4. Савельев С.В., Бецкий О.В., Морозова Л.А. Основные положения теории действия миллиметровых волн на водосодержащие и живые биологические объекты. Журнал радиоэлектроники. 2012; 11.
5. Кудряшов Ю.Б., Рубин А.Б. Радиационная биофизика: сверхнизкочастотные электромагнитные излучения. Москва, 2014.
6. Кудряшов Ю.Б., Перов Ю.Ф., Голеницкая И.А. Механизмы радиобиологических эффектов неионизирующих электромагнитных излучений низких интенсивностей. Радиационная биология. Радиоэкология. 1999; Т. 39; N 1: 79 - 83.
7. Кудряшов Ю.Б., Рубин,А.Б. Биологическое действие сверхнизкочастотных электромагнитных полей. Тезисы докладов VII съезда по радиационным исследованиям (радиобиология, радиоэкология, радиационная безопасность). Москва, 21-24 окт. 2014. Москва, 2014: с. 217.
8. Большаков М.А. Физиологические механизмы действия радиочастотных электромагнитных излучений на биообъекты разных уровней организации. Диссертация ... доктора биологических наук. Томск, 2002.
9. Лобышев В.И., Дубровский А.А., Мухачев А.Я., Соловей А.Б. Вода - первичная мишень слабых воздействий на биологические системы. Проблемы биологической физики: сборник тезисов VIII международной конференции. Москва, 2011: 245 - 263.
10. Еськов А.А., Дмитриева, В.А. Психологические и психофизиологические характеристики невербального компонента интерсубъективной коммуникации. Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2013; Т. 1, № 1: 83 - 89.
11. Лаговской В. Ультрафиолетовые мысли. На грани невозможного. 1993; 2.
12. Виноградова Т.С. Электрофизиологические реакции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем при невербальном внушении у студентов 18-28 лет. Диссертация ... кандидата биологических наук. Челябинск, 2008.
13. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии: специализация «Онтопсихология». Научные редакторы Н.В. Гришина, В.А. Дмитриева. Санкт-Петербург, 2012.
14. Понятов А. У человека обнаружено шестое чувство? Наука и Жизнь. 2016; 7.
15. Азеведо Э. Наука. Информация. Сознание: сборник статей по материалам Конгресса. Санкт-Петербург, 2016.
16. Менегетти А. Физический мир и онтология. Критическая связь ядерной физики и онтопсихологии. Перевод с итальянского. Москва: БФ «Онтопсихология», 2011.
17. Хачатрян В.Х. Биоинформационные возможности микроорганизмов. Потенциал клеточных механизмов управления процессами обновления человеческого организма на биоинформационном уровне. Санкт-Петербург: «Издательство «ДИЛЯ», 2013.
18. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий: монография. 4-е изд, испр. Москва: Международное издательство информациология, 1996.
19. Менегетти Антонио. Семантическое поле. Перевод с итальянского. Москва: БФ «Онтопсихология», 2008.
20. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Москва, 1997.
21. Менегетти А. Тезаурус: словарь онтопсихологическихтерминов. Перевод с итальянского БФ «Онтопсихология». Москва: БФ «Он-топсихология», 2007.
References
1. Gamayurova V.S., Krynickaya A.Yu. Vliyanie 'EMI KVCh neteplovoj intensivnosti na rost drozhzhej SACCHAROMYCES CEREVISIAE. Zhurnal radio'elektroniki. 2003; 3.
2. Perel'muter V.M. i dr. Mediko-biologicheskie aspekty vzaimodejstviya 'elektromagnitnyh voln s organizmom. Tomsk, 2009.
3. Beckij O.V. Sovremennye predstavleniya o mehanizmah vozdejstviya nizkointensivnyh millimetrovyh voln na biologicheskie ob'ekty. Biomedicinskaya radio'elektronika. 1998.; 2: 3 - 6.
4. Savel'ev S.V., Beckij O.V., Morozova L.A. Osnovnye polozheniya teorii dejstviya millimetrovyh voln na vodosoderzhaschie i zhivye biologicheskie ob'ekty. Zhurnal radio'elektroniki. 2012; 11.
5. Kudryashov Yu.B., Rubin A.B. Radiacionnaya biofizika: sverhnizkochastotnye 'elektromagnitnye izlucheniya. Moskva, 2014.
6. Kudryashov Yu.B., Perov Yu.F., Golenickaya I.A. Mehanizmy radiobiologicheskih 'effektov neioniziruyuschih 'elektromagnitnyh izluchenij nizkih intensivnostej. Radiacionnaya biologiya. Radio'ekologiya. 1999; T. 39; N 1: 79 - 83.
