СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ
HIGH SCHOOL DEVELOPMENT STRATEGY IN MODERN CONDITIONS BASED ON INNOVATION CLUSTERS FORMATION
УДК 330.342.4
МАКОВИИ Надежда Феодосьевна
проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат технических наук, доцент, [email protected]
MAKOVIY Nadezhda Feodosievna
Pro-rector for Research, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, [email protected]
КУДРяшОВ Вадим Сергеевич
документовед 1-й категории научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, kudvad88@ yandex.ru
KUDRYASHOV Vadim Sergeevich
Document Specialist of the 1st Category of the Research Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены современные подходы к формированию стратегии развития вуза в условиях реформирования системы профессионального образования на основе формирования инновационных кластеров. Формирование инновационных кластеров выдвигает новые требования к организации процесса образования и компетенции выпускников вузов. Поэтому необходимо сформировать новое видение процесса получения знаний в условиях создания инновационных кластеров и с учетом роли вузов в инновационном кластерном развитии.
Ключевые слова: стратегия развития, кластер, вуз, стратегические приоритеты, инновации, образование.
Abstract.
The article discusses current approaches to develop strategy of the Institution of Higher Education in terms of system reformation of vocational education through the innovative clusters development. Innovative clusters formation creates new demands on the education process organization and competence of graduates. Therefore it is necessary to form a new vision of learning process in terms of innovation clusters creation and the role of Institutions in the innovation cluster development.
Key words: development strategy, cluster, the Institution of Higher Education, strategic priorities, innovations, and education.
Вопрос формирования стратегий развития вузов в современных условиях инновационных преобразований в национальной экономике становится одним из важнейших направлений дальнейшего регулирования системы высшего профессионального образования. Демографический кризис, высокий уровень конкуренции на рынке образовательных услуг на национальном и мировом уровне диктуют необходимость проведения реформ по повышению конкурентоспособности высшего профессионального образования в России. Высокая конкуренция среди вузов, коммерциализация деятельности по предоставлению образовательных услуг в условиях демографического кризиса в стране, в условиях интеграции в европейское и мировое образовательное пространство обусловливают необходимость проведения реформ высшего профессионального образования [1].
За последние десятилетия в России проводятся реформы высшего образования, но они противоречивы и недостаточны для устойчивого функционирования и развития системы высшего профессионального образования в стране. Реформирование высшего профессионального образования должно быть неразрывно связано с федеральными и региональными программами социально-экономического развития территорий на основе кластерных преобразований в экономике, что позволит вывести национальную экономику на новый более высокий уровень развития, повысить конкурентоспособность и занять лидирующие позиции на мировом уровне. Выбор стратегических приоритетов развития вузов позволит сформировать систему получения новых знаний, опыта и навыков, соответствующих современным требованиям создания конкурентоспособной инновационной экономики регионов на основе кластерных преобразований.
На современном этапе развития системы предоставления образовательных услуг вузами отсутствует механизм координации процесса обучения, исследований, навыков овладения профессией на основе получения опыта [1]. Поэтому необходимо сформировать стратегии развития вузов для создания
системы предоставления образовательных услуг в современных условиях и дальнейшей перспективе.
Под стратегией вуза следует понимать создание конкуренции, содержащей комплекс взаимосвязанных мер по достижению поставленных целей и задач на основе изучения закономерностей, внешних и внутренних обстоятельств, обеспечивающих эффективную деятельность образовательного учреждения высшего профессионального образования. Стратегия развития вуза должна учитывать закономерности и концептуальные основы высшего образования в развивающемся обществе с учетом внешних и внутренних условий, соответствовать прогнозируемым тенденциям развития общества, определять цели и задачи, разрабатывать конкретные меры, технологии, методы, способы, организационные формы для достижения поставленных целей и задач. При этом в ней необходимо предусматривать комплекс взаимосвязанных мер и этапов решения задач, осуществляемых руководством и персоналом для достижения поставленных целей [2].
Стратегия развития вуза должна в себя включать:
• приоритеты и цели долгосрочного развития вуза на основе доминирующих принципов и традиций образовательного учреждения;
• постановку конкретных задач по достижению поставленных целей;
• конкретные этапы и шаги решения поставленных задач для достижения предполагаемых целей на основе имеющихся возможностей и с учетом благоприятных факторов;
• оценку эффективности деятельности вуза.
Разработка стратегии вуза является фундаментом для создания системы получения образовательных услуг высшего образования с учетом изменяющихся условий, на основе стратегического планирования и системы управления. Стратегическое планирование образовательного процесса вуза позволяет создать систему предоставления образовательных услуг на основе анализа имеющихся возможностей, перспектив развития и повы-
шения потенциала конкурентных преимуществ вуза в изменяющихся внешних условиях рынка образовательных услуг. При этом необходимо определить критерии эффективности деятельности вуза. Одним из важнейших показателей, на наш взгляд, является востребованность выпускников вуза на рынке труда.
