телей, которые смогут работать в условиях реальной смены парадигмы спорта высших достижений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия развития Олимпийского комитета России до 2020 года // http://www.olympic.ru/doc/Strategia_OKR_28.10.10.pdf.
2. Канада для победы готовит техническую революцию в экипировке // http://svpressa.ru/0lympic2010/article/19507/.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Дмитрий Николаевич Давиденко, доктор биологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (ФИНЭК),
Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Ким Джон Кил, доцент,
Университет Енг-Ин (Сеул, Южная Корея)
Аннотация
В статье рассматривается труд преподавателя как операционный вид трудовой деятельности. Раскрывается структура и основные особенности педагогической деятельности.
Ключевые слова: труд преподавателя, структура труда, функциональные обязанности преподавателя.
STRUCTURE AND MAIN FEATURES OF TEACHER’S WORK IN PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT OF THE HIGHER SCHOOL
Dmitry Nikolaevich Davidenko, the doctor of biological sciences, professor,
The St.-Petersburg State Polytechnic University,
Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The St.-Petersburg State University of Economy and Finance,
Vladimir Anatolievich Chistjakov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg,
Kim John Kil, senior lecturer,
University Eng-In (Seoul, South Korea)
Annotation
The article considers the teacher’s work as an operational kind of labor activity. The structure and basic features of pedagogical activity have been revealed.
Keywords: teacher’s work, labor structure, functional responsibilities of the teacher.
Физическая культура в системе высшего профессионального образования (ВПО) представлена как учебная дисциплина и важный компонент целостного развития личности. В системе образования, воспитания, организации труда и досуга физическая культура студентов имеет не только образовательно-воспитательное и оздоровительное значе-
ние, но и оказывает существенное влияние на молодежную государственную политику. [1-4].
Труд преподавателя физического воспитания вуза настолько своеобразен, что иногда трудно сравнивать его с другими видами труда. Но, как отмечал К. Маркс, «... как бы различны ни были отдельные виды полезного труда, или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть трата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств».
Между процессами производства и обучения не может быть полной аналогии, но некоторое сходство между ними усматривается. В обоих случаях в процессе труда рождается его продукт, который потребляется обществом. В обоих случаях и количество, и качество продукта, и трудовые затраты на его производство могут быть разными, в зависимости от уровня производительности труда, который во всех случаях определяется квалификацией кадров, качеством орудий труда и уровнем организации трудовой деятельности.
Анализ и характеристика труда преподавателей, разложение его на составные, более или менее однородные этапы и операции, установление их последовательности, удельного веса и значения во всем трудовом процессе, наконец, научное нормирование этого труда (прежде всего, по времени, затрачиваемому на выполнение тех или иных операций, по энергетическим затратам и нервному напряжению, сопровождающему их выполнение) — все это представляет значительные трудности. И все же труд преподавателя может быть разложен на основные элементы, которые не всегда строго последовательны, не имеют четких временных границ.
Как известно, официальная продолжительность трудового дня преподавателя - 6 часов. Все операции, совершаемые им в процессе обучения могут быть разделены на подготовительные и исполнительные.
Учебная работа занимает центральное место в деятельности кафедры физического воспитания и включает: чтение лекций, проведение методико-практических, учебнотренировочных, контрольных занятий и консультаций, прием зачетов; руководство аспирантами и соискателями. Объем учебной работы кафедры выражается суммарным временем, необходимым для проведения всех видов учебной работы.
Следует иметь в виду, что деление операций на подготовительные и исполнительные относительно, поскольку педагогическая деятельность является суммой исполнительных и подготовительных операций.
Рассмотренная выше структура труда преподавателя высшей школы находит отражение в разделах деятельности профессорско-преподавательского состава, регламентируемых Положениями высшей школы. В число основных разделов входят: учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская (научно-методическая) и организационно-методическая работа. Для преподавателей спортивно-педагогических дисциплин может быть выделен и пятый раздел - спортивная работа. Распределение времени между этими разделами для каждого преподавателя производится заведующим кафедрой с учетом необходимости выполнения кафедрой всего объема работы, определяемого Положениями высшей школы, учебными планами и распоряжениями ректората и деканата.
Деятельность педагога состоит из взаимосвязанных действий, которые образуют своеобразную психологическую структуру. Главными компонентами в ней являются конструктивная, организаторская и коммуникативная области деятельности.
