ные процессы и ориентация на изучение конкретных областей своей непосредственной работы и организационной специфики. У них практически не выявлено взаимозависимости овладения менеджерскими умениями и необходимости следования общественным нормам и правилам, ориентации на моральнонравственные ценности.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Участники проведенного исследования - юноши и девушки, начинающие обучение профессиям, связанным со сферой управления, обладают сформированной социальной коммуникативной компетентностью, развитыми представлениями о специфике организационно-управленческих умений руководителя и знаниями о специфике данной деятельности. Данных респондентов характеризует сообразительность и способность оперировать различными логическими конструкциями; самоконтроль и готовность подчинять себя определённым правилам, а также умение свободно и открыто выстраивать отношения, способствующие развитию взаимопонимания и повышению их авторитета.
2. Выявлены тесные устойчивые взаимосвязи таких параметров как «чувствительность - рациональность» и «эмоциональная устойчивость - неустойчивость» с широким спектром организационно-управленческих навыков менеджера, что сви-
Библиографический список
детельствует о значительной роли эмоционально-волевой сферы личности респондентов в формировании профессиональных знаний и навыков.
3. Для лиц, имеющих среднее специальное образование и продолжающих овладение выбранной профессией в вузе, существенную роль при этом играет учет принятых в социуме норм и правил, морально-нравственных и этических ценностей.
4. Девушкам, принимавшим участие в исследовании, в значительно меньшей степени, чем юношам свойственна взаимообусловленность овладения качествами успешного руководителя и ориентацией на социальные нормы и ценности.
Данные выводы позволяют определить возможности оптимизации усвоения профессиональных управленческих навыков. Мы полагаем, что для более успешного овладения студентами данных навыков возможно введение факультативных курсов по методам саморегуляции эмоциональных состояний; тренингов развития стрессоустойчивости; групповых дискуссий о важности нравственных и этических ценностей в жизни и профессиональной деятельности каждого человека.
Дальнейшее развитие выполненного исследования видится нам в изучении динамики усвоения данными респондентами профессиональных управленческих навыков в процессе их обучения в вузе.
1. Буравцова, Н.В. Психологическое пространство личности в контексте проблем профессионального образования II Философия образования. - 2010. - № 1.
2. Гарунов, М. Развитие творческой самостоятельности специалиста II Высшее образование в России. - 200З. - № 4.
3. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 2004.
4. Аникин, Б. Высший менеджмент для руководителя. - М., 2001.
5. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. - М., 200З.
6. Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб., 200З.
7. Брасс, А.А. Основы менеджмента. - М., 2000.
8. Wilson, C.L. The Survey of Management Practices. - N.Y., 197З.
9. Фетискин, Н.П. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) I Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов II Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
Bibliography
1. Buravcova, N.V. Psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti v kontekste problem professionaljnogo obrazovaniya // Filosofiya obrazovaniya. -2010. - № 1.
2. Garunov, M. Razvitie tvorcheskoyj samostoyateljnosti specialista // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2003. - № 4.
3. Shekshnya, S.V. Upravlenie personalom sovremennoyj organizacii. - M., 2004.
4. Anikin, B. Vihsshiyj menedzhment dlya rukovoditelya. - M., 2001.
5. Litvak, B.G. Razrabotka upravlencheskogo resheniya. - M., 2003.
6. Moll, E.G. Upravlenie karjeroyj menedzhera. - SPb., 2003.
7. Brass, A.A. Osnovih menedzhmenta. - M., 2000.
8. Wilson, C.L. The Survey of Management Practices. - N.Y., 1973.
9. Fetiskin, N.P. Diagnostika kommunikativnoyj socialjnoyj kompetentnosti (KSK) / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuyjlov // Socialjno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malihkh grupp. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 26.06.13
УДК 377.3 Bychkova E. Y. STRUCTURE AND CONTENT OF THE LEGAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS CRAFT TRADES. Based on the analysis of craft activities defined the structure and content of legal competence in the context of inclusion of craftsmen in the social and professional relationships in a market economy.