7. Kudryashov Yu.B., Rubin,A.B. Biologicheskoe dejstvie sverhnizkochastotnyh 'elektromagnitnyh polej. Tezisy dokladov VII s'ezda po radiacionnym issledovaniyam (radiobiologiya, radio'ekologiya, radiacionnaya bezopasnost'). Moskva, 21-24 okt. 2014. Moskva, 2014: s. 217.
8. Bol'shakov M.A. Fiziologicheskie mehanizmy dejstviya radiochastotnyh 'elektromagnitnyh izluchenij na bioob'ekty raznyh urovnej organizacii. Dissertaciya ... doktora biologicheskih nauk. Tomsk, 2002.
9. Lobyshev V.I., Dubrovskij A.A., Muhachev A.Ya., Solovej A.B. Voda - pervichnaya mishen' slabyh vozdejstvij na biologicheskie sistemy. Problemy biologicheskoj fiziki: sbornik tezisov VIII mezhdunarodnoj konferencii. Moskva, 2011: 245 - 263.
10. Es'kov A.A., Dmitrieva, V.A. Psihologicheskie i psihofiziologicheskie harakteristiki neverbal'nogo komponenta intersub'ektivnoj kommunikacii. Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psihologii SPbGU. 2013; T. 1, № 1: 83 - 89.
11. Lagovskoj V. Ul'trafioletovye mysli. Na grani nevozmozhnogo. 1993; 2.
12. Vinogradova T.S. 'Elektrofiziologicheskie reakcii central'noj nervnoj i serdechno-sosudistoj sistem pri neverbal'nom vnushenii u studentov 18-28 let. Dissertaciya ... kandidata biologicheskih nauk. Chelyabinsk, 2008.
13. Sbornik statej po materialam rabot vypusknikov fakul'teta psihologii: specializaciya «Ontopsihologiya». Nauchnye redaktory N.V. Grishina, V.A. Dmitrieva. Sankt-Peterburg, 2012.
14. Ponyatov A. U cheloveka obnaruzheno shestoe chuvstvo? Nauka iZhizn'. 2016; 7.
15. Azevedo 'E. Nauka. Informaciya. Soznanie: sbornik statej po materialam Kongressa. Sankt-Peterburg, 2016.
16. Menegetti A. Fizicheskij mir i ontologiya. Kriticheskaya svyaz' yadernoj fiziki i ontopsihologii. Perevod s ital'yanskogo. Moskva: BF «Ontopsihologiya», 2011.
17. Hachatryan V.H. Bioinformacionnye vozmozhnostimikroorganizmov. Potencialkletochnyh mehanizmov upravleniya processami obnovleniya chelovecheskogo organizma na bioinformacionnom urovne. Sankt-Peterburg: «Izdatel'stvo «DlLYa», 2013.
18. Yuzvishin I.I. Informaciologiya ilizakonomernostiinformacionnyhprocessovi tehnologij: monografiya. 4-e izd, ispr. Moskva: Mezhdunarodnoe izdatel'stvo informaciologiya, 1996.
19. Menegetti Antonio. Semanticheskoe pole. Perevod s ital'yanskogo. Moskva: BF «Ontopsihologiya», 2008.
20. Menegetti A. Klinicheskaya ontopsihologiya. Moskva, 1997.
21. Menegetti A. Tezaurus:slovar'ontopsihologicheskihterminov. Perevod s ital'yanskogo BF «Ontopsihologiya». Moskva: BF «Ontopsihologiya», 2007.
Статья поступила в редакцию 13.07.16
УДК 159.99
Tunis L.Yu., senior teacher, Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Academy of Ministry
of Internal Affairs of Russia (Moscow, Russia), E-mail: tyunisl@ramber.ru
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF CHIEF PERSONNEL OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS IN THE LEARNING PROCESS. The article considers organizational and contents-related aspects of psychological support, implemented in the system of work with personnel of bodies of internal affairs. The author analyses psychological support at personal and professional development of heads of bodies of internal affairs. In the context of conditions of optimization of this process, the author proposes a structural model of psychological support of heads of bodies of internal affairs in the learning process. The article is addressed to subjects of psychological support of educational institutions of the MIA of Russia, implementing state educational standards of training, retraining and advanced training of managerial personnel of police, namely, department psychologists, teaching staff, students of management faculties.
Key words: psychological support, head of a body of internal affairs, personal and professional development, model of psychological support.
