Научная статья на тему 'Специфика профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы'

Специфика профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ / СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL ACTIVITY / MANAGER OF THE PRODUCTION SPHERE / SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Елена Юрьевна

Деятельность менеджера производственной сферы имеет специфические особенности. Менеджер производственной сферы должен быть готов к выполнению трех функций: управленческой, экономической и инженерной. Это необходимо учитывать при разработке содержания подготовки менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MANAGERS’ PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE PRODUCTION SPHERE

The manager’s activity of the production sphere is characterized by its specific features. The manager of the production sphere has to be ready to the performance of three functions: administrative, economic and engineering. It needs to be considered when developing the content of preparation.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы»

This article is devoted to the problem of international scientific pedagogical discourse features. Using international scientific style properly is essential for increasing domestic teachers citing rate. The conclusions are proved by numerous examples.

Key words: discourse, scientific style, globalization.

Original article submitted 25.12.2012. Revision submitted 15.03.2013.

Filonenko Tatiana A., candidate of philology, associate professor, Department of Foreign Languages.

УДК 378

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

ЕЮ. Фирсова1

Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, Самарская область, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]

Деятельность менеджера производственной сферы имеет специфические особенности. Менеджер производственной сферы должен быть готов к выполнению трех функций: управленческой, экономической и инженерной. Это необходимо учитывать при разработке содержания подготовки менеджера.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, менеджер производственной сферы, специфика профессиональной деятельности.

Понятие «деятельность» имеет широкое применение в научной литературе. Разными авторами рассматриваются различные варианты определения этого понятия. С философской точки зрения деятельность - это специфический способ отношения к внешнему миру с целью подчинения его своим целям [4, с. 471. В контексте психологии деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности Г31. Согласно словарю профессиональнопедагогических понятий деятельность представляет собой процесс, посредством которого реализуется отношение человека к другим людям, задачам и окружающему его миру Г6, с. 701. В психологии и педагогике понятие «деятельность» рассматривалось в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леоньтьева, В.В. Давыдова, Ю. Энгештрема и др. Под деятельностью ими понималась специфическая форма общественного бытия людей и целенаправленное преобразование окружающей их действительности.

Определение профессиональной деятельности и ее соотношение с категорией «профессия» зависит от используемого различными авторами подхода к анализу профессиональных явлений. По мнению А.А. Ангеловского, профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой «сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление» Г11. Профессиональную деятельность можно рассматривать как осуществление какой-либо работы в определенной сфере труда [61. Профессиональная деятельность может определяться как род трудовой деятельности человека, владеющего теоретическими и практическими навыками, которые приобретаются в результате специальной подготовки и накопления опыта работы [21.

1 Елена Юрьевна Фирсова, аспирант кафедры педагогики и управления социальными системами.

Также профессиональную деятельность можно рассматривать как совокупность действий, операций, функций, которые выполняет специалист во время осуществления должностных обязанностей в соответствии с профессией Г51.

Любая профессиональная деятельность предполагает определенный тип взаимодействия, так называемые сферы деятельности. Профессиональная деятельность менеджера производственной сферы (профиль подготовки «производственный менеджмент») затрагивает сразу несколько сфер взаимодействия: в первую очередь -«человек-человек», во вторую и третью очереди - «человек - техника» и «человек -знаковая система». Каждая из сфер деятельности характеризуется своими функциональными обязанностями (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение сфер деятельности с функциями менеджера________________________

Компоненты сфер деятельности Функции менеджера производственной сферы

Производственная функция Управленческая функция Экономическая функция

Сферы деятельности Сфера «человек-техника» Сфера «человек- знаковая система» Сфера «человек-человек»

Предмет труда машины, механизмы, технические системы, агрегаты знаки, символы, формулы, слова, цифры, тексты, коды - информация люди, группы людей, коллективы, условия воспитания

Объект труда техника, приборы, оборудование, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, ткани, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция ЭВМ, пишущие машинки, индикаторы, измерительные приборы, рисунки, схемы, графики, чертежи, карты, ноты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, документы методы, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководство ими

Область труда добыча и обработка грунтов и горных пород; обработка материалов ; с борка, монтаж, ремонт, накладка, обслуживание техники, зданий и сооружений, электро-и радиооборудования, управление подъемными и транспортными средствами; переработка сельхозпродуктов создание и оформление докум ентов, анализ и перевод текстов, делопроизводство, связь, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, полиграфия, картография, топография, геодезия, черчение, конструирование, модельное и архивное дело, статистика руководство людьми, воспитание, обучение, медицинское, торговое, социальнобытовое, информационное обслуживание людей

Профессиональные качества любовь к технике, техническое мышление, координация движений, скорость реакции, технический слух, устойчивость к монотомии, способность к техническому творчеству зрительное восприятие, зрительный анализатор, оперативная память, логическое мышление, здоровый опорно-двигательный аппарат, концентрация внимания, координация движений, эмоциональная устойчивость любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, отзывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоциональная устойчивость

Анализ таблицы показывает, что профессиональная деятельность менеджера производственной сферы носит творческий, инициативный характер и направлена на интегрирование системы управления в единое целое и координацию действий ее звеньев, а также решение производственных, экономических, технических задач.

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент» профессиональная деятельность менеджера по профилю «Производственный менеджмент» осуществляется в системе предприятий различного производственного типа. Поэтому выпускник по данному профилю должен быть подготовлен к следующим видам деятельности:

- организационно-управленческая на первичных уровнях управления;

- информационно-аналитическая;

- расчетно-экономическая;

- предпринимательская;

- инженерно-экономическая и производственно-технологическая.