Key words: сгаА: activity, craftsman, legal competence craftsman, legal qualities of the personality.
Е.Ю. Бычкова, соискатель каф. акмеологии общего и профессионального образования Российского гос. профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОФЕССИЙ
На основе анализа ремесленной деятельности определены структура и содержание правовой компетенции в контексте включенности ремесленников в социально-профессиональные отношения в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: ремесленная деятельность, ремесленник, правовая компетенция ремесленника, правовые качества личности.
В современном постиндустриальном обществе, характери- онное профессиональное образование. Первоначально ориен-
зующемся динамичностью экономических, социальных, культур- тированное на освоение профессии (специальности с опреде-
ных и технологических процессов, трансформируется традици- ленным уровнем квалификации), оно преобразуется в общепро-
18З
фессиональную подготовку. Новое профессиональное образование должно обеспечивать не только последующую социально-профессиональную адаптацию, но самоорганизацию и самореализацию современного специалиста, поэтому оно начинает ориентироваться на развитие социально-профессиональных способностей: коммуникативных, экономических, технологических, правовых.
В постиндустриальном обществе в результате развития техники и технологий отмирают одни профессии и появляются другие. Изменение культурных пристрастий и расширение товарного ассортимента приводит к персонификации потребления, что влечет за собой рост потребности в «новых» рабочих кадрах, прежде всего ремесленных профессий.
Ремесленные профессии, в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, относятся к группе рабочих. В отличие от рабочих промышленных предприятий, выполняющих ограниченное число операций, ремесленники должны осуществлять различные функции: качественно выполнять индивидуальные заказы клиентов (функции высококвалифицированных рабочих), владеть всем циклом технологических операций (функции технолога производства), общаться с поставщиками, клиентами, исполнителями работ (функции менеджера), обеспечивать самозанятость, создавать новые рабочие места (функции индивидуального предпринимателя, руководителя малого предприятия), интегрируя, таким образом, операциональные, технологические и предпринимательские составляющие ремесленного труда.
Многофункциональный характер трудовой деятельности ремесленников, их включенность не только в профессиональные, но и в социальные и в правовые отношения, требуют профессионального обучения, отличающегося от существующего профессионального обучения рабочих, иной структуры и содержания общекультурных и профессиональных компетенций.
В современной России показателем профессионализма становится готовность к самостоятельной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях при наличии риска возникновения трудных правовых ситуаций, поэтому особое значение для специалистов ремесленных профессий приобретает правовая компетенция.
На основе анализа ремесленной деятельности были определены структура и содержание правовой компетенции в контексте включенности ремесленников в социально-профессиональные отношения в условиях рыночной экономики. В структуре правовой компетенции были выделены следующие взаимосвязанные компоненты: социально-правовой, профессионально-правовой, технолого-правовой. Для определения структуры каждого компонента проводилось педагогическое исследование в следующей последовательности:
1. На основе изучения психолого-педагогической, социально-экономической и юридической литературы был определен обобщенный перечень элементов правовой компетенции.
2. Выделенные элементы были распределены по трем группам: социально-правовые, профессионально-правовые, техно-лого-правовые.
3. На основе метода экспертных оценок определялась значимость каждого оцениваемого элемента в деятельности ремесленника.
