцию при ударах слабейшей и сильнейшей руками.
В III факторе (8,9% суммарной дисперсии выборки) высокие веса обнаруживают эквивалентные показатели t1, t3, t2, t4, характеризующие качество ударов сильнейшей и слабейшей руками.
IV фактор (7,2% общей дисперсии выборки) имеют наибольшие веса с показателями бега на 3000 м, характеризующими общую выносливость.
В V факторе (6,2% общей дисперсии выборки) с наибольшими факторными весами выделены: ОТЖ, ПОДТ, характеризующие силовую выносливость мышц- разгибателей и сгибателей руки.
В VI факторе (вклад в суммарную дисперсию выборки 4,7%) выявлена высокая взаимосвязь с эквивалентными показателями F2, S2, характеризующими качество удара слабейшей рукой.
В VII факторе (4,3% общей дисперсии выборки) наибольшая нагрузка выявлена в показателе Vуд , характеризующем среднюю скорость ударного движения.
В VIII факторе (3,9% общей дисперсии выборки) выделены эквивалентные показатели F1, S1, N5, F5, S5, Fx5, Sx5, F180, S180, Fx180 , ПД, КД КД, характеризующие уровень специальной скоростносиловой выносливости, взрывные способности мышц ног и силу мышц-сгибателей кисти.
В IX факторе (3,3% общей дисперсии выработки) выделен фактор уровня мастерства (УМ). Анализ результатов в восстановительной стадии подготовки позволяет заключить, что уровень развития физических качеств во многом определяется следующими не зависимыми друг от друга факторами, характеризующими такие стороны подготовленности, как:
- количество ударов, нанесенных за раунд, общая скоростная выносливость, уровень развития мышц, участвующих в ударном движении;
- специфическая сенсомоторная реакция;
- временные характеристики одиночных ударов обеими руками; общая выносливость;
- силовая выносливость мышц- разгибателей и сгибателей руки;
- качество удара слабейшей рукой;
- скорость ударного движения;
- специальная скоростно-силовая выносливость, взрывные способности мышц ног и силы мышц-сгибателей кисти;
- уровень мастерства.
Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что факторная структура ОФП и СП квалифицированных боксеров не изменяется в зависимости от этапов подготовки. Необходимо отметить, что на каждом из исследуемых этапов выделившиеся факторы не зависят друг от друга и представляют собой отдельные необходимые стороны ОФП и СП. Поэтому при распределении тренировочных средств и величин их нагрузок необходимо равномерно распределять и дозировать соотношение самих средств на все выделенные факторы, характеризующие различные стороны подготовки. Это обуславливает повышение уровня ОФП и СП и как следствие обеспечивает рост спортивных результатов квалифицированных боксеров.
Литература
1. Гаськов А.В. Теоретико-методические основы управления соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных боксеров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 41с.
2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее аспекты: учебник - М.: Лань, 2005. - С. 342-362.
3. Филимонов В.И. Бокс: Спортивно-техническая подготовка. - М.: Инсан, 2000. - 427с.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории физической культуры Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the departmrnt of the theory of physical culture, Buryat State University.
Мишин Андрей Михайлович, заслуженный мастер спорта по боксу, старший преподаватель Иркутского техникума физической культуры. Моб. т. 8-902 -512-28-48.
Mishin Andrey Mikhailovich, honored master of sports in boxing, senior teacher, Irkutsk Technical College of Physical Culture.
Сахиуллин Альфрит Амирович, доктор педагогических наук, доцент, директор Иркутского техникума физической культуры.
Sakhiullin Alfrit Amirovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of the Irkutsk Technical College of Physical Culture.
УДК 378.02:372.8 © А.А. Сахиуллин
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
В статье рассматриваются этапы формирования профессиональных качеств у студентов в период прохождения производственных практик. Основной целью практик при подготовке педагога физической культуры и спорта является целенаправленное развитие индивидуальных и профессиональных качеств студентов, их ориентация на самообразование и самосовершенствование специальных и профессиональных способностей.
Ключевые слова: производственная практика, профессиональные качества, этапы профессионального становления.
A.A. Sakhiyllin
THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT FEATURES AT STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE DURING PRACTICAL TRAINING
In the article the stages offormation of students ’ professional features during practical training are considered. The main goal ofpractices in training of teachers ofphysical culture is a purposeful development of individual and professional features of students, their focus on self-education and self-improvement of special and professional abilities.
Keywords: practical training, professional features, stages ofprofessional formation.
Основной целью профессионального образования в сфере физической культуры и спорта является подготовка квалифицированного специалиста, компетентного, инициативного, свободно владеющего основами своей профессии, ориентированного в смежных областях деятельности, социально и профессионально мобильного в условиях социума [3].
Основной целью всех видов производственных практик при подготовке специалиста по физической культуре является целенаправленное развитие индивидуальных и профессиональных интересов студентов, их ориентация на самообразование и самосовершенствование специальных и профессиональных способностей.
Особое внимание уделяется формированию профессионально важных качеств педагога по физической культуре и спорту, от которых зависит трудовая педагогическая деятельность. Установлено, что для специалиста наиболее значимыми качествами являются по отношению к занимающимся:
- тактичность, общительность, отзывчивость, справедливость и др., т.е. группа качеств коммуникативного характера;
- профессионально-деловые. Высокий уровень компетентности в вопросах методик учебного, учебно-тренировочного процесса, творческого отношения к работе, умение четко формулировать и решать задачи занятий и соревнований и т.д.
Для современного педагога высоким уровнем значимости в равной степени являются как деловые качества, характеризующие профессионально-творческий уровень, так и коммуникативные.
Качество подготовки специалиста по физической культуре зависит от решения двух групп задач: собственно педагогических, т.е. личностно-ориентированных, и функциональных, продуктом реше-