ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ю.В. ГОЛУБЕВ (Пермь)
СТРУКТУРА МОДЕЛИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОФИЦЕРА
Предлагается модель коммуникативной компетентности военного специалиста, определяющая направления отбора и структурирования образовательных программ высшей военной школы, а также формирования качеств личности, востребованных в условиях высшего профессионального образования.
Ключевые слова: модель коммуникативной компетентности, коммуникативные способности, коммуникативная компетенция, военное образование, офицер, качества личности
Переход военных вузов к двухуровневой системе (бакалавр, магистр) высшего профессионального образования при формировании перечня направлений подготовки позволяет не только сократить число направлений подготовки, но и ввести новые, актуальные направления для решения задач в современных условиях. Бакалавриат обеспечивает возможность успешной работы на должностях, требующих высшего профессионального образования и предусматривающих осуществление исполнительских функций. Подготовка на этом уровне будет проводиться по наибольшему числу базовых направлений. Понятно, что углубленная специализация в магистратуре военных вузов будет осуществляться исходя из кадровых потребностей военных структур, армии в целом. При этом в магистратуре будет проводиться подготовка, ориентированная на научно-исследовательскую деятельность, которая требует аналитических и проектных умений и знаний.
Активное реформирование системы высшего профессионального образования в свете Болонской декларации потребует изменения существующей конкурсной системы отбора преподавателей и аккредитационных показателей вузов. Должны претерпеть изменения организация и планирование учебного процесса. На первое место выдвинутся методическая работа кафедр вуза, организация само-
стоятельной работы обучающихся и форм контроля их уровня знаний и умений. Теперь уже единицей отсчета является не учебная дисциплина, а определенный модуль, наполненный целым направлением обучения и обеспечивающий определенные группы компетенций, а возможно, и целый комплекс компетенций [1].
В связи с этим фактически произойдет смена парадигмы «идеологии военного специалиста». Это повлечет за собой изменения как в содержании военного образования, так и в сути деятельности преподавателей высшей школы: теперь не курсанта учат, а курсант учится. Следовательно, логика форм обучения сдвигается в сторону самостоятельной работы курсантов, которая переходит на качественно новый уровень. в модульной системе обучения она должна быть постоянной и систематической. Формальные курсовые работы и рефераты уступают место проектам, разрабатываемым в реальном профессиональном пространстве. Кафедра вуза становится не столько методически-образовательным, но и научно-образовательным центром.
наряду с этим возникает необходимость ввести дифференцированные уровни оценки качества знаний обучающихся, отработать систему текущей координации и контроля содержания образования, методов и качества обучения, осуществляемых учебно-методическими объединениями и научно-методическими советами, совершенствовать формы и методы промежуточного контроля на отраслевом и федеральном уровнях, эффективно осуществлять координацию, горизонтальные связи образовательной практики вузов профильных направлений.
После выдвижения в качестве цели обучения развития умения общаться все отчетливее стало ощущаться несоответствие между традиционно используемыми методами обучения в высшей военной школе и новой целью - подготовкой военного специалиста необходимого уровня профессионального мастерства. с этих позиций следует подойти к разработке самого механизма формирования коммуникативной компетенции и готовности курсантов как будущих офицеров к коммуникативной деятельности в целом.
важно понимать, что компетентность военного специалиста - сформированное ядро знаний, навыков и умений фундаментального и особенного (военного) характера. Для разработки механизма формирования определенной
© Голубев Ю.В., 2015
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
компетенции необходимо понимать ее структуру. Учитывая требования ФГОС, невозможно представлять себе формирование компетентности без исследований и творчества. По роду своей деятельности выпускник военного вуза чаще всего является начальником отдела (службы) или командиром подразделения. Именно поэтому в нашем исследовании коммуникативную компетенцию мы представляем как совокупность структурированных коммуникативных способностей и качеств, необходимых выпускнику военного вуза в его профессиональной, в большей степени руководящей деятельности.