В качестве экспертов выступили руководители ремесленных предприятий (всего 21 человек, общая численность работников предприятий 78 человек) и преподаватели правовых дисциплин ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» (Екатеринбург), ГБОУ СПО СО «Уральский колледж технологий и предпринимательства» (Екатеринбург), ГБОУ СПО «Нижнетагильский педагогический колледж №1» (Нижний Тагил), ФГОУ СПО «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова» (Нижний Тагил), ГБОУ СПО СО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» (Екатеринбург) (всего 11 чел.). При выборе экспертов учитывались следующие критерии. Для руководителей ремесленных предприятий - вид экономической деятельности (производство отделочных работ), фактическая численность персонала предприятия (от 2 до 15 человек), срок деятельности фирмы на рынке (2 и более лет); для преподавателей правовых дисциплин - профессионально-педагогическая
компетентность, квалификационная категория (первая и высшая), стаж педагогической деятельности по правовым дисциплинам (5 и более лет). Каждому участнику исследования была выдана анкета, содержащая обобщенный перечень элементов правовой компетенции ремесленника, из которых необходимо было выбрать наиболее важные. В дальнейшем проводилось их ранжирование по степени значимости в будущей профессиональной деятельности, самым значимым присваивалась оценка «5» баллов, не значимым - «0» баллов. По каждому выделенному содержательному элементу производилось вычисление весового коэффициента vi (для руководителей ремесленных предприятий), vi п (для преподавателей правовых дисциплин). Анализ полученных результатов позволил установить значимость каждого оцениваемого элемента в деятельности ремесленника.
Рассмотрим содержание социально-правового компонента. Для ремесленника социум - это не только сфера удовлетворения социальных потребностей, но и область приложения трудовой деятельности. Ремесленник сам определяет свои социально-профессиональные потребности и трудовые функции в условиях быстрой изменчивости рынка труда. Включенность в социум, поиск в нем своей профессиональной ниши и взаимодействие с большим количеством граждан и хозяйствующих субъектов требуют от ремесленника знания законов, профессиональной честности, правовой культуры. В противном случае корыстные намерения и нацеленность на быстрый коммерческий успех могут привести их обладателя к сложной правовой ситуации. Поэтому современный ремесленник должен владеть правовой компетенцией, направленной на гармонизацию личных и общественных интересов, необходимых для «индивидуальной автономии в рыночных отношениях» [1, с. 29].
Ремесленнику в профессиональной деятельности приходится учитывать индивидуальные потребности клиентов, их финансовые возможности, желание скорректировать качество продукта, поэтому необходимы знания договорного права, навыки грамотного оформления документов для выполнения работ, умения воспринимать критику, работать с жалобами клиентов, выполнять работы по техническому обслуживанию в гарантийный и послегарантийный период.
Нормы законодательства о защите прав потребителей возлагают на ремесленника целый комплекс обязанностей, невыполнение которых может повлечь строгую правовую ответственность, в том числе материального характера. В связи с этим правильное применение соответствующих правовых положений, умение отстоять свои права в конфликтной ситуации выступают в качестве важнейших условий успешной ремесленной деятельности. Ремесленнику следует обращать особое внимание на отдельные аспекты правоотношений с покупателями или клиентами во избежание негативных ситуаций: предоставлять информацию о продавце (изготовителе) товара; о производимых товарах (работах, услугах); разъяснять потребителям их права, обязанности и правовые аспекты, с которыми последние могут столкнуться при использовании приобретенного товара.
В случае злоупотребления правами со стороны потребителей ремесленник должен уметь обезопасить себя от негативных факторов; знать полномочия общественных объединений потребителей; порядок проведения проверок их представителями; вправе препятствовать проведению контроля в случаях, когда это выходит за пределы компетенции представителей общественных объединений. В таких случаях от ремесленника требуются качества, направленные на формирование правовой культуры потребителей и создание правовых условий для ремесленной деятельности.
Между ремесленниками, выпускающими однородную продукцию, неизбежно возникают конкурентные рыночные отношения, на которые существенным образом влияют неценовые методы борьбы за потребителя: возрастает значение качества продукции, ее новизна, надежность в эксплуатации, а так же воздействие информативных методов и рекламы. Для успеха в конкурентной борьбе ремесленник может производить технически более совершенный товар и одновременно персонифицированный в соответствии с запросами конкретной группы потребителей. По мнению исследователей конкурентных отношений доктора экономических наук, профессора Н.Д. Эриашвили и доктора экономических наук, профессора Е.Н. Кузнецовой, персонифицированная неценовая конкуренция становится одной из самых прогрессивных форм конкурентных рыночных отношений. Персонифицирование рыночного партнера является основой
существования ремесленных фирм. Такие фирмы находят незанятые рыночные ниши, сосредотачиваются на выпуске малого количества дорогих и высококачественных товаров, становятся дополнением к массовому производству. Поэтому, для успеха в конкурентной среде ремесленнику нужно знать нормативное регулирование конкурентных отношений, владеть современными формами и методами конкурентной борьбы, отличаться от своих конкурентов значительными преимуществами, формировать отношения взаимного партнерства и сотрудничества.
