Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение процесса формирования культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза: структура и содержание'

Учебно-методическое обеспечение процесса формирования культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза: структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / TEACHING AIDS / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY CULTURE OF AN INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметвалиева Алия Айратовна

Обоснована актуальность и необходимость формирования культуры информационно-психологической безопасности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки при условии учебно-методического обеспечения данного процесса. Раскрыта структура и содержание учебно-методического обеспечения процесса формирования культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза как многовекторной интеграции содержательно-целевого, технологического и контрольно-рефлексивного компонентов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметвалиева Алия Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING THE PROCESS OF FORMING UNIVERSITY STUDENTS' INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY CULTURE WITH TEACHING AIDS. STRUCTURE AND CONTENT

The topicality and the necessity of forming future specialists' information and psychological security culture in vocational training on conditions that the teaching aids are provided for the process. The structure and the content of teaching aids for forming university students' information and psychological security culture among future specialists in university training are revealed. The process is viewed as a multidirectional integration of a number of components of an educational process: content and target, process, monitoring and reflexive.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение процесса формирования культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза: структура и содержание»

УДК 378.178 ББК 4481.43+4481.3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

А.А. Ахметвалиева Южно-Уральский государственный университет

PROVIDING THE PROCESS OF FORMING UNIVERSITY STUDENTS’ INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY CULTURE WITH TEACHING AIDS. STRUCTURE AND CONTENT

A. Ahmetvalieva South Ural State University

Обоснована актуальность и необходимость формирования культуры информационно-психологической безопасности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки при условии учебно-методического обеспечения данного процесса. Раскрыта структура и содержание учебно-методиче-ского обеспечения процесса формирования культуры информационно-психо-логической безопасности студентов вуза как многовекторной интеграции содержательно-целевого, технологического и контрольно-рефлексивного компонентов образовательного процесса.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, культура информационнопсихологической безопасности личности.

The topicality and the necessity of forming future specialists’ information and psychological security culture in vocational training on conditions that the teaching aids are provided for the process. The structure and the content of teaching aids for forming university students’ information and psychological security culture among future specialists in university training are revealed. The process is viewed as a multidirectional integration of a number of components of an educational process: content and target, process, monitoring and reflexive.

Keywords: teaching aids, information and psychological security culture of an individual.

Существующие тенденции информационного общества актуализировали проблему ин-формационно-психологической безопасности личности и общества. Правовые, экономические, политические и другие аспекты данного вопроса исследуются Г.В. Грачевым, В.Е. Леп-ским, С.Г. Кара-Мурзой, С.Ю. Решетниковой,

Г.Л. Смолян и др. [5, 7, 8, 11].

Теоретический анализ современных направлений изучения данной проблемы показал, что значительная роль в обеспечении информационно-психологической безопасности личности отводится вузу. Процесс профессиональной подготовки должен быть направлен на формирование личных ресурсов сту-

дентов, которые бы позволили обезопасить взаимодействие личности с негативными информационными факторами (качеств, отношений, способностей, ценностей, знаний и умений) [1, 2, 8, 12]. Комплексность решения столь непростой задачи возможна через формирование культуры информационно-психо-логической безопасности будущих специалистов [1, 3]. Однако изучение педагогической теории и практики позволяет нам заключить, что в настоящее время вопросы формирования данного типа культуры у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки при условии его учебно-методического обеспечения остались вне поля зрения исследователей.

Целостность и системность формирования культуры информационно-психологиче-ской безопасности в образовательном процессе мы отразили с помощью моделирования. Модель формирования культуры информационно-психологической безопасности будущих специалистов в процессе подготовки в вузе представлена в статье, опубликованной ранее [4]. Основные принципы и положения согласованности её компонентов отражены в учебно-методическом обеспечении учебных дисциплин «Педагогика», «Конфликтология», составляющих учебный модуль. Методическое обеспечение интегрировано в образовательный процесс студентов, обучающихся по специальности 350500 «Социальная работа», специализация «Менеджмент в социальной работе». Определение модуля (содержательной части учебного процесса) основывалось на выделении компетенций, сформированность которых может говорить о высокой культуре информационно-психологической безопасности будущих специалистов. В свою очередь, данные компетенции изоморфны компонентам культуры информационно-психологиче-ской безопасности личности (см. рисунок).

