чения форм занятости сельского населения и повышения уровня его доходов является развитие сельского туризма.
В настоящее время в России, в отличие от других Европейских стран и стран ближнего зарубежья, систематическая работа по развитию сельского туризма практически не ведется. Тем не менее, крупные аграрные регионы обладают необходимыми условиями для развития данного направления.
Осуществлению туристической деятельности в Алтайском крае способствуют благоприятные природно-климатические условия, разнообразие природных ландшафтов и наличие большого количества историко-культурных памятников. В 2008 г. в крае отдохнули и поправили здоровье около 625 тыс. человек. Кроме того, в крае сосредоточены уникальные запасы радоновых вод и лечебных грязей, что позволяет осуществлять динамичное развитие лечебно-оздоровительной сети (Завьловский район, Славгородский район).
В настоящее время в крае прием туристов осуществляют 46 граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и 4 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые способны одновременно принять около 500 туристов.
Основными мотивами для развития сельского туризма в Алтайском крае можно определить следующие: агротуристический продукт отвечает запросам главного потребителя турпродукции - среднего класса, учитывает особенности его образа жизни, психологические и культурные потребности, кроме того, размещение туристов может явиться весомой составляющей в доходах сельского насе-
ления, позволит реализовать часть продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах граждан.
Основными факторами, сдерживающими развитие сельского туризма в Алтайском крае, являются: слабая материально-технической база данной сферы деятельности, низкое развитие инфраструктуры в сельской местности, отсутствие необходимого информационного обеспечения участников туристической деятельности в сельской местности. На наш взгляд, в современных условиях решение изложенных проблем возможно только с использованием комплексного подхода на основе программноцелевого метода.
В 2009 г. в Алтайском крае принята ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма в Алтайском крае», которая будет способствовать социально-экономическому развитию
сельских поселений, повышению занятости и доходов сельского населения. Общий объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета составит более 50 млн руб. В систему программных мероприятий включены пять основных блоков: нормативно-правовое обеспечение мероприятий по организации сельского туризма государственная поддержка ЛПХ и К(Ф)Х, оказывающих услуги сельского туризма, создание необходимой инфраструктуры.
По результатам реализации программных мероприятий предполагается, что численность населения, занятого в сфере сельского туризма, увеличится в три раза, производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах возрастет на 2%.
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ (на примере Баймакского муниципального района Республики Башкортостан)
А.А. Барлыбаев, д.э.н., проф., зав. лаб., У.А. Барлыбаев, мл. науч. сотр. Сибайского фил. АН Республики
Сельские территории современной России переживают сегодня затяжной системный кризис, который обусловлен историческими причинами и ходом рыночных преобразований. Он проявляется через целого ряда взаимосвязанных проблем. Начиная от низкой конкурентоспособности (эффективности) сельского хозяйства, снижения качества сельской жизненной среды, слабой социальной защищенности сельских жителей до разрушения сельского сообщества, неэффективной структуры органов местного самоуправления, отсутствия многих институтов гражданского общества и правовых основ сельского развития, утраты ценностей крестьянской культуры и потери исторически освоенных агроландшафтов.
Сложность и неоднозначность осуществляемых в аграрном секторе современной России преобразований крайне обострили проблему теоретического обоснования его устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Однако сегодня нельзя уверенно утверждать, что государственная власть на всех уровнях обладает четким и ясным видением стратегии развития сельской местности, целей, методов и механизмов их осуществления. Необходима разработка принципиально нового, отвечающего вызовам времени теоретико-методологического подхода к разработке стратегии развития сельских территорий.
Концепция устойчивого развития, пришедшая на смену теории экономического роста, является наиболее перспективной базой для стратегических исследований на селе. Эта концепция во многом
представляет собой синтез теоретических положений общего и абстрактного характера, в которых слабо учитываются конкретные территориальные и местные условия и особенности.
