УДК 338.48(1-922) © Э.Б. Грушенко
Стратегия развития морского туризма в Евроарктической зоне
В статье рассматриваются стратегические направления развития морского туризма в Евроарктическом регионе России. Проанализированы современное состояние и перспективы развития арктического морского туризма как средства освоения Арктики в целях реализации задач Стратегии морской деятельности России в этом регионе. Определены приоритетные виды и формы морского туризма, обоснована стратегия создания системы особо охраняемых природных территорий в Баренцевоморском регионе России.
Морской туризм, Арктика, Баренцевоморский регион, морские круизы, атомный ледокол.
Эдуард Борисович ГРУШЕНКО
научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН
Морской туризм является одним из видов морехозяйственной деятельности. Основной формой морского туризма стали круизы — морские путешествия на судах. Круизный бизнес — самый динамично развивающийся и прибыльный сектор мирового туристического рынка, но Россия в нем занимает незначительное место. Помимо круизов морской туризм включает научно-экспедиционный туризм, дайвинг, морские экскурсии-прогулки в прибрежной зоне, наблюдение за морскими животными. Объектом туристского интереса служит сама морехозяйственная деятельность, морская история (морские музеи, суда-памятники и т. д.).
Арктический Баренцевоморский регион России, несмотря на суровые климатические условия, обладает туристической привлекательностью и определенными рекреационными возможностями. Мурманская область, омываемая сразу двумя морями, имеет самую длинную в России
береговую полосу. Даже студеное северное море дает уникальные возможности для отдыха и путешествий.
Научно-экспедиционный морской туризм и стратегия создания системы особо охраняемых уникальных территорий в Баренцевоморье
Баренцевоморский регион обладает уникальным потенциалом для научных исследований. Нетронутые естественные ландшафты арктической части Баренцево-морья являются своеобразными памятниками дикой природы. В регионе сохранилось историческое наследие полярных экспедиций из разных стран мира.
В 2008 г. международным Полярным фондом организованы экспедиции по трассе Севморпути — «Арктика-08» на научноисследовательских судах «Академик Федоров» и «Михаил Сомов». В 2009 г. по результам экспедиций планируется издать «Атлас культурного и природного наследия российской Арктики» [1].
Флагманом арктических исследований России является Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского НИИ культурного и природного наследия. За долгие годы работы МАКЭ в тесном сотрудничестве с Мурманским морским пароходством комплексно исследована историко-природная среда Арктики.
В результате многочисленных исследований МАКЭ предложено создать к 2010 г. в Арктике единую международную систему особо охраняемых территорий под условным названием «Арктическое кольцо». И первым регионом системы должно стать Баренцевоморье. В рамках этой системы предусмотрены комплексные мероприятия по формированию международного парка «Виллем Баренц» — в местах, связанных с экспедицией В. Баренца: это северное побережье Новой Земли, острова Вайгач, Матвеев, Мясной, юг Шпицбергена (Норвегия) и остров Медвежий (Норвегия) [2].
Также к 2010 г. предложено организовать национальный парк «Русская Арктика» на российской территории Баренцево-морского региона. Основная идея создания парка — взять под надежную государственную опеку и защиту огромную территорию в высоких арктических широтах, которая включает: архипелаг Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), остров Виктория, север Новой Земли и прилегающую к ним акваторию моря. Территория парка площадью 6 млн. 200 тыс. га включит самую крупную в Западной Арктике лежку атлантических моржей, ареал обитания белых медведей, оленей, гренландских китов, птичьи базары. Здесь планируется построить туристский центр и разработать экологические маршруты. В настоящий момент эту территорию посещают до 800 туристов в год [3].
Стратегической целью создания национального парка является обеспечение экологического баланса на крупной арктической территории. Это предполагает сохранение уникального наследия арктических территорий с включением его в меж-
дународную систему экологического туризма. Важнейшей является также цель обеспечения российского присутствия в регионах Арктики.
Арктические морские круизы
Туристические круизы на ледоколах в высокие широты Арктики были организованы в период перехода к рыночной экономике, начиная с 1990 г., на судах Мурманского морского пароходства (ММП). Арктический круиз на Северный полюс — это эксклюзивный российский турпродукт. Россия — единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. Все туры в Арктику ориентированы в основном на состоятельных иностранных туристов из стран Западной Европы, Америки и Азии.
