I_
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
Ю.Л. КОРАБЕЛЬНИКОВА,
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
Yu.L. KORABELNIKOVA, Senior Lecturer at the Department of State Legal Subjects,
Candidate of Law
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 331.546
Направления формирования стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел
Ways to Foster Ability to Withstand Stress in Interior Ministry Personnel
В статье проводится анализ понятия стрессоустойчивости, рассматриваются стрессовые факторы, оказывающие воздействие на деятельность органов внутренних дел, и определяются основные направления формирования стрессоустойчивости органов внутренних дел.
Стрессоустойчивость, органы внутренних дел, стрессовые факторы, направления формирования стрессоустойчивости.
The author explains what is meant by 'ability to withstand stress' and proposes concrete ways to foster this ability in organizations and personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Attention is also devoted to exactly what and in what way can prove stressful for service personnel and organizations.
Ability to withstand stress, Interior Ministry bodies and units, stress factors, ways to foster ability to withstand stress.
Одна из важнейших обязанностей государства — обеспечение прав и свобод человека и гражданина [1, ст. 2], выполнение которой возложено на органы исполнительной власти [1, п. «е» ст. 114]. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел МВД России имеет существенные особенности: осуществляется от имени государства, но-
сит исполнительно-распорядительный характер, является социально значимой [2, ч. 1 ст. 1]. Все это ставит ее в ряд наиболее трудных и ответственных профессий современности. Спектр выполняемых функций, объем обязанностей, возлагаемых на органы внутренних дел в повседневных условиях, а тем более при осложнении оперативной обстановки, позволяют
отнести осуществляемую ими служебную деятельность к категории наиболее сложных, более того — экстремальных. Это обусловлено постоянной работой с самыми разными категориями людей — от потерпевших до преступников, участием в охране и мероприятиях по восстановлению общественного порядка, необходимостью применения в определенных условиях физической силы и огнестрельного оружия, существующей опасностью для жизни и здоровья как самих сотрудников, так и членов их семей. Таким образом, деятельность органов внутренних дел направлена на выполнение стратегических целей государственной и общественной безопасности, к которым относится защита конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина [3, п. 42]. Выполнение возложенных функций сопряжено с действием стрессовых факторов, к которым можно отнести следующие.
Фактор опасности является первичным, основным, поскольку под опасностью понимается осознаваемая угроза для жизни, здоровья или благополучия человека. Именно он является определяющим для особых, экстремальных условий работы, выполнения возложенных задач и функций. Тем не менее, стиль поведения сотрудника не всегда изменяется под воздействием фактора опасности, который может присутствовать, но объективно не восприниматься, или наоборот.
Первичность фактора опасности по отношению к другим обусловлена и тем, что он усиливает их воздействие на сотрудников органов внутренних дел. Восприятие на личностном уровне характера и величины опасности определяет поведение и действия сотрудника в особых условиях.
Фактор внезапности понимается как непрогнозируемое, незапланированное изменение ситуации в повседневной обстановке, которое требует трансформации осуществляемой деятельности. Наиболее важным результатом действия рассматриваемого фактора является то, что руководителю и сотрудникам органов внутренних дел приходится быстро продумывать новый план действий в изменившихся условиях, а затем, осуществляя его, достигать поставленной цели. И если изначально проду-мывалась определенная система действий, возможно, производился тренинг их реализации, то при воздействии фактора внезапности время на отработку действий ограничено, что может негативно повлиять на полученные результаты.
Фактор неопределенности свидетельствует об отсутствии, недостаточности или противоречивости информации о характере, содержании и обстоятельствах выполнения поставленных задач (например, о количестве пострадавших
в результате техногенной аварии, месте и времени совершения теракта, при угрозе его совершения и др.).
Фактор новизны, который предполагает новые условия, средства или способы осуществления каких-либо действий, направленных на достижение определенной цели. В данном случае речь идет о неизвестных, необычных или непривычных средствах или способах совершения преступления, несвойственных для конкретного региона видах чрезвычайных ситуаций и др. Такие новеллы, как правило, оказывают негативное влияние на деятельность руководителя и личного состава органов внутренних дел, в функции которых входит борьба с подобными явлениями, поскольку вызывают у них неуверенность в собственных силах, страх не преодолеть возникшие трудности.
