СО УДК 331.101.26 Т. А. Павловская
щ ББК 65.240 Байкальский государственный университет экономики и права
СО СТРУКТУРА КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
О
(N
«к
он
of the qualitative aspect of labour potential functions in the context of lack of oM | methods for assessing formation and realization of quality of labour potential.
<< | The article examines qualitative characteristics of labour potential as economic
| category, and points out three approaches to determining the content of the
«
H
H
О
ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА*
Исследование посвящено содержанию структурных уровней понятия «трудовой потенциал». Рассматривается проблема функционирования системы статистической оценки количественной стороны трудового потенциала при отсутствии методик оценки формирования и реализации качества трудового потенциала. Рассмотрены качественные характеристики трудового потенциала как экономической категории и выделены три основных подхода к определению содержания понятия «качество трудового потенциала». Определено, что качественные характеристики трудового потенциала включают целый ряд параметров. На основе анализа отечественной экономической литературы уточнены психофизиологические и профессионально-квалификационные компоненты трудового потенциала, предложено понятие «ассертивный компонент», содержащий творческую, личностную и социально-корпоративную составляющие. Выделены и представлены характерные элементы компонентов трудового потенциала.
Ключевые слова: трудовой потенциал; качественные характеристики; роль человека в производстве; конкурентоспособность; ассертивный компонент трудового потенциала.
T. A. Pavlovskaya
Baikal State University of Economics and Law
THE STRUCTURE OF QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF LABOUR POTENTIAL
| The paper deals with the content of structure levels of the concept of
h § labour potential. The author studies how the system of statistic assessment
•§ notion of quality of labour potential. It is proven that qualitative characteristics
of labour potential include a range of parameters. Having analyzed Russian og| economic literature the author specifies psychophysiologic and profession-
gg | and-qualification components of labour potential, and proposes a notion of
Hg! ‘assertive component’ that includes creative, personal and socio-corporate
йо§ aspects. Overall, the study points out and characterizes components of labour
potential and their content.
Keywords: labour potential; the qualitative characteristics; the role of human in production; competitive ability; assertive component of labour potential.
В современном обществе, в условиях научно-технического прогресса, в новой парадигме экономического развития человеку отводится особая роль. Повышаются требования к конкурентоспособности работника на рынке труда и, н соответственно, — требования, предъявляемые к трудовому потенциалу, его
М
СО * Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-20 «Человеческие ресурсы и
Н кадровая стратегия региона в условиях модернизации экономики» (номер регистрации в ФГНУ
ЦИТиС 01201256020).
© Т. А. Павловская, 2013
%
со
тН
О
<М
«К1
2нё ЯЧ г
М^| !3| нйе
н51
Ен^ І
ой-
^ 1
«Л*
ё§!
^1
I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£мц
МО I £И4
Н®Є
И
н
н
о
н
м
со
Н
качественным характеристикам. «Сегодня во всем мире основными факторами конкурентоспособности предприятий и организаций являются обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и формы работы, позволяющие эффективнее использовать трудовой потенциал» [9].
Понятие «трудовой потенциал» появилось в отечественной науке в 60-е гг. ХХ в. и характеризует не только возможности человека, но и наличие у него определенных созидательных способностей, реализуемых им при необходимости [6]. В настоящее время в исследовании данной социально-экономической категории имеется ряд проблем, одна из них — при развитой системе статистической оценки реализации количественной стороны трудового потенциала, отсутствуют комплексные, эффективные методики оценки формирования и реализации качества трудового потенциала [2].
Исследователи, как правило, выделяют два основных уровня трудового потенциала: трудовой потенциал работника и трудовой потенциал какой-либо общности или общества в целом [10]. Исходной структуроформирующей единицей анализа трудового потенциала является трудовой потенциал работника, образующий основу формирования трудовых потенциалов более высоких уровней (табл. 1).
Таблица 1
Содержание структурных уровней понятия «трудовой потенциал»
Трудовой потенциал Содержание
Работника Совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда. Реализованный трудовой потенциал образует человеческий капитал [7]
Предприятия Совокупная трудовая дееспособность коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава предприятия исходя из их возраста, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально квалификационных навыков1
Региона Составными элементами качественной структуры ТП региона являются: интеллектуально-профессиональный потенциал (уровень самооб-разова-ния, квалификационно-образовательный уровень); творческий (способность к генерации новых идей, методов, образов, представлений); физический (уровень здоровья и физические способности индивидов); мотивационный (определяет желание индивида реализовать весь имеющий потенциал в зоне приложения труда) [1]
Страны Располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения страны, его профессионально-образовательным уровнем, другими качественными характеристиками2
Трудовой потенциал «является сложной системой, рождающейся в результате социализации личности воздействия всей воспитательно-образовательной системы, а также взаимодействия личности с предметной и человеческой средой» [10]. Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и аккумулируемые (накапливаемые) в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда и жизнедеятельности.