Достигнутый уровень местной экономики и социального развития, исторически сложившаяся специфика размещения производства и социальных объектов, особенности географического положения, природно-климатические условия, менталитет населения и руководителей, демографическая ситуация и т.д. оказывают решающее влияние на социальноэкономическое положение сельских территорий. Поэтому остро стоит проблема использования идей и положений концепции устойчивого развития на уровне конкретных регионов и территорий, в том числе, для разработки стратегии социально-экономического развития последних.
Целью данного исследования является обоснование необходимости развития концепции устойчивого развития применительно к условиям конкретных сельских территорий России и разработка стратегической модели устойчивого развития Баймакского муниципального района Республики Башкортостан.
Реализация поставленной цели предопределила следующие задачи исследования:
- выявить актуальные проблемы развития сельских территорий;
- изучить теоретические основы и методические подходы к формированию концепции устойчивого развития;
- обосновать необходимости развития концепции устойчивого развития применительно к условиям конкретных сельских территорий России;
- обосновать механизмы совершенствования управления и разработать модель стратегического управления устойчивого развития сельских территорий Республики Башкортостан.
Республика Башкортостан относится к числу тех российских регионов, которые не пошли по пути поспешного роспуска колхозов и совхозов, а придерживались стратегии постепенного перевода сельского хозяйства на рыночные условия через сохранение и поддержку крупных сельских производителей, адаптацию их к новой ситуации. «Многие уже знают, - говорил в 1998 г. Президент Республики М.Г., Рахимов, -мы в Башкортостане не стали разрушать тот образ жизни и уклад общественного производства, который сформировался у нас на селе, не последовали настоятельным рекомендациям центра по ликвидации существующих форм хозяйствования. Мы предоставили крестьянам возможность самим выбирать способы хозяйственной деятельности и формы собственности. Однако большинство из них сегодня, я повторяю, еще организационно, а главное, психологически не готово индивидуально работать на земле. Селян столько времени приучали к коллективному труду, что колхозы и совхозы у нас превратились в разновидность не только производственной и трудовой организации, а в коллективно - общинную форму жизни людей» [1].
На начальном этапе аграрных реформ такой подход в определенной мере оправдывал себя. В частности, спад сельскохозяйственного производства был существенно ниже, чем в целом по Российской Федерации. Так, например, валовая продукция сельского хозяйства Республики Башкортостан в 1994 г. по сравнению с 1990 г. сократилась на 15% против 27% по России в целом и 24% по Уральскому району. Разумеется, что здесь причину нельзя видеть только в том, что не были ликвидированы в один момент колхозы и совхозы. Немалую, а может быть главную, роль в сохранении сравнительно удовлетворительного состояния дел в сельском хозяйстве за указанный период сыграла значительная поддержка отрасли со стороны правительства республики. Например, за эти годы совокупные расходы республиканского бюджета на поддержку села и обеспечения его социально-экономического развития достигали порой трети всех бюджетных расходов [2].
Однако во второй половине 1990-х гг. стало ясно, что инвестированные в агропромышленный комплекс государственные средства не дают желаемых результатов: финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий продолжалось ухудшаться, их объемы производства, а также поголовье и продуктивность скота угрожающе снижались, долги по заработной плате, перед бюджетом и другими кредиторами росли.
Углубляющийся кризис в аграрном секторе в условиях значительной материальной и финансовой его поддержки руководство республики вначале связывал растущим диспаритетом в ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, некомпетентностью руководителей предприятий, падением исполнительской и трудовой дисциплины среди работников, специалистов и управленцев.
В начале нового тысячелетия у руководства республики уже не вызывает никаких сомнений необходимость коренных изменений в сельском хозяйстве. Исчезла последняя надежда на то, что колхозы и
совхозы в нынешнем виде смогут адаптироваться к рынку и вывести село из кризиса. Наконец пришло понимание того, что без наличия эффективного собственника и эффективного менеджмента в отрасли, вложенные в нее государственные средства, мягко говоря, не дают должного эффекта.
