Научная статья на тему 'Структура национальной платежной системы и перспективы ее развития в рамках международных принципов организации'

Структура национальной платежной системы и перспективы ее развития в рамках международных принципов организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1867
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПЛАТЕЖНЫМИ УСЛУГАМИ / NATIONAL PAYMENT SYSTEM / KEY PRINCIPLES OF WORK / INFRASTRUCTURE / INSTITUTIONAL PROVISION WITH PAYMENT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ващекина Ирина Викторовна

В статье рассмотрены ключевые принципы работы платежных систем в соответствии с международными стандартами. Предложен дополнительный принцип работы платежной системы России в меняющихся политических и экономических условиях. Показана инфраструктура национальной платежной системы в соответствии с юридическими нормами. Исследуются институциональная обеспеченность населения платежными услугами; сложившаяся структура счетов, открытых клиентам, с которых можно осуществлять платежи, в том числе с использованием расчетных и кредитных карт; количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях. Автор отмечает формирование различных видов платежных систем России в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the key principles of payment system functioning according to international standards. The author advances an additional principle of the Russian payment system work in the changing political and economic conditions. Infrastructure of the national payment system subject to legal norms was shown. The article investigates institutional provision of the population with payment services: the structure of accounts opened by clients, which can be used for payments, including charge and credit cards; the number of accounts with distance access, opened in credit organizations. The author points out to different types of payment systems being developed in Russia today.

Текст научной работы на тему «Структура национальной платежной системы и перспективы ее развития в рамках международных принципов организации»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ

СИСТЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРИНЦИПОВ

ОРГАНИЗАЦИИ

Ващекина Ирина Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены ключевые принципы работы платежных систем в соответствии с международными стандартами. Предложен дополнительный принцип работы платежной системы России в меняющихся политических и экономических условиях. Показана инфраструктура национальной платежной системы в соответствии с юридическими нормами. Исследуются институциональная обеспеченность населения платежными услугами; сложившаяся структура счетов, открытых клиентам, с которых можно осуществлять платежи, в том числе с использованием расчетных и кредитных карт; количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях. Автор отмечает формирование различных видов платежных систем России в современных условиях. Ключевые слова: национальная платежная система, ключевые принципы работы, инфраструктура, институциональная обеспеченность платежными услугами.

THE STRUCTURE OF NATIONAL PAYMENT SYSTEM AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT WITHIN THE FRAMES OF INTERNATIONAL PRINCIPLES OF ORGANIZATION

Vashchekina, Irina V.

PhD, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department for Banking of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article studies the key principles of payment system functioning according to international standards. The author advances an additional principle of the Russian payment system work in the changing political and economic conditions. Infrastructure of the national payment system subject to legal norms was shown. The article investigates institutional provision of the population with payment services: the structure of accounts opened by clients, which can be used for payments, including charge and credit cards; the number of accounts with distance access, opened in credit organizations. The author points out to different types of payment systems being developed in Russia today.

Keywords: national payment system, key principles of work, infrastructure, institutional provision with payment services.

Стабильное функционирование платежной системы страны, надежное и эффективное выполнение ею своих основных функций в значительной степени предопределяются внешними условиями - сложившейся нормативно-правовой базой, эволюцией мировых товарных и финансовых рынков, политической ситуацией, динамично меняющейся обстановкой в стране и мире [3].

Многолетний процесс глобализации экономики повлек за собой распространение стандартных решений и инструментов, задающих типовую структуру платежной системы и не только обеспечивающих полную совместимость во внешних операциях, но и значительно облегчающих ее функционирование внутри страны [7].

В настоящее время для реализации международных инициатив по поддержанию финансовой стабильности с целью укрепления финансовой инфраструктуры, повышения ее надежности и прозрачности, действуют десять ключевых принципов работы системно значимых платежных систем, сформулированных Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Эти принципы предназначены для использования в качестве универсального руководства, стимулирующего разработку и функционирование более безопасных и эффективных системно значимых платежных систем по всему миру.

