© B.C. Квагинилзе, 2002
УЛК 66.232.8.004.12+658.382(043.3)
B.C. Квагинилзе
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРНОГО И ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУЛОВАНИЯ НА КАРЬЕРАХ СЕВЕРА
Разрабатывая систему управления качеством эксплуатации горного оборудования необходимо установить каналы для каждого уровня иерархии этого процесса, по которым можно управлять качеством. Это можно сделать, если рассматривать производственный процесс как систему и провести его декомпозицию по функциональным элементам -видам работ, операциям, процессам, которые составляют внутреннее содержание производственного процесса. Впервые метод декомпозиции производственного процесса по функциональным элементам был предложен и осуществлен Г.И. Солодом применительно к изготовлению горного оборудования. Этот метод можно использовать и для процессов эксплуатации горного и транспортного оборудования.
При декомпозиции процессов эксплуатации выбор функциональных работ, операций, подпроцессов, процессов производится на основании анализа функциональных обязанностей и производственной деятельности работников служб горных предприятий, а также государственных стандартов по единой системе конструкторской документации (ЕСКД), единой системе технологической подготовке производства (ЕСТПП), единой системе технологической документации (ЕСТД), по управлению производственным объединением и промышленным предприятием. Проведенные исследования показывают, что процесс эксплуатации можно рассматривать как систему, выделяя в ней: время работы (использование по назначению), планируемые простои и не планируемые простои.
Так как время работы, планируемые и не планируемые простои являются составными час-
тями процессов эксплуатации, как разновидности производственного процесса, то на них распространяются условия существования процесса и их можно считать структурной формулой. Данные процессы будут отличаться видом предмета и результатом труда, орудиями труда, квалификацией и составом исполнителей - операторов и ИТР. Каждый из этих процессов делится на подпроцессы и операции. С учетом вышеизложенного процесс эксплуатации можно представить в виде детализированной схемы, на которой для каждой составной его части можно поставить входные (овеществленные и не овеществленные) и выходные (овеществленные и не овеществленные) потоки. Фактическое время работы карьерного оборудования составляет примерно 45%. Суммарно простои, планируемые и не планируемые составляют порядка 55%.
В свою очередь основные процессы эксплуатации (время работы, планируемые простои, не планируемые простои) можно разделить на под процессы. Время работы оборудования по назначению можно рассматривать как систему, выделяя под процессы: добычные работы 19%, вскрышные работы 78%, пере-экскавация 1%, прочие работы 2%. Анализ показывает, что необходимо уделять более пристальное внимание оборудованию работающему на вскрыше, т.к. львиную долю времени работы занимают вскрышные работы.
Исследование структуры планируемых простоев горного и транспортного оборудования показывает, что в ней можно выделить: технологические простои 36%; ППР, ТО, наладка 24%; подготовка к ремонту 1%; плановые ремонты 37%; выходные, празд-
ничные 1%; резерв оборудования 0,5%; консервация 0,5%. Анализ структуры показывает, что 62% времени планируемых простоев занимает техническое обслуживание, подготовка к ремонту и проведение планируемых простоев. Поэтому для эффективной эксплуатации оборудования необходима тщательная подготовка к техобслуживанию и ремонту, продуманная система ремонта. Исследование структуры процесса не планируемых простоев горного и транспортного оборудования позволяет выделить простои: аварийные 65%; горно-эксплуатационные 1%; общетехнические 5%; организационные 29% (рисунок). Для определения путей снижения неплановых простоев необходима дальнейшая декомпозиция полученных процессов эксплуатации. Аварийные простои можно разделить на: механического оборудования 52%; электрического оборудования 43%; гидравлических систем 1%; пневматических систем 4%. Горно-эксплуатационные простои: по причине
разреза 67%; по причине ОФ 8%; остановка РГТИ или ИТР разреза 25%. Общетехнические простои разделяются на: отсутствие электроэнергии 71%; отказы в/в 1%; климатические факторы 8%. Организационные простои делятся на: общеразрезовские 2%; материально-технического снабжения 7%; отсутствие автотранспорта 90%; неподготовленность забоя 0,2%; неподготовленность автодорог 0,4%; не подключение электроэнергии 0,2%; неподготовленные отвал 0,1%; не укомплектованность бригады 0,1% (рисунок).
Проводя дальнейшую декомпозицию процесса эксплуатации можно определить конкретную причину простоя оборудования: либо это работник; либо из-за отказов узла, детали; либо организационные вопросы и т.д. воздействием на которую можно повысить в конечном итоге эффективность эксплуатации горного и транспортного оборудования.
Алгоритм построения структур производственных операций и процессов эксплуатации выполняется в следующем порядке:
первое, устанавливается объект, который должен пройти производственные операции или процесс эксплуатации (система машин, отдельная машина, сборочная машина, деталь); второе, устанавливаются элементы, как неделимое целое, из которых будут строиться структуры (части производственные операции -технологическая операция, операции организации и управления, типы производственных опера-
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
ций и процессы ТОР); третье, находятся возможные семейства элементов, из которых строятся структуры; четвертое, устанавливаются свойства элементов, которые необходимо учесть при построении структур; пятое, устанавливается тип структуры; шестое, используя принципы, разработанные в и теоретикомножественные операции над множествами формируют структурные формулы; седьмое, при
использовании общесистемных свойств для каждой формулы приводится ее геометрическая интерпретация в виде диаграмм Венна и ленточных графиков; восьмое, проводится качественный анализ формул на предмет развития объектов, описываемых ими; девятое, для процессов устанавливаются зависимости для расчета времени выполнения процесса.
Квзгинидзе B.C. - кандидат технических наук, доцент, ГУП «Якутуголь».
© B.C. Квагинилзе, В.А. Козлов 2002
УЛ К 66.232.8.004.12+658.382(043.3)
B.C. Квагинилзе, В.А. Козлов ОПРЕЛЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КРИТЕРИЯ БУРОВОГО СТАНКА ПРИ РАСЧЕТЕ КОМПЛЕКСА ГОРНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУЛОВАНИЯ
При решении задачи оптимизации горно-транспортного комплекса существует проблема сопоставления показателей основных видов горных работ, таких как: бурение скважин для взрывания горного массива, экскавация и транспортировка горной массы. Необхо-