КРАЕВЕДЕНИЕ
УДК 271.22
А. Е. Виденеева
Возвышение Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря во второй половине XVIII в.
Старопигиальный первоклассный Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в синодальный период стал духовным центром Ростова, крупнейшей обителью Ярославо-Ростовской епархии, одним из наиболее известных монастырей императорской России. Его стремительное возвышение в середине XVIII в. было обусловлено канонизацией митрополита Димитрия (f1709), которого церковь прославила как первого российского чудотворца нового времени. Характеристике некоторых событий, обусловивших расцвет обители и сопутствующих ему, посвящена данная работа.
Ключевые слова: епархия, монастырь, духовные корпорации, церковная иерархия, канонизация, почитание святого, вклады, паломничество.
А. Е. Videneeva
Elevation of Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery in the Second Half of the XVIII century
Stauropegial first class Spaso-Jakovlevsky Dimitriev Monastery during the Synod period became a spiritual center of Rostov, the largest monastery of the Diocese of Yaroslavl-Rostov, one of the most known monasteries of Imperial Russia. Its prompt elevation in the middle of the XVIII century was caused by canonization of the Metropolitan Dimitry (f1709) the church glorified him as the first Russian miracle-worker of new time. This work is devoted to characteristics of some events caused blossoming of the monastery and accompanied it.
Keywords: a diocese, a monastery, spiritual corporations, church hierarchy, canonization, honoring saint, contributions, pilgrimage.
Летопись Спасо-Яковлевского монастыря изобилует незаурядными событиями, пожалуй, в большей мере, нежели любой другой обители древней и знатной Ярославо-Ростовской епархии. В долгой, более чем шестивековой истории этого монастыря можно выделить несколько поворотных пунктов, когда существенно изменялись его статус и степень известности, способы финансирования и условия существования. Самые значительные перемены в судьбе Спасо-Яковлевской обители произошли ко второй половине XVIII столетия и были напрямую связаны с канонизацией и прославлением святителя Димитрия Ростовского.
В собственноручном завещании митрополит Димитрий местом своего захоронения назначил Яковлевский монастырь, сознательно нарушив тем самым церковно-иерархические установления, касающиеся погребения правящих архиереев. Согласно церковной традиции, местом погребения епархиальных владык служил кафедральный храм. Так, Ростовский Успенский собор до конца XVIII столетия [1] являлся некрополем ар-
хиереев, возглавлявших Ростовскую кафедру, среди которых были и прославленные ростовские святые - епископы Леонтий, Исайя, Игнатий и архиепископ Феодор [2].
Вопреки установленным правилам, митрополит Димитрий избрал местом своего упокоения удаленный от центра города монастырь - небольшой, небогатый и незнатный, обладавший единственной особенностью - в нем покоились мощи епископа Иакова, ростовского святителя, гонимого при жизни и прославленного после смерти. В своем завещании владыка писал: «Аще же владычествующих изволение повелит мя, умерша, погребсти по обычаю, да погребут мя в монастыре Святаго Иакова епископа Ростовска-го, во угле церковном, иде же место ми назнаме-новах, о сем челом бью» [3].
В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался, а 25 ноября был похоронен в церкви Зачатия св. Анны Яковлевского монастыря [4].
© Виденеева А. Е., 2011
Не прошло и полувека, как его мощи были обретены и признаны нетленными. Эти события ко -ренным образом изменили историю монастыря и явились основанием его последующего расцвета.
К началу осени 1752 г. в соборе Яковлевского монастыря над могилой святителя осел чугунный пол. 21 сентября митрополит Арсений Ма-цеевич дал разрешение произвести ремонтные работы, к которым приступили в тот же день. После снятия чугунных плит, удаления земли и щебня открылись бревенчатый сруб склепа и деревянный гроб митрополита Димитрия, в котором и были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, в тот же час прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб. О происшедшем архиерей незамедлительно донес в Синод [5].
При гробе Димитрия начали совершаться чу-дотворения. Молва об этом быстро распространялась по России. Слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла [6]. Между тем, официальная канонизация произошла только через пять лет. 1 апреля 1757 г., в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были «оглашены» совершенно святыми, а день их обретения -21 сентября, как и день кончины владыки -28 октября, назначались днями празднования его памяти [7].
