Научная статья на тему 'Стрессоустойчивость студенческой молодежи как показатель здоровья и безопасности жизнедеятельности'

Стрессоустойчивость студенческой молодежи как показатель здоровья и безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
477
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / АДАПТАЦИЯ / КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ / STRESS TOLERANCE / STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / ADAPTATION / CLUB ACTIVITIES / SAFE LIFESTYLE / REHABILITATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Минбулатова Изахат Сайпудиновна, Магомедов Рустам Вагидович

В настоящей статье изучены условия, факторы и критерии, влияющие на формирование активной, здоровой, стрессоустойчивой личности в процессе обучения в вузе. Процесс повышения эмоциональной устойчивости студентов представляет собой системный, последовательный и многогранный процесс, направленный на подготовку эмоционально зрелой, конкурентоспособной личности, способствующий повышению адаптационных возможностей организма, обеспечивающий психологическое, физическое, социальное благополучие и формирование безопасного образа жизни. С этих позиций, повышение ресурсов психологической адаптации личности через организацию клубной деятельности как добровольной, открытой, самоуправляемой и вариативной по своему содержанию, является, по нашему мнению, наиболее эффективной и способствующей повышению ресурсов стрессоустойчивости личности, комплексному развитию физических и психических качеств, повышению иммунитета и жизненного тонуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Минбулатова Изахат Сайпудиновна, Магомедов Рустам Вагидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stress stability of student youth as an indicator of health and safety of life

This article studies the conditions, factors and criteria that influence the formation of an active, healthy, stress-resistant personality in the process of learning at a university. The process of increasing the emotional stability of students is a systemic, sequential and multifaceted process aimed at preparing an emotionally mature, competitive personality, contributing to an increase in the adaptive capabilities of the body, ensuring psychological, physical, social well-being and the formation of a safe lifestyle. From these positions, increasing the resources of psychological adaptation of an individual through the organization of club activities as voluntary, open, self-governing, and varied in content, is, in our opinion, the most effective and contributing to increasing resources of stress resistance of an individual, the integrated development of physical and mental qualities, increasing immunity vitality.

Текст научной работы на тему «Стрессоустойчивость студенческой молодежи как показатель здоровья и безопасности жизнедеятельности»

событий в прошлом и настоящем.

Для мужчин и женщин, практикующих йогу, характерны такие стратегии когнитивной регуляции эмоций как «позитивная переоценка», «фокусирование на планировании», «принятие». Людям свойственны размышления о том, какие следующие шаги лучше предпринять по отношению к случившемуся, мысли о принятии того, что случилось, поиск положительного смысла в произошедшем событии в целях личностного роста или приобретения нового опыта. В аспекте самоорганизации деятельности для респондентов характерна последовательная реализация поставленных целей. Они имеют развитые навыки тактического планирования. И для мужчин, и для женщин свойственно стремление к поставленной цели, к завершению начатого дела, способность усилием воли структурировать свою деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапкин, С.Н. Особенности психологического профиля лиц, занимающихся йогой / С.Н. Агапкин, А.Б. Мирошников // Спортивный психолог - 2017. - № 2 (45). - С. 48-52.

2. Беребен, О.И. Йога как один из способов развития смысложизненных позиций личности : коллективная монография / О.И. Беребен // Наука и образование: современные тренды / гл. ред. О.Н. Широков. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 5-20.

3. Корнеенков, С.С. Психология йоги: ступени йоги и уровни сознания человека / С.С. Кон-неенков // Научный диалог. - 2012. - № 11. - С. 37-51.

4. Кожухарь, Г.С. Особенности взаимосвязи самоотношения и осмысленности качества жизни у людей, практикующих йогу / Г.С. Кожухарь, И.А. Тимощенко // Восточно-Европейский научный журнал. - 2016. - Т. 9. - № 4. - С. 42-45.

5. Головей, Л.А. Психологическая зрелость личности / Л.А. Головей. - Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2014. - 240 с.

