ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Е.А. Рябухина
СТРУКТУРА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Реализация концепции профильной школы приводит к необходимости разноуровневого преподавания учебных предметов. Анализ практики преподавания русского языка в старших классах свидетельствует о наличии трех уровней обучения: базового, профильного и углубленного. Нужно отметить, что базовый уровень может обеспечивать как обучение в общеобразовательных классах, так и индивидуальную образовательную траекторию, выбранную в рамках естественно-научного, математического, технического и других профилей. Профильный уровень может быть рекомендован для учащихся, ориентированных на профильное гуманитарное образование, а также для учащихся, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень по различным причинам. Непременным условием достижения уровня углубленного изучения русского языка становится выполнение требований к профильному уровню и углубление тех аспектов языкового содержания, которые отражали бы специфику филологического образования.
Преподавание русского языка в условиях уровневой дифференциации предметного материала и выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории требует особой компетентности учителя-словесника. Результаты опроса 27 педагогов, направленных на специальные курсы по преподаванию русского языка в профильной школе, позволили выявить низкий уровень осведомленности учителей в вопросах содержания и организации процесса обучения старшеклассников русскому языку. Так, большинство опрошенных предложили включить в содержание курса на базовом уровне материалы, нацеленные только на подготовку к ЕГЭ. В 15% случаев респонденты были уверены в возможности реализации одинакового для всех уровней содержания обучения. В 60% случаев анкетируемые ошиблись в именах авторов программ и названиях учебников по русскому языку для 10 - 11 классов, а также продемонстрировали неосведомленность в вопросе о том, какие программы допущены (рекомендованы) Министерством образования.
Елена Анатольевна Рябухина — кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания русского языжа и литературыг Пермского государственного педагогического университета.
Около 15% учителей затруднились назвать программы и учебники, обеспечивающие преподавание русского языка на базовом уровне, около 25% - программы и учебники, обеспечивающие преподавание на профильном уровне. Исследовались также подходы словесников к отбору элективных курсов по русскому языку. В части анкет (около 20%) избранный тип элективных курсов более соответствовал уровню предпро-фильных, нежели профильных классов; не выявилась система отбора курсов по выбору как необходимого дополнения к основному предметному содержанию. Такие результаты получены несмотря на то, что большинство опрошенных имеют первую и высшую квалификационную категории и преподают русский язык в 10 - 11 классах не менее 3 лет.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости разработки модели разноуровневого обучения русскому языку в профильной школе. Методический анализ проблемы позволяет представить структуру обучения русскому языку, которая может стать основой уровне-вой модели курса для старших классов. В качестве основных компонентов структуры определены:
1. Образовательный стандарт.
2. Программы, учебники, учебные пособия.
3. Элективные курсы.
4. Виды учебной деятельности.
5. Формы контроля подготовки учащихся (см. рис.1).
В целом структура представляет собой концентр, в котором все компоненты проецируются на каждый из возможных уровней преподавания: базовый, профильный, углубленный. Концентрическое построение позволяет подчеркнуть включенность содержания предыдущего уровня в последующий и показать отличия более высокого уровня обучения от более низкого. Структура отражает принципы:
• обязательного выполнения требований базового стандарта;
• расширения и углубления изучаемого материала при переходе на следующий уровень;
• роста самостоятельности и креативности познавательной деятельности.
Рис. 1
Структура обучения русскому языку в профильной школе
Примечания к структуре:
Г раница базового уровня
Г раница профильного уровня _____
Г раница углублённого уровня
Программы и учебники (в комплексе), учебные и справочные пособия:
1. Власенков А.И., РыгбченковаЛ.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. М., 2005.
2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М, 2006.
3. ГольцоваН.Г., ШамшинИ.В. Русский язык. 10 - 11 классы. М, 2006.
4. Греков В. Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2005.
5. Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык. От системы к тексту. М., 2002.
6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. М, 2003.
7. Русская грамматика: В 2 т. М., 1980.
8. Вузовские пособия, специальные словари, справочники.
Прокомментируем графическое отображение структуры. Следует отметить, что содержание обучения русскому языку определяется соответствующим уровнем стандарта, программами, учебниками, учебными пособиями и элективными курсами. Основой базового уровня обучения является Проект стандарта полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), основой профильного и углубленного уровня - Проект стандарта полного общего образования по русскому языку (профильный уровень). Последняя редакция указанных проектов - 2004 год. Заслуживают особого внимания программы, учебники и учебные пособия для 10 - 11 классов. Их сегодня издано немало, но, в первую очередь, необходимо ориентироваться на допущенные или рекомендованные Министерством образования РФ. Среди учебников есть так называемые универсальные, то есть обеспечивающие обучение русскому языку как на базовом, так и на профильном уровне за счет дифференциации содержания и разницы в учебно-тематических планах. К ним прежде всего следует отнести «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов» А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой; Русский язык. 10 - 11 классы Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина. Поскольку учебники и учебные пособия очень важны для функционирования представленной структуры, мы дадим их краткую характеристику в Приложении.
При отборе элективных курсов следует учитывать различие в их целях на разных уровнях обучения: на базовом уровне это систематизация изученного, на профильном - расши-
рение и углубление предметного содержания, на углубленном уровне - реализация филологической специфики. Курсы по выбору, без сомнения, должны обеспечить необходимое для реализации определенного уровня дополнение к основному предметному содержанию.