Специфика ремесленной деятельности заключается в том, что она носит индивидуально-бригадный характер. Работники ремесленных бригад, обладающие различным уровнем квалификации, взаимно дополняют друг друга и способны решать сложные производственные задачи. Формируя бригаду, ремесленник заключает гражданско-правовые или трудовые договоры, регулирующие трудовые или иные взаимоотношения с исполнителями работ. Кроме того, он и сам выступает в роли исполнителя работ и устанавливает взаимоотношения с руководителями, специалистами и управленческим персоналом предприятия-заказчика.
Включением ремесленного труда, основанного на ручных технологиях в конвейерное производство, достигается высокое качество изделия, одновременно предусматривается гибкость управления и отказ от строгой регламентации производства. При этом ремесленник самостоятельно организовывает свой труд, включающий частую смену рабочих ситуаций, быструю и адекватную реакцию на происходящие изменения. Перечисленные особенности ремесленной деятельности приводят к новым направлениям в организации трудовой деятельности - необходимости больше ориентироваться на людей, отказу от властных трудовых отношений, построенных на иерархии и жестком программировании. Значительный резерв представляет внедрение гибких форм режима труда и отдыха, позволяющих учитывать интересы работников, конкретные условия их труда и быта. Следовательно, ремесленнику необходимо знание договорного и трудового права для установления гармоничных трудовых отношений с исполнителями работ.
Анализ результатов исследования позволил установить, что в структуре социально-правового компонента выделяются качества, определяющие способность и готовность к использованию в профессиональной деятельности:
- знаний: законодательства о налогах и сборах, страховых
взносах (V,. = 0,143, vi п = 0,140, V.. = 0,125), законодательства
о защите прав потребителей (V, = 0,137, viп = 0,146, V. ср = 0,125), основ договорного, трудового, гражданского права (V, = 0,141, V. = 0,132, V. = 0,125);
I п ' 'I ср. '
- умений: соблюдать права потребителей, производить
товары и услуги высокого качества (V, = 0,112, vi п = 0,116, V. ср = 0,091), налаживать сотрудничество, партнерские и технологические взаимодействия (V, = 0,111, vi п = 0,100, V. ср = 0,091), оценивать свои действия и поступки с позиции закона и права
(V. = 0,108, V. = 0,102, V. = 0,091);
, р , п . ср.
- владений: приемами делового общения с клиентами, кон-
курентами и другими субъектами права (V, = 0,126, vi п = 0,127, V. ср = 0,111), формами и методами конкурентной борьбы, способствующими добросовестной конкуренции (V, = 0,119, V. = 0,114, V. = 0,111).
, п ’ ’ . ср. ’ '
Рассмотрим содержание профессионально-правового компонента. Государство это первый хозяйствующий субъект, с которым ремесленнику нужно выстраивать отношения. Однако
ремесленник часто не знает содержания правовых норм, опре-
деляющих его правовой статус и регламентирующих отношения с государством. Например, для целей налогообложения ремесленничество подпадает под индивидуальное предпринимательство, но часть ремесленников не регистрируются в инспекции федеральной налоговой службы. Как вид экономической деятельности ремесленничество отдельно не выделяется в статистической отчетности. Таким образом, уход от налогообложения и государственного наблюдения приводит к неопределенности социального статуса ремесленников, несоблюдению и нарушению их правовой и социальной защиты, пополнению теневого сектора экономики. Поэтому ремесленнику необходимо знать правовые нормы, определяющие его правовой статус и регламентирующие отношения с государством (порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в инспекции федеральной налоговой службы, постановку на налоговый учет, системы налогообложения, порядок исчисления и уплаты нало-
гов и страховых взносов, порядок предоставления государственной статистической отчетности).