Л.Ю. Тюнис, ст. преп. каф. психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД
России, г. Москва, Е-mail: tyunisl@ramber.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В обзорной статье рассматриваются организационно-содержательные аспекты психологического сопровождения, реализуемого в системе работы с кадрами органов внутренних дел. Непосредственным предметом анализа стало психологическое сопровождение профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел. В контексте обеспечения условий оптимизации указанного процесса, автором предложена структурно-содержательная модель психологического сопровождения руководителей органов внутренних дел в процессе обучения. Статья адресована субъектам психологического сопровождения образовательных организаций МВД России, реализующих государственные образовательные стандарты подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров полиции, а именно: ведомственным психологам, профессорско-преподавательскому составу, слушателям управленческих факультетов.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, руководитель ОВД, профессионально-личностное развитие, модель психологического сопровождения.
Компетентное, профессионально обученное и стабильное кадровое ядро руководителей органов внутренних дел (далее: ОВД) - один из ключевых резервов повышения эффективности деятельности МВД и целевой компонент системного реформирования ведомства. Социальный заказ на качество управления, надежность и профессионализм руководящих кадров полиции выражается в системе требований к личности руководителя ОВД. В связи с чем, проблема обеспечения релевантности профессиональных качеств и компетенций руководителя квалификационным требованиям и стандартам управленческой деятельности в ОВД имеет особую значимость в контексте подготовки управленческих кадров полиции. Большими потенциалом в направлении оптимизации подготовки и повышения квалификации руководителей ОВД обладает специально организованная деятельность по психологическому сопровождению профессионально-личностного развития руководящих кадров на всех этапах служебной карьеры. Однако данное направление ещё не получило должного освещения в научных исследованиях и практике подготовки управленческих кадров.
Проблема психологического сопровождения личности и деятельности профессионала активно разрабатывалась в отечественной психологии с середины 1990-х гг. Так, в работах Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, Л.Н. Корнеевой была сформулирована концепция психологического сопровождения профессионала на разных этапах профессиональной деятельности: самоопределения, подготовки и адаптации, периода профессионализации и периода «выхода» из профессии. Указанными авторами, впервые актуализированы вопросы непрерывного психологического сопровождения субъекта профессиональной деятельности [см.: 1]. Заслуживают внимания и подходы к организации психологического сопровождения субъектов образовательной деятельности, изложенные в работах К.А. Абуль-хановой-Славской, М.Р Битяновой, Е.А. Климова, Б.Б. Коссова, Н.С. Пряжникова. Наибольшее распространение в психологии управления получил акмеологический подход к психологическому сопровождению профессионального развития государственных служащих (Л.А. Степанова, А.А. Деркач). В его рамках, психологическое сопровождение определяется как система общих, частных, специальных технологий психолого-акмеологической помощи руководителю и специалисту, дифференцированно используемых для разных категорий госслужащих, на разных этапах его профессиональной карьеры и в различных условиях профессиональной деятельности [2]. Предложенная модель психолого-акмеологического сопровождения, предполагает: разработку целостной концепции управленческой деятельности; развитие профессиональной Я-концепции; формирование эффективного стиля управленческой деятельности; развитие психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. Методический инструментарий акмеологической подготовки предполагает проведение индивидуальных консультаций, собеседований и тренингов.
В правоохранительной сфере, в рамках вышеозначенной проблематики, широкое распространение получил также термин психологическое обеспечение. Понятие «психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел» впервые было введено И.Б. Пономаревым в середине 1990-х г. и определялось как: «комплексное использование психологической науки,
средств и технологий специально подготовленными людьми для совершенствования деятельности сотрудников органов внутренних дел» [3, с. 23]. Задачи психологического обеспечения первоначально формулировались достаточно широко. Так, Н.И. Мягких, Б.Г. Бовиным были обоснованы методические подходы к определению критериев психологической пригодности к службе в ОВД, разработаны психограммы основных специальностей в ОВД, сформулированы первые психодиагностические модели отбора кандидатов на службу в ОВД. С начала 2000-х, некоторые вопросы психологического обеспечения работы с управленческими кадрами получили освещение в работах М.И. Марьина, М.Г. Дебольского, В.М. Позднякова. В работах И.О. Котенева и В.Е. Петрова, впервые были проанализированы концептуальные подходы к психодиагностике профессионально важных качеств руководителей ОВД, предложена компьютерная технология оценки личности руководителя ОВД и его психологического потенциала [см.: 4].