Виды учебной деятельности на каждом последующем уровне расширяются и усложняются за счет роста самостоятельности и креативности обучения: на профильном уровне изучения русского языка, без сомнения, должны быть задействованы проектная методика, учебно-научные исследования учащихся, ИКТ; на углубленном уровне возникает потребность в индивидуальных консультациях с учеными, стажировках.
Проблема критериев оценивания успешности учащихся заслуживает особой разработки, но в рамках предлагаемой нами структуры можно определить характерные для каждого уровня формы контроля. Очевидно, что на профильном уровне наряду со стандартными процедурами контроля целесообразно использовать защиту проектов, рефератов, коллоквиумы. Углубленный уровень предполагает также защиту исследовательских работ, участие в олимпиадах и конкурсах.
Создание на основе предлагаемой структуры модели разноуровневого обучения позволит описать механизмы, приводящие компоненты структуры во взаимодействие, и отразит оптимальное сочетание содержания и форм обучения на базовом, профильном или углубленном уровне.
Приложение
Учебники и учебные пособия, рекомендованные и допущенные министерством
Базовый уровень Профильный и углубленный уровень
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 - 11 класс. М.: Просвещение, 2004. Краткая характеристика содержания. Учебник включает теорию и практику анализа текста, повторение языковых разделов, систематизацию сведений о стилях речи и речевых жанрах, повторение орфографических сведений с опорой на грамматику, повторение пунктуации на синтаксической основе, сведения о публичной речи. 1. Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. Учебное пособие для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля. М.: Дрофа, 2002. Краткая характеристика содержания. Дается система сведений о языке, представлена взаимосвязь уровней языка, использован функциональный аспект анализа языковых явлений, затронуты вопросы коммуникации и текста, грамматика текста. Предложение рассматривается в грамматическом и семантическом аспектах (предикативность, синтаксема), даны сведения об исследованиях в области лингвистики, есть исследовательские и экспериментальные задания.
2. Греков В. Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2005.
Краткая характеристика содержания.
В основе курса - повторение; вводный раздел дает общее представление о языке как системе, далее языковые разделы повторяются с точки зрения употребления их единиц в речи: таким образом осваивается на практике орфоэпическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая и синтаксическая норма. В пособии есть разделы «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография»; сведения по пунктуации повторяются и углубляются на синтаксической основе.
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.
Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2006.
Краткая характеристика содержания.
Представлена система языка, соотношение языка и речи, рассмотрен стилистический аспект изучения языка. Все виды компетенций учащихся (лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую) предполагается формировать в процессе системного многоаспектного анализа текста. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с базовыми теоретическими понятиями; ведется постоянная работа над пунктуационными, орфографическими навыками и навыком создания текста.
4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
Русский язык. 10 -11 классы. М.: Русское
слово,2006.
Краткая характеристика содержания.
Системно представлены языковые разделы, причем раздел «Лексика. Фразеология. Лексикография» рассматривается в функциональном аспекте; разные виды языковых разборов повторяются с опорой на лингвистические сведения; орфографи-ческие правила систематизируются с опорой на морфологический принцип русского письма, даны системные сведения по синтаксису и на их основе повторяется пунктуация. Отдельно рассматриваются разделы «Культура речи», «Стилистика» (здесь же краткие сведения о речевых жанрах и о приемах анализа текста), «Из истории русского языкознания».
2. Тот же учебник (планирование на 3 часа).
Краткая характеристика дополнений:
увеличен объем заданий по анализу изобразительных возможностей языка, функциональной стилистике, орфографии с точки зрения ее принципов и норм.
В упражнениях появляются сведения о русском речевом этикете, выдающихся лингвистах, затрагиваются проблемы экологии языка.
3. Тот же учебник (планирование на 3 часа).
Краткая характеристика дополнений.
Расширение и углубление содержания каждого раздела.
4. Горшков А.И.
Русская словесность. От слова к словесности. 10 - 11. М.: Просвещение, 2002. Теория. Сборник задач и упражнений.
Краткая характеристика содержания.
Представлен системный анализ языка с точки зрения возможностей реализации его единиц в словесном выражении, даны теоретические основы стилистики и текстологии, основы филологического анализа текста, отражен культуро-ведческий аспект работы с текстом; в сборнике задач и упражнений помещены лучшие образцы художественных текстов.______________________
Дополнительные учебные пособия
Базовый уровень Профильный и углубленный уровень
1. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательных школ. Ростов-на-Дону, 2002. Краткая характеристика содержания. В пособии рассматриваются свойства языка как знаковой системы, языковая норма, свойства и качества речи (в т.ч. синонимические и словообразовательные возможности, средства выразительности), различные аспекты теории текста, функциональные стили; предлагаются задания на редактирование; в разделы пособия включен практикум по орфографии и пунктуации. 2. Розенталь Д.Э. Русский язык. 10 -11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: 2005. Краткая характеристика содержания. В пособии содержится систематизация сведений по орфографии, обобщающие таблицы по морфологии, продумана работа над орфоэпической нормой, синтаксис повторяется как раздел грамматики и как основа пунктуационных знаний; развитие связной речи нацелено на обучение разным способам передачи текста и на создание сочинений; в пособие включены памятки разного рода. 3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10 -11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001. Краткая характеристика содержания. В пособии стилистика рассматривается как раздел науки о языке, представлены функциональные стили и стилистика текста, содержится большое количество задач и упражнений. 1. Возможно использование того же учебного пособия. 2. Багрянцева В.А., Болыгчева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык. Учебное пособие для углубленного изучения русского языка в старших классах. 4.1. МГУ, 2000. 3. Возможно использование того же учебного пособия.