С целью учебно-методического обеспечения процесса формирования культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза нами был разработан учебнометодический комплекс, в структуру которого включены следующие методические материалы (см. рисунок):

1. Электронный учебник по педагогике.

2. Учебно-методический комплекс к самостоятельной работе студентов по курсу «Педагогика»:

-методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика»;

-методические указания к проведению пилотажного исследования;

-электронная тетрадь для самостоятельных работ по педагогике.

3. Электронный учебник по дисциплине «Конфликтология в социальной работе».

4. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Конфликтология в социальной работе».

5. Программа по диагностике уровня сфор-мированности культуры информационно-психологической безопасности.

Электронные учебники по дисциплинам «Педагогика», «Конфликтология в социальной работе» представляют собой опорный кон-

спект лекций, комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющий студентам оптимальным образом организовать процесс изучения данных дисциплин. Они содержат тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемым в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Содержательная часть учебников охватывает не только обязательный минимум содержания образовательной программы по государственному образовательному стандарту, но и дополнительный материал для углубленного изучения проблем педагогики, конфликтологии через призму информационнопсихологической безопасности.

В методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» включены план-график выполнения самостоятельной работы по дисциплине, примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по каждому заданию, рекомендуемая литература, требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы, ссылки к электронной тетради. В свою очередь, электронная тетрадь для самостоятельных работ по педагогике представляет собой интерактивный электронный образовательный ресурс, который выполняет учебноинформационную, общеразвивающую, контролирующую функции, а также позволяет установить обратную связь с преподавателем. Задания в данных методических пособиях ориентированы на решение задач теоретического, профессионального и личностного уровней. То есть содержательно затрагивают неразрешённые дискуссионные вопросы, объединяют проблемы педагогики, информационно-психо-логической безопасности и требуют разрешения через призму профессиональной деятельности. Проблемные задания преподносятся в форме, активизирующей студентов на самостоятельный поиск решения. Используются технологии обучения как учебного исследования, в ходе которого студенты осуществляют следующие виды деятельности: столкновение с проблемой - сбор данных («верификация») - сбор данных (экспериментирование) - построение плана исследования - анализ хода исследования - выводы - рефлексия результатов. Исследовательские умения, рефлексивность, критичное отношение к информации, формируется по средствам решения задач, требующих умственных действий

Адекватная самооценка

Сензитивность

Рефлексивность

Креативность

Качества личности

Компетентность в сфере защиты от негативных информационнопсихологических воздействий

КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Компетентность в сфере преобразования информационной среды

- Осознает себя объектом НИПВ и убежден в необходимости защиты от НИПВ.

- Знает об источниках опасностей, их количественных и качественных характеристиках, механизмах НИПВ.

- Знает об уже разработанных и реализуемых способах защиты от НИПВ.

- Владеет способами выявления НИПВ.

- Владеет умениями активной обработки информации: дифференциации, систематизации, сравнительного анализа, установления логических и ассоциативных связей, обобщения.

- Способен прогнозировать ход мыслей собеседника, анализировать варианты ответной реакции.

- Владеет комплексом рефлексивных, эмпатических умений, обеспечивающих вхождение во внутренний мир собеседника, понимание ситуации его глазами.

- Способен к творческому, нестандартному решению проблемы

Базовый уровень

- Осознает себя субъектом возможного НИПВ.

- Осознает важность личной и общественной ИПБ.

- Убежден в необходимости и способен совершенствоваться в вопросах ИПБ.

- Владеет способами обеспечения личной ИПБ.

- Владеет способами и правилами коммуникации, которые способствуют требованиям этики конкретной профессиональной ситуации, целям совместной деятельности.

- Умеет прогнозировать деятельность (профессиональную) с позиций ИПБ.

- Владеет развитыми мажорными способностями.

- Владеет методами психологической саморегуляции

Творческий уровень

Педагогика

Учебный модуль

Конфликтология

Учебно-методический комплекс по формированию культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза

Электронный учебник по педагогике

Учебно-методический комплекс к СРС по курсу «Педагогика»

Методические рекомендации к выполнению СРС

Методические указания к проведению пилотажного исследования

Электронная тетрадь для самостоятельных работ

Электронный учебник по дисциплине «Конфликтология в социальной работе»

Методические указания к практическим занятиям по курсу «Конфликтология в социальной работе»

Программа по диагностике уровня сформированное™ культуры информационно-психологической безопасности

Учебно-методическое обеспечение процесса формирования культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза

(анализа, синтеза, обобщения, классификации, систематизации, проверки достоверности данных и др.).