В настоящее время понятием психологическое обеспечение органов внутренних дел обозначают «систему организационных и психологических мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности на основе мобилизации психологического потенциала коллектива, организационной структуры и системы управления органами внутренних дел» [5, с. 15]. Однако когда речь идет о психологической работе с личностью, коллективом сотрудников ОВД, традиционно используется термин «психологическое сопровождение».
Субъектами психологического сопровождения являются: психологи и руководители ОВД, а объектами - коллектив подразделения, сотрудники и руководители ОВД, их профессиональная деятельность. Таким образом, руководитель ОВД является одновременно субъектом и объектом психологического сопровождения. В соответствии с нормативно-правовыми актами МВД России руководители разных уровней управления в качестве субъектов психологического обеспечения принимают активное участие в планировании и организации психологической работы, контролируют качество ее исполнения. Ключевым же субъектом психологического сопровождения является психологическая служба ОВД и её представитель - психолог подразделения, непосредственно реализующий мероприятия психологической работы, несущий личную ответственность за содержание, обоснованность и объективность её результатов. Психологической службе ОВД отводится значимая роль и в работе с руководящими кадрами, а социальный заказ на её деятельность формируется в широком диапазоне кадровых решений. Активно разрабатываются такие направления психологического сопровождения, как: аттестация управленческих кадров, работа с кадровым резервом, адаптация к должности. Однако методический инструментарий психологической работы с личностью руководителя, обеспечивающий формирование и развитие профессионально важных качеств, компетенций и навыков управления (суть профессионально-личностного развития) не имеет на сегодняшний день должного теоретико-методологического обоснования. В деятельности руководителей ОВД, в практике их подготовки и повышения квалификации психологическая работа с субъектом управления имеет выраженный дискретно-локальный характер и осуществляется эпизодически: в мероприятиях психодиагностической направленности; при проведении занятий
в системе профессиональной подготовки, при усвоении курса психолого-педагогических дисциплин. Тогда как реализация задач психологического сопровождения в контексте непрерывного профессионального развития субъекта управленческой деятельности требует создания целостной модели данного процесса, учитывающей все элементы этой системы: цели, задачи, нормативно-правовую регламентацию, методический инструментарий, средства обеспечения циркуляции психологически значимой информации, а также особенности субъектов и объектов психологического сопровождения.
Организация психологического сопровождения профессионально-личностного развития (далее ПЛР) руководителей ОВД может быть наглядно продемонстрирована в структурно-содержательной модели психологического сопровождения ПЛР в системе подготовки и повышения квалификации (обучения) управленческих кадров. Структура модели представлена целевым, содержательным, технологическим и критериально-результативным компонентами.
Целевой компонент модели: обосновывает целевые и инструментальные функции психологического сопровождения ПЛР; определяет субъектов психологического сопровождения профессионально-личностного роста; формулирует базовые теоретические подходы и принципы ПЛР; конкретизирует планируемый результат профессионально-личностного роста руководителей ОВД; осуществляет постановку задач психологического сопровождения ПЛР.
Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития руководителей ОВД в процессе обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) целе-полагает:
1. Содействие в профессиональной самореализации, достижении высоких результатов управленческой деятельности, карьерного роста;
2. Помощь в формировании профессионально важных качеств и компетенций руководителя ОВД, осознании «ресурсных» и «проблемных зон управленческого потенциала;
3. Формирование психологической готовности к преодолению профессиональных и жизненных кризисов;
4. Обучение дифференцированному использованию стратегий поведения в различных подсистемах управленческой деятельности: руководитель - подчинённый, руководитель -вышестоящий руководитель, руководитель - информация, руководитель - внешняя среда.
Субъектами психологического сопровождения ПЛР руководителей ОВД в процессе обучения являются психологи, руководители структурных подразделений различного уровня и научно-педагогические кадры образовательных организаций МВД России. В соответствии с ведущими теоретико-методологическими подходами ПЛР (субъектно-деятельностным, компетент-ностным, акмеологическим, системным) - руководитель ОВД является полноправным субъектом собственного развития реализуемого, во многом, как саморазвитие, а объектом психологического сопровождения является его деятельность, связанная с профессиональным и личностным ростом.
Основными задачами ПЛР руководителей ОВД в процессе обучения являются: формирование мотивации ПЛР, осознание персонального содержания и причин, блокирующих ПЛР; развитие социально-психологической, управленческой и аутопсихологической компетентности; профилактика «синдрома выгорания», основанная на проработке ситуаций, вызывающих затруднения профессионально-личностного роста; овладение психотехниками профессионально-личностного саморазвития.