1 URL : ЫЛр://вк^ап.уа^ех.га/книги/Экономический словарь.
2 Там же.
%
СО
тН
О
<М
«К1
2нё ЯЧ г
МнЗ|
нйе
«31
Ен^ І
ой-
^ 1
I
^ Л £ ё§! ^1
I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м Ц
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т. д.
Проблемы современного понятия «трудовой потенциал» перемещаются в область качественных аспектов развития человека. Показатель профессионально-квалификационной структуры кадров, рассматриваемый ранее в экономике труда в качестве основного для характеристики рабочей силы, на наш взгляд, не является достаточным. В современном обществе выходит на поверхность экономических отношений индивидуальность человека, которая становится одним из важнейших экономических свойств.
Определенные требования к качеству трудового потенциала предъявля-лись на практике с момента вовлечения человека в общественную деятель-ность, но само понятие «качество трудового потенциала» не является окончательно сформированным в настоящее время в экономической науке. Достаточно заметить, что даже в словарях данная категория практически не содержится. В то же время приведенное ранее понятие достаточно широко применяется и российскими, и зарубежными исследователями.
Качественные характеристики трудового потенциала включают целый ряд параметров: здоровье, профессионализм, образование, уровень квалификации, нравственные качества человека, его творческий потенциал, активность, организованность и др. Эти параметры раскрываются посредством определенной системы показателей. Надо отметить, что у разных авторов, даже в одно и то же время, существовали различные подходы к определению качественных характеристик трудового потенциала.
В процессе изучения отечественной экономической литературы мы выделили три основных подхода к определению содержания понятия «качество трудового потенциала» (табл. 2). В каждом из подходов возможны различные вариации, например, в диссертации Т. В. Хлоповой, при рассмотрении критериев конкурентоспособности работников предприятия, в четырехфакторном подходе образование входит составной частью в профессионально-квалификационную составляющую, но при этом присутствует корпоративная составляющая, включающая в себя преданность интересам предприятия, идентификацию с корпоративными ценностями, умение работать в команде и др. [8] Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова выделяют следующие компоненты трудового потенциала: психофизиологические, ценностно-ориентационные, нормативно-ролевые, адаптационные, статусные [7].
Таблица 2
Определение понятия «качество трудового потенциала»
Подход Определение
Трехфакторный Качество трудового потенциала связывается с: физическими характеристиками (пол, возраст, здоровье), образовательным (или общим культурным) и профессионально-квалифи-кационным развитием работника (уровень профессионально-квалификационной подготовки, производственный опыт, навыки, научно-технические знания)
Четырехфакторный Качество трудового потенциала определяется: физиологической, образовательной, профессионально-квалификационной компонентами и мотивацией работника
Семифакторный Качество трудового потенциала определяется: уровнем квалификации (профессионализмом), уровнем профессиональной подготовки (производственного опыта), уровнем образования, состоянием здоровья, культурным уровнем развития, творческим потенциалом, активностью, нравственными качествами личности
СО
тН
О
<М
«К1
2нё ЯЧ г
МнЗ|
нйе
«31
Ен^ І
ой-
^ 1
I
^ Л £ ё§! ^1
I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м Ц
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
Существует также восьмиаспектный подход [5; 11], в котором представлены следующие компоненты трудового потенциала: здоровье, нравственность и умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность и ассертивность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени.
Обобщая различные подходы, можно выделить психофизиологические и профессионально-квалификационные компоненты трудового потенциала, указанные практически у всех авторов. Остальные же компоненты, достаточно разнообразные, мы предлагаем рассматривать как «Ассертивный компонент» (табл. 3). Ассертивность в данном случае рассматривается нами как гармоничное объединение свойств личности.