Ключевые принципы носят весьма общий характер, и это предопределяет их применимость в течение длительного периода времени вне зависимости от конкретных обстоятельств. При этом они довольно четко задают условия, необходимые для бесперебойного регулирования потоков платежей в процессе совершенствования имеющихся, а также создания новых расчетных систем.

Любая действующая системно значимая платежная система в настоящее время отвечает этим десяти основным принципам. Важнейшая обязанность Центрального банка состоит в контроле за выполнением ключевых принципов всеми заинтересованными организациями. Это означает как оценку соответствия ключевым принципам существующих платежных систем, так и инициирование новых мер по их дальнейшему развитию в сторону повышения этого соответствия. Ключевые принципы относятся к системам, осуществляющим только перевод денежных средств, но применимы и к платежным аспектам значимых систем, в которых производятся расчеты по переводам ценных бумаг и по связанным с ними переводам. Они действуют вне зависимости от специализации и технических особенностей переводных систем, производящих как кредитовые, так и дебетовые переводы, как электронную, так и ручную обработку.

В первую очередь принципы выдвигают высокие требования к правовому обеспечению деятельности системы, включающему общую правовую инфраструктуру соответствующей юрисдикции (законы, касающиеся договоров, платежей, ценных бумаг, банковского дела, отношений должник - кредитор и банкротства), а также частные законы. Универсальность принципов допускает действие прецедентного и договорного права.

Во-вторых, для снижения финансовых рисков принципами обозначаются требования к правилам и процедурам системы, которые должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из этих рисков, порождаемых ими в силу участия в системе. Финансовые риски должны осознаваться и оцениваться участниками (от оператора системы до клиентов). Важными факторами, определяющими место концентрации рисков, являются дейст-

вующие правила и процедуры системы. Они должны четко регулировать права и обязанности всех заинтересованных сторон, а также соотношение между правилами системы и другими компонентами правовой среды.

В-третьих, система должна обладать четкими процедурами управления кредитными рисками и рисками неликвидности, устанавливающими соответствующую ответственность оператора системы и участников, содержащими стимулы для управления этими рисками и их сдерживания. Таким образом, правила и процедуры платежных систем должны позволять не только выявлять высокие кредитные риски, но и риски нехватки ликвидности. Они должны распределять обязанности по нейтрализации и управлению рисками, давать возможность всем сторонам управлять и ограничивать свои риски, а также устанавливать лимиты на максимальный уровень кредитного риска каждого участника.

В обязательном порядке также применяется принцип ежедневных расчетов, согласно которому платежная система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или, как минимум, на его конец. Между моментом, когда платежи принимаются системой для расчета, и моментом фактического произведения окончательного расчета участники подвергаются кредитному риску и риску нехватки ликвидности, даже при проведении комплекса мероприятий по проверке уровня риска (например, соблюдения лимитов на кредиты или наличия ликвидности). При продлении до следующего дня (овернайт) эти риски увеличиваются. Это происходит, например, вследствие того, что закрытие неплатежеспособных институтов соответствующими надзорными органами обычно происходит между операционными днями. Требование ускоренного окончательного расчета помогает снизить эти риски.

Развитием этого принципа является следующий: система, в которой осуществ-

ляется многосторонний клиринг, должна быть способна как минимум обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов при неспособности участника с крупнейшим отдельным расчетным обязательством произвести платеж. Большинство систем многосторонних расчетов по нетто-балансу откладывают расчеты по обязательствам участников, что повышает степень кредитного риска и риска нехватки ликвидности для всех участников, поскольку один из них может оказаться неспособен выполнить свои обязательства по расчетам (при этом риск тем выше, чем дольше откладывается расчет).