Итак, в середине XVIII в. святыни Яковлев-ской обители умножились. Теперь, помимо скрытых под спудом мощей основателя монастыря -епископа Иакова, монастырь освящали мощи его сопрестольника - митрополита Димитрия.
Канонизация свт. Димитрия получила огромный общественный резонанс. Значение этого события трудно переоценить. Ростовский владыка явился первым святым, канонизированным в Синодальный период Русской церкви. В истории нашего отечества ему было суждено остаться первым святым Российской империи.
Символично, что прославление св. Димитрия совпало с расцветом империи, золотым веком Екатерины, временем Российского Просвещения. Идеалам просвещенной императрицы как нельзя лучше соответствовал святой, признанный Российским Златоустом, - талантливый литератор, вдохновенный проповедник и истинный пастырь.
На закате своего царствования Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также облачение из золотой парчи; но государыня умерла, не успев передать гробницу в Ростов. В торжествах
переложения мощей св. Димитрия в новую серебряную раку, происходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица
Екатерина II, незадолго до того вступившая на Российский престол. В церемонии участвовали виднейшие церковные иерархи: новгородский митрополит Димитрий, петербургский митрополит Гавриил, крутицкий епископ Амвросий, настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Арсений и др. Императрица Екатерина пожертвовала в Яковлевский монастырь покровы на гробницы святителей, дорогие одежды на престолы и жертвенники соборной церкви и ее предела, священнические облачения из золотой и серебряной парчи, пожаловала тысячу рублей настоятелю и братии и две тысячи - на благоук-рашение обители [8].
Канонизация св. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустыней было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря, хранящего мощи святителя Димитрия [9]. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго. 26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей [10].
В тот же день, 26 марта, настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел, переведенный из Новгородского Духова монастыря. С этого времени все последующие настоятели имели сан не ниже архимандрита [11].
В начале марта 1765 г. по высочайшему указу Яковлевский монастырь был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Так, ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с самой прославленной обителью Русского Севера - Соловецким монастырем [12].
Важно отметить, что предоставление монастырю титула ставропигии, причисление его ко второму классу и учреждение в нем архимандри-
тии было произведено по воле императрицы Екатерины II, особенно почитавшей св. Димитрия и поэтому благоволившей к Яковлевскому монастырю.
В 1765 г. по распоряжению ростовского епископа Афанасия к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству Спа-со-Песоцкий монастырь, что значительно укрепило монастырь и существенно увеличило его размеры [13].
Итак, буквально в одночасье Яковлевский монастырь возвысил свой статус, укрепил материальное положение и расширил свои пределы. Но, пожалуй, самым важным явилось то обстоятельство, что за год до всех этих значительных и замечательных перемен в ходе секуляризационной реформы 1764 г. монастырь избегает упразднения, и основанием тому явилась всероссийская слава святителя Димитрия.
Материальное благосостояние Яковлевского монастыря приобрело новую прочную основу -«обитель имела неоскудный источник к своему содержанию - чудотворные мощи св. Димитрия Митрополита Ростовского и особенное народное усердие к сему Святителю» [14]. Монастырь находился на государственном обеспечении, имел неплохие церковные доходы, но основным источником его благосостояния, начиная со второй половины XVIII в., являлись денежные вклады богомольцев - почитателей св. Димитрия.
Неиссякаемый поток вкладов обеспечил Яковлевскому монастырю возможность развернуть широкое каменное строительство. Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.
Знаменательно, что начало строительной деятельности в монастыре, положенное в 1757 г., совпало со временем канонизации св. Димитрия. Тогда на месте обветшавшей деревянной ограды с восточной стороны начала сооружаться каменная стена, но вскоре это строительство, происходившее поначалу с большими затруднениями, императорским указом было приостановлено. В течение двух следующих десятилетий подготавливалась материальная база для грядущего крупного строительства. Синодальное разрешение на его начало поступило в 1776 г. С этого времени разворачиваются широкомасштабные работы по сооружению нового монастырского ансамбля. Расширяется территория монастыря, устраивает-
ся новая планировка, все старые деревянные здания, как жилые, так и хозяйственные, заменяются на новые - каменные.