Таблица 3
Качественные характеристики компонентов трудового потенциала
Компонент
Психофизио-
логический
Профессио-
нально-ква-
лификацион-
ный
Ассертивный
Характеристика
Состояние здоровья
Физические характеристики, определяемые демогра-фическими особенностями рабочей силы: полом, возрастом, семейным положением, местожительством
Психофизиологическое состояние организма, в том числе физические способности индивидов (темперамент, уровень саморегуляции, объем памяти, эмоциональность, развитие зрительных, слуховых, вкусовых рецепторов и др.), необходимых для людей определенной профессии: музыкальный слух — музыканты, обоняние — парфюмеры, осязание — дегустаторы, усидчивость — сборщик часов, роспись изделий народного промысла, реставраторы; быстрота реакции — сотрудники МЧС, пожарные, полиция; и т. д. Способность и мотивы к труду
Навыки социально-психологической адаптации, умение работать в команде
Определенный уровень и содержание образования, профессиональных знаний, навыков, умений (уровень профессионально-квалификационной подготовки)
Квалификация, высокопрофессиональные способности, т. е. квалификационно-образовательный уровень
Профессиональная компетентность, производственный опыт Работоспособность, уровень профессиональной гибкости Специфические характеристики, связанные с конкретными требованиями работодателя: владение персональным компьютером, иностранным языком, наличие водительских прав и др.
Сособность к анализу результатов деятельности, саморазвитию
Творческая составляющая (предприимчивость, способность генерировать новые идеи, креативное мышление, целеустремленность, проявление инициативности, технической компетентности и др.)
Личностная составляющая (целеустремленность, активность, нравственные качества, надежность, организованность, культурный уровень развития, в том числе кругозор, добросовестность, ответственность, толерантность, коммуникабельность, оптимизм, лидерские качества, саморазвитие и др.) Социально-корпоративная составляющая (умение эффек-тивно работать в команде, идентификация с корпоративными ценностями, мотивация, уровень профессиональной гибкости, географическая мобильность, сотрудничество, коммуникабельность, лояльность, умение убедительно представлять свои идеи в устной и письменной форме, сочетание самостоятельности с готовностью помогать лидеру в достижении организационных целей и др.)
Введение этого термина связано с попыткой объединить в единую компоненту совокупность свойств человека, необходимых на современном рынке труда. Вместе с тем, у разных авторов качественные характеристики трудового потенциала представлены слишком разнопланово. Например, в комплексной характеристике «конкурентоспособности работника» мы находим структур-
%
05 ные компоненты: психофизиологический, профессионально-квалификацион-
ный, социальный [3]. Понятие «социального капитала» чаще употребляется как нормы поведения, доверие, сетевая деятельность, способность сообществ 00 | к коллективным действиям ради достижения общей цели [4]. Эти понятия не
^ в полной мере охватывают творческие и личностные качества человека, вклю-
5^ ченные в предложенный нами «ассертивный компонент»
В табл. 3 представлены компоненты трудового потенциала и качественные характеристики, их составляющие. Хотелось бы отметить, что каждая из составляющих любого компонента, представленная в классификации качественных характеристик трудового потенциала, не может быть строго отнесена только к одному из компонентов трудового потенциала. Так, например, «умение работать в команде» может быть отнесено к психофизиологическим характеристикам (по типу интроверт-экстраверт), и к социально-корпоративной составляющей ассертивного компонента, как наличие умений и навыков общения. Следующий пример: «способность к анализу результатов деятельности, саморазвитию» может быть отнесено как к профессионально-квалификационному компоненту трудового потенциала, так и к личностной составляющей ассертивного компонента, где ключевым словом является уже не «анализ», а «само-развитие»; а также к психофизиологическому компоненту, так как способности (в данном случае способности к аналитической деятельности) в Словаре практической психологии относятся к психофизиологии (способность — осознанная возможность осуществить некоторое интеллектуальное или физическое действие).
Таким образом, конкурентоспособность работника, являющаяся одним из факторов его востребованности на рынке труда, зависит от определенных качественных характеристик, востребованных работодателями в настоящее время. Мы предлагаем к психофизиологическим и профессионально-квалификационным компонентам трудового потенциала добавить ассертивный компонент с входящими в его состав творческой, личностной и социально-корпоративной составляющими ; Новая концепция развития человека ориентируется на становление и раз-
витие творческой, интеллектуальной личности, способной адекватно реагировать на изменяющиеся требования конкретной выполняемой работы. Качест ^ | венные характеристики трудового потенциала в экономике весьма важны, так
^ | как именно производственные созидательные качества работников во многом
о^1 определяют конкурентоспособность организации в рыночной экономике.
‘“н"
_
о К Ц Список использованной литературы
^о| 1. Бушуева И. В. Потребительский комплекс и трудовой потенциал городского
| рынка труда [Электронный ресурс] / И. В. Бушуева. — URL : http://www.bi-marketing.