При оценке степени влияния педагогической системы на повышение уровня сформи-рованности коммуникативной компетенции курсантов необходимо учитывать то, что она связана с другими компонентами образовательной системы, которые могут значительно влиять на общий уровень готовности к профессиональной деятельности выпускника и как одной из ее составляющих - коммуникативной деятельности. В связи с этим мы наполнили содержанием все основные функциональные компоненты этой системы и выделили нас интересующие [5].
Гностический компонент включает такие действия, которые связаны с наполнением объекта знаниями, необходимыми для успешного решения задач, обеспечивающих достижение целей профессиональной деятельности. В основе гностической деятельности лежат исследование индивидуально-психологических особенностей своих подчиненных, мотивации их поведения, изучение и анализ морально-психологического состояния подразделения, а также всесторонний анализ повседневной деятельности личного состава. Для решения гностических задач профессиональной деятельности офицер-руководитель должен обладать психологической изобретательностью, практически-психологической направленностью ума. Кроме того, офицер должен самосовершенствоваться в профессиональной и, в частности, коммуникативной деятельности: уметь анализировать поставленные перед подразделением цели, формулировать задачи, практические возможности подразделения для достижения заданных целей, проводить анализ собственной деятельности.
Проектировочный компонент направлен на конструирование путей достиже-
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
ния цели. он включает конкретизацию планов и целей коммуникативной деятельности офицера; содержание планов работы подчиненных, контроль по совершенствованию средств, форм и методов учебно-воспитательной работы с подчиненными. Для решения задач проектировочного компонента офицер должен обладать комплексом коммуникативных знаний и умений, в том числе умением ясной и понятной постановки цели и задач перед подчиненными.
Коммуникативный компонент включает такие действия, которые создают в подчиненном офицеру воинском подразделении адекватные взаимоотношения и здоровый социально-психологический климат; предотвращают и разрешают конфликты. Кроме сказанного, офицер должен уметь завоевывать в коллективе авторитет; налаживать деловые контакты с подчиненными и смежными подразделениями; управлять своими эмоциями; требовать от коллектива и каждого его члена в отдельности ответственного решения поставленных задач; тактично и принципиально критиковать отдельных подчиненных. Для решения задач коммуникативного компонента офицер должен обладать комплексом умений (кроме перечисленных): умением организации коллективных форм работы, психологическим тактом, высоким самосознанием и самоорганизацией, умением активно и положительно контактировать с людьми и др.
о р г а н и з а т о р с к и й к о м п о н е н т включает воздействие на подчиненных с целью достижения цели посредством решения поставленных задач. организаторская функция офицера включает в себя организацию взаимопомощи в ходе решения поставленных задач с опорой на систему контроля деятельности каждого подчиненного; целенаправленную и взаимосвязанную работу всех членов подразделения; исполнительскую культуру и индивидуальную ответственность каждого подчиненного при выполнении законов, приказов, требований; обязательное поощрение разумной инициативы, исполнительской находчивости подчиненных [3].
Для нашего исследования большой интерес представляет взаимосвязь этих структурообразующих компонентов, каждый из которых имеет свою специфику и выполняет свои функции в системе формирования коммуникативной компетентности офицера (см. рис. на с. 19).
- профессиональное образование -
взаимосвязь компонентов в структуре модели коммуникативной компетентности офицера
Субъектно-объектная организация взаимодействия педагогов и курсантов
Субъектно-субъектная организация взаимодействия педагогов и курсантов
Структурообразующие компоненты выступают в определенные отношения друг с другом и в совокупности представляют собой единый согласованный процесс формирования коммуникативной компетентности курсантов военного института внутренних войск МВД России. Только взаимодействие всех компонентов в рамках психолого-педагогических технологий обеспечивает результат, для которого они и проектируются в рамках проводимого исследования.