Содержательный компонент модели:
• конкретизирует цели и задачи ПЛР относительно сфер развития личности, профессионально-важных свойств и качеств руководителя ОВД (данные компоненты имеют индивидуально-своеобразное содержание, обусловленное конкретными запросами и объективными исходными характеристиками личности и профессиональных качеств руководителя), управленческих
Библиографический список
способностей и навыков успешного решения профессиональных задач;
• предполагает планирование мероприятий ПЛР;
• обосновывает систему методов, приемов, средств, обеспечивающих оптимальное пЛр руководителя в процессе обучения и алгоритм их применения;
• координирует взаимодействие всех субъектов психологического сопровождения, в том числе, обеспечивает механизмы циркуляции психологически значимой информации.
Технологический компонент модели определяет:
• этапы сопровождения ПЛР: диагностический, проектировочный и оценочный;
• конкретный методический инструментарий психологического сопровождения ПЛР: методы и технологии развития (тренинги профессионально-личностного роста, психологическое консультирование по вопросам ПЛР, психотехники саморазвития).
Критериально-результативный компонент модели: определяет критерии эффективности ПЛР руководителя ОВД и условия его оптимизации.
Изучение психологических особенностей и условий оптимизации ПЛР руководителей ОВД в процессе обучения [6, с. 45] было проведено на кафедре психологии Академии управления МВД России методом анкетирования и стандартизированного интервью. В исследовании приняли участие 145 слушателей управленческих факультетов - руководителей территориальных органов внутренних дел. Полученные эмпирические результаты позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Субъективными факторами, препятствующими профессионально-личностному развитию руководителя ОВД, чаще всего, являются: преобладание в структуре личности направленности «на себя»; слабо выраженная мотивация ПЛР; неконструктивные личностные установки относительно профессионально-личностных достижений (доминирование мотивации «избегание неудач», неконструктивное целеполагание ПЛР); недостаточная выраженность качеств психолого-управленческого потенциала, интеллектуальных и организаторских способностей.
2. Психологическими условиями, оптимизирующими ПЛР являются: опыт качественного решения профессиональных управленческих задач, личная эмоциональная заинтересованность в продуктивной управленческой деятельности, выраженная мотивация к самообразованию и саморазвитию личности.
3. Социально-психологическими условиями оптимизации ПЛР являются: востребованность профессионально и личностно развитых руководителей; сформированность социально-психологических характеристик организации (высокая организационная культура, благоприятный социально-психологический климат и оптимальный стиль управления); интеграция профессиональной деятельности руководителя и коллектива, качественное психологическое сопровождение управленческой деятельности и профессионально-личностного развития руководителя и персонала управления.
4. Педагогическими условиями оптимизации ПЛР являются: организация развивающей среды в процессе обучения; обогащение теоретических знаний о личности профессионала, методах её развития; включение в совместную педагогическую деятельность, ориентированную на ПЛР.
Таким образом, психологическое сопровождение профессионально-личностного развития руководителей ОВД можно определить как специально организованную системно-комплексную (психологическую, социальную, воспитательную) работу субъектов психологического обеспечения, реализуемую посредством научно-обоснованных принципов, методов и технологий психологического обеспечения и, целеполагающую мобилизацию психологического потенциала, достижение задач и создание условий непрерывного профессионально-личностного развития и саморазвития руководителя ОВД в процессе обучения.
1. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991.
2. Деркач А.А., Степанова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. Москва: РАГС, 2003.
3. Пономарев И.Б. Основные направления психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел: материалы межведомственной научно-практической конференции. Москва, 1996.
4. Петров В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2001.
5. Марьин М.И., Петров В.Е. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России: учебно-методическое пособие. Москва: ЦОКР МВД России, 2006.
6. Тюнис Л.Ю. Психологическое обеспечение профессионально-личностного развития руководителей территориальных органов внутренних дел в процессе обучения. Москва: Академия управления МВД России, 2016.
References
1. Nikiforov G.S., Dmitrieva M.A., Korneeva L.N. Psihologicheskoe obespechenie professional'noj deyatel'nosti. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1991.
2. Derkach A.A., Stepanova L.A. Razvitie autopsihologicheskoj kompetentnostigosudarstvennyh sluzhaschih. Moskva: RAGS, 2003.
3. Ponomarev I.B. Osnovnye napravleniya psihologicheskogo obespecheniya deyatel'nosti organov vnutrennih del: materialy mezhvedomstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 1996.
