Научная статья на тему 'Структура готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности'

Структура готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ / ГОТОВНОСТЬ КПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / PROFESSIONAL ACTIVITY / THE MANAGER OF THE PRODUCTION SPHERE / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPONENTS OF READINESS / THE COMPETENCE / THE INTEGRATED TRAINING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Елена Юрьевна

Рассматривается структура готовности менеджера производственной сферы к профессиональной деятельности, включающая три компонента: технологический, субъектный и рефлексивный. Выбор компонентов обусловлен спецификой деятельности менеджеров производственной сферы, которые должныбыть готовы к выполнению трех функций: управленческой, информационно-аналитической и производственной. В качестве средства формирования готовности предлагается интегрированный учебный курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF READINESS OF THE MANAGERS OF THE PRODUCTION SPHERE TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Specifics of activity of the manager in the production sphere raises the need for providing training on three directions: management, economy and production. The integrated training course is designed to solve this problem

Текст научной работы на тему «Структура готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности»

УДК 378

СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Ю. Фирсова

Самарский государственный техническийуниверситет, филиал в r. Сызрани 446001, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]

Рассматривается структура готовности менеджера производственной сферы к профессиональной деятельности, включающая три компонента: технологический, субъектный и рефлексивный. Выбор компонентов обусловлен спецификой деятельности менеджеров производственной сферы, которые должны быть готовы к выполнению трех функций: управленческой, информационно-аналитической и производственной. В качестве средства формирования готовности предлагается интегрированный учебный курс.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, менеджер производственной сферы, готовность к профессиональной деятельности, компоненты готовности, компетенции, интегрированный учебный курс.

Состояние производства определяет не только экономический потенциал страны, но и уровень и качество жизни в регионе: чем выше показатели производственной деятельности, тем большее количество дотаций может получить конкретный регион и, как следствие, улучшить состояние своей инфраструктуры. Однако, как показывают исследования, рост показателей за последние годы в производстве несущественен. Одна из причин отставания российского производства от мировых показателей - отсутствие грамотных специалистов по управлению. Ключевым ресурсом производства становится не сырье и прочие материальные ресурсы, а интеллектуальный капитал, и в особенности наличие менеджеров производственной сферы, позволяющее повысить конкурентоспособность предприятия за счет принятия эффективных управленческих решений.

Опросы работодателей ряда предприятий г. Сызрании Самарской области(ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Тяжмаш», ОАО «Пластик», ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО «Кардан», УК «Полиметалл», ОАО «РусГидро», ООО «Нефтемаш», ОАО «Самаратрансгаз», ОАО «МРСК Волги» и др.) показал, что уровень профессиональной подготовки менеджера производственной сферы не соответствует современным запросам экономики и производства.Предприятия ожидают, что выпускники вузов будут компетентные только в области экономики и управления, но и в области производства, что позволит им решать проблемы проектирования, конструирования, функционирования, практического применения техники и технологий на научной основе. Проведенный контент-анализ компетенций Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 080200 «Менеджмент», а также основных образовательных программ по данному направлению позволил выявить в подготовке менеджеров отсутствие необходимых компетенций, обеспечивающих выполнение производственной функции.

Контент-анализ проводился по словосмыслам, выбранным исходя из функциональных обязанностей менеджера производственной сферы и требований работодателей: для производственной функции -«конструирование», «проектирование», «ресурсное обеспечение»; для управленческой функции - «принятие решения», «организация»; для экономической функции - «анализ», «прогнозирование». При проведении контент-анализа нами подсчитывалась встречаемость единиц измерения в тексте (табл. 1).

Таблица 1

Контент-анализ текста ФГОС и ООП по направлению «Менеджмент» (в процентном соотношении)

Функция Функциональная Встречаемость, Вид деятельности

обязанность %

Производственная Конструирование 0 -

Проектирование 0 -

Ресурсное обеспечение 0 -

ИТОГО 0

Елена Юрьевна Фирсова, аспирантка кафедры педагогики и управления социальными системами.

Управленческая Принятие решения 10 Предпринимательская

Организация 9,6 Организационно-управленческая

ИТОГО 19,6

Экономическая Анализ 11,3 Информационно-аналитическая

Прогнозирование 1 Информационно-аналитическая

ИТОГО 12,3

Контент-анализпоказал,что менеджер производственной сферы выполняет все виды деятельности, как и обычный менеджер (организационно-управленческая деятельность, информационно-аналитическая и предпринимательская), и что отсутствует вид деятельности, связанный с выполнением производственной функции.

На основе особенностей профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы была определена структура их готовности к профессиональной деятельности (технологический, субъектный и рефлексивный компоненты). Готовность к профессиональной деятельности предполагает внутреннюю взаимосвязь всех ее компонентов. В данной статье под готовностью будем понимать способность, аструктуру готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы будут представлять различные способности. По М. Блумбергу, готовность означает «хочет делать», а способность -«может делать»[1].Г.П. Щедровицкий также различает понятия «готовность» и «способность»: под готовностью понимается мотивационная направленность личности, а под способностью -умение производить какие-либо действия [2]. Так как сегодняшняя система образования ведет подготовку выпускников на основе утвержденных компетенций, то готовность к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы будет выражаться совокупностью компетенций. Следовательно, с учетом специфики деятельности и ее интегрированного характера профессиональная компетентность менеджера производственной сферы будет представлять собой совокупность производственных, управленческих и экономических компетенций [3].