Помимо проблемных задач в методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика» нами включены обобщённые за-

дачи. В рамках формирования культуры информационно-психологической безопасности значимыми для нас оказались следующие особенности обобщённых задач:

- решение обобщённой задачи требует нахождения общего способа решения целого класса задач личностно-социальной направленности;

- студент должен разработать и реализовать для его решения проект деятельности, включающий в себя этапы: 1) анализ условий или ситуации, постановка целей и задач деятельности; 2) выдвижение гипотез; непосредственное проектирование деятельности, направленное на достижение целей; 3) проверка гипотез; 4) оценка и корректировка деятельности на основе рефлексии её результатов;

- обобщённая задача имеет межпредметный характер. Межпредметные знания, которые используются для решения данных задач, дают возможность отразить целостность культурно-исторического опыта, заложенного в различных областях и практике, способствуют выработке у студентов ситуационноаналитического, системного глобального видов мышления и деятельности;

- в результате решения таких задач у студентов формируются общеучебные умения или универсальные способности к анализу, сопоставлению или сравнению, систематизации, синтезу и интеграции знаний и их использования; принятию решения, соотнесению результатов с выдвигаемой целью; получению из разных источников информации и её переработке;

- поиск решения обобщённой задачи способствует дальнейшему развитию у студента готовности к самоопределению, умений рефлексии, сотрудничества. Кроме того, обобщённая задача решается на личностном уровне и переживается как жизненная проблема;

- решение задачи может быть представлена как в устной, так и в письменной форме; имеет индивидуальный или коллективный характер; обобщённая задача может использоваться как на этапах закрепления знаний, формирования умений, так и для контроля и проверки [6].

Методические указания к проведению пилотажного исследования включают теоретический материал, посвященный методологии педагогического исследования и помогающий студенту организовать пилотажное исследование, а также примерные направления исследований, тем педагогической проблематики, отражающих проблемы негативного информационно-психологического воздействия на подрастающее поколение. Результаты научно-исследовательской деятельности студентов защищаются на зачете по дисциплине, обсуждаются на круглых столах, представляются на ежегодных научно-практических конференциях. Примером могут послужить ис-

следования на темы «Роль специалиста по социальной работе в противодействии влияния деструктивных общественных организаций», «Игра в современном информационном обществе», «Особенности гендерных схем в современном информационном пространстве ребёнка» и др.

Из рисунка видно, что учебно-методическое сопровождение дисциплины «Педагогика» направлено на формирование базового уровня культуры информационно-психологической безопасности будущих специалистов и связано с формированием компетентности в сфере защиты от негативных информационнопсихологических воздействий, а также качеств личности, выступающих основанием для развития необходимой системы компетенций. Основной упор делался на самостоятельную и научно-исследовательскую работу студентов. При формировании компетентности в сфере преобразования информационной среды большое значение имеют аудиторные занятия, организованные в форме проблемных лекций, лекций-дискуссий, бинарных лекций, практических занятий. Выбор активных методов обучения обусловлен не только требованиями компетентностного подхода, но и спецификой системы компетенций, формируемых в процессе преподавания дисциплины «Конфликтология в социальной работе». Сформирован-ность необходимых компетенций на данном уровне может говорить о том, что студент осознает себя как объектом, так и субъектом возможного негативного информационного воздействия, владеет способами обеспечения личной информационно-психологической безопасности, владеет способами и правилами коммуникации, которые способствуют требованиям этики профессиональной ситуации, владеет методами психологической саморегуляции, владеет развитыми мажорными способностями.

Как мы видим, содержательная направленность на данном этапе формирования культуры информационно-психологической безопасности заключается не столько в знаниях, сколько в умениях, в овладении способами обеспечения информационно-психологической безопасности, развитии необходимых качеств и способностей. Реализация поставленных задач осуществляется за счёт разработки методических указаний по выполнению практических заданий, упражнений, занятий по конфликтологии, включения содержательного компонента в практические занятия, направ-

ленные на проработку технологий предотвращения и урегулирования конфликтов. Задания, ориентированные на развитие мажорных и регулятивных способностей, психогимнастические упражнения тренинга противостояния влиянию, проблемные ситуации нравственного выбора лаконично вплетаются в социально-ролевой тренинг управления конфликтами.