Уровень хозяйственной активности ремесленников зависит также от разработанности законодательства, государственной поддержки и действий исполнительной власти на местах. Ситуация в этой области неблагоприятна: отсутствуют законы, защищающие ремесленную деятельность на федеральном, региональном и местном уровнях. Не принят федеральный закон о ремесленничестве, отсутствует федеральный перечень ремесленных профессий, не учитываются специфика и потенциальные возможности ремесленного сектора экономики. В условиях неразработанности отечественного законодательства для успешной профессиональной деятельности ремесленнику необходимо знать имеющиеся законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы, регламентирующие занятия ремесленной деятельностью (проект федерального закона «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в РФ», федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», постановление Правительства Свердловской области «О концепции государственной политики, поддержки и развитии малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 - 2020 годы», постановление Правительства Свердловской области «О концепции возрождения и развития ремесел и народных промыслов в Свердловской области в 2000 - 2005 годах»).
Не развита специальная инфраструктура поддержки ремесленного дела: экспертные, консалтинговые, маркетинговые услуги, организационно-методическая, финансовая и юридическая помощь. Слабо развиты системы самофинансирования и микрокредитования. Индивидуальный характер ремесленного труда и недоверие к коллективным действиям влияют на количество ассоциаций и объединений ремесленников, которые могут выступать защитниками нарушенных прав своих членов. Поэтому ремесленнику нужно знать федеральный закон «Об общественных объединениях» и активно участвовать в деятельности профессиональных ремесленных объединений.
В условиях переходного периода отсутствие законов, регулирующих ремесленную деятельность, и практика власти выталкивают ремесленников в теневой сектор экономики. Поэтому знание законов и иных нормативных актов, регулирующих контрольно-надзорные (разрешительные) полномочия органов исполнительной власти - единственный способ борьбы ремесленников со злоупотреблениями чиновников в рамках закона.
В случае неправовых действий чиновников от ремесленника требуются качества, направленные на защиту своих профессиональных прав и интересов, создание правовых условий для ремесленной деятельности.
Анализ результатов исследования позволил установить, что в структуре профессионально-правового компонента выделяются качества, определяющие способность и готовность к использованию в профессиональной деятельности:
- знаний: методов защиты профессиональной деятельнос-
ти (V, = 0,160, vi п = 0,176, vi ср = 0,143), законов и иных нормативных актов, регулирующих контрольно-надзорные полномочия органов исполнительной власти (V, = 0,158, vi п = 0,131,
V) ср = 0,143), правовых норм, определяющих правовой статус ремесленника и регламентирующих отношения с государством (V. = 0,151, V. = 0,149, V. = 0,143);
, р , п , ср.
- умений: повышать свою правовую компетенцию в профессиональной деятельности (V, = 0,153, vi п = 0,124, vi ср = 0,143), отстаивать профессиональные интересы, используя правовые средства (V, = 0,149, vi п = 0,150, vi ср = 0,143), оценивать правовые последствия своей профессиональной деятельности (V. = 0,147, V. = 0,156, V. = 0,143);
, р , п , ср.
- владений: методами разрешения профессиональных кон-
фликтов, трудных профессионально-правовых ситуаций (V. = 0,330, V. = 0,368, V. = 0,333).
, р , п , ср.
Рассмотрим содержание технолого-правового компонента. Отход от господствующей в эпоху массового индустриального общества унификации и стандартизации сопровождается трансформацией потребностей, стремлением личности отличаться от других индивидов и поведением, и вкусами, и выбором продукции. Поэтому на отечественном рынке широким спросом пользуется работы, выполненные ремесленниками по индивидуальным заказам: строительство коттеджей, обустройство жилья и приусадебных участков; производство мебели, товаров быта; ковка, обработка камня, изготовление керамики.
