----------------------------------------Ш------------------------------------------
УДК 94(47) B.B. Денисов
СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОНАСТЫРЯХ ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ во второй половине XVIII - начале XX века
Статья рассказывает о строительной деятельности монастырей Ярославской епархии в указанный период и основных источниках ее финансирования. Автор рассматривает особенности ведения строительных работ в старых и во вновь основанных монастырях епархии.
Ключевые слова: монастыри, Ярославская епархия, строительная деятельность, вторая половина XVIII -начало XX в.
V.V. Denisov
CONSTRUCTION IN MONASTERIES OF THE YAROSLAVL DIOCESE in late XVIII early XX centuries
The article tells about construction of monasteries in the Yaroslavl diocese in the specified period and main sources of its funding. The author examines the peculiarities of construction in the old and the newly founded monasteries of the diocese.
The key words: monasteries, Yaroslavl diocese, construction, late XVIII - early XX century.
Несмотря на глубокие преобразования, проводившиеся в синодальный период, неизменной оставалась организационная структура территории православной обители. С одной стороны, монастырь воплощал собой высший духовно-символический образ обители как «образа Небесного Града Иерусалима», а с другой, он был связан с широким спектром производственно-трудовой и хозяйственной деятельности.
В ансамбль монастыря, обнесенный оградой с башнями и вратами, как правило, входили главный соборный храм, несколько церквей с колокольнями, часовни, а также настоятельские и братские корпуса, трапезная, гостиницы, странноприимные дома, больничные кельи, многочисленные производственные и хозяйственные сооружения. Нередко на территории обители находились сад, символизирующий «образ Райского сада», а также кладбище.
В начале XVIII в. строительная деятельность в монастырях Ярославской епархии заметно ослабла. С одной стороны, это объяснялось нехваткой денежных средств, необходимых для содержания архитектурных ансамблей обителей. С другой стороны, в результате секуляризации церковных земель монастыри лишились ремесленных слобод, в которых жили мастера строительных специальностей. Поэтому строительная деятельность в обителях епархии в этот период сосредоточилась на возведении хозяйственных, жилых зданий, оград, а также ремонте уже существующих архитектурных памятников.
Во второй половине XVIII - начале XX в. произошло оживление строительной деятельности в монастырях Ярославской епархии. Оставшиеся в штате обители получили гарантированное содержание из казны. Позднее денежная помощь стала выделяться и заштатным монастырям. Увеличились собственные доходы обителей, а также размеры благотворительных пожертвований. В результате активизации строительной деятельности у монастырей епархии появилась возможность заниматься не только ремонтом уже существующих куль-
товых и хозяйственных объектов, но и созданием новых архитектурных ансамблей.
В исследуемый период активизировалась ремонтно-строительная деятельности в старейших монастырях Ярославской епархии. Так, к соборному храму ярославского Спасо-Преображенского монастыря (1516 г), служившему одновременно архиерейским домом, с южной стороны была пристроена и освящена в 1831 г церковь святых Благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина [7].
Нижний этаж колокольни в древности занимал храм «Честного и Животворящего Креста Господня». Над ним в 1808 г был надстроен целый ярус, напоминавший ростовскую соборную колокольню, а в 1824 г - третий ярус для часов. В 1860 г. храм был перестроен и освящен во имя Печерской Богоматери. При архиепископе Авраамии к ней с западной стороны пристроили паперть [7. № 5]. С юго-восточной стороны храма был устроен и освящен в 1877 г. придел в честь преподобного Нила Столобенского-чудотворца.
Церковь Воскресения Христова и соединенные с ней с одной стороны церковь Входа во Иерусалим (малая Крестовая), а с другой стороны - архиерейские покои находились под одной кровлей. В 1809 г. своды Воскресенского храма заменили деревянными накатами и обновили его внешний вид. В 1857 г на средства А.М. Пастухова церковь была поправлена. Примерно в то же время поновлены малая Крестовая и архиерейские покои.
На территории ярославского Спасо-Преображен-ского монастыря имелось три часовни: Духовская, служившая продолжением паперти Преображенской церкви, Смоленской иконы Богоматери - за алтарем Печерской церкви и Трифоновская, располагавшаяся на северной стороне соборного храма Преображенского храма [7. № 7]. Троицкая часовня была устроена в монастырской Богородицкой башне в 1896 г.
Начиная с 1807 г в Спасо-Преображенском монастыре велись крупные строительные работы: была
♦
♦
переделана Семинарская библиотека, возведен трехэтажный ризничный корпус, здание духовной консистории. В 1809 г в обители вместо прежних к башне примыкавших ворот устроены ныне существующие Святые врата и надстроен второй ярус над домом, занимавшим это пространство.
Периодически велись работы по покраске монастырских кровель. Сохранился доклад эконома архиерейского дома архимандрита Никодима, датированный маем 1839 г. «На разных зданиях по дому Вашего Высокопреосвященства нужно окрасить крыши, а где имянно и какою краскою прилагается при сем реестре, с объявленным мастеровыми за всю означенную в оном монастыре работу цены, кроме материалов, коим составлена Губернским архитектором Пентковским смета, оказывается слишком велика...» [3]. Поскольку стоимость работ не устроила владыку, смету пришлось переделать.
