УДК 378.147
Соколова Анжела Витальевна
старший преподаватель, магистр педагогики кафедры сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета [email protected]
СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА ТУРИЗМА И МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ДАННОЙ СТРУКТУРЕ
Рассмотрены подходы различных исследователей к группировке компетенций выпускников вузов. Исследована структура основных компетенций бакалавра туризма и определено место социальной компетенции в данной структуре.
Ключевые слова: компетентностный подход, бакалавры туризма, социальная компетенция.
Sokolova Anzhela Vitalievna
Senior Lecturer, Master of Arts in Teaching, Department of Service and Tourism, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University [email protected]
THE STRUCTURE OF THE MAIN COMPETENCES OF THE BACHELOR OF TOURISM AND THE PLACE OF THE SOCIAL COMPETENCY IN THE GIVEN STRUCTURE
The article considers the approaches of different scientists to the grouping of graduating student competences. The structure of the main competences of the Bachelor of Tourism is analyzed and the place of the social competency of the structure is determined.
Key words: competence approach, Bachelors of Tourism, social competence.
Принятие федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) означает, что компетентностный подход перешел в стадию реализации. В связи с этим на передний план выдвигается ряд новых теоретических проблем, которые связаны с ком-петентностным подходом в обучении. Основной целью данного исследования является структура основных компетенций бакалавра туризма и место социальной компетенции в данной структуре. Материалами для данного исследования послужили ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки Туризм - 100400.62 бакалавры туризма, статьи исследователей, чей спектр научных интересов охватывает круг вопросов, связанных с компетентностным подходом в обучении в высшем профессиональном образовании: И.А. Зимней, А.В. Хуторского, В.И. Байден-ко, Э.Зеер, Д. Заводчикова, В.В. Щербаковой. Рассмотрим, как классифицируются и разделяются компетенции в научной литературе. Стандарты разделяют компетенции на две большие группы: универсальные и профессиональные Универсальные компетенции непосредственно связаны с умением применять знания в профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции выражают готовность выпускника осуществлять предусмотренные виды профессиональной деятельности. На определенном этапе происходит переплетение универсальных и профессиональных компетенций.
Э. Зеер и Д. Заводчиков указывают на следующие группы компетенций: универсальные (ключевые), общепрофессиональные и предметно-специальные. Авторы поясняют, что компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых, или универсальных. Они определяют реализацию специальных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Кроме того, авторы подчеркивают, что общим для всех определений универсальной компетенции является её понимание как способности индивида справляться с самыми различными социально-профессиональными задачами, что обеспечивает молодому специалисту динамическую профессиональность: успешную адаптацию и мобильность [1].
В.В. Щербакова, говоря о ключевых компетенциях подразделяет их на общие и универсальные. Автор выделяет пять ключевых компетенций, которые отвечают ведущим сферам социальной жизни человека в современном обществе [2]:
1) коммуникативную;
2) ролевую;
3)культурно-ценностную;
4) информационную;
5) самосовершенствования.
А.В. Хуторской разделяет понятия компетенции и компетентности, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого. Под компетентностью автор рассматривает уже состоявшееся личностное ка-
чество обучаемого, то есть его характеристику. Им предлагается следующая группировка компетенций:
«Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучаемого и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере; опыт освоения картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, учебной деятельности. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции - навыки деятельности по отношению к информации в учебных дисциплинах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучаемый должен уметь представиться, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и прочее.
Социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности» [3, с. 3].
В.И. Байденко, анализируя классификации компетенций различных авторов, предлагает их разделение на две группы:
1. Общие (универсальные, ключевые, надпрофессиональные).
2. Предметно-специализированные (профессиональные).
В условиях ускоряющихся перемен и непредсказуемости, характерных для современных рынков труда, общие компетенции приобретают особо важное значение, поскольку при необходимости изменения профиля работы общие компетенции составляют базис или первооснову, от которой можно оттолкнуться в процессе приобретения новых предметно-специализированных (профессиональных) компетенций.