Производственные компетенции менеджера производственной сферы обеспечивают выполнение производственной функции. Производственные компетенции менеджера производственной сферы определяются способностями к применению тактики инжиниринга, что обеспечивает эффективность производственной деятельности.

Управленческие компетенции менеджера производственной сферы обеспечивают выполнение управленческой функции. Управленческие компетенции менеджера производственной сферы выражаются способностями к применению тактики организации персонала и процессов, что обеспечивает эффективность организационно-управленческой и предпринимательской деятельности.

Экономические компетенции менеджера производственной сферы позволяют выполнять экономическую функцию. Экономические компетенции менеджера производственной сферы проявляются в виде способностей к применению тактики предвидения событий и тенденций, что обеспечивает эффективность информационно-аналитической деятельности.

Структура готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы представлена в табл.2.

Основным элементом производственного вида деятельности менеджера производственной сферы является применение технологий и инновационное развитие производства. Поэтому данному виду деятельности будет соответствовать технологический компонент готовности, отвечающий за способности к применению и разработке новых технологий. Менеджер должен иметь способности своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Задачей менеджера производственной сферы становится выявление физических, химических, механических закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов.

Таблица 2

Структура готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы (деятельностный подход)

Специфика Производственная Организационно- Информационно-

деятельности управленческая и предпринимательская аналитическая

Компоненты Технологический Субъектный Рефлексивный

готовности

Показатели - Способность к - Способность - Способность к

компонентовг проектно- управлять собой прогнозированию

отовности конструкторской - Способность создать - Способность к

(компетентно деятельности команду анализу

стный - Способность к - Способность профессиональных

подход) участию в постановке проявлять ситуаций

целей проекта решительность и нести - Способность к

- Способность к ответственность за оценке результата

освоению и принятие решений деятельности

применению - Способность к - Способность

современных методов управлению анализировать

организации и производственными финансовую

управления системами отчетность и

производствами - Способность принимать

- Способность к координировать работу обоснованные

участию в разработке технического и инвестиционные,

проектов производственного кредитные и

модернизации персонала финансовые решения

действующих - Способность

производств, к проводить анализ

созданию новых рыночных и

- Способность к специфических рисков,

проведению использовать его

организационно- результаты для

плановых расчетов по принятия

созданию и управленческих

реорганизации решений

производственных

участков производств

Особенности Производственные Управленческие Экономические

деятельности компетенции компетенции компетенции

Субъектный компонент готовности основывается на диалоге, формах сотрудничества в производственном процессе и требует способностей вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств, руководствуясь сознательно поставленными целями, для достижения эффекта процесса. Организационно-управленческая и предпринимательская деятельность менеджера производственной сферы предполагает организацию команды, операционного процесса, поэтому необходимы способности к управлению собой, своей командой и несению ответственность за принятие управленческого решения.

Рефлексивный компонент предполагает саморефлексию, взаиморефлексию, способность к прогнозированию. Рефлексия, рассматриваемая в качестве средства получения нового знания, понимания, способов действий, переосмысления целостного опыта, является основой управления руководителем своим поведением и условием успешной управленческой деятельности. Предоставляется возможность обдумать происходящее, осознать свои возможности и тщательно подготовиться к принятию управленческого решения. Менеджер производственной сферы должен быть готов к принятию рискованных управленческих решений, поэтому должен обладать способностями к прогнозированию, анализу, риску.

Выявленная специфика профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы требует разработки определенного содержания обучения и таких средств и методов обучения, которые обеспечили бы усвоение производственной, управленческой и экономической составляющих их профессиональной деятельности. В качестве такого средства обучения был

разработан интегрированный учебный курс «Основы управления производственными системами». Данный курс структурирован на основе принципов интеграции и обеспечивает целостность восприятия студентами-менеджерами производственной сферы содержательной учебной информации, позволяющей результативно формировать готовность к профессиональной деятельности. Содержание интегрированного учебного курса «Основы управления производственными системами» отбирается на основе технологического подхода, педагогические средства определяются с учетом принципов командного и личностно-ориентированного подходов.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов показал положительную динамику количественных показателей компонентов в структуре готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Blumberg M., Pringle C.D.The Missing Opportunity in Organization Research some Implications for a theory of Work Performance. AcademyofManagementReview, 1982. -7 pp.

2. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов. Т.9. - Ч. 1. - М.: Наследие ММК, 2005. - 320 с.

3. Фирсова Е.Ю. Специфика профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - №1(19). - С.213 - 217.

Поступила в редакцию 13.10.2013; в окончательном варианте 13.10.2013

UDC: 378

THESTRUCTUREOFREADINESSOFTHEMANAGERS OFTHE PRODUCTION SPHERE TO PROFESSIONAL ACTIVITY

E. Y. Firsova

SamaraStateTechnicalUniversity, Syzran Branch 45, Sovetskaya st., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]

Specifics of activity of the manager in the production sphere raises the need for providing training on three directions: management, economy and production. The integrated training course is designed to solve this problem.

Keywords professional activity, the manager of the production sphere, readiness for professional activity, components of readiness, the competence, the integrated training course.

Original article submitted 13.10.2013; revision submitted 13.10.2013

Elena J. Firsova, Senior Lecturer, department Pedagogy and Social Systems Management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.