Ярославского Казанского женского монастыря игуменья Евфания в сентябре 1802 г обратилась в консисторию с просьбой обследовать недостроенный трапезный корпус: «Принятый мною по вступлении моем в должность игумении онаго монастыря каменной общей трапезы приведенный ныне строением к окончанию и в нем общая трапезная как и прежде» [3]. Для обследования строения был направлен архитектор Кузнецов, имевший «при оной постройке для сохранения прочности наблюдение», который разрешил продолжить работы [3. Л. 9]. Кроме того, в архиве сохранилась проектно-сметная документация: опись построенного каменного корпуса, проект 2-го этажа, планы внутреннего устройства и прилегающей территории, рисунок фасадов [3. Л. 35 - 47].
В сентябре 1814 г. игуменья ярославского Казанского монастыря Маргарита обратилась в консисторию с ходатайством о том, что «деревянные кельи пришли в совершенную ветхость и ограда в некоторых местах разселась и угрожает падением» [3. Д. 5662. Л. 1]. Она предложила заменить деревянные кельи каменным корпусом для проживания сестер по утвержденному в 1812 г. проекту, смета которого была направлена губернскому архитектору на согласование [3. Д. 5662. Л. 5 об].
В архитектурный ансамбль ярославской Казанской обители входили и другие постройки. Так, в 1828 г. на монастырские средства была возведена зимняя каменная одноглавая церковь в честь Покрова Богородицы с двумя приделами: Крестителя Господня Иоанна и Святителя Николая. В 1845 г. на монастырские средства построена одноименная летняя каменная церковь с одним престолом. Домовая при настоятельских кельях, каменная одноглавая церковь Сретения Господня возведена в 1881 г. игуменьей Феофанией на собственные средства. Тихвинская кладбищенская монастырская каменная за р. Волгой с двумя престолами построена в 1894 г обитель располагала тремя каменными часовнями: первая находилась в одной из башен, вторая - при Семеновской городской церкви, третья - в г Рыбинске [5, с. 13].
Активная строительная деятельность велась в ростовском Спасо-Яковлевском мужском монастыре. Древнейшим объектом обители являлся храм Зачатия свя-
той Анны (1652 - 1692). Летняя каменная церковь во имя Святого Димитрия Ростовского с приделами Николая Чудотворца и Димитрия Солунского завершена в 1801 г Она строилась на средства доброхотных жертвователей, в особенности графа Н.П. Шереметь-ева. Иждивением графини А.А. Орловой-Чесменской была построен и освящен в 1836 г. теплый храм во имя Святого Иакова Епископа Ростовского. Под летней каменной Преображенской церковью (1603 г.) в 1880-х гг. был устроен храм во имя Преподобного Сергия Радонежского [5, с. 3 - 4]. В 1909 г. к двухсотлетнему юбилею святого Димитрия Ростовского на средства жертвователей был произведен ремонт в Зачатьевском храме и других объектах обители [6].
Над храмом святого Иакова было устроено помещение для ризницы Спасо-Яковлевского монастыря. Верхний этаж настоятельского корпуса занимали покои настоятеля, нижний - наместника и казначея. В том же здании размещались административные помещения -архив, канцелярия и зал для собраний и заседаний. На верхнем этаже трапезного корпуса были устроены трапезная и кухня, внизу - просфорная, кладовые и хозяйственные помещения. Братские келейные корпуса предназначались для проживания монастырских насельников: послушников - на первом этаже, монахов - на втором, более удобном и светлом [6. Д. 624. Л. 20 - 20 об]. В конце XIX в. в обители был проложен водопровод, в 1909 г появилось электрическое освещение.
Центральный двор Спасо-Яковлевского монастыря окружала высокая каменная стена; хозяйственный двор с соответствующими службами и постройками был обнесен невысокой оградой. На территории хозяйственного двора находились скотный двор, конюшня с сараями, ледник с кладовыми, баня, огород и пасека [2, с. 125].
Власти угличского Покровского мужского монастыря во второй половине XVIII в. неоднократно обращались в Коллегию экономии с просьбой о выдаче «нужных денег для починок» [6. Ф.1450. Оп. 1. Д. 1. Л. 178]. В 1760 г. они получили разрешение на устройство при Покровском соборном храме каменного придела, освященного в память священномученика Антипы, а в 1769 г. - во имя святителя и чудотворца Димитрия Ростовского [6. Ф.1450. Оп. 1. Д. 1. Л. 187]. В 1842 г. его существенно расширили и поновили на средства г. Волынского. Колокольня Покровского монастыря была построена в 1832 г, под ней разместилась церковь в честь святителя Николая.
