1УДК 373.51:002.6 ББК 74.244.4
СТРУКТУРА, КРИТЕРИИ, УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Н. С. Дерендяева
Аннотация. Данное исследование знакомит с понятием«культура информационной безопасности школьника», который становится актуальным в настоящее время. Выделены и проанализированы основные компоненты структуры культуры информационной безопасности: когнитивный, коммуникативный, деятельностный, компонент информационной культуры личности, компонент информационной защиты, компонент профилактики аддиктивного поведения. Определены критерии, уровни и показатели сформированности культуры информационной безопасности, которые помогут определить уровень (высокий, средний, низкий) сформированности культуры информационной безопасности у школьников после проведения занятий, направленных на формирование культуры информационной безопасности школьников.
Ключевые слова: информационная безопасность личности, культура информационной безопасности школьника, информационная потребность, информационное воздействие, защита от информации, защита информации, общение школьника, компьютерная зависимость, интернет-зависимость.
STRUCTURE, CRITERIA, LEVELS AND INDICATORS OF FORMATION OFINFORMATION SECURITY CULTURE OF SCHOOLCHILDREN
N. S. Derendyaeva
Abstract. The study introduces the concept of „information security culture among schoolchildren", which becomes relevant nowadays. The article identifies and analyzes the main components of the structure of the culture of information security: cognitive, communicative, activity, component of the personal information culture, a component of information security, the prevention of addictive behavior component. The criteria, levels and indicators of formation of an information security culture, which will help determine the level (high, medium, low) of formation of the information security culture among students after the sessions, aimed at creating a culture of information securityis defined.
Keywords: Information security of the person, schoolchildren's information security culture, information needs, information impact, information protection, information security, communication of schoolchildren, computer addiction, Internet addiction.
В сфере информатизации и глобализации информационного общества происходит осознание того, что с помощью одной только техники нельзя обеспечить и сформировать информационную безопасность личности, необходимо формировать культуру информационной безопасности. Понятие «культура информационной безопасности» новое, еще не исследованное, но, судя по публикациям, активно развивающееся.
При определении понятия «культура информационной безопасности» мы отталкива-
лись от исследований, проведенных А. А. Демидовым [1], А. А. Малюком [2, с. 34], Л. В. Астаховой [3, с. 206]. Под культурой информационной безопасности школьника мы будем понимать процесс создания состояния защищенности школьника, включающее в себя качественную информационную среду (защищенность школьника от негативных информационных воздействий) и процесс создания защищенности их информации и обеспечивающее полное удовлетворение информационных потребностей школьника.
При организации, проведении и проверке эффективности комплекса занятий по формированию культуры информационной безопасности у школьников можно использовать предложенные в исследовании основные компоненты структуры культуры информационной безопасности школьников, а именно: когнитивный (знаниевый) компонент, компонент информационной культуры личности, коммуникативный компонент, компонент информационной защиты, компонент профилактики аддиктивно-го поведения, деятельностный компонент.
Рассмотрим каждый компонент более подробно.
Когнитивный (знаниевый) компонент структуры культуры информационной безопасности нами понимался как наличие или отсутствие знания по культуре информационной безопасности. С. В. Рослякова [4] вкладывала следующий смысл в это понятие: потребности личности в дополнительной информации для пополнения своих знаний.
Когнитивный опыт личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивается формированием в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.
Когнитивный компонент отражает процессы переработки информации: анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися знаниями, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие ее с имеющимися знаниями, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти [5, с. 380].
Под компонентом информационной культурой личностимы понимали умение школьника ориентироваться в потоках информации, оперативно оценить полезность информации и в дальнейшем целенаправленно и сознатель-
но использовать ее при решении поставленных задач, для удовлетворения своей информационной потребности.
Коммуникативный компонент включает реальное и виртуальное общение школьника, культуру общения.
Коммуникативный компонент реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми, в реальной жизни и/или в социальных сетях (Интернет).
Коммуникативный компонент отражает знание, понимание, применение языков и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных) [5, с. 380].
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. В общем виде классификацию коммуникативных процессов можно представить так: реальное общение (вербальная и невербальная коммуникация) и виртуальное общение (виртуальная коммуникация).
Под культурой общения школьника понимается умение взаимодействовать с одноклассниками, учителями, родителями и коллективом с помощью выразительного оформления своих мыслей.
Совместная деятельность в общении протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в том или ином обществе. Как и любая сфера жизнедеятельности людей, процесс общения регулируется определенными нормами и правилами. В общении закреплено определенное отражение социальных норм, усвоенных индивидом в обществе посредством литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации, социальной среды, уровня образования.
Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого - облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.
Компонент информационной защиты можно рассматривать с нескольких сторон:
1. Информационно-психологическая сторона: защита личности от информации, от не-
гативного информационного воздействия; психологическая самозащита личности.
2. Техническая сторона: защита информации.
Информационно-психологическая сторона - это защита личности от информации, от негативного информационного воздействия. Психологическая самозащита личности - это защита личности школьника с помощью возможностей своей психики.
Основным законодательным документом, в котором прописана защита ребенка от информации, защита от негативного информационного воздействия, является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [6].
Изучением вопроса психологической защиты у подростков занимались ученые И. М. Никольская [7], Р. М. Грановская [8], А. В. Соловьева [9].
Под технической стороной компонента информационной защиты мы понимали использование технических средств для защиты информации школьника.
Компонент профилактики аддиктивного поведения заключается в профилактике среди учащихся разновидностей аддиктивного поведения: компьютерная и интернет зависимости.
А. Л. Венгер [10] рассматривает компьютерную зависимость, игровую зависимость, интернет-зависимость как разновидность аддиктив-ного поведения.
Проведенное нами исследование показывает, что в настоящее время у детей преобладает зависимость от Интернета.
Деятельностный компонент направлен на применение культуры информационной безопасности школьником в любом роде деятельности, будь то учебная, профессиональная или любая другая.
Для определения качественных изменений знаний учащихся о культуре информационной безопасности нами предложена уров-невая модель оценки сформированности знаний обучающихся о культуре информационной безопасности:
• низкий уровень: школьник обладает некоторыми знаниями по культуре информационной безопасности, проявляет интерес, но не видит личной заинтересованности в теме;
• средний уровень: школьник владеет знаниями, умениями и навыками по культуре информационной безопасности;
• высокий уровень: ребенок осознает необходимость знаний по культуре информационной безопасности и совершенствуется в данном направлении.
Основные структурные компоненты культуры информационной безопасности школьников были нами определены как критерии сформированное™ культуры информационной безопасности школьника. Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, суждение.
Анализ уровней сформированности культуры информационной безопасности школьника приводится по показателям каждого из критериев (таблица).
Опыт практической деятельности, анализ научной литературы показывает, что формирование культуры информационной безопасности школьника должно иметь непрерывный характер, что обусловлено процессами глобальной информатизации, постоянным совершенствованием средств информационных и коммуникационных технологий, а также постоянно меняющимися условиями развития системы образования. Вместе с тем культура информационной безопасности может формироваться как на внеурочных мероприятиях, так и в процессе учебной деятельности, поэтому на этапе обучения необходимо предусмотреть последовательное решение конкретных задач по формированию культуры информационной безопасности школьника.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демидов, А. А. Медиаобразование - комплексное решение проблем медиакомпетент-ности личности. Через медиаграмотность или через культуру информационной безопасности [Электронный ресурс] / А. А. Демидов. - М., 2012. - Режим доступа: http:// www.pandia.ru/text/ 78/361/630.php (дата обращения: 29.02.2016).
2. Малюк, А. А. Формирование культуры информационной безопасности общества [Текст] / А. А. Малюк // Педагогика. - 2009. - № 3. - С. 33-39.
3. Астахова, Л. В. Проблемы формирования
Таблица
Критерии, уровни и показатели сформированности культуры информационной
безопасности школьников
Уровни Показатели
Когнитивный критерий
Низкий - Проявляет интерес к теме, но не видит личной заинтересованности; - понимает термин и значение понятия «культура информационной безопасности»
Средний - Стремится к диалогическим взаимоотношениям с миром, знает нравственные законы, нормы, правила поведения; - стремится к развитию, достижению хороших результатов, к творческой деятельности; - школьник осознает важность преимущественно личной информационной безопасности, в том числе и в сети Интернет; - владеет разносторонними знаниями культуры информационной безопасности
Высокий - Приобретен собственный практический опыт жизни, деятельности и общения; - активно взаимодействует с миром: его деятельность направлена на саморазвитие и созидание в информационном обществе; - имеет результаты деятельности в виде творческих проектов и индивидуальных достижений; - характеризуется переходом мотивов культуры информационной безопасности в систему личностных убеждений; - потребность развития культуры информационной безопасности школьник определяет не только как личностное, но и общественно необходимое качество; - сформирована система личностных духовно-нравственных ценностных ориентаций, потребность жить согласно нормам этичного поведения в информационной среде; - сформирован комплекс глубоких и прочных знаний обеспечения информационной безопасности; - умеет выявлять опасности; в ситуации моделирования самостоятельной познавательной деятельности опасности локализуются, предотвращаются с использованием оптимального набора способов и средств обеспечения информационной безопасности
Критерий информационной культуры личности
Низкий - Владеет навыками поисковой деятельности; - владеет навыками работы с каталогами и картотеками, книгами, периодическими изданиями; - уметь упорядочивать, систематизировать, структурировать информацию; - владеет навыками работы с текстом (культура чтения); - знает способы представления информации в переработанном виде (реферат, аннотация, дайджест, конспект и т. д.)