С 1993 г. основным перевозчиком круизных туристов на Северный полюс становится атомоход «Ямал». Каждый рейс с 70 — 100 иностранными пассажирами на борту занимает около двух недель и стоит 20 — 25 тысяч долларов с человека. Сервис на борту ледокола соответствует уровню пятизвездочного отеля. Круиз выполняется по маршрутам: Мурманск — Шпицберген — Северный полюс; Мурманск — Земля Франца-Иосифа — Северный полюс с заходом на Новую Землю.
Для полярных круизов часто используется и дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын». Это судно ММП на 130 мест выполняет рейсы в основном на Шпицберген и Землю Франца-Иосифа.
Помимо ледоколов используется для полярных круизов с 2004 г. и пассажирский теплоход ледового класса ММП «По-лярис» с высоким уровнем размещения и обслуживания пассажиров. Теплоход работает по договорам тайм-чартера и обычно задействован в морских прогулках по Кольскому заливу (трехчасовая экскурсия до острова Сальный) и в морских круизах в Антарктику и на Шпицберген [4].
Фрахтователь судов ММП — московская туристическая компания «Тур Лэнд»,
которая в настоящий период является монополистом на российском арктическом сегменте международного рынка туристических услуг.
По нашей оценке, в 2008 г. ожидается около 2000 туристов на арктических маршрутах. Этот туристский поток остается постоянным уже несколько последних лет, что обусловлено не только высокой стоимостью туров, но и техническими возможностями перевозчиков [5]. Всего в 2008 г. планировалось осуществить семь арктических круизов на судах ММП.
Теплоход «Полярис», с 70 пассажирами на борту, выполнил два круизных рейса, протяженностью 13 дней, из норвежского порта Лонгьир (Шпицберген) к берегам архипелага Земля Франца-Иосифа. Причем среди иностранных туристов впервые были и несколько россиян. Во время круиза туристы наблюдают за полярными птицами и животными, высаживаются на многочисленные острова архипелага, где они видят уникальные арктические ландшафты. Также в 2008 году ледокол «Ямал» выполнил два рейса, длительностью по 16 дней, на Северный полюс через Землю Франца-Иосифа.
В 2008 г. на арктической трассе дебютировал самый молодой и самый мощный атомоход в мире «50 лет Победы», построенный в 2007 г. Всего этим летом новый ледокол совершил три похода на Северный полюс со 100 туристами из США, Китая, Европы [4].
В конце 2008 г. атомный ледокольный флот, находившийся долгое время в доверительном управлении Мурманского морского пароходства, передан в государственную структуру Росатома — ФГУП «Атом-флот».
В перспективе для морских туристических круизов можно будет вновь использовать пассажирский теплоход ММП «Клавдия Еланская», осуществляющий в настоящее время пассажирские перевозки вдоль
Кольского полуострова. Например, маршрут теплохода можно продлить до Кандалакши с заходом в Умбу или восстановить популярные ранее круизы в Архангельск и на Соловецкие острова. Другое судно ММП — «Василий Косяков» продолжает перевозить туристов и паломников из Кеми на Соловецкий архипелаг. Стоимость трехчасового перехода в 2008 г. составляла 500 руб.
Основным конкурентом России на рынке морского туризма в Арктике является норвежская компания «Хуртирутен», организующая круизы на север Норвегии и архипелаг Шпицберген. В перспективе маршруты компании, заканчивающиеся, как правило, в Киркенесе, можно продлить до Мурманска и даже до Соловков и Архангельска. Целесообразно также восстановить прямое пассажирское сообщение по Баренцеву морю из Мурманска в норвежский Киркенес.
Стратегия развития морского туризма
в Мурманске
С 1990-х гг. Мурманск развивается как центр международного морского туризма, начальный пункт круизов по северным морям. Здесь базируется крупнейший в мире ледокольный атомный флот, который используется для летних арктических круизов. Атомные ледоколы являются федеральной государственной собственностью, не подлежащей приватизации. Из десяти мурманских атомоходов, переданных в 2008 г. в управление государственной корпорации «Росатом», два ледокола («Ямал» и «50 лет Победы») задействованы в арктических круизах в настоящий период.