Подобная классификация, как нам представляется, приемлема для всего «поля» подготавливаемых направлений и специальностей по действующему их перечню. В.И. Байденко уравнивает понятия «общие компетенции» и «социально-личностные компетенции». Автор делает этот шаг, опираясь на анализ проектов ГОС ВПО третьего поколения. К категории общие/социально-личностные компетенции отнесены:
- компетенции ценностно-смысловой ориентации;
- политико-правовые компетенции;
- компетенции в сфере личной и общественной экологической безопасности (здоровьесбережение);
- компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- компетенции социального взаимодействия.
Относительно профессиональных компетенций автор считает целесообразным делить их
следующим образом:
- организационно-управленческие;
- экономические;
- общенаучные;
- общепрофессиональные;
- специальные [4].
На наш взгляд все эти компетенции можно отнести к основным компетенциям выпускника современного вуза.
Рассмотрим, как вышеуказанные концепции и воззрения разных исследователей на предмет компетенции отражены в последнем варианте ФГОС ВПО направления подготовки 100400 Туризм с присвоением степени (квалификации) «Бакалавр туризма». В пятом разделе данного ФГОС ВПО указаны две основные группы: общекультурные компетенции и профессиональные компетенции. По нашему мнению, общекультурные компетенции, исходя из их содержания, можно разделить на следующие группы:
1. Учебно-познавательные компетенции.
2. Коммуникативные компетенции.
3. Информационные компетенции.
4. Ценностно-смысловые компетенции.
5. Личностного совершенствования.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции в сфере здоровьесбережения.
В этой градации мы можем увидеть точки зрения А.В. Хуторского и В.И. Байденко. Поскольку в нашем исследовании речь идет о формировании социальной компетенции, то в этой связи нам близок подход В.И. Байденко, уравнивающей понятия «общие компетенции» и «социально-личностные компетенции». В нашем исследовании мы, опираясь на точки зрения различных авторов, определяем социальную компетенцию как некоторое целостное социальнопрофессиональное качество, позволяющее человеку успешно выполнять производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми, забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность. Это социально-профессиональное качество проявляется в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач по всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций. Социально компетентному специалисту следует понимать, как достигать цели наиболее эффективно. Социальная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека, когда он умеет отдавать себе отчет в том, что его действия не должны быть сопряжены с агрессивностью и что в любой ситуации необходимо уважать права и обязанности других людей.
Анализируя ФГОС ВПО 100400 «бакалавр туризма», можно отметить, что элементы социальной компетенции, которую мы рассматриваем как ключевую в профессиях «человек-человек» и, в частности, в сфере туризма имеются практически в каждой группе общекультурных компетенций. Представим блок общекультурных компетенций в виде таблицы 1. Элементы, которые по нашему мнению относятся к социальной компетенции, выделим жирным шрифтом.
Таблица 1
Схема общекультурных компетенций бакалавра туризма
Учебно- познавательные компетенции 1. Способность понимать анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности. (ОК 3) 2. Владеть культурой мышления, уметь обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цель и выбирать пути её достижения, логически верно, аргументировано строить свою устную и письменную речь. (ОК 4)
2.Коммуникативные компетенции 1. Способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках, готовность к работе в иноязычной среде. (ОК 10)
3. Информационные компетенции 1. Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать угрозы и опасности в туризме, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. (ОК 11) 2. Владеть основными методами, способами и средствами получения,
хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способность работать в глобальных компьютерных сетях. (ОК 12)
4. Ценностносмысловые компетенции 1. Способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта. (ОК 2) 2. Готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, терпимое отношение к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способность к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии. (ОК 7) 3. Способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии. (ОК 9)
5. Компетенции личного совершенствования 1. Способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. (ОК 1) 2. Стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способность к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии. (ОК 8)
6. Социальнотрудовые компетенции 1. Готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использовать нормативные и правовые документы в туристской деятельности. (ОК 5) 2. Способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться. (ОК 6)
7. Компетенции здоровьесбережения 1. Владеть основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности. (ОК 13) 2. Владеть основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни. (ОК 14)
В группе профессиональных компетенций мы так же выделяем жирным шрифтом элементы, относящиеся в контексте нашего исследования к социальной компетенции. Отмечая в блоке профессиональных компетенций элементы социальной компетенции, мы придерживаемся точки зрения И.А. Зимней, которая полагает, что в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми [5]. В блоке профессиональных компетенций ФГОС ВПО направления подготовки 100400 Туризм с присвоением квалификации бакалавра, на наш взгляд, можно увидеть группировку исследователя В.И. Байденко за некоторым сокращением. Данную группу компетенций можно отнести к следующим категориям:
1. Организационно-управленческие.