Средний - Умеет анализировать, синтезировать и оценивать информацию (критическое мышление); - владеет навыками работы в современных поисковых системах; - владеет умениями и навыками конструктивного преобразования информации; - владеет навыками использования инструментов информационно-поисковой деятельности (библи-отечно-библиографическая грамотность)
Высокий - Способен четко осознавать информационные потребности; - умеет выявлять и оценивать источники информации; - способен оценить эффективность процесса удовлетворения информационных потребностей; - умеет представлять любую информацию в переработанном виде; - умеет построить информационную модель поискового запроса и умеет анализировать эту модель с помощью автоматизированных информационных систем
Коммуникативный критерий
Низкий - Умеет обмениваться сообщениями с людьми и в социальных сетях; - умеет находить информацию по заданным критериям; - умеет представить информацию в виде, понятном другим участникам
Средний - Знает виды каналов передачи информации в Сети и умеет ими пользоваться; - умеет работать в информационной среде; - знает нормы культуры общения; - знает этику речевого и сетевого общения; - умеет излагать, обсуждать и действенно отстаивать свое мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме
Высокий - Знает особенности информационных потоков по своей учебной деятельности; - умеет пользоваться автоматизированными информационными системами — системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующимися на электронной технике и системах телекоммуникации; - способен самостоятельно осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность по учебе с использованием справочно-информационных сред и компьютерных справочников; - поведение отвечает нравственным нормам, что проявляется в интересе к знанию, познанию, в свободной коммуникации, бесконфликтному общению; - умеет аналитически воспринимать письменную и устную информацию, включая адекватное восприятие культурных и языковых различий
Окончание таблицы
Критерий информационной защиты
Низкий - Знания о негативных информационных воздействиях носят бессистемный, отрывочный характер, знания по обеспечению информационной безопасности личности отсутствуют; - причины возникновения ситуаций негативного воздействия связывают только с плохой организацией информационной инфраструктуры, что мешает осознанию школьником своей активной роли в создании информационного пространства, принятию ответственности; - умеет работать с антивирусными программами
Средний - Умеет анализировать и оценивать информацию (критическое мышление); - умеет выявлять и нейтрализовать информационную угрозу, информационную опасность; - знает и осознает личную ответственность за распространяемую информацию в социальных сетях; - знает основные закономерности поведения человека в информационном обществе
Высокий - Знает основные законодательные и нормативные документы в области информационной безопасности личности; - имеет внутренние принципы и убеждения, препятствующие распространению социально-деструктивной информации и дезинформации, манипулированию сознанием людей
Критерий зависимого поведения
Низкий - Подвержен большому влиянию компьютера, Интернета. Школьник не представляет себе жизни без них; - вытесняется реальный мир, меняется самосознание и самооценка ребенка под воздействием компьютера и Интернета
Средний - Способен контролировать себя и свои запросы, но уже есть зависимость; -проводит много времени за компьютером и в Интернете, нахождение за компьютером принимает систематический характер
Высокий - Не подвержен серьезному влиянию Интернета и компьютера; - отсутствует устойчивая потребность в компьютере и в выходе в Интернет
Деятельностный критерий
Низкий - Информационная и компьютерная грамотность; - умеет ориентироваться в информационных потоках; - владеет методикой работы с традиционными и нетрадиционными источниками; - вся работа по созданию проектов осуществляется только под руководством учителя
Средний - Умеет использовать новые информационные технологии; - умеет решать стандартные учебные задачи с помощью информационных технологий; - вся работа по созданию проектов осуществляется совместно с учителем
Высокий - Владеет приемами действий культуры информационной безопасности в нестандартных ситуациях для решения проблем; - вся работа по созданию проектов осуществляется самостоятельно
культуры информационной безопасности в регионе [Текст] / Л. В. Астахова // Социокультурные аспекты развития регионов: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина; [редкол.: С. Г. Зырянов и др.]. - Челябинск: НОУЧИЭП им. М. В. Ладошина, 2009. - С. 206.