Профессиональная деятельность менеджеров производственной сферы рассматривается нами как совокупность непрерывных, взаимосвязанных действий по управлению, экономике и производству с целью удовлетворения потребностей предприятия в момент развития промышленного производства и инновационных изменений. Повседневная деятельность менеджера производственной сферы характеризуется инновационным характером, технологической грамотностью, нацеленностью на постоянный поиск новых и более эффективных способов функционирования организации, в которой он работает. Это принципиально отличает деятельность менеджера производственной сферы от работы других менеджеров, которые в основном реализуют только две функции - управленческую и экономическую (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные характеристики содержания профессиональной деятельности менеджеров различных сфер

Параметр Содержание профессиональной деятельности менеджеров Содержание профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы

Объект деятельности Персонал подразделения предприятия Персонал подразделения предприятия

Продукт деятельности Управленческое решение Управленческое решение

Инструмент деятельности Тактики, приемы, техники, приказы, распоряжения, отчеты, совещания Тактики, приемы, техники, приказы, распоряжения, отчеты, совещания, внешняя аналитическая, технологическая и инновационная информация

Функции деятельности Управленческая, экономическая Управленческая, экономическая, производственная (инженерная)

Таким образом, в ходе теоретического исследования была выявлена специфика профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы, заключающаяся в появлении дополнительной инженерной функции. Такой менеджер должен иметь квалификацию для двух типов работ: управления техническими функциями (такими как проектирование или производство) на почти любом предприятии и управления более широкими функциями (такими как маркетинг или топ-менеджмент) на высокотехнологичном производстве. Следовательно, содержание подготовки менеджеров производственной сферы должно основываться на формиро-

вании компетенций по трем направлениям: инженерное (производственное), управленческое и экономическое (см. рисунок). Анализ ФГОС по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» показывает, что стандарт не предполагает формирование инженерных компетенций. Поэтому подготовка менеджеров производственной сферы возможна только на основании уже имеющегося инженерного образования либо необходимо рассматривать вопрос о внесении изменений во ФГОС по конкретным профилям подготовки.

Содержание подготовки менеджеров производственной сферы

Содержание подготовки, обеспечивающее формирование компетенций для выполнения производственной функции Содержание подготовки, обеспечивающее формирование компетенций для выполнения управленческой функции Содержание подготовки, обеспечивающее формирование компетенций для выполнения экономической функции

Основные компоненты содержания подготовки менеджеров производственной сферы

Исправить существующий недостаток в подготовке менеджеров производственной сферы можно также за счет регионального и элективного компонентов основной образовательной программы.

Таким образом, выявленная специфика профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы требует разработки определённого содержания обучения и таких средств и методов обучения, которые обеспечили бы эффективность их профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ангеловский А.А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра РАН, Т. 12, № 5(2). - 2010. - С. 306-314.

2. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 215 с.

3. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевско-го. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. / http://psv-link.ru/slovar.

4. Краткий словарь по философии / Под ред. И.В. Бауберга. - М.: Политиздат, 1982. - 381 с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения в профтехучилище. - М.: Высшая школа, 1989. - 270 с.

6. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.

Поступила в редакцию 04.02.2013.

В окончательном варианте 20.03.2013.

UDC378

SPECIFICS OF MANAGERS’ PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE PRODUCTION SPHERE

E. Y. Firsova

Svzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskava str., Svzran, 446001 E-mail: [email protected]

The manager’s activity of the production sphere is characterized by its specific features. The manager of the production sphere has to be ready to the performance of three functions: ad-

ministrative, economic and engineering. It needs to be considered when developing the content ofpreparation.

Keywords: professional activity, manager of the production sphere, specifics of professional activity.

Original article submitted 04.02.2013. Revision submitted 20.03.2013.

Elena J. Firsova, postgraduate student, Department of Pedagogics and Management of Social Systems.

УДК 378

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ «САМГТУ - ШНЕЙДЕР ЭЛЕКТРИК»

Ю.А. Чабанов1, П.К. Кузнецов, В.Н. Хохловский, А.В. Стариков

Самарский государственный технический университет»,

ЗАО «Шнейдер Электрик» 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

Рассматривается организация процесса функционально ориентированной подготовки специалистов на базе учебного центра «СамГТУ - Шнейдер Электрик» при взаимодействии с группой компаний ЗАО «Шнейдер Электрик», а также организация дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов, работающих на производстве. Подготовка специалистов и организация дополнительного профессионального образования является чрезвычайно актуальной задачей современного образовательного процесса.

Ключевые слова: средства автоматизации, обучение, концепция обучения.

Учебный центр «СамГТУ - Шнейдер Электрик» является структурным подразделением университета, входящим в состав электротехнического факультета. Он организован на основании соглашения о сотрудничестве Самарского государственного технического университета и ЗАО «Шнейдер Электрик» в 2007 г.

Учебный центр включает в себя:

- лабораторию «Электрооборудование и автоматика распределительных электрических сетей»;

- лабораторию «Средства автоматизации Шнейдер - Электрик: промышленные контроллеры, частотные преобразователи, электромеханические системы».

1 Юрий Александрович Чабанов, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электропривод и промышленная автоматика».

Павел Константинович Кузнецов, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электропривод и промышленная автоматика».

Владимир Николаевич Хохловский, руководитель направления по работе с университетами ЗАО «Шнейдер - Электрик».

Алексей Владимирович Стариков, ведущий инженер-программист учебного центра «СамГТУ

- Шнейдер-Электрик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.