Ограда Покровского монастыря датируется 1763 г. Она имела башни по периметру, двое ворот с восточной и западной стороны, главные из которых были надстроены колокольней. Рядом с южными воротами находилась каменная сторожка, а в связи с ней - народное училище. Здесь же размещались две кельи для богомольцев [1, с. 43]. Каменные настоятельские кельи Покровского монастыря были построены в 1769 г., а столетием позже над ними возведен второй этаж. Кельи братские каменные двухэтажные находились в связи с Богоявленской церковью. Сверх этих зданий в монастыре имелись житница или амбар, погреба, конюшня, баня. Монастырь был украшен садом, расположенным перед настоятельскими кельями, имелись также овощной огород и колодец [1, с. 43].
♦--------------------------------------------------
Наиболее активно строительные работы происходили во вновь основанных монастырях Ярославской епархии. Так, мологский Афанасьевский заштатный женский монастырь был основан в 1793 г., однако его архитектурный ансамбль сформировался лишь в XIX в. Каменный храм обители в честь Успения Богоматери выстроен в 1826 г. на монастырские средства. Зимняя церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с престолами в честь Царицы Небесной Скорбящих Радости и в честь святых Афанасия и Кирилла, Александрийских чудотворцев, существовала еще до основания обители. В 1840 г. на монастырские средства был выстроен летний собор во имя Сошествия святого духа на апо-столов с приделами во имя Богоматери Тихвинской и Николая Чудотворца. Кладбищенская летняя церковь была наименована в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Мологский Афанасьевский монастырь имел четыре каменных часовни. Первая открылась в 1826 г. в ограде монастыря. Вторая - тремя годами позднее в четверти версты от монастыря по Череповецкой дороге. Третья часовня с жилым помещением для сестер была построена на площади в г. Мологе в 1846 г. [3. Ф.230. Оп. 4. Д. 209. Л. 33]. В четвертой (1871 г.), расположенной в г. Рыбинске на Преображенской улице, также имелось помещение для сестер. В монастыре существовали церковно-приходская школа и больница.
Рыбинский Софийский женский монастырь был заложен в 1860 г., однако интенсивное строительство развернулось в нем только десятилетие спустя. Первым каменным строением на территории обители стала расположенная в юго-восточном углу монастыря теплая пятиглавая церковь в честь Нерукотворенного образа Спасителя (1871 г). В 1878 г. появился соборный пятиглавый холодный собор, освященный во имя Софии Премудрости Божией, с престолом Воскресения Христова.
В северо-восточном углу Софийской обители в первые годы XX в. была построена девятиглавая церковь Божией Матери «Всех скорбящих радостей» с приделами в честь святого Николая и святой Царицы Александры, а также в память святого отрока Мисаила и святителя Феодосия (1902 г.). На монастырском кладбище находилась холодная церковь Святого Духа и Всех святых (1892 г). Большинство зданий возводилось на средства «доброхотных дарителей». У обители имелась каменная часовня в г. Рыбинске, построенная в 1879 г
Монастырь располагал больницей и богадельней для больных и престарелых сестер.
Интенсивное строительство велось в основанном в 1894 г даниловском во имя Казанской иконы Божией Матери монастыре. Основными благотворителями стали петербургский предприниматель Д.С. Бочагов, даниловский купец А.Н. Масаинов и вдова купца И.В. Ворох-бина. В 1894 г в монастыре построены деревянный келейный корпус с шатровой церковью в честь Казанской иконы Богоматери, двухэтажный дом с трапезной и пекарней, баня, хозяйственный двор [4, с. 151 - 152]. По проекту петербургского архитектора В.А. Косякова в 1901 -1908, 1915 - 1918 гг был возведен собор в честь Казанской иконы [3. Ф.230. Оп. 4. Д. 1366, 1383, 1595].
Таким образом, анализ источников по теме исследования свидетельствует об активизации строительной деятельности в монастырях Ярославской епархии во второй половине XVIII - начале XX в., что было обусловлено увеличением государственных расходов на их содержание и ростом частных пожертвований. Характерной особенностью строительной деятельности в старейших обителях епархии являлись капитальный ремонт и замена пришедших в негодность архитектурных сооружений; во вновь основанных монастырях велось новое строительство. Общей тенденцией развития ансамблей монастырей Ярославской епархии было снижение числа производственных построек при увеличении числа объектов социального значения.
1. Антоний, архим. Угличский Покровский монастырь. Ярославль, 1870.
2. Виденеева А.Е. Спасо-Яковлевский монастырь сто лет назад // Социальная история российской провинции: мат. Все-рос. науч. конф. Ярославль: ЯрГУ, 2009.
3. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф.230. Оп.1. Д.14190. Л.1.
4. Кочетов Д.Б., Спрингис Е.Э. Даниловский в честь иконы Казанской Божией Матери женский монастырь //Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14.
5. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль: Тип. губ. земск. управы, 1908.
6. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.1407. Оп.1. Д.1239. Л.3-3 об.
7. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом // Ярославские епархиальные ведомости. 1861. № 3.