Изучив требования ФГОС, а также учитывая, что офицер является как минимум ру-
ководителем, а в большинстве случаев еще и воспитателем, мы пришли к выводу, что деятельность компетентного офицера основана на знаниях и умениях коммуникативной компетенции при постоянном развитии ее структурных компонентов, представленных в следующем виде:
1) профессиональные качества - бескорыстное самостоятельное включение в коммуникативную деятельность; готовность стать организатором; положительное самочувствие в процессе коммуникативной деятельности; владение профессиональным тезаурусом, уме-
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
ние отстаивать точку зрения, обоснованность замечаний, целеустремленность; принципиальность; бескорыстие; правдивость;
2) эмоционально-волевые качества - настойчивость, воздействие словом, личный пример, доброжелательность, требовательность, самообладание, объективность;
3) общекоммуникативные качества - общительность, активность, инициативность, информативность, уверенность, находчивость, решительность, командное взаимодействие, самокритичность;
4) отношение к людям - честность, ответственность, порядочность, справедливость, вежливость, доброжелательность, доверие, внимательность, уважение;
5) нервно-психическая устойчивость -уравновешенность, выдержанность, чувствительность, динамичность.
Необходимо отметить, что между перечисленными коммуникативными качествами обнаруживается сложная взаимосвязь, выражающаяся, в первую очередь, в их взаимодействии, когда одно умение усиливает возможности другого.
Командир воинского подразделения несет личную ответственность за морально-психологическое состояние вверенного ему личного состава. В силу специфики воинской деятельности офицер обязан быть и педагогом. Принимая на себя обязанности руководителя и чувствуя ответственность за людей, он оказывает воспитательное воздействие на подчиненных, даже если не ставит перед собой специальных воспитательных целей. Его общечеловеческие и морально-деловые качества сами по себе являются для подчиненных мощным рычагом воспитания, особенно если подчиненные проникаются к нему чувством уважения. Именно поэтому офицер обязан обладать высоким уровнем морально-нравственных качеств [2].
Таким образом, выделенные нами компоненты в структуре модели коммуникативной компетентности специалиста позволяют в полном объеме определить те качества личности, которые необходимы офицеру для решения служебно-боевых задач.
Список литературы
1. Гончарова Н.Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов Сев-КавГТУ. Сер. : Гуманит. науки. 2007. №5.
2. Климовец В.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования профессионально-орга-
ГОГиЧЕСКиЕ НАУКи -
низаторских умений курсантов высших военных училищ i дис. ... канд. пед. наук. Саратов i СГУ, 1997.
3. Кондратьева С.В. Психологическая характеристика организаторских способностей // Исследование организаторских способностей у старших школьников. Киев, 1970.
4. Леднева И.В. Формирование социальной компетентности курсантов вуза МВД России! дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009.
5. Протасов А.Н. Профессиональная компетентность выпускников военного вуза // Научные исследования в образовании. 2007. №3. С. 153-155.
* * *
1. Goncharova N.L. Kategoriya «kompetentnost» i «kompetentsiya» v so-vremennoy obrazovatelnoy paradigme // Sbornik nauchnyih trudov SevKavGTU. Ser. i Gumanit. nauki. 2007. №5.
2. Klimovets V.N. Psihologo-pedagogiches-kie aspektyi formirovaniya professionalno-organizatorskih umeniy kursantov vyisshih voennyih uchilisch i dis. ... kand. ped. nauk. Saratov i SGU, 1997.
3. Kondrateva S.V. Psihologicheskaya harak-teristika organizatorskih sposobnostey // Issledovanie organizatorskih sposobnostey u starshih shkolnikov. Kiev, 1970.
4. Ledneva I.V. Formirovanie sotsialnoy kom-petentnosti kursantov vuza MVD Rossii dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2009.
5. Protasov A.N. Professionalnaya kompetentnost vyipusknikov voennogo vuza // Nauchnyie issledovaniya v obrazovanii. 2007. №3. S. 153-155.
Structure of officer's communicative competence model
There is suggested the model of military specialists' communicative competence model that determines the areas of selection and structuring the educational programmes of military higher schools, as well as the development of personality qualities which are in demand in the conditions of higher professional education.
Key words: model of communicative competence, communicative skills, communicative competence, military education, officer, personality qualities.
(Статья поступила в редакцию 14.08.2013)