Фактор дефицита времени предполагает неожиданное, резкое сокращение времени на выполнение действий, направленных на достижение цели. В подобных случаях необходимо эффективно и в полном объеме выполнить поставленные задачи за меньшее время, что достигается за счет заблаговременного формирования навыков и умений действовать в условиях дефицита времени. Органы внутренних дел, как правило, осуществляют свою деятельность в подобных условиях при пресечении массовых беспорядков, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, когда секунды могут определить успешное достижение цели, эффективную защиту прав и свобод человека [5].
Представленные факторы могут оказывать воздействие на индивидуальную деятельность сотрудника органа внутренних дел в различных условиях как по отдельности, так и в совокупности, тем не менее они тесно связаны между собой. Так, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, как правило, сопряжено с опасностью применения им каких-либо средств для сопротивления (например, камней, палок, металлических предметов и др.) вплоть до огнестрельного оружия. Неожиданностью может стать появление сообщника на транспортном средстве, что одновременно будет не только проявлением фактора внезапности, но и дефицита времени, когда необходимо за считанные секунды принять решение о применении оружия или быть готовым использовать личный или служебный транспорт.
В целом стрессовые факторы оказывают влияние на сотрудников органов внутренних дел, например, при охране общественного порядка сотрудниками полиции в период проведения какого-либо массового мероприятия (митинга, концерта, футбольного матча и др.). Необходимо отметить, что протестные акции нередко пе-
03
о X
а
О
X
X
л
<
и н S
и 5 О £
03 V
Ä а S с
И S о н
* у
и о и X
b ^
ü $ и , с Ы ' S
Р х
< 5 8 с
S и и ш с о
77
вэ
о
X
£
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
о
м
<
а С
S н и
0
1
л
<
и н
и , с Ы ' S
Р S
< £ Sc:
S и и ш с О
и О 03
о а
5
78
рерастают в массовые беспорядки, когда могут реализоваться экстремистские и террористические намерения разного рода деструктивных элементов. В данном случае, даже при отсутствии в полной мере фактора внезапности, действует первичный фактор — опасности. В такой сложной оперативной обстановке на фоне усиления политической активности партий и общественных организаций, роста количества публичных мероприятий и числа граждан, принимающих в них участие, вполне вероятным может быть воздействие фактора новизны и неопределенности.
В условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных природными, техногенными или социальными обстоятельствами, безусловно, может проявляться вся совокупность стрессовых факторов. Сотрудникам органов внутренних дел, осуществляющим охрану общественного порядка, обеспечение как общественной, так и личной безопасности в данных условиях, необходимо четко следовать инструкциям, проявлять решительность при задержании правонарушителей, минимизировав воздействие стрессовых факторов.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что органы внутренних дел при осуществлении профессиональной деятельности, как правило, вовлечены в экстремальное пространство, что требует от них проявления стрессоустойчивости.
В большинстве случаев стрессоустойчивость в литературе рассматривается с психофизической точки зрения. С юридической точки зрения этот термин используется профессорами В.Б. Княжевым, А.Ф. Майдыковым, Г.И. Деминым, которые выделяют ряд его существенных особенностей. «Во-первых, это сочетание двух слов «стресс» и «устойчивость», означающее устойчивость к стрессу. Второй особенностью является объединяющее свойство этих терминов, их содержательная качественная характеристика... Устойчивость же к стрессу (или стрессовой обстановке) является способностью личности человека противостоять стрессу» [4].
Таким образом, не претендуя на концеп-туальность предложенного определения, в общем виде стрессоустойчивость можно определить как способность системы выполнять поставленные перед ней задачи при изменении обстановки (обстоятельств, ситуации), вплоть до возникновения особых условий. Это один из важнейших компонентов общественной безопасности, характеризующих состояние общества, всех его сфер на различных уровнях управления.
В зарубежных странах уже в 80-е гг. ХХ века этому вопросу уделялось пристальное внимание. В частности, английский автор по результатам проведенного им исследования дея-
тельности английских полицейских пришел к выводу, что «подготовка всех полицейских должна осуществляться с учетом формирования у них готовности к стрессовой ситуации. Люди, поступающие в полицейские органы, должны проходить тщательную проверку, целью которой является определение их возможностей с точки зрения противодействия стрессу» [6].