4. Рослякова, С. В. О когнитивном компоненте познавательной компетентности [Текст] / С. В. Рослякова // Личность и общество проблемы взаимодействия: материалы VI меж-дунар. науч. конф. / Челябин. филиал ун-та РАО, 25 апр. 2013. - Челябинск: Издат. дом «Монограф», 2013. - С. 27-32.
5. Астафьева, О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества [Текст] / О. Н. Астафьева, О. А. Захарова // Медиакультура новой России: мето-
дология, технология, практики / под ред. Н. Б. Кирилловой [и др.]. - Екатеринбург; М.: Академ. проект, 2007. - С. 374-385.
6. Российская Федерация. Законы. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]: федер. закон № 436 от 29 дек. 2010 г. / РФ. Законы; Гос. Дума, Совет Федерации. - М., 2010. - Режим доступа: www.rg.ru/2010/ 12/3Шей-тАэгт^ок.Ыт1 (дата обращения: 12.10.2012).
7. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. - СПб.: Речь, 2010. - 341 с.
8. Грановская, Р. М. Психологическая защита [Текст] / Р. М. Грановская. - СПб.: Речь, 2007. - 474 с.
9. Соловьева, А. В. Психологическая защита в подростковом возрасте: сущность, содержание, причины [Текст]: моногр. / А. В. Соло-
вьева. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 183 с.
10. Венгер, А. Л. Компьютерная зависимость -это ... [Электронный ресурс] / А. Л. Венгер. - [М.], 2011. - Режим доступа: http://www. insai.ru/slovar/kompyuternaya-zavisimost (дата обращения: 25.01.2015).
REFERENCES
1. Demidov A. A. Mediaobrazovanie - kompleks-noe reshenie problem mediakompetentnosti lichnosti. Cherez mediagramotnost ili cherez kulturu informatsionnoy bezopasnosti. Available at: http://www.pandia.ru/text/ 78/361/630. php (accessed: 29.02.2016).
2. Malyuk A. A. Formirovanie kultury informatsi-onnoy bezopasnosti obshchestva. Pedagogika. 2009, No. 3, pp. 33-39.
3. Astakhova L. V. Problemy formirovaniya kultury informatsionnoy bezopasnosti v regione. In: Sotsiokulturnye aspekty razvitiya regionov: sb. much. tr. Chelyabinsk: NOUChlEP im. M. V. Ladoshina, 2009. P. 206.
4. Roslyakova S. V. O kognitivnom komponente poznavatelnoy kompetentnosti i obshchestvo problemy vzaimodeystviya. Proceedings of VI International Conference, 25 Apr 2013. Chelyabinsk: Izdat. dom "Monograf", 2013. Pp. 27-32.
5. Astafyeva O. N., Zakharova O. A. Informatsi-onno-kommunikativnaya kompetentnost li-chnosti v usloviyakh stanovleniya informatsi-onnogo obshchestva. In: Kirillova N. B. (et al.). Mediakultura novoy Rossii: metodologiya, tekhnologiya, praktiki. Ekaterinburg; Moscow: Akadem. proekt, 2007. Pp. 374-385.
6. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O zashchite detey ot informatsii, prichinyayushchey vred ikh zdorovyu i razvitiyu: feder. zakon № 436 ot 29 dek. 2010 g. Moscow, 2010. Available at: www.rg.ru/2010/ 12/31/deti-inform-dok.html (accessed: 12.10.2012).
7. Nikolskaya I. M., Granovskaya R. M. Psikho-logicheskaya zashchita u detey. St. Petersburg: Rech, 2010. 341 p.
8. Granovskaya R. M. Psikhologicheskaya zashchita. St. Petersburg: Rech, 2007. 474 p.
9. Solovyeva A. V. Psikhologicheskaya zashchita v podrostkovom vozraste: sushchnost, soder-zhanie, prichiny: monogr. Moscow: FLINTA: Nauka, 2013. 183 p.
10. Venger A. L. Kompyuternaya zavisimost -eto ... [Moscow], 2011. Available at: http:// www.insai.ru/slovar/kompyuternaya-zavisimost (accessed: 25.01.2015).
Дерендяева Наталия Степановна, аспирантка Тобольского педагогического института имени Д. И. Менделеева (филиала) Тюменского государственного университета в городе Тобольске, главный библиограф Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева e-mail: [email protected]
Derendyaeva Nataliya S., Post-graduate student, Tobolsk D. I. Mendeleev Pedagogical Institute (branch), Tyumen State University, Tobolsk, chief bibliographer, Tyumen D. I. Mendeleev Regional Scientific Library e-mail: [email protected]