© В.С. Квагинидзе, 2002
УДК 66.232.8.004.12+658.382(043.3)
В.С. Квагинидзе ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПАРКА МАШИН ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ДОБЫЧИ УГЛЯ НА РАЗРЕЗАХ
Л
юбое горное предприятие должно стремиться обеспечить постоянную готовность оборудования выполнить свои функции, обеспечивая при этом минимальные затраты времени, трудовых и материальных ресурсов. Качество эксплуатации горного и транспортного оборудования необходимо рассматривать с двух позиций и в тоже время во взаимосвязи друг с другом - это качество использования оборудования по назначению и качество ремонта этого оборудования. На рис. 1 приведена блок-схема алгоритма управления качеством эксплуатации ГТО.
На рис. 2 приведена схема выбора рациональной структуры комплекса горного и транспортного оборудования. Во главу угла ставится производственная программа предприятия или участка. В базе данных предприятия должно иметься все имеющееся или приобретаемое оборудование с расчетом полезной работы каждой единицы этого оборудования. В зависимости от направления ведения работ (добыча или вскрыша) оборудования должно быть разбито на группы (буровые станки, экскаваторы, автомобили) с расчетом полезной работы. Из этих групп оборудования должна быть выбрана наиболее рациональная структура парка машин по полезной работе, как главному параметру. Для выбранного комплекса подбирается оптимальная ремонтная структура. Структура ремонтного цикла подбирается из разработанных и имеющихся в базе данных предприятия. Основными моментами при выборе ремонтной структуры являются вопросы: 1) время и сроки остановки обору-
дования на ремонт; 2) техническая подготовка к ремонту; 3) оборотный фонд запасных частей.
Предложенная схема выбора рациональной структуры комплекса горного и транспортного оборудования позволит более производительно реализовать технологическую схему добычи угля на разрезах.
Система качества использования оборудования по назначению должна быть взаимосвязана с системой управления качеством ремонта. Эта связь выражается через главный параметр отремонтированного и используемого горного оборудования и через фактические затраты времени, трудовых и материальных ресурсов. Эти показатели с одной стороны являются абсолютными показателями принятыми для оценки уровня качества, с другой стороны, они же показатели производственной деятельности горного предприятия на всех уровнях. Иерархия процесса использования по назначению должна соответствовать иерархии процесса ремонта и включать все организационные уровни управления.
Рис. 1. Блок-схема алгоритма управления качеством эксплуатации горного и транспортного оборудования
Величину оборотного фонда рассчитывают, исходя из обслуживаемого парка машин, периодичности замены деталей, сборочных единиц, агрегатов, а также времени, затрачиваемого на их ремонт и транспортирование. Чем меньше времени отводится на проведение ремонтов, тем больше новых или отремонтированных сборочных машин и агрегатов должно быть в оборотном фонде. Обеспечивая все категории ремонта, машин, оборотный фонд вместе с тем нужно иметь минимальный.
Число одноименных сборочных единиц в оборотном фонде определяется по формуле:
Т
ъ = q------Кз, (1)
365
где Т - время оборота сборочной машины (Т1+Т2+Т3), дни; Т1, Т2, Т3 - соответственно время ожидания ремонта, время выполнения ремонта, пребывания в резерве (в том числе транспортирование сборочной единицы на ремонтное предприятие и обратно); К3 - коэффициент запаса; q - число одноименных сборочных единиц, заменяемых в течение года.
При ремонте машин на горных предприятиях:
AbR
q = ------, (2)
н
где А - число машин одной марки, обслуживаемых оборотным фондом; Ь - число одноименных сборочных единиц на машине; R - плановое число часов работы машины в год; Н - нормативная периодичность замены сборочной единицы, ч.
При заводском ремонте машин:
q = Г Ьк + Г Ьт (3)
где Г и Г - число планируемых на год соответственно капитальных и текущих ремонтов; Ьк и Ьт - число одноименных сборочных единиц в комплекте соответственно капитального и текущего ремонта.
При ремонте горного и транспортного оборудования и входящих в
их состав машин широко применяют рассредоточенный метод ремонта со сменно-узловой заменой изношенных частей. Сущность этого метода заключается в том, что в течение ремонтного цикла в сокращенные плановые остановки машин заменяют все основные сборочные единицы. Это позволяет сократить до минимума продолжительность, а в ряде случаев и совсем исключить капитальные ремонты. Внедрению такого метода ремонта должна предшествовать разработка обоснованных ремонтных циклов для машин, установление размера оборотного фонда запасных частей, определение номенклатуры и количества ремонтных и транспортных средств.
Рис. 2. Схема выбора рациональной структуры комплекса ГТО
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Квагинидзе В.С. — кандидат технических наук, до-цент, ГУП «Якутуголь».