ние связей между курсантами составляет основу интегративного социально-психологического феномена коллектива - сплочения. Г.Д. Луков прослеживал связь коллективной деятельности (де-ятельностного единства, эмоциональной идентификации) и высоконравственных отношений в процессе сплочения коллектива, используя категории из войсковой практики: «товарищеское воздействие», «пример для подражания» на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, «воспитательная роль воздействий», «сплочение» [4].
Исследование курсантских коллективов с позиций личност-но-деятельностного подхода, анализ опыта офицеров-воспитателей, преподавателей позволяют выделить ряд конкретных направлений по сплочению и формированию коллектива курсантского подразделения.
Первое и наиболее важное направление - это раскрытие высоких целей учебной и воспитательной деятельности, перспектив развития курсантского коллектива.
Постоянное разъяснение командиром, преподавателем стоящих перед курсантским коллективом образовательных задач создает у курсантов общий настрой, здоровую морально-психологическую атмосферу. Это побуждает людей мобилизоваться, сплотиться, совершенствовать свои гуманитарные, социально-экономические и военные знания, качественно решать служебные.
Второе направление - это культивирование среди курсантов так называемых отношений ответственной зависимости. В подразделении с учебной целью ведется квазипрофессиональная деятельность, курсанты исполняют командные, общественные и иные социальные роли, осваивают различные слу-жебно-должностные позиции. Курсанты при соподчинены, хотя они, как правило, и равны по воинскому званию. Благоприятные возможности для успешной реализации этого принципа заключены в учебно-воспитательной деятельности. Весь процесс учебно-служебной деятельности ставит курсантов в подобное положение. Командирам, преподавателям следует на всех занятиях создавать отношения ответственной зависимости, формирующей ответственность будущих офицеров.
Третье направление - расширение сферы общения членов курсантского коллектива. Суть работы в том, чтобы не допустить замыкания военнослужащих в рамках «землячеств», групп по интересам негативной направленности, таящих в себе опасность развития группового эгоизма. Поэтому весьма важным для сплочения коллектива является создание сетки позитивных коллективных связей, путем включения курсантов в состав временных
Библиографический список
малых групп. Осуществляя контакты с другими военнослужащими и подвергаясь их влиянию, курсанты попадают в ответственные зависимости, развивающие у них коллективизм, взаимную ответственность, предотвращает нездоровое соперничество и эгоизм.
Четвертое направление - включает организацию коллективной деятельности развивающей состязательность и взаимопомощь. Доказано, что для сплочения курсантского коллектива большое значение имеет чувство принадлежности к нему, развитие чувства коллектива.
Состязательность в психологическом плане является сущностью любого соперничества и следствием общественной жизни людей. В ней каждый человек или коллектив утверждает себя. Развитие состязательности не должно исключать взаимную помощь между курсантами и подразделениями.
Пятое направление - это воинские ритуалы как средство активизации деятельности курсантского коллектива. Осуществление данного средства предполагает формирование традиций, оформление смыслового и художественного содержания ритуалов, определения курсантскими подразделениями, самой процедуры выделения групп военнослужащих для их реализации. Цель подобных мероприятий - формирование чувства гордости, связанного с сознанием принадлежности к училищу, к Армии России в целом. Продуманность цели, места проведения, эмоциональность ритуала - важные факторы, обусловливающие возникновение коллективного сопереживания и повышающие эффективность воздействия такой торжественной процедуры. Все ритуалы должны строиться в соответствии с требованиями воинских уставов и характеризоваться глубиной идейного содержания, что помогает эффективнее сплачивать курсантский коллектив.
В НВВКУ разработаны, внедрены, прижились и вошли в практику ритуалы: «День училища», возложение цветов и венков к мемориалу «Героям-выпускникам», «День ВДВ», «День военной разведки».
Подведём краткий итог:
1. Создание благоприятных социально-педагогических условий повышает успешность формирования активной позиции защитника Отечества курсантов.
2. Основными путями совершенствования процесса развития активной позиции является формирование научного мировоззрения, эмоционально-волевой сферы, соответствующей требованиям офицерской службы, использование мнения коллектива, раскрытие высокой цели офицерской профессии.
1. Условие. Толковый словарь русского языка. Под редакцией С.Н. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2006.
2. Условие. Философский словарь. Под редакцией И.П. Фролова. Москва: Политиздат, 1987.
3. Подберезкин А.И. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов школы милиции. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2000.
4. Луков Г.Д. Психология. Москва: Воениздат, 1960.
References
1. Uslovie. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka. Pod redakciej S.N. Ozhegova, N.Yu. Shvedovoj. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2006.
2. Uslovie. Filosofskijslovar'. Pod redakciej I.P. Frolova. Moskva: Politizdat, 1987.
3. Podberezkin A.I. Pedagogicheskie usloviya voenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov shkoly milicii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2000.