4. Petrov V. E. Psihologicheskaya diagnostika professional'no vazhnyh kachestv rukovoditelej organov vnutrennih del na osnove komp'yuternyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.
5. Mar'in M.I., Petrov V.E. Organizaciya psihologicheskogo obespecheniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: COKR MVD Rossii, 2006.
6. Tyunis L.Yu. Psihologicheskoe obespechenie professional'no-lichnostnogo razvitiya rukovoditelej territorial'nyh organov vnutrennih del v processe obucheniya. Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2016.
Статья поступила в редакцию 04.07.16
УДК 37.015.31
Arskieva Z.A., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: zaliya66@mail.ru
RESEARCH OF OPTIMISTIC AND PESSIMISTIC WORLD VIEWS OF STUDENTS. The article presents an analysis of theoretical and empirical studies of optimism and pessimism including philosophical, sociological and psychological approaches). The work shares results of the study of students according to the type of an attitude to optimistic and pessimistic world view. The characteristics of the system of the attitude of an individual depend on many phenomena of his inner world, mental states and processes. In the author's opinion, optimism in the system of relations, estimates, and outlooks is an active life position of an individual, which influences a choice of models of behavior, role position and resistance to psychological stress. Optimism is a stable position of a person related to difficulties based on a belief in the success and strength of human nature.
Key words: optimism, pessimism, attitude, outlook, integrated identity, internality, module.
З.А. Арскиева, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный,
E-mail: zaliya66@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО И ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ
В статье представлен анализ теоретических и эмпирических исследований проблемы оптимизма / пессимизма (включая философские, социологические и психологические подходы); представлены результаты изучения своеобразия студентов в зависимости от типа мировосприятия оптимистического и пессимистического. От особенностей системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния и процессы. На наш взгляд, оптимизм как система отношений, оценок и мировосприятия представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу. Оптимизм - это устойчивая личностная позиция человека по отношению к трудностям, основанная на вере в успех и силу человеческой природы.
Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, мировосприятие, мировоззрения, интегральная индивидуальность, ин-тернальность, модуль.
Научная проблема и её обоснование. Оптимистическое мировосприятие как психологическая категория - понятие весьма ёмкое и многозначное. В отечественной психологии в настоящее время не существует чёткого определения этого понятия. В повседневной жизни под «оптимизмом» чаще всего подразумеваются такие качества человека, как бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие, чувство юмора. В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как понятия, характеризующие ценностную сторону мировосприятия, в которой мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нём добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий [1]. Исходя из динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова, оптимизм как устойчивая личностная характеристика тесно связан с её направленностью и установками. С позиций гуманистической психологии оптимизм рассматривается как вера в человеческую природу, в безусловно позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях. Оптимизм также можно рассматривать как систему взглядов и отношений личности к своей жизни, к будущему, к окружающим людям и самому себе. Д. Осгуд в своих трудах отметил, что самое крупное открытие нашего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив отношение к ней. От особенностей системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния и процессы. На наш взгляд, оптимизм как система отношений, оценок и ми-
ровосприятие представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу. Оптимизм - это устойчивая личностная позиция человека по отношению к трудностям, основанная на вере в успех и силу человеческой природы. [2]
Обзор литературы по теме. В России в середине 70-х гг. XIX века, интерес к этой проблематике оформляется в дискуссию после знакомства общественности с этикой Шопенгауэра [3]. В полемике приняли участие знаменитые мыслители: Н.Я. Грот, Н.Н. Страхов, В.С. Соловьёв, Д.Н. Цертелёв, П.Л. Лавров, П.В. Мокиевский, К.Н. Леонтьев, Ал-й И. Введенский, В.М. Хвостов, И.И. Мечников и другие. Общим для них является тенденция поиска аргументов в пользу позитивного мышления.
Весомый вклад в освещение проблемы оптимизма и пессимизма внесли М.Э. Зелингман, Л. Абрамсон, К. Петерсон, Ч. Кар-вер и М. Шейер, С. Мадди (в русле позитивной психологии), К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, О.А. Сычев (в русле модели гуманистического типа личности как субъекта своего жизненного пути), Л.Е. Кесельман, М.Г. Мацкевич, К. Муздыбаев (в русле экономических стратегий поведения), П. Юсупов, Н.Г. Капустина (как определённого типа мироощущения) и др. [4].
Следует отметить, что оптимизм / пессимизм не был предметом научного интереса не только в рамках интегративной психологии развития (во всех возрастных периодах), но и в рамках теории интегральной индивидуальности. В нашем исследовании