Платежные системы на такой случай могут применять механизмы ограничения подобных рисков и обеспечения в неблагоприятных обстоятельствах доступа к ликвидности. Данный принцип не применяется к системам расчетов на валовой основе в режиме реального времени, но является основным универсальным минимальным стандартом для систем с многосторонним неттингом.

На практике часто устанавливают и более высокие стандарты. Если системы других типов, например, смешанные, включают в себя многосторонний неттинг или применяют отложенные расчеты, то Центральный банк проводит оценку весомости указанных рисков в них. В случае получения результатов, сравнимых по рискованности с рисками в системах многосторонних расчетов по нетто-балансу, этот принцип распространяется и на смешанные системы.

Шестой принцип состоит в том, что активы, используемые для платежей, предпочтительно должны быть требованиями к Центральному банку. Если же используются иные активы, то порождаемые ими кредитный риск и риск нехватки ликвидности должны быть незначительными или нулевыми. Большинство систем предполагают для расчета по платежным обязательствам передачу актива между участниками системы. Наиболее предпочтительной формой этого актива является остаток на счете

в Центральном банке, представляющий требование к ЦБ РФ. При использовании другого актива безопасность системы может быть снижена, если этот актив накладывает на своего держателя существенный кредитный риск или риск нехватки ликвидности. В некоторых платежных системах предусматривается минимальное использование расчетного актива (например, расчеты могут производиться путем взаимозачета требований).

Седьмой принцип задает требование высокой степени безопасности и операционной надежности системы. Она должна иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день. Система должна включать максимально высокие в техническом плане и разумные с коммерческой точки зрения стандарты безопасности, отвечающие стоимости проводимых операций. С развитием технологий эти стандарты постоянно повышаются. Для обеспечения завершения ежедневной обработки система должна поддерживать высокий уровень операционной эластичности, для чего ей следует иметь в своем распоряжении надежные технологии передачи данных.

Для осуществления этих требований приходится, как правило, дублировать практически все оборудование, защищать программное обеспечение от компьютерных мошенников и вредоносных программ. В организационном плане следует совершенствовать операционные процедуры с целью повышения их эффективности, располагать хорошо подготовленным персоналом, который может обеспечить ответственное управление системой и соблюдение всех надлежащих мер безопасности. Совокупность этих мер способствует правильной и быстрой обработке платежей и соблюдению процедур управления рисками. В зависимости от важности системы требования к обеспечению адекватной безопасности, эффективности и надежности могут повышаться.

Восьмой принцип утверждает, что средства осуществления платежей, предлагае-

мые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики. Все заинтересованные лица -операторы, пользователи, участники (например, банки и их клиенты), а также надзорные органы в равной степени заинтересованы в том, чтобы система обеспечивала максимальную результативность при адекватной безопасности и приемлемом уровне затрат. При прочих равных факторах они стремятся использовать меньше ресурсов.

Обычно при построении взаимодействия субъектов системы происходит поиск баланса между минимизацией издержек и другими целями. В рамках достижения этих целей конструкция системы, опирающаяся на выбранную технологию, должна ориентироваться на экономию издержек и практичное расходование ресурсов в зависимости от целей, конкретных особенностей системы и с учетом последствий для экономики в целом. Разработчики и операторы системы должны стремиться обеспечить заданный уровень качества с точки зрения функциональности, безопасности и эффективности при минимальных издержках. Наличие ликвидности в системе может стать важным фактором ее плавного беспрепятственного функционирования.

Девятый принцип касается открытости системы. Согласно ему платежная система должна иметь объективные и публично объявленные критерии участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ. Критерии доступа, стимулирующие конкуренцию между участниками, содействуют предоставлению все более эффективных и дешевых платежных услуг.

Следует, однако, стремясь повысить открытость, не вступать в противоречие с необходимостью защиты системы и ее участников от нежелательных воздействий извне, которые могут подвергнуть ее чрезмерному правовому, финансовому или операционному рискам. Любые ограничения доступа к информации для контролирующих органов и всех участников расчетов при этом

должны быть объективными и основываться на надлежащих критериях риска.