REFERENCES

1. Agapkin, S.N. and Miroshnikov, A.B. (2017), "Features of the psychological profile of persons engaged in yoga", Sports psychologist, No. 2 (45), pp. 48-52.

2. Bereben, O.I. (2014), "Yoga as one of the ways of development of life positions of personality", Science and education: modern trends, collective monograph, Interactive plus, Cheboksary, pp. 5-20.

3. Korneenkov, S.S. (2012), "Yoga psychology: yoga stages and levels of person's consciousness", Scientific dialogue, No. 11, pp. 37-52.

4. Kozhukhar, G.S. and Timoshhenko, I.A. (2016), "The features of the relationship of self-attitude and meaningfulness of the life's quality of people practicing yoga", Eastern European scientific journal, Vol. 9, No. 4, pp. 42-45.

5. Golovej, L.A. (2014), Psychological maturity of personality, Scythia-print, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.09.2019

УДК 159.9

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Меседо Омаровна Шуайбова, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала; Изахат Сайпудиновна Минбулатова, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Рустам Вагидович Магомедов, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала

Аннотация

В настоящей статье изучены условия, факторы и критерии, влияющие на формирование активной, здоровой, стрессоустойчивой личности в процессе обучения в вузе. Процесс повышения

эмоциональной устойчивости студентов представляет собой системный, последовательный и многогранный процесс, направленный на подготовку эмоционально зрелой, конкурентоспособной личности, способствующий повышению адаптационных возможностей организма, обеспечивающий психологическое, физическое, социальное благополучие и формирование безопасного образа жизни. С этих позиций, повышение ресурсов психологической адаптации личности через организацию клубной деятельности как добровольной, открытой, самоуправляемой и вариативной по своему содержанию, является, по нашему мнению, наиболее эффективной и способствующей повышению ресурсов стрессоустойчивости личности, комплексному развитию физических и психических качеств, повышению иммунитета и жизненного тонуса.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, студенческая молодежь, образовательная среда, психологический портрет, адаптация, клубная деятельность, безопасный образ жизни, программа оздоровления.

STRESS STABILITY OF STUDENT YOUTH AS AN INDICATOR OF HEALTH AND

SAFETY OF LIFE

Mesedo Omarovna Shuaybova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Medical University, Makhachkala; Izachat Saypudihovna Minbulatova, the candidate of biological sciences, senior teacher, Rustam Vagidovich Magomedov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala

Annotation

This article studies the conditions, factors and criteria that influence the formation of an active, healthy, stress-resistant personality in the process of learning at a university. The process of increasing the emotional stability of students is a systemic, sequential and multifaceted process aimed at preparing an emotionally mature, competitive personality, contributing to an increase in the adaptive capabilities of the body, ensuring psychological, physical, social well-being and the formation of a safe lifestyle. From these positions, increasing the resources of psychological adaptation of an individual through the organization of club activities as voluntary, open, self-governing, and varied in content, is, in our opinion, the most effective and contributing to increasing resources of stress resistance of an individual, the integrated development of physical and mental qualities, increasing immunity vitality.

Keywords: stress tolerance, students, educational environment, psychological portrait, adaptation, club activities, safe lifestyle, rehabilitation program.

В современных условиях нестабильного развития общества, влияния комплекса негативных факторов природной, техногенной и социальной среды, наблюдается изменение системы ценностей студенческой молодежи, ухудшение показателей психического и физического здоровья, образа жизни и т.д. Несомненно, состояние здоровья молодежи связано с качеством образования и воспитания, является экономическим и культурным потенциалом общественного развития, отражает социально-экономическое и медико-социальное благополучие общества. Об актуальности формирования навыков безопасного мышления и здорового образа жизни обучающихся изложено и в Федеральном законе РФ «Об образовании», где говорится о том, что: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».