ги/]оигпа1.
.. 2. Былков В. Г. Концептуальные основы теории развития трудового потенциала /
В. Г. Былков // Известия Иркутской государственной экономической академии. —
Н2012. — № 3 (83). — С. 74-79.
3. Озерникова Т. Г. Конкурентоспособность работника: понятие, исследование, управление / Т. Г. Озерникова, Н. Н. Даниленко, С. В. Кравцевич. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. — 256 с.
4. Полищук Л. Экономическое значение социального капитала / Л. Полищук, Р. Меняшев // Вопросы экономики. — 2011. — № 12.— С. 46-65.
00 5. Попазова О. А. Экономика труда / О. А. Попазова. — СПб. : Вектор, 2005. —
192 с.
Н6. Управление персоналом организации : учеб. пособие / под ред. М. А. Винокурова, Т. Г. Озерниковой. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 568 с.
О
н
СО
тН
О
(N
7. Федорова Н. В. Управление персоналом организации : учеб. пособие / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. — М. : КноРус, 2005. — 416 с.
8. Хлопова Т. В. Развитие трудового потенциала и повышения конкурентоспособности персонала предприятий : дис. ... д-ра экон. наук / Т. В. Хлопова. — Иркутск, 2004. — 367 с.
9. Хлопова Т. В. Трудовой потенциал нефтехимической отрасли. Анализ развития / Т. В. Хлопова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2002. — 110 с.
10. Шаталова Н. Трудовой потенциал работника: ключевые понятия научного анализа / Н. Шаталова // Кадровик. — 2013. — № 3.— С. 71-76.
11. Югов Е. А. Трудовые ресурсы как элемент организации производства: к вопросу о терминологии / Е. А. Югов // Организатор производства. — 2011. — № 2.—
С. 18-22.
SS1
2нё Яч >
MhSI
HSS
H3l
Ой"
%<s ^ 1
5s 1
^ Л £
« I
8s! ИН 25 о
СнО!
£м§||
МО I £й4
Sffle
н
н
о
н
м
со
н
References
1. Bushueva I. V. Potrebitelskiy kompleks i trudovoy potentsial gorodskogo rynka truda [Consumer complex and labour potential of urban labour market]. Available at: http://www.bi-marketing.ru/journal.
2. Bylkov V. G. Conceptual foundations of theory of labour potential development. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii - Izvestiya of Irkutsk State Economic Academy, 2012, no. 3 (83), pp. 74-79 (in Russian).
3. Ozernikova T. G., Danilenko N. N., Kravtsevich S. V. Konkurentosposobnost rabotnika: ponyatie, issledovanie, upravlenie [Employee competitiveness: concept, research, management]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2007. 256 p.
4. Polishhuk L., Menyashev R. Economic value of social capital. Voprosy ekonomiki -Issues of Economics, 2011, no. 12, pp. 46-65 (in Russian).
5. Popazova O. A. Ekonomika truda [Labour economy]. Saint Petersburg, Vektor Publ., 2005.192 p.
6. Vinokurov M. A., Ozernikova T. G. (eds) Upravlenie personalom organizatsii [Personnel management in an organization]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2009. 568 p.
7. Fedorova N. V., Minchenkova O. Yu. Upravlenie personalom organizatsii [Personnal management at organization]. Moscow, KnoRus Publ., 2005. 416 p.
8. Khlopova T. V. Razvitie trudovogo potentsiala ipovysheniya konkurentosposobnosti personala predpriyatiy. Doct. dis. [Development of labour potential and increase of personnel’s competitiveness at enterprises. Dr. Dis.]. Irkutsk, 2004. 367 p.
9. Khlopova T. V. Trudovoy potentsial neftekhimicheskoy otrasli. Analiz razvitiya [Labour potential of oil and chemical industry. Analysis of development.]. Irkutsk, BGUEp Publ., 2002. 110 p.
10. Shatalova N. Employee’s labour potential: key concepts of scientific analysis. Kadrovik - Personnel Manager, 2013, no. 3, pp. 71-76 (in Russian).
11. Yugov E. A. Manpower as an element of the organization of manufacture: to a question on terminology. Organizator proizvodstva - Production Manager, 2011, no. 2, pp. 18-22 (in Russian).
Информация об авторе
Павловская Татьяна Анатольевна — аспирант, кафедра экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: pavtana@yandex.ru.
Author
Pavlovskaya Tatiana Anatolievna — PhD student, Dep-t of Labour Economics and HR Management, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: pavtana@yandex.ru.