Прямым следствием этого принципа является заключительное требование: процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными. Поскольку платежные системы способны оказывать существенное влияние на деятельность всего финансового и экономического сообщества, имеется особая потребность в эффективном, подотчетном и прозрачном управлении вне зависимости от того, является собственником и оператором системы Центральный банк или частная компания.

Механизмы управления должны обеспечивать подотчетность менеджеров системы не только перед собственниками, но и перед контролирующими государственными органами и, наконец, перед широким финансовым сообществом. Применение эффективных методов управления должно стимулировать менеджеров действовать в интересах развития системы, расширения круга ее участников.

Институты, обслуживаемые платежной системой, должны иметь информацию, а на основе ее анализа и возможность влиять на ее общие цели и функционирование. Существенным аспектом достижения подотчетности является прозрачность управленческих механизмов, т. е. доступ всех заинтересованных лиц к информации о решениях, воздействующих на функционирование системы, и о механизмах их принятия. Сочетание эффективного, подотчетного и прозрачного управления является основой для соблюдения всех десяти принципов в целом.

Перечисленные принципы не являются догмой, однако фактически признаются универсальными директивами функционирования платежных систем во всем мире, следование которым содействует успешному развитию национальной платежной системы по четырем направлениям: гармоничное развитие банковской системы с опорой на ключевую роль центрального банка, планирование и реали-

зация проектов, совершенствование институциональной структуры, разработка более безопасной, надежной и эффективной платежной инфраструктуры [6].

Первое направление выделяет роль Центрального банка как главного действующего лица в национальной платежной системе, важность мероприятий, проводимых им с целью обеспечения устойчивости национальной валюты и развития использования денег в качестве эффективного платежного средства.

Второе направление связывается со сложной комплексной структурой и высоким разнообразием субъектов национальной платежной системы. Основной принцип ее развития по этому направлению заключается в том, что планирование должно основываться на всестороннем понимании всех ключевых элементов системы и главных факторов, влияющих на ее развитие. Для успешного решения разнородных задач развития отдельных подсистем требуется выявлять весь спектр платежных потребностей пользователей системы, обосновывать и выделять четкие приоритеты развития системы, а далее обеспечивать эффективную реализацию принятого стратегического плана.

Третье направление связано с расширением и совершенствованием рыночного взаимодействия при оказании платежных услуг, вовлечением соответствующих заинтересованных сторон (поощрение проведения эффективных консультаций среди соответствующих заинтересованных в системе сторон), обеспечением устойчивой правовой базы для функционирования и развития национальной платежной системы.

Четвертое направление определяет выбор эффективных и безопасных безналичных платежных инструментов и услуг для потребителей, предприятий и органов государственной власти путем расширения и совершенствования инфраструктуры розничных платежей. С одной стороны, растущие потребности коммерческих организаций диктуют направление развития платежной системы в сторону оптимизации

обслуживания крупных сумм, с другой -наблюдается устойчивый рост критичных по времени межбанковских платежей. Актуальной задачей остается координация расчетов в розничных системах, системах для крупных сумм и системах по ценным бумагам в целях эффективного управления потребностями в ликвидности и расчетными рисками, возникающими при их взаимодействии.

В соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики важными элементами развития национальной платежной системы России являются модернизация платежных инструментов и совершенствование правил осуществления платежей и переводов денежных средств в стране с учетом международного опыта и российской банковской практики с целью повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международными стандартами.

С июля 2009 г. Банк России является членом Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Участие в Комитете дает возможность Центральному банку влиять на меры по совершенствованию не только внутренней, но и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры, а также способствует поддержанию стандартов и практики регулирования в соответствии с ростом взаимозависимости среди различных сегментов инфраструктуры финансового рынка. Формально эта деятельность должна позитивно сказаться на финансовой стабильности России. Однако на фоне разразившегося в 2014 г. внешнеполитического кризиса, порожденного насильственной сменой власти в соседней Украине, выявилась проблема зависимости российской платежной системы от инструментов, привлекаемых извне. В новых условиях политические события могли повлиять на экономические решения, принимаемые в отношении России партнерами, ранее считавшимися надежными.