Контрольно-рефлексивную функцию учебно-методического обеспечения процесса формирования культуры информационно-психо-логической безопасности студентов вуза выполняет программа по диагностике уровня сформированности культуры информационнопсихологической безопасности. В содержание данной программы включены разделы диагностики личности, представляющие различные подходы к её изучению. Во-первых, диагностический блок «Личность с точки зрения её отношения к себе». В данном разделе студенты измеряют самооценку с помощью методики Будасси (исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования); знакомятся с основными положениями психосемантических методов диагностики. В разделе «Личность как структура черт» представлен 16-факторный личностный опросник Р. Кет-телла. В третьем разделе «Личность как тип» студентам предлагается методика Д. Кейрси [8-10]. После каждого диагностического раздела студенту необходимо сделать вывод о тех качествах, способностях, личностных тенденциях, представлениях, которые выступают основой обеспечения его информационнопсихологической безопасности; о тех качествах, которые, напротив, могут выступать мишенями негативного информационного воздействия и пр. Результаты самодиагностики, интерпретация результатов исследования, изучение динамики субъективных представлений на основе изучения психосемантических методов, представленные в программе помимо контрольно-оценочной направленности несут в себе мощный формирующий потенциал.

Таким образом, учебно-методическое обеспечение процесса формирования культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза в нашем исследовании выступает многовекторной интеграцией содержательно-целевого, технологического и конт-рольно-рефлексивного компонентов учебного процесса. Такая многоаспектная интеграция направлена на организацию студентами жиз-

недеятельности таким способом, при котором они осознают себя субъектами информационнопсихологической безопасности, способны выявить угрозы информационно-психологической безопасности, владеют технологиями защиты от них, способны безопасно преобразовывать информационную среду.

Литература

1. Астахова, Л.В. Сущность понятия «Культура информационно-психологической безопасности» и ее формирование у студентов вуза / Л.В. Астахова // Экономика. Информатика. Безопасность: сборник научных трудов региональной научно-практической конференции, 29 апреля 2006 г. / редколлегия:

B.А. Киселева (гл. ред.) и др. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - С. 93-99.

2. Астахова, Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Избранные труды Российской школы по проблемам науки и технологий: моногр. / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева. - М.: РАН,

2009. -141 с.

3. Ахметвалиева, А.А. Культура информационно-психологической безопасности как компонент культуры безопасности / А.А. Ахметвалиева // Безопасность жизнедеятельности в третьем тысячелетии: сб. материалов IVМеждунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. — Т. 2. —

C. 385-391.

4. Ахметвалиева, А.А. Модель формирования культуры информационно-психологической безопасности будущих специалистов в процессе подготовки в вузе / А.А. Ахметвалиева // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та - Челябинск: ЧГПУ. - 2009. - № 12. -С. 5-13.

5. Грачев, Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г.В. Грачев. — Волгоград: Издатель, 2004. - 336 с.

6. Жук, О.Л. Педагогика: практикум на основе компетентностного подхода: учеб. пособие / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко; под общ. ред. О.Л. Жук. -Минск: РИВШ, 2007. -192с.

7. Кара-Мурза, С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием / С.Г Кара-Мурза. — М.: Алгоритм, 2002. - 288 с. - (Тропы практического разума).

8. Лепский, В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности / В.Е. Лепский //

Дипломатический ежегодник - 2002: сб. ст. кол. авторов. — М.: Научная книга, 2003. —

С. 233-248.

9. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. — 3-е изд. - М.: Эксмо,

2010. - 480 с. - (Психологическое образование).

10. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

11. Решетникова, С.Ю. Информационно-

психологическая безопасность личности (контуры проблемы) / С.Ю. Решетникова, Г.Л. Смолян // Проблемы ИПБ: сб. статей и материалов конф. - М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1996. - С. 18-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Синицын, Д. С. Психолого-педагоги-ческие условия обучения информационно-психологической безопасности подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д-С. Синицын. -СПб., 2005. - 168 с.

Поступила в редакцию 18 августа 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.