Монастырский ансамбль получил строгую регулярную планировку, все его здания были возведены в стиле классицизма. Просторный, квадратный в плане парадный двор обители был окружен высокой каменной стеной. Четыре башни возвышались по углам, а две надвратные размещались друг против друга, с южной и северной сторон ограды. Южные ворота, обращенные к озеру, назывались «водяными», а северные -«въездными». По центру восточной стороны ограды над святыми вратами возвышалась высокая трехъярусная колокольня. В конце XVIII в. на ней находилось 14 колоколов, самый большой из которых весил более пяти тонн. С западной стороны центрального двора сооружаются двухэтажные братские кельи, трапезный и настоятельский корпуса. На территории присоединенного Спасского монастыря был построен конюшенный двор, размещены кладовые и погреба, просфор-нические кельи, мастерские и прочие хозяйственные службы. Возведение ограды и колокольни, жилых и хозяйственных зданий нового монастырского ансамбля было произведено в кратчайшие для XVIII в. сроки - за двадцать лет [15].
В последние годы XVIII столетия, когда монастырский комплекс был отстроен заново, в его северо-восточной части возводится новый собор - храм Димитрия Ростовского, самое грандиозное и величественное строение монастырского ансамбля.
Идея создания в Яковлевском монастыре Ди-митриевского храма становится актуальной сразу же после канонизации святителя. Так, в конце 1770-х гг., когда в монастыре строилась южная стена ограды, архимандрит Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении возведения храма в честь св. Димитрия Ростовского над южными вратами, обращенными к озеру. Однако Синод строительство надвратного храма запретил, вероятно, посчитав выбранное для него место недостаточно подходящим. Синодальное дозволение устроить в Яковлевском монастыре каменную церковь св. Димитрия последовало лишь в 1794 г., и на протяжении последующих пяти лет он был сооружен [16].
Возведение храма финансировал граф Николай Петрович Шереметьев, затративший 55 тысяч рублей на его строительство и 10 тысяч - на убранство. Память жертвователя чтили в обители - для поминовения рода Шере-
метевых в Димитриевском храме ежедневно совершалась ранняя литургия. 27 октября 1801 г., в день памяти святителя Димитрия, основанный в его честь храм был освящен ярославским архиепископом Павлом. Позднее, в 1804 г. в трапезе этого храма устраиваются два придела: правый был посвящен св. Николаю, небесному патрону Николая Шереметева, левый - освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, тезоименитого святого ростовского святителя Димитрия [17]. Явившийся одним из лучших образцов русского провинциального классицизма, огромный и величественный Димитриевский собор Яковлевского монастыря стал достойным памятником новому российскому чудотворцу.
Прославление св. Димитрия Ростовского существенно упрочило традицию посещения Яков-левского монастыря представителями высшего духовенства - главами епархий и настоятелями знатных монастырей. Московский митрополит Платон Левшин, совершая в 1792 г. путешествие по старинным городам Московской, Ярославской, Костромской и Владимирской губерний, побывал в Яковлевском монастыре и оставил в своем путевом дневнике следующие заметки: «В Ростов приехали прямо к Яковлевскому монастырю 21 числа в 6 часу по полуночи, где, приложившись к мощам, поехали в бывший архиерейской дом, где и остановились. В Яковлевском монастыре церковь величиною средственна, расписание по стенам старинное, иконостас новый, по новому вкусу и потому древности не соответствует. Рака, где опочивают мощи, серебряная, и пред нею клеймо с образом Димитрия Митрополита серебряное, новой фигуры и немалой цены по количеству серебра стоющее. Ризница в нем новая и утварями не худая; ограда кругом каменная и кельи каменные о двух ярусах, расположены порядочно и по новой архитектуре, делают вид красивой. Окружностию монастырь, кажется, до 300 сажен, на месте низком на берегу озера, а от других сторон окружен строением градским» [18].
Итак, выбор митрополитом Димитрием Яков-левского монастыря в качестве места своего захоронения, погребение владыки в монастырском соборе, обретение мощей святителя, причисление Димитрия Ростовского к лику святых и, наконец, широчайшее распространение его почитания обусловили процветание Ростовского Яков-левского монастыря и привели к качественным изменениям условий его существования.