Способность реагировать на динамику внешней среды, перестраивать приоритеты и расставлять акценты в ассортименте услуг, адаптировать управленческую структуру к новым условиям, а также готовность всех составляющих платежной системы солидарно решать общие проблемы повышают надежность и работоспособность как всей системы, так и ее элементов [5].

Упомянутый кризис - далеко не первое чрезвычайное событие в череде периодических обострений системного платежного кризиса [4]. Нестабильное состояние платежно-расчетных отношений является следствием перенасыщения денежной сферы долларами, широкой распространенности квазиденежных инструментов расчетов. По вышеуказанной причине актуальность приобретает новый, одиннадцатый принцип, выдвигаемый для национальной платежной системы России: правила, процедуры и технические средства системы должны обеспечивать возможность ее автономного функционирования при расчетах внутри страны.

Этот принцип является следствием второго и седьмого международных принципов, выдвигаемых для снижения финансовых рисков, высокой степени безопасности и операционной надежности системы, а также восьмого, в соответствии с которым средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.

В сложившихся обстоятельствах, когда вследствие принимаемых политических решений некоторые зарубежные партнеры приносят в жертву как собственную экономическую выгоду, так и потенциальные прибыли российских компаний, применение принципа возможной автономности к национальной платежной системе послужит укреплению стабильности как самой системы, так и экономики страны в целом.

Национальная платежная система в современных жестких внешнеэкономических условиях сможет сохранять высокий по-

тенциал при условии, что вектор денежно-кредитного регулирования будет направлен на расширение рублевой зоны, а кредитные механизмы - способствовать росту спроса на рубли. Этого результата можно достичь, если финансовой сфере удастся успешно прикладывать усилия к расширению рынков спроса и предложения товаров, услуг и капитала вне долларовых расчетов. При этом обеспечение потребности экономического оборота в платежных инструментах не должно уступать мировым стандартам.

Национальная платежная система, безусловно, не может в своей деятельности вступать в противоречие с уже существующими международными договоренностями. В первую очередь это касается экономического взаимодействия государств, находящихся в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Формирование платежной системы, в максимальной степени обеспечивающей потребности экономического и социального развития, устойчивость банковского сектора и в целом финансовой системы России, включая его международную (трансграничную) составляющую, становится объективным и необходимым условием и одновременно с этим приоритетной задачей. Возможная инфраструктура национальной платежной системы России в соответствии с действующими юридическими нормами показана на рисунке.

С внедрением новых технологий и организационных принципов глобальная инфраструктура платежей и расчетов получила толчок к развитию. Различные платежно-расчетные системы и финансовые рынки, которые они обслуживают, налаживают систему комплексных взаимосвязей, в результате которых бесперебойное функционирование одной системы оказывается все более зависимым от деятельности связанных с ней систем. Вышеизложенные принципы обеспечивают интегрируемость финансовой инфраструктуры рынка как внутри страны, так и при взаимодействии с аналогичными системами

других стран и наднациональными платежными системами.

Положительная динамика в банковской сфере, происходящая на фоне активного развития розничных платежей, привела к заметному расширению перечня платежных услуг, сопровождаемых использованием карт. В последние годы в геометрической прогрессии возрастают количественно и в объеме такие виды услуг, как переводы с карты на карту (что предопределяется простотой данной операции - отсутствует необходимость посещения банка или почтового отделения, не требуется заполнение бланков и квитанций), оплата через банкоматы, платежные терминалы и мобильные телефоны (в особенности по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг мобильной связи, интернет-провайдеров, провайдеров кабельного телевидения, банковских кредитов, госпошлин, штрафов и т. п.), социальные проекты (что позволяет упростить предоставление льгот, повысить уровень обслуживания их получателей, обеспечить контроль расходования средств), выпуск виртуальных карт (этот нематериальный подвид дебетовой карты порожден бурным развитием электронной торговли и представляет собой универсальный способ оплаты покупок в интернет-магазинах по всему миру).