Важной особенностью ремесленной деятельности являются технологии производства, для которых характерно преобладание ручного труда. Основные орудия труда - инструменты, приспособления, механизмы. Изделия, выполненные по индивидуальным заказам клиента эксклюзивны, немногочисленны, эстетически значимы для клиента. Технологии изготовления таких изделий предусматривают возможность сочетания типовых и индивидуальных способов изготовления, что приводит к появлению индивидуального почерка мастера. Выполнение эксклюзивных ремесленных изделий требует от ремесленника знания нормативно-технической документации, владения типовыми технологическими приемами, умениями привносить в них элементы творчества, улучшающие качество изделия и придающие ему стиль.
Ремесленник должен быть хорошо подготовлен не только к пользованию инструментами и обработке материалов, но и владеть разработкой проектных заданий с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-технической документацией. Действительно, производство ремесленных работ иногда связано со значительным риском, например, возможно причинение вреда рабочим или третьим лицам, нанесение ущерба окружающей среде, повреждение инженерных сетей, коммуникаций, подключение к которым без соответствующего разрешения не допускается.
Осмысление задач деятельности требует перед началом работ получения разрешительной и технической документации и (или) подготовки макета. Как правило, обязанность по предварительной подготовке документации возлагается на заказчика. Однако, небольшие ремесленные подрядные организации, особенно при работе с физическими лицами, вынуждены брать всю ответственность за проведение подготовительных мероприятий на себя. В этом случае важно предусмотреть, какие документы заказчик обязан предоставить, в каких случаях подрядчик будет освобожден от ответственности [2, с. 154]. Ремесленники несут ответственность, как перед клиентом, так и перед государством или муниципальным образованием за нарушение технических норм и правил в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ или Уголовным кодексом РФ.
При разработке технологической последовательности изготовления изделия учитывается уровень квалификации самого мастера. Подчас именно квалификация определяет конструктивный замысел изделия и технологию его реализации, а так же возможность внедрения новых идей, технологических новшеств, научно-технического творчества. Следовательно, ремесленник должен знать авторское право, патентование изобретения, права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг (клеймление продукции, регистрацию товарного знака).
Ремесленник может засекретить технологическую информацию производства продукции (формулы, состав продукции, технические чертежи), позволяющую увеличить доходы, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Для этого требуется знать закон «О коммерческой тайне», который призван регулировать отношения, связанные с отнесением сведений к коммерческой тайне.
Анализ результатов исследования позволил установить, что в структуре технолого-правового компонента наиболее востребованными являются качества, определяющие способность и готовность к использованию в профессиональной деятельности:
- знаний: законодательных и нормативно правовых актов, методических материалов по обеспечению качества продукции (V, = 0,097, vi п = 0,082, vi ср = 0,091), стандартов, технических требований, предъявляемых к сырью, материалам, готовой продукции (товарам, услугам) (V, = 0,096, vi п = 0,104, vi ср = 0,091), методических и нормативных материалов технологической подготовки ремесленного производства (V, = 0,092, vi п = 0,100, V, ср = 0,091);
, ср.
- умений: рассматривать рекламации на продукцию низкого качества, анализировать и устранять причины ее выпуска (V, = 0,230, vi п = 0,192, V ср = 0,200), повышать безопасность, экологичность, комфортность производимой продукции (V, = 0,221, vi п = 0,225, vi ср = 0,200), работать с технической до кументацией (V, = 0,212, vj п = 0,207, vj ср = 0,200);
- владений: методами повышения качества производимой продукции (V, = 0,344, vi п = 0,291, vi ср = 0,333), правилами техники безопасности, пожарной безопасности, экологической безопасности, охраны труда (V, = 0,326, vi п = 0,358, vi ср = 0,333).