Научно обоснованная стратегия развития вуза должна соответствовать реалиям сегодняшнего дня в перспективе долгосрочного прогноза развития системы высшего образования в стране, учитывая перспективные
планы социально-экономического развития регионов и страны в целом. Стратегия развития вуза базируется на положительной преемственности, при этом необходимо учитывать тенденции изменяющихся условий рынка в предоставлении образовательных услуг.
По нашему мнению, главной задачей стратегии развития вуза является долгосрочное устойчивое развитие в контексте социально-экономического развития общества, науки и техники, а также системы образования. На рисунке 1 представлены стимулы и движущие силы для разработки стратегии развития вуза.
Рисунок 1
Стимулы и движущие силы стратегии развития вуза
Основными принципами при формировании стратегии развития вуза являются:
• обеспечение развития системы образовательных услуг;
• получение высококачественных услуг высшего профессионального образования;
• взаимосвязь с общими тенденциями стратегий государственного развития высшего образования;
• адаптация образовательных услуг, предоставляемых вузом, к быстроизменяющим-ся условиям рынка с освоением новшеств и современных технологий образовательных процессов.
За последние двадцать лет в России превалировал этап несистемной реструктуризации вузов в целях выживания, перехода от жестко централизованной модели управления вузами к модели выживания в рамках
сокращения бюджетного финансирования. Сокращение бюджетного финансирования в 1992-2005 гг. привело к внедрению платных форм обучения, спектр специальностей и направлений подготовки практически не изменялся, силы вузов были сосредоточены на сохранении кадров и традиций вузов, не предполагая их развития. В 2006-2010 гг. в ходе профессионализации управления университетами возникла задача модернизации высшего профессионального образования и соответствия его уровня мировым стандартам образования [2]. В соответствии с данными задачами возникла необходимость применения опережающих стратегий развития высшего профессионального образования, изучения основ университетского маркетинга и менеджмента на основе исследования зарубежного опыта.
На современном этапе развития национальной экономики назрела необходимость соответствия уровня высшего профессионального образования требованиям инновационной экономики, призванной обеспечить социально-экономическое развитие общества, гибко реагируя на изменяющиеся условия рынка. Поэтому главной задачей вузов является разработка новых стратегий развития в соответствии с тенденциями инновационного развития национального рынка труда, обеспечения кадрами, соответствующими современному уровню развития науки и техники в сферах высоких технологий.
При разработке стратегий развития необходимо исходить из необходимости устойчивости и эффективности функционирования вуза в условиях изменяющейся среды. Развитие вуза на основе кластерной стратегии определяется при этом как комплекс принципов деятельности организации высшего профессионального образования и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей. Стратегия вуза в данном контексте определяется конкурентной позицией, системой ценностей, структурной организацией, мотивацией к занимаемому сегменту рынка образовательных услуг. Стратегия развития вуза должна быть подвижной, гибко реагирующей на внешние и внутренние обстоятельства, трансформируясь в зависимости от изменения рыночной ситуации.
Разработка стратегии осуществляется на основе миссии вуза, определения целей и главных задач, конкретных этапов их выполнения, маркетинговых исследований, исследований сегментов рынка образовательных услуг, исследований рынка труда и сегментации рынка потребителей. Стратегия развития вуза на основе кластерной концепции дает знания о потенциальных потребителях, сегментации рынка образовательных услуг, конкурентах и спектре образовательных услуг.
Одними из составляющих стратегии вуза на основе кластерного подхода являются креативная и коммуникационная модели развития [3].
Креативная модель подразумевает создание образа вуза, элементов наполнения и восприятия. Реализацией этой модели является создание имиджа вуза, который будет основой для взаимодействия вуза и потенциальных потребителей.
Процесс формирования имиджа вуза состоит из следующих этапов:
• идентификации вуза;
• позиционирования вуза;
• визуализации образа вуза как субъекта рынка образовательных услуг;
• создания символа образа вуза.
Комплекс сформированных ключевых посланий, которые образуют корпоративную идентичность вуза, определяет его образ как субъекта на рынке образовательных услуг (рисунок 2).
Рисунок 2
Воздействие корпоративной идентичности вуза на субъекты рынка образовательных услуг
Коммуникативная модель развития вуза определяется коммуникационной программой, включающей разработку логотипа, фирменного стиля и слогана, а также рекламу и другие соответствующие мероприятия по его продвижению.
Следующими этапами формирования стратегии являются:
• текущее оперативное планирование, включающее определение конкретных этапов, назначение ответственных исполнителей и сроков выполнения работ;
• формирование бюджета, необходимого для достижения целей вуза, с разработкой конкретных мероприятий и затрат, связанных с их реализацией;
• контроль за расходованием средств на основе мониторинга проведения работ и затрат на их реализацию по показателям деятельности;
• оперативное управление процессами реализации стратегии на основе анализа показателей деятельности вуза с целью повышения его эффективности.