Институциональная инфраструктура национальной платежной системы на начало 2016 г., по данным ЦБ РФ, показана в таблице.

По мере расширения спектра финансовых услуг в стране во все большей степени удовлетворяется спрос на них, нарастает зависимость экономики от стабильного развития финансовой сферы. В эпоху глобальных сетевых технологий и взаимопроникновения рынков системные сбои в работе банков и других финансовых агентов вызывают потрясения во всей экономике. Волновая реакция клиентов - юридических и физических лиц способна приводить к полноценным кризисам [2]. Усиливающаяся роль финансово-банковской системы в экономике требует создания

комплексной системы управления рисками и эффективных организационных решений. Обеспечивая перемещение свободных денежных ресурсов между различными секторами экономики, распределяя риски между субъектами рынка и обслуживая потоки платежей участников бизнес-процессов на приемлемых для всех

уровнях рискованности, финансово-банковская система любой страны стремится к повышению надежности платежно-расчетных операций [1]. Это приводит в конечном счете к формированию оптимально организованной национальной платежной системы.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА

17

Значимая платежная система

Национально значимая Системно значимая Социально значимая

Оператор платежной системы

Ф

Ср

с

Оператор услуг платежной инфраструктуры

Ф

Платежный клиринговый центр

Операционный центр

Расчетный центр

Оператор по переводу денежных средств

Оператор по переводу электронных денежных средств

Организация федеральной почтовой связи

А

Банковские платежные агенты

Операторы связи

Банковские платежные субагенты

р с

Рис. Инфраструктура платежной системы

Развитие институциональной инфраструктуры НПС*

Институциональная инфраструктура НПС (на конец периода) 2012 2013 2014 2015

Количество операторов по переводу денежных средств 954 922 833 735

Из них:

Банк России 1 1 1 1

Внешэкономбанк 1 1 1 1

кредитные организации 952 920 831 733

Количество операторов платежных систем 20 30 33 35

Из них:

Банк России 1 1 1 1

кредитные организации 12 19 18 19

организации, не являющиеся кредитными 7 10 14 15

Количество операторов услуг платежной инфраструктуры 66 92 103 100

Из них:

операционные центры 23 34 35 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

платежные клиринговые центры 21 31 36 35

расчетные центры 22 27 32 30

Количество операторов электронных денежных средств 38 82 96 104

ФГУП «Почта России» 1 1 1 1

Количество платежных систем, функционирующих на территории РФ 20 31 33 35

Из них:

национально значимые - - 10 18

системно значимые 2 2 2 2

социально значимые - 4 5 5

* Составлено по данным официального сайта Центрального банка Российской Федерации. - URL: http://www.cbr.ru

Эволюция развития национальной платежной системы предусматривает расширение и улучшение рыночного взаимодействия. Финансовые организации постоянно стремятся к минимизации операционных издержек и рисков ликвидности с помощью модернизации механизмов и рынков платежных услуг. В докладах Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (КПРС БМР) неоднократно подчеркивается, что интеграция клиринговых и расчетных систем,

принятие единых регламентов, а также применение общих телекоммуникационных провайдеров является способом увеличения предложения на рынке платежных услуг. Высокий уровень развития платежно-расчетных систем, их эффективная интеграция, а также необходимый контроль, анализ и наблюдение за ними обеспечат широкий доступ финансовых контрагентов к кредитным ресурсам, соблюдение единства финансового рынка и стабильное качество финансовых услуг.

Список литературы

1. Ахмадеев Р. Г., Короткова Е. М. Трансфертные операции в системе аффилированных компаний // European Social Science Journal. - 2015. - № 5. - С. 13-19.