В 2008 г. был выведен из эксплуатации атомоход «Арктика». Среди возможных путей его дальнейшего использования предлагается и его переоборудование под плавучий отель, что сможет частично решить проблему дефицита гостиничных мест в Мурманске.
Старейший в мире атомный ледокол «Ленин», построенный в 1959 г. и выведенный из эксплуатации спустя 30 лет, в ближайшее время станет ключевым объектом морской историко-культурной зоны, зарождающейся в районе морского вокзала. В 2009 г., к 50-летию атомохода и 50-летию атомного флота России, на борту «Ленина» планируется открыть музей истории атомного флота России и освоения Северного морского пути.
В настоящее время ведутся подготовительные работы к постановке ледокола на вечную стоянку у плавпричала морского вокзала, установлен информационный стенд на формируемой набережной. На содержание атомохода «Ленин» ежегодно тратится 25 — 30 млн. руб. [4].
На 2009 г. запланированы проектные работы по реконструкции причала дальних линий и здания морского вокзала, дальнейшему благоустройству и удлинению набережной. Техническое состояние главного пассажирского пирса морвокзала уже не позволяет принимать современные круизные суда длиной более 140 м.
В перспективе иностранные круизные лайнеры могут быть приняты причалами морского вокзала, а не глубоководными причалами торгового и рыбного портов, как сейчас. Тем более что эта территория регламентирована для посещения: на него необходимо оформление пропуска.
Монополистом в сфере въездного круизного туризма в Мурманске уже много лет является туроператорская компания «Нордморсервис тревел». Ежегодно она принимает и обслуживает в Мурманске 4 — 5 круизных лайнеров с европейскими туристами. Количество туристов на борту одного судна варьируется от 160 до 1 000 чел. Среди них преобладают пенсионеры из Германии и Великобритании. В среднем судно стоит в Мурманске 9 — 12 часов. За это время туристы успевают ознакомиться
с городскими достопримечательностями и потратить десятки тысяч евро в музеях, сувенирных лавках и ресторанах города. Проблемой в этом виде туризма является нехватка комфортабельных экскурсионных автобусов туркласса. Для одного крупного круизного судна необходимо 15 — 17 автобусов.
Стратегическим направлением развития морского туризма в Мурманске является создание новых уникальных морских достопримечательностей и организация событийных мероприятий. Так, начиная с 2006 г. в городе стал проводиться яркий спортивный праздник «Мурманская миля» с традиционным заплывом через Кольский залив. Здесь, в районе нового моста, целесообразно построить благоустроенную морскую набережную длиной 1 500 м.
Украсить перспективные мурманские набережные могут малые городские скульптуры, связанные с морской тематикой, и музейно-выставочный комплекс морской техники под открытым небом, как это сделано, например, в Калининграде и во Владивостоке.
Единственный на Русском Севере океанариум (театр морских животных), объект показа мирового уровня, можно дополнить, создав на его базе музейно-познавательный центр «Жизнь северных морей» с панорамным океанским аквариумом.
Проблемы развития туризма на архипелаге Шпицберген
Одним из основных центров арктического туризма в Баренцевоморском регионе является архипелаг Шпицберген, который посещают в год до 40 тыс. туристов.
Основным туроператором по российским поселкам архипелага является норвежско-немецкая компания «Шпицберген тур». Компания организовала регулярные летние программы по туризму, основанные на проживании групп в пос. Пирамида по нескольку дней, в отличие от других
компаний, которые использовали российские поселки лишь в качестве экзотического места проведения экскурсий во время кратких посещений на несколько часов.
Для российских поселков на Шпицбергене характерны серьезные экономические проблемы и необходимость значительных государственных субсидий. Лишь в какой-то степени улучшению экономической ситуации способствует весьма ограниченный туризм.
Несмотря на большие экономические достижения в туризме соседнего норвежского поселка Лонгиербюен, российские поселки на Шпицбергене не уделяют должного внимания развитию туристической деятельности в качестве дополнительной экономической основы их хозяйствования.