Не все отношения может урегулировать закон, поэтому от ремесленника требуется проявление правовых качеств, обеспечивающих его статус в обществе. Понимание ремесленного труда как разновидности предпринимательской деятельности предполагает исследование нравственной культуры этих деловых людей: нравственные принципы - гарант успеха в избранной деятельности, находятся в тесной взаимосвязи с правовыми нормами, защищающими интересы частных (физических) лиц
- предпринимательское, гражданское, трудовое право. Субъект частного права может осуществлять деятельность, руководствуясь качествами прагматического характера в избранной деятельности: активность, предприимчивость, предусмотрительность, трезвый расчет [3, с. 147]; действие других мотивов поведения
- эгоизм, альтруизм - частным правом не исключается, но ограничивается. Значительная часть общеобязательных правил уступает место свободному усмотрению сторон, выбору самими предпринимателями норм взаимоотношений. Действия предпринимателей подчиняются ряду этических норм, таких как честность, уважительное отношение к людям, добросовестность, открытость, следование принципу «превыше прибыли - честь».
Высокие моральные нормы определяют формирование прогрессивного типа правомерного поведения, характерные черты которого - высокая социальная активность, участие в деятельности ремесленных ассоциаций и союзов; активное использование предоставленных законом прав; уважительное отношение человека к окружающим его людям, совершение активных, полезных для общества правомерных действий. Способность помогать не только близким, но и посторонним людям является проявлением благородства и великодушия, реализацией высших нравственных принципов - справедливости и равенства.
Результаты исследования состава правовых качеств личности ремесленника показывают, что наиболее значимыми в профессиональной деятельности ремесленника являются дисциплинированность (V. = 0,051, vi п = 0,058, vi ср = 0,045), ответственность (V, = 0,051, viп = 0,060, vi ср = 0,045), добросовестность (V. = 0,050, V п = 0,060, V : ср = 0,045), порядочность (V = 0,050, V = 0,053, V. = 0,С145), самостоятель-
' , р ' ' , п ' ср. ' ' '
ность (V, = 0,050, viп = 0,054, vi ср = 0,045), правомерное поведение (V. = 0,050, V,. п = 0,052, V. = 0,045), обязательность
(V. = 0,050, V. = 0,055, V. = 0,045).
' , р ' ' , п ' ср. ' '
В заключении приведем основные выводы по обсуждаемой проблеме:
1. Правовая компетенция ремесленника - это интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее готовность и способность личности применять систему социально-правовых, профессионально-правовых, технолого-правовых знаний и умений, правовых качеств в организации, осуществлении и правовой защите ремесленной деятельности, а так же в формировании правового поведения потребителей и других хозяйствующих субъектов, способствующего становлению конкурентных рыночных отношений и развитию ремесленной деятельности.
2. В структуре правовой компетенции ремесленника выделено три взаимосвязанных компонента: социально-правовой, профессионально-правовой, технолого-правовой.
3. Оценки экспертов-руководителей ремесленных предприятий и экспертов-преподавателей правовых дисциплин подтверждают обоснованность выделенного перечня элементов правовой компетенции ремесленника.
Библиографический список
1. Инновации в подготовке ремесленников-предпринимателей: монография / Д.П. Заводчиков, Э.Ф. Зеер, Е.Г. Лопес, А.М. Павлова; науч. ред. Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2011.
2. Сложные вопросы предпринимательства / Л.В. Сальникова [и др.]. - Ростов-на-Дону, 2007.
3. Франц, А.С. Российская предпринимательская культура: исторический экскурс // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2005. - № 12.
Bibliography
1. Innovacii v podgotovke remeslennikov-predprinimateleyj: monografiya / D.P. Zavodchikov, Eh.F. Zeer, E.G. Lopes, A.M. Pavlova; nauch. red. Eh.F. Zeer. - Ekaterinburg, 2011.
2. Slozhnihe voprosih predprinimateljstva / L.V. Saljnikova [i dr.]. - Rostov-na-Donu, 2007.
3. Franc, A.S. Rossiyjskaya predprinimateljskaya kuljtura: istoricheskiyj ehkskurs // Izvestiya Uraljskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta. - 2005. - № 12.
Статья поступила в редакцию 05.07.13
УДК 378.147.88
Zakharova O.A., Akhmetzhanova G.V THE PRINCIPLES OF NETWORK COOPERATION IN THE STRUCTURE OF CORPORATE AND ACADEMIC PARTNERSHIP. The article examines principal directions in the development of the strategy of corporate and academic partnership in the network system of training of specialists. A fresh approach to the technical aid using the «web ring technology» is given.