Следует отметить, что студенческая молодежь относится к особой социальной группе, которая отличается своеобразным социальным поведением и психологией, условиями жизни и быта, надеется на свои способности и крепкое здоровье, при этом забывают, что здоровье является важным жизненным ресурсом.

Различные научные подходы к проблеме обеспечения психологической безопасности и формирования стрессоустойчивости студенческой молодежи позволяют выявить имеющиеся проблемы, влияющие на обеспечение безопасности и сохранение здоровья во время обучения в вузе [2, 3, 4, 5]

Изучением стрессов и их воздействием на организм человека занимались такие ученые как: Варданян Б^., Дьяченко М.И., Лазарус Р.С., В. Лысенко С.В., и др., которые счи-

тают, что учебный процесс в вузе связан с нервно-эмоциональными перегрузками, что приводит к дисгармонии в психической сфере и нарушению здоровья. Но в то же время отмечается о необходимости воздействия стресса в небольшой дозе, поскольку отсутствие раздражителей или их низкий уровень могут приводить к снижению адаптационных возможностей организма и сопротивляемости к воздействию экстремальных факторов. Следовательно, высокая эмоциональная и умственная нагрузка, необходимость приспособления к новым условиям проживания и обучения оказывает негативное воздействие на студентов, которое в перспективе может привести к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста [1, 2, 3, 4].

Целью настоящего исследования является изучение психологической сущности эмоциональной устойчивости и проведение эксперимента, направленного на повышение стрессоустойчивости студенческой молодежи.

В нашем исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов лечебного факультета Дагестанского государственного медицинского университета в количестве 188 человек.

В рамках констатирующего эксперимента, мы предложили участникам определить свой уровень тревожности, согласно методике Дж. Тейлора, используя шкалу «проявления тревожности». При этом вопросы отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI) на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Опросник состоит из 60 утверждений и ориентирован на выявление уровня тревожности как одного из важных показателей адаптиро-ванности личности.

Согласно вышеописанному опроснику, результаты теста с количеством 40-50 баллов, рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-39 баллов указывают на высокий уровень тревоги, 15-24 баллов свидетельствует о среднем уровне (с тенденцией к высокому), 5-14 баллов средний уровень (с тенденцией к низкому), 0-4 балла характеризует низкий уровень тревоги.

Полученные результаты опроса послужили основой для выделения соответствующих групп, с которыми будет проводиться определенная работа с учетом индивидуальных особенностей, уровней тревоги, подверженности стрессовым ситуациям и т.д.

Таким образом, в экспериментальную группу были определены студенты с высоким и очень высоким уровнем тревоги, в промежуточную группу испытуемые со средним уровнем тревожности и в контрольную группу с низким уровнем. В ходе наблюдения выяснилось также, что студенты с высоким уровнем тревоги находятся в постоянной борьбе с окружающим миром. При этом свойственное им честолюбие, агрессивность, воинственность, конфликтность, нетерпеливость, раздражительность, склонность к соперничеству и враждебность по отношению к конкурентам, являются результатом воздействия стрессоров. У них отмечались такие, например, привычки, как сидение на краю стула, постукивание пальцами по столу, враждебность, нервозность во время пауз в разговоре. Они соревновательны и амбициозны, им свойственно стремление к достижениям и признанию, а также агрессивность, спешка, беспокойство и внутренняя неуверенность, бурно выражают свое отношение ко всему, что происходит, общительны, размахивают руками, жестикулируют, громко говорят и смеются; часто срываются, сердятся, начинают ругаться, но тут же забывают причину своей злости.