Каждая из областей педагогической деятельности сложна и также состоит из системообразующих компонентов, один из которых является ведущим, другие составляют фон. Каждый из аспектов деятельности связан с другими, требует от преподавателя большего или меньшего внимания и напряжения в зависимости от уровня подготовленности и мастерства. В этом отношении деятельность изменяется с ростом педагогическо-
го мастерства.
Основными видами учебных занятий были и остаются лекции, методикопрактические, семинарские занятия, а для учебной дисциплины «Физическая культура» -учебно-тренировочные занятия. Они отличаются друг от друга, но имеют и общие черты. И тот, и другой вид деятельности связан с изложением сведений по соответствующей учебной дисциплине, требует глубоких знаний, умений и навыков. В процессе изложения материала преподаватель должен уметь четко и грамотно выражать свои мысли, правильно использовать иллюстративный материал, наглядные пособия, внимательно наблюдать за аудиторией, чувствовать ее и находить с ней контакт. Сам по себе термин «практические занятия», вероятно, не совсем удачен: в ряде случаев практические занятия в высшем учебном заведении не ставят целью надлежащую подготовку к конкретной практической деятельности. Они могут касаться чисто теоретико-методических вопросов.
Главной особенностью педагогической деятельности является специфика объекта труда. Объект деятельности преподавателя высшей школы — личность студента. «Продукты» его деятельности «материализуются» в психологическом облике другого человека — в его знаниях, умениях и навыках, в чертах его характера и мировоззрения. Объект педагогической деятельности одновременно является субъектом этой деятельности.
Труд профессорско-преподавательского состава можно определить как операционный вид деятельности. Структура труда профессорско-преподавательского состава вбирает в себя исполнительные и подготовительные операции. К исполнительным операциям следует отнести: чтение лекций, проведение методико-практических занятий, семинаров, коллоквиумов, консультаций, приём экзаменов, зачетов, проверка реферативных и контрольных работ.
Подготовительные операции могут быть подразделены на: непосредственно подготовительные и опосредованно подготовительные операции. К первым операциям следует отнести: подготовку лекции (чтение литературы к ней, составление ее плана, конспекта, подготовку выписок, тренировку в её чтении); подготовку иллюстраций к лекции, подготовку к практическому занятию, семинару (составление плана занятия, схемы опроса и подготовку вопросов, которые предстоит задать студентам), подготовку вопросов к зачетам и экзаменам; подготовку тем рефератов и контрольных работ.
В рамках опосредованно подготовительным операциям целесообразно выделение операций, обеспечивающие специальную эрудицию, и операции, обеспечивающие общую эрудицию преподавателя.
К операциям, обеспечивающие специальную эрудицию преподавателя, относятся: методическая работа по специальности; научно-исследовательская работа; чтение научной и учебной литературы по специальности; посещение лекций, занятий, консультаций, зачетов и экзаменов по специальности; участие в научно-методических и научных конференциях и заседаниях научных обществ по специальности (федераций по видам спорта); обучение на факультете повышения квалификации; стажировка в научных и учебных заведениях и т. д.
К операциям, обеспечивающие общую эрудицию преподавателя, относятся: изучение дидактики и педагогики высшей школы; посещение лекций, занятий и экзаменов по сопряженным дисциплинам; участие в работе конференций и заседаний научных обществ по сопряженным специальностям; участие в работе методических конференций по сопряженным дисциплинам; общественная работа; чтение газет, журналов, художественной литературы; чтение специальной литературы по сопредельным дисциплинам; посещение кинотеатров, театров, музеев и другие культурные мероприятия; изучение иностранных языков и пр.
За организацию физического воспитания студентов в вузе отвечает ректор. Он определяет общую стратегию развития физической культуры в вузе, обеспечивает необхо-
димые условия для проведения уроков физической культуры, развитие инфраструктуры физической культуры в вузе, осуществляет контроль эффективности использования спортивных сооружений.