Проводимая государством политика по развитию экономики на основе формирования инновационных кластеров предполагает развитие человеческого капитала, инфраструктуры регионов, поддержку развития и распространение новых знаний и технологий как важнейших условий повышения эффективности и конкурентоспособности экономик регионов с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом уровне. Реализация государственных, региональных, муниципальных кластерных программ инновационного развития экономики диктует новые высокие требования к подготовке кадров, отвечающих современным требованиям [3].
Целью формирования инновационного кластера является создание мощного, глобального инновационного центра в мировом масштабе. Для обеспечения функционирования инновационного кластера требуется создать систему образования по подготовке кадров для различных направлений и уровней подготовки, необходимых для высокотехнологичных отраслей экономики, а также решения производственных, сервисных, эксплуатационных задач функционирования инновационного кластера.
По нашему мнению, необходимо разработать следующие основные направления развития вуза в рамках кластерной концепции:
• формирование в кластере сообщества специалистов, способных эффективно осуществлять инновационную деятельность, осваивая новые знания, внедряя их на практике, передавая опыт и знания новым специалистам, необходимым для инновационного развития;
• создание необходимых благоприятных условий для формирования сообществ специалистов, преподавателей и аспирантов для решения инновационных задач;
• расширение интеграции науки, бизнеса и образования;
• создание новой парадигмы, содержания и методики образования, направленных не на транслирование знаний, а на управление познавательной деятельностью в процессе решения проблем методами активного обучения;
• создание новых подходов к организации НИР, формированию исследовательских навыков студентов и школьников в условиях рыночной экономики.
В рамках эффективного функционирования инновационного кластера также необходимо создать центр, который будет заниматься образовательной деятельностью по направлениям, связанным с инновационными технологиями, инжинирингом, научными исследованиями в условиях изменяющегося рынка.
Для развития инновационного кластера при взаимодействии с вузом необходимо:
1. Создание и развитие системы научно-образовательных центров (НОЦ) для интеграции образования, науки, бизнеса. Формирование исследовательской магистратуры на базе НОЦ, создание условий для проведения студенческих и производственной практик с обязательным проведением научно-исследовательских работ.
2. Создание ряда научных центров, имеющих современное оборудование, штатных сотрудников, способных в кратчайшие сроки проводить опережающие исследования по актуальным темам. Руководство данными центрами целесообразно осуществлять ученым, зарекомендовавших себя в определенных об-
52
петербургский экономический журнал • № 1 • 2014
ластях деятельности. В данных центрах необходимо осуществлять подготовку специалистов высокой квалификации, необходимых для внедрения инновационных разработок на предприятиях инновационного кластера.
3. Участие инновационного кластера в отечественных и зарубежных грантовых проектах, государственных и региональных целевых программах с привлечением предприятий-участников кластера, отдельных коллективов, специалистов.
В рамках инновационного кластера на базе интеграции образования, науки и бизнеса предполагается создание единого образовательного пространства с формированием базовых кафедр резидентов кластера, стажировкой преподавателей с целью получения компетенций изучения технологических цепочек кластера и подготовки новых специалистов в соответствии с современными требованиями. Функции заказчика по развитию системы подготовки новых специалистов возлагаются на структуру управления кластером, что предполагает незамедлительное реагирование на запросы рынка труда. Предусматривается создание информационных ресурсов кластера, реализация издательских программ и организация культурных мероприятий.
Функционирование инновационного кластера предполагает наличие инвестирования для создания университетского комплекса, в состав которого будут входить научно-образовательные центры, студенческий кампус, центры координации и интеграции развития образования в кластере, центр мониторинга и исследования прогнозов развития рынка
труда, центр электронного доступа к системе библиотек, центр сертификации и т. д. [3].
В инновационном кластере оценка эффективности работы производится на основе интегральных целевых индикаторов и показателей, необходимых для мониторинга деятельности кластера и принятия оперативных мер для повышения эффективности его работы. Показатели оценки деятельности кластера отражают эффективность образовательной, научной, инновационной деятельности, развитие кадрового потенциала и финансовые показатели деятельности.
Создание и функционирование инновационного кластера создаст благоприятные условия для самореализации молодых высококвалифицированных кадров, что несомненно даст хорошие плоды в будущем станет толчком для развития отечественной науки, образования, привлекая новые поколения молодых людей для создания новой инновационной национальной экономики, которая станет базой для социально-экономического развития страны.
По нашему мнению, создание научно обоснованной стратегии развития вуза предполагает развитие интеграционных процессов образования, науки, бизнеса с учетом реализации государственных, региональных кластерных программ инновационного развития экономики на основе поддержки, развития системы получения новых знаний как важнейшего условия повышения эффективности экономик регионов с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом уровне.
Список литературы
1. Плаксий С. И. Стратегия развития российских вузов // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 107-109.
2. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / Т. Л. Клячко и др. М.: ГУ ВШЭ, 2010.
3. Беляева Г. Д., Макарец А. Б., Федоренко Г. А. Подготовка кадров для инновационной экономики в условиях модернизации системы высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www. science-education.ru/106-7572 (дата обращения: 27.12.2013).