Назовем наиболее существенные перемены, которые произошли с монастырем во второй половине XVIII столетия:
— умножение святынь обители - монастырь стал хранителем чудотворных мощей почитаемого святого;
— появление нового статуса - поступление в синодальное подчинение;
— изменение условий существования - причисление к монастырям II класса и перевод на государственное содержание;
— учреждение архимандритии;
— появление новых источников финансирования - широкий поток пожертвований почитателей св. Димитрия;
— увеличение территории - присоединение Спасо-Песоцкого монастыря;
— открытие императорского паломничества в обитель и укрепление традиции ее посещения представителями церковной иерархии;
— формирование новой идеологической направленности - теперь все существование монастыря было посвящено идее прославления святого Димитрия Ростовского.
В целом, с середины XVIII столетия Яковлев-ской монастырь входит в период своего расцвета и становится значительным центром духовной жизни не только Ростова, но и всей Ярославо-Ростовской епархии.
Примечания
1. 1780-х гг. церковно-административный центр Ростовской епархии был перемещен из провинциального Ростова в Ярославль, незадолго до того ставший центром Ярославской губернии.
2. Летописец о Ростовских архиереях [Текст] / сост. и примеч. А. А. Титова. - СПб., 1890. - С. 4-5, 9,
13.
3. Духовное завещание Свт. Димитрия. Цит. по: Нечаев В. (еп. Виссарион) Святый Димитрий митрополит Ростовский [Текст] / Н. Нечаев (еп. Виссарион). - М., 1910. - С. 50.
4. Летописец о Ростовских архиереях ... [Текст] / А. А. Титов. - С. 16.
5. ГМЗРК. - Ф. 289. - Оп. 13. - Д. 1. - Л. 1-2; Го-лубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви [Текст] / Е. Е. Голубинский. - М., 1903. -С. 170-171.
6. Чудеса иже во святых отца нашего Димитрия митрополита новоявленнаго Ростовскаго чудотворца. ГМЗРК. - Р-799. - Л. 1-157.
7. [Селецкий Д. С.] Описание Ростовскаго ставро-пигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасска-
го, что на Песках [Текст] / Д. С. Селецкий. - СПб., 1849. - С. 57.
8. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 8-8 об.; Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря императрицей Екатериной. Ростов-Ярославский [Текст] / Иосиф, еп. б. м. и г. - С. 1-4.
9. ОР РНБ. - Тит. 4613. - Л. 3.
10. [Селецкий Д. С.] Описание Ростовскаго став-ропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Димитриева монастыря... [Текст] / Д. С. Селецкий. -С. 71-72.
11. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 10. В 1888 г. Яковлевский монастырь стал резиденцией викарных епископов Ярославской епархии, в связи с чем обитель стали возглавлять епископы (ЯЕВ. - 1888. Часть офиц. - С. 193-194).
12. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 10; [Селецкий Д. С.] Описание Ростовскаго ставропиги-альнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Димит-риева монастыря... [Текст] / Д. С. Селецкий. - С. 71.
13. Титов А. А. Спасо-Иаковлевский Димитриев-ский монастырь в городе Ростове Ярославской губ. [Текст] / А. А. Титов. - С. 14. Территория присоединенного к Яковлевскому Спасского монастыря впоследствии использовалась как хозяйственная зона, а один из двух храмов Спасской обители, вместе с колокольней за ненадобностью был разобран.
14. [Селецкий Д. С.] Описание Ростовскаго став-ропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Димитриева монастыря... [Текст] / Д. С. Селецкий. -С. 38.
15. ГМЗРК. - Ф. 289. - Оп. 13. - Д. 21. - Л. 1-48, - Д. 28. - Л. 1-4; - Д. 29. - Л. 1-4; [Селецкий Д. С.] Описание Ростовскаго ставропигиальнаго перво-класснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря... [Текст] / Д. С. Селецкий. - С. 11-15; Полоз-нев Д. Ф. К истории каменного строительства в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре в 70-х годах XVIII века [Текст] / Д. Ф. Полознев // СРМ. - Ростов, 1992. Вып. III. - С. 106-112.
16. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 13, 16.
17. РФ ГАЯО. - Ф. 145. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 13-16.
18. ГАЯО. - Рукоп. 567. - Л. 107 об.
Список сокращений
ГАЯО - Государственный архив Ярославской области.
ГМЗРК - Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль».
ОР РНБ - Отдел рукописей Российской национальной библиотеки.
РГАДА - Российский Государственный архив древних актов.
РФ ГАЯО - Ростовский филиал Государственного архива Ярославской области.
ЯЕВ - Ярославские епархиальные ведомости.