З. В. НИКОНОВА
структура методологической компетентности научно-педагогических работников высшей школы
в процессе исследования методологической подготовки аспирантов установлены следующие основные компоненты методологической компетентности: когнитивный, деятельностно-технологический, мотивационный, рефлексивный и саморегуляционный. раскрыто содержание каждого из них.
Ключевые слова: аспирантура, методологическая компетентность, послевузовское образование, научно-педагогические работники.
Методологическая компетентность научнопедагогических работников, являясь важнейшей составной частью методологической культуры, наиболее полно развивается в системе послевузовского профессионального образования. Рассматривая процесс научно-исследовательской подготовки в вузе и послевузовском образовании,
Н. В. Бордовская говорит о методологической культуре как степени развития и проявления направленности личности педагога-исследователя, его методологической компетентности и методологической рефлексии в процессе научно-исследовательской деятельности [1].
Методологическая компетентность представляет собой интериоризированное знание, превратившееся во внутренние регулятивные основания деятельности исследователя. Методологическая компетентность исследователя, функционирующая как многоуровневая система, тесно связана с его мировоззрением, мотивационной сферой, жизненной позицией. Однако, как показывает практика работы с аспирантами, соискателями ученой степени кандидата педагогических наук, молодыми преподавателями, большинство из них не имеют достаточных знаний и умений в рассматриваемой области.
В процессе исследования данного феномена было установлено, что основными структурными компонентами методологической компетентности преподавателя являются: когнитивный, деятельностно-технологический, мотивационный, рефлексивный и саморегуляционный.
Когнитивный компонент включает в себя, прежде всего, собственно методологические знания, являющиеся его важнейшей составляющей. Предметом изучения в послевузовском образовании должны стать понятийный и терминологический аппараты методологии, в частности, такие понятия, как наука, система, предмет, теория, закон, гипотеза, проблема, метод, творчество и др. Показателем методологической компетентности педагога-исследователя является способность оперировать методологическими знаниями и умениями. Она может быть представлена в виде следующего комплекса:
- знания о социально-философских проблемах и концепциях, определяющих развитие современного образования, а также умение использовать их, обосновывая собственную научную деятельность;
- знания о современных эффективных технологиях научной деятельности и умение адекватно оценивать внешние и внутренние условия для их применения;
- знания о составе знания, его логико-понятийной структуре, средствах и методах добывания и выражения, а также умение использовать эти знания при отборе и конструировании научно-исследовательской деятельности;
- знания о структуре учебно-познавательной и педагогической деятельности, умение пользоваться этим знанием при проектировании как собственной деятельности, так и учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Деятельностно-технологический компонент методологической компетентности предполагает ряд следующих аспектов подготовленности:
- владение методами исследовательской деятельности;
- умение самостоятельно искать информацию, выдвигать идеи, использовать нестандартные способы исследовательской деятельности;
- навыки научного изложения материала (написание таких текстов, как план, тезисы, статья, реферат, аннотация, отзыв, диссертация);
- искусство речевой деятельности (умение сделать научное сообщение, доклад, прочитать лекцию, участвовать в дискуссии, прениях, беседе и т. д.).
Под мотивационным компонентом методологической компетентности понимается ряд следующих характеристик:
- мотивационная структура личности, в которой ведущую роль играют мотивы самореализации и саморазвития, познавательной активности и профессионального роста;
- оптимальный мотивационный комплекс, т. е. высокий показатель внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной. Чем ближе мотивационный комплекс к оптимальному уровню, тем более активность мотивирована самим содержанием научно-образовательной деятельности, стремлением достичь в ней позитивных результатов;
- наличие побудительной функции воли, выражающейся в преодолении трудностей, целеустремленности и настойчивости.
Рефлексивный компонент методологической компетентности связан со следующими показателями:
- постоянным анализом и осмыслением процесса собственной педагогической и научно-исследовательской деятельности, ее оснований и ценностного смысла;
- критическим освоением опыта, а также с «переводом» интуитивно найденного пути в сознательную деятельность;
- проявлением устойчивого интереса к методологическим проблемам и желания глубже разобраться в них, потребности в самообразовании и саморазвитии исследовательских качеств.
Содержание данного компонента методологической компетентности соотносится с позицией
О. С. Анисимова, который, рассматривая структуру методологической рефлексии в исследовательской деятельности, предлагает выделить также три основные ее функции: исследовательскую (аналитическую), критическую (оценивающую) и нормативную (корректирующую) [2].
Научная рефлексия означает теоретический анализ знания, принятие ряда допущений, моделирование явлений и процессов. Рефлексия над полученной системой знания приводит к выходу за ее пределы и порождению нового знания.
Саморегуляционный компонент методологической компетентности правомерно рассматривать, связывая компетентность с организацией собственной активности исследователя. По определению М. Ноулза, под саморегулируемым обучением понимается процесс, в котором обучающийся самостоятельно или при помощи других берет на себя инициативу в выявлении собственных познавательных потребностей, в постановке целей обучения, в определении человеческих и материальных ресурсов для обучения, в выборе и применении необходимой стратегии и траектории обучения, а также в оценке результатов собственной учебно-познавательной деятельности [3]. В данном контексте саморегуляция - это умение произвольно управлять деятельностью и целесообразно строить процесс самообразования. В научно-исследовательской практике процесс саморегуляции имеет огромное значение, так как только внутренняя активность человека по инициированию, построению, поддержанию и управлению произвольной активностью, направленной на научное творчество, приводит к достижению поставленных целей.
Содержание методологической подготовки в системе послевузовского образования может рассматриваться как интегративное единство
двух структурных элементов: общеметодологической и специальной методологической компетентности.
Общеметодологическая компетентность отражает культуру методологической деятельности:
- мотивационную, отражающую личностную заинтересованность в методологической подготовке;
- когнитивную, характеризующую методологические знания и способности к повышению их уровня;
- информационную, свидетельствующую о наличии умений, навыков получения, обработки и применения информации в процессе методологической подготовки;
- коммуникативную, связанную с умениями проектировать и устанавливать взаимоотношения со всеми субъектами научно-образовательного процесса;
- социальную, выражающую осознание общественной значимости своего методологического развития.
Специальная методологическая компетентность включает в себя следующие компоненты:
- логико-понятийные знания и умения, в том числе проблемное видение (способность выделять противоречия, формулировать проблему);
- способы методологической деятельности, а также постановку перспективных (стратегических и тактических) целей, владение методами исследования и способами его научного проектирования;
- способность к методологической рефлексии, выявлению причин неудач (определение своих недостатков, саморефлексия).
Таким образом, методологическая компетентность научно-педагогического работника - это совокупность смысловых ориентаций, мотивов, методологических знаний, умений, опыта деятельности и рефлексии по отношению к определенному кругу объектов, необходимых для осуществления продуктивной деятельности в научно-исследовательской области, а также саморегуляция этой деятельности.
литература
1. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб., 2001. C. 494.
2. Анисимов О. С. Основы методологического мышления. М., 1989.
3. KnowlesM. S. Self-directed Learning. N. Y, 1975.
z. v. nikonova. structure of methodological competence of scientific-pedagogical workers of higher school
In the process of post-graduate student methodological training research there was determined that the main components of the methodological competence are: cognitive, activity-technological, motivational, reflexive and self-regulated. Content of every named component was disclosed.
Key words: post-graduate course, methodological competence, post-graduate education, scientific-pedagogical workers.