В то время как туризм, связанный с проживанием в гостинице, играет очень незначительную роль в Баренцбурге и Пирамиде, в Лонгиербюене в период с 1993 по 2006 г. количество мест в отелях возросло с 0 до 500, что дает около 70 000 человекодней проживания в год, обеспечивая работой свыше ста человек. В 2006 году туристы оставляли в Лонгиербюене от 60 до 100 млн. норвежских крон ежегодно — это больше стоимости всего продаваемого трестом «Арктикуголь» угля [6]. Подобное успешное развитие финансировалось главным образом самими туристическими компаниями. Учитывая высокие цены и высокий уровень жизни в Лонгиербюене, необходимо отметить, что за последнее десятилетие экономические перемены оказались успешными. Туризм сыграл в них важную роль как один из главных источников обеспечения работой, стимулятор развития разнообразной инфраструктуры (магазины, рестораны, отели), а также роста численности населения, который был бы невозможен без дополнительных средств, привносимых в Лонгиербюен туристами. В связи с этим возникает вопрос: почему
туризм практически не играет никакой роли в соседних российских поселках, несмотря на их тяжелое экономическое положение и высокую потребность в постоянных государственных субсидиях?
Летний туризм в Пирамиде был прекращен с 2000 г. по причине нежелания треста «Арктикуголь» вести переговоры о соглашении на долгосрочной основе, хотя его заключение было условием для приложения сил к организации широкого маркетинга и тем самым привлечения необходимого числа клиентов, что позволило бы сбалансировать стоимость поддержания туристической инфраструктуры отдаленного, оставленного людьми поселка.
В Баренцбурге ежегодный доход от туризма, по нашим подсчетам, может достигать приблизительно 1 млн. норвежских крон, что составляет чуть более 1% от дохода, приносимого туризмом в Лонгиер-бюене [6]. Практически весь туризм заключается в коротких полуторачасовых экскурсиях по поселку, тогда как гостиница почти не используется для проживания туристами.
Туризм и добыча угля — абсолютно разные производства зачастую с противоположными потребностями. Поэтому превращение туризма в основную экономическую опору российских поселков маловероятно до тех пор, пока их руководство в случае каких-либо сомнений предпочтение будет отдавать добыче угля. Это особенно характерно для Баренцбурга, где развитие туризма особенно затруднено транспортной малодоступностью поселка.
Смена руководства треста «Арктику-голь» привела к замене почти всего персонала, связанного с обслуживанием туристов, что повлекло за собой потерю профессионализма в работе с иностранными туристами. Норвежский губернатор архипелага потребовал закрытия гостиницы в Пирамиде, и компании «Шпицберген тур»
ничего не оставалось, как исключить поселок из туристических программ после 2000 г. [6]. В связи с подобной ситуацией необходимо, чтобы работы по спасению поселка были бы руководству выгоднее, нежели расходы от его упадка и последующего дорогого восстановления. Предполагается:
— создание в российских поселках руководящего органа, получающего ограниченные государственные субсидии и практически не зависящего от какой-либо местной компании;
— разработка долгосрочной концепции по туризму в каждом поселке, сфокусированной на видах туризма, в которых поселки имеют преимущества перед Лонгиербю-еном (особенно природный аспект, культура, сотрудничество науки с туризмом и т. д.).
Правительство Мурманской области предлагает норвежцам создать на архипелаге Шпицберген совместную промышленно-экономическую зону. Россия и Норвегия могли бы стать стратегическими партнерами в развитии инфраструктуры и туристического бизнеса Шпицбергена.
Литература
1. Блинов, В. Сто дней в Арктике / В. Блинов // Мурманский вестник. — 2008. — 11 янв.
2. Боярский, П.В. Создание системы особо охраняемых природных и историко-культурных территорий Баренцевоморья / П.В. Боярский // Труды Морской арктической комплексной экспедиции. Т. 3. - М., 1994. - С. 10-12.
3. Чесноков, И. «Русская Арктика» не за горами / И. Чесноков // Мурманский вестник. — 2007. — 8 сент.
4. Информация, предоставленная пресс-службой Мурманского морского пароходства, за 2008 год.
5. Харитонова, Г.Н. Ниша России на рынке международных туристических услуг в Арктике: современное состояние и перспективы / Г.Н. Харитонова // Морская стратегия России и экономическая деятельность в Арктике. — Апатиты: Кольский научный центр РАН, 2008. — С. 20.
6. Умбрейт, А. Туризм как основа экономического будущего российских поселков на Шпицбергене: уроки истории, возможности и перспективы / А. Умбрейт // Архипелаг Шпицберген в исторических исследованиях. — М., 2006. — С. 339-345.