Необходимость такого перехода обусловлена, по мнению Премьер Министра республики Р.И. Байдавле-това, еще и тем, что «... провести реформы только «сверху», как это бывало в прошлом, сегодня уже вряд ли возможно. Мы можем написать не одну программу, принять десятки постановлений по реформированию, но стоит ли бумагу изводить, если эффект от этого -нулевой. При ограниченных возможностях бюджета сдвинуть «воз» с места удастся только в том случае, если в него впрягутся в первую очередь сами сельхозпроизводители. Трудовым коллективам самим должно быть виднее, что и как изменить, чтобы выжить» [3].
Дальнейший ход агарной реформы выявил новые проблемы. Были ликвидированы коллективные хозяйства, а на их месте появлялись сельскохозяйственные производственные кооперативы, агрофирмы и различные общества.
Аграрная реформа проведенная в Республике помогла сохранить село, и не допустить его полного развала, но продолжающиеся мероприятия раскрыли другую проблему.
Сегодня наблюдается очевидность неоднородности сельских территорий республики, так как. одни и те же решения на разных сельских территориях давали разные результаты. Появилась перекосы в развитии сельских территорий, т.е. появление отдельных депрессивных районов, где кроме изменения организационной формы бывших колхозов и совхозов, изменилась только «вывеска», по сути, все остальное структура, кадры, менеджмент остались на прежнем уровне.
Поэтому для эффективной и сбалансированной жизнедеятельности сельских территорий данный подход требует существенного обновления и диверсификации. В современных условиях меры по развитию аграрного производства должны быть дополнены проектами комплексного и устойчивого развития сельских территорий, охватывающих не только аграрное производство, но и лесное, водное хозяйства, местную промышленность, туризм, социально-бытовую инфраструктуру и другие виды деятельности, без развития которых неосуществимо увеличение эффективности сельской экономики и улучшение условий проживания в сельской местности. Разрабатываемые проекты должны быть привязаны к конкретным территориям.
В работе проведено исследование по внедрению данной стратегии на примере Баймакского муниципального района Республики Башкортостан.
Баймакский район расположен в юго-восточной части Республики Башкортостан, основными направлениями экономической деятельности которого, являются горнодобывающая, машиностроительная промышленность и сельское хозяйство.
В целом район относится к депрессивным, где стабильность социально-экономической ситуации обеспечивается за счет дотаций и субвенций из республиканского бюджета. Доля собственных доходов в общих расходах местного бюджета в 2007 г. составила лишь 22,8 % [4].
Для качественной оценки потенциала развития исследуемого нами муниципального района использован метод SWOT-анализа, который позволил комплексно рассмотреть существующие проблемы, иден-
тифицировать препятствия для будущего его развития, а также определить сильные и слабые стороны.
Исходя из анализа потенциала развития отдельных сельских поселений, нами проведено зонирование территории района.
Зонирование проведено с помощью реберного графа, в котором ребра соединяют сельские округа, имеющие общую границу. Используя построенный реберный граф и результаты расчетов различия сельских округов, была проведена группировка округов по правилу ближнего соседа, при условии наличия общих границ. Группировка позволила выделить 6 зон, которые во многом соответствуют природногеографическому делению и сходству направлений социально-экономического развития.
На основе выявленных потенциалов развития, возможностей и угроз нами были разработаны стратегические направления развития Баймакского муниципального района, привязанные к данным 6 зонам, имеющим потенциал для реализации определенных проектов.
Для обеспечения социально-экономического развития Баймакского муниципального района для каждой из зон, нами предложена реализация одного трех приоритетных муниципальных проектов: «Развитие АПК», «Развитие туризма», «Развитие традиционных народных промыслов» - своего рода «точек роста» местной экономики.