2. Экономические.
3. Общенаучные.
Таблица 2
Схема профессиональных компетенций бакалавра туризма
1. Владение теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме. (ПК 1)
2. Способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме. (ПК 2)
Экономические 3. Способность самостоятельно находить и использовать различные
компетенции источники информации по проекту туристского продукта. (ПК 3)
4. Готовность к реализации проектов в туристской индустрии. (ПК 4)
5. Готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий. (ПК 5)
6. Способность к реализации туристского продукта с _____________________________использованием информационных и коммуникативных технологий.
(ПК 6) 7. Уметь рассчитывать и оценивать затраты по организации деятельности предприятий туристской индустрии. (ПК 9)
Организационно- управленческие компетенции 1. Способность к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии. (ПК 7) 2. Способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства. (ПК 8) 3. Способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии. (ПК 10) 4. Способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта. (ПК 11) 5. Уметь организовывать процесс обслуживания потребителя. (ПК 12)
Общенаучные компетенции 1. Способность находить, анализировать и обрабатывать научнотехническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. (ПК 13) 2. Способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг. (ПК 14) 3. Готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме. (ПК 15) 4. Г отовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности. (ПК 16)
Таким образом, в отношении компетенций бакалавра туризма мы, опираясь на трактовки известных исследователей, производим следующую структуризацию: Общекультурные компетенции:
1. Учебно-познавательные компетенции.
2. Коммуникативные компетенции.
3. Информационные компетенции.
4. Ценностно-смысловые компетенции.
5. Личностного совершенствования.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции в сфере здоровьесбережения.
Профессиональные компетенции:
1. Организационно-управленческие.
2. Экономические.
3. Общенаучные.
В рамках выделения социальной компетенции как приоритетной компетенции для бакалавров туризма мы отмечаем её элементы как в группировке общекультурных, так и в профессиональных компетенциях, поскольку это целостное социально-профессиональное качество специалиста (в нашем случае бакалавра туризма), помогающее ему решать широкий спектр производственных задач и взаимодействовать с людьми.
Принимая во внимание внедрение в образовательный процесс ФГОС ВПО третьего поколения, мы сочли для себя возможным выделить положительные стороны стандарта 100400 Туризм с присвоением квалификации (степени) бакалавра:
1. Указаны и расшифрованы общекультурные компетенции и профессиональные компетенции. По проектируемым результатам освоения дисциплин можно понять, к какой дисциплине относятся формулировки «знать», «уметь», «владеть» и какими компетенциями должен в итоге обладать выпускник.
2. Изменена таблица основной образовательной программы по сравнению с предыдущим стандартом. Появились важные графы «Учебные циклы и проектируемые результаты освоения» и «коды формируемых компетенций». Формулировки проектируемых результатов освоения учебных циклов достаточно прозрачны и могут быть соотнесены с названием дисциплин.
3. В пункте 7.3 делается акцент на компетентностный подход и его успешную реализацию в случае использования активных и интерактивных форм проведения занятий, где студент, а не преподаватель выступает ключевой фигурой. Большая роль отводится внеаудиторной работе. Указаны компетенции, которыми должны обладать студенты по
прохождению учебной и производственной практик.
Глава VIII, состоящая из 6 пунктов, посвящена оценке качества освоения основных образовательных программ, что приобретает особую важность в рамках компетентностного подхода. Главная роль отводится преподавателям, будущим работодателям и всем другим лицам, несущим ответственность за формирование новых средств контроля и оценивания результатов. Помимо прочего, в стандарте указано, что обучающиеся должны получить возможность в свою очередь так же оценить содержание, организацию и качество учебного процесса, а так же работу отдельных преподавателей. То есть оценивание приобретает двусторонний характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателей // Высшее образование в России. 2007. № 11.
2. Щербакова В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности // Высшее образование сегодня. 2008. № 10.
3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm. (дата обращения 18.05.2009).
4. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М., 2006.
5. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0504.htm. (дата обращения 20.05.2009).