Центральное место в организации физического воспитания, физкультурнооздоровительной и спортивной работы занимает преподаватель физического воспитания. Он осуществляет обучение и воспитание студентов с учетом специфики предмета «Физическая культура», способствует формированию общей культуры личности, ее социализации. Его работа строится из нескольких видов деятельности - учебно-методической, спортивно-массовой и научно-исследовательской. В круг его профессиональных обязанностей входит проведение академических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студентами, прием контрольных нормативов, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, целенаправленная работа по повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов. Помимо этого, преподаватель выполняет контролирующие функции, осуществляя текущую педагогическую диагностику и принимая контрольные нормативы и зачет. Преподаватель физического воспитания использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Он должен соблюдать права и свободы студентов, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая при этом человеческое достоинство, честь и репутацию студентов. Не ограничиваясь проведением академических занятий, он активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора массовых спортивных мероприятий, выполняет функции спортивного судьи. Важное место в его работе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Как организатор учебных и внеучебных занятий по физической культуре преподаватель должен выполнять требования техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации спортивного оборудования. Он непосредственно отвечает за жизнь и здоровье студентов во время образовательного процесса.
В зависимости от занимаемой должности должны быть выделены и частные требования к квалификации профессорско-преподавательского состава.
Преподаватель (ассистент) кафедры физического воспитания должен обладать следующими профессиональными компетенциями. Он должен знать материал преподаваемой дисциплины в объеме программы учебной дисциплины, лекционного курса и принятых учебника и учебных пособий, а также основные положения педагогики и психологии высшей школы; владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видов учебных занятий; уметь четко, ясно и грамотно излагать свои мысли; иметь представление о содержании и объеме материала преподаваемого по смежным дисциплинам, и о месте преподаваемой им дисциплины в общей системе подготовки специалиста; вести научную и методическую работу и владеть суммой практических навыков, необходимых специалисту для преподавания учебной дисциплины.
Профессор кафедры физического воспитания должен знать современный уровень развития науки и текущую литературу в объеме читаемого курса по специальности; иметь представление о направлении и перспективах развития всех разделов читаемого курса; уметь читать лекции всего курса по специальности (дисциплине); уметь определить перспективное направление в научно-исследовательской работе; осуществлять научное руководство аспирантов; уметь составить профильный отзыв на диссертацию или на автореферат диссертации по специальности; уметь выступать оппонентом диссертационных работ; уметь разработать и вести спецкурсы по специальности; обладать всем комплексом навыков, предусматриваемых для преподавателей в практическом отношении.
Доцент должен знать современный уровень развития науки и текущую литературу по большинству разделов курса (специальности); иметь представление о направлении
и перспективах развития большинства разделов курса (специальности); уметь читать основные разделы лекционного курса; проводить семинарские занятия и консультации в пределах лекционного курса, принимать экзамены по лекционному курсу; обладать всем комплексом навыков и умений, предусмотренных для преподавателей в практическом отношении; участвовать в разработке новых и совершенствовании уже читаемых тем лекционного курса; участвовать в организации и проведении научно-исследовательской работы.
Старший преподаватель должен знать современный уровень развития науки и текущую литературу по избранным разделам курса (специальности); иметь представление о направлении и перспективах развития избранных разделов курса (специальности); уметь читать избранные разделы лекционного курса; проводить семинарские занятия и консультации в пределах лекционного курса; участвовать в проведении научноисследовательской работы; обладать всем комплексом навыков и умений, предусматриваемых для преподавателей в практическом отношении.
Заведующий кафедрой физического воспитания обеспечивает непосредственную организацию учебно-воспитательного процесса и контроль за качеством проведения учебных занятий. Он осуществляет распределение и контроль за расходованием почасового фонда; подбор педагогических кадров и повышение квалификации преподавательского состава. В круг его обязанностей входит общее руководство различных направлений (учебно-воспитательной, спортивно-массовой, научно-методической и хозрасчетной) деятельности кафедры. Он несет прямую ответственность за внедрение в учебный процесс методических инноваций и научной организации труда.
Он должен не только владеть в полном объеме теми знаниями и умениями, которые требуются от профессоров вверенной ему кафедры, но и являться видным специалистом в своей области, направлять научную работу кафедры по перспективному и эффективному пути, организовывать педагогический процесс на высоком научнометодическом уровне и консультировать подчиненный ему профессорско-преподавательский состав по вопросам методики преподавания и научноисследовательской работы. Руководитель кафедры должен пользоваться профессиональным, служебным и личным авторитетом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовский, Г. А. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре / Г.А. Бордовский, Е.А. Митин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 23-29.
2. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
3. Митин, Е.А. Исследование стратегий поведения преподавателей в физкультурно-образовательной среде вуза / Е.А. Митин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 59-64.
4. Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии / Д.И. Фельдштейн // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 2 (36). - С. 3-14.
Контактная информация: [email protected]