Решение социально-экономических проблем периферийных территорий зачастую видится односторонне и используемые сегодня подходы к их решению, в основном, исходят из концептуальной ос-
новы, которая отражает реалии уже отходящей в прошлое централизованно-директивной хозяйственной системы. Доминирует убеждение, что ключ к решению острейших социально-экономических проблем периферийных территорий заключается в государственных дотациях и инвестициях. Однако очевидно, что возможности для содержания за счет госбюджета территорий-реципиентов, для преодоления депрессивности огромных периферийных территорий с помощью государственных инвестиций объективно будут сужаться. Главным направлением решения названных проблем должно стать рациональное использование имеющегося у данных территорий производственного, материально-технического, социального, историко-культурного и природно-рекреационного потенциала на основе радикального повышения роли хозяйственных инициатив «снизу» и существенной активизации социально-экономической активности населения.
Источники
1. Республика Башкортостан в 1991-1995 гг. (Сообщение Госкомстата Республики Башкортостан) // Известия Башкортостана. - 1995. - 13 декабря.
2. АПК: тактика и стратегия реформ. Выступление Президента РБ М.Г. Рахимова на расширенном заседании Кабинета Министров РБ 1 февраля 2001 г. // Республика Башкортостан. - 2001. - 3 февраля.
3. Не кнутом, так пряником. Интервью Премьер-министра Башкортостана Р. И. Байдавлетова // Республика Башкортостан. - 2002. - 11 января.
4. Паспорт муниципального района Баймакский район за 2008 г.
ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА
Р.Р. Салахутдинова, к. соц. н., доц. Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Современные социально-экономические преобразования в России вызывают изменения социально-трудовых отношений. Все это отражается и на оценке населением своего реального социальноэкономического состояния, которая осуществляется, на основе анализа качества трудовой жизни (КТЖ). В этой связи исследование качества трудовой жизни, его факторов и составляющих, характеризуется особой актуальностью.
В рамках настоящего исследования мы остановились на изучении КТЖ работников сельского хозяйства - категории, одновременно и проблемной, и стратегически важной для сохранения продовольственной безопасности и культурной целостности страны и ее регионов. Учитывая, что сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную региональную специфику, данный вопрос рассмотрен на примере Республики Башкортостан (РБ). Эмпирическую базу исследования составили следующие источники: научные труды; материалы статистики; нормативно-правовые акты; результаты проведенного социологического обследования -анкетного опроса работников сельского хозяйства РБ. (Объем выборки составил 435 человек)
При оценке КТЖ работников сельского хозяйства мы применяли следующие показатели оценки: условия труда; организация труда; оплата труда; содержательность труда; социально-правовая защищенность субъектов социально-трудовых отношений. Оценка удовлетворенности трудовой жизнью нами определялась применительно к работникам, ра-
ботодателям, государству и обществу. Применительно к работнику КТЖ по указанным показателям оценка производилась посредством социологического опроса, на основе учета удовлетворенности той или иной составляющей каждого из показателей. В отношении других субъектов (работодатель, общество, государство) применяется дополнительная совокупность характеристик и методов исследования: анализ локальных и нормативных актов, государственных программ, нормативных договоров; анализ статистической информации; результаты наблюдения, а также иных методов исследования. В ходе исследования состояния КТЖ работников сельского хозяйства, по каждому из показателей обозначенных выше, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, оценка такого показателя КТЖ как условия труда работников сельского хозяйства осложнялась рядом обстоятельств, а именно отсутствием статистических данных, характеризующих число мест с вредными и опасными условиями труда, окончательных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда по отрасли. Все это не позволило адекватно оценить такой показатель как условия труда. Однако это косвенно свидетельствовало о низком качестве организационной работы в сфере обеспечения безопасных условий труда в сельском хозяйстве. В связи с этим, анализ условий труда производился на основании оценки удовлетворенности условиями труда работниками и косвенных характеристик, отражающих уровень произ-