Испытуемым со средним уровнем тревожности присущи такие качества как замкнутость, заторможенность, сдержанность в мимике и жестах, редко выходят из себя, но зато, если уж разойдутся, то долго не могут успокоиться. В то же время такие личности хорошо умеют прятать свои чувства, но очень нервные внутри. Поведение у них связано с робостью, скованностью, готовностью без всякого сопротивления примириться с любыми поворотами судьбы и постоянным ожиданием новых ударов и неприятностей. Участникам исследования с низким уровнем тревоги характерна большая расслабленность, внимание

к собеседнику, отличается свободным отношением к миру и окружающим людям, удовлетворенностью существующим положением и отсутствием напряжения, обладает готовностью к ведению безопасного образа жизни, регулярно занимаются спортом и т.д. Психологический портрет стрессоустойчивой личности представлен такими характеристиками как уравновешенность, эмоциональная устойчивость, ответственность, сдержанность, предприимчивость, жизнерадостность и активность. Им свойственно легкость отказа от практических суждений, они больше оперируют абстрактными понятиями; коммуникабельны, быстро устанавливают глубокие контакты с людьми, умеют прощать обиды, терпеливы и доброжелательны.

В ходе исследования нами также была установлена связь уровня тревожности с состоянием иммунитета. Так участникам экспериментальной группы с повышенной тревожностью, свойственны нарушения иммунного статуса, проявляющиеся в увеличении частоты заболеваемости, затяжным течением и т.д. Об этом свидетельствуют результаты, представленные Республиканским центром охраны здоровья подростков и студенческой молодежи г. Махачкалы, где проведенная в 2017-2018 гг. медицинская диспансеризация позволила выявить спектр различных заболеваний, в среднем у каждого обследуемого имеется от 1,1 до 1,8 отклонений, в том числе психического здоровья [5].

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа, где на первом этапе составлялся список участников опрос и выявление основных сведений об уровне тревожности участников исследования, проведение индивидуальных бесед, выявление круга их интересов, увлечений, отношения к безопасному образу жизни и т.д.

Второй этап включал в себя анализ и учет психического состояния студентов, принадлежности к определенной группе, создание дружеской атмосферы, способствующей эффективному сотрудничеству, подбор наиболее эффективных условий, методов, средств и форм коррекции и управления стрессом и т.д.

С участниками экспериментальной группы проводилась работа, направленная на обучение технике расслабления и новому стилю жизни; осознание собственных ценностей, что позволяет установить приоритеты и эффективно управлять временем; установление долгосрочных целей; выбор и отделение второстепенных задач от важных для него, соответствующих его жизненным интересам целям.

Следует отметить, что информирование студентов о сохранении психического здоровья и повышении стрессоустойчивости осуществлялось с помощью кооперативного обучения, обеспечивающее переход от пассивных форм восприятия информации к более активной, через диспуты, сюжетно-ролевые игры и т.д. в рамках клубной деятельности. Применение таких методов способствует переоценке студентами ценностных ориентиров, признанию и реализации потенциальных возможностей и способностей, в частности к продуктивному изменению образа жизни.

Как известно, клубное движение является наиболее привлекательной реализации интересов для молодежи, но наметившаяся тенденция к закрытию подростковых клубов, приводит к тому, что молодые люди идут в места, где может и не быть социально полезного дела, но есть возможность проявить себя даже в сомнительных поступках.

С этих позиций, повышение ресурсов психологической адаптации личности через организацию клубной деятельности, как добровольной, открытой, самоуправляемой и вариативной по своему содержанию является, по нашему мнению, наиболее эффективной и способствующей повышению ресурсов стрессоустойчивости, комплексному развитию физических и психических качеств, повышению иммунитета и жизненного тонуса. При этом студенты, вовлеченные в систему такого самовоспитания, в рамках клубной деятельности, превосходят обучаемых по стандартным вузовским программам, за счет проявления самостоятельности, активизации психоэмоциональной сферы личности, построения межличностных отношений, социальной адаптированности и т.д. Следовательно, формирование психологической мотивации учебной деятельности, владение технологией управления

стрессом, оптимальная двигательная активность, отказ от вредных привычек, соблюдение режима сна и отдыха и др., рассматриваются нами как условия, способствующие формированию стрессоустойчивости и здорового образа жизни.

Третий этап эксперимента проводился с целью определения динамики изменения эмоциональной устойчивости студентов, оценки навыков психической саморегуляции.