Key words: network cooperation, corporate and academic partnership, corporate training, web ring.
О.А. Захарова, канд. пед. наук, доц., руководитель Управления дистанционного обучения и повышения квалификации Донского гос. технического университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail:[email protected];
Г.В. Ахметжанова, д-р. пед. наук, проф., зав. каф. «Педагогика и методики обучения» Тольяттинского гос. университета, г. Тольятти, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ КОРПОРАТИВНО-АКАДЕМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА [КАП]
В статье рассматриваются основные направления в разработке стратегии развития корпоративно-академического партнерства в сетевой системе подготовки и повышения квалификации специалистов, приводятся новые подходы в технической поддержке с использованием технологии «кольцо сайтов».
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, корпоративно-академическое партнерство, корпоративное обучение, кольцо сайтов.
В настоящее время сетевое взаимодействие является достаточно распространенной технологией информационной поддержки научного и академического партнерства. Одним из первых проектов в этом направлении стала сетевая межуниверситетская система обучения, созданная в результате объединения сайтов www.nano-obr.ru и www.nanoobr.ru для выполнения государственных контрактов:
1. Сетевая информационно-аналитическая система организации и сопровождения маршрутного обучения при повышении квалификации кадров на базе научно-образовательных структур национальной нанотехнологической сети (ННС).
2. Адаптация учебно-методических комплексов дисциплин по 10 тематическим направлениям деятельности ННС под задачи маршрутного обучения студентов.
3. Применение симуляторов и виртуальных лабораторий, созданных в 2008-2011 годы.
Основной идеей сетевого проекта было объединение научного, технологического, дидактического и кадрового потенциала вузов, осуществляющих подготовку в направлении «Нанотехнологии» студентов, аспирантов, преподавателей и ученых под эгидой СПб ГЭТУ «ЛЭТИ». Виртуальный образовательный сегмент управляется Учебно-методическим советом, на заседания которого приглашаются ректоры и руководители НОЦ вузов-уча-стников.
Данный проект демонстрирует пример реализации сетевого варианта технологии информационной поддержки корпоративного сотрудничества. Однако для подготовки и повышения квалификации специалистов в машиностроительном кластере, где практическая компонента имеет определяющее значение, сетевое взаимодействие должны осуществлять не только профильные вузы, но и инновационные промышленные предприятия, объединенные общей виртуальной информационно-образовательной коммуникативной средой.
Такое корпоративно-академическое партнерство (КАП) предполагает разработку стратегии развития сетевого взаимодействия по следующим основным направлениям: техническое, нормативно-правовое, технологическое, научно-инновационное, образовательное, геополитическое, психолого-педагогическое и др. Каждое из указанных направлений, в свою очередь, требует своей стратегии развития в рамках корпоративного партнерства, тем самым, подтверждая непреложный принцип систем-
ного подхода в разработке научно-педагогических и технологических проектов.
Рассмотрим основные подходы к развитию технического направления, включающего в себя: обеспечение взаимосвязи субъектов корпоративно-академического партнерства; обеспечение безопасности в аспектах устойчивой работы систем и обработки данных; обеспечение полнофункциональной деятельности всех субъектов КАП; обеспечение возможности подключения в качестве нового субъекта к другим системам КАП и др.
Одним из возможных технических решений по обеспечению взаимосвязи между субъектами КАП может стать использование технологии «веб-кольцо» для объединения сайтов-субъектов КАП (рис. 1).
Веб-кольцо (англ. webrIng) представляет собой способ (топологию) объединения сайтов схожей тематической направленности. Организация связи между различными сайтами в виде веб-кольца является одним из способов упорядочивания сайтов в сети, наряду с каталогами и поисковыми системами фйр:/ /ru.wIkIprdIa.org/wIkI/Веб-кольцо). Этот способ упорядочивания сайтов, объединенных общей идеей, а также виртуальной информационно-образовательной средой (ВИОС) был достаточно