2. Бектенова Г. С. Основные и сопутствующие риски, возникающие в процессе организации и реализации проектного финансирования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 4 (82). - С. 30-36.

3. Ващекин А. Н. Оптовая коммерческая деятельность: функции и задачи в условиях кросс-санкций // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. -№ 2-1 (63). - С. 32-34.

4. Ващекин А. Н. Формы интеграции оптовой и розничной торговли в России на современном этапе // Инновации и инвестиции. - 2013. - № 7. - С. 221-225.

5. Ващекина И. В. Развитие национальной платежной системы - международный опыт // Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 ч. - Ч. 3. - Смоленск : ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. - С. 54-56.

6. Ващекина И. В. Роль Центрального банка России в контроле и управлении рисками национальной платежной системы // Современные технологии управления - 2014 : сборник материалов Международной научной конференции. - Киров, 2014. - С. 18091817. - URL: http://eee-science.ru/course/view.php?id=60

7. Эюбов З. В. Влияние банковской системы на структурную перестройку экономики // Современные тенденции в науке, технике, образовании : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 ч. - Ч. 3. - Смоленск : ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. - С. 153-154.

References

1. Akhmadeev R. G., Korotkova E. M. Transfertnye operatsii v sisteme affilirovannykh kompaniy [Transfer Transactions in the System of Affiliated Companies]. European Social Science Journal [European Social Science Journal], 2015, No. 5, pp. 13-19. (In Russ.).

2. Bektenova G. S. Osnovnye i soputstvuyushchie riski, voznikayushchie v protsesse organizatsii i realizatsii proektnogo finansirovaniya [Key and Extra Risks Arising in the Process of Organization and Effecting Project Financing]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 4 (82), pp. 30-36. (In Russ.).

3. Vashchekin A. N. Optovaya kommercheskaya deyatel'nost': funktsii i zadachi v usloviyakh kross-sanktsiy [Wholesale Commercial Work: Functions and Objectives in Conditions of Ctross-Sanctions]. Novaya nauka: Teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad [New Science: Theoretical and Practical View], 2016, No. 2-1 (63), pp. 32-34. (In Russ.).

4. Vashchekin A. N. Formy integratsii optovoy i roznichnoy torgovli v Rossii na sovremennom etape [Forms of Integrating Wholesale and Retail Sale in Russia Today]. Innovatsii i investitsii [Innovation and Investment], 2013, No. 7, pp. 221-225. (In Russ.).

5. Vashchekina I. V. Razvitie natsional'noy platezhnoy sistemy - mezhdunarodnyy opyt [The Development of National Payment System - International Experience]. Nauka i obrazovanie v sotsiokul'turnom prostranstve sovremennogo obshchestva, sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and Education in Socio-Cultural Space of Modern Society: collection of works based on materials of the International Conference], in 3 parts, Part 3. Smolensk, OOO «NOVALENSO», 2016, pp. 54-56. (In Russ.).

6. Vashchekina I. V. Rol' Tsentral'nogo banka Rossii v kontrole i upravlenii riskami natsional'noy platezhnoy sistemy [The Role of the Central Bank of Russia in Control and Risk Management of the National Payment System]. Sovremennye tekhnologii upravleniya - 2014, cbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Modern Management Technologies -2014: collection of materials of the International Conference]. Kirov, 2014, pp. 1809-1817. (In Russ.). Available at: http://eee-science.ru/course/view.php?id=60

7. Eyubov Z. V. Vliyanie bankovskoy sistemy na strukturnuyu perestroyku ekonomiki [The Impact of the Banking System on Economy Restructuring]. Sovremennye tendentsii v nauke, tekhnike, obrazovanii, sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern Trends in Science, Technology, Education: collection of works based on materials of the International Conference], in 3 parts, Part 3. Smolensk, OOO «NOVALENSO», 2016, pp. 153-154. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.