В настоящее время в России вопросы формирования стрессоустойчивости различных органов и структур управления приобретают особую актуальность в связи с политической, социальной, экономической ситуацией в стране и в мире, что предопределяет необходимость обеспечения высокого уровня готовности общества и государства к эффективным действиям в указанной обстановке. Вышеизложенное в полной мере относится к органам внутренних дел.
Стрессоустойчивость органов внутренних дел должна включать в себя как стрессоустой-чивость каждого сотрудника, так и системы органов в целом. И здесь следует привести достаточно обоснованную позицию профессоров В.Б. Княжева, А.Ф. Майдыкова и Г.И. Демина, которые, рассматривая вопросы формирования стрессоустойчивости общества и государства, имеют в виду именно их «человеческое» (личностное) наполнение [4].
Формирование стрессоустойчивости системы органов внутренних дел должно проводиться по различным направлениям, в числе которых необходимо выделить следующие.
1. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в различных условиях на всех уровнях управления. Своевременное реагирование на изменение законодательства и приведение ведомственной нормативной правовой базы в соответствие с ним. В случае перераспределения полномочий между органами государственной власти или иных изменений в нормативном правовом регулировании необходимо приводить в соответствие с законодательством также и правоприменительные акты.
2. Разработка и принятие стратегии стрессо-устойчивости государства как составной части национальной безопасности. С этой целью необходима разработка соответствующей концепции формирования стрессоустойчивости органов внутренних дел, в рамках которой должны разрабатываться программы, планы действий в различных условиях (в частности, в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных природными, техногенными угрозами). Это важный элемент, который должен обладать достаточной мобильностью в сегодняшних постоянно меняющихся условиях.
3. Совершенствование системы подбора, развития и профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, органов управления,
управленческих коллективов. Повышение профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел с использованием активных и интерактивных форм обучения, оперативных и штабных учений, методов сплочения субъектов управления на основе системы межведомственного взаимодействия.
4. Морально-психологическая подготовка личного состава к действиям в условиях стрессовых факторов, которые рассматривались выше. Для формирования умений и навыков выполнения задач в подобных условиях необходимо моделировать стрессовые факторы во время учебных тренировок.
5. Создание, своевременное обновление системы ресурсного обеспечения, материального стимулирования сотрудников. Зарубежный опыт показывает, что во многих странах стрессоустой-чивость сотрудников правоохранительных органов обеспечивается определенными привилегиями: высокими должностными окладами, над-
Список литературы:
1. 2.
3.
4.
Конституция Российской Федерации. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212. Княжев В.Б., Майдыков А.Ф., Демин Г.И. Стрессоустойчивость в обществе и государстве и роль органов внутренних дел в ее формировании // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35).
бавками, дотациями за выслугу лет, предоставлением служебного жилья, земельных участков, которые впоследствии, при определенном стаже службы, переходят в собственность или могут быть выкуплены по невысокой цене.
6. Продуманное и эффективное техническое оснащение и своевременное переоснащение системы органов внутренних дел, что позволит повысить эффективность их деятельности, автоматизировать различные операции с целью сокращения задействованного личного состава органов внутренних дел, минимизировать риски для жизни, здоровья сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, деятельность органов внутренних дел повсеместно — как в повседневных, так и в особых условиях — связана с экстремальными ситуациями. Поэтому формирование стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел является требованием современности и необходимо для эффективной реализации задач и функций, возложенных на них.
5. Левин А.О, Потемкина Т.Н. Факторы, влияющие на достижение стрессоустойчивости сотрудника ОВД при прохождении службы в особых условиях // Стрессоустойчивость в системе противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства: матер. XVII Международ. научн.-практ. конф. М., 2015.
6. Westwood J. Federation must take lead on stress // Police. 1985. № 8. V. 17.
Тел.: 8 (499) 745-95-30
оэ О X
Z
a
О
X
X
л
<
и н s
X
<
a
X О
о
03 ¡С <
Ä a s С
s н и о X
л
<
и н
Ü $ и , с Ы ' S
Р х
< 5 8 с
X и и ш с о
79