4. Lukov G.D. Psihologiya. Moskva: Voenizdat, 1960.
Статья поступила в редакцию 03.12.15
УДК 371
Nikolaeva N.M., Physics and Mathematics teacher, Secondary General Education School № 39 (St. Petersburg, Russia),
Е-mail: [email protected]
STRUCRTURE-FUNCTIONAL MODEL OF THE PROCESS OF FORMATION OF CORPORATE CULTURE OF A SECONDARY SCHOOL. In the article, the author state objective, methodological, communicative, conceptual and organizational, analytical and effective components of the structural-functional model of gradual formation of corporate culture among the subjects of pedagogical process (pupils, teachers, parents) of a secondary school. The corporate culture of secondary school is a powerful strategic tool that allows addressing common challenges, mobilizing common initiative and ensuring effective communication of all parts of the school. The model of the process of formation of corporate culture in a secondary school should ensure consistency, continuity and sequence of development of this process. The main purpose of the developed model, is the formation of corporate culture among the subjects of pedagogical process (pupils, teachers, parents) of a secondary school.
Key words: methodological approaches, principles, mechanisms, factors, contents, human technologies, cluster communication, corporate culture.
Н.М. Николаева, учитель физики и математики, ГБОУ СОШ № 39, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
СТРУКРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В данной статье даётся характеристика целевого, методологического, коммуникативного, содержательно-организационного, аналитико-результативного компонентов структурно-функциональной модели поэтапного формирования корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащиеся, учителя, родители) общеобразовательной школы. Корпоративная культура общеобразовательной школы является мощным стратегическим инструментом, который позволяет ориентировать всех участников процесса на решение общих задач, мобилизовать их инициативу и обеспечить эффективное взаимодействие. Разработанная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы должна обеспечить поступательность, непрерывность и последовательность развития данного процесса. Основной целью разработанной модели является формирование корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей) общеобразовательной школы.
Ключевые слова: методологические подходы, принципы, механизмы, факторы, содержание, гуманитарные технологии, кластер корпоративных коммуникаций.
Корпоративная культура общеобразовательной школы является мощным стратегическим инструментом, который позволяет ориентировать всех участников процесса на решение общих задач, мобилизовать их инициативу и обеспечить эффективное взаимодействие в образовательной среде школы на уровнях: «ученик - учитель», «ученик - ученик», «ученик - администрация», «учитель - родитель - ученик». Она обеспечивает консолидацию и сплочённость учащихся и педагогов на основе общих ценностей, что способствует поддержанию высокой репутации школы во внешней среде; получению максимальной отдачи от учащихся школы за счёт создания благоприятного эмоционально-психологического климата, предоставления школьникам возможности саморазвития, получения морального и материального удовлетворения.
Анализ концепций воспитания, реализующихся в российских школах, позволяет сделать вывод о том, что формированию корпоративной культуры учащихся и учителей уделяется незначительное внимание. На передний план при формировании корпоративной культуры в общеобразовательных учреждениях, часто выходят ее внешние атрибуты: миссии, различные символы, слоганы, гимны и т. д. Такое формальное копирование технологических приемов корпоративного строительства объясняется отсутствием специально разработанного учебно-методического и педагогического обеспечения процесса формирования корпоративной культуры учащихся и педагогов в учреждениях общего образования. В современных школах можно наблюдать копирование корпоративных стандартов, а не поэтапное и непрерывное их становление с учетом особенностей ученического и педаго-
Рис. 2. Структура кластера системы корпоративных коммуникаций общеобразовательной школы
Целевой блок
1
Теоретико-методологический блок
I
Коммуникативный блок
I
Содержательно-организационный блок
Формирование корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей)
общеобразовательной школы.
Методологические подходы Принципы Механизмы передачи корпоративной культуры Факторы
Система корпоративных коммуникаций инновационной образовательной среды школы; ученическое сообщество, педагогическое сообщество, ассоциация выпускников школы, совет родителей, клуб учеников-победителей олимпиад; служба центра связи с общественностью; выпуск внутрикорпоративных изданий.
Содержание:
-тематика уроков гуманитарного цикла, направленных на формирование К.К.;
- программа для учителей «Личность педагога в процессе становления К.К. школы»;
- программа элективного курса «Формирование К.К. ученического сообщества школы»(9-11 классы);
- планы родительских собраний по формированию К.К.;
Гуманитарные технологии: Комплекс условий:
- коммуникативно-диалоговые; - организационно-
управленческие;
- проблемно-поисковые; - учебно-методические;
- имитационно-игровые; - психолого-
- кейс-технологии; педа готические.
- арт-технологии;
а
Аналитико-результативный блок
Критерии корпоративной культуры:
- мотивационно-ценностный;
- когнитивно-эмоциональный;
Уровни корпоративной культуры: высокий; средний;
низкии.