Исследование проводилось в контрольной, промежуточной и экспериментальной группах в начале и конце учебного года (диаграммы 1, 2).

На диаграммах 1 и 2 видно, что показатель высокого уровня тревожности исследуемых в экспериментальной группе составляет 51,3% в начале учебного года, а в конце года этот показатель снизился до 31,1%, в промежуточной группе также наблюдается снижение уровня тревожности студентов от 42,7% до 35,9%. В контрольной же группе показатели психической напряженности (тревоги), наоборот увеличились на 8,5% и составляет 35,4% опрошенных.

% 60 50 40 30 20 10 0

m

42,7 37,4 35,2 41,5

31,6

экспериментальная группа

промежуточная группа

контрольная группа

высокии уровень среднии уровень низкии уровень Диаграмма 1 - Динамика изменения уровня тревожности студентов в начале года

%

50 40 30 20 10 0

экспериментальная группа

промежуточная группа

контрольная группа

высокий уровень средний уровень низкий уровень Диаграмма 2 - Динамика изменения уровня тревожности студентов в конце года

Таким образом, сравнительный анализ изменения показателей уровня тревожности, полученных в конце учебного года, после проведения коррекционной работы в рамках клубной работы, выявил их достоверные отличия. Так, у студентов с низким уровнем напряженности (11,3%) в начале эксперимента, и повышением этого уровня до 45,5% объясняется достижением баланса между стрессом и выбором индивидуальной стратегии поведения, что в целом отражает повышение уровня стрессоустойчивости обследуемых и свидетельствуют об эффективности применения разработанной технологии управления стрессом для студентов с низкой и средней психической устойчивостью.

Полученные результаты нашего исследования позволили выделить следующие факторы, способствующие повышению стрессоустойчивости личности в различных ситуациях: адаптация к образовательной среде; способность к саморегуляции, умение выстраивать межличностные отношения; эмоциональная устойчивость личности.

Необходимо отметить, что студенты с высоким и средним уровнем тревожности, вначале эксперимента, т.е. на первом этапе исследования чувствовали себя достаточно дискомфортно, поскольку участие в клубной работе в новой и непривычной для них обстановке, приводит к психической напряженности, чему подтверждение результаты исследования, представленные в диаграммах 1 и 2. При этом студенты с низким уровнем тревожности, чувствуют себя спокойно, стремятся установить доброжелательные отношения со всеми участниками, выясняют непонятную для них информацию, принимают активное участие в дискуссиях, обсуждениях, ролевых играх и т.д.

Итак, проведенная нами работа, направленная на включение личности в активную самостоятельную деятельность, способствует формированию качеств повышающих стрессоустойчивость, при этом методы и средства для коррекции психоэмоционального состояния подбирались в зависимости от индивидуальных показателей, полученных на предварительном этапе исследования и вошедших в структуру студентов с высоким уровнем тревожности, а программа клуба направлена на повышение уверенности, снятие внутренней напряженности, агрессии, приобретение навыков избавления от обиды и других отрицательных эмоций, умение выстраивать доверительные диалоговые отношения и т.д.

Следовательно, после того как студент благополучно проходит процесс адаптации к новой для него социальной среде, он испытывает внутреннюю потребность в развитии и проявляет готовность к самосовершенствованию, что является интегральным показателем, отражающем результаты проведенной работы, в процессе которой обучающийся приобретает необходимый уровень знаний, умений и навыков для формирования эмоционально устойчивой личности.

Таким образом, процесс укрепления и сохранения психологической устойчивости обучающихся в ходе образовательного процесса, представляет собой системный, последовательный и многогранный процесс, направленный на подготовку психологически устойчивой, эмоционально зрелой и конкурентоспособной личности, разработку способов повышения адаптационных возможностей организма, создание условий, обеспечивающих психологическое, физическое и социальное благополучие и способствующих формированию безопасного образа жизни в процессе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы : сборник статей. - М. : Наука, 1983. - С. 542-543.

2. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психол. аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - Минск : Изд-во "Университетское", 1985. -206 с.

3. Лысенко, С.В. Факторы психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях / С.В. Лысенко // Актуальные проблемы психологии глазами студента : материалы IV Всерос. науч. студ. конф. - Тамбов, 2010. - С. 196.

4. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Марищук В.Л. - Л., 1982. - 351 с.

5. Шуайбова, М.О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шуайбова М.О. - Махачкала, 2011. - 22 с.

REFERENCES

1. Vardanyan, B.Kh. (1983) "Mechanisms of regulation of emotional stability", Categories, principles and methods ofpsychology. Mental process; collection of works, Science, Moscow, pp. 542-543.

2. Dyachenko, M.I., Kandybovich, L.A. and Ponomarenko, V.A. (1985), Readiness to work in stressful situations, Psychological aspect, publishing house University, Minsk.

3. Lysenko, S.V. (2010), "Factors of psychological stability of the person in stressful situations", Actual problems of psychology through the eyes of the student: materials IV All-Russian scientific. stud.

conf., Tambov, pp. 196.

4. Marishchuk, V.L. (1982), Psychological bases of formation of professionally significant qualities, dissertation, St. Petersburg.

5. Shuaibova, M.O. (2011), Pedagogical conditions offormation of healthy lifestyle of students, dissertation, Makhachkala.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.09.2019

УДК159.9.075

КРАТКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

Марина Владимировна Яворская, старший преподаватель, Ольга Евгеньевна Хмелевская, кандидат психологических наук, доцент, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток

Аннотация

В представленном кратком анализе имеющихся работ по изучению психологических особенностей детей и подростков с диспластическими процессами выявлено, что у пациентов с диспласти-ческими аномалиями диагностирована сниженная субъективная оценка своих возможностей, претензий, неуверенность в себе, утомляемость, ранимость, эмоциональная лабильность, сниженное настроение, самооценка, работоспособность, личностная тревожность, ранимость, конформизм, низкая нервно-психическая устойчивость, депрессивные тенденции с высоким эмоциональным напряжением, неустойчивым настроением, снижение социальной активности, физическими и эмоциональными нагрузками, затруднённая социальная адаптация, выраженными непродуктивными копинг-стратегиями, инфантилизм, тревожно-мнительными, ипохондрическими чертами характера, обсес-сивно-фобическими расстройствами.

Ключевые слова: дети и подростки, дисплазия соединительной ткани, повышенный психологический риск.

SUMMARY OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH AMONG THE CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH CONNECTIVE TISSUE DYSPLASIA SYNDROME Marina Vladimirovna Yavorskaya, the senior teacher, Olga Evgenievna Khmelevskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Pacific State Medical University, Vladivostok

Annotation

In the presented brief analysis of the available studies on the psychological characteristics of children and adolescents with dysplastic processes, it was revealed that patients with dysplastic anomalies were diagnosed with a reduced subjective assessment of their abilities, complaints, self-doubt, fatigue, vulnerability, emotional lability, lowered mood, self-esteem, working capacity, personal anxiety, vulnerability, conform-ism, low neuropsychic resistance, depressive tendencies with high emotional stress tension, unstable mood, decreased social activity, physical and emotional stress, difficult social adaptation, expressed unproductive coping strategies, infantilism, anxious-suspicious, hypochondriacal character traits, obsessive-phobic disorders.

Keywords: children and adolescents, connective tissue dysplasia, increased psychological risk.

ВВЕДЕНИЕ

Современные исследования длительно текущих заболеваний представляет собой одну из актуальных проблем медицинской психологии. Оценка влияния возможных факторов на функционирование человека при длительно протекающих заболеваниях, на его поведение и когнитивные способности представляет собой важную составляющую часть личности. Возрастающая стрессогенность социальной среды приводит к увеличению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.