Оценочный механизм:
- диагностика;
- контроль;
Результат: повышение уровня корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса школы, её имиджа и
конкурентоспособности.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы
гического менталитета посредством формирования и развития у них социально-личностных компетенций необходимых для проявления корпоративной культуры. Так, под формированием корпоративной культуры общеобразовательной школы мы понимаем процесс целенаправленной и организованной деятельности субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей) по овладению и принятию ими общих установок, системы ценностей, норм, привычек, традиций, в созданной образовательной среде школы, в которой вырабатывается стиль отношений и поведения.
Разработанная структурно-функциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы должна обеспечить поступательность, непрерывность и последовательность развития данного процесса. Структура модели включает в себя целевой, теоретико-методологический, коммуникативный, содержательно-организационный и аналитико-результативный блоки (рис. 1). Целью разработанной модели является формирование корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей).
Обозначенные нами методологические подходы определяют принципы и факторы формирования корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса общеобразовательной школы. Принципами, на основе которых реализуется модель формирования корпоративной культуры ученического и педагогического сообществ, являются: принцип гуманистической направленности [3, с. 88]; принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации; принцип рефлексивности; прин-
Библиографический список
цип комплексного воздействия на когнитивную и эмоциональную сферы.
На формирование корпоративной культуры влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести: систему семьи, образования, экономическую, политическую, религиозную системы. К внутренним факторам относят: стиль управления и способ контроля, мотивацию, информированность, эстетичность материально-технической базы школы и др.
Коммуникативный блок представлен кластером системы корпоративных коммуникаций в инновационной образовательной среде школы, который состоит из нескольких компонентов.
Наглядно структура кластера системы корпоративных коммуникаций современной школы отображена на рис. 2
Разработанная модель является самостоятельной педагогической системой, эффективность функционирования которой обеспечил комплекс организационно-педагогических условий за счёт: создания современной коммуникационной и информационной систем в виде кластера корпоративных коммуникаций и разработанных к нему нормативно-правовых документов; формирования единых стандартов поведения в соответствии с корпоративным кодексом и этикой учреждения; разработки учебно-методического обеспечения образовательных программ для учителей и учащихся; организации социально-психологического сопровождения субъектов педагогического процесса школы, направленное на своевременную коррекцию, развитие социально-личностных компетенций, являющихся неотъемлемой частью корпоративной культуры.
1. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург, 2007.
2. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Москва, 2005.
3. Соколова И.Ю., Николаева Н.М. Технологии формирования корпоративной культуры образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2014.
References
1. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Sankt-Peterburg, 2007.
2. Ladanov I.D. Prakticheskij menedzhment. Moskva, 2005.
3. Sokolova I.Yu., Nikolaeva N.M. Tehnologii formirovaniya korporativnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Stavropol', 2014.
Статья поступила в редакцию 01.12.15
УДК 371.8.061
Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
Е-mail: [email protected]
Bitev A.S., postgraduate, Institute of Education and Social Sciences (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
POSITIVE ATTITUDE OF THE YOUTH TO MILITARY SERVICE AS A SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reflects the attitude of the youth to military service. The authors present subjective and objective reasons for forming a negative attitude among young people to military service. As a consequence it leads to the avoidance of conscription. The possibilities of educational institutions in the development of a positive attitude of young people to serve in the army. The authors offer a number of educational conditions that would help to develop patriotism among the youth; and the young people's attitude with change the vector for choosing the military service. The article concludes that the formation of positive attitude of the youth to military service is an urgent problem of our time. Realization of pedagogical conditions will contribute to the development of new positive vector relationship of pre-conscription of youth to the military environment.
Key words: military service, patriotic education, pre-service youth, service in the army, positive attitude to service.
Л.А. Саенко, д-р социол. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,
Е-mail: [email protected]
А.С. Битев, аспирант, Институт образования и социальных наук, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Статья отражает отношение допризывной молодёжи к службе в армии. Авторы представили субъективные и объективные причины, формирующие у молодёжи негативное отношение к воинской службе и, как следствие, приводящие к уклонению от призыва. Рассмотрены возможности образовательных учреждений в развитии позитивного отношения молодёжи к службе в армии. Авторы предлагают ряд педагогических условий, способствующих развитию патриотизма в молодёжной среде и изменению вектора отношения молодёжи к воинской службе. В статье делается вывод, что формирование позитивного отношения молодёжи к воинской службе является актуальной проблемой современности. Реализация педагогических условий будет способствовать развитию нового позитивного вектора отношений допризывной молодёжи к армейской среде.
Ключевые слова: воинская служба, патриотическое воспитание, допризывная молодёжь